Формы взаимодействия логопеда с родителями в доу. Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.
Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:
устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;
обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.
Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.
Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.
1. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.
2. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.
3. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;
4. Сохранять конфиденциальность информации.
5. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.
6. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.
7. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.
8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.
9. Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их болеенейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".
10. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.
Различные формы работы с родителями:
1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)
К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.
2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):
Индивидуальные практикумы
Индивидуальное консультирование по запросам родителей
Индивидуальные домашние задания
Беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.
3. Информационные
Тематические консультации,
Информационные стенды, папки-передвижки,
Родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))
4. Практические:
Тетради домашних заданий
Открытые просмотры занятий,
Групповые открытые занятия с участием родителей
Досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;
б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,
влияющих на эффективность домашних занятий.
Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .
На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.
Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.
Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.
К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.
В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.
Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.
Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.
Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.
Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного
учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи
Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед
ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга
Практика показывает, что количество детей с речевыми нарушениями год от года все увеличивается. Цифры говорят сами за себя: около 80 % детей, посещающих массовые ГБДОУ, имеют отклонения в речевом развитии. А вместе с тем, желание общаться, умение формулировать свои мысли, пользоваться в общении с окружающими правильной выразительной речью является важнейшим условием полноценного гармоничного развития личности ребёнка. Тяжелая речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико - грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом. Ребёнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстником, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм.
Коррекцией речевого нарушения и развитием речемыслительной деятельности ребёнка в условиях детского сада компенсирующего вида занимается учитель - логопед в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ и, конечно же, родителями.
Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. А вместе с тем многие родители попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая подчас тяжелую речевую патологию на особенности детской речи. Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно - образовательного процесса.
Основными задачами работы логопеда с родителями являются:
Информировать родителей о состоянии речи дошкольника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
В нашем ГБДОУ мы активно применяем следующие формы работы с родителями (см. Приложение 1):
1. Родительское собрание. Проводится 3 раза в год (в сентябре, январе, мае).
Главной задачей первого родительского собрания является познакомить родителей, пришедших из массового детского сада, со спецификой работы коррекционного образовательного учреждения. Логопед информирует родителей о том, что такое общее недоразвитие речи, о возможном влиянии речевого нарушения на дальнейшее развитие и обучение ребёнка. Родителям сообщается о том, какие специалисты ГБДОУ будут работать с его ребёнком, о структуре занятий, об основных направлениях работы на занятиях, об огромной важности активного участия родителей в коррекции речевого нарушения у ребёнка. Важно уже на первом собрании постараться найти психологический контакт с родителями, установить деловые партнерские отношения. Уместным будет провести анкетирование с целью изучения семьи ребёнка, круга его интересов (см. Приложение 2).
Второе родительское собрание проводится по окончании первого полугодия обучения. Его главной задачей является проведение промежуточных итогов коррекционно - образовательной работы.
Заключительное родительское собрание проводится в мае. Возможно, провести его в виде «круглого стола». Цель: подвести итоги совместной работы, обсудить вопросы преемственности между ГБДОУ и школой.
В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся также консультации для родителей: индивидуальные и подгрупповые.
На первых индивидуальных консультациях учитель - логопед:
Информирует родителей о результатах логопедического обследования;
Сообщает план коррекции речевого нарушения.
На дальнейших индивидуальных консультациях в течение года учитель - логопед:
Сообщает родителям об успехах и трудностях их ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома;
Предупреждает о возможных осложнениях в процессе коррекции речевого нарушения;
Дает предварительный прогноз.
Несколько раз в год проводятся групповые консультации для родителей на различные актуальные темы (по их выбору). Примерный список тем составляется логопедом по результатам анкетирования в начале учебного года.
Нельзя ни сказать, о еще одной относительно новой форме работы - консультирование родителей с помощью сети интернет. В настоящее время практически в каждом доме, в каждой семье есть компьютер. Для современных молодых людей, к числу которых, безусловно, относятся и родители наших воспитанников, интернет является и средством общения, и источником информации. Зачастую ответы на вопросы, связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него речевых нарушений, методами их коррекции и проч., родители ищут не в детских садах, а в социальных сетях. Поэтому очень важно, чтобы и там они могли получить квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.
Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома, наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.
В логопедическом уголке в раздевалке еженедельно обновляются материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.
Применяемые методы и формы работы с родителями показали свою высокую эффективность, позволяют достичь значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей.
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями
Название мероприятия |
||
Родительское собрание. 1.Задачи коррекционно - образовательного процесса. 2. Формы и методы коррекционно - образовательной работы. |
Сентябрь |
|
Индивидуальные консультации для родителей по итогам обследования детей. |
||
Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома». |
||
Обследование детей в массовых садах. Информирование родителей о состоянии речи ребёнка, консультирование по вопросам зачисления в ГБДОУ компенсирующего вида. |
Октябрь - ноябрь |
|
Консультация для родителей «Основные этапы работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи». |
||
Индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Индивидуальные консультации для родителей |
Ноябрь - май |
|
Родительское собрание. Подведение итогов коррекционно - образовательной работы за I полугодие. |
||
Консультация для родителей «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». |
||
Вводное родительское собрание для родителей, чьи дети были зачислены в ГБДОУ по итогам ТПМПК на следующий учебный год. |
||
«Круглый стол». «Подведение итогов совместной работы». Выступление родителей; Выступление педагогов группы (воспитателей, учителя-логопеда); Обсуждение вопросов преемственности работы ГБДОУ и школы. |
Приложение 2
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Она необходима нам, сотрудникам, работающим в ГБДОУ, для того, чтобы лучше узнать Вас и Вашего ребенка. Анкета поможет подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребёнком, учитывая круг его интересов.
1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________
2. Мать____________________________________________________________
3. Отец____________________________________________________________
ФИО, возраст, образование, должность
__________________________________________________________________
4. Количество детей в семье__________________________________________
5. Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним_______________________________________________________________
6. Как часто Вы читает ребёнку, запишите названия его любимых книг______
__________________________________________________________________
7. Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______
__________________________________________________________________
8. В какие игры любит играть Ваш ребёнок_____________________________
__________________________________________________________________
9. Какие музеи, выставки, театры Вы посещали с ребёнком за последние полгода___________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка____________________________________________________________
11. Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения_________________________________________________________
(не замечает, замечает, но не переживает, переживает)
12. Готовы ли Вы заниматься с ребёнком дома по заданию учителя - логопеда___________________________________________________________
13. Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребёнком__________________________________________________________
14. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами ГБДОУ__________
__________________________________________________________________
15. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить в ГБДОУ____
__________________________________________________________________
You have no rights to post comments
Организация: ДО МАДОУ Детский сад №45
Населенный пункт: Томская область, г. Томск
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого - педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями
можно сформулировать следующим образом:
- сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
- индивидуализация - ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
- непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
В условиях деятельности логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:
- - родительские собрания (изменилась модель его проведения с учётом современных требований);
- консультации: по организации работы логопункта, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;
- дни открытых дверей: 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
- библиотека игр и упражнений, с которыми родители могут ознакомиться на сайте учреждения, взяв Памятку у учителя-логопеда;
- совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов: «Логопедические тропинки», «Язычок и все, все, все», «Рука в руке», «Диалог» позволившие родителям ознакомиться с артикуляционной гимнастикой, осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в формирование связной речи;
- индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей;
- индивидуальные встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка;
- конкур «Мой любимый трудный звук», домашняя библиотечка авторских пособий. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда;
- анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении;
- информационный стенд «Логопед ДОУ», который кроме своей основной задачи (информирование родителей об организации работы логопункта).
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Литература
Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59
Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.
Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.
Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.
-
Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ
ГУ Специальная (коррекционная) ДО №10 «Алма» для детей
с нарушением речи
Логопед: Балмагамбетова Гульшат Камаловна
Родительские собрания.
- ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы",
- "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе",
- "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму",
- "Итоги коррекционной работы за год".)
Домашние задания.
