Портал образования. Социально-педагогическая акция "Дети детям!"
Педагогическая статья "Социальные акции в работе педагогов дошкольного образования."
социальный педагог МДБОУ "ДСОВ № 50" Рожкова Маргарита Григорьевнаназначение: рекомендована для воспитателей ДОУ, педагогов дошкольного и дополнительного образования.
Статья:
В настоящее время широко используется в процессе работы педагогов различные социальные акции. Социальные акции-это такие запланированные социальные действия,которые направлены на достижение поставленных целей. С помощью социальных акций формируется основа отношения детей к социальной стороне жизни. Наиболее это актуально сейчас, когда социальное развитие рассмотрено,как компонент дошкольного образования. Реализация социальной акции должна идти по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
Для того чтобы провести акцию надо понять ее составляющие. Каждая акция должна включать в себя три составляющих этапа: мотивация, планирование социальных действий и заключительный этап.
Очень важна мотивация на начальном этапе проведения акции. Дети и родители должны осознавать свою позиции относительно темы акции, знать ее значимость и актуальность.
По длительности акция может быть однодневная,а может и проходить на протяжении всего года.
Каждая социальная акция должна содержать свои агитационные материалы. Это могут быть плакаты, листовки. Так же в рамках определенных акций возможно проведение коллективных творческих мероприятий,таких как театрализация, концерты, постановки.
Главная черта каждой акции - это ее системность и последовательность. И это является первым принципом проведения социальных акций.
Второй принцип: это согласованные действия с администраций,родителями и пр. общественностью.
Важно оформить мероприятие документировано, особенно если оно связано с выходом детей за пределы дошкольного учреждения.
Третий принцип: соблюдение безопасности. Любые действия в рамках акции должны быть проведены с соблюдением здоровьеохранных мероприятий и не нести угрозу психическому или физическому здоровью участников акции.
Каждая акция включает в себя:
-участников
- цели
-задачи,вытекающие из цели
- объект, то на что акция направлена
После проведения акции подводятся ее итоги, анализируется ее процесс и дальнейшие перспективы.
Опыт проведения социальных акций показывает, что такие акции прекрасно справляются с целями нравственного воспитания.
Так же можно рекомендовать в работе с детьми дошкольного возраста использовать при проведении акции дополнительные красочные атрибуты, такие как воздушные шары, запускание воздушного змея, ряжение и прочие яркие элементы.
Распространенные темы наших социальных акций:
-экологическая направленность, патриотическая направленность, социально-нравственная направленность.
- "Не оставим без дворца не синицу не скворца"
- "Вернисаж"
- "Мемориал"
Социальные акции
— одно из направлений дошкольников. Основная цель
социальной акции — формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания. Проводятся подобные мероприятия в рамках образовательной области .
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности
:
— помощь другим людям
(«Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология
(«Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир
(«Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники
(«Для любимой мамочки», «День рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить несколько этапов .
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции педагогу необходимо определить: на решение какой социально-педагогической проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап
– реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах, рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были специальные элементы
в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка, галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки и др.).
Не забывайте о сценарных эффектах
(запуск бумажных змеев, воздушных шаров, фейерверк и др.).
Обязательно привлекайте родителей
к подготовке и проведению любой акции!
Аналитический этап
подразумевает подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует:
— удачные и неудачные моменты ее проведения;
— совпали ли цель акции и её результаты;
— соответствовала ли цели акции форма проведения.
Необходимо определить перспективы акции
: нужно ли ее повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
Показателями результативности работы может служить положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в специально созданных ситуациях.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в
Мастер-класс «Акции добрых дел и поступков для дошкольников в ДОУ»
План:1. Актуальность проблемы.
2. Игровой тренинг со зрителями.
3. Рефлексия.
1. Актуализация проблемы.
«Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство, семья, работники системы образования, люди, которые выступают как защитники детства» А.Г. Асмолов
В настоящее время все большее внимание уделяется новым подходам к педагогическому взаимодействию дошкольных образовательных организаций и семьи.
Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия для активного включения семьи в жизнь дошкольного учреждения на сегодняшний день является для нас одним из самых актуальных.
Как организовать
взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей?
Как привлечь
таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам?
Как создать
условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом?
Как сделать
, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детей, и для детского сада?
Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.
С целью вовлечения родителей в активную совместную деятельность (сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса) перед нашим педагогическим коллективом встала задача найти такую форму взаимодействия с семьей, которая отвечала бы следующим требованиям:
оригинальностью, востребованностью, интерактивностью.
В качестве инновационной технологии взаимодействия дошкольной организации с родителями, которая соответствует данным требованиям, мы рассмотрели проведение социальных акций.
Социальная акция
– понятие не новое. Это комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Выбор нами данной формы работы обусловлен рядом причин:
− акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зави- сит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен из- менить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме.
В результате в нашем учреждении появились акции различной направленности:
- помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);
- экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);
- окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);
- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»).
Предлагаю посмотреть сюжет о проведении акции по экологии.
Таким образом, результатом проведения в ДОУ социальных акций стало накопление детьми разнообразного практического социального опыта.
2.Тренинг. Акция «Солнце семейных традиций»
Проводится в виде небольшой детско-родительской встречи. Привлеките к ней родителей воспитанников одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп).
Цели:
укрепить детско-родительские отношения;
сформировать ценностное отношение к близким людям;
получить позитивную обратную связь от родителей;
сплотить семью.
Формы и методы проведения:
беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции»;
представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
оформление стенда.
Подготовительная работа:
изготовьте эскиз для стенда в виде большого солнца, отдельно - «солнечные лучики» из картона
Длительность:
1 день.
Пример беседы с родителями:
У каждой семьи своя «душа», в которой есть и «цветущий райский сад», и «родники живой воды», и «могучие дерева», уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю… Добрые традиции укрепляют, «животворят» семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели - укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей: такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.
Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей - ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда - разновозрастная, ее члены - представители разных поколений. Соблюдая правила, ритуалы и традиции своей семьи, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.
У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло.
Будет интереснее, если в составлении рассказа о семейных традициях примут участие дети. Данную акцию можно приурочить ко Дню семьи, любви и верности.
3. Рефлексия
«Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И если мы будем это делать, будем все вместе, то нас ждет успех.»
В.В.Путин
Можно закончить сюжетом о Родине
Спасибо за внимание!
Екатерина Окулова
Организация акций в дошкольном учреждении
Взаимодействия педагога-психолога с родителями во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Чем оригинальней они и интересней, тем большее количество мам и пап вовлекается в сотрудничество, тем выше доверие к ДОУ. Одну из таких форм работы, которая позволит объединить всех участников воспитательно- образовательного процесса, предлагаем занести в свою профессиональную
Организация и проведение акций в дошкольном учреждении
Современному детскому саду непременно нужно налаживать взаимодействие с семьей, равно как и искать новые формы такого взаимодействия. Одна из них - акции . Они отлично подходят как дополнение к индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной деятельности, привнося «лучик света» в бесконечную череду будней.
Практическая значимость акции как новой формы работы
Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушении в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.
Акция (лат. - actio) - действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.
Далеко не каждый родитель способен выделить время на посещение тренинга, особенно если он предполагает несколько встреч по 1,5-2 часа. Родительские собрания, круглые столы формальны, зачастую неинтересны, и большинство родителей стараются их избегать, ссылаясь на загруженность на работе и прочие дела. Акция же , в зависимости от цели, позволяет охватить как всех родителей одной группы, так и детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции «отнимают» у родителей совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия. При том, что акция - групповой метод работы, она имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека : ребенка, родителя, педагога.
