Что такое загадка? Это метафорическое выражение.



Загадка

Зага́дка

сущ. , ж. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? зага́дки , чему? зага́дке , (вижу) что? зага́дку , чем? зага́дкой , о чём? о зага́дке ; мн. что? зага́дки , (нет) чего? зага́док , чему? зага́дкам , (вижу) что? зага́дки , чем? зага́дками , о чём? о зага́дках

1. Загадкой называют образное описание (иногда в стихотворной форме) какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится.

Такие загадки, как «сидит девица в темнице, а коса на улице» (о морковке), не всегда понятны современным детям, которые морковь видят только в магазине.

2. Если вы загадываете кому-то загадки , значит, вы воспроизводите образное описание какого-то предмета или явления, а другой человек должен понять, о чём говорится.

Чтобы развивать интеллект ребёнка, загадывайте ему загадки, решайте вместе простые логические задачки.

3. Если вы отгадываете загадку , значит, вы пытаетесь понять и ответить, о чём говорится в образном описании какого-то предмета или явления.

Чудовище не давала покоя жителям Фив, нападало на людей и требовало отгадать загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не угадавших ответ чудовище пожирало.

4. Если кто-то говорит загадками , значит, этот человек говорит не прямо, а намёками, поэтому трудно понять, что именно он хочет сказать.

В последние дни она всё чаще говорила загадками, намёками, словно ожидая, что я пойму её с полуслова.

5. Если кто-то играет в загадки , значит, он специально говорит не прямо, а намёками, чтобы его было труднее понять.

Он не играл с ней в загадки, а говорил всё прямо, честно, а потому очень жестоко.

6. Загадкой называют сложный вопрос, на который нет ответа, сложную проблему, которую не решить.

Механизм отношений, который сегодня определяет формирование разных группировок среди подростков, для многих взрослых людей загадка.

7. Загадкой называют то, что нельзя понять, объяснить, тайну.

Понять загадку необыкновенной привлекательности этой некрасивой женщины - вот чего он хотел.

8. Если ответ на какой-то вопрос остался для вас загадкой , значит, вы не смогли найти ответ на этот вопрос.

Какой крупный морской хищник оборвал снасть, навсегда осталось для меня загадкой.

9. Загадкой природы называют явление природы, причины которого человек не может объяснить.

Утром над водой появлялось зеленоватое сияние - мы не могли и не хотели понимать эту загадку природы и относились к ней как к чуду.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "загадка" в других словарях:

    Метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка средство испытания… … Википедия

    Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    ЗАГАДКА, загадки, жен. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: не огонь, а жжется разумеется крапива. || То, что непонятно и требует разгадки или… … Толковый словарь Ушакова

    Может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры. По Аристотелю, З. «хорошо составленная метафора». Веселовский рассматривает З. в связи с формулами параллелизма и склонен видеть в ней одночленный параллелизм… … Литературная энциклопедия

    Сфинкса. Книжн. 1. Задачи, требующие большой сообразительности и остроумия для их решения. 2. Что л. непонятное, загадочное, неразрешимое. БМС 1998, 195. Сфинксова загадка. Книжн. Устар. То же. /i> Восходит к греческой мифологии. БМС 1998, 195.… … Большой словарь русских поговорок

    загадка - бледная (Минский); жестокая (Бальмонт); мучительная (Л.Андреев); нераскрытая (Белый); туманная (Ратгауз) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913.… … Словарь эпитетов

    Загадка - Загадка ♦ Enigme Задача, которую мы не в силах решить, но не потому, что она превосходит наши средства познания (тогда это была бы тайна), и не потому, что она не поддается доводам логики (тогда это будет апория), а потому, что она неверно… … Философский словарь Спонвиля

    Загадка - ЗАГАДКА, жанр народно поэтического творчества; краткое замысловатое иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. По форме (мерная речь, созвучие слов и рифма) народная загадка… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Жанр народно поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего … Большой Энциклопедический словарь

    - (евр. хида, сокрытое, сплетенное). Как и большинство жителей Востока, израильтяне любили загадывать и отгадывать З. В значении З. слово хада встречается в Суд 14:12 19; 3Цар 10:1; 2Пар 9:1. В Иез 17:2 приводится подобная З. притча (Притч 1:6),… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Загадка Загадка — ,загадки, ж. Иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, к-рые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта.

