Лечение гипнозом детей.  Гипноз для детей: безопасные эффективные техники

Нельзя назвать гипноз для детей распространённым способом лечения, потому что во время этого процесса можно нанести непоправимый вред юной психике.

Гипноз крайне редко применяется для лечения детей

Особенности методики введения в гипноз

Дети различных возрастов по-разному поддаются гипнозу. Наиболее внушаемы ребята от 7 до 14 лет. До этого возраста несозревшая кора головного мозга не дает эффективно воздействовать на пациента, а после осознанность препятствует качественному погружению в гипнотический транс.

Очень важна личность самого гипнотерапевта. Он должен быть спокоен и точно знать, что делает. Дети особенно чувствительны к эмоциональному состоянию врача. Они могут отвлекаться на незначительные стимулы.

Не менее важны установки родителей и их отношение к терапевту и терапии. Им нельзя присутствовать или снимать сеанс на камеру, это вызовет недоверие маленького пациента.

Стадии гипноза

Существует три стадии детского гипноза:

  1. Легкая. Пациент находится в удобной позе, он расслаблен и полностью доверяет терапевту. Его сознание еще работает. Ребенок внимательно наблюдает за процессом. На этой стадии он еще может не слушаться врача, пребывать в стадии активного бодрствования.
  2. Средняя. Дыхание пациента подстраивается под дыхание терапевта. Более глубокое расслабление. Глаза полностью закрыты. Маленький пациент постепенно вступает в трансовое состояние и уже теряет концентрацию. Уже на этой стадии можно начинать внушение.
  3. Глубокая. Полное расслабление, сознание отключено. На этом этапе терапевт может внушить в сознание больного необходимые полезные установки.

Успешность проведения сеанса гипноза напрямую зависит от психического состояния малыша, поведения врача и родителей. Лучше заранее провести консультацию и установить связь с ребенком. Объяснить, как он будет себя чувствовать и что будет происходить.

Успешность сеанса зависит от психологического состояния ребенка

Способы введения в гипноз

Существует много методов введения в гипнотическое состояние. А способа его подачи есть два - прямой и непрямой.

Прямой метод чаще используют с детьми подросткового возраста. Пациент должен понимать происходящее и быть готовым к сотрудничеству с гипнотерапевтом.

Непрямой (или опосредованный) гипноз помогает общаться через какой-то предмет. Для детей больше всего подходят игрушки: снимается напряжение, ребенок пребывает в расслабленном состоянии. Терапевт поначалу обращается не к самому пациенту, а к его любимой игрушке. После нескольких сеансов можно отказаться от плюшевого помощника и напрямую общаться с ребенком.

Причины использования гипноза

Гипноз помогает избавиться от многих проблем:

  • иррациональных страхов;
  • патологической тревоги;
  • энуреза (недержание мочи);
  • эктопреза (недержание кала);
  • мутизма (полное отсутствие речи);
  • логоневроза;
  • вредных привычек (сосание пальца, обгрызание ногтей, вырывание волосинок, срывание корочек на ранках);
  • нервного тика;
  • психосоматических заболеваний и психомоторных расстройств (невроз, разные формы психоза, фобические и обсессивно-компульсивные расстройства и т. д.);
  • экземы, бронхиальной астмы, метаболических проблем, ожирения;
  • купирования болевого синдрома;
  • бессонницы;
  • проблем когнитивного характера (нарушение памяти, внимания, мышления).

Гипноз также используется при лечении врожденных дефектов и нервных заболеваний. Он помогает избавиться ребенку от заикания, эпилепсии и агнозии.

Виды гипноза

Разные виды гипноза подразумевают использование разных техник внушения. Различают:

  1. Регрессивный гипноз. Поможет избавиться от амнезии, вернуть ребенку память и воспоминания. Основан на реинкарнации.
  2. Эриксоновский гипноз. Особенно эффективен, если необходимо узнать о скрытых талантах малыша. Его можно использовать, когда ребенку будет 10 и более лет.
  3. Гипносуггестивный (классический) гипноз. Самый жесткий из всех видов гипнотерапии. Подразумевает четкое оглашение команд, что может напугать ребенка. Гипнолог дает конкретные указания к действиям. Этот вид гипноза используют, если ребенку исполнилось 15 лет. В более раннем возрасте процедура несет скорее негативные последствия (психические нарушения и отклонения), нежели положительные.

Самый безопасный вид гипнотерапии для детей – эриксоновский. В процессе врач говорит спокойным голосом, чем не пугает малыша. Гипнолог не дает четких команд или установок, а предлагает их: у пациента есть свобода выбора – принять внушение или отклонить.

Вход и выход из транса должны быть спокойными и медленными, т. к. резкий переход между состояниями может сильно напугать малыша.

Положительные и отрицательные стороны гипноза

Как у каждой методики лечения, у гипноза есть свои противники и защитники. К положительным сторонам такой процедуры можно отнести довольно высокий процент успешного лечения. Рецидивы бывают редко, а также пациент не принимает активного и осознанного участия в процессе, что очень упрощает работу с детьми.

Зависимость от терапевта – это главный минус. Прежде чем проводить сеансы гипноза, родителям следует очень тщательно выбрать врача по таким характеристикам:

  • компетентность;
  • умение наладить контакт с ребенком;
  • спокойный голос, приятный тембр;
  • вежливое общение.

Юный пациент еще не может заниматься самогипнозом, поэтому он должен испытывать доверие по отношению к врачу, не бояться его. В обратном случае психолога следует сменить.

После сеансов гипнотерапии некоторые пациенты ощущают сонливость и упадок сил. Могут даже обостряться хронические заболевания.

Стоит помнить, что лечение гипнозом не заменяет сеансы психотерапии или медикаментозное лечение. Поэтому сложно говорить, что в процессе комплексного излечения только гипноз приносит положительные результаты.

Юный пациент должен полностью доверять терапевту

Заключение

Гипноз - это не панацея детских заболеваний. Несмотря на его эффективность, он может иметь негативные последствия в виде нарушений психики или обострения проблемы.

Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими Зарецкий Александр Владимирович

Методы гипнотизации детей и подростков

Гипнотическое воздействие на детей и подростков имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении внушения. Безусловно, в возрасте 13–18 лет в принципе подойдут все изложенные ранее методы гипнотизации, однако даже в этом случае необходимо учитывать личностные особенности ребенка, его возраст, интеллектуальный уровень, понимание произносимых слов.

До начала гипнотического воздействия на ребенка с ним необходимо подружиться. Юный пациент должен полностью доверять вам

Естественно, нет смысла начинать психотерапию, если ребенок наотрез от нее отказывается. Невозможно достичь гипнотического транса, если существует страх перед гипнозом, недоверие к гипнотизеру. Очень важна во всех случаях тщательно проведенная предварительная беседа, во время которой необходимо познакомиться с ребенком, его увлечениями, рассказать о безопасности и эффективности гипноза:

Давай с тобой познакомимся… Расскажи мне о своих проблемах. Что ты хочешь изменить в себе, готов ли ты к этим изменениям? Я помогу тебе, но для этого мы должны стать друзьями, доверять друг другу. Я помогу тебе справиться с твоими проблемами, только если ты расскажешь мне все, как есть на самом деле… Ты слышал когда-нибудь о гипнозе? Это такое приятное состояние дремоты и покоя, которое наступает у всех людей, когда они принимают удобную позу, расслабляются и слушают то, что им говорят. В этом состоянии организм сам начинает справляться со своими проблемами. Важно, чтобы ты расслабился, успокоился и постарался представить свое любимое место, где ты обычно отдыхаешь. Ты не будешь спать, это будет просто отдых, приятная дремота. Ты будешь слышать мои слова и в любой момент сможешь открыть глаза, встать и уйти, если ты этого действительно захочешь. Но ведь ты пришел сюда именно для того, чтобы вылечиться (избавиться от вредной привычки, стать спокойным, уверенным в себе и т. п.), поэтому сам заинтересован в быстром решении своей проблемы. Я помогу тебе в этом…

Очень хорошо провести психологическое тестирование с определением личностных особенностей испытуемого. Необходимо заранее обозначить основную цель воздействия: развитие уверенности в себе, снятие болезненных симптомов, осознание истоков проблем.

Проводить гипноз детям младше 4 лет не рекомендуется, в таком возрасте возможно внушение и во время естественного сна, и в бодрствующем состоянии. А вот в 8-12 лет, когда ребенок подрастает, у него повышается внушаемость и происходит снижение страха и недоверия, гипнотизация будет наиболее эффективна.

Из обычных методов гипнотизации хороша фасцинация (очаровывание взглядом) в сочетании со словесным внушением или одно вербальное воздействие. Повышает внушаемость проведение гипноза в группе. Применение у детей монотонных раздражителей (метронома, музыки), пассов нежелательно - они только отвлекают, мешая расслаблению и погружению в сон.

Все большее распространение получают в детской практике недирективные методы гипнотизации с использованием представлений, воображения, сказкотерапии, игровых элементов. Перед началом сеанса внушения желательно научить ребенка общаться с гипнотизером во время гипнотического воздействия. Обычно договариваются, что ребенок будет отвечать на вопросы поднятием того или иного пальца. Затем переходят непосредственно к гипнотизации.

Используемая в детском гипнозе методика «любимое место» - не что иное, как один из вариантов визуализации

Существует множество методов воздействия, основанных на принципах эриксоновского гипноза. Подробнее о них заинтересованный читатель узнает из книги С. А. Игумнова «Клиническая психотерапия детей и подростков». Эти методы можно разделить по преимущественному воздействию на определенный анализатор.

Использование зрительных представлений для достижения гипнотического транса может быть реализовано различными способами.

? «Любимое место» - ребенка просят подумать о любимом месте, где он когда-нибудь был или только хочет побывать:

Вспомни место, где ты был и куда ты хочешь приезжать снова и снова. Если такого места нет, вообрази, придумай его… Сделай это место уютным и прекрасным… Представь, что ты ходишь в любимом месте, наслаждаешься красотой и покоем…

? «Посчитай животных»:

Какое животное тебе нравится больше всего? Отлично. Представь, что ты сидишь в красивом уютном местечке вместе со своим другом - щенком. Чтобы получше представить себе это место, закрой глаза и расслабься… Почувствуй, как это теплое создание с мягким мехом преданно смотрит на тебя… А теперь представь, что щенок изменил свой цвет и теперь он пятнистый или полосатый. Начиная что-то представлять, ты понимаешь, как много ты можешь… Представил - и твой любимый щенок стал черным, а вот он уже белый… А вот ты видишь себя играющим уже с двумя щенками, с тремя… Ты можешь рассказать мне о том, что видишь и чувствуешь…

? «Длинная дорога»:

Представь, что ты стоишь на длинной-длинной дороге. Это не просто дорога, это дорога твоей жизни. Позади - начало твоей жизни, впереди - будущее. Посмотри внимательно - кругом люди с их разными судьбами, радостными и грустными событиями… Среди них и твоя жизнь… Ты можешь повернуть назад, в прошлое, и исправить свои ошибки, избавиться от страхов и болезней, а можешь двинуться вперед - в будущее и стать сильным, уверенным в себе, жизнерадостным…

? «Телевизионные фантазии»:

Ты говорил мне, что любишь смотреть самые разные телепередачи, а какая программа у тебя самая любимая? (Если ребенок называет приемлемый вариант: мультфильм, детскую телепрограмму, не связанный с насилием, жестокостью, продолжают дальше.) Теперь представь себе, что ты устраиваешься в уютном кресле возле телевизора… Где стоит телевизор? Хорошо… Нажимай на пульт, найди свой любимый канал… Вот и твоя любимая передача… Тебе все хорошо видно и слышно? Дай мне знать, что это так и есть, подними один палец вверх… Хорошо, продолжай смотреть, тебе удобно, спокойно, ты отдыхаешь и набираешься сил…

Из методов гипнотизации, воздействующих на слуховой анализатор, используют аудиозаписи любимых музыкальных произведений и песен ребенка, проводя на фоне их прослушивания соответствующие гипнотические внушения. В этом случае сначала включают нужный аудиофайл и молча вместе с ребенком слушают музыку. Через несколько минут прослушивания начинают произносить мягким, убаюкивающим голосом слова, описывающие погружение в сон. Видя, что ребенок начинает засыпать, тем же мягким вкрадчивым голосом произносят основную фразу внушения, направленную на решение проблемы.

