Удивительные изделия из кожи или как я начала работать с кожей. Работа с кожей: виды работ, инструменты и технологии Техника работы с кожей

Всем привет! Сразу признаюсь в кожевенном деле я дилетант, но с недавних пор, ремесло это меня увлекло. Насмотревшись роликов на ютубе, задор мой только увеличился. Естественно первые шаги делать можно и самым минимальным количеством инструмента из ближайшего хозмага. Но мне удалось раздобыть на обзор целый набор специального инструмента.
Инструмента, естественно, китайского. На бангуде есть несколько различных наборов. Из-за количества позиций с первого взгляда глаза разбегаются, и не понятно какой из них лучше выбрать. Или же взять конкретные позиции по отдельности. Я взял набор из, как заявлено, 30 элементов и решил на своем опыте разобраться какие из них действительно необходимы, а без каких можно и обойтись.
Упаковано все это добро в обычную картонную коробку, и расфасовано по пакетикам




Содержимое впору разместилось на куске ДСП размером 60х40 см


Начну, пожалуй, из описания всех позиций набора. Не уверен, что назову все правильно своими именами, но буду стараться.
Открою список ножами, так как это один из основных инструментов в ремесле.
1. И так для раскроя кожи можно воспользоваться вот таким дисковым ножом.




Очень острый. Диаметр диска 45 мм, максимальная глубина реза - до 8 мм.
Отлично подходит для прямолинейных резов. Так же можно резать по кривой, но с большим ограничением радиуса. Не последнюю роль в этом играет толщина кожи. Чем больше заглубление диска в материал - тем сложнее делать фигурные движения. Преимущество такого ножа особенно чувствуется при раскрое тонкой кожи 0.8 - 1.6 мм, так как материал не тянется за лезвием. Что позволяет сделать раскрой точнее, да и кромка получается ровная без каких либо задиров и микротрещин. Сменных лезвий в наборе нету, но докупить их не проблема и в отечественных интернет магазинах, правда цены на них не радуют.
2. Следующий в списке - шорный нож. Изначально довольно остро заточен (заточка односторонняя), на одной стороне лезвия красуются иероглифы.






Ширина лезвия 35 мм. Применяется для раскроя кожи, локального утоньшения и скругления углов. Удобен при совершении прямолинейных резов под линейку. Криволинейные резы делать тоже можно, но не маленькие радиусы. Во-всяком случае мне для таких целей удобнее использовать ножом с классическим расположением режущей части. При работе с обозреваемым, его рукоять находится практически под прямым углом к заготовке.
3. Также имеется макетный нож с цанговым зажимом. Кроме уже установленного в него лезвия, в комплекте имеются еще пять сменных лезвий №11. Отлично подходит для фигурного раскроя. Но, как по-мне, с толщиной материала более двух миллиметров - работать уже неудобно.




4. Комплект иголок. В наборе их семь.


Непосредственно для кожи, согласно найденной мной информации, соответствуют две из них. Выделяет их трехгранное клинообразное острие. Они не особо острые, для предотвращения повреждения нити при, например, сшивании седельным швом.






Также имеются две обычные прямые иглы с большим ушком


две изогнутые иглы


и одна мешочная, с характерным расплющенным и подогнутым острием




Не думаю что все они так уж необходимы. Лично мне, на этом этапе, хватает и первых двух.
5. Канавкорез с регулируемым упором. Служит для прочерчивания канавок под будущий шов. В основном применяется на толстой коже.


Сначала показался мне совершенно нерабочим, как я не пытался он только царапал материал и делал задиры. Присмотревшись увидел на режущей части заусенцы после заводской заточки (или где его там затачивали)


Немного манипуляций с наждачкой и порядок


правда хорошо режет только жесткую кожу, с мягким материалом не всегда хорошо получается.
6. Кромкорез. Нужен для снятия фаски с края кожи для придания более эстетического вида изделию. Как и предыдущий инструмент - хорошо работает на жесткой коже. Особенно полезен при снятии фаски с изнаночной (бахтармяной) стороны кожи.






7. Инструмент для параллельной разметки линии шва. Максимальная ширина 20 мм. Штука довольно полезная. В отличии от канавкореза не имеет острой режущей части. И если не усердствовать при разметке, то линию после него можно разгладить.






8. 9. 10. Роликовый маркер (копир). Применяется для разметки под будущие отверстия шва. В наборе их три штуки с различным шагом. При этом два из них тупые - просто оставляют отметки на коже, а один достаточно острый чтобы сразу проделывать отверстия в тонком материале.


Верхний инструмент, я опрометчиво изувечил перед тем как запечатлить на фото первоначальный вид оного. Могу только сказать, что отличался он от второго только шагом. Мои варварские действия были направлены для достижения определенной цели. Дело в том, что первые два инструмента имели практический одинаковый шаг - 2,4мм и 2.2мм соответственно, шаг третьего - 3,3мм. Значения эти я получил разделив длину отрезка на количество отметок на нем после маркировки каждым инструментом. Так вот наличие двух инструментов с практически одинаковым шагом, показалось мне не логичным, а отсутствие маркера с шагом 4 или 5 мм - недостатком. Решено было устранить эту оплошность устранением лишних зубов у одного из них. Вооружившись пассатижами - обломил лишнее. Приношу извинения перфекционистам за задетые чувства, позже я все поправил на наждаке). И все бы у меня получилось, но в процессе я немного запутался и обломил зубья не у того маркера. В результате из-за их нечетного количества получилась вот такая ерунда


Ну да ладно. Остальные два крупным планом.




А вот так выглядит разметка


11. Шило. Собственно известный всем инструмент. Единственным отличием от привычных оно отличается конусной формой. Благодаря которой можно делать отверстия различного размера. Ну собственно и все что я могу о нем написать.


