Развлечение для детей старшего разновозрастного дошкольного возраста и родителей. «Пришла коляда – отворяй ворота

Конкурсант:

Лысякова Александра Николаевна,

Воспитатель старшей разновозрастной группы

СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»

Абатский район

Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.

Задачи:

  1. Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
  2. Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
  3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
  4. Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.

Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.

Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»

Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?

Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.

Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.

Поют все:

Коляда, коляда!

Пришла коляда.

На другой день Рождества!

Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?

Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.

Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.

Девочка : А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:

Пошла коляда

В первый день Рождества

В первый день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба: Кто там?

Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тому двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Бабушка Люба:

Ах вы хитрые ребятки.

От гадайте -ка загадки.

Загадывает загадки.

1.Голодна – мычит.

Сыты – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажаты в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.

Бабушка Люба:

Теперь игра не развлечение,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:

За ваша старанье

Вот вам угощенье.

Кушайте на здоровьице

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят

Ряженый родитель:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.

Колядка:

Пошла коляда,

В другой день Рождества

В другой день Рождества

Из ворот в ворота.

Посреди двора остановимся

Остановимся да поклонимся.

Дети подходят к дому и стучат в дверь.

Дети: Дома ли хозяйка?

Баба Нэля: Дома, дома.

Открывает дверь дети заходят.

Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!

Милости просим!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем душевно встречаем.

А колядующих всегда уважаем.

Девочка Даша:

Господин, господа

Господинова жена,

Двери отварите

И нас одарите!

Пирогом, калачом.

Или чем –ни будь еще!

Девочка Юля:

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Лил хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Девочка Ника:

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!

То подаст пирога,

Тома двор живота

Мальчик Дима:

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет

Колядку потешает.

Мальчик Саша:

Шедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Мальчик Никита:

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяин, не томи,

Поскорее подари!

Мальчик Паша:

Этого мало,

Дай кусок сало.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Девочка Даша К:

Пролетел соколок

Через тетушки дворок

Обронил сапожек

Дай, тетушка, пирожок.

Баба Нэля:

Нету, деточки, нету милые.

Уж стара я стала, прибирать все стала:

Пирожок – на полок,

Пяточек – в сундучок.

Мальчик Артем:

Не дашь мне ватрушки-

Получишь по макушке!

Не дашь пирога-

Уведу корову за рога.

Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!

Погодите же постойте, песенку сначала спойте.

Девочка Соня:

Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.

Дети поет песню «Снеженика».

Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.

  1. Что такое снеженика? Что такое снеженика?

Что такое снеженика? Я ответить вам могу:

Это ягода такая, это ягода такая,

Это ягода такая, что искрится на снегу.

  1. У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,

У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.

И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,

И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.

  1. Снеженику не ищите, снеженику не ищите,

Снеженику не ищите, по лесам и по полям,

Потому что, потому что, потому что снеженика,

Потому что снеженика – это выдумка моя.

Приложение музыкальное №1

Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.

Хлебом – солью привечаю,

Кашей, чаем угощаю!

Ложки деревянные, пирожки румяные.

Проходите гости дорогие!

Ну, дети, присаживайтесь!

Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.

Бабушка Нэли :

Наступили Святок

Радостные дни.

И зажглись на елках

Яркие огни.

Погадаем, ведь без этого нельзя.

Мы узнаем многое друзья.

Баба Нэля гадает детям.

Ход гадания:

Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.

Мальчик Руслан:

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конешню коней

В хлевушку телят

В избушку ребят,

В подпечку котят!

Девочка Соня:

Счастья вам,

Хозяин с хозяюшкой.

Большого здоровья

С новым годом,

Со всем родом!

Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.

Родитель ряженый:

С Рождеством Вас поздравляем,

Счастья, радости желаем!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеница,

И горох, и чечевица!

На столе – всегда пирог,

Легких вам всегда дорог!

Вам желает коляда

Счастья, радости добра.

Возвращаясь в детский сад поют.

Сеем, веем, посеваем

С новым годом поздравляем.