Из комбинированных методов гипнотизации детей и подростков хорошо работает представление езды на велосипеде, занятий любимым видом спорта, путешествия в дальние страны. Приведем пример одной из таких методик, названной «Ковер-самолет» (С. А. Игумнов. Клиническая психотерапия детей и подростков).

Представь себе, что ты собрался на пикник и пришел с теми людьми, которых очень любишь, в свое самое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты играешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзьями, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окрашен в твой любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это волшебный ковер-самолет, а ты - его пилот. Ты управляешь его движением. Ты можешь летать очень низко, чуть выше травы, или высоко - выше деревьев, если тебе так хочется. Ты пилот и можешь лететь туда, куда захочешь, с той скоростью, с какой ты хочешь. Ты можешь приземлиться и навестить друзей, или приземлиться в зоопарке или любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и замедлять полет. Это так приятно - двигаться туда, куда ты хочешь. Все время полета ты чувствуешь себя очень комфортно. Ты можешь найти удобное место для посадки и приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты приземлишься, дай мне знать об этом, подняв один палец.

Представление ребенком езды на велосипеде и одновременное внушение через сказочный рассказ - комбинированный метод гипнотизации

У детей дошкольного и младшего школьного возраста, боязливых и недоверчивых, панически боящихся врачей, хорошо использовать метод сказкотерапии, встраивая в волшебную историю необходимые гипнотические фразы. Вспомните пример такой сказки из раздела о гипнотизации в состоянии естественного сна. Отличный вариант для детей от 4 до 12 лет, который может использоваться и наяву, и в просоночном состоянии, и в гипнотическом трансе. Применение сказкотерапии способно незаметно, исподволь менять представления ребенка об окружающем мире, обществе, настраивать на доброту, сострадание, отзывчивость к чужому горю. Метод тонкий, можно сказать, ювелирный. Но использование возможностей сказочного мира для изменения ребенка требуют обширных знаний, опыта построения сказочной истории и вкрапления в нее гипнотических внушений. Это тема для отдельной книги.

Сказкотерапия эффективна не только у детей, но и у взрослых, только сказки для них разные

Идеомоторные методы гипнотизации детей и подростков основаны на мысленном представлении движения в какой-либо части тела, причем в результате такого представления движение действительно происходит наяву. Применяются эти методы обычно у детей старше 7–8 лет. Один из таких способов гипнотизации:

Давай ты вытянешь свои руки вперед, разведешь их на ширину плеч, повернешь ладони внутрь, друг к другу… А теперь пофантазируем. Представь, что твои ладони - это сильные магниты, которые с неудержимой силой притягиваются друг к другу. Это происходит непроизвольно, ведь магниты не могут не притягиваться. Мощные магниты тянут твои руки все ближе и ближе друг к другу, стремясь соединить их. Магниты работают все сильнее, и руки уже близко-близко, они вот-вот соединятся… Когда руки соединятся вместе и твои ладони соприкоснутся, ты сможешь сбросить эти придуманные магниты, опустить и расслабить свои руки, глубоко вздохнуть и полностью расслабиться на выдохе… Все тело вслед за руками расслабляется и наполняется покоем…

Применяются и другие техники: левитация руки (внушение, что рука становится легкой и постепенно поднимается вверх), опускание руки (или пальца) (внушение обратного процесса - поднятая рука тяжелеет и опускается вниз), «Могучий дуб» (хорошо при групповой гипнотерапии) и другие методики внушения.

Хорошо зарекомендовал себя при различных болевых синдромах у детей метод гипноанальгезии. Обезболивание может осуществляться прямым внушением (вызывается чувство онемения, местной анестезии), путем представлений об удалении боли прочь из организма, переносе боли в другое место, а также при отвлечении от неприятной процедуры и внушении чувств, противоположных боли (расслабления, отдыха, комфорта, отличного настроения). Используются и различные методики косвенного внушения.

В групповой гипнотерапии у детей эффективна методика «Могучий дуб»

Отдельный раздел работы с болью - онкологические заболевания у детей. Здесь применяется комплексная методика, направленная на общее успокоение и нечувствительность к любой боли, замещение боли положительными ощущениями, локальное воздействие на болезненный участок тела. Важно обучить ребенка приемам саморегуляции (лучше всего это получается с помощью методики «Ключ», о ней еще поговорим подробнее), чтобы он сам мог снимать внезапно возникшую боль, снижать интенсивность постоянной боли. Ребенок в таком состоянии должен чувствовать внимание и поддержку окружающих, причем главное для него не сострадание в их глазах, а реальная помощь, общение, положительные эмоции, совместные игры. И в заключение этого раздела хочется напомнить о существовании еще одной сферы применения гипнотерапии у детей и подростков. Это гипнопедия (обучение в гипнозе) и гипнокоррекция (коррекция нарушений поведения у детей и стимуляция учебных навыков при их задержке). Подробнее об этих методиках мы поговорим в соответствующих разделах книги.

