Алхимия как создать философский камень. Что такое философский камень

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов - золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото - это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Эмблема философского камня

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.


Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

Получили азотную, серную и уксусную кислоту;

Создали спирт;

Получили новые соли;

Составили первую в мире систему химических элементов;

Алхимики открыли новые вещества - сурьму и мышьяк;

Ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий - изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова - блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий - его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс - знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель - сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Николя Фламель

Факты об алхимии

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» - железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре - белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один - «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

Философский камень - это некое вещество, субстанция, обладающее способностью превращать металлы в золото, а также служащее основным ингредиентом эликсира жизни. Это одно из ключевых понятий средневековой алхимии, ставшее воистину притчей во языцех.

Философский камень может называться камнем достаточно условно, так как в большинстве рецептов он фигурирует в качестве порошка. Кроме того, следует отметить, что функция превращения металлов в золото продвинутыми алхимиками считалась побочной, конечной же целью создания философского камня являлось приготовление эликсира жизни, дарующего здоровье, долголетие и прочие жизненные блага.

История понятия и рецепты создания

Первое упоминание философского камня теряется в глубине веков, так что искать истоки зарождения этого понятия бессмысленно. Стоит, однако, отметить одного из наиболее знаменитых алхимиков в истории - Николя Фламеля. Долгие годы он посвятил созданию философского камня, и по Парижу ходили слухи о том, что это ему удалось. Слухи в значительной степени были подкреплены необычайно продолжительной для Средних веков жизнью Фламеля - он скончался в очень почтенном возрасте - 88 лет. Молва, однако, его смерти не признала, и даже в 18 веке в Париже обретался проходимец, выдававший себя за Фламеля и обещавший за скоромную сумму в 300 000 франков раскрыть все алхимические секреты. в XXI веке образ Фламеля был популяризован в книге «Гарри Поттер и философский камень», да и ранее образ этого легендарного получил отражение более чем в 10 художественных произведениях.

Такое необычайное внимание к персоне этого алхимика свидетельствует об интересе к феномену философского камня, интересе настолько большом, что спекуляции на эту тему существуют до сих пор.

Попытки изготовления философского камня сводились, собственно, к перебору всех возможных комбинация разнообразных ингредиентов, поэтому выделить какой-либо конкретный не представляется возможным. Нельзя, однако, сказать, что все эти попытки были бесплодны. Разумеется, философского камня никто не получил, однако в ходе опытов были созданы многие актуальные до сих пор химические химические соединения, в числе коих, например, порох. Алхимические опыты по созданию философского камня поставили на службу науке огромную экспериментальную базу, которая, безусловно, стала надежным фундаментов для развития науки-химии.

Современная трактовка

А между тем, получение золота из прочих металлов возможно как теоретически, так и практически, только не в реторте алхимика, а в ядерном реакторе, как продукт реакции поглощения нейтронов ядрами ртути. Стоит, однако,

Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.

Что такое философский камень?

Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:

  • ребис;
  • философский эликсир мудрецов;
  • эликсир вечности;
  • тинктура красноцветная;
  • пятый элемент природы.

Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.

Философский камень - свойства

Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:

  • дарит бессмертие (вечность бытия);
  • позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
  • наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
  • открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).

Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.


Из чего состоит философский камень?

В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:

  • философская сера;
  • философская ртуть;
  • раствор серебра.

Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.

Существует ли философский камень на самом деле?

Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.

Для чего алхимики пытались найти философский камень?

Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.

Где находится философский камень?

Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.

Но лидером в этом списке вечного поиска можно смело назвать философский камень! Ничто другое не пытались найти с таким маниакальным упорством. Ради его поисков даже возникла отдельная наука - алхимия, и поколения алхимиков посвящали всю свою жизнь единственной цели - попытке найти философский камень. Годами они сидели в лабораториях, склонясь над колбами и ретортами, в надежде однажды увидеть на дне сосуда маленький кроваво-красный камень. Чем же он так манил их? О! Причин было много...

История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.

Принято считать, что человеком, впервые поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Мы, увы, не знаем, жил ли такой человек на самом деле. Вероятнее всего, Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Таким образом, рецепт философского камня теряется в веках. Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Теперь же пару слов о самом предмете поисков. Философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания . Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.

Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен - достаточно получить сплав нужного цвета!

К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни):

"Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом.

Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва.

Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови."

Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.

Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня, используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем, так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.

Имя этого французского алхимика-эзотерика , посвятившего себя поискам тайны бессмертия и способа добычи золота из неблагородных металлов, окутано густой пеленой легенд и мистической тайны. И неудивительно, что многие историки сомневаются даже в самом факте его существовании.

Другие исследователи доказывают, что такой человек действительно существовал, создал философский камень и остался жить вечно — могила Фламеля, на которой были начертаны странные письмена, оказалась пустой. А про несметное богатство этого знаменитого француза говорили едва ли не больше, чем про его мистическое появление в Парижской опере вместе с женой и сыном через 300 лет после смерти в 1417г.

Тысячи лет философский камень тревожил умы ученых — уж больно заманчива была перспектива решить все жизненные проблемы одним махом. До Фламеля в течение нескольких веков многие бились над решением этой задачи, но получали в награду лишь разочарования и отчаяние.

И вот в XIV ст. Николя (или Николас на латинский манер) Фламель заявил, что достиг цели. Он не только не разорился на опытах по превращению в золото неблагородных металлов, а даже напротив — его скромное состояние почти мгновенно умножилось и превратилось в настоящее богатство.

Парижский переписчик книг (по другим данным — нотариус, коллекционер книг) Никола Фламель родился, возможно, в 1330 г., а умер в 1417 или 1418 г. Довольно долгое время он трудился целыми днями, но все равно едва сводил концы с концами.

Среди книг, проходивших через его руки, наверное, попадалось и множество алхимических трактатов, но ни один из них не привлек внимания Фламеля. Однажды какой-то полунищий старик прямо на улице продал ему трактат с позолотой без переплета.

Редкая, очень старинная и объемная книга была сделана не из бумаги или пергамента, а из восхитительных пластинок коры, снятой с молодых деревьев. Чутье коллекционера подсказало Николасу, что она стоит той солидной суммы, какую за нее запросил нищий — два флорина.

Много лет Фламель пытался найти ключ к тексту, в котором в зашифрованной форме объяснялось, как превращать неблагородные металлы в золото, но знаки и символы оставались ему непонятными. Алхимик стал советоваться со знающими людьми по всей Европе, предусмотрительно показывая им не манускрипт, а лишь некоторые фразы и знаки, выписанные из книги.

Эти упорные, но безуспешные поиски продолжались 20 лет, пока Никола не отправился в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела, но и там не нашел ответа. Однако на обратном пути в Леоне он встретил некоего мастера Канчеса, знатока древнеиудейской символики и мистики, адепта той же магии, которой владели библейские волхвы. Едва услышав о книге, ученый раввин оставил дом и все свои дела и вместе с французом отправился в дальний путь.

«Наше путешествие, — писал позднее сам Фламель, — было благополучным и счастливым. Он открыл мне зашифрованное описание Великого Делания, истинное значение большей части символов и знаков, в которых даже точки и черточки имели величайший тайный смысл...»

Однако, не доезжая до Парижа, в Орлеане Канчес заболел и вскоре умер, так и не увидев великого трактата, ради которого он отправился во Францию.

И все же парижскому алхимику с помощью этой книги и благодаря советам еврейского доктора удалось, по его собственному признанию, открыть секрет философского камня — тайну превращения обычных металлов в золото и секрет бессмертия.

В своих записках Фламель рассказал, что 17 января 1382 г. он получил чудодейственную жидкость, превращающую ртуть в серебро, и что он «близок к решению великой задачи — получению золота...» Еще три месяца спустя алхимик раскрыл тайну трансмутации золота.

Николас так описывает памятное событие: «Случилось это в понедельник, 17 января, около полудня, в моем доме, в присутствии одной лишь моей супруги Пернелл, в год возрождения человечества 1382-й. Затем, неукоснительно следуя словам книги, я произвел проекцию этого красного камня на такое же количество ртути...»

Символично, что Николас по-гречески значит «победитель камня», а фамилия Фламель происходит от латинского Flamma, то есть «пламя», «огонь».

