Семья мое богатство классный час. Классный час «моя семья - моё богатство

Классный час: «Моя семья - мое богатство», 7 класс

Цели: содействовать расширению знаний школьников о се-мье, определить значимость семьи в жизни каждого человека.

Задачи: формировать ценностное отношение к семье, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения; развивать потребность узнавать историю своей семьи, способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения к обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию, развивать гражданственность и патриотизм .

Форма проведения: час общения.

Оформление: на доске написать задания для групп (незакон-ченные предложения):

Идеальные родители - это... Идеальные дети - это... Идеальная семья - это...

Классный час, посвященный обсуждению семейных ценностей.

Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

(Пауза.)

Ребята, как вы думаете, почему именно эта тема выбрана для обсуждения?

Примерные ответы детей:

( Семья - самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.)

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом

Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.

Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Что такое семья? (ответы учеников)

Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.

Традиции - это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Генеалогическое дерево.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память - это то, что связывает нас со своими корнями».

И вот мы с вами попытаемся составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков.

«Загляните в семейный альбом».

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Традиция проведения свободного времени в семье.

Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.

Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи.

Семейные праздники.

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Гостеприимство - это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)

II. Интерактивная беседа по теме «Эгоизм и альтруизм»

Классный руководитель. Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сей-час становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Примерные ответы детей:

Это когда человек думает только о себе, на других ему наплевать.

Тот, кто считает: «После меня - хоть потоп».

Эгоист считает, что он пуп земли, а остальные - ничто.

Эгоист ни с кем не считается, идет к своей цели по головам.

Классный руководитель. Ваше понимание недалеко от истины. В словаре С. Ожегова слово «эгоизм» объясняется так (читает ): «Эгоизм (от лат. ego - я) - это себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих».

Эгоист - это человек, который во всем ищет только личный инте-рес. Главный принцип эгоиста: живи для себя. Как вы считаете, воз-можна ли дружба, любовь между эгоистами? Хотели бы вы дружить с эгоистом? И если нет, то почему?

Примерные ответы детей:

Дружить с эгоистом - значит стать его рабом.

Таким людям нельзя доверять: ради своих интересов они пе-реступят через тебя.

Эгоистам друзья не нужны.

Ради друга иногда нужно жертвовать своими интересами, эго-ист на это не способен.

Дружить с эгоистом можно, если полностью откажешься от себя.

Эгоистов можно любить только слепой любовью. Но они этого все равно не оценят.

Можно дружить и любить, только если сам будешь эгоистом.

Классный руководитель. К счастью, нас окружают только эгоисты. Есть люди совершенно противоположного скла-да - альтруисты. Альтруизм - это антоним эгоизма. Как же проявля-йся альтруизм? Как ведут себя альтруисты?

Примерные ответы детей:

Альтруизм - это другая крайность. Когда человек совсем не ду-мает о себе, а думает только о других.

Это отказ от своей выгоды, самопожертвование.

Альтруисты - равнодушные люди, им ничего не надо.

Это люди с отклонениями, им все по барабану.

Это верующие люди, монахи, старцы.

Альтруисты доверчивые, добрые, не умеют постоять за себя.

Они все прощают, не помнят обид.

Классный руководитель. В словаре С. Ожегова слово «альтруизм» имеет такое толкование (читает): «Альтруизм (от лат. alter - другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу дру-гим, не считаясь со своими интересами».

Альтруизм - это сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им, готовность к самоотречению во имя их блага. Главный принцип альтруиста: живи для других. Конечно, не на каждом шагу попадаются нам альтруисты, но по крайней мере одно-го альтруиста каждый из нас знает лично. Угадайте, кто это? (священник, учитель, мама, папа, бабушка, дедушка и т. п.)

Конечно же, это наши родители. Вот уж кто действительно живет для других, то есть для нас. Они бескорыстно любят нас и готовы на все ради нашего блага.

III. Проблемная ситуация «Гадкий ребенок»

Классный руководитель. Все знают сказку Андерсена «Гадкий утенок». Как мы переживали в детстве, читая об испытаниях, выпавших на долю несчастного утенка, которого все презирали. И как радовались, когда гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя. Может быть, такое же превращение происходит и с гадкими детьми? Послушайте короткий рассказ психолога, который я назвала «Гадкий ребенок» (читает): «Пришла ко мне на прием мама с 14-летним сы-ном. Мама озабоченно говорит:

Уж и не знаю, что делать с ним. Меня не слушает, учиться не хочет. Одни гулянки да развлечения на уме. А когда дома, то от телевизора за уши не оттащишь, или музыку свою дурацкую на полную громкость вклю-чает. А ведь я в него всю душу вложила. Рос не хуже других, одет, обут, все есть. Себе во многом отказывала... А у него на все один ответ: "Ты мне все должна, а я тебе ничем не обязан!" Как жить, ума не приложу!»