Смотреть что такое «загадка» в других словарях:

Из простейших поэтических произведений, каковы басня и пословица…

Загадка - может быть определена как замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры.

Также фото с непонятными и не объяснимыми явлениями, картинки с иллюзиями, видео-загадки и многое другое. Мы в нашем детском журнале тоже используем загадки. Радует, что вы указываете авторов произведений. Спасибо за загадки и за полученное удовольствие от общения с собственными детьми.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха. Александров Л. Г. О возможности философско-космологической интерпретации загадок «Чистилища» Данте // Вестник Челябинского университета.

В загадке присутствуют предметы, связанные с правильным ответом — поэтому именно этого отличает загадку от других обобщающих вопросов. Если оратиться к учебникам типа Вики, то вы получите сухой закон, что загадка это какое-то там выражение, которое загадывает одно посредством другого и развивает логику и мышление и т.д. Есть пословица: «ответ всегда древнее чем вопрос». Такое понятие как «загадка» многим известно с самого детства.

В древнейших З. отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический об …далее… Одна из самых сложных загадок природы, которая выросла перед физиками XX века, …далее… Толковый словарь помогает развить грамотную речь и избежать досадных ошибок при употреблении русских слов. Наша база толковых словарей русского языка бесплатна и будет постоянно развиваться.

Многие, должно быть, слышали подобное выражение — загадка Сфинкса. Гигантская каменная скульптура льва с лицом человека находится вот уже много столетий в Гизе, рядом с пирамидами. Очевидно, природа постаралась разместить его так, что один раз в год тень от сфинкса в верхней его точке совпадает с вершиной главной пирамиды в момент восхода солнца. Весь комплекс вместе со сфинксом составляет некий иероглиф, хранящий послание, пока не разгаданное наукой.

Секреты, над коими работает современная наука, связаны с познанием души человека. Вера в богов всегда помогала людям выживать в самых тяжелых условиях. Территория вокруг Гроба Господня тщательно охраняется - как до, так и во время церемонии нисхождения Благодатного огня. Но никакого обмана до сих пор так и не удалось обнаружить.

Загадки - один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки. Существует несколько определений загадки. Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка - описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса». В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Основной прием описания в загадке - метафора (по подобию).

С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность .

Для процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок:

1."Природа и человек".

2. "Хозяйство и материальный быт".

3. "Общественный и семейный быт".

4. "Культура".

5. "Загадки-шутки, загадки-задачи".

Например:

«Сине покрывало весь мир укрывало», - так четко отображается в загадке небо.

«Что нас кормит, а кушать не просит?»).

«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»

«Без крыльев летает, без ног бежит»

«Без рук, без ног, а ворота отворяет»

«Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

«Летом одевается, зимой раздевается».

«Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

«Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп).

«Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать).

«Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

«Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию»

Загадки - описания (3-4 года) .
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна - у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.
Птицы: ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка - в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.

В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.

В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

Загадка получила определение со времен Аристотеля, кото­рый называл ее хорошо составленной метафорой. В.И. Даль писал, что загадка - это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, пред­лагаемое для разгадки" 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В.П. Аникину: "Загадка - это поэтическое за­мысловатое описание какого-либо предмета или явления, сде­ланное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность". 2

Загадка – это краткое описание умалчиваемого предмета или явления по сходным или намекаемым признакам другого предмета и явления.

Загадка развивает у человека поэтический взгляд на действительность, создает неограниченный простор для фантазии. Поэтому можно заметить, что загадка – это поэтически замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека и в то же время привить ему поэтический взгляд на действительность.

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного обще­ства, к табуированной речи (т.е. к словам, которые определенным членам племени или рода произносить вслух было запрещено в силу их возраста, пола или социального положения в этом конкретном обществе). Загадки распространены у всех народов.

