Развлечение для детей старшего разновозрастного дошкольного возраста и родителей. «Пришла коляда – отворяй ворота
Конкурсант:
Лысякова Александра Николаевна,
Воспитатель старшей разновозрастной группы
СП МАОУ Коневская СОШ детский сад «Солнышко»
Абатский район
Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников.(праздники народного календаря) – Святки.
Задачи:
- Знакомство воспитанников и родителей с истоками русской народной культуры
- Активизировать родителей к подготовке и проведению народного праздника.
- Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
- Сближение членов семьи, родственников и людей живущих в одном селе.
Предварительная работа: Беседы: «Традиции народных праздников», «Правила приглашения гостей и гостевой этикет», «Особенности организации праздничного действа». Разучивание детьми и родителями колядок, песен, игр, танцев. Изготовление сувениров.
Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведению праздничного шествия. Оформление изб, проведение ритуалов – гадания, игр.
Материал: Грамзапись «Барыня», маски животных, карандаши, ножницы, краски, клей, бумага, нитки, сценарий «Пришла коляда- отворяй ворота»
Участники: Воспитатель, воспитанники и родители старшей разновозрастной группы.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?
Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.
Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.
А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.
Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая.
Дети и родители надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь.
Поют все:
Коляда, коляда!
Пришла коляда.
На другой день Рождества!
Девочки: Мальчишки, а что будем делать дальше?
Мальчик: А пойдемте к моей бабушке Любе.
Девочка : Правильно, у нее изба широкая печка жаркая.
Девочка : А сама она веселая да добрая.
Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте:
Пошла коляда
В первый день Рождества
В первый день Рождества
Из ворот в ворота.
Посреди двора остановимся
Остановимся да поклонимся.
Дети стучатся в дом.
Бабушка Люба: Кто там?
Дети : Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.
Заходят в дом и начинают петь
Девочка Даша:
Господин, господа
Господинова жена,
Двери отварите
И нас одарите!
Пирогом, калачом.
Или чем –ни будь еще!
Девочка Юля:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком.
Девочка Ника:
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
То подаст пирога,
Тому двор живота
Мальчик Дима:
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет
Колядку потешает.
Мальчик Саша:
Шедрик- Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Мальчик Никита:
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка- то хочется!
Ты хозяин, не томи,
Поскорее подари!
Мальчик Паша:
Этого мало,
Дай кусок сало.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Мальчик Артем:
Не дашь мне ватрушки-
Получишь по макушке!
Не дашь пирога-
Уведу корову за рога.
Мальчик Руслан:
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конешню коней
В хлевушку телят
В избушку ребят,
В подпечку котят!
Девочка Соня:
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья
С новым годом,
Со всем родом!
Бабушка Люба:
Ах вы хитрые ребятки.
От гадайте -ка загадки.
Загадывает загадки.
1.Голодна – мычит.
Сыты – жует,
Малым ребяткам молоко дает. (корова)
2. Кто не в жару, не в стужу
Не снимает шубу. (овца, баран)
3. Спереди пяточек,
Сзади крючок, посередине спинка,
На спине щетинка. (свинья)
4. На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)
5. Кто имеет пяточек,
Не зажаты в кулачек (свинья)
6. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит Ме-ме-ме,
Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)
Бабушка Люба выходит с детьми из дома во двор.
Бабушка Люба:
Теперь игра не развлечение,
А с большим значением.
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Игра с веревочкой.
Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, что бы веревочка не задела ноги. Баба Люба Раскручивает веревку Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те кто всех дольше остается в кругу. Баба Люба:
За ваша старанье
Вот вам угощенье.
Кушайте на здоровьице
Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят
Ряженый родитель:
С Рождеством Вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница,
И горох, и чечевица!
На столе – всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Вам желает коляда
Счастья, радости добра.
Дети выходят и с песней которую поют вместе. Идут в следующий дом.
Колядка:
Пошла коляда,
В другой день Рождества
В другой день Рождества
Из ворот в ворота.
Посреди двора остановимся
Остановимся да поклонимся.
Дети подходят к дому и стучат в дверь.
Дети: Дома ли хозяйка?
Баба Нэля: Дома, дома.
Открывает дверь дети заходят.