Кабы нам колядок

На недель десяток

Подойдя к садику воспитатель спрашивает.

Воспитатель: А какие же святки без плясок?

Девочки: А мы ногу на носок

Мальчики: Мы присядем ногу в бок.

Девочки: Тапотушками пойдем.

Мальчики: С вами мы плясать пойдем.

Звучит русская народная песня «Барыня»

Приложение №2

Танцуют все дети и взрослые.

Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю

Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»

Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют

«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»

При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.

Наталья Дуплинская
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»

Цель : Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки.

Задачи :

1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры

2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника.

3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур : культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.

Предварительная работа : Беседа : «Святочные посиделки» ,

Разучивание детьми колядок , песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков.

Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр.

Ход мероприятия.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника : Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.

На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.

Святки праздновались очень весело : ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы , прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам , колядовали . Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни , или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.

А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.

Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать , получая радость от этого Святочного обычая.

Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь .

Дети входят в зал, где их встречает скоморох.

Скоморох :

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла .

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Мальчишки и девчонки. А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая. А сама она веселая да добрая.

Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте :

Коляда , Коляда отворяйте ворота ,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,хоть пятак

Не уйдём из дома так!

Дети стучатся в дом.

Бабушка Люба : Кто там?

Скоморох : Это мы, колядовщики , позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.

Заходят в дом и начинают петь

Коляда , коляда ,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом

Петушка с гребешком.

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка – то топится,

Пирожка- то хочется!

Ты хозяйка, не томи,

Поскорее подари!

Бабушка Люба :

Ах, вы хитрые ребятки.

Отгадайте - ка загадки.

Загадывает загадки.

1. Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молоко дает. (корова)

2. Кто не в жару, не в стужу

Не снимает шубу. (овца, баран)

3. Спереди пяточек,

Сзади крючок, посередине спинка,

На спине щетинка. (свинья)

4. На дворе построен дом,

На цепи хозяин в нем. (собака)

5. Кто имеет пяточек,

Не зажатый в кулачек (свинья)

6. Идет, идет, бородой трясет,

Травки просит Ме-ме-ме,

Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)

Бабушка Люба :

В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

Коляда – молода , вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Бабушка Люба угощает детей пирогом.

А сейчас хочу позвать вас

Поиграть повеселится

В русский пляс с душой пуститься

Раз-два, раз-два, начинается игра

Теперь игра не развлечение ,

А с большим значением.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Игра с веревочкой.

Ход игры : Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь , чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу.

Скоморох :(ходит рядом с детьми и приговаривает) :

Как у нас-то козел,

Что за умный был :

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил.

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Как пошел наш козел

Да по лесу гулять,

Да дружочка выбирать.

Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу» .

Ход игры : Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту :

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем и снова начинаем.

Скоморох :

А у нас ребятки удаленьки,

Наденут шарфы, да валенки.

Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам» .

Выбирается 2 команды детей : первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой.

Бабушка Люба :

У меня для вас игра – ух, и снежная она.

Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы?

Скоморох :

Мы ребяток позовём,

Сосульки все скорей собьём.

Аттракцион «Сбей кеглю снежком» .

Скоморох :

Святки празднует народ!

Становитесь в хоровод!

Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот ».

Скоморох :

Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые!

Бабушка Люба :

Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим.

Игра «Палки-моталки»

Правила игры : Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза

Скоморох :

Дети, дети все сюда,

Здесь весёлая игра

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся играть.

Игра «Золотые ворота »

Правила игры : Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота » . Все остальные проходят через «ворота » и четко проговаривают слова.

Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

Ну, а в третий раз не пропустим вас!

(Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался» , становится в «ворота » .)

Бабушка Люба :

В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали.

Спасибо, вам, колядовщики

Вы садитесь, отдохните,

Друг на друга поглядите,

И друг другу для потехи

Небылицы расскажите.

Дети читают Небылицы

1. Андрей-воробей

на коне катался

На берёзу налетел,

Без сапог остался.

2. Таня-баня шла по броду,

Решетом носила воду.