Кроме того, происхождение загадок связано с желанием человека отпугнуть и обмануть нечистую силу, которая, как считали раньше, могла повлиять негативно на жизнь и судьбу человека, ребенка, скотины и пр. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду, поэтому предмет или человека называли не так, как звучит его имя или название на самом деле.

Большую роль загадка также играла и в обрядах инициации (обряде посвящения мальчика в мужчины), распространенных у всех древних народов. Посвящаемый мальчик испытывался с помощью загадок: отгадав их, он считался благополучно прошедшим данное испытание и проходил в следующий этап посвящения, - без знания тайной речи юноша не мог стать мужчи­ной.

Загадки встречаются в мифологии древних народов (на­пример, в древнегреческих мифах).

В древности загадки имели мистическое, религиозное и обрядовое применение, загадывание и отгадывание загадок считалось признаком особой мудрости. Загадки можно было загадывать лишь в определенное время – летом и днем загадывать нельзя. Загадывание было позволено по окончанию полевых работ, осенью и зимой. Особое значение придавалось загадыванию во время празднования святок (с 25 декабря по 6 января).

Русские загадки по проис­хождению также связаны с условной речью - зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, на­правленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Загадки выполняли и выполняют следующие функции:

    Познавательную (содействовали активизации познания окружающего мира, особенно у ребенка),

    Развивающую (развивают наблюдательность, логическое мышление)

    Развлекательную, т.к. позволяли развлечь, занять себя, семью и детей в свободное от работы и хозяйства время

    Художественную (способствовали формированию у человека образного мышления, способности видеть мир в образах).

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путеше­ственник XVIII в. С.П. Крашенинников отметил остатки древней тай­ной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передовщика", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "что­бы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Кра­шенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы го­раздо больше вещей странными именами называли, например: церковь - востроверхою, бабу - шелухою или белоголовкою, девку - простыгою, коня - долгохвостым, корову - рыкушею, овцу - тонконогою, свинью - низкоглядою, петуха - голоногим и прочее..." Крашенинни­ков отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 3 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях. Например, многие подблюдные пес­ни имеют форму загадок: они не описывают судьбу человека, а под­меняют ее описанием предмета или действия. В сказке «Умная дочка» или «Семилетка» царь задает девушке несколько загадок, разгадав которые, она выходит замуж за царя – таким образом, здесь сказка служит способом проверки героя на сметливость, ум. Самой интересной загадкой в этой сказке является та загадка, когда хитрый царь приказывает девушке прийти к нему не пешим. Не верхом, не раздетой, не одетой, не с подарком, но и не без подарка, и девочка приходит к нему в рыболовной сете, верхом на зайце, который тут же убегает, и с перепелкой в руках, которая выпархивает из ее рук.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. К загадке начали относиться как к способу испыта­ния сообразительности, стали создавать новые загадки о пред­метах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлека­тельных. Сказка стала жанром детского фольклора.

Д.Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, - писал он, - отразились взгляды народа на природу и окружаю­щую обстановку, в последних - вся житейская мудрость и нрав­ственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для твор­ческой фантазии народа; в пословице - для его здравого смыс­ла и критики" 4 .

Загадка — один из самых древних фольклорных жанров.

Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.

Существует немало обозначений и высказываний про загадки.

Одни литературоведы, например, давали такую дефиницию загадки: «Загадка — описание какого-либо предмета, данное обычно в форме вопроса».

Основной прием описания в загадке — метафора (по подобию).

Высказывания про загадки

Н.С. Гилевич, который много писал про загадки и которому принадлежит самое интересное и основательное исследование поэтики загадок, дал следующее определение загадки: «Загадка — замысловатый вопрос, который подается в форме остроумного, короткого, как правило, ритмично описания какого-либо предмета или явления. С этим определением можно легко согласиться.

Досконально определяет основные жанровые черты загадки А.И.Гурский. Он пишет: «Загадку можно определить как произведение малой формы, в основе которого лежит художественное сравнение различных явлений и предметов действительности на основе их сходства, как остроумную поэтическую выдумку; используемую с целью испытания ума, сообразительности человека и его способности поэтического видения мира.

Функции загадки

Важнейшими функциями загадок являются: проверка и тренировка сообразительности людей, развитие их логического и поэтического мышления, умения узнать окружающую действительность в иносказательных образах.

