Конспект занятия с коррекционно развивающими подвижными играми. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук, речевые игры на определение места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия .

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка). - К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

Здравствуй, утенок!

Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог . Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения .

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает: «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок . Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель : развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

3.«Кляксы»

Цель : развивать воображение.

Материал : листы белой бумаги, кисточки, краски.

Ребята, возьмите краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель : развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок . Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок . Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

Развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

Развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у Алёнушки".

Предмет (направленность): конспект коррекционно - развивающего занятия.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста
Место проведения: кабинет психолога.

Цель:
Создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей.
Задачи:
- продолжать развивать социальные эмоции;
- развивать произвольность контроля над своими действиями;
- упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний; воспитывать умение действовать по правилу;
- способствовать сплочению детского коллектива.

Материал:
кукла Алёнушка, домик с колокольчиком, зеркало. Сказочные персонажи: бабушка, Баба Яга, чудесный мешочек с колючими мячиками, бумажные сердечки.
Предварительная работа:
игры на различение разных эмоциональных состояний, прослушивание музыкальных произведений с разным характером, чтение художественных произведений, рисование различных эмоциональных состояний людей, проведение поведенческих тренингов.
Ход занятия
«Минута вхождения»
Психолог. Настал день, я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу
и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Игра «Волшебное зеркальце».
Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости? Алёнушка.
Аленушка. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёнушка. Я к вам пришла не с пустыми руками - принесла волшебное зеркальце. Кто его в руки возьмет, посмотрится в него, и доброе ласковое слово скажет о себе, тот потихоньку в сказку войдет.
(дети играют в игру)
Игра-обсуждение «Взаимоотношения».
Аленушка читает стихотворение Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»:

Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
(Дети подходят к домику с колокольчиком)
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаек распивать дотемна
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет баба-яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
Психолог. Алёнушка, а почему во второй части стихотворения к детям из того же дома вышла не добрая старушка, а Баба Яга?
Алёнушка. А на этот вопрос попробуют ответить ребята
(ответы детей)
Психолог. Ребята, а почему старушка поила детей чаем с пирогами и читала добрую сказку?
(ответы детей)
(Психолог предлагает детям оживить эту сказку).
Тренинг эмоций
(дети показывают добрую старушку и злую Бабу- Ягу).
Психолог. Какие же поступки чаще совершает Баба – Яга?»
(ответы детей).
Упражнение « Колючий мешочек».
Игра «Все наоборот».
Алёнушка. Ребята, становитесь скорее в круг. Баба-Яга не просто появилась в нашей сказке. Она, оказывается, вас заколдовала. Вы теперь из обычных мальчиков и девочек превратились в мальчиков и девочек наоборот.
Психолог. Ребята, сейчас мы поиграем в игру « Все наоборот». Я буду показывать определённые движения, а вы повторять эти движения наоборот. Например: если я подниму руки, то вы опустите.
Хорошо, Алёнушка, а как же нам теперь от волшебства избавиться и опять в нормальных ребят превратиться?
Алёнушка. А для этого нужно не называть определенных слов, а заменять их жестами. Давайте поиграем в игру «Колпак мой треугольный».
Игра «Колпак мой треугольный».
Психолог. Я вижу, что вы еще не до конца избавились от колдовства бабы-Яги, поэтому я предлагаю поиграть еще в одну игру, в которой есть особое слово- это волшебное заклинание против плохого настроения, обид снятие колдовства и разочарования.
Релаксационное упражнение «Тух-тиби-дух».
Алёнушка. Вот теперь мы с вами превратились в веселых, добрых, умных ребят. А какая по характеру баба Яга? (Дети - злая). Посмотрите на картинку, здесь изображена баба Яга в разном настроении. Какое настроение Бабы Яги вам больше всего понравилось? Закрасьте платок той бабе Яге, которая понравилась вам больше всего.
По окончании работы Аленушка дарит детям сердечки на память.
Жаль, но дальше оставаться я у вас не могу, мне надо возвращаться в свою сказку.
Психолог. Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и по очереди пожмем их друг другу. Приходи к нам в гости еще, Алёнушка!
Аленушка уходит.
Психолог. Дети, кто приходил сегодня к нам в гости?
Что больше всего вам понравилось в сказке?
С каким настроением вы возвращаетесь из сказки?
Дети отвечают на вопросы и возвращаются в групповую комнату.