Баба Нэля: Добрый день гости званые и желанные!
Милости просим!
Рады гостям, как добрым вестям.
Всех привечаем душевно встречаем.
А колядующих всегда уважаем.
Девочка Даша:
Господин, господа
Господинова жена,
Двери отварите
И нас одарите!
Пирогом, калачом.
Или чем –ни будь еще!
Девочка Юля:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Лил хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком.
Девочка Ника:
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
То подаст пирога,
Тома двор живота
Мальчик Дима:
Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет
Колядку потешает.
Мальчик Саша:
Шедрик- Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Мальчик Никита:
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка- то хочется!
Ты хозяин, не томи,
Поскорее подари!
Мальчик Паша:
Этого мало,
Дай кусок сало.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
Девочка Даша К:
Пролетел соколок
Через тетушки дворок
Обронил сапожек
Дай, тетушка, пирожок.
Баба Нэля:
Нету, деточки, нету милые.
Уж стара я стала, прибирать все стала:
Пирожок – на полок,
Пяточек – в сундучок.
Мальчик Артем:
Не дашь мне ватрушки-
Получишь по макушке!
Не дашь пирога-
Уведу корову за рога.
Баба Нэля: Не плясали и не пели, угощенья захотели!
Погодите же постойте, песенку сначала спойте.
Девочка Соня:
Даша в круг ты выходи хозяйку песней весели.
Дети поет песню «Снеженика».
Сл.М.Пляцковского муз. Я. Дубравина.
- Что такое снеженика? Что такое снеженика?
Что такое снеженика? Я ответить вам могу:
Это ягода такая, это ягода такая,
Это ягода такая, что искрится на снегу.
- У неё такой лучисты, у неё такой лучисты,
У неё такой лучисты, серебристы, белый цвет.
И для Снежной королевы, И для Снежной королевы,
И для Снежной королевы ничего вкуснее нет.
- Снеженику не ищите, снеженику не ищите,
Снеженику не ищите, по лесам и по полям,
Потому что, потому что, потому что снеженика,
Потому что снеженика – это выдумка моя.
Приложение музыкальное №1
Баба Нэля: Благодарит детей и говорит.
Хлебом – солью привечаю,
Кашей, чаем угощаю!
Ложки деревянные, пирожки румяные.
Проходите гости дорогие!
Ну, дети, присаживайтесь!
Дети проходят бабушка угощает чаем с пряниками.
Бабушка Нэли :
Наступили Святок
Радостные дни.
И зажглись на елках
Яркие огни.
Погадаем, ведь без этого нельзя.
Мы узнаем многое друзья.
Баба Нэля гадает детям.
Ход гадания:
Приготовленные сувениры раскладываются на поднос и закрываются салфеткой. Дети подходят по одному и на ощупь вытягивают один предмет. Затем показывают его всем, а хозяйка предсказывает судьбу.
Мальчик Руслан:
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конешню коней
В хлевушку телят
В избушку ребят,
В подпечку котят!
Девочка Соня:
Счастья вам,
Хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья
С новым годом,
Со всем родом!
Дети благодарят и дарят «Ангелочков» Бабе Нэле и уходят.
Родитель ряженый:
С Рождеством Вас поздравляем,
Счастья, радости желаем!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеница,
И горох, и чечевица!
На столе – всегда пирог,
Легких вам всегда дорог!
Вам желает коляда
Счастья, радости добра.
Возвращаясь в детский сад поют.
Сеем, веем, посеваем
С новым годом поздравляем.
Кабы нам колядок
На недель десяток
Подойдя к садику воспитатель спрашивает.
Воспитатель: А какие же святки без плясок?
Девочки: А мы ногу на носок
Мальчики: Мы присядем ногу в бок.
Девочки: Тапотушками пойдем.
Мальчики: С вами мы плясать пойдем.
Звучит русская народная песня «Барыня»
Приложение №2
Танцуют все дети и взрослые.