12. Еще один весьма полезный и удобный инструмент для проделывания отверстий.




Согласно штрих коду - сделан в Японии. Девайс имеет шесть сменных насадок диаметром - 1,5мм, 2мм, 2.5мм, 3мм, 3.5мм и 4мм. Используется для проделывания отверстий в ремнях и пряжках. Преимущество перед револьверным - нету ограничения отступа от края изделия. Я использую для проделывания отверстий под шов. Получается намного лучше чем шилом.




Для проделывания отверстия необходимо надавить на рукоять и за счет винтовой канавки на рабочей части - поступательное движение рукояти преобразуется во вращательное резца.


Конечно ровный шов получить таким образом проблематично, но пока таким образом выхожу из положения. Позже я вернусь к этому вопросу.
13. Еще один инструмент для обработки кромки - фаскорез (скашиватель углов)








позволяет с равномерной глубиной срезать угол кожи, округляя его. Фаскорез предназначен для работы с толстой твердой кожей, ширина срезаемой полоски 5 мм. К сожалению, образец из моего набора заточен отвратительно. Я пытался поправить это дело, но к успеху я не пришел.
14. Рубанок для обработки бахтармяной стороны кожи. Предназначен для шерфования (истончения) кожи до нужной толщины перед сшиванием.






Укомплектован набором из десяти сменных лезвий. Возможно из-за качества последних мне и не удалось в полной мере оценить удобство этого инструмента.
15. 16. 17. Еще три канавкореза. На этот раз не регулируемые, то есть без упора.


Острые, отлично работают как на мягкой так и на жесткой коже. Без проблем справляются с бахтармяной стороной. Хоть и имеют различную форму режущей части






по факту канавки практически не различимы


18. Не знаю как называется этот инструмент. И о назначении его могу только строить гипотезы. Предположительно может применятся при тиснении. Заточен плохо.


19 Воск. Используется в финишной обработке изделия. Имеет как в декоративную функцию так и практическую - закрытие пор кожи для влагозащиты. В наборе имеется кусочек размером 40х40х15 мм. Довольно твердый. Натирать им лучше, предварительно разогрев зажигалкой.


20. 21. 22. Сликеры для полировки торца (уреза) кожи. В наборе три штуки различной конфигурации. Круглый предусматривает установку на дремель или шуруповерт.


23. 24. Нить вощеная. В комплекте две катушки черная и бежевая. Плоского сечения, плетеная, ширина - около 1 мм.








25. 26. 27. 28. 29. Ну и последний элемент - полоски наждачки для шлифовки края кожи. Все пять одинакового исполнения - имеют (навскидку) зернистость около 80 с одной стороны и около 120 - с другой.






Какой из элементов китайцы считают тридцатым - остается только гадать. Но, не в количестве счастье. Для полноценной работы в этом наборе не хватает одного очень важного элемента - шагового пробойника.

Именно при помощи этого инструмента можно добиться ровных швов и точного совпадения отверстий на всех элементах изделия.


Ради него я бы пожертвовал доброй половиной набора. В ближайшее время я обязательно дополню этими пробойниками свой комплект инструмента. А пока, как я уже писал выше, пользуюсь просекателем отверстий. Но добиться ровного шва таким методом у меня не получается. Да и времени это занимает довольно много.
Еще одно приспособление без которого, наверное, не обойтись в этом ремесле - шорный пони. Собственно, это зажим для фиксации всех элементов изделия при сшивании. Я изготовил его минут за 10 из подручных обрезков досок.


И так. Изрезав несколько кусков старой ненужной кожи я решил закончить это бессмысленное занятие и приняться за что нибудь более увлекательное. Для этого приобрел кусок кожи крейзи хорс размером 25х20 см и толщиной 1.6 мм. Этот отрезок обошелся мне 2,5$ плюс доставка. Размер заказывал без определенной цели. Для обычного кошелька 12х9 см, например


хватит куска кожи 30х25 см - он будет стоить около 4$, если заказывать на отрез. Покупая цельную шкуру можно сэкономить.
Первым моим изделием стал примитивный кошелек. Разложившись, принялся за работу


На вырезанных деталях отчетливо виден неровный ряд отверстий под шов


Зафиксировав детали принялся сшивать


и другую сторону


Весь процесс, от раскроя до последнего стежка занял у меня не более полутора часа. Вот что из этого получилось




Конечно примитивно, но надеюсь так будет не всегда).
Возвращаюсь к вопросу о полезности всех этих инструментов. Естественно не стоит воспринимать мнение непрофессионала как руководство. Но свое субъективное мнение я изложу. Пойду методом исключения наиболее не пригодившихся мне элементов. Фаскорез думаю еще долго будет лежать без дела. Полоски наждачки похоже тоже составят ему компанию. Рубанок. Возможно реабилитируется и я смогу по достоинству оценить его полезность после покупки хороших лезвий. Но пока ни о чем. Два маркера швов с практически одинаковым шагом, думаю достаточно было бы и одного. А вот не хватает с шагом побольше. Канавкорезов тоже многовато. К остальным инструментам и материалам (нити и воск) - вопросов пока не имею.
На этом буду заканчивать, уже появилось пару идей для подарков близким - так что нужно тренироваться дальше.
Всем спасибо за внимание.
П.С.

Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Планирую купить +78 Добавить в избранное Обзор понравился +101 +183

Приветствую всех, дорогие рукодельницы! Вы когда-нибудь видели оригинальные, красивые, порой удивляющие своей конструкцией – ? Это и различная бижутерия и своеобразные элементы одежды. Ещё, знаете ли вы о существовании декоративной отделки кожи? А ведь это целое искусство, рукодельницы умеющие работать с кожей, были настоящими мастерицами и всегда очень ценились в народе. Меня кожа, как материал, всегда очень привлекала, конечно же, я решила освоить данный вид рукоделия и уже имею в этом деле определённый опыт. Так вот, хочу рассказать вам, как и когда я пришла к работе с кожей. Вдруг и вас заинтересует это занятие.