Из книги Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверен­ных и осторожных детей автора Статмен Пола

Глава 3 Превратим послушных детей в осторожных детей Все малыши уязвимы для преступников, но слишком послушные, ласковые и вежливые дети чаще становятся жертвами сексуальных насильников. Дети, приученные к мысли, что самоуверенное поведение неуважительно, не обладают

Из книги Гипноз и самогипноз. 100 секретов вашего успеха автора Гончаров Геннадий Аркадьевич

Приёмы гипнотизации Усыпление отвлечением внимания Путь по кривой иногда оказывается короче пути по прямой.Этот способ основан на использовании волнения или чувства страха у впервые подвергающихся гипнозу.Даже самый закоренелый скептик, волею обстоятельств

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Другие приемы гипнотизации Усыпление по ЛевенфельдуК началу XX столетия метод вербального (словесного) гипноза окончательно принял современные черты. Вот, например, как он выглядел у известного в то время немецкого исследователя и практика гипноза

Из книги Не на тех напали! или Как бороться с грубостью автора Ковпак Дмитрий

Жутикова Н. В. Различные дидактогении у детей и подростков Малыш нуждается в няне, всем детям нужны воспитатели – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль не все понимают, почему и зачем нужен воспитатель.Многие эту функцию сводят к тому, чтобы дать детям

Из книги Гипноз: самоучитель. Управляй собой и окружающими автора Зарецкий Александр Владимирович

Глава 12. Спиногрызы и оглоеды Грубость детей и подростков Проблемы

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Методы гипнотизации Как вы уже знаете, перед сеансом гипноза необходимо выполнить определенные мероприятия: подготовить помещение, провести предварительную беседу с обратившимся за помощью, определить его внушаемость.Пробы на гипнабельность иногда могут стать

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Современные методы получения информации детьми. Польза и вред телевизора и компьютера для здоровья и развития детей. Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в современном информационном мире Моей дочке сейчас пять лет. Недавно мы с ней вместе посмотрели сказку

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Глава 4 Усиление чувства собственного «я» у детей и подростков Ребенку нужна опора внутри самого себя, чтобы выразить свои заблокированные эмоции. Дети, пережившие травму, жестокое обращение, надругательство, смерть близкого или развод родителей, аккумулируют связанные

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Общие положения психотерапии детей и подростков Указания Боулби нужно модифицировать следующим образом для проведения психотерапии с детьми. Детский терапевт должен проявлять доброжелательное внимание, быть надежной психической и физической базой для ребенка,

Из книги Психология отношений межличностной значимости автора Кондратьев Юрий Михайлович

1.2. Арт-терапевтические вмешательства при различных эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей и подростков Арт-терапевтическая работа с детьмиИспользуемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма

Из книги автора

Глава 4 Арт-терапевтические методы диагностики и коррекции эмоциональных расстройств у детей и подростков. Графические индикаторы депрессии и агрессии На сегодняшний день диагностика и коррекция депрессивных состояний и агрессии среди детей и подростков является не

Из книги автора

4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

Из книги автора

4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

Из книги автора

Глава 6 Развитие познавательных и творческих способностей детей и подростков средствами арт-терапии Одной из задач применения арт-терапии в работе с детьми и подростками может являться развитие их познавательных и творческих способностей. Решение этой задачи

Из книги автора

Параграф 4 Особенности отношений межличностной значимости в профессионально специализированных интернатах для особо одаренных детей и

УЧИМСЯ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ГИПНОЗА

Воспитание детей “трудное, огорчительное, но и благодарное дело. Как правило, оба родителя заняты на работе. Не во всех семьях есть бабушки, дедушки, любящие тети и дяди, которые частично принимают на себя заботу о детях. Именно в наши дни родители особенно нуждаются в поддержке и понимании.
В гораздо большей степени, чем взрослые, дети открыты для гипнотического воздействия. У них необыкновенно богатая фантазия, они живут в своем выдуманном мире и легко поддаются положительному самовнушению. Посмотрите, как они обращены в свой внутренний мир, когда сидят у телевизора, за обеденным столом, увлечены игрой или просто задумчиво молчат, погруженные в свои грезы. В течение дня дети неоднократно впадают в кратковременный транс.
Исследования ученых показывают, что наиболее открыты для гипнотического воздействия дети дошкольного и школьного возраста, пока они не начали взрослеть. Вхождение в жизнь общества требует от юношей и девушек более рационального и реалистичного взгляда на окружающий мир, результатом чего является растущий скептицизм и большая замкнутость внутреннего образного мира.
Овладение техникой самогипноза поможет как родителям, так и детям научиться владеть собой и откроет им двери в подсознательное царство образов. Мы надеемся, что эти навыки пригодятся детям, когда они станут юношами и девушками, а затем взрослыми людьми.
В клинических случаях (ночное недержание мочи, гиперактивность, значительное отставание в учебе, необузданность и агрессивность поведения и др.) ребенка следует показать специалисту. В этих случаях самогипноз годится только как вспомогательное средство, после установления точного диагноза.
Гиперактивность, например, связана с повышенной раздражительностью центральной нервной системы, осложненной нарушениями обмена веществ, перенесенными инфекционными заболеваниями и даже токсическими воздействиями на организм. Необходимо четко разграничить психологические и физиологические причины, прежде чем приступать к лечению ребенка.
Неформальный гипноз и внушение в повседневной жизни могут помочь родителям наладить контакт с детьми, повысить их успеваемость, привить им необходимые навыки, снять беспокойство и пр.
Что касается детей, то самогипноз поможет им снять волнение перед экзаменами и контрольными; повысить успехи и внимательность в школе; улучшить сон; не бояться визита к доктору или зубному врачу; избавиться от боязни темноты, животных и других страхов; исправить изъяны поведения, например, капризы за едой или постоянный палец во рту.
Вас поразит, как быстро даже маленькие дети овладевают техникой самогипноза, ведь они доверяют вам, любят и уважают вас. Главное, будьте терпеливы с собой и ребенком.