Ряженый родитель: А теперь я вас приглашаю
Поиграть в русскую народную игру «Перелизы»
Ход игры: Играющее берутся за руки, образуя круг Один остается в середине Все поют
«У дядюшки Трифона семеро детей. Семеро детей, да все сыновья, Они не пьет, не едят, друг на друга глядят. И делают все вот так…»
При этом стоящий в середине ребенок делает какое -либо движение и все играющее его должный повторить. Кто опоздает или сделает по своему выбывает из игры. Воспитатель: А теперь ребята со все что мы на колядовали, чем нас одарили бабушки будем пить чай. Давайте накроем стол.
Наталья Дуплинская
Развлечение для старшей группы «Коляда, Коляда! Отворяйте ворота»
Цель : Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки.
Задачи :
1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры
2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника.
3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур : культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая.
Предварительная работа : Беседа : «Святочные посиделки» ,
Разучивание детьми колядок , песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков.
Индивидуальная работа с родителями и детьми : Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр.
Ход мероприятия.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника : Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками.
На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие.
Святки праздновались очень весело : ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы , прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам , колядовали . Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни , или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам.
А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие.
Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать , получая радость от этого Святочного обычая.
Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь .
Дети входят в зал, где их встречает скоморох.
Скоморох :
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла .
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.
Мальчишки и девчонки. А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая. А сама она веселая да добрая.
Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте :
Коляда , Коляда отворяйте ворота ,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубь,хоть пятак
Не уйдём из дома так!
Дети стучатся в дом.
Бабушка Люба : Кто там?
Скоморох : Это мы, колядовщики , позвольте в дом войти, позвольте песни спеть.
Заходят в дом и начинают петь
Коляда , коляда ,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом
Петушка с гребешком.
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка – то топится,
Пирожка- то хочется!
Ты хозяйка, не томи,
Поскорее подари!
Бабушка Люба :
Ах, вы хитрые ребятки.
Отгадайте - ка загадки.
Загадывает загадки.
1. Голодна – мычит.
Сыта – жует,
Малым ребяткам молоко дает. (корова)
2. Кто не в жару, не в стужу
Не снимает шубу. (овца, баран)
3. Спереди пяточек,
Сзади крючок, посередине спинка,
На спине щетинка. (свинья)
4. На дворе построен дом,
На цепи хозяин в нем. (собака)
5. Кто имеет пяточек,
Не зажатый в кулачек (свинья)
6. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит Ме-ме-ме,
Дай – ка вкусной мне – е- е (коза)
Бабушка Люба :
В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Коляда – молода , вы хотите пирога?
Сейчас всех угощу,
Всем отрежу по куску.
Бабушка Люба угощает детей пирогом.
А сейчас хочу позвать вас
Поиграть повеселится
В русский пляс с душой пуститься
Раз-два, раз-два, начинается игра
Теперь игра не развлечение ,
А с большим значением.
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок.
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Игра с веревочкой.
Ход игры : Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь , чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу.
Скоморох :(ходит рядом с детьми и приговаривает) :
Как у нас-то козел,
Что за умный был :
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил.
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
Как пошел наш козел
Да по лесу гулять,
Да дружочка выбирать.
Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу» .
Ход игры : Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту :
Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем и снова начинаем.
Скоморох :
А у нас ребятки удаленьки,
Наденут шарфы, да валенки.
Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам» .
Выбирается 2 команды детей : первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой.
Бабушка Люба :
У меня для вас игра – ух, и снежная она.
Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы?
Скоморох :
Мы ребяток позовём,
Сосульки все скорей собьём.
Аттракцион «Сбей кеглю снежком» .
Скоморох :
Святки празднует народ!
Становитесь в хоровод!
Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот ».
Скоморох :
Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые!
Бабушка Люба :
Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим.
Игра «Палки-моталки»
Правила игры : Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза
Скоморох :
Дети, дети все сюда,
Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть.
Игра «Золотые ворота »
Правила игры : Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота » . Все остальные проходят через «ворота » и четко проговаривают слова.
Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается.
Ну, а в третий раз не пропустим вас!
(Стоящие опускают руки. Тот из детей, кто «попался» , становится в «ворота » .)
Бабушка Люба :
В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали.
Спасибо, вам, колядовщики
Вы садитесь, отдохните,
Друг на друга поглядите,
И друг другу для потехи
Небылицы расскажите.
Дети читают Небылицы
1. Андрей-воробей
на коне катался
На берёзу налетел,
Без сапог остался.
2. Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.
А помыть хотела пол
Приморозила подол.
3. На болоте стоит пень
Шевелиться ему лень,
Шёл не ворочится ,
А веселиться хочется.
4. Между небом
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом,
К небу прицепился.
Бабушка Люба :
В святые вечера люди колядовали и гадали . Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания , чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.
Гадание "На профессию"(в мешочке лежат следующие предметы) :
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Нитки – портной
3. Книжка – писатель
4. Муз. инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина - водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир
9. Кроссовок - спортсмен
10. Лупа- учёный
11. Самолёт – лётчик
Скоморох :
А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.
Ребята, ловите звездочки, загадывайте желание.
Только берегите звездочку.
Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.
Бабушка Люба :
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в мой дом на святки!
Пожелали мне добра!
Вот вам угощенье -
Вкусное печенье
Сладкие конфетки,
Кушайте, детки!
Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела» , благодарят и уходят
МБДОУ «Детский сад № 13 «Рябинка»
Развлечение для детей старшей группы
«Новогодние колядки»
Провели: воспитатель Синюшина Е.Г
музыкальный руководитель Ртищева О.Ю.
Январь 2018 г.
Цель. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр.
Задачи . Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки развивать интонационную выразительность речи.
Пробуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, создавая условия для ее проведения.
Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
Формировать эмоционально-положительное отношение и интерес к движениям, способствовать к перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.
Пробудить у детей любовь к родине, народным играм, к старине, воспитывать патриотизм.
ХОЗЯЙКА. Здравствуйте гости дорогие!
Собрались мы с вами на беседу для забавушки.
Как когда–то наши прадедушки и прабабушки.
Приходили ребятки на веселые колядки.
Песни петь, плясать, да загадывать загадки.
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
От рождества до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели,
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
По дворам ходили,
Пели разные колядки.
Так давайте же сейчас
Колядки встретим мы у нас!
/Раздается звук трещеток, дудочек./
Дети заходят под слова.
Дети. Пришла Коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Хозяйка . Кто там?
Дети: Это мы, колядовщики!
Дети . Здравствуй, хозяюшка! Разрешите, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать!
Хозяйка: Пойте!
Все исполняют колядку:
Дай Бог радости тому, кто в этом дому!
Дай на поле рожь густу, дай похлебку не пусту,
Да белой холстинки, да в хлеву скотинки!
Коляда, коляда, будет жизнь у вас сыта!
Дети . Чем вы нас, хозяюшка, одарите?
Тетенька, добренька,
Дай что-нибудь сдобненька,
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Хозяйка . Вот вам угощенье – сыр, да печенье!
Пряники, конфетки!
Кушайте, детки!
/В мешок насыпает хозяйка угощение/
Дети : Спасибо!
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Вам и каша густа, вам и мед на уста!
Вам и плюшек с творогом
И детишек полон дом!
Воспитатель: Дети, давайте повеселим хозяев. Попляшем все вместе.
Заводите хоровод, да споем «Метелицу».
♪ Песня «Метелица»
1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,
Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.
2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.
3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.
4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем
Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.
Хозяйка: В старину в этот день люди наряжались в разных животных? Как думаете в каких?
Дети: Козу, медведя, коня, свинью.
Хозяйка : А почему же козу любили больше всего?
Дети: Коза - символ богатства, плодородия. Люди говорили: « Где коза рогом - там жито стогом».
Воспитатель. Мы не сами к вам идем, мы козу во двор ведем.
Хозяйка: Козу? А зачем нам коза?
Воспитатель. Так у нас коза не простая. Есть такое поверье древнее, что коза приносит хозяину счастье, урожай большой.
Где коза проходит,
Там пшеница родит.
Где коза махнет хвостом,
Там и рожь взойдет кустом,
Где коза шагнет ногою –
Там хлеба взойдут копною.
А где заденет рогом –
Там взметнутся стогом.
Дети, давайте позовем козу в круг.
Дети: Коза, коза, иди сюда.
Коза делает вид, что не слышит. Дети идут по кругу и произносят:
«Идет в гости коза,
К нам коза – дереза,
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая,
Коза переставляет ноги в соответствии с ритмом стихов. На последнем слове падает перед хозяйкой на пол.