Началось всё с пенсии. Я и не думала, что на пенсии жизнь приобретает совсем другую сторону. Хождение по сбору справок в собес на оформление пенсии, а самое главное — категория, куда теперь я буду относиться — «пенсионерка», приводили меня в ужас. Что я буду делать дома?! Ну, дом, хозяйство, муж, дети, внуки, а что для души? После активной работы педагога, когда выкладываешься с подготовками к урокам, конспектами, тетрадями, внеклассной работой, подготовкой наглядности. Начались серые однотонные будни, депрессия, мысли о том, что никому не нужна. Не надо уже рано вставать и бежать на работу, наряжаться, готовиться к урокам. Будняя трясина так начинает засасывать, что из неё выпутаться тяжело.

В один из таких дней приехала моя сестра и показала мне свою новую работу — бижутерия из кожи. Она вышла на пенсию раньше меня и сразу бурно начала заниматься рукоделием : , поделками, бижутерией из кожи. Муж её, шутя, называет «Санитаром природы», потому что она не проходит мимо какой-нибудь закрученной ветки или раздавленной мохнатой шишки, всё пустит в ход.

Хотя я сама давно шью, и — также мои увлечения, но изготовлением бижутерии, да ещё из кожи никогда не занималась, думала, что такое дело мне не под силу. Её работа настолько восхитила и удивила меня, что я тоже загорелась этой идеей. , ещё несколько ничем не хуже, каждый с разными завитушками и украшен стразами, собранный из них для ожерелья — долго стоял перед глазами. Лёгкое на вес , изящное, покрашенное в цвет слоновой кости, оно смотрелось нарядно, добротно и дорого.

Поскольку я шью, мне было понятно, как собраны цветы, но как сделать так, чтобы края лепестков закруглялись и смотрелись, как пластиковые? Ведь просто ножницами так не сделаешь. Тогда-то сестра и выдала секрет: вырезаю цветы, «жарю» их на сковородке, крашу, собираю. Я была в шоке от простоты работы. Тогда мне ещё не были известны свойства кожи при термообработке. Потом, конечно, многое о коже и работе с ней я прочитала и изучала. К счастью, есть книги, многое можно найти в интернете. Я не могла такое не попробовать, кожа в доме всегда есть: старые сумки, ремни, куртки, пиджаки, юбки, брюки. Тем более давно намечалась — с некоторыми вещами действительно пора бы уже попрощаться. Нужное, всё что из кожи — оставить, а остальное в чемодан и…

На тот момент дома под рукой не было ни инструментов (кроме ножниц), ни красок, ни клея. Но желание попробовать сделать, подобные цветы из кожи , было сильнее всего. Когда вышла первая партия «жаренных цветов», я испытала такое удовольствие и радость — ПОЛУЧИЛОСЬ!

Немного о коже .

Древнейший благородный материал, освоенный человечеством, является кожа скота, свиней, овец, лошадей, коз. Долгое время кожа служит человеку верой и правдой: одежда, обувь, украшения, картины, поделки. Во все времена мастеров по коже было не так много и методы работы с кожей они держали в секрете, передавая их только по родству. Поэтому, как я уже говорила — кожных дел мастера всегда были в цене и относились к ним с большим уважением. Богатство выразительных свойств кожи удивительно. Она хорошо сочетается с нежным шифоном и капроном, с плотным драпом и металлом, различными камнями и мехом, перьями и бисером, создавая всевозможные декоративные эффекты соответствия и контрастов. В работе она податлива, эластична и приятна. Несложные самодельные украшения из кожи может сделать любая женщина, для этого не обязательно быть опытным мастером. Нужно всего лишь желание и творческое настроение.

Самые необходимые инструменты .

Надо сказать, что инструменты по работе с кожей дорогие (от 30$ до 700$) и их не всегда можно найти в продаже. Но для начала работы можно приобрести, посетив магазин для рукоделия .

Самый ходовой – пробойник дырокол.

Острые портновски, маленькие маникюрные, фигурные ножницы.

Строительный или канцелярский нож, сменные лезвия, сапожный нож (только его надо часто затачивать).

Металлическая широкая линейка.

Пинцет (держать детали при термообработке).

Плоская поверхность для нарезания полосок, шнуров. Пойдут кухонные пластиковые доски, доски для лепки.

Инструменты для цветов (фото 2).

Пистолет с горячим клеем, клей ПВА, клей Момент.

Сковородка старого образца или свечка.

Акриловые краски.

Я перечислила только минимум нужных инструментов для работы с кожей. Почти все они есть в каждом доме. Для начала этого достаточно. Конечно, если заниматься тиснением, гравировкой по коже, то тут без разных пробойников, штампов, без тисков не обойтись.

Как подготовить кожу к работе .

Стирка кожи .

Старую, бывшую в употреблении одежду из кожи распорите, почистите швы от ниток, уберите прокладки, замки молнии. Загрязнённые места потрите мочалкой или щёткой. Замочите кожу минут на 15 -20 в тёплой воде с мыльной пеной, добавьте 50 грамм соли на литр воды, немного столового уксуса (для эластичности). Замш можно постирать в тёплой воде, добавив нашатырный спирт или в тёплом молоке с добавлением пищевой соды.

Сушка кожи .