Итак, Фламель сказочно разбогател, что документально подтверждено многими французскими историками, обзавелся колоссальной собственностью, а потом просто исчез вместе со своей женой. Молва о Никола Фламеле, как о самом удачливом алхимике Парижа, разнеслась далеко за пределы Франции.

Произошло это еще и благодаря его четырем весьма интересным и необычным книгам, одна из которых называлась «Иероглифические фигуры». В ее первой части Фламель описывал свою жизнь и нахождение алхимической «Книги еврея Авраама», изучая которую, он с женой постиг тайну философского камня — Великого Делания.

Во второй части автор привел интерпретацию своих же барельефов или гравюр (он называл их иероглифами), выполненных на арке кладбища Невинных в Париже в начале XV ст. (т.е. за 200 лет до издания трактата) в алхимическом и теологическом аспектах.

Текст «Книги еврея Авраама» знаменитый парижанин отказался приводить «...потому, что Бог наказал бы меня, если бы я совершил великое зло, сделав так, чтобы весь род людской имел одну голову, которую можно было бы снести одним ударом». Впервые «Иероглифические фигуры» были опубликованы в 1612 г.

Между тем историки утверждают, что из четырех известных текстов, приписываемых Фламелю, два — роман «Иероглифические фигуры» и «Завещание» — были написаны явно не им, а кем-то другим. Подлинность его авторства «Книги Прачки» и «Краткого изложения философии» тоже ставится под сомнение.

Кроме того, алхимическая интерпретация теологических фигур, размещенных на четвертой арке кладбища Невинных, построена на анализе работ таких алхимиков как Гермес, Халид, Пифагор, Разес, Орфей, Мориен и др., а не на мифической «Книге еврея Авраама».

Как бы там ни было, но после внезапной смерти супруги Фламель ударился в благотворительность и много денег тратил на строительство храмов, больниц и приютов для бедняков в Париже и других городах Франции. В каждой из церквей он распорядился «отобразить знаки из «Книги еврея Авраама»».

В 1417 г., когда Никола Фламель умер, прошел слух, что он обманул смерть с помощью философского камня, инсценировал свою смерть и похороны, а сам подался в Центральную Азию, возможно в Тибет, в таинственную страну Шамбалу.

Надгробный камень с могилы Фламеля

Надгробие французского алхимика и его жены Пернелл существовало в парижской церкви Невинных еще в XVI ст. Когда могилу алхимика вскрыли, то она оказалась пустой. Ведь нельзя забывать, что поговаривали: вместе с секретом получения золота из обычных металлов Никола и его жена открыли и эликсир молодости, научившись удлинять жизнь.

По словам исследователей, существует множество свидетельств о том, что парижский алхимик не умер. Например, в XVIII ст. аббат Вилен писал, что Фламель посетил французского посла в Турции Дезалью — почти через четыре столетия после своей якобы смерти!

В 1700 г. французский врач Поль Лука (Люка?), путешествовавший по Востоку, встретил в турецком монастыре в Бруссе дервиша, которому на вид было 30 лет, а на самом деле — более ста. Этот пилигрим поведал французу, что он пришел из отдаленной обители мудрецов и остается молодым благодаря философскому камню, который дал ему Никола Фламель, встретившийся ему в Восточной Индии.

Дервиш утверждал, что французский алхимик еще жив — ни он, ни его жена еще не встретили свою смерть. О Фламеле упоминает и граф Сен-Жермен, с уверенностью утверждая, что тот не умер в XV ст., т.к. сам граф встречался с ним в XVIII веке.

Некоторые исследователи полагают, что этого индийского дервиша, графа Сен-Жермена и Жана Жюльена Фулканелли никогда не существовало, а был один человек — Никола Фламель, человек, нашедший путь к вечной жизни.

И, возможно, Фламель — это всего лишь один из псевдонимов таинственной личности, живущей на свете уже бесчисленное количество лет. Открыв тайны алхимии, француз обрел бессмертие и продолжает практиковать алхимические опыты и в наши дни.

Имя Фламеля упоминает Виктор Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» и Джоанна Роулинг в книге «Гарри Поттер и философский камень».