Хозяйка: Что случилось? Почему коза упала? Может быть, ей надо помочь подняться?
Воспитатель. Это коза - особенная. Она встанет только тогда, когда ей подарят подарок, или угостят на славу.
Хозяйка: А что же она любит?
Воспитатель. Нашей козочке немного надо:
Ведерко гречки,
Да горшок овса,
А поверх овса - колбаса,
Да три куска сала,
Чтобы коза встала..
Хозяйка одаривает козу. Насыпает угощение в мешочек. Коза встает, пританцовывая, уходит.
Хозяйка: Ты не уходи, останься у нас! Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать!
♪ Игра «Шла коза по лесу»
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.
Головкой покачаем, качаем, качаем,
И снова начинаем, тарам-парам-пам-пам.
Воспитатель: Хозяйка, а сорить у вас можно?
Хозяйка: Можно, можно. Сори сколько хочешь.
Колядовщики разбрасывают зерна.
Дети. Сеем, сеем посеваем,
И пшеницей посыпаем.
Сеем, сеем посеваем
Овес, ячмень посыпаем.
С Новым годом поздравляем!
Хозяйка: Вот спасибо, гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатого урожая, да здоровья крепкого.
Ах, спасибо вам, колятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали нам добра!
Вот вам угощенье - Вкусное печенье
Сладкие конфетки, Кушайте, детки!
(Вмешочек насыпает угощение)
Воспитатель: Ну, а теперь будем праздник продолжать.
Хозяйка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Ай, вы хитрые ребятки
Отгадайте ка загадки.
Отворилась тихо дверь --
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род -
На охоту вышел … /Кот/
Летало одеяло
Мягкое, белое
Солнце припекло
Одеяло потекло. /Снег/
В синем небе светляки
Не дотянешь к ним руки,
А один большой светляк
Загнулся как червяк. /Звезды и месяц/
По полю рыщет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. / Ветер/
Хоть сама и снег и лед
А уходит слезы льет. /Зима/
Белая звездочка с неба упала
Мне на ладошку легла и пропала. /Снежинка /
Наша барыня сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила
Пирогов нам напекла. /Печка/
Воспитатель: Пришла коляда
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте,
Игры начинайте.
Игра «Бояре»
Первая команда идет вперед со словами:
Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
Молодые, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?
Начинается диалог:
Бояре, нам невеста нужна. Молодые, нам невеста нужна.
Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то:
Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).
Молодые нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.
Диалог продолжается:
Бояре, она дурочка у нас. Молодые, она дурочка у нас.
Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.
Бояре, она плеточки боится. Молодые, она плеточки боится.
Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.
Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
Первая команда завершает:
– Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Хозяйка : Без гаданья, что за святки?
Погадаем-ка, ребятки!
Игра-гадание «Башмачок»
/Мальчики встаю в одну шеренгу спиной к шеренге девочек. Первая девочка снимает башмачок, произносит слова, по окончании слов бросает башмачок в сторону мальчиков/
Девочки. Мой чудесный башмачок, становись на каблучок.
С кем плясать мне, подскажи, я бросаю, раз, два, три!
Хозяйка. Коляда – молода, вы хотите пирога?
Сейчас всех угощу,
Всем отрежу по куску.
Дети. Коляда – молода, мы хотим пирога!
Не режь, не ломай, весь пирог подавай!
Игра «Пирожок»
/Выбираем пирог с помощью считалки. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.
Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой широконький, вот он какой вкусненький, Режь его, да ешь!»
После этих слов играющие по одному от каждой команды/последние/ бегут к пирогу и стараются его осалить. Кто првый осалит тот забирает пирог в свою команду.
Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек/
Дети. Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Хозяйка : За такие пожелания хозяева не скупились и угощали колядовщиков пирогами, булками, конфетами, мелкими монетами, «козульками». Козульки- это такие пряники, да не простые а в форме животных: овечек, коровок, лошадок. Люди в старину верили, что если одарить такими пряниками ряженых, то в доме живность хорошо будет плодиться.
Воспитатель. Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.
/Угощаем гостей /
Все вместе: Пойдет коляда дальше гулять, С Новым годом поздравлять!