Сушить кожу можно между старыми газетами или тряпочками под прессом, чтобы они могли взять на себя влагу. Когда газеты или тряпочки намокнут их можно заменить плоскими пластинами, для того, чтобы кожа высохла и была гладкой и ровной. Пока кожа немного влажная, смажьте её касторовым маслом, добавив в него немного нашатырного спирта. Я даже смазываю кожу простым растительным маслом . Или сделайте смесь теплой воды со сливочным маслом, добавьте нашатырный спирт. Смазывайте кистью или мягкой салфеткой. Следите, чтобы кожа сильно не замаслилась. Возьмите кожу в руки помните её, она эластична и готова к работе.

Как видите не так уж всё и сложно. Дерзайте, дорогие рукодельницы! Начните с самого простого. Кожа так затягивает, что вы не заметите, как от простого изделия перейдёте к сложному, начнёте искать новые идеи . А ещё это хобби может перерасти в бизнес. Во всяком случае, уже не будет проблем с подарками родным и близким. Картины, украшения, поделки из кожи это всегда дорого, красиво и надолго. Успехов всем вам в творчестве!

Мы все знаем, что кожа — это замечательный материал для изготовления качественной обуви и верхней одежды, а также различных сумок, перчаток, украшений и многого другого. В этой статье мы рассмотрим основные инструменты для работы с кожей своими руками. Так как первой одеждой наших пращуров были шкуры убитых ими животных, то способ пошива нарядов из естественного материала остался практически неизменным. Но какие инструменты предлагает нам современная промышленность для самостоятельного изготовления изделий из кожи?

Приспособления для разметки кожи

Прежде чем наносить какие-либо пометки, кожаный лоскут нужно выровнять, растянуть на рабочей поверхности и тщательно закрепить.

Важно! Избегайте рисования выкроек с помощью мела, ведь кожа — дорогостоящий материал, а разметка таким способом будет недостаточно точной.

Для работы с кожей существуют специальные двухцветные карандаши, если у вас таких нет, то можно воспользоваться маркером, фломастером или обычной ручкой.

Важно! Не забывайте, что вы имеете дело с безотходным материалом. Даже маленькие кусочки кожаной материи могут когда-то пригодиться.

Что такое шерфование?

Шерфование — это важный и тонкий процесс, благодаря которому коже можно придать необходимую вам толщину. В местах соединения деталей требуется равномерно уменьшить плотность материала, но если у вас нет материи нужной толщины, придется шерфовать всю ее поверхность.

Важно! Желательно учиться этому на небольших лоскутах кожи оставшихся после раскроя изделия, ведь в случае ошибки их не жалко выбросить после использования.

Для такой работы вам понадобится специальный инструмент для работы с кожей своими руками — подставка из оргстекла, которую необходимо положить на стол примерно как школьную тетрадь — под углом к краю стола около 70 градусов:

  • Кожа ложится на плитку бахтармой вверх, и располагается поближе к переднему и правому краям, плотно прижмите ее пальцами левой руки.
  • Мизинцем, безымянным и средним пальцами захватите снизу нож, большой палец уприте в торец, а сверху по центру прижмите инструмент указательным пальцем.
  • Лезвие ножа, указательный палец и предплечье, в процессе шерфования должны находиться на одной линии.
  • Работу нужно начинать с краев, постепенно двигаясь в направлении от себя.
  • Нож следует держать с небольшим наклоном вправо.
  • Срезайте тонкие слои кожи: для этого ведите нож параллельно поверхности плиты.

Важно! Не располагайте пальцы левой руки перед ножом — так можно легко порезаться.

  • При такой работе сначала срезают длинные края, затем короткие, и в последнюю очередь, при необходимости — середину.

Важно! Возможно, это будет тяжело для начинающих, но с приобретением опыта и наличием хорошего инструмента для работы с кожей своими руками, процедура не будет требовать больших физических усилий.

  • Изготовленные изделия можно покрыть лаком, кремом для обуви, мастикой или пчелиным воском. Для их нанесения воспользуйтесь специальной губкой или мягкой тряпочкой, а затем отполируйте поверхность лоскутком фланели, что убережет будущее изделие от загрязнения.

Важно! Для закрепления цвета окрашенного изделия, рекомендуется покрыть его слоем лака для кожи или яичным желтком.

Чем разрезать материал?

Успешно разрезать кожаные материалы вам помогут острые ножницы и нож. Для этой цели можно воспользоваться сапожным, обойным или же канцелярским ножом, также подойдет медицинский скальпель. Ножниц нужно иметь минимум три пары:

  • Чтобы отрезать прямые линии или резать толстую кожу — портновские большие.
  • Для закруглений — ножницы среднего размера.
  • Для вырезания мелких деталей — маленькие маникюрные.

Важно! Начинать раскрой лучше всего с прямых линий, ведь ножом можно резать, пока кожа будет закреплена, а потом, отсоединив, ее можно резать по изгибам.

Сегодня в продаже имеются специальные наборы инструмента для шитья кожи своими руками, которые можно приобрести полным комплектом.

Чем сшивать кожу?

Работа с кожей в домашних условиях может предполагать пошив изделий одним из двух вариантов:

  • ручной;
  • механический.

Шитье кожи механическим способом

На предприятиях, которые занимаются профессиональным изготовлением кожаных изделий имеются специальные швейные машинки. Такое оборудование отличается большей мощностью, чем обычные домашние аналоги, а также комплектуется двух, трех, и четырехгранными иглами.

Одна из самых важных проблем домашнего пошива — тот факт, что кожа плохо скользит под лапкой, ведь это может привести к возникновению перекосов, складок, а также разрыву нити. Некоторые мастерицы пытаются самостоятельно бороться с такими проблемами при помощи следующих хитростей:

  • смазывают кожу мылом;
  • подкладывают газету;
  • тянут материал за край.