Вот такая ситуация. Кто тут альтруист, а кто эгоист?

(Дети отвечают.)

Согласны ли вы с сыном этой женщины, что он ничем ей не обязан.

Примерные ответы детей:

Конечно, обязан: она подарила ему жизнь, заботилась о нем- недосыпала ночами, кормила, лечила.

Когда был маленький, был обязан, а теперь он вырос и не ну-ждается в материнской заботе.

Может, и не нуждается, но обязан быть благодарным.

Обязан уважать маму, беречь ее.

По закону сын обязан заботиться о матери, но он же еще не взрослый, поэтому ничего ей не должен.

Он не взрослый, но уже и не ребенок, поэтому не нуждается в маминых нравоучениях. А мама не может этого понять.

Классный руководитель. Вырастет ли из этого «гадкого утенка» прекрасный человек?

Примерные ответы детей:

Может быть, и вырастет, только ему придется много горя хлеб-нуть.

Когда у него будут свои дети, он все поймет и попросит проще-ния у мамы.

Вырастет, просто у него переходный возраст.

Вырастет, если перестанет быть эгоистом.

Классный руководитель.

А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми. Эгоизм - это признак незрелой личности. Если мальчик этого не поймет, он никогда не станет взрослым, а на всю жизнь так и оста-нется гадким ребенком.

IV. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель. Мы живем среди людей. Обща-ясь, мы соблюдаем определенные правила. Если не знаем, как себя вести, на помощь приходит золотое правило общения. Помните его? (Не делай другому того, чего себе не желаешь.)

На людях все стараются вести себя пристойно, чтобы не прослыть дикарями. Но дома многие расслабляются и позволяют себе жизнь без правил - все равно никто не увидит, а папа, мама, бабушка - свои люди, потерпят. А ведь в семье действуют те же законы общения, а зна-чит, и то же золотое правило, которое требует уважения, терпимости, внимания, заботы, взаимопомощи... Сейчас мы проведем испытания и узнаем, соблюдаете ли вы в семье правила общения?

Я приглашаю к доске семерку самых культурных и уверенных 6 себе ребят.

(Семь учеников выходят к доске, выстраиваются в шеренгу.) Каждый из вас получает ситуацию. Нужно быстро принять решение и ответить, как действовать в этой ситуации. Если класс одобряет ваше поведение, все поднимут руки, и вы сядете на место. Если же никто руки не поднимет, вы остаетесь стоять у доски. Вопросы есть? Начинаем.

Итак, обычный зимний вечер. Вы уже сделали уроки, включи-ли музыку и приготовились помечтать, сидя в мягком кресле. И тут началось...

(Учитель читает задания-ситуации, дети быстро дают ответы.)

1. «Сынок, вынеси мусор!» - попросила мама. («Хорошо. Сейчас вынесу».)

2. Бабушка заглянула: «Ну-ка, продень нитку в иголку - совсем глаза не видят!» («Хорошо. Давай продену!»)

3. А тут и папа подоспел со своими приказаниями: «Завтра по-едешь с бабушкой на дачу, поможешь картошку прополоть». («Хоро-шо. Поеду!»)

4. Мама подкинула очередную работенку: «Скоро Новый год, подпиши-ка открытки всем родственникам». («Хорошо. Давай под-пишу!»)

5. «Собаку хотел? Иди по темноте, выгуливай!» - приказал папа. («Хорошо. Уже иду!»)

б. «Опять очки куда-то запропастились. Поищи, внучок!» - по-просила бабушка. («Хорошо. Иду искать!»)

7. «Да выключи же ты, наконец, эту дикую музыку!!!» - хором закричали все. («Хорошо. Уже выключил!»)

(Или: кто не прошел испытания - дополнительная ситуация. Так кому же идти за хлебом в холодный зимний вечер? Правильный от-вет - «мне».)

Ну теперь полный порядок! Школа разведчиков укомплектована.

V. Работа в группах. Незаконченные предложения

Классный руководитель. Во всех предложенных ситуа-циях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят и даже дерутся. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.

Первая группа - составит портрет идеальных родителей .

Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.

Третья группа - составит портрет идеальной семьи.

Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложе-ния, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):

Идеальные родители - это...

Идеальные дети - это...

Идеальная семья - это...

На выполнение задания дается 3 минуты.

(Включается музыка или метроном, дети обдумывают варианты от-ветов.)

Послушаем, что же у нас получилось.

(Учитель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)

Примерные ответы детей:

Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают де-нег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают, возятся с детьми и т. п.

Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не ог-рызаются, не курят, не пьют, не ругаются, не воруют, не дружат с пло-хими мальчиками и девочками и т. п.

Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо, где все альтруисты, нет эгоистов и т. п.

Классный руководитель. Ну, что ж, слово «идеал» обо-значает высшую цель деятельности, стремлений. Будем считать, что эту цель вы для себя обозначили.