Святки - колядки в детском саду. Сценарий
Развлечение в старшей группе «Рождественские Колядки»
Пухова Светлана Николаевна - Воспитатель МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАОЦель: Приобщение детей к русским христианским традициям.
Задачи: Ознакомить с традиционным видом рождественского обычая – колядками. Содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников. Воспитывать желание потрудиться для того, чтобы порадовать близких на праздниках.
Предназначение: данное развлечение предназначается для детей старшей 5-6 лет, для молодых воспитателей, для музыкальных руководителей.
Группа оформлена в виде деревни: столы – за ними сидят хозяева (гости - бабушки, мамы..), угощения.
Ведущий: Добрый вечер уважаемые гости. Сегодня мы хотим вам рассказать о месяце январе. Познакомим с традиционным видом рождественского обычая - колядками.
Помогут мне ребята нашей группы. (выходят трое детей и рассказывают друг за другом)
1.Ребенок:
Январь, по-старинному величают «крыша зимы»,
«шапкой». А между тем январь – перелом зимы, перезимье.
Новый год – к весне поворот:
Январь – году начало, зиме серединка.
Месяц январь – зимы государь.
2.Ребенок:
В «святочное время» с 7 по 19 января-
Пели на Руси колядки.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный,
Наши прабабушки и прадедушки
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
3.Ребенок:
Обычай «кликать коляду» был известен
По всей Руси: под окнами каждого дома пели колядки с пожеланиями хозяйственного благополучия в будущем земледельческом году;
Славили хозяев, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.
Ведущий:
Слышите? И к нам идут ряженые, давайте встретим их.
1. Ребенок:
Ой, к вам мы идём,
Ой, счастье несём,
Песни распеваем,
С рождеством Мы поздравляем!
2. Ребенок:
Коляда, коляда, подавай пирога,
Дай блин, дай кашку.
Свиную ножку, Всем понемножку.
Неси, не тряси – давай, не ломай.
Большой мешок добра
И немножко серебра,
А не будете дарить,
Мы не будем вас хвалить.
Ведущий:
А начиналось всё так:
(пастухи; звезда; пещера; девочка – мать держит ребёнка на руках за прозрачными занавесками)
Звучит музыка «Авэ - Мария»
3. Ребенок:
В Рождество Христово
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел.
Вы, люди, радуйтесь,
Этот день торжествуйте
Рождество Христово ликуйте.
4. Ребенок:
Пастыри в пещеру
Первые пришли
И младенца Бога
С матерью нашли.
Стояли, молились,
Христу поклонились.
Ведущий:
По обычаю после рождества начинались гуляния.
5. Ребенок:
Кот, кот, на чём стоишь?
На квашне?
Что в квашне?
Квас.
Лови мышей, а не нас.
Игра «Мурка – жмурка»
(одному ребенку завязывают глаза, он водящий – ловит всех детей с завязанными глазами)
6. Ребенок:
Динь – динь – динь - бубенцы звенят
Динь – динь – дон бубенцы радуют ребят
Бубенцы, бубенцы! Что за торжество?
Отвечают бубенцы - «Это Рождество!»
Ведущий:
На Святки пришлись не только Колядки, но и гадания. Кто же нам погадает?
(Входит цыганка)
Цыганка:
Позолотите ручку, а я всю правду скажу, ничего не утаю.
Игра «Кто кем будет?»
Цыганка проходит мимо детей, они достают предметы из мешка:
(Кастрюля – поваром; жезл – полицейский; шприц – доктор;
Ручка – учитель; книга – библиотекарь; деньги – бухгалтер; машина – водитель…)
Ведущий:
Ещё на праздник невесты выбирали себе женихов. Бросали варежки. У кого совпадала пара варежек, тот находил себе пару.
7. Ребенок:
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка дуди:
Мы играем, ты води.
Игра «Ловишка»
Эх, коляда, коляда,
Отворяй ворота.
Раз, два, три,
Раз, два, три,
Ну скорее нас лови!
(дети разбегаются в разные стороны, ведущий собирает их)
Ведущий : От избы к избе (от дома к дому) ходили колядовщики, славя в песнях хозяев и соседей.