Таким образом они пытаются помочь швейной машинке. Однако наш вам совет — не экономьте на мелочах, а купите специальную роликовую лапку и набор граненых иголок. Такие приспособления помогут уберечь ваше изделие от ненужных проблем и сделать работу с кожей своими руками приятной и удобной.

Ручной пошив кожи

Метод пошива зависит от материала, который вы собираетесь обрабатывать:

  • если кожаная материя плотная, используют шило или сапожный крючок;
  • если это более тонкая кожа, можно воспользоваться обычной швейной иглой.

Важно! Чтобы обезопасить свои руки, не забывайте пользоваться наперстком.

Также особое внимание следует уделить выбору ниток, ведь не каждая из нитей подходит для обработки кожи. Так, стоит отказаться от применения дешевых синтетических или капроновых материалов. Лучше всего использовать хлопчатобумажные или льняные нити.

Технология склеивания кожи

Правильное склеивание кожи проводится в несколько этапов:

  1. Сначала выполняется зачистка.
  2. Материал обезжиривается.
  3. На подготовленную поверхность материи наносится нужный слой клея.
  4. Нанесенное вещество должно подсохнуть.
  5. Снова наносится небольшое количество клеевого состава.
  6. Детали плотно прижимаются друг к другу.
  7. Склеенное изделие кладется под пресс на заданное время.

Важно! Если на используемом вами материале обнаружен разрыв, то его можно скрепить скотчем, однако, это — лишь временная мера.

Многим, кто увлекается пошивом, очень часто приходиться работать с натуральной и искусственной кожей. Сумки ручной работы, украшения из кожи, различные поделки и даже картины из кожи выглядят очень оригинально и стильно. Но чаще всего работа с кожей связана с ремонтом кожаной одежды, заменой молнии, реставрации порванных участков и т.д.

Существует множество книг по обучению технике пошива натуральной кожи вручную или на швейной машине, в которых подробно рассказывается о назначении тех или иных инструментов для работы с кожей.
Я предлагаю лишь несколько основных рекомендаций, которые пригодятся каждому, кто решит отремонтировать сумку, куртку и т.п.


Работа с кожей имеет множество своих "секретов" и мелочей, знать и учитывать которые необходимо. Например, при выкраивании парных деталей нужно помнить, что кожа в поперечном направлении растягивается больше, чем в продольном, поэтому парные детали нужно кроить в любом, но только в одном и том же направлении.

Скалывать кожу булавками нельзя. От проколов на коже остаются следы, и если вы будете менять молнию в кожаной куртке или сумке или куртке, то легко в этом убедитесь.


Мягкую кожу можно шить на швейной машинке обычной иглой №80 или №90. А вот для пошива грубой кожи или утолщенных участков требуется специальная игла для работы с кожей. Даже для ручного пошива кожи игла для кожи выглядит особо, вместо острия у нее трехгранный наконечник.
Длина стежка швейной машинки при пошиве кожи не должна быть слишком мелкой, так как при частых проколах кожа будет разрываться в местах соединения.

Резать кожу нужно специальным сапожным ножом на пластиковой доске или оргстекле. Можно использовать и деревянную поверхность, но тогда острие ножа будет врезаться в дерево.
Сапожный нож, резиновый клей, клеевые усилители швов, наперсток, крепкие синтетические нитки и небольшой молоток с шилом - это обязательный набор любого домашнего "скорняка", решившего заменить молнию в сумке или заделать порванный участок кожаной куртки.

На какой швейной машине можно шить кожу

Не каждая швейная машинка может шить кожу, относитесь бережно к своей швейной машинке и не пытайтесь на ней шить толстые и грубые ткани, кожаные изделия, особенно сумки. В крайнем случае, можно использовать ручную швейную машинку Подольск или Зингер, но только не современные "белошвейки", ценой 5 тысяч рублей.
Для работы с кожей предусмотрены специальные швейные машины промышленного образца или, в крайнем случае, в инструкции должно быть указано, что на этой машине можно шить кожаную одежду.

Если вы будете шить кожу на швейной бытовой машинке, то обязательно купите специальные иглы и лапку, с колесиком (как на фото) или валиком. Тогда кожа под лапкой не будет "буксовать" и машинка будет легко продвигать изделие, не образуя посадку верхнего слоя кожи.

Если у вас нет лапки или она не подходит (Подольская швейная машина), то для того, чтобы кожа легче продвигалась под лапкой можно строчить ее через тонкую бумагу, которую затем легко удалить.

Нитки для швейной машинки нужно брать прочные и эластичные. Но только капроновые нитки (как на этом фото) для пошива на машинке не предназначены. Они используется только для ручной работы с кожей или для промышленных швейных машин.

Технология пошива натуральной кожи и замши

При пошиве изделий из замши нужно учитывать направление ворса, иначе детали будут иметь разный оттенок.
Кожу утюжат с изнаночной стороны негорячим утюгом без пара через сухую тряпку.
Чтобы верхняя деталь не вытягивалась относительно другой, приобретите специальную лапку с тефлоновым покрытием подошвы как на этом фото. Тефлоновые лапки стоят намного меньше, чем специальные лапки для кожи.
Концы ниток швов необходимо надежно фиксировать несколькими узлами, так как машинные строчки на кожаных изделиях не делают закрепку и поэтому они имеют обыкновение легко распускаться.


Работа с кожей невозможна без клея. Клей наносится кисточкой на очищенную и обезжиренную поверхность. Очень эффективны универсальные клеи типа ПВА и "Момент", а также резиновый клей.
Повторите процедуру с нанесением клея несколько раз в целях тщательной пропитки кожи. При этом позаботьтесь заранее о том, чтобы клей не был слишком жидким, иначе кожа промокнет.
Отложите обработанные клеем детали в сторону до того момента, пока клеящий состав не подсохнет "до отлила".
Спустя какое-то время соедините детали между собой. Положите склеенные детали под пресс. Можно даже слегка постучать молоточком по этим участкам.
При помощи ватного тампона или ветоши немедленно удалите излишки клеевого раствора, чтобы он не испортил лицевую поверхность кожи.