Заключительное слово

Классный руководитель. Наше общение подходит к кон-цу. В заключение хочу дать вам совет: доверяйте своим родителям, делитесь с ними своими радостями и горестями, жалейте их, не огор-чайте понапрасну, помогайте. И старайтесь не обижаться на них. Ведь родители - это единственные люди на земле, которые самоотвержен-но и бескорыстно любят вас.

Заповеди семейной жизни:

1)«Подари родителям радость»

2)«Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам»

3)«Свято храни традиции своей семьи»

4)«Жизнь - это дорога, полная испытаний. Будь готов с честью пройти их»

5) «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Полезен ли был наш сегодняш-ний разговор? О чем задумались? Что решили?

Примерные ответы детей:

Разговор полезный, задумалась о своем поведении, решила, что больше не буду эгоисткой.

Полезно было узнать, кто такие эгоисты. Задумался о себе. Пока не знаю, кто я.

Решил, что нужно бороться со своим эгоизмом.

Как бы увидела себя со стороны. Поняла, что до идеала мне еще далеко.

Бесполезно говорить об идеальных вещах. В реальной жизни - каждый сам за себя.

Разговор полезный, но реальная жизнь далека от идеала.

Департамент образования администрации Владимирской области ГБОУ СПО ВО "Муромский промышленно - гуманитарный техникум" Классный час "МОЯ СЕМЬЯ - МОЁ БОГАТСТВО" Классный руководитель группы ТО-112 Пушкарёва Н.И. Цель классного часа: Определить значимость семьи в жизни каждого человека. Задачи: Формировать понятия семейных ценностей. Воспитывать культуру межличностных отношений. Уметь решать конфликтные ситуации в семье. Подготовительная работа: Подбор стихотворений о семье. Подбор музыкальных композиций. Приглашение родителей. Организация фотовыставки "Моя семья " и поделок. Написание мини-сочинений "Моя семья - моё богатство". Оборудование: Презентация, Набор пословиц Актуальность данной темы: Семья - основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла - дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Вступление. Звучит мелодия "Родительский дом" Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью. В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности - семья - это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития. Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей. Какие же определения семьи существуют? Слайды 3-4 Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Поэтому государство стоит на страже интересов семьи, для этого создана законодательная база - семейный кодекс слайды 5-6 Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом. Главная цель любой семьи - формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, которое нужно понимать не как одинаковость характеров и темпераментов, а как однородность духовных оценок, общность жизненных целей и принципов родителей и детей. Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление. Такая семья учит ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других. Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности. В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в "Иванов, не помнящих родства". Поэтому семья - это первооснова родины. Как появилось слово семья - легенда (выступление студента)слайд 8 Стихотворение о хорошей семье (выступление студента) слайд 10 Характеристика основных тенденций в семье слайды 11-12 Значение семьи от великих людей. - ...Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально "не могут жить друг без друга". (Чернышевский Н. Г.) - Лучшая школа дисциплины есть семья. (Смайлс С.) - Когда кто-нибудь из домашних совершает проступок, не нужно набрасываться на него с попреками, но не следует и делать вид, будто ничего не произошло. Если об этом проступке неудобно говорить напрямик, скажите намеком, приведя подходящий к случаю пример. Если вас не поймут сразу, повторяйте свои наставления день за днем, и они возымеют действие подобно тому, как весенний ветер разгоняет холод и теплый воздух топит лед. Вот как нужно вести себя в семейной жизни. (Х. Цзычен) - В семейной жизни главное - терпение. (Чернышевский Н. Г.) - Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. (Гете И.) - От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их! (Леонардо да Винчи) - Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес) - Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа... Сначала он потребует трость, которую вы держите; потом ваши часы; потом птицу, которая летает; потом звезду, которая сияет на небе; он будет требовать все, что увидит; не будучи Богом, как вы его удовлетворите? (Руссо Ж.) - Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. (Екатерина Великая) - К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе. (Сократ) Народная мудрость слайды 14-15 Пословицы слайд 17 Конкурс "Продолжите пословицы..." 2команды. На разных листочках напечатаны начало и конец пословицы и сложить пословицу, (или по слайду 18) - Дом без хозяйки... (сиротка) - Дом вести... (не бородой трясти) - В гостях хорошо... (а дома лучше) - Не нужен клад... (когда в семье лад) - Чем богаты... (тем и рады) - Один в поле... (не воин) - Семья в куче... (не страшны и тучи) - Когда семья вместе... (так и душа на месте) - Дома и стены...(помогают) - Мой дом...(моя крепость). Да, одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку. Конкурс "Мой дом - моя крепость" (2 команды или фронтально) - Как называется дом в украинской или белорусской деревне? (Хата) - Назовите перевозное жилище у кочевых народов. (Кибитка) - Как называется жилище кавказских горцев, сложенное из камня? (Сакля) - Как называется изба из глины или обмазанная глиной? (Мазанка) - Как называется постройка из жердей, покрытая ветками, соломой, травой? (Шалаш) - Как называется крытое углубление в земле, вырытое жилья? (Землянка) - Как называется отдельное жилое помещение в доме с кухней, передней? (Квартира) -Продолжите фразу А. Герцена " Семья начинается с..." (детей). -Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна). -Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался "чертовым яблоком"? (картофель). -"Чем меньше женщину мы любим, тем..." (легче нравимся мы ей.). -Закончите известное выражение М. Горького "Дети - это живые цветы..." (земли). -Автор " Свадебного марша"? (Мендельсон). -Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина). -Кто из поэтов, так говорил своим друзьям. "Я женился, чтобы дома иметь свою Мадонну" (А.С. Пушкин). -Кто такая свояченица? (сестра жены). -Что такое бутоньерка? (маленький букет). -Как называется книга - свод правил поведения в домашней жизни, появившаяся в 16 веке? (Домострой). Вопрс: Что же делает семью счастливой? Беседа. Слайды 19-20 Правила для детей слайд 21 Песня родительский дом. Исполняется всеми участниками. слайд 24 Конкурс "Умелые руки не знают скуки" У каждого - свои увлечения, и правильно говорят: "Всегда найдется дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг". Посмотрим на все, что сделано умелыми вашими руками и руками родителей. (Члены семей показывают свои поделки, рассказывают о них). Стихотворение. Читает ученик: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром Отец, и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, Им интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже на этой сказочной земле. Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме. В семейной жизни всем желаем счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут несчастья. И солнечным пусть будет каждый час! Всем нам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в наших семьях всегда! Звучит песня "Мы желаем счастья вам" Викторина слайды 25-26 Пожелание слайд 27 Любите и цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже на этой сказочной земле. Заключение. Хочется верить, что наш классный час помог и детям и взрослым понять, насколько важно знать и помнить всех своих родных и близких, что близкие люди нуждаются в нашей любви и внимании - именно любовь, внимание, уважение и есть то богатство, которым должен пополняться каждый семейный очаг. Список используемой литературы: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980 Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. Изд. 2. М., 1994. Вольфсон С.Я. Социология брака и семьи // Старый и новый быт. 1927. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. Иванов, М.А., Прежде всего мы - родители / М.А.Иванов.- М.: Сов.Россия, 1986. Лихачев, Б.Т. Простые истины воспитания / Б.Т.Лихачев.- М.: Педагогика, 1983. Махов, Ф.С. Кого мы растим: Беседы о материнском и отцовском воспитании.- М.: Профиздат, 1989. Ханхасаева, И. Растет дочка, растет сын / И.Ханхасаева.- М.: Педагогика, 1991.