А помыть хотела пол

Приморозила подол.

3. На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень,

Шёл не ворочится ,

А веселиться хочется.

4. Между небом

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом,

К небу прицепился.

Бабушка Люба :

В святые вечера люди колядовали и гадали . Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания , чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.

Гадание "На профессию"(в мешочке лежат следующие предметы) :

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Нитки – портной

3. Книжка – писатель

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир

9. Кроссовок - спортсмен

10. Лупа- учёный

11. Самолёт – лётчик

Скоморох :

А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание.

Только берегите звездочку.

Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.

Бабушка Люба :

Ах, спасибо вам, ребятки,

Что пришли в мой дом на святки!

Пожелали мне добра!

Вот вам угощенье -

Вкусное печенье

Сладкие конфетки,

Кушайте, детки!

Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела» , благодарят и уходят

МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»

Развлечение для детей старшей группы

«Новогодние колядки»

Провели: воспитатель Синюшина Е.Г

музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.

Январь 2018 г.

Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.

Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.

Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.

ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!

Собрались мы с вами на беседу для забавушки.

Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.

Приходили ребятки на веселые колядки.

Песни петь, плясать, да загадывать загадки.

Праздник этот самый длинный,

Он веселый и старинный.

От рождества до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели,

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

По дворам ходили,

Пели разные колядки.

Так давайте же сейчас

Колядки встретим мы у нас!

/Раздается звук трещеток, дудочек./

Дети заходят под слова.

Дети. Пришла Коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Хозяйка . Кто там?

Дети: Это мы, колядовщики!

Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!

Хозяйка: Пойте!

Все исполняют колядку:

Дай Бог радости тому, кто в этом дому!

Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,

Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!

Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!

Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Тетенька, добренька,

Дай что-нибудь сдобненька,

Пышку да лепешку, да свиную ножку.

Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!

Пряники, конфетки!

Кушайте, детки!

/В мешок насыпает хозяйка угощение/

Дети : Спасибо!

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Вам и плюшек с творогом

И детишек полон дом!

Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.

Заводите хоровод, да споем «Метелицу».

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.

4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем

Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.

Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?

Дети: Козу, медведя, коня, свинью.

Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?

Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».

Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.

Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?

Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.

Где коза проходит,

Там пшеница родит.

Где коза махнет хвостом,

Там и рожь взойдет кустом,

Где коза шагнет ногою –

Там хлеба взойдут копною.

А где заденет рогом –

Там взметнутся стогом.

Дети, давайте позовем козу в круг.

Дети: Коза, коза, иди сюда.

Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:

«Идет в гости коза,

К нам коза – дереза,

Идет коза рогатая,

Идет коза богатая,

Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.

Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?

Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.

Хозяйка: А что же она любит?

Воспитатель. Нашей козочке немного надо:

Ведерко гречки,

Да горшок овса,

А поверх овса - колбаса,

Да три куска сала,

Чтобы коза встала..

Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.

Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!

Игра «Шла коза по лесу»

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И просто так попляшем, попляшем, коза.

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.

Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?

Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.

Колядовщики разбрасывают зерна.

Дети. Сеем, сеем посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем

Овес, ячмень посыпаем.

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.

Ах, спасибо вам, колятки,

Что пришли в наш дом на святки!

Пожелали нам добра!

Вот вам угощенье - Вкусное печенье

Сладкие конфетки, Кушайте, детки!

(Вмешочек насыпает угощение)

Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.

Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.

Ай, вы хитрые ребятки

Отгадайте ка загадки.

    Отворилась тихо дверь --

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род -

На охоту вышел … /Кот/

    Летало одеяло

Мягкое, белое

Солнце припекло

Одеяло потекло. /Снег/

    В синем небе светляки

Не дотянешь к ним руки,

А один большой светляк

Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/

    По полю рыщет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. / Ветер/

    Хоть сама и снег и лед

А уходит слезы льет. /Зима/

    Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /

    Наша барыня сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила

Пирогов нам напекла. /Печка/

Воспитатель: Пришла коляда

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте,

Игры начинайте.