8. Ребенок:
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Тёпленький пирог, или маслице, творог,
Или денежки копьём, или рубль серебром!
Хозяева - Гости: Спасибо вам ряженые за хорошее настроение! Примите от нас угощение! Подаёт ряженым поднос с печеньем и конфетами.
Ведущий: Дай Бог тому, кто в этом дому,
Здоровья, света
На многие лета.
Спасибо вам за веселье, за игры, доброго здоровьица. Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Ряженые уходят с песнями.
Спасибо!
Светлана Иванчук
Сценарий праздника в старшей группе «Рождественские колядки»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с. Кустовое Яковлевского района Белгородской области»
Из опыта работы
воспитателя Иванчук С. М. ,
Рождественские колядки
Сценарий праздника для детей старшей группы
Цель : целенаправленное содержание становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основной базой культуры личности.
Задачи : содействие воспитанникам в основании системы ценностей, идеалов, нравственных, отечественных традиций российского этноса, формирование национального самосознания;
сохранение исторической преемственности поколений, приобщение к традициям народной культуры русского народа. Способствовать пополнению активного словарного запаса («колядки » , «ряжение» , гадание, крещение, рождество ); познакомить с толкованием названий праздников : Рождество Христово , Старый Новый год ;
воспитание творческой, гармонично развитой личности, устремленной к высшим духовно-нравственным идеалам. Воспитывать у детей интерес и уважение к обычаям и традициям русского народа.
Предварительная работа : разучивание колядок , беседа о прошедших новогодних праздниках , изготовление масок.
Зал празднично украшен . В центре зала наряженная ёлка. Под музыку дети входят в зал.
Воспитатель : Здравствуйте дети. Здравствуйте, гости дорогие!
Сегодня мы с вами поговорим о праздниках .
Какое сейчас время года? Перечислите зимние месяцы. А какой сейчас месяц?
Да сейчас - январь.
- Послушайте пословицу : «Январь- году начало, зиме середина»
А какие праздники сопровождают этот месяц? (Новый год, Рождество , Старый Новый год , Крещение)
В январе, как вы правильно отметили, празднуется Рождество Христово , так как именно в этот день, 7 января, родился сын Божий Иисус Христос.
Родился Иисус чуть боле двух тысяч лет тому назад в городе Вифлееме.
Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении . Рассказ этот я хорошо помню :
Помню я, как в детстве в первый раз
Слышала о рождестве рассказ
Я была взволнованна до слез-
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом именитом доме
И лежал не в пышной колыбели,
А глухой пещере, на соломе
Ангелы, над ним склонившись, пели.
Вот и пришел к нам великий праздник- праздник Рождества Христова , а за ним и зимние святки. Святки-это от слова «святой» . В эти дни славят Христа. В эти дни благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы одинокий обрел друга.
Ведущий : Наступило Рождество – Долго ждали мы его. Святки празднует народ : Веселится и поёт. Веселится стар и млад , Кто на праздник к нам попал !
1 ребёнок : В этот зимний вечерок
Вьётся над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
2 ребёнок : Здесь и красные девицы,
Раскрасавицы - сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас.
3 ребёнок : Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Будем вечер коротать,
Дружно песню запевать.
«Белый снег белешенький»
1. Белый снег белешенький
Постели дороженьку
Чтобы мы играли
Рождество встречали
2. Встретим мы чудесными
Играм и песнями
Мы живем счастливо
Всей земле на диво…
Ведущий : В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто»
Правила игры : дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота» . Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит : «Готово тесто!» . Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию) Правила игры : дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий-«пирог» . Все поют :
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога» , уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог» . Выигрывает группа , забравшая больше «пирогов» .
Ведущий : Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать? Мы погадаем на ваше будущее - кем вы станете, когда вырастите. Девочки становитесь в кружок, да заводите хоровод.
Девочки :
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
(Из горшка вынимает полотенце)
Воспитатель : Полотенце!
Далеко расстилается…
Ждет тебя дорога, путешествие.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают второй горшок с булкой)
Воспитатель : Булка!
Мышь в горнице бежит Коровай в дом тащит
В твоем дом достаток будет, благополучие.
(выбирают третий горшок с кольцом)
Воспитатель : Колечко!