Самогипноз для родителей

Прежде чем начать заниматься с ребенком, научитесь самогипнозу сами. Для этого познакомьтесь с первым разделом этой книги, если вы еще этого не сделали.
Когда кто-нибудь из родителей расстроен, это состояние передается ребенку. Вы, верно, заметили, как наблюдательны дети. Они следят за вами даже тогда, когда вы не замечаете их присутствия. Ваше плохое настроение передается ребенку, вызывая у него стресс. Ребенок может сбросить этот стресс в виде какого-нибудь отчаянного поступка, который еще больше расстраивает вас и вызывает ваше ответное негодование. Порочный круг замкнулся, и вырваться из него непросто.
Как справиться со стрессом, вам подскажет глава 12. Ваше спокойствие - это спокойствие ваших детей. Вот как использовал самогипноз Сэм, тридцатишестилетний отец двух сыновей, шести и восьми лет.
Когда Сэм возвращался по вечерам с работы, мальчишки прямо-таки набрасывались на него, дергая за руки и требуя, чтобы он поиграл с ними. Он едва успевал сбросить пальто и перевести дух. В конце концов, с каждым вечером по мере приближения к дому в нем все больше нарастало раздражение и нервное напряжение. В дом он входил заведенный, как пружина.
Сэм перебрал в уме несколько вариантов объяснения с детьми. Он представил, что откупается от них подарками, конфетами и уступками, только бы они не тормошили его так нещадно. Затем Сэм вообразил, что усаживает их и они все вместе обсуждают его состояние и то, как мальчикам следовало бы вести себя. Сэм представил, как сыновья отреагируют на его слова, подумал, что надо заручиться поддержкой жены. Короче, Сэм дал себе простор для выбора. После нескольких сеансов, отведенных для репетиций, Сэм пришел к самому лучшему и наиболее легко осуществимому решению: придя домой, он сначала поиграет с ребятами, а затем последует поощрение, если они дадут ему время переодеться и перевести дух. Поощрением будет сеанс самогипноза, когда они все вместе станут придумывать разные вещи. Конечно, Сэм не скажет, что это сеанс, а объяснит что это игра и называется она “Придумай сам”.
Теперь, приходя домой, Сэм минут двадцать играл с мальчиками в мяч, видеоигры или участвовал еще в какой-нибудь из их затей, а затем объявлял, что ему пора переодеться и поужинать. Если они будут себя хорошо вести, впереди у них интересная игра под названием “Придумай сам”. Воспользовавшись вначале естественным детским любопытством, Сэм увлек ребят игрой и, чем больше они входили во вкус, тем больше у него появлялось времени для себя и жены.
Игра заключалась в том, что все усаживались на пол в комнате мальчиков (Сэму хотелось, чтобы они оставались там и после окончания игры) и Сэм предлагал каждому вообразить себя любимым героем мультика, комикса или сказки. Для себя он выбрал Зорро, героя своего детства. Затем он придумывал для всех какое-нибудь трудное дело, например спасти кому-нибудь жизнь, скажем, прекрасной принцессе, или маме, или любимой собаке, защитить волшебное королевство и тому подобное. Для этого все закрывали глаза, делали глубокий вдох, задерживали дыхание, затем делали три “волшебных” выдоха и каждый по очереди начинал фантазировать.
Как мы уже выяснили, глубокое дыхание помогало мальчикам расслабиться и успокоиться. У каждого появилась возможность выговориться и помечтать вслух. Сэм даже не ожидал, что ему будет так интересно слушать рассказы сыновей об их занятных приключениях. Игра продолжалась с четверть часа, затем Сэм желал ребятам спокойной ночи. К этому времени они вполне утихомиривались и были готовы ко сну.
Самогипноз помог и самому Сэму избавиться от нервозного состояния перед приходом домой и научил его радоваться предстоящей встрече с детьми и женой. Раздражавшие его прежде красные сигналы светофоров теперь подсказывали, что надо остановиться и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы снять накопившиеся за день стрессы и напряжения. Дистанционно открывавшиеся двери гаража напоминали об управляемом на расстоянии игрушечном автомобиле его мальчиков и настраивали на игру с ними.
Теперь он подходил к двери своего дома в совсем ином настроении и был рад поиграть с сыновьями минут двадцать.
Поскольку дети не любят однообразия, игру “Придумай сам” приходилось постоянно видоизменять, но основным элементом всегда оставалось глубокое размеренное дыхание.

Использование самогипноза в зависимости от возраста ребенка

Интересные исследования по этому вопросу провели клиницисты Карен Олнесс и Гейл Гарднер (1988). Они установили, что, например, детям от двух до четырех лет можно проводить гипнотическое внушение, рассказывая сказки от имени любимой плюшевой зверюшки или дружно пуская мыльные пузыри.
Дети от четырех до шести лет хорошо реагируют на музыку, любят смотреть на проплывающие в небе облака, воображать полет на ковре-самолете или вспоминать посещение любимых мест. Для старших детей годятся те же образы, что вы используете для себя.
В качестве примера расскажем о Келли, ученице шестого класса. Вместе с родителями она переехала в другой город, заканчивала шестой класс в новой школе и со страхом думала о начале нового учебного года в сентябре. Застенчивая от природы, Келли боялась, что одноклассники будут ее дразнить и не примут в свой коллектив, как это часто бывает с новичками.
Школьный консультант-психолог познакомил девочку с приемами “управляемого фантазирования” для того, чтобы избавить ее от связанных с новой обстановкой тревог. Келли научилась быстро расслабляться. Закрыв глаза, она представляла, что перед ней экран телевизора или киноэкран. Вот она включает “школьный канал”, проигрывает всевозможные школьные ситуации и придумывает собственные.
Келли без конца вспоминала, как во время перемены одна из ее одноклассниц прошла мимо, не окликнув и даже не заметив ее. Девочка не могла понять, чем она обидела подругу. Расстроившись, она старалась избежать новой встречи в течение оставшегося дня.
Включив вечером свой гипнотический экран, Келли прорепетировала, как она на следующий день попросит подругу объяснить, в чем дело. Это помогло ей почувствовать себя увереннее на следующий день. Оказалось, что у подружки на голове были наушники плейера и она так увлеклась музыкой, что ничего и никого не заметила. Объяснение успокоило Келли.
Теперь ее отношение к школьным делам стало меняться. Если раньше она еще долго бы переживала обиду и придумывала, что бы сделать в ответ, то теперь во время сеанса она заново оценивала ситуацию и находила наиболее удачную форму поведения. Она стала более уверенной в себе и стала лучше успевать.