Акция несет в себе большой коррекционный потенциал. Поглощенность мам и пап бесконечными бытовыми делами и материальными проблемами, а также их собственные психологические трудности мешают им понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть. Акция способствует сплочению семьи, позволяет родителям стать ближе к своим детям, укрепить отношения с ними, сформировать ценностное отношение к близким людям, а детям - получить позитивную обратную связь от родителей, ощутить любовь и собственную нужность (акции «Дом счастливого ребенка» , «Мамина колыбельная» , «Елочка желаний» , «Письмо маме» и другие).
Для воспитателей, особенно неопытных молодых педагогов, акции - хорошее средство найти общий язык с родителями. При небольшой предварительной подготовке, помощи детей (они сами изготавливают часть атрибутов на занятиях по изобразительной деятельности - «Кораблики Мечты» , «Цветы для мамы» , елочные украшения для «Елочки желаний» и т. д., логопеда, тифлопедагогов (проводят опросы, игры) получается результат, который не может не заинтересовать всех участников акции . Для опытных педагогов акции - безграничное поле для творческого поиска и самовыражения.
Акции организацию времени (некоторые из них включают 1-2 мероприятия - беседу, опрос, игру, тогда как длительность их может составлять от 1 дня (кратковременные акции - «Солнце семейных традиций» , «Елочка желаний» , «Дом счастливого ребенка» ) до 1 месяца. Они действуют по методу погружения, ненавязчиво «сопровождают» детей, родителей и педагогов.
Акции экономичны в плане затрачиваемого на их организацию времени . Длительность их может составлять от 1 дня до 1 месяца.
Общее интересное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Оригинальные приемы поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад. Так, для оповещения родителей о начале акции и приглашения к сотрудничеству можно использовать яркие
красочные «объявления-завлекалочки» , изготавливаемые и распространяемые детьми специальные агитационные пригласительные буклеты, памятки. Поделки, олицетворяющие пожелания и мечты детей, да и возможность собственного участия (например, в акциях «Ма-мина колыбельная» , «Солнце семейных традиций» , «Дом счастливого ребенка» ) привлекают внимание мам и пап не только к творчеству своего ребенка, но и к работам других детей и родителей, исподволь заставляют их задумываться об отношениях в семье. А общее инте-ресное дело наполняет энергией, сплачивает, дает вдохновение на то, чтобы что-то изменить, улучшить и преобразовать.
Тематика и содержание акций
Акции можно запланировать при составлении перспективного плана работы педагога-психолога на новый учебный год. При этом учитываются пожелания и возможности воспитателей. Как правило, акции приурочивают к какому-либо празднику (8 Марта, Новый год, День защиты детей выпускной вечер в детском саду) . В эту работу активно включаются педагоги. Не скованные чужими инициативами, они определяют проблемы, предлагают решения и реализуют свои идеи вместе с детьми и их родителями.
Алгоритм подготовки и проведения акции :
определение целей и задач;
формирование творческой группы;
отбор литературы, подбор методов и форм проведения;
составление плана акции ;
проведение занятий, бесед, опросов, игр, детско-родительских встреч;
обсуждение итогов проведения акции на совещании творческой группы.
Наглядными итогами проведения акций становятся справки , фотоотчеты и, конечно же, продукт творчества детей, родителей и педагогов. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов мам и пап с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению , растет потребность в организации семейного досуга .
Благодаря использованию такой формы работы, как акция , в ДОУ можно создать единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
Акция «Солнце семейных традиций»
Акция проводится во время детско-родительской встречи. К ней привлекаются родители одной группы или групп детей одного возраста (например, старших или подготовительных групп) .
Цели :
Укрепление детско-родительских отношений;
Формирование ценностного отношения к близким людям;
Получение позитивной обратной связи от родителей; сплочение семьи.
Формы и методы проведения :
Беседа с детьми и родителями на тему «Семейные традиции» ;
Представление родителями семейных традиций в виде красиво оформленного письменного рассказа;
Оформление стенда.
Подготовительная работа : изготовление эскиза для стенда в виде большого солнца, а также отдельных картонных «солнечных лучиков» .
Длительность : 1 день.
Беседа с родителями :
«У каждой семьи своя "душа", в которой есть и "цветущий райский сад", и "родники живой воды", и "могучие дерева", уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю. Добрые традиции укрепляют, "животворят" семью.
