Формы взаимодействия логопеда с родителями в доу. Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.

Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:

    устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

    создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;

    обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

1. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

2. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.

3. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

4. Сохранять конфиденциальность информации.

5. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

6. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

7. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

9. Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их болеенейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

10. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Различные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):

Индивидуальные практикумы

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

Индивидуальные домашние задания

Беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.

3. Информационные

Тематические консультации,

Информационные стенды, папки-передвижки,

Родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))

4. Практические:

Тетради домашних заданий

Открытые просмотры занятий,

Групповые открытые занятия с участием родителей

Досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .

На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.

К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного образовательного

учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи

Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед

ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга

Практика показывает, что количество детей с речевыми нарушениями год от года все увеличивается. Цифры говорят сами за себя: около 80 % детей, посещающих массовые ГБДОУ, имеют отклонения в речевом развитии. А вместе с тем, желание общаться, умение формулировать свои мысли, пользоваться в общении с окружающими правильной выразительной речью является важнейшим условием полноценного гармоничного развития личности ребёнка. Тяжелая речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико - грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом. Ребёнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстником, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм.

Коррекцией речевого нарушения и развитием речемыслительной деятельности ребёнка в условиях детского сада компенсирующего вида занимается учитель - логопед в тесной связи с другими специалистами ГБДОУ и, конечно же, родителями.

Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. А вместе с тем многие родители попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая подчас тяжелую речевую патологию на особенности детской речи. Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно - образовательного процесса.

Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

Информировать родителей о состоянии речи дошкольника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.

Стимулировать их обращение за логопедической помощью.

Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.

В нашем ГБДОУ мы активно применяем следующие формы работы с родителями (см. Приложение 1):

1. Родительское собрание. Проводится 3 раза в год (в сентябре, январе, мае).

Главной задачей первого родительского собрания является познакомить родителей, пришедших из массового детского сада, со спецификой работы коррекционного образовательного учреждения. Логопед информирует родителей о том, что такое общее недоразвитие речи, о возможном влиянии речевого нарушения на дальнейшее развитие и обучение ребёнка. Родителям сообщается о том, какие специалисты ГБДОУ будут работать с его ребёнком, о структуре занятий, об основных направлениях работы на занятиях, об огромной важности активного участия родителей в коррекции речевого нарушения у ребёнка. Важно уже на первом собрании постараться найти психологический контакт с родителями, установить деловые партнерские отношения. Уместным будет провести анкетирование с целью изучения семьи ребёнка, круга его интересов (см. Приложение 2).

Второе родительское собрание проводится по окончании первого полугодия обучения. Его главной задачей является проведение промежуточных итогов коррекционно - образовательной работы.

Заключительное родительское собрание проводится в мае. Возможно, провести его в виде «круглого стола». Цель: подвести итоги совместной работы, обсудить вопросы преемственности между ГБДОУ и школой.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся также консультации для родителей: индивидуальные и подгрупповые.

На первых индивидуальных консультациях учитель - логопед:

Информирует родителей о результатах логопедического обследования;

Сообщает план коррекции речевого нарушения.

На дальнейших индивидуальных консультациях в течение года учитель - логопед:

Сообщает родителям об успехах и трудностях их ребёнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома;

Предупреждает о возможных осложнениях в процессе коррекции речевого нарушения;

Дает предварительный прогноз.

Несколько раз в год проводятся групповые консультации для родителей на различные актуальные темы (по их выбору). Примерный список тем составляется логопедом по результатам анкетирования в начале учебного года.

Нельзя ни сказать, о еще одной относительно новой форме работы - консультирование родителей с помощью сети интернет. В настоящее время практически в каждом доме, в каждой семье есть компьютер. Для современных молодых людей, к числу которых, безусловно, относятся и родители наших воспитанников, интернет является и средством общения, и источником информации. Зачастую ответы на вопросы, связанные с особенностями речевого развития ребёнка, наличием или отсутствием у него речевых нарушений, методами их коррекции и проч., родители ищут не в детских садах, а в социальных сетях. Поэтому очень важно, чтобы и там они могли получить квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете.

Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребёнком дома, наглядно демонстрируют успехи ребёнка, выявляют трудности.

В логопедическом уголке в раздевалке еженедельно обновляются материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.

Применяемые методы и формы работы с родителями показали свою высокую эффективность, позволяют достичь значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей.

Приложение 1

Перспективный план работы с родителями

Название мероприятия

Родительское собрание.

1.Задачи коррекционно - образовательного процесса.

2. Формы и методы коррекционно - образовательной работы.

Сентябрь

Индивидуальные консультации для родителей по итогам обследования детей.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».

Обследование детей в массовых садах. Информирование родителей о состоянии речи ребёнка, консультирование по вопросам зачисления в ГБДОУ компенсирующего вида.

Октябрь - ноябрь

Консультация для родителей «Основные этапы работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей.

Индивидуальные консультации для родителей

Ноябрь - май

Родительское собрание.

Подведение итогов коррекционно - образовательной работы за I полугодие.

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Вводное родительское собрание для родителей, чьи дети были зачислены в ГБДОУ по итогам ТПМПК на следующий учебный год.

«Круглый стол». «Подведение итогов совместной работы».

Выступление родителей;

Выступление педагогов группы (воспитателей, учителя-логопеда);

Обсуждение вопросов преемственности работы ГБДОУ и школы.

Приложение 2

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Она необходима нам, сотрудникам, работающим в ГБДОУ, для того, чтобы лучше узнать Вас и Вашего ребенка. Анкета поможет подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребёнком, учитывая круг его интересов.

1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________

2. Мать____________________________________________________________

3. Отец____________________________________________________________

ФИО, возраст, образование, должность

__________________________________________________________________

4. Количество детей в семье__________________________________________

5. Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним_______________________________________________________________

6. Как часто Вы читает ребёнку, запишите названия его любимых книг______

__________________________________________________________________

7. Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______

__________________________________________________________________

8. В какие игры любит играть Ваш ребёнок_____________________________

__________________________________________________________________

9. Какие музеи, выставки, театры Вы посещали с ребёнком за последние полгода___________________________________________________________

__________________________________________________________________

10. Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка____________________________________________________________

11. Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения_________________________________________________________