Ребенок учится расслабляться

Занятия самогипнозом сближают родителей и детей в процессе сотворчества.
Расскажем о восьмилетней Саре, страдавшей от аллергии и головных болей. Симптомы появились после смерти отца, и здесь прослеживалась явная связь между появлением болезни и печальным событием. Некоторое улучшение наступило после занятий с профессиональным психотерапевтом. Затем девочку познакомили с приемами самогипноза.
Вместе с мамой Сара стала проводить сеансы самогипноза суммарно по два часа в неделю. Отрегулировав дыхание, они давали волю своему воображению. Сара любила рисовать, и они переводили свои фантазии на бумагу в виде рисунков. Девочка очень полюбила эти спокойные минуты с мамой, дыхание у нее выравнивалось, а симптомы аллергии становились менее выраженными. На одном очень трогательном рисунке она изобразила себя на вершине горы разговаривающей с отцом, который смотрел на нее с облаков. Так она смогла выразить свою тоску об отце.

Изменение поведения с помощью неформального гипноза

В глазах детей авторитет родителей настолько велик, что иной раз нет нужды в гипнотическом воздействии, достаточно одного лишь слова. Однако в воспитательном процессе есть моменты, когда невозможно воздействовать на поведение ребенка, кроме как с помощью гипноза.
Например, родителям стоит немало сил, чтобы уложить ребенка в постель. Особенно часто испытывают терпение родителей дети от двух до шести-семи лет. Чтобы подготовить ребенка ко сну, можно почитать ему книжку, вставляя где можно слова “спать”, “устал”, “глаза слипаются” и прочее. Такие вставки наиболее эффективны, когда ребенок увлечен тем, что вы ему читаете.
Можно предложить ребенку игру “Попоем с закрытым ртом”. Сначала покажите, как в нее играть. Надо сделать глубокий вдох, секунды на три задержать дыхание и на выдохе загудеть, то на низких, то на высоких нотах. Игру надо сделать интересной и забавной, чтобы удержать внимание ребенка. Пусть он изображает то поющую птицу, то музыкальную ноту, то гул ветра и т.д. Главная цель “дать ребенку возможность расслабиться, глубоко и спокойно дышать и помочь ему выработать постгипнотические сигналы.
Многие дети любят, когда родители поглаживают их по спинке или по животику, особенно если лежат у телевизора или с книжкой. В таких случаях попросите малыша сделать глубокий вдох и задержать его, пока вы массируете спинку. Массаж делаете энергичнее на вдохе и слабее на выдохе.
Четырехлетний Тейлор казался слишком робким и застенчивым для своего возраста. Год назад он достаточно быстро научился говорить, но постепенно замолчал, правда, слушал очень внимательно и все понимал. Педиатр не нашел никаких физических отклонений и порекомендовал обратиться к гипнотерапевту.
Сеанс начался с того, что Тейлору разрешили разговаривать с самим собой, когда он только этого пожелает. Затем его научили смотреть с закрытыми глазами фильм “Все о Тейлоре”, а потом “нарисовать” все, что он видел, годились любые каракули. Правда, не все дети охотно откликаются на предложение “порисовать”.
В своем фильме Тейлор мог делать все что угодно и бывать где угодно. Если ему слышалась музыка, можно было попеть вслух. Вскоре родители заметили, что, играя в своем уголке, Тейлор довольно громко напевает. Появилась новая модель поведения. Постепенно малыш начал все больше разговаривать и месяца через три его речь вполне соответствовала возрасту. Его молчание, как выяснилось позднее, было вызвано боязнью сказать что-нибудь не то и рассердить папу с мамой.

Самогипноз для детей старшего возраста

Дети воспринимают самогипноз как занятие чем-нибудь понарошку, как забавные выдумки или игру в “замри”. Поэтому вы можете честно сказать, что все это не что иное, как искусство направленного самогипноза, которым они уже владеют. Дети авторов книги восприняли термин “самогипноз” без особого удивления.
Шестилетний Адам научился самогипнозу у отца, который прошел курс занятий у себя на работе. С начала учебного года, вот уже несколько недель, Адам страдал ночным недержанием мочи. Педиатр не обнаружил никаких физиологических причин и предположил, что на мальчика, возможно, отрицательно повлияла обстановка в новом классе.
Вместе с отцом Адам начал занятия самогипнозом. Вскоре мальчик научился управлять своим дыханием и расслабляться. Его любимым образом стал грузовик, и даже не один. Вот они несутся “и вдруг мгновенно тормозят. Моторы у них такие сильные, что им ничего не стоит взобраться на гору.
Вообще-то не столь важно, о чем мечтает ребенок, надо только его поддержать и похвалить. С неделю Адам занимался своими грузовиками. За это время они у него научились летать, останавливаться по его команде и преодолевать препятствия.
Вскоре Адам заметил, что он спокойно засыпал (включая тормоза), вставал когда надо и шел в туалет (выжимал полный газ), а постель оставалась сухой. Через три недели он совсем успокоился и избавился от своей беды.
Вы, скорее всего, поможете ребенку, если увлечете его сказкой, в которой в иносказательной форме будет фигурировать его проблема. Ребенок может начать придумывать свою сказку как с открытыми, так и закрытыми глазами. Подсказывая ребенку тот или иной поворот событий, можете закрыть глаза. Дети любят подражать взрослым, и особенно родителям, поэтому они скоро станут сочинять тоже с закрытыми глазами. По ходу сказочных событий подскажите ребенку решение его проблемы, задавайте ему наводящие вопросы и слушайте его ответы без всяких комментариев и оценок.
Самое главное “добиться соучастия ребенка в этой игре (навыке).
Если вам это удалось и ребенок живо заинтересовался предложенной игрой, положительные результаты не заставят себя ждать.
Нет родителей, которые не желали бы всего самого хорошего своему ребенку. Научив его навыкам самогипноза, вы сделаете ему подарок на всю жизнь. Он вырастет счастливым человеком, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства. А это и есть заветная цель всех родителей, ибо, воплотившись, она дает им основания полагать, что их воспитательные труды не пропали даром.

Моя дочка – жуткая непоседа. Уложить её спать почти нереально. Кажется, легла, успокоилась, но вот уже соскочила и побежала попить, потом за окном услышала звук, потом в туалет и так до тех пор, пока я не начинала ворчать, а то и кричать. Сама очень из-за этого переживала – не хотелось мне с дочкой ругаться перед сном.