Тема:
Цель:
Оборудование
:
Орг. момент:
Учитель:
Ученик:
Учитель:
Задание:
Классный час в 4 классе
Воротникова С.О.
Моя семья – мое богатство
1. Определить значимость семьи в жизни каждого
человека.
Формировать понятия семейных ценностей.
2. Воспитывать культуру межличностных
отношений
3. Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Презентация, макет дома,
Ход классного часа
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Рада вас видеть! Чтобы узнать тему нашего
классного часа, нужно отгадать кроссворд.
1. Ребус “сон” о – ы
2. Для мамы он отец, а для вас кто?
3. Первое слово, которое говорит малыш?
4. Ребус “ночь” н – д.
5. Последняя буква в алфавите.
- Семья- это не просто родственники, живущие
рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к
жизни.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О каком же тепле идет речь? В современной
песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет…
- Думаю, что вы согласитесь со справедливостью
этих слов. Что может быть важнее уютного дома,
где тебя всегда поймут, посочувствуют,
поддержат? Как же построить такой дом? С чего
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
слайд

Учитель –
ученик
Ученик:
Учитель:
начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
на «кирпичиках», предложенных вам, записать
как можно больше слов, которые «приходят в
голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом - это….(крепость, очаг…)
- Все мы понимаем, что основой семьи является
любовь, уважение, взаимопонимание. И чтобы эти
«кирпичики» стояли крепко в вашем фундаменте
дома необходимо, чтобы каждый член семьи
проявлял самые лучшие свои качества характера.
Давайте вспомним всё, что есть хорошего в наших
близких.
Игра: Если б я был идеальным.
Дети – Если б я был идеальным родителем я
бы________
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Каждый человек хочет чтобы его семья не знала
трудностей и бед. И мы можем принять активное
участие в этом т.е.помочь нашим родителям. Для
этого я предлагаю выработать заповеди (правила)
идеальной семьи. Для этого я предлагаю вам
ситуации, а вы находите на них решения.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или
гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я
для вашего обсуждения
«Как повысить настроение папе и маме?»
Вы предложили много способов для того, чтобы
повысить настроение своим родителям. Я думаю,
что главное - это проявить свое участие.
И первая заповедь семейной жизни:
« Подари родителям радость»
2. Семья складывается не только из родителей.
Слайд