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 3070 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Тема"Цветы" Цель : уточнить и расширить знания о цветах, местах их произрастания, строении. Задачи : Коррекционно - образовательные : упражнять в словообразовании с использованием уменьшительно - ласкательных суффиксов, образовывать относительные прилагательные, учить подбирать...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема : Деревья. Задачи : Образовательные : - Расширить знания детей о деревьях. - продолжать учить правильно держать карандаш - Формировать навык...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) «Мама - солнышко моё»

Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности...» НОД в старшей группе компенсирующей направленности (нарушение зрения) по теме «Мама – солнышко моё» Цель: Расширить представления детей о празднике – Дне матери. Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Познание» «Речевое...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Новый год» Тема: «Новый год» Возраст: 5 лет Цель: Уточнение и обобщение знаний об особенностях праздника Новый год. Задачи: 1. Коррекционно – образовательные: - Развитие грамматического строя речи, - Обогащение словаря прилагательными, глаголами - Формиррвание умения подбирать...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Рыбы» Тема: «Рыбы» Возраст: 5 лет Цель: формировать представления по теме «Рыбы» Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: - Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными...

Конспект развлечения в младшей группе для детей с нарушением зрения «Поможем ежику» развлечение в младшей группе для детей с нарушением зрения на тему: «Поможем ежику» коррекционно - образовательные: - Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности; - Закреплять представление о фруктах и овощах; - Учить различать и называть...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - ООД по зрительному восприятию для детей с нарушением зрения в подготовительной к школе групп «Юные космонавты»

Оод по развитию зрительного восприятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. На тему: «Юные космонавты» Коррекционно-развивающие задачи: 1.Расширить и закрепить знания детей о космосе, о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы детского сада «Рисование песком». Игры с песком можно использовать для подготовки руки к письму. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, - это дает ребенку возможность ощущать себя успешным. При отработке...

Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;

Помогать детям преодолевать замкнутость;

Развивать эмоциональную, когнитивную сферу и мелкую моторику руки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: смайлики с разным настроением; фото людей, на лице которых различные эмоции; сказочные герои; мультфильм «Крошка Енот»; мандалы для раскрашивания, бумага, краски, фломастеры, карандаши, губки.

Ход коррекционно-развивающего занятия психолога в детском саду

(Психолог приветствует детей, сообщает им, что сегодня они отправятся к королеве Эмоции на праздник Радости.)

Доброе утро, дорогие дети!

Все ли в порядке у нас в группе?

Вы вокруг оглянитесь,

Друг другу улыбнитесь.

Чтобы никто не унывал,

Со всеми радовался и играл!

Психолог. Какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей.)

Нас пригласила королева Эмоция на праздник Радости.

Упражнение «Выбери эмоцию на праздник»

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения; учить детей проявлять свои эмоции и чувства .

Психолог. Каждому нужно свою фотографию поместить в уголок эмоций, выбирая, если ты веселый - к солнышку, печальный - к капелькам. занятия с детьми

Психолог. Отправляемся на праздник!

(Под музыку дети идут в гости к королеве Эмоции на праздник Радости. Психолог и дети здороваются с королевой.)

Психолог. Добрый день, королева, мы пришли к тебе на праздник Радости!

Королева Эмоция (плачет). Я не могу начинать праздник, потому что злой колдун оторвал все лепестки моего цветка настроения и заколдовал их.

Психолог. Не волнуйся, королева, наши дети умные, сообразительные, они смогут расколдовать. (После выполнения заданий каждый лепесток прикрепляется)

Лепесток Печали.

Задание:

1. Узнать эмоцию (эмоция печали изображена песком на стекле).

2. Показать печаль (дети показывают).

3. Отыскать детей с печальным лицом (картинки с изображением детей с различными эмоциями).

4. Упражнение «Когда мне грустно, я...»

Варианты ответа:

Устраиваю с друзьями веселые игры;

Смотрю веселый фильм;

Слушаю веселую музыку.

Лепесток Злости.

Задание:

1. Узнать эмоцию (на песке изложена с помощью камешков)

2. Показать злость (дети показывают)

3. Найти сказочных героев, с такой эмоцией;

class="eliadunit">

4. Упражнение «Способы борьбы со злостью» (ответы детей):

Сделать несколько глубоких вдохов;

Порвать газету или помять пластилин, сказав при этом: «Беги, гнев, беги!»;

Выполнить несколько физических упражнений;

Бить по подушке, представляя себе человека, который тебя обидел;

Топать ногами по полу;

Обхватить ладонями локти и сильно прижать к груди

Стать в позу устойчивого солдатика: встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить вдоль тела. Постоять так несколько секунд, а затем поменять ногу;

Надуть воздушный шарик;

Покидать мяч о стену.

Лепесток Страха

Задание:

1. Просмотр мультфильма «Крошка Енот»

После этого психолог спрашивает детей, что помогло еноту побороть свой страх, что смешного было в его страхе, предлагает им нарисовать лицо Енота, когда он испугался и когда он подружился со своим страхом.

2.Покажи эмоцию (дети показывают)

3. Способы преодоления страха (ответы детей):

Страх-страх-страшилка,

Вон, вон катись:

В смех-смех-смешинку

Превратись.

Лепесток Удивления.

Задание:

1. Рисование с помощью свечи (изображение эмоции появляется после нанесения краски)

2. Показать эмоцию (дети показывают).

Лепесток Радости.