Игра «Бояре»

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Молодые, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Молодые нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяйка : Без гаданья, что за святки?

Погадаем-ка, ребятки!

Игра-гадание «Башмачок»

/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/

Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.

С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!

Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу,

Всем отрежу по куску.

Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!

Не режь, не ломай, весь пирог подавай!

Игра «Пирожок»

/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.

Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»

После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.

Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.

Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».

Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/

Дети. Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.

Воспитатель. Коляда пришла

Всем веселья принесла

Не сидите не скучайте

Угощенья получайте.

/Угощаем гостей /

Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!

Святки - колядки в детском саду. Сценарий

Развлечение в старшей группе «Рождественские Колядки»

Пухова Светлана Николаевна - Воспитатель МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАО
Цель: Приобщение детей к русским христианским традициям.
Задачи: Ознакомить с традиционным видом рождественского обычая – колядками. Содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников. Воспитывать желание потрудиться для того, чтобы порадовать близких на праздниках.
Предназначение: данное развлечение предназначается для детей старшей 5-6 лет, для молодых воспитателей, для музыкальных руководителей.
Группа оформлена в виде деревни: столы – за ними сидят хозяева (гости - бабушки, мамы..), угощения.

Ведущий: Добрый вечер уважаемые гости. Сегодня мы хотим вам рассказать о месяце январе. Познакомим с традиционным видом рождественского обычая - колядками.
Помогут мне ребята нашей группы. (выходят трое детей и рассказывают друг за другом)
1.Ребенок:
Январь, по-старинному величают «крыша зимы»,
«шапкой». А между тем январь – перелом зимы, перезимье.
Новый год – к весне поворот:
Январь – году начало, зиме серединка.
Месяц январь – зимы государь.
2.Ребенок:
В «святочное время» с 7 по 19 января-
Пели на Руси колядки.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
3.Ребенок:
Обычай «кликать коляду» был известен
По всей Руси: под окнами каждого дома пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году;
Славили хозяев, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Ведущий:
Слышите? И к нам идут ряженые, давайте встретим их.
1. Ребенок:
Ой, к вам мы идём,
Ой, счастье несём,
Песни распеваем,
С рождеством Мы поздравляем!

2. Ребенок:
Коляда, коляда, подавай пирога,
Дай блин, дай кашку.
Свиную ножку, Всем понемножку.
Неси, не тряси – давай, не ломай.
Большой мешок добра
И немножко серебра,
А не будете дарить,
Мы не будем вас хвалить.
Ведущий: А начиналось всё так:
(пастухи; звезда; пещера; девочка – мать держит ребёнка на руках за прозрачными занавесками)
Звучит музыка «Авэ - Мария»

3. Ребенок:
В Рождество Христово
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел.
Вы, люди, радуйтесь,
Этот день торжествуйте
Рождество Христово ликуйте.
4. Ребенок:
Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Ведущий: По обычаю после рождества начинались гуляния.
5. Ребенок:
Кот, кот, на чём стоишь?
На квашне?
Что в квашне?
Квас.
Лови мышей, а не нас.
Игра «Мурка – жмурка»
(одному ребенку завязывают глаза, он водящий – ловит всех детей с завязанными глазами)

6. Ребенок:
Динь – динь – динь - бубенцы звенят
Динь – динь – дон бубенцы радуют ребят
Бубенцы, бубенцы! Что за торжество?
Отвечают бубенцы - «Это Рождество!»
Ведущий: На Святки пришлись не только Колядки, но и гадания. Кто же нам погадает?
(Входит цыганка)
Цыганка: Позолотите ручку, а я всю правду скажу, ничего не утаю.
Игра «Кто кем будет?»
Цыганка проходит мимо детей, они достают предметы из мешка:
(Кастрюля – поваром; жезл – полицейский; шприц – доктор;
Ручка – учитель; книга – библиотекарь; деньги – бухгалтер; машина – водитель…)

Ведущий: Ещё на праздник невесты выбирали себе женихов. Бросали варежки. У кого совпадала пара варежек, тот находил себе пару.