Я обратилась к неврологу, она назначила успокоительные таблетки. И больше ничего. Я противница такого лечения. Таблетки, возможно, решат проблему, но временно. Я стала искать другие пути.

Как-то к нам из Москвы приехали друзья – семейная пара Максим и Настя. Максим – крёстный нашей дочери, и она его очень любит. Как обычно, застолье, долгие разговоры о том, о сём. Не заметили – уже поздно. Ребёнку спать пора, а у неё ни в одном глазу. Я уже настроилась покинуть гостей часа на два. Но Максим остановил меня и попросил попробовать уложить крестницу. Я только ухмыльнулась: «Попробуй!». А минут через 10 он уже вышел – дочурка спала.

Максим рассказал, что учится в Москве гипнозу (сам он врач-психотерапевт), а сейчас уложил нашего ребёнка по Эриксоновскому методу. «Я и тебя научу, ты справишься», — сказал друг. И действительно научил.

Первый раз я применила технику, когда гости уже уехали, а сама я немного потренировалась.

Вот как я действовала:

  1. Вся методика предполагает прохождение трёх последовательных этапов. Первый – подготовка. Ребёнку очень тяжело сразу перестроиться с одного занятия на другое, поэтому укладывание вызывает у них уныние – играть же намного веселее. Чтобы сгладить переход используем метод «трёх предупреждений». Самый близкий ребёнку человек (в нашем случае я или муж) подходит к ребёнку и говорит о том, что пора спать, но у него есть полчаса, чтобы закончить игру. Для дочки, ещё не понимающей время, полчаса – целая вечность. Радости нет предела. Через 15 минут захожу и говорю, что осталось 15 минут. В третий раз нужно зайти за пять минут до окончания игры (можно даже доиграть вместе). В этом месте я удивилась первый раз – малышка беспрекословно и даже радостно пошла со мной в ванную, чтобы умыться ко сну.
  2. Задача второго этапа – снять физическое напряжение. Для этого нужно установить тактильный контакт с ребёнком. Я немного училась массажу и просто применила эти знания, разминая и поглаживая от головы руки, животик, ноги дочки (и почему я так раньше не делала?). При этом сама успокоилась, успокоила ребёнка, получила удовольствие от общения со своей крохой.

Про эту часть Максим сказал, что она не является обязательной, и он её не применял, но посоветовал в нашем случае включить массаж, потому что дочка перед сном вертится, вскакивает и долго не может успокоиться самостоятельно.

  1. Третий этап – основной. Тут я немного заволновалась.

Нужно выбрать любую детскую сказку или песенку, но содержание придётся переделать. Я бы посоветовала заранее переписать какую-нибудь сказку. Это поможет держаться уверенно и спокойно.

Перед чтением важно успокоить себя, глубоко подышать, подстроиться под позу и настроение ребёнка. Получилось? Можно начинать читать. Например, я за основу взяла сказку «Маша и медведь», но в содержание равномерно вплетается текст, который ведёт к расслаблению – основе любого гипноза. Это достигается за счёт употребления приятных слов: покой, тепло в теле, расслабление, усталость.

Моя сказка звучала так:

«Маша ушла с подружками в лес по грибы, по ягоды. Шла она по лесу и устала. А тут полянка впереди виднеется. Добралась Маша до полянки, прилегла на тёплую мягкую травушку. Солнышко её нежно пригрело. Ножки у Маши устали. Ручки у Маши устали. Вытянула она ручки, вытянула ножки. Стали ручки тёплые, тяжёлые, приятные. Стали ножки тёплые, тяжёлые, приятные…»

И так на протяжении сказки я повторяла этот приятный отдых и для Маши, и для медведя (Маша уснула в домике медведя, потом прочитала, как медведь устал, когда домой вернулся, когда пирожки в деревню нёс). В заключении я описала, как Маша устала вне дома и уснула на родной кроватке.

Что важно на этом этапе:

  • дыхание и темп речи должны быть медленными; вдыхать и выдыхать нужно глубоко, почти как во сне; ребёнок должен слышать дыхание; можно зевать;
  • задержка дыхания – это приём гипнотизёра для быстрого погружения человека в сон; регулярность – каждые 3 минуты на 5-10 секунд.

Дочка не дослушала сказку – она уснула через 10 минут. Это было потрясающе. Теперь у нас нет проблем с укладыванием.

Применение гипноза у детей

Дочка начала засыпать быстрее, и у меня появилось свободное время для самообучения. Я продолжила изучать тему «Гипноз детский». Какие ещё проблемы может решить этот вид терапии?

Что такое гипноз? Это состояние, при котором частично или полностью отключается сознание на принятие сигналов от органов чувств и внутренних устремлений человека, исключение составляют лишь команды гипнотизёра.

Целью гипноза является обращение к психическому бессознательному для проведения терапевтических мероприятий.

Гипноз для детей используют в следующих случаях:

  • привычки на почве невроза (кусание ногтей);
  • нервные тики;
  • неусидчивость;
  • неконтактность в детском коллективе, отсутствие друзей;
  • повышенная конфликтность;
  • агрессивное поведение;
  • фобии (темноты, животных, высоты);
  • чрезвычайная возбудимость;
  • неадекватная самооценка, требующая корректировки;
  • зависимость от гаджетов;
  • неконтролируемое волнение перед важными событиями (например, экзамен);
  • стрессовые ситуации (смерть близкого родственника, развод родителей).

Также гипноз детский помогает справиться с такими заболеваниями, как экзема, астма, энурез, ожирение, начальные формы сахарного диабета. Этот метод применяют для обезболивания в переходные возрастные периоды (головные боли или боли, вызванные быстрым ростом костей), при онкологии, ожогах, травмах в период восстановления.

Применять гипноз киндеров можно с четырёхлетнего возраста. Более маленькие дети внушаемы и без гипноза.

Но чаще всего сеансы назначают с 9 лет. К этому возрасту уже достаточно сформирована кора головного мозга. Детей с четырёх до девяти лет сложно гипнотизировать, и этим занимаются только высокопрофессиональные специалисты.