Задание:

1. Рисование мандалы (предлагаю детям проверить силу волшебного круга, разрисовать его различными цветами, которыми им хочется)

2. Показать эмоцию (дети показывают)

3. Игра «Если весело живется, делай так...»

Психолог. Дети, Королева Эмоций приглашает вас поиграть в очень веселую и подвижную игру «Если весело живется, делай так...»

Если весело живется, делай так - хлоп-хлоп (дети хлопают в ладоши)!

Если весело живется, делай так - топ-топ (дети шагают на месте)!

Если весело живется, каждый другу улыбнется (дети поворачиваются и улыбаются)!

Если весело живется, делай так - прыг-скок (дети прыгают на месте)!

Рефлексия.

Психолог. А сейчас мы возьмемся за руки и каждый расскажет, что ему понравилось, запомнилось, что было интересным в гостях у королевы Эмоции.

Изменилось ли у Вас настроение?

Если изменилось, переставьте свою фотографию.

Прощание.

В современных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) работа с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является неотъемлемой частью педагогической практики. Это обусловлено принятием в 2012 году закона о равных возможностях получения образования детьми, несмотря на их разные физические возможности. При этом в рамках инклюзивного образования перед педагогами детских садов особую актуальность приобрёл вопрос о методическом сопровождении такого взаимодействия с особыми ребятами. В частности, как подготовить и провести коррекционно-развивающее занятие.

Суть понятия «коррекционно-развивающее занятие»

Деятельность, направленная на эффективное развитие ребёнка, имеющего ОВЗ, а также методически организованная помощь в преодолении дериваций (отклонений), которые представляют собой преграду развития малыша, называется коррекционно-развивающим занятием.

Коррекционные занятия призваны обеспечить равные образовательные возможности для здоровых детей и малышей с ОВЗ

Цели и задачи занятий с детьми с ОВЗ

Миссия коррекционно-развивающих уроков в ДОУ состоит в:

  • стимуляции восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения;
  • развитии, а также исправлении недостатков в эмоционально-волевой сфере ребят (например, преодоление агрессивности, плаксивости и пр.);
  • приобщении к здоровьесберегающим технологиям;
  • обеспечении условий для развития навыков коммуникации и социальной адаптации.

Практическое воплощение этих целей представляет собой целенаправленный процесс, который конкретизируется систематическим решением образовательных задач в трёх направлениях, по-разному реализуемыми в работе с малышами разного возраста.

Классификация занятий коррекционной направленности основывается на принципе деления уроков по специфике этой работы.

Таблица: виды коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Вид Суть Типы занятий с примерами
Психологическое Уроки с малышами без (!) отклонений в сфере психики, но имеющими нарушения поведенческой линии (например, ребёнок дерётся). Уроки, нацеленные на создание положительного микроклимата в группе и развитие психологических функций малыша (к примеру, эмоций, ощущений и пр.). Ознакомиться с методикой работы в этом направлении можно .
Дефектологическое Занятия коррекционной направленности с детьми, имеющими отклонения в физическом и умственном развитии, требующими повышенного внимания. Сурдопедагогическое, то есть направленное на работу с глухими или слабослышащими детьми. Пример для ребят младшего дошкольного возраста можно найти в публикации Морозовой В.А.
Дефектологическое занятие для коррекции заикания. Эти уроки проводятся индивидуально или в рамках работы разновозрастной группы. Вот пример составления конспекта такого занятия для воспитанников разного возраста.
Тифлопедагогическое занятие - дефектологическое занятие для работы со слепыми или слабовидящими детьми.
Ознакомиться с примером такого урока для ребят старшего дошкольного возраста можно в разработке дефектолога Бойко Л.А.
Дефектологическое занятие с гиперактивными детьми. Работа по этому направлению коррекции ведётся комплексно, поэтому и занятия должны составляться блочно, как, например, цикл уроков Н.В. Власовой .
Дефектологическое занятие на коррекцию тревожности по теме «Волшебный город» в старшей группе .
Дефектологическое занятие на коррекцию агрессии. Например, урок для старшего дошкольного возраста по теме «Злой король», разработанный О. Ивановой .
Дефектологическое занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния. Такие уроки, как правило, проводятся блоками. Ознакомиться с блоком для старшего дошкольного возраста можно .
Занятие на коррекцию речи. Примером может быть урок с логопатами (детьми, имеющими нарушения речи) старшего дошкольного возраста на тему «Волчок» .
Занятие для детей с ЗПР . Эти уроки составляются с учётом степени отклонения, без оглядки на возраст малыша.
Занятие для умственно отсталых малышей .
Дефектологическое занятие для ребят с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Эти уроки часто проводятся в спортивном зале и представляют собой сочетание изучения лексической темы с ЛФК. Например, занятие для младших дошколят на тему «Я и моё тело» .
Занятие для детей с комплексными нарушениями , то есть сочетанием двух и более ОВЗ.

Это интересно. Классификация коррекционных занятий по типам совпадает с видами ОВЗ.