Как установить фурнитуру на кожаные изделия

Любая ручная работа из кожи должна быть украшена фурнитурой. Крупные металлические заклепки и кнопки, пуговицы, блочки, замки очень украшают изделия из кожи.
Пуговицы пришиваются к коже только при наличии с изнаночной стороны подпуговиц.
Прежде чем пробить отверстия для кнопки их укрепляют, либо кусочками кожи, либо плотной клеевой тканью.
Установка кнопок требует специального инструмента. Можно обойтись самодельными приспособлениями, но такой способ установки дает много брака, приобретайте тогда больше кнопок, чем требуется.
Прежде чем установить молнию в кожаное изделие, следует ее закрепить. Вместо сметки нитками используются клеевые ленты или клей. Иногда даже могут "помочь" обычные канцелярские скрепки.
Края срезанных участков кожи проклеивают специальными усилителями кожи (ленты). С одной стороны на такую ленту нанесен слабый клей.
От прокола иглой остаются дырки, поэтому шов делают один раз. В крайнем случае, прокладывают шов по старым дыркам.

После окончания работы с кожей, внешний вид изделия можно освежить.
Удалить линии разметки можно водой с мылом и нашатырным спиртом, протерев затем тряпочкой, смоченной вазелином или глицерином.
Сильно загрязненные участки на коже можно отмыть теплым некипяченым молоком, протереть взбитым белком или половинкой луковицы.
Белую кожу чистят смесью молока с взбитым яичным белком.
Лакированную кожу следует протирать тряпочкой, смоченной глицерином, или чистить тампоном, смоченным в молоке.
Замшу можно чистить опилками, пропитанными бензином (остатки опилок счищают щеткой), или резинкой для чернил, а также мелкозернистой абразивной шкуркой.
Пятна от бытового жира удаляются бензином или тальком и раствором щавелевой кислоты. Но будьте острожными, вместе с пятном можно удалить и краску.

Очень проста в употреблении краска для кожи в аэрозольной упаковке: ее распыляют, держа баллончик на расстоянии около 20 см от кожи и быстро передвигая его вдоль окрашиваемой поверхности. После десятиминутного перерыва наносится следующий слой краски. Эта операция продолжается до тех пор, пока поверхность кожи не приобретет ровной и прочной окраски.


Несколько советов как шить и кроить детали одежды из кожи или замши.
1. Подбирайте лекала, которые не требуют посадки. Сложные формы в этом случае легче выполнить с помощью конструктивных швов, чем с помощью вытачек. В прошлом, портные старались использовать на кожаных изделиях как можно меньше линий стачивания. В настоящее время выделка кожи стала тоньше и мягче и изделия из кожи имеют швов больше, нередко даже кожаная одежда или аксессуары шьются из маленьких лоскутков кожи.

2. Рукава кимоно и реглан выполнить при пошиве кожаной одежды легче, чем втачные рукава. Если вы делаете втачной рукав, измерьте его прибавку на посадку. Она должна быть не более 1,5 см. Лучше делать рукав рубашечного покроя , так как у него более свободная пройма.

3. Вы должны быть уверены в правильности ваших выкроек. Поэтому хорошо использовать ту выкройку, с которой вы уже работали. Или же приготовленную выкройку надо проверить на макете из нетканого материала (флизелина без клея) или недорогой ткани и лишь после этого размечать ее на коже и разрезать.

4. Перед раскроем кожи отметьте на изнаночной стороне шкуры дыры и тонкие места, чтобы при крое их обойти. Внимательно раскладывайте лекала, следите, чтобы парные детали (правая и левая полочки, правый и левый рукава и т. п.) были выкроены в зеркальном отображении. Размечают контуры, линии и метки на изнаночной стороне шкуры шариковой ручкой или мягким карандашом, или специальной ручкой для разметки. Размечают припуски на швы и подгибку. Некоторые отметки могут быть сделаны с помощью надсечек или клейкой ленты. Припуски на швы должны быть одинаковой ширины, что облегчает стачивание деталей кроя.

5. Кожа растягивается в разных направлениях по-разному, поэтому при раскрое необходимо соблюдать одинаковое направление парных и сопрягаемых деталей. Раскраивая замшу, надо соблюдать направление ворса. Ворс должен быть направлен сверху вниз.

6. Игла оставляет на коже следы от проколов, поэтому детали из кожи не сметываются, а швы стачивания не распарывают. Для предварительного соединения деталей используйте клейкую ленту или канцелярские скрепки. Существует еще специальный карандаш для фиксации швов фирмы "Гютерман". Карандаш не оставляет следа на игле швейной машины. Кстати, клей определенные проблемы при пошиве. Он забивает ушко иглы, и появляются пропуски в стежках и даже обрыв нитки.

7. Используйте стачной, настрочной или запошивочный швы. Припуски швов разутюжить или заутюжить, как на ткани, не удастся. Вместо этого их можно приклеить резиновым клеем или иным, который остается эластичным и после полимеризации (высыхания). Существуют специальные клеи фирмы "Рудольфикс", а также клей НТ 2 фирмы "Гютерман". Если у вас нет клея, припуски швов закрепите в нужном положении машинной строчкой.

8. В качестве прокладки рекомендуется использовать специальный флизелин для кожи LE 420, приклеивающийся при помощи утюга.

9. Застежку выполняют на "молнии", на петлях (обтачных, обметанных и навесных) и на кнопках. Кнопки должны быть приклепаны. Ставят их в мастерских по установке фурнитуры.