Немаловажными являются также поучительная, воспитательная, увеселительно-развлекательная, игровая функции и другие. Таким образом, загадка как жанр полифункциональна.

Классификация загадок

Классификация и тематическая систематизация загадок основательно разработана А.И.Гурским, который выделил пять типов загадок: «Природа и человек», «Хозяйство и материальный быт», «Общественный и семейный быт», «Культура», «Загадки-шутки, загадки-задачи».

Раздел «Природа и человек» начинается с загадок о небе, небесных светилах. «Сине покрывало весь мир укрывало», — так четко отображается в загадке небо.

Большая группа загадок посвящена земле и воде. В них, как и в других фольклорных произведениях, но своеобразно, в соответствии со спецификой жанра, отобразилось почтенное отношение народа к земле («Что нас кормит, а кушать не просит?»).

Некоторые стихии и явления природы уподобляются животным: во многих загадках, например, гром похож на рычание вола(«Рявкнул вол на сто гор, на тысячу озер»), иногда же — на жеребца («Сивый жеребец на все царство заржал»); движение ветра своеобразно описывается в своих действиях: «Без крыльев летает, без ног бежит», «Без рук, без ног, а ворота отворяет», «Не имеет рук, но срывает с деревьев листья. Кто это такой?».

Богато представлен в загадках растительный мир. Во многих загадках деревья, злаки предстаются живыми существами: «Летом одевается, зимой раздевается», «Летела без крыла, села без сука, сварила кухарка без огня, ела без зуба» (рожь).

Остроумно, нередко с юмором подаются в : «Семьсот свистят, четыре пляшут, два слушают и два нюхают, два смотрят» (лошадь).

В разделе «Хозяйство и материальный быт» широко отразились устройства земледелия, промыслы и ремесла, питание, жилье, домашний интерьер, одежда и обувь человека и др.

Не так легко угадать такие загадки: «Рогатый, а не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам отдыхать идет» (серп), «Имеет четыре ноги, а не зверь» (кровать), «Шел, шел, две дороги нашел и в обе пошел» (брюки).

Гораздо меньше загадок, в которых отражаются общественные и семейные отношения. В этом разделе особенно интересные загадки о родстве: «Два брата, а один из них дядя. Кто второй?» (отец), «Сидит ребенок на огороде, сидит и говорит: «У меня есть отец, мать, а я им не сын» (дочь).

В позднее возникших загадках отразилось развитие культуры, образования. В их содержании фигурируют книга, бумага, карандаш, инструменты и др. («Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает» (книга).

Из приведенных примеров видно тематическое разнообразие загадок, их особенности, ширина метафор и иносказательное отображение действительности. Поэтому мы ограничимся сказанным про загадки как о разнообразной тематике произведений этого жанра.

Загадки во многом подобны пословицам: прежде всего художественной образностью, лаконичностью, ритмичностью. В загадках используются традиционные фольклорные художественные приемы и образно изобразительные средства: метафора, сравнение, эпитеты, персонификация, аллегория, гипербола, гротеск, ирония и др.

Структура загадки

Структура загадки представляет собой своеобразный диалог, в котором кто-то приказывает, а другой угадывает.

Немало загадок строится на прямом вопросе, многие другие содержат в себе замысловатое описание предмета или нескольких предметов, которые угадываются по действиям, необходимым для создания определенных вещей: «Били меня, били, били, колотили, на куски рвали, рвали, по полю таскали, на ключ запирали и на стол подавали» (лен, скатерть).

Ряд загадок имеют форму монолога, диалога; иногда же в разговоре принимает участие три лица:

«Четыре ноги имею, но не зверь, пух и перья имею, но не птица, душа и тело у меня есть, да не человек» (кровать);

Традиционные загадки хорошо сохранились и в наше время, используются они и сейчас, продолжают выполнять многие из традиционных функций, чаще всего познавательную, учебную, игровую, испытательную (сообразительности).

Загадки и сейчас интересуют не только детей своей мудростью, совершенством художественной формы, а и взрослых, что и обусловило их популярность в народе.


Top