Коррекцинные занятия ведут специалисты в работе с конкретными ОВЗ у детей

Приёмы работы с детьми на коррекционных занятиях

Работа с особенными детьми требует от педагога тщательного выбора методов и приёмов организации занятий, основой которых является игра.

Игровые приёмы

Умения, навыки и знания дети черпают из игровых действий. Но специфика работы с ребятами с ОВЗ предполагает использование видов игровых приёмов (дидактических, подвижных, театрализованных, пальчиковых) не в чистом виде, а в комбинированном, направленном на тот или иной вектор коррекции. Рассмотрим варианты этих комбинаций.

Игры на устранение эмоциональных блоков

Назначение этих игр состоит в стимулировании раскованности малышей, развитии у них фантазии и воображения. Например, в игре «Верёвочка» малыши в командах по 2–3 человека получают по скакалке, с помощью которой им нужно на полу изобразить фигуры (дом, лестницу, ёлочку, кораблик). Выигрывает та команда, которая изображает фигуры максимально похоже. Для усложнения в игру можно ввести соревновательный элемент.

Игры на коррекцию восприятия через зрительный канал

Эти игры призваны развивать зрительную память, а также внимание, быстроту реакции. Например, в игре «Найди пару одинаковых» дети получают комплект из 5 карточек с похожими картинками, среди которых им нужно найти две с одинаковым сюжетом.

Игры на развитие зрительной памяти занимают ведущую позицию в работе со слабовидящими малышами

Игры на отработку координации движений

Целями проведения этих игр является тренировка координации, а также удовлетворение потребности в двигательной активности малышей. Такие игры способствуют созданию положительного микроклимата в группе. Например, игра «Запрещённый цвет». Педагог хаотично раскладывает в комнате картонные геометрические фигуры разных цветов. За ограниченное время малыши должны собрать «круги жёлтого цвета», «прямоугольники синего цвета» и т. п. Для усложнения можно собирать определённые фигуры, не обращая внимания на цвет, или определённые фигуры определённого цвета.

Для тренировки слаженности движений малышам можно предложить игру «Ты моя тень», в которой один из пары показывает заданную фигуру, а второй угадывает, что это.

Игры на развитие моторного внимания

Основное назначение этой игры состоит в развитии концентрации внимания на поставленной задаче, связанной с движениями. Так, в игре «Ухо-нос» водящий называет часть тела и вместе с детьми дотрагивается до неё. После отработки такого механизма действий, педагог называет одну часть тела, а дотрагивается до другой. Дети же должны следить за соответствием.

Игры на развитие слухового внимания

Цель - тренировка восприятия на слух. В игре «Чей звук?» дети слушают звуки, которые издаются разными предметами (музыкальными инструментами, игрушками-пищалками, детской шарманкой и пр.). Затем педагог прячет предметы за ширму, а дети угадывают, что звучит.

Игры слух полезны не только слабослышащим ребятам, но и здоровым

Игры на развитие терпимого отношения к окружающим

Примером такой игры может быть забава «Мальчики или девочки»: одновременно все малыши мужского пола хлопают в ладоши, а маленькие леди топают ногами. Побеждают те, кто был громче.

Игровые приёмы на релаксацию

Основная цель этих игр - уменьшить эмоциональное напряжение, помочь малышам ощутить чувство коллектива. Примером может быть игра «Мешочек гнева». Взрослый предлагает детям проговорить все негативные мысли в специальный мешочек, который потом крепко завязывается и прячется на высокую полку.

Классификация игр по вилам ОВЗ

Ознакомиться с примерами по каждому виду можно по ссылкам:

  • картотека подвижных игр для слабовидящих малышей и картотека дидактических игры для слабовидящих детей ;
  • картотека дидактических игр для слабослышащих ребят и картотека подвижных игр для слабослышащих ;
  • картотека игр для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата ;
  • картотека игр для воспитанников с ЗПР .

Видео: интересные задания на коррекцию заикания у детей

Речевые приёмы на коррекционных занятиях

Слово играет существенную роль в коррекционной работе, так как является одним из способов наладить контакт с воспитанниками и мотивировать их на ту или иную деятельность.