10. Если у вас нет такого удобного инструмента как на этом фото, то разглаживайте швы рукоятками ножниц.
Сначала с изнанки уложите припуски с помощью коротких постукиваний, разгладьте их. Затем то же проделайте с лицевой стороны с канавкой шва.

11. Работа с кожей предусматривает утюжку кожи негорячим утюгом без пара через сухую ткань с изнанки изделия. Прежде чем утюжить деталь изделия, попробуйте на небольшом лоскутке кожи.
Утюжить кожу не рекомендуется потому, что от горячей подошвы утюга кожа может изменить свои свойства, станет жесткой и уменьшится в размерах. Но иногда требуется при работе с кожей поставить клеевую прокладку. Тогда гладить нужно очень осторожно и обязательно только по изнаночной стороне, прокладывая под подошву утюга проутюжильник.

Кожа очень интересный материал . Благодаря своему органическому происхождению, она обладает свойствами, которые здорово отличают её от традиционной для изготовления одежды ткани. И. несмотря на то, что кроят и сшивают детали из кожи с использованием игл и швейных машин, нельзя подходить к этому материалу так же как к тканным полотнам!
Итак, чего с кожей делать нельзя :
1. Нельзя утюжить тонкую одёжную кожу особенно с паром! (допускается лишь утюжка слабо нагретым утюгом) волокна коллагена, из которых она состоит, являются органическими и при воздействии высоких температур сворачиваются! В результате чего кожа становится грубой, ломкой и деформируется. Но это же свойство кожи, сворачиваться от высоких температур, широко используется в декоративной работе с кожей. Так нагревая над пламенем лепесток будущего цветка он загибается внутрь и лепесток приобретает красивую выпуклую форму. Кроме этого заготовки для будущих брошей жарят на сковородке и даже варят в кипятке. Такая техника называется «бойлинг»
2. Кожу нельзя смётывать! Нет, конечно ежели очень хочется, то кто ж вам запретит. Но следы, которые оставляет при смётке игла на коже, останутся на ней навечно. Собственно и при шитье на швейной машинке нужно чувствовать себя почти что сапёром,который ошибается лишь однажды. Исправить кривую строчку простым распарыванием не удастся, строчка будет иметь неопрятный вид.
3. Считается что кожу нельзя стирать. При этом вымываются жиры и кожа грубеет. Но это зависит как от самой кожи, так и от моющего раствора. Некоторые виды кожи вполне лояльно относится к мягкой стирке в тёплой воде с использованием хозяйственного мыла. Потом, правда кожу надо будет смазать раствором глицерина.
Вот, собственно, все ограничения.

Всё остальное с кожей делать можно. Это такой благодатный материал! Благодаря пористой структуре в одежде из кожи не жарко даже летом! А пластичность и декоративность этого материала оставляет огромный простор для фантазии.
И вот собственно возникает главный вопрос: «А где взять кожу?»

На самом деле это не проблема, в продаже есть как целые шкурки,итак и выбракованные остатки. Главное, найти места, где это продают.)

Помимо этого, кожа очень ноский материал и прекрасно поддаётся реставрации Поэтому можно смело использовать старые куртки, плащи, голенища сапог, перчатки. Не буду здесь писать о реставрации кожи. В интернете материал на эту тему есть.
Остановимся на видах кожи.

Кожа бывает растительного и хромового дубления. Но чаще встречается именно хромовое. Помимо способов дубления выделяют одёжную, галантерейную, подкладочную, мебельную и обувную кожу. Также по названию скота различают бычину, овчину, козлину, свиную, телячью кожу, ну, и прочих экзотичных животных.

По способу обработки - замша, спилок, нубук, перфорированная, тиснёная и др.. Также по способу обработки выделяют кожу с покрытием(крашенную нитро краской, созданному прессом рельефу) и без покрытия - крашенную, но не обработанную дополнительно кожу.

У кожи две стороны: лицо, собственно сама обработанная кожаная часть, и бахтарма - изнаночная ворсистая часть.

Спилок - вид кожи который образуется, когда пласт кожи распиливают, разделяют на две части. Верхняя кожаная часть идёт на тонкую одёжную кожу, а то что спилили представляет собой бахтарму с двух сторон. Похож на замшу. Он менее прочен чем обычная кожа и гигроскопичен (пропускает влагу). Это самый дешёвый вид кожи. Используется в галантерейной промышленности для изготовления сумок и как подкладка в обувных изделиях.

Замша это кожа с обработанной дополнительно бахтарменной частью, благодаря чему имеет красивую ворсистую фактуру. В отличии от спилка изнаночная часть у замши кожаная.

Нубук - это так обработанная лицевая (кожаная), что она становится немного похожа на замшу, поверхность становится как бы шершавой. Нубук хоть и красив, но очень капризен в обработке. Малейшая капелька клея или растворителя оставляет на его поверхности необратимый след.

Ещё есть такой вид кожи как чапрак это самая прочная и толстая кожа. Идёт на изготовление солдатских ремней, сёдел, сбруи. На такой коже из-за её толщины хорошо использовать такой вид декоративной обработки как теснение.

Это далеко не все виды кожи, но это те с которыми мне приходилось сталкиваться
При продаже кожа измеряется в квадратных дециметрах. То есть стоимость пишется за квадратик размером 10 на 10 см.
А вот собственно мой «боевой арсенал» Те инструменты которые я использую в своей работе.

1 Инструменты рисовально-чертительные.) Дело в том,что нанесение разметки на кожу часто становится настоящей проблемой. Обмылок и мелок спасает не всегда,так как на лаковой коже они бессильны. Маркеры и ручки годятся только с изнанки, так как оставляют нестираемые следы. И если мне нужно сделать разметку по лицу на глянцевой коже, мне на выручку приходит обыкновенное шило,а для прямых линий-копровальное колёсико.