Интересна судьба «Книги еврея Авраама». После смерти парижского алхимика наследники ее не нашли. Но два века спустя Пьер Борелли, составляя свой «Каталог тайных философских книг», обнаружил, что кардинал Ришелье после кончины Фламеля немедля приказал учинить обыск не только в его доме, но и в церквах, им построенных. Поиски, скорее всего, увенчались успехом, т.к. позднее кардинала видели за изучением «Книги еврея Авраама» с пометками Фламеля на полях.

И тут историки подчеркивают странные совпадения: те, кто занимался алхимией, через некоторое время становились баснословно богатыми. Например, Джордж Рипли, английский алхимик XV ст., пожертвовал ордену св. Иоанна Иерусалимского на о. Родос 100 тыс. фунтов стерлингов. По сегодняшнему курсу это около одного миллиарда долларов США.

Император Рудольф II (1552—1612) тоже страстно желал заполучить философский камень, для чего создал в Праге целое поселение алхимиков (ныне — «Злата уличка»). Папа Иоанн XXII тайно решил познакомиться с содержимым конфискованных вредных книг. И спустя некоторое время в своей секретной лаборатории гонитель алхимиков сам начал заниматься трансмутацией металлов.

Позже он получил 200 слитков золота по 100 кг каждый. В 1648 г. император «Священной Римской империи германской нации», австрийский эрцгерцог Фердинанд III при помощи порошка, полученного от алхимика Рихтгаузена, как утверждали, собственноручно получил из ртути золото. «Золотая лихорадка» заразила даже знаменитого датского астронома Тихо Браге: рядом со своей обсерваторией он воздвиг алхимическую лабораторию.

В начале XVII ст. знаменитый шотландский адепт (т.е. посвященный в тайны какого-либо учения) Александр Сетон узнал секрет трансмутации золота от некоего голландца Джеймса Хауссена, которого приютил у себя в доме после кораблекрушения.

Шотландец в присутствии профессора Фрейбургского университета Вольфганга Динхайма и профессора медицины из Базельского университета, автора «Истории немецкой медицины» Цвингера расплавил в тигле свинец и серу, затем бросил туда немного какого-то желтого порошка. После этого он 15 минут перемешивал смесь железными прутьями, затем погасил огонь, и в сосуде оказалось чистое золото.

В 1602 г. Александра схватили по приказу курфюрста Саксонии Христиана II и пытали, но шотландец так и не открыл своей тайны. В конце концов ему удалось бежать с помощью другого адепта, польского дворянина Сендивогия. Оказавшись на свободе, Сетон вскоре умер, а перед смертью передал остатки философского камня своему освободителю.

Совершив множество трансмутаций, польский алхимик прославился не меньше, чем его покойный учитель.

За ним послал император Рудольф II. В Праге Сендивогия приняли весьма любезно и с большими почестями, и адепт счел за благо вручить императору некую толику философского камня.

С помощью нескольких крупиц этого желтого порошка Рудольф II успешно добыл золото из неблагородного металла, а поляк получил титул советника Его Величества и медаль с портретом императора.

В 1604 г. польского алхимика пригласил к себе в штудгартский замок Фридрих, герцог Вюртембергский. Там Сендивогий совершил несколько эффектных трансмутаций, что весьма обеспокоило придворного алхимика, графа Мюлленфельса, который приказал слугам ограбить поляка. Те под покровом ночи отняли у него все ценности и философский камень.

Супруга пострадавшего подала жалобу императору, и Рудольф II послал в Штутгарт курьера с требованием доставить графа Мюлленфельса к императорскому двору. Сообразив, что дело может зайти чересчур далеко, герцог велел графа повесить. Однако философский камень был утерян безвозвратно, а Сендивогий прожил остаток жизни в нищете.

В 1705 г. алхимик Пейкюль в присутствии ученого-химика Гирна и многих свидетелей также якобы совершил несколько превращений неблагородных металлов в золото. В память о Великом Делании из полученного золота была выбита медаль.

В 1901 г. английский физик Резерфорд со своим коллегой Фредериком Содди открыл трансмутацию элементов (превращение тория в радий), при этом Содди,увлекавшийся историей алхимии, чуть не лишился чувств. Ходили слухи, что Резерфорд просил друга не упоминать алхимию в описании этого опыта, иначе бы ученые точно подняли их на смех.


Top