Таблица: виды речевых приёмов на коррекционных занятиях

Речевой способ взаимодействия Суть приёма Пример
Разъяснение Педагог объясняет материал и порядок выполнения задания исходя из особенностей развития малышей: повышая тон голоса для ребят с проблемами со слухом, или максимально детально описывая все этапы для слабовидящих малышей. Для детей с ЗПР в средней группе на уроке по теме «Золотая осень» порядок выполнения рисунка осеннего дерева в технике примакивания с помощью поролона можно объяснить так:
- Ребята, а сейчас мы сделаем свой осенний лес. Для этого я раздаю вам листочки, на которых нарисован ствол берёзы. Нам нужно капнуть в краску воды и кисточкой хорошо перемещать. Теперь окунаем поролон в краску и делаем отпечаток на бумаге.
Беседа Вовлечение малышей в диалог является мощнейшим мотивационным приёмом. На занятиях с особенными детьми этот приём имеет вопросно-ответную структуру. На сурдопедагогических занятиях беседа может использоваться в качестве организующего начала всего урока. Например, работая со старшими дошкольниками над темой «Сезонная одежда» в рамках занятия «Что в мешочке» дети по вопросам, которые им адресует педагог, составляют описание предмета одежды, находящегося в мешочке. Вопросы могут быть такими:
  • Что это: животные, растения, одежда или транспорт? (педагог на доску крепит табличку со словом «одежда» и предлагает малышам предположить, что может быть в мешочке);
  • Это летняя или зимняя одежда?
  • (ответ помещается на доску в виде таблички, педагог направляет ход рассуждений детей в сторону половой принадлежности искомого предмета одежды);
  • Что есть у этой одежды? (дети, выбирая между купальником и сарафаном, уточняют, есть ли у этой одежды карманы, юбка, и делают вывод о том, что же в находится в мешочке - сарафан).
Рифмовки Обычно короткими стихотворениями педагог начинает коррекционное занятие, то есть осуществляет мотивацию малышей. Но стихотворения, как и загадки, могут использоваться при последующей разработке темы. Примером стихотворения в начале урока может быть приветственная рифмовка с движениями для тревожных малышей:
  • У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя) Дом большой (руки над головой «домиком») Он глядит (правую руку над глазами) В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно) Заяц (ладони к голове, как уши зайца) по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег) В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться») «Стук-стук Дверь открой (изобразить, как открывается дверь) Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо) Охотник злой!» (сердитое лицо) «Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца) Лапу мне давай!» (подать руку).
Примером загадок на занятии может быть блок вопросов по теме «Лесные животные» для детей с ЗПР:
  • Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь,
  • Как зовут его - … (медведь);
  • Что за зверь лесной: Все зовут его косой? (заяц).
Сказочные сюжеты Мотивационный приём, который несёт важную смысловую нагрузку: дети через сказку знакомятся с проблемой, путями её решения и переносят этот алгоритм в реальную жизнь. На занятии по теме «Весна в лесу» Сорока-педагог рассказывает ребятами из слабовидящей группы историю о том, как Злая Колдунья заколдовала всех жителей леса для того, чтобы никто из них не смог встретить весну. И помочь в этой ситуации могут только сами малыши, выполнив все задания на занятии-«задания злой волшебницы».
Скороговорки, чистоговорки Это приём активно вводится на занятиях у детей с нарушениями речи. Он позволяет отработать правильное звукопроизнесение. А также темп и ритм речи.
Чистоговорки помогают отработать произношение сочетаний звуков.
Малышам с отставанием в умственном развитии можно предложить такие скороговорки:
  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «Слишком много ножек у сороконожек»;
  • «Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы»;
  • «Бу-бы-ба - из окна торчит труба».

Наглядность на коррекционных занятиях

Наглядные образы имеют огромный учебно-воспитательный потенциал в работе с детьми, несмотря на ОВЗ. На коррекционных занятиях педагогу необходимо подобрать приёмы, подходящие под ту или иную группу малышей с конкретными отклонениями.

В контексте коррекционной работы большое внимание уделяется наглядным материалам, способствующим расслаблению малышей

Таблица: наглядные приёмы и виды коррекционных занятий

Способ взаимодействия с детьми Содержание приёма Пример
Карточки-сигналы (с изображением плюса и минуса для оценки ответов, а также с разноцветными кружочками для идентификации звуков, карточки с буквами). Педагог задаёт вопрос и получает ответ сразу от всех малышей. Так, в работе с гиперактивными ребятами этот приём помогает сконцентрировать их внимание на деятельности. Например, когда малыши старшей группы слышат слово и поднимают соответствующие буквы на карточках.
В конце занятия ребята поднимают карточки для самооценки.
Можно использовать на всех занятиях, кроме уроков с умственно отсталыми детьми и с ЗПР. С ними сигналы могут быть, но в упрощённом виде (например, в виде двух смайликов для того, чтобы показать своё настроение).
Ламинированные карточки по разным темам с картинками, которые могут использоваться в работе с магнитной доской. Дети получают набор карточек для ответа, или выбирают из общего «банка», чтобы ответить на вопрос педагога. К примеру, на коррекционном занятии с детьми, имеющими ЗПР, педагог может рассказывать историю о домашних животных, а малыши, имея по 4–5 карточек, будут крепить свою с упомянутой зверушкой на доску.
Картинки разного формата по разным темам Педагог любую тему должен максимально визуализировать. Герои сказок, животные, овощи, фрукты, цифры и т. д.
Лэпбук Буклет или папка, в которой собраны материалы (информационные блоки, игры, иллюстрации) по отдельным аспектам темы. Например, в рамках темы «Животные» лэпбук может быть посвящён «Зимовью зверей и птиц».
Бизиборд (тематическая доска с крючками, задвижками и пр.) Один из самых эффективных тренажёров для мелкой моторики. Очень важен для малышей с ЗПР, умственной отсталостью, аутизмом.