В каждой семье существуют свои привычки или занятия, которые доставляют радость всем домочадцам. У всех они разные, но служат одной цели - укреплению внутрисемейных отношений. Особенно это действенно для детей : такие занятия дают им ощущение соучастия, в котором они особенно нуждаются.
Семейные традиции демонстрируют миру уникальность семьи. И ребенок учится гордиться своей семьей - ее атмосферой, особым командным духом, поддержкой и взаимовыручкой. Семейная команда - разновозрастная, ее члены - представители разных по-колений. Соблюдая заведенные в семье правила, ритуалы и традиции, дети учатся у старших взаимодействию и взаимоуважению, заботе и умению доставлять радость друг другу.
Замечательные традиции были в семье Льва Николаевича Толстого. К примеру, вместе с Софьей Николаевной дети вырезали картонные фигурки ("скелетцы", которые вешали на елку и на празднике дарили крестьянским детям.
В семье Марины Цветаевой новогодние подарки разыгрывались в веселой лотерее.
У многих есть замечательная традиция - вырезать снежинки и развешивать их на дверные ручки соседей. Приятный новогодний сюрприз.
В одной семье приняты совместные занятия спортом, в другой - воскресные семейные прогулки. Казалось бы, какая же это семейная традиция? Обычная прогулка выходного дня! Однако дети с нетерпением ждут субботы или воскресенья, чтобы папа, работающий с утра до позднего вечера, провел с ними свободное время.
Пока они всей семьей гуляют по парку, малыши без устали делятся с родителями всем тем интересным, что с ними произошло за неделю. А для маленького человечка любое событие важно, каким бы незначительным ни казалось оно взрослым.
(Перед родителями выставляется эскиз стенда и "солнечные лучики".)
У каждой семьи есть своя сокровищница традиций. Традиции, как солнечные лучи, согревают каждого члена семьи. Пожалуйста, опишите традиции своей семьи на солнечном лучике.
«А теперь давайте по очереди приклеим лучики к нашему солнышку. Посмотрите, как оно засияло».
Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)
Работая психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят: детский сад, бассейн, кружки, секции. Поэтому я стала искать новые эффективные формы работы, которые привносили бы в бесконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции.
Особенности акции
Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.
Акция имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого ребенка, родителя и педагога.
Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает в процессе воспитания и обучения, поднимает настроение детей, родителей и педагогов, сплачивает коллектив, объединяет семью и детский сад.
Акция «Елочка желаний»
Цели акции:
- Укрепить детско-родительские отношения;
- формировать ценностное отношение к близким людям.
Формы и методы проведения:
- индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год;
- стенд в виде елочки;
- письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде новогодних шаров.
Подготовительная работа:
- оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на обратной - пожелания;
- объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний;
- организация выставки.
Перед новогодними утренниками с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.
Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник - Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.
Ответы ребят записываются на обратные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место.
Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала». Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается…
Вместо елочки можно с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий или мешок с подарками от деда Мороза.
Акция «Аптечка для души»
Цель акции: Создание положительного эмоционального фона в детском саду.
Формы и методы проведения: Стенд в виде домика с окошками - кармашками и вывеской «Аптечка для души».
Подготовительная работа:
- изготовление эскиза для стенда;
- подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки». Например:
Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает.
Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.
Лучшее, что отец может сделать для своих детей - это любить их мать.
Все золото мира не имеет никакой ценности; вечны лишь те милосердные деяния, которые мы способны сотворить ради ближних.
Святая наука - расслушивать друг друга.
«Аптечку для души» можно использовать самостоятельно и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом.
Акция «Солнышко настроения»
Цели акции:
- укрепить детско-родительские отношения;
- формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.
Формы и методы проведения:
- беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;
- стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены фотографии ребят и их родителей; атласные ленточки четырех основных цветов.
Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому - спокойное, уравновешенное, синему - грустное, желтому - сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.
Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие и сами получите удовольствие.