Есть братья и сестры, тети и дяди, бабушки и
дедушки. А каких вы еще знаете родственников?
Попытаемся выяснить.
свекровь и свёкор. Кто это? (Ответ: родители мужа)
тесть и теща. Кто это? (Ответ: родители жены)
невестка и сноха. Кто это? (Ответ: это одно и то же
лицо, поскольку женщина может быть снохой
только для свёкра, остальной родне она невестка).
Но есть ещё и другие родственники. Это шурин,
деверь, золовка, свояченица. Кто они? Ответы
детей.
1. Шурин – брат жены
2. Деверь – брат мужа
3. Золовка – сестра мужа
4. Свояченица – сестра жены
Теперь вы узнали, как называются ваши
родственники. Дарить радость можно и нужно не
только маме с папой, но и другим родственникам.
И вот наша вторая заповедь семейной жизни:
« Проявляй заботу и участие к близким и
дальним родственникам

»
3.Особое значение для каждой семьи имеют ее
обычаи и традиции. Какие обычаи и традиции есть
в вашей семье?
(ответы детей)
Третья заповедь семейной жизни:
« Свято храни традиции своей семьи»
4.Но без проблем в семье не бывает. Представьте
себя в роли родителей. Итак, уважаемые
«родители», вам необходимо решить неожиданную
для вас семейную ситуацию. Как?
Вы родители, у вас 10-летняя дочь Лена. Дочь у вас
развитая, умная, хорошо учится, занимается
музыкой (иначе быть не может, ведь вы мечтали
иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные
отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-
то случился такой разговор) доверила…
Оказывается, ваша дочь стесняется того, что мама
ходит вместе с классом на экскурсии, в походы. А у
других детей родители не приходят. Что вы
ответите дочери?(обратиться к книгам, психологу,
беседы)
А вот и четвёртая заповедь семейной жизни:
« Жизнь – это дорога, полная испытаний.
Будь готов с честью пройти их»

.
Пятая заповедь семейной жизни:
«Семейное счастье зависит от каждого из
членов семьи»

.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Слайды
Ученики:
Учитель:

И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Ребята, а семья это только родственники или мы
еще где-то можем применить это слово? Конечно
наш класс это тоже настоящая семья. По каким
признакам мы можем назвать себя семьей?
Конечно мы с вами настоящая семья. Я сейчас хочу
чтобы мы с вами произнесли клятву настоящей
школьной семьи.
Мы будем


Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.


Мы не будем


Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.

У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте
посмотрим, а какая наша семья.
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Четвертый, класс, конечно же
Класс наш в школе всех активней
слайды

И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Четвертый, класс,конечно же
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Четвертый, класс, конечно же
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Четвертый, класс, конечно же
Четвертый класс наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Мы с вами богатые люди у нас большая
дружная семья, любящие родители.
Конечно, семья это самое главное в жизни
человека и мы должны ее беречь
Песня «Родительский дом»
Итог

Классы: 1 «Б» и 5 «Б»

Учитель: Ракитина Н. Е.

Тема: «Моя семья – мое богатство»

Цели:

Сформировать представление о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека;

Укрепить привязанность к членам семьи; научить гордиться их достижениями, быть терпимыми к их недостаткам;

Привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.

Оборудование: пословицы о семье, дидактическая игра «Построй дом»,

динамическое пособие «Березка», аудиозаписи, стихи о семье, о маме, о бабушке, родословные древа семей учащихся, фотографии семей учащихся.

Ребята, я вам предлагаю послушать стихотворение.

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней,
Останется тайной опорой твоей.

Как вы считаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

Семья

А.В. Камкин

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли святым именем.

А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья - это семеро таких же как и я». И правда - в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Ты скажешь, что не в каждой семье наберется семеро. Верно, но это не важно. Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и СЕМЬЯ тоже едина и неделима.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Наши предки издавна учили, что это семя не взойдет без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога - венчание.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки - сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях.

Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помни мудрую заповедь:

Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

Если заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды.

Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Перед вами лежат разрезанные пословицы о семье. Соберите пословицы и объясните их смысл.

Семья в куче – не страшна и туча.

Дружная семья и землю превращает в золото.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Семья – печка, как холодно, все к ней собираются.

Учащийся:

В семейном кругу мы растём,

В семейном кругу все корни твои.

Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Учитель:

У каждого человека есть свой дом. Слова «Отчий дом», «Семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар.

На доске слова. Составьте из этих слов фразу.

Мой дом – моя крепость.

Афоризм «мой дом – моя крепость» принадлежит английскому правоведу Эдуарду Коку.