Это интересно. Для релаксации в группе можно установить интерактивную колонну, в которой плавают, лопаются и снова появляются пузыри, или фиброоптический светильник - конструкцию для сенсорного развития малышей.

Фиброоптический светильник споосбтсвует развитию мелкой моторики

Практические приёмы на коррекционных занятиях

Эти способы взаимодействия призваны, прежде всего, пополнять тактильный опыт малышей, а также способствовать налаживанию социально-коммуникативных контактов детей между собой и со взрослыми:

  • рисование на бумаге (традиционное - карандашами, красками - и нетрадиционное - пальчиками, штампами, ниткой и пр.), аппликации, поделки - средства развития воображения, фантазии малышей;
  • создание рисунков на световом столе песком с помощью пальцев, расширяющее сенсорные представления малышей с ОВЗ;
  • творчество на led-доске, то есть создание изображения при помощи маркеров, которое меняется в зависимости от произвольно меняющейся подсветки, что, в свою очередь, положительно сказывается на эмоциональном фоне ребёнка;
  • работа с кинетическим песком, развивающая цветовосприятие малышей.

Кроме того, в арсенале дефектолога и психолога есть достаточное количество приёмов арт-терапии (лечения творчеством), с примерами видов работ можно ознакомиться .

Арт-терапия ещё называется лечением творчеством

Как индивидуализировать работу на коррекционном занятии

Чтобы определиться с сутью индивидуального подхода на коррекционных занятиях, нужно учесть, что такие уроки могут проходить в двух форматах: один на один педагога с ребёнком, а также групповом. Что касается первого, то вопросов по поиску способов индивидуализировать работу не возникает: занятие строится на этих приёмах. А вот на групповых уроках задача поиска оптимального подхода к каждому (!) воспитаннику очень актуальна. Тем более малыши в группе мало того, что имеют разную степень проявления ОВЗ, так ещё и разнообразие темпераментов, характеров никуда не девается. В процессе работы в условиях инклюзивного образования я пришла к выводу, что для осуществления всестороннего подхода к проблеме педагогу необходимо руководствоваться четырьмя принципами индивидуализации.

Вопросы актуализации занятий с детьми с ОВЗ стоят так же актуально, как и для работы со здоровыми малышами

Выполнять задание удобным способом

При подготовке урока в процессе выбора заданий педагог должен чётко представлять, как с этой задачей справится каждый малыш. Это поможет составить правильную инструкцию для ребёнка, у которого могут возникнуть трудности с выполнением. Так, например, на занятии по изодеятельности в группе умственно отсталых детей при выполнении задания на изображение листьев на деревьях осенью в технике рисования пальчиками, ребёнок, у которого развитие мелкой моторики не позволяет сделать эти мазки более или менее точно, может выполнить задачу приёмом тычка, набирая краску ватной палочкой.

Объяснять на понятном языке

При объяснении задания важно использовать тот канал восприятия, который у ребёнка является ведущим. Например, в группе гиперактивных малышей 4–5 лет при выполнении задания на соединение цифры с картинками, изображающими количество предметов, некоторые ребята способны справиться только после объяснения задания взрослым. Это аудиалы, то есть те, кто хорошо воспринимают информацию на слух. Однако есть дети, которые после завершения объяснения, не приступают к выполнению, так как не поняли словесную инструкцию. Для таких малышей - визуалов - порядок выполнения нужно показать наглядно. Например, провести одну соединительную линию и объяснить, зачем она.

Говорить с малышами нужно на доступном для них языке, воспитывая при этом интерес к разным ам деятельности

Давать возможность проявить инициативность

Поощрение самостоятельности - одна из важнейших задач на занятии. Причём малыш с ОВЗ обязательно должен почувствовать, что он справился с ней на отлично. Поэтому педагог должен чёток представлять, какое задание создаст такую ситуацию успеха. К примеру, если в старшей группе ребёнку с ЗПР сложно даётся освоение счёта и вообще любой вид учебной деятельности, создать для него ситуацию успеха можно дав задание подготовить материалы для занятия (достать из соответствующей коробки счётные палочки, выбрать картинки с подходящим временем года или актуальными погодными условиями и пр.).

Взывать к прошлому опыту

Не менее важно опираться на индивидуальный опыт каждого ребёнка в той или иной деятельности в работе над заданием в данный момент. Так, организуя сюжетно-ролевую игру «У доктора» с слабовидящими детьми второй младшей группы, малыш, исполняющий роль доктора, может растеряться в отношении действий, которые должен предпринять его персонаж после того, как пришёл «пациент» с жалобами. В этом случае можно попросить ребёнка вспомнить, что на предыдущей неделе он тоже ходил с мамой в больницу, а значит, может вспомнить, что ему говорил врач, какие диагностические процедуры проводил.