- (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
Тестирование и анкетирование
- (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
Домашние игротеки
- (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
Дни открытых дверей.
- (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
- Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
- Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Вместе с родителями
- Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
- Организация выставок Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
- "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Творчество
- Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
- Выпуск журнала для родителей "Солнышко" (посвящен проблемам речевого развития ребенка -грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)
Данные формы работы
- позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.
- 1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
- а) правильного звукопроизношения;
- б) фонематического восприятия;
- в) грамматического строя речи;
- г) речевого общения и связной речи.
- 2.Совместная деятельность родителей с детьми:
- а)чтение художественных произведений;
- б) познавательный рассказ взрослого;
- в) наблюдения в природе;
- г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
- д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
- 3.Самостоятельная деятельность:
- а)игра;
- б) рассказ из личного опыта;
- в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
- г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- - специальные "логопедические уголки";
- - информационные стенды;
- - тематические выставки книг;
- - пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
- При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно – воспитательного процесса. Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.
Знакомство: чтобы родителям и логопедом было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.
Автоматизация звуков.
Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолировано, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
Закрепление изолированного звука.
Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
- (с) – мы поставим самовар, самовар пускает пар: с-с-с-с…;
- (з) – помоги комарику долететь до своего домика: з-ззз…;
- (ц) - улыбнись, язык - за зубки, произносим быстро звуки (тс): ц-цццц;
- (ш) – лопнул шарик и шипит: ш-шшш…; - ветерок летит, подгоняет: ш-шшшш…; ползет змейка и шипит: ш-шшшш;
- (ж) – летит божья коровка на лесную полянку, и жужжит: ж-ж…;
- (щ) - язычок вверх поднимай, пошипи, а звук смягчай: щ-щщщщ;
- (л) – вьюга злится, воет во дворе: л-л-л-л-л; - зимний ветер гудит в трубах: л-л-л-л…;
- (р) – обезьянка дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зырычал;
- (ц) - очень был горяч утюг, издавал сердитый звук: ч-чччч;
- едет по дороге трактор и громко – громко тарахтит.
Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек.
Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук (ш), (ж), (с), (з) и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или самолету путь до его дома. Можно использовать звуковую улитку.
Автоматизация звука в слогах.
Последовательная смена серий развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
1.Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируем звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2.Произносить слог столько раз, сколько:
- тебе лет;
- фигур на листе;
- хлопков, фишек и т.д.
3.Шнуровка «Сырок», «Башмачок». Дети шнуруют и на каждую дырочку произносят слоги.
4.Упражнение «Договори слово». Добавить слог «ша», назвать слово; упражнение «Запомни, повтори»(ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом).
5.Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда – научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
- нужно «поймать» звук (ш) – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
- как только ребенок услышит звук (ш), он должен хлопнуть в ладоши, поймать его: А, Ж, Ш; СА, ША, ТА, ЖО, УШ, ЖИ, ШУ; ЖАБА, ШАПКА, СОМ, ШЕЙКА и т.д.
-дидактические игры на автоматизацию звука «Хлопни в ладоши», «Третий - лишний», убрать картинки, в названии которых нет звука (ш); «Один - много», «Назови ласково», «Чего не стало?» и др.
Автоматизация звука в предложениях.
Цели данного этапа работы над звукопроизношением:
- стимулирование речевой активности детей;
- развитие их речевой коммуникативности.
Для этого можно использовать следующие игры:
- нужно составить предложение назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. для этого нужно «включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
- проработать в словосочетаниях: например – вареная рыба, оранжевый мандарин, красный шарик, грязные руки и т.д., а также в загадках, стихах и рассказах.
Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям.
Родителям предлагается проговорить чистоговорки. Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
Рекомендации логопеда по выполнению домашнего задания
Правильно выбирайте время для занятий - шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашнее задание в выходные дни.
Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если какие-то трудности.Главные помощники в общении с ребенком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
Белякова Л.И., Гончарова Н. И., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/Под ред. Л. И. Беляковой. М., 2005.
Козырева Л. М. развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.