Учащийся:

С глубокой древности дом для человека был не только строением, в котором он стремился отдохнуть от трудов, укрыться от губительного холода, нестерпимого зноя или от насилия. Дом давал возможность человеку на маленьком пространстве огромного мира реализовать данную Творцом свободу и создать тот мир, который соответствует его духовно-нравственным ценностям, потребностям и привычкам.

Звучит песня «Родительский дом».

Учитель:

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат?

Именно в таком доме хочет жить каждая семья.

Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

Перед вами дом. Он уже построен. Но чего-то в нем не хватает? Как вы считаете чего? (Фундамента)

Задание: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» дома, помня о том, что дом и семья едины. (Записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)

Ребята, наш дом готов, у него очень прочный фундамент. Значит и семья наша будет крепкой.

А кто составляет основу семьи? Д ети

О тец

М ать

А вот так говорит о взаимоотношениях в семье И. Молчанова в стихотворении «Семь правил»

1 ученик:

Что значит для меня моя семья?

Конечно – счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень – очень важных.

2 ученик:

Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

3 ученик:

Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик :

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик :

Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды…

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

6 ученик :

А пятое – ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И, наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Вечерами, когда все собираются дома можно послушать красивую музыку.

(Учащиеся играют на музыкальных инструментах)

И только в тот дом, где царит добрая атмосфера, тянутся люди. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.

Ребята, а какие праздники вы отмечаете в кругу своей семьи?

А какой праздник мы отмечали недавно?

(Учащиеся поют песню «Песенка про папу».)

Какой праздник будем отмечать?

Учитель:

“Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. Вся радость мира - от матерей” - писал Максим Горький.

Учащийся:

Самое прекрасное слово на Земле - Мама. У мамы самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. У мамы самые добрые и нежные руки, они все умеют.

Учитель:

Руки матери качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Повторяя движения губ матери, вы произнесли первое в своей жизни слово: – "Мама!"

Учащийся:

Я маму люблю.
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю,
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем,
Никогда не бывает.
Я ей открываю,
Свои все секреты.
Но маму люблю,
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама!

Моя мама.
Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук,
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас,
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг,
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!
(Инсценировка «Мама потерялась»)

Когда я по городу,
С мамой хожу,
За руку маму
Я крепко держу:
Зачем ей,
Идти и бояться,
Что может она,
Потеряться?
Но так все-таки произошло…

Девочка потерялась. Люди, проходившие мимо, спрашивают: «Что случилось?»

Мама потерялась.

А какая, она твоя мама?

Моя мама самая лучшая.

(Звучит песня «Мама для мамонтенка»)

И действительно, для каждого из нас, мама самый дорогой, близкий и родной человек.

Учитель:

Весна – это самое замечательное и прекрасное время года! Оно наполнено запахом первых цветов и пением птиц! И не случайно первый праздник весны – праздник женщин! Поздравляем милых мам, бабушек с праздником весны.

Учащийся:

Я с бабушкой своею,
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях,
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки,
Люблю всего сильней.
Учащийся:

Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то моют,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки.
Ласкают нежно так.
Учащийся:

Проворные, - смотрите, -
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер - тени,
Сплетают на стене,
И сказки сновиденья,
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветит -
И тут замолкнет вдруг.
Умней их нет на свете,
И нет добрее рук.

Но нельзя построить счастливого настоящего не зная прошлого.
Учащийся:
Вчерашний день, минувший год,
Не умирают в человеке
Прошедший век – он нашем веке,
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давно участие волненья,
Еще отбрасывают свет,
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном,
И тишина в отцовском доме,
Твердят о времени ином.
- Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них?
К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.
Учитель:

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? Это наша беда. Забылась мудрость Пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева.
Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. - Кто хочет рассказать о родословной своей семьи?
В жизни как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни – засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов – мы истощимся духовно. Тот род силен, который предков помнит и чтит.

Учащийся:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

ИТОГ:

Ребята, давайте посмотрим, кто в нашем доме живет? (Это мы, наши родители, предки, родственники).

Учащийся:

Кто тут в «Домике» живет,

Громко песенки поет?

Это мы, дружный класс

И родители у нас.

Также с нами вся родня,

Вместе мы одна семья.

Будем в классе дружно жить

И семью свою любить!

Учитель:

И действительно мы с вами, одна большая и дружная семья. Большую часть своего времени вы проводите вместе. Согласитесь, ведь приятно иметь старших братьев и сестер, которые в любую минуту придут на помощь. И так же здорово иметь младших братьев и сестер, о которых можно заботиться. И в нашем школьном доме вы обрели таких братьев и сестер.

Оглянитесь и посмотрите друг на друга. Как нас много и как это здорово. Именно к нашему классу подходят слова: «МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО».

И в конце я предлагаю вам на березовых листиках написать пожелания для людей, которые хотят иметь такую же большую и дружную семью.