Сейте муку, пеките пироги!
Ко мне гости будут
К тебе – женихи.
Хоровод продолжается кружится
(выбирают четвертый горшок с лентой)
Воспитатель : Лента!
Через поле идучи
Русу косу плетучи
Шёлком переплетаючи
Лента – к богатству, прибыли
(в пятом горшке пуговица)
Воспитатель : Пуговица!
Ой, ходил жучок по заваленке
Выбросил добро по мочаленке
Жить тебе в большой семье
Счастливой жизнью!
(в шестом горшке бусы)
Воспитатель : Бусы!
Бусы яркие достала
Да к себе все примеряла
Так и быть же тебе
Красою видной на селе!
(в седьмом горшке колокольчик)
Воспитатель : Колокольчик!
В песнях ты успех увидишь
Словно трели соловья
Петь тебе везде, всегда.
Воспитатель : Ну вот! Поиграли- погадали, попели – повеселились, а не загадать ли мне вам загадки? А разгадать сумеете? Тогда слушайте внимательно, дослушивайте до конца.
Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)
Кого за уши повесили, за язык подергали? (колокол)
В лесу выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- скачет. (Дудка)
Морщинистый Тит всю деревню веселит (Гармонь)
Воспитатель : А я вам хочу ребята напомнить, что 14 января отмечают (Старый Новый год ) . Думаю вам интересно будет узнать, что 14 января-Васильев День о православному календарю. Этот день 14 января назван в честь Святого Василия, который является покровителем домашнего животного. Если отгадаете загадку,то узнаете, какого : «Хвост крючком, а рыло пятачком»
Верно, Святой Василий был покровителем свиней. И в этот день-14 января было принять подавать кушанья со свининой. Например каша со свининой, пирог со свининой, студень, паштет.
А молодежь наряжалась и ходила по дворам, поздравляла хозяев, пели песни под окном, выпрашивая угощения.
Воспитатель : Как у нашего соседа весела была беседа : Утки в дудки, чечетки- в трещотки, зайки в балалайки. Играют, играют - всех потешают! Да и мы сейчас начнем, инструменты лишь возьмем.
В исполнении детей прозвучит «Колядка »
Сею,сею, посеваю.
С новым годом поздравляю,
Открывайте сундучок
Подавайте пятачок!
Хоть печенье, хоть варенье
Нам на угощенье!
Игра «Найди пару» (рукавички)
Воспитатель : А 19 января- отмечается православный праздник Крещение Господне , потому что в этот день Иисус Христос крестился. В этот день церковный Батюшка освещает воду в водоемах, она считается самой чистой и целебной.
Ее набирают чтобы пить и исцелятся. Считается, что если искупаешься в водоеме в этот день,то смоешь все грехи и получишь благословение от Господа для избавления от болезней.
4 ребёнок : В тихий рождественский вечер
В небе сияет звезда.
Сердечко моё так и бьётся –
Радость на землю пришла!
5 ребёнок :
Мороз на окошке рисует
Узор очень тонкий, чудной.
Снежинка свой вальс танцует,
Кружась под яркой звездой.
В исполнении детей прозвучит песня «Рождественский вечер »
1. Снежинки спускаются ниже
И звездочки в небе горят
Рождественский праздник все ближе
И радость в глазах у ребят
Слетаются к елочке ангелы,
На веточках светятся свечи.
Веселому празднику рады мы
В чудесный рождественский вечер .
2. И звездочка яркая светит,
Она улыбается нам.
Танцуют под музыку дети
И песни звучат тут и там.
Воспитатель : Есть такая примета- если звездочку с неба поймаешь и желание ты загадаешь, то оно непременно исполнится.
Ребята, а посмотрите, что это за волшебный шарик, ой, звездочки полетели. Ловите звездочки и загадывайте желание, берегите эти звездочки, чтобы желания ваши исполнились.
Вносят пирог со свечами.
Воспитатель : Ребята посмотрите какой чудесный пирог. Наверное кто то из вас загадал угощение. Вот и исполнилось ваше желание.
Ну вот и закончился наш праздник , мы говорим вам : до свидания, мир тому, кто в этом дому. До новых встреч, до новых праздников . (Дети идут в группу пить чай с пирогом ) .