Лечение детей гипнозом имеет ряд преимуществ:

  1. Этот метод безопасен и эффективен.
  2. Лишён болезненных процедур и горьких лекарств.
  3. Ребёнок избавляется от проблемы навсегда, в то время как лекарственные препараты дают недолговременный эффект и имеют побочные действия.
  4. У детей сильнее, чем у взрослых, развито воображение, и им легче что-то внушить.
  5. Могут открыться творческие способности.
  6. Улучшаются память и внимание.

Ребёнок чутко реагирует на любые внешние раздражители, поэтому проводит в состоянии гипноза немного времени.

Очень важно провести предварительное знакомство, на котором врача узнаёт необходимую информацию о ребёнке. Кроме того, гипнотизёру нужно подружиться с маленьким пациентом и быть уверенным в успешном результате. Дети чувствует неуверенность и фальшь, что, в свою очередь, влияет на исход сеанса.

Гипноз лучше не использовать, если:

  • ребёнок категорически против;
  • врач не уверен в своих силах.

В этих случаях результата не будет.

И нужно быть готовым к тому, что родители не присутствуют на сеансе гипноза. Это связано с тем, что как раз мамы и папы зачастую являются источником проблемы ребёнка, пусть и неосознанно.


Методы гипноза для детей

Гипнотизёр подбирает методику на основании проведённой с маленьким пациентом беседы и сути проблемы.

Какой бы метод гипноза не использовался для ребёнка, сеанс должен проводить профессионал.

Гипноз киндеров чаще всего проводят следующими методами:

  1. Обычная фасцинация (очаровывание взглядом) в комплексе с голосовым внушением. Часто применяется в группе.
  2. Недирективные методы с использованием воображения, образов, сказок, игровых моментов. Перед проведением сеанса по данной методике гипнотизёр обучает ребёнка способу общения во время гипноза.
  3. Методы, основанные на принципах эриксоновского гипноза. Они делятся в зависимости от задействованных в сеансе рецепторов и могут быть зрительными, аудиальными, комбинированными, идеомоторными, гипноанальгетическими.

В качестве зрительных представлений используются:

  • место, где ребёнок любит бывать больше всего;
  • любимое животное;
  • длинная дорога, представляющая жизнь ребёнка;
  • любимая телевизионная программа.

Представляя, ребёнок испытывает приятные ощущения, а гипнотизёр вставляет в текст внушение.

При аудиальном гипнозе используется любимая музыка маленького пациента. После нескольких минут прослушивания врач начинает говорить, убаюкивая ребёнка, а затем начинается текст внушения.

У детей постарше применяют комбинированный метод гипнотического воздействия. Примером может служить представление езды на велосипеде.

Для маленьких детей подойдёт метод сказкотерапии. Посредством рассказывания сказки и вкрапления в текст внушающих моментов происходит положительное изменение представления об окружающем мире, о доброте и сопереживании. Этот метод сложен и требует опыта от гипнотизёра.

Идеомоторные методы гипнотизации предполагают мысленное представление движения любой части тела, но при этом движение действительно производится бессознательно.

Метод гипноанальгезии используется для купирования сильной боли у детей, например, при онкологии.


Итого

У человека огромное количество возможностей. Реализовать их все, конечно, невозможно. Но можно выбрать для себя стезю и совершенствоваться в выбранном направлении.

Почему бы не гипноз? Здорово, когда родители заботятся не только о физическом благополучии своего ребёночка, но и о психическом, думают о его гармоничном развитии.

Понятно, что серьёзные патологии лучше доверить специалисту. Но мелкие бытовые проблемы (например, проблемы с засыпанием или с усидчивостью) можно и нужно пробовать решать самостоятельно, тем самым помогая своим родным деткам.

Гипнотизирование детей

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз ребенка

Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз

После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя.

Например, так:«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное.

Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно.

Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:

«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке.

Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:

«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас.

Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования

Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:

«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Введение в гипноз с помощью сказки

«Сегодня я расскажу тебе сказку. Это сказка про маленькую девочку, такую маленькую, как ты. Эта девочка совсем не хотела учиться. Ну-ка, ляг поудобнее на этот диван, закрой глазки и слушай...

Жила-была девочка, которая не хотела ходить в школу. И совсем не хотела делать то, что задал учитель. Ей хотелось бегать по улицам и играть. Родители были очень расстроены этим, ведь им хотелось иметь умную девочку. Однажды эта девочка повстречала умного старого человека. Она рассказала ему, что не любит ходить в школу. Старик покачал головой и сказал девочке: «Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но, когда станешь старше, тебе понадобятся все знания, которые дают в школе.

Тогда ты будешь плакать, что не слушала родителей. Ты не найдешь работы. Потому что ничему не училась, и у тебя не будет денег. Тебе не на что будет купить еду и красивые игрушки. Но пока ты еще маленькая, у тебя много времени и ты все можешь изменить. Если будешь прилежно учиться и хорошо делать задания, то потом станешь зарабатывать много денег и сможешь покупать себе все прекрасные вещи, какие только захочешь.

И однажды в твоей жизни появится красивый и умный человек, который тебе очень понравится, и вы поженитесь. Он будет очень гордиться, что у него такая умная и прилежная жена. Он будет очень любить и баловать тебя. Ты видишь, как важно ходить в школу и хорошо делать задания. И раз ты это поняла, то с сегодняшнего дня будешь охотно ходить в школу и прилежно учиться...»

Маленькая девочка пообещала мудрому старику прилежно учиться и всегда аккуратно выполнять домашние задания. Она поблагодарила за добрый совет, с удовольствием и радостью начала ходить в школу и стала умной девушкой, у которой исполнились все ее желания. Ты ведь тоже хочешь быть такой, как эта девочка. Ты охотно будешь ходить в школу и сначала делать уроки, а потом уже играть в игрушки. Родители очень порадуются. А позднее все твои желания исполнятся».

Вы убедитесь, что во время гипноза мало кто так охотно подыгрывает вам, как дети. Главное - проникнуть в их мир представлений. Тогда в каждом случае вам будет сопутствовать успех.


Top