7. Ребенок:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
Игра «Ловишка»
Эх, коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ну скорее нас лови!
(дети разбегаются в разные стороны, ведущий собирает их)

Ведущий : От избы к избе (от дома к дому) ходили колядовщики, славя в песнях хозяев и соседей.
8. Ребенок:
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Тёпленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьём, или рубль серебром!
Хозяева - Гости: Спасибо вам ряженые за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Подаёт ряженым поднос с печеньем и конфетами.
Ведущий: Дай Бог тому, кто в этом дому,
Здоровья, света
На многие лета.
Спасибо вам за веселье, за игры, доброго здоровьица. Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Ряженые уходят с песнями.


Спасибо!

Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»

Из опыта работы

воспитателя Иванчук С. М. ,

Рождественские колядки

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.

Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;

сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;

воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.

Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.

Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .

Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?

Да сейчас - январь.

- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»

А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)

В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.

Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.

Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о рождестве рассказ

Я была взволнованна до слез-

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А глухой пещере, на соломе

Ангелы, над ним склонившись, пели.

Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.

Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !

1 ребёнок : В этот зимний вечерок

Вьётся над трубой дымок,

Месяц светится над ней,

А в избе полно гостей.

2 ребёнок : Здесь и красные девицы,

Раскрасавицы - сестрицы,

Добры молодцы кругом,

И хозяйка за столом.

Посиделки здесь у нас.

3 ребёнок : Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

«Белый снег белешенький»

1. Белый снег белешенький

Постели дороженьку

Чтобы мы играли

Рождество встречали

2. Встретим мы чудесными

Играм и песнями

Мы живем счастливо

Всей земле на диво…

Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!

Игра «Тесто»

Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.

Игра «Пирог»

(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .

Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.

Девочки :

Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

(Из горшка вынимает полотенце)

Воспитатель : Полотенце!

Далеко расстилается…

Ждет тебя дорога, путешествие.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают второй горшок с булкой)

Воспитатель : Булка!

Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит

В твоем дом достаток будет, благополучие.

(выбирают третий горшок с кольцом)

Воспитатель : Колечко!

Сейте муку, пеките пироги!

Ко мне гости будут

К тебе – женихи.

Хоровод продолжается кружится

(выбирают четвертый горшок с лентой)

Воспитатель : Лента!

Через поле идучи

Русу косу плетучи

Шёлком переплетаючи

Лента – к богатству, прибыли

(в пятом горшке пуговица)

Воспитатель : Пуговица!

Ой, ходил жучок по заваленке

Выбросил добро по мочаленке

Жить тебе в большой семье

Счастливой жизнью!

(в шестом горшке бусы)

Воспитатель : Бусы!

Бусы яркие достала

Да к себе все примеряла

Так и быть же тебе

Красою видной на селе!

(в седьмом горшке колокольчик)

Воспитатель : Колокольчик!

В песнях ты успех увидишь

Словно трели соловья

Петь тебе везде, всегда.

Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)

В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)

Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)

Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»

Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.

А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.

Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.

В исполнении детей прозвучит «Колядка »

Сею,сею, посеваю.

С новым годом поздравляю,

Открывайте сундучок

Подавайте пятачок!

Хоть печенье, хоть варенье

Нам на угощенье!

Игра «Найди пару» (рукавички)

Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.

Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.

4 ребёнок : В тихий рождественский вечер

В небе сияет звезда.

Сердечко моё так и бьётся –

Радость на землю пришла!

5 ребёнок :

Мороз на окошке рисует

Узор очень тонкий, чудной.

Снежинка свой вальс танцует,

Кружась под яркой звездой.

В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »

1. Снежинки спускаются ниже

И звездочки в небе горят

Рождественский праздник все ближе

И радость в глазах у ребят

Слетаются к елочке ангелы,

На веточках светятся свечи.

Веселому празднику рады мы

В чудесный рождественский вечер .

2. И звездочка яркая светит,

Она улыбается нам.

Танцуют под музыку дети

И песни звучат тут и там.

Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.

Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.

Вносят пирог со свечами.

Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.

Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .


Top