Даже в новых видах работы следует опираться на имеющийся у ребёнка опыт в той или иной деятельности

Программа коррекционного обучения в детском саду

Порядок реализации целей и задач коррекции развития малышей устанавливается программой коррекционного обучения, отражающей особенности взаимодействия с малышами с конкретными ОВЗ на протяжении всех лет обучения в детском саду. Например, для слабовидящих малышей .

Рабочая программа коррекционного обучения в детском саду

Рабочей называется программа организации образовательного процесса с учётом специфики ДОУ (например, материально-технических возможностей, в частности, отсутствие оборудования, необходимого для проведения ЛФК или неподходящее покрытие пола для ритмики) и возраста ребят с конкретными ОВЗ. Документ создаётся на основе основной образовательной программы (например, «От рождения до школы», «Детство» и др.), а также специальных программ для детей с нарушениями развития. При этом структура составления программного документа будет единой:

  • пояснительная записка;
  • обоснование актуальности составления программы коррекции именно по этому направлению (обязательно с указанием общеобразовательных программ, на которые опирались авторы при составлении коррекционной);
  • цели, задачи и принципы работы по данному направлению;
  • разъяснение особенностей детей с этими ОВЗ;
  • рассмотрение векторов направления работы с детьми;
  • прогнозирование результатов работы;
  • календарно-тематический план по учебным дисциплинам, которые соответствуют возрасту и возможностям малышей;
  • рекомендации по проведению работы с родителями;
  • приложения (рекомендации по оформлению предметно-развивающей среды, перечень игр и пр.).

Ниже приведены примеры разработки рабочих программ коррекционного развития по направлениям ОВЗ для разного возраста:

  • для слепых или слабовидящих ребят ;
  • для детей с проблемами слуха ;
  • для малышей с ЗПР ;
  • для ребят с повышенной тревожностью ;
  • для детей, страдающих от заикания ;
  • для работы с гиперактивными воспитанниками ;
  • для взаимодействия с агрессивными малышами ;
  • для детей, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере ;
  • для малышей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (иногда эту программу называют «Программа лечебной физкультуры);
  • для ребят с отклонениями в речевом развитии .

Рабочая программа составляется для работы с детьми с конкретными ОВЗ

Тематика коррекционно-развивающих занятий в детском саду

Как отмечалось выше, рабочая программа основывается на общей программе дошкольного образования. В частности, при определении тем занятий. Однако это касается ребят с теми ОВЗ, которые не подразумевают отставание в интеллектуальном развитии. Для малышей же с ЗПР, умственной отсталостью тематика занятий группируется в блоки (вне зависимости от возраста):

  • информация о себе (дети называть возраст, адрес);
  • сказки (чтение, освоение навыков пересказа);
  • дикие и домашние животные;
  • игрушки;
  • мультфильмы.

Таблица: пример тематики коррекционных занятий с детьми с ЗПР

Дата проведения Тема Цель Содержание Оборудование
06.10.16–13.10.16 «В кукольном театре»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения творческой мысли;
  • знакомство с эмоциями: злости, доброты, хитрости, мудрости;
  • создание хорошего настроения.
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Буратино»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: танцуем под весёлую музыку из мультфильма «Буратино».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки;
  • песня «Буратино».
20.10.16 -
27.10.16
«Колобок»
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях.
  • организация детей: приветствие, ходьба по тактильной дорожке;
  • основная часть: мимическая гимнастика, игра «Знакомство с героями из сказки Дюймовка», игра «Четвёртый лишний»;
  • рефлексивно-оценочный этап, подведение итога: игра «Кто больше».
  • песня «Маленькая страна»;
  • тактильная дорожка;
  • картинки.

На отработку темы обычно отводится неделя

План распределения времени на коррекционном занятии

Одним из примеров того, что малышам с ОВЗ предоставляются равные возможности со здоровыми детьми, является установленный хронометраж занятий: их длительность будет одинаковой.