(Учащиеся прикрепляют листики на березу и читают свои пожелания)

МБОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области »

План-конспект

ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«МОЯ СЕМЬЯ – МОЕ БОГАТСТВО!»

Класс: 3 «А»

Учитель : Литвинова Т.П.

2013 г.

Классный час «Моя семья – мое богатство!»

Цели: - Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны

    Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

    Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

    Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

    Изучение семей классного коллектива;

    Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Предварительная подготовка к классному часу

Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»;

Сообщения на тему «Семейные традиции», «Случай из детства»;

Оформление выставки рисунков «Дружная семья»;

Оформление стенгазет «День семьи»;

Сценарный ход мероприятия:

Слайд 1

I . Моя семья.

- Добрый день, дорогие ребята и гости. Я рада приветствовать вас на нашем классном часе «Моя семья - моё богатство», посвящённом всем нам – зрелым и юным, взрослым и детям, посвященном тому, что объединяет нас друг с другом – семье. Что такое семья? Слово это понятное всем, как слова «хлеб», «вода». Семья ­это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

Слайд 2

Из словаря С.И. Ожегова:

Семья группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)

Уклад - устройство, установившийся порядок организации чего-нибудь (быта)

Семья – это связь поколений.

Корни добра и нравственности зарождаются и произрастают в семье. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. В семье формируется культура поведения и культура общения.

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

В семейном кругу мы с вами растем

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

А что семья для вас? (Высказывания наших учеников о семье)

«Семья – это на кого можно положиться и любимые люди»

«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»

«Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя».

«Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».

«Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».

«Семья – это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».

«Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».

«Семья – это моя крепость, моя защита и опора».

«Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».

Человек растёт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. С чего начинается родословная? Конечно с семьи.

Ученик

Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое,
И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: Где я был тогда?
Отвечает папа: “Не было тебя!
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная счастливая семья?
Слайд 3

Звучит песня «Моя семья» (Лежит передо мной игрушек куча…)

Учащиеся делятся на команды (3 по 5-6 человек)

Задание 1 . Отгадывание кроссворда «Моя семья»

Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

По вертикали:

1)Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас?

2)Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос. (Дочь)

По горизонтали:

3, 4)В семье мы – мастера.
Всяких дел у нас гора!
Взяли в руки молотки,
Ремонтируем замки.

О ком идет речь? (Папа, сын)

5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)

II . Тайна имени.

Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

(Уч-ся рассказывают: в честь кого из родственников им было дано имя, о своем имени, его значении.)

III . Семейный герб

Слайд 4

В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:

лев - сила, великодушие, орел – власть, овца - терпение, кротость
ворон –
долголетие, олень - символ воина, цапля - пугливость
волк -
жадность, злость павлин - тщеславие, хвастовство
дуб –
крепость, пальма – долговечность, слив. дерево - мир

Дома с родителями вы составили свой герб семьи. Расскажите о нем, что он обозначает и символизирует.

(Рассказы учащихся. Выставка семейных гербов.)

IV . Семейный фотоальбом.

Слайд 5

Стихотворение: «Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!

- В одной из песен поётся «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом». Здесь на нашей выставке представлены фотографии из семейных альбомов, и сейчас я приглашаю познакомиться с нашей выставкой.

(Рассказы детей об интересных случаях из жизни семьи)

V . Семейные традиции.

Слайд 6

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. Дом - это не только крыша над головой. Это твоя семья, близкие тебе люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.Я расскажу вам легенду: В давние времена жила семья – 100 человек, и в ней царил мир, покой, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?” Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель прочитал и удивился. На листе было начертано сто раз слово “ПОНИМАНИЕ”.

Действительно, счастье в семье зависит от взаимного понимания. Кто же не хочет быть счастливым. Это “Солнышко” внутри нас. И у него много значений. С латинского оно означает “Фортуна”, с французского – “шанс”, с английского – “удача”. А по-русски? “С” - “хороший”, часть – доля. Значит, хорошая доля. Пусть у всех нас наша доля будет хорошей .

1. Что значит для меня моя семья?

Конечно, счастье и уют домашний

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных!

2. Во - первых, это главное - ЛЮБОВЬ,

Всем сердцем и душою всей и разумом,

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

3. Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник и продолженье рода,

Пусть струится!

4. Потом - ЗАБОТА.

Лишь она очаг семейный сбережет от ветра

Старайся, чтоб с улыбкой весна была всегда с тобою,

А не где-то.

5. Четвертое - терпенье.

Оно поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

6. А пятое - ответственность и долг

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7. Шестое - уваженье.

Только с ним приобретёшь успех,

Признанье общее всегда,

Считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8. И, наконец, седьмое - чистота везде:

В дому, в душе твоей и помыслах,

Вот так я представляю свой очаг

Где я любима, где счастлива я полностью.

9. Смотрите, ах, сколько тут в классе гостей!

И солнышко светит нежней и теплей.