Для светлой кожи годятся такие достижения канцелярской мысли, как фломастер « пиши-стирай», одна сторона которого наносит линию, другая имеет губку пропитанную веществом, эту линию, стирающим. Можно также использовать исчезающие маркеры для ткани. Ну а для линий на изнанке я использую простой карандаш, шариковую ручку, ручку роллер, маркеры разных цветов (всё зависит от рыхлости бахтармы, чем она рыхлее, тем труднее нарисовать чёткую линию и спасают только маркеры)
2 Инструменты колюще-режущие:

Незаменим при работе с кожей такой вот нож со скошенным лезвием Используется для шерфовки (срезание лишней толщины). Сапожный нож используется с этой же целью, имеет односторонюю заточку, благодаря чему нижняя часть кожи при шерфовке не прорезается.
Канцелярские ножи используются для резки по прямой, например, для нарезания полос кожи. Дисковый нож используется с этой же целью. Если освоить работу с ним, то можно более ровно резать кожу
Скальпели - стандартный и маленький (глазной) - используются для надрезов, разрезов, более «тонкой» шерфовки, а также для вырезания узоров на коже.
Ножницы портновские используются для фигурного вырезания. Например, заготовки для цветов. Ножницы маникюрные предназначены для фигурной резки мелких деталей.
Шило для нанесения разметок, проколки отверстий в коже
Инструменты швейные

Игла для кожи отличается от швейной тем, что имеет не тупой, а заострённый кончик, похожий на миниатюрный клинок. Благодаря чему такая игла не раздвигает, а прорубает волокна кожи и кожа шьётся гораздо легче. А этот прямоугольничек, та самая наклейка на лапку, которая обеспечивает скольжение лапки по коже при шитье, является альтернативой фторопластовой лапке. И мне лично она больше нравится. А это моя обычная лапка с такой наклейкой на изнанке.
Инструменты дополнительные.

Доска для резки. Представляет собой деревянную доску с наклеенным на неё куском линолиума. Резать кожу лучше на линолиуме. А ещё лучше приобрести специальный мат для резки. У меня всё руки не доходят - точнее ноги не доходят …до магазина)).) Кусок кафельной плитки используется при шерфовке. Для этой операции просто необходима идеально ровная, гладкая и жёсткая поверхность. Инструменты для заточки ножей. Нож должен быть всегда острым и в процессе его приходится часто подтачивать.
Кстати, шерфовка одна из основных операций и её освоить надо обязательно. Дело в том, что кожа материал достаточно толстый и эти переходы в толщине, в случае наложения одной детали на другую, как раз и скрадываются, если мы утончим совмещаемые краешки,изделие выглядит гораздо аккуратнее и часто переходы почти незаметны. Кроме того при шитье сумок из толстой кожи просто необходимо отшерфовать все прошиваемые припуски,иначе швы не примут необходимый вид. Ну и в случае когда надо загнуть краешек кожи,это будет сделать легко если краешек станет тоньше чем основная часть. Для шерфовки расположите кусочик кожи на гладкой поверхности и специальным ножом, под углом 45 градусов примерно,в направлении от себя начните срезать бахтарму,придерживая другой рукой кусочек кожи.Если нож острый,то особых трудностей эта операция не вызовет Вот как это примерно выглядит

Инструменты для установки фурнитуры. Щипцы для установки люверсов. Расчитаны на размер люверса 4 мм. Увы,о пресе для установки я пока лишь мечтаю.

Ручные пробойники. 2 самодельных,а один 8мм покупала в «Гамме». Щипцы-пробойник используются для пробивания дырочек в ткани и коже. Размеры меняются до 6 мм.

Вот собственно и сама фурнитура Хольнитены,люверсы.

Хольнитены устанавливаются для закрепления деталей. В карманы джинс для закрепления шва,на ручки сумок. Часто имеют чисто декоративную « украшательскую» функцию.Бывают двухсторонние(декоративная шляпка с двух сторон) и односторонние(вторая сторона ножки не имет шляпки) Люверсы состоят из двух частей: самого люверса и фиксирующего колечка,которое ставится с изнанки и дополнительно поддерживает люверс от выпадания) Для установки односторонних хольнитенов можно обойтись без специального преса,достаточно молотка и чайной ложки. Чайную ложку подкладываем вниз под шляпку хольнитена,что б не деформировать её при ударе,а молотком ударяем по плоской части.
Кроме того для работы с кожей бывает необходима мягкая пластичная проволока. Я использую медную проволоку и различные проволоки для бисероплетения

А это инструменты кусательно-хватательные. А проще говоря кусачки(для перекусывания проволоки),круглогубцы(для скуручивания её же в колечки) ну и плоскогубцы для всех прочих поддерживающих,протаскивающих и сжимающих операций.

А это прибор для выжигания. По сути-обычный паяльник,но имеет несколько насадок,позволяющий делать разные по толщне линии, и парочку готовых штампов. Я эту бесовскую машину не очень часто использую,но в обработке краёв и отверстий на тёмной коже он не заменим.

Кожу можно покрасить акриловыми красками,но не толстым слоем,что б избежать в дальнейшем трещин,и покрыть акриловым же лаком матовым или глянцевым. Но лучше всего кожу красить автомобильными красками из балончика,которые продаются в строительных магазинах. Такая окраска получается во-первых ровной,во-вторых более прочной,чем окраска акрилом,а в-третьих сохраняется эластичность. Один минус по сравнению с акрилом, это ужасный запах такой краски,а посему работать с ней только в проветриваемом помещении. Ну и окрашивать изделие лучше по результату работы,потому как многие краски не перенесут термической обработки,которая очень часто используется в декоре из кожи.

http://fashiony.ru/


Top