Таблица: временной план коррекционных занятий в детском саду

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Тифлопедагогическое занятие «Как Бусинка искала друзей».
Тифлопедагог: - Ребята, вы любите мечтать?
Ответы детей: - Да….
Тифлопедагог: - Закройте глаза и представьте, что сейчас лето и мы находимся на берегу моря, светит солнышко и слышится плеск морской волны …(аудиозапись).
А теперь откройте и посмотрите вокруг! Дети находят раковину, в которой лежит бусинка на ниточке.
Тифлопедагог: - Ой, ребята, что это мы нашли?
Ответы детей: - Раковина, а в ней жемчужина…>
Коррекционное занятие для детей с ЗПР «Путешествие на лесную полянку».
Дудит дудочка (гудок паровоза), играет музыка, дети под песню «Паровоз» заходят дробным шагом в зал и встают вокруг «полянки».
Дефектолог: - Ребята, мы с вами приехали на лесную полянку. Ах, какая красивая полянка! Посмотрите и скажите, что на ней растёт? (Дети отвечают).
(Слышаться звуки музыки, имитирующие капли дождя)
- Ой, ребята, слышите, что это? Это дождик. Споём песенку о дождике.
(Песня «Осень к нам пришла» с соответствующими словам движениями)…>
Сурдопедагогическое занятие «Как разговаривают музыкальные инструменты».
Педагог: - Ребята, послушайте!
- Кто-то стучится к нам в дверь!
- Кто там? - Эля, спроси: «Кто там?» (открыть дверь - за дверью Кот (Собака)-игрушка.
- Вот Кот! Кот пришёл к нам посмотреть на ребят: - Привет, кот!
- Это кот!
- Кот не знает, как зовут ребят!
- Это Эля! – Кто Эля? (девочка)
- Это Кира! Кто Кира?
(девочка (так «знакомим» кота со всеми детьми)…>
Коррекционное занятие для детей с повышенным уровнем тревожности «Путешествие в сказку»
Дети стоят в кругу, держась за руки. Психолог, обращаясь ко всем, говорит: - Дети, давайте поздороваемся сначала обычным голосом, потом шёпотом…>
<… Игра-разминка «Друг к дружке»
Дети разбиваются на пары.
Психолог: - Ребята, сейчас мы с вами будем здороваться нашим телом. Например, если я скажу «нос к носу», то мы здороваемся носами, а если – «щека к щеке» - щеками. А если я скажу «друг к дружке», то вам надо будет поменяться парами. В игре можно здороваться коленками, ладошками, спинками и т. д.
Ну как настроение? Xорошее? …>
Основной (включает игровой момент, разработку темы с обязательной физкультминуткой или/и дыхательной гимнастикой для детей с нарушением интеллекта - выполнение заданий по образцу) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Это интересно. Важным организационным моментом является проверка концентрации внимания детей на занятии. Поэтому педагог за время урока 3–4 раза проверяет, насколько малыши включены в общую деятельность. Таким «приёмом проверки» могут быть слова: «Ребята, кто меня слышит, топните ногами» или «Дети, кто меня видит, улыбнитесь и хлопните в ладошки». Этот приём к тому же отлично справляется с задачей организации внимания маленьких воспитанников.

Во время занятия следует отводить время на проверку концентрации внимания малышей в игровой форме

Таблица: Мунасипова А.Р., конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во второй младшей группе «Знакомство со светофором» (фрагменты)

Этап Содержание этапа
Вводный Дети отгадывают загадку:
Поморгает красным цветом-
Остановятся все сразу.
А зелёным подмигнёт –
Начинают переход.
Основной - Правильно, ребята, это светофор. Посмотрите, какой светофор на картинке (трёхцветный).
Повторите все вместе. Давайте послушаем:
- Я трёхцветный светофор, ваш помощник на дороге.
Чтоб дорогу перейти, на меня ты посмотри.
Если цвет зажёгся красный, значит, двигаться опасно.
Жёлтый цвет - предупрежденье, жди сигнала для движенья.
Цвет зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!»
Педагог: - Ребята, светофор стоит на дороге, он помогает людям и водителям по ней передвигаться.
Стук в дверь.- Кто там? Появляется лиса.
- Я рыжая плутовка, никого и ничего не боюсь. Где хочу, там появлюсь. Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
- Здравствуй, лиса, мы знакомимся с правилами дорожного движения. А ты, лиса, знаешь, для чего нужен светофор?
- Конечно, знаю! Он похож на ёлочку, на нём горят разноцветные огоньки, вокруг него можно водить хоровод.
- Посиди, лиса, послушай наших ребят.
- Ребята, где расположен красный цвет? – вверху
Самый строгий красный свет
Если он горит, стоп!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
- Ребята, на какой цвет нельзя переходить дорогу? – на красный…>
<… Физминутка.
Игра «Дети и светофор»: Педагог-«Светофор» будет давать сигналы, а мы на красный цвет стоим, на жёлтый - хлопаем в ладоши, на зелёный - шагаем.
Игра «Пешеход»
- Девочки с колясками будут пешеходами, а мальчики водителями (держат в руках игрушечный руль).
Дети вертелись, дети кружились.
В автомобили все превратились.
Подчиняются без спора
Все сигналу светофора.
По сигналу светофора (красный круг) пешеходы стоят, едут «машины». На зелёный круг дети переходят на другую сторону, а «машины» стоят.
-Лиса, а твои лесные друзья знают правила дорожного движенья? - Нет.
-Ребята, давайте сделаем для лесных зверей светофоры. Дети выполняют аппликацию. Лиса благодарит детей.
Заключительный Педагог подводит итог занятия.

Видео: занятие на коррекцию эмоционально-волевого состояния на тему «Поляна эмоций» в подготовительной группе

Видео: коррекционно-развивающее занятие с детьми с нарушением слуха

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.


Top