И всё потому, что вся вместе семья:

И папы, и мамы, и вся детвора!

Все дети:

Вся семья вместе!

Так и душа на месте!

- Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить:

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А теперь я предлагаю всем нам рассказать друг другу о традициях своей семьи.

Учащиеся рассказывают о своих семейных традициях.

2 задание . Любимые занятия семьи

Нужно перечислить любимые занятия в семье. Команды по цепочке называют занятия. Кто последний назвал, та команда и выиграла.

прогулка

игра в домино

приготовление общего ужина

поход в лес

купание в аквапарке

разговор

уход за домашними животными

поход в магазин

уборка

посмотреть вместе кино

чаепитие

помыть посуду

Слайд 7 «Вместе веселей»

3 задание Любимая песня семьи (Фонограммы)

Исполнение любимой песни.

4 задание Конкурс пантомима:

Ребята получают карточки, на которых указаны действия, которые они должны изобразить с помощью пантомимы, а родители угадывают.

Задания могут быть такими:

1. Мама спешит на работу.

2. Папа моет посуду.

3. Дедушка читает газету.

4. Сестра собирается на встречу с друзьями.

5. Бабушка печёт пироги.

6. Папа требует дневник.

5 задание : распределить по графам (мама, папа, дети) листочки, на каждом из которых было указано по одной из обязанностей по дому (на полоски был разрезан перечень из 22 пунктов).

Сварить обед

Помыть посуду

Вынести мусор

Пришить пуговицу

Сходить в магазин

Проверить почту в почтовом ящике

Прибраться в квартире

Почистить пылесосом ковры

Посидеть с малышом

Сходить в аптеку

Сделать ремонт в квартире

Почистить до блеска вилки, ложки

Постирать белье

Помыть окна в квартире

Погладить белье

Починить испорченный кран на кухне

Почистить обувь

Сходить за малышом в детский сад

Погулять с малышом во дворе

Начистить картошки на суп

Поставить горчичники больному

6 задание . Семейные игры, соревнования и развлечения

Вспомнить развлечение, конкурс или игру семейного праздника. И нужно будет, разучив один из вариантов, провести эту игру с другой командой. Время на обсуждение, выбор и подготовку – 2минуты .

«Скульптура – замри ».

«Я знаю 5… » – и называет по порядку разные предметы. Можно перечислять «по пять» (названия профессий, название школьных предметов, имена девочек и т.д.)

Слайд 8

7 задание . «Семейные мудрости»

На листочках несколько пословиц и поговорок о семье, разрезанных на две половинки. Надо за 1 минуту их соединить. Кто собрал – зачитывают дружным хором одну из 6.

Где мир и лад, там и Божья благодать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет, так и горя нет

Слайд 9

VI . Семейные реликвии.

- У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Все мы принесли экспонаты для наших выставок «Из бабушкиного сундука» и «Семейные реликвии». Сейчас я буду по очереди брать эти вещи, а семьи, которым они принадлежат, будут о них рассказывать.

(Представители семей рассказывают историю своих семейных реликвий.)

Слайд 10

VII . Практическая работа «Две ладони»

С самого рождения с вами рядом находится ваша семья – самые близкие, самые родные люди.

1 .Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

2. Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

3. Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

4. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Слайд 11

Слайд 12

Звучит песня «Радость моя»

У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем находится вырезанные из бумаги две ладони: ваши и ваших мам. Возьмите ладошку мамы или папы и на каждом пальчике напишите, как вы ласково называете свою маму, вложив в эти слова всю свою любовь. (Дети пишут).

А теперь на пальчиках другой ладони напишите, как ласково называет вас мама или папа. (Пишут).

Теперь вспомните случай, которым вы расстроили своих родителей, напишите его в центре ладони и приклейте свою любящую ладошку к любимой маминой или папиной ладони. Вот вы все дружно и крепко помирились, заклеив своей ладошкой обиду на ладошке мамы или папы.

Слайд 13

VII . Заключительная совместная игра «Строительство семейного дома»

Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой любой семьи, каждого дома. Давайте вспомним необходимые слова и на «брёвнах» напишем их: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети пишут на «брёвнах» дома слова).

Вот какой крепкий дом семьи у нас получился!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Слайд 14

VIII . Рефлексия.

- Мы с вами обсуждали, что в своих семьях надо жить дружно и весело, помогать друг другу. Что такой стиль жизни сближает нас с нашими родными.

Что теперь вы думаете о семье? Если вы стали больше понимать значение семьи в вашей жизни – поднимите красное сердечко, если задумались – розовое, а если ещё сомневаетесь в том, что услышали сегодня – жёлтое.

Желаю вам, чтобы вы берегли своих близких, делали больше добрых дел…

Я хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растешь

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов).

Слайд 15-16

С днём семьи вас! Счастья, мира и благополучия вашим семьям!

Звучит песня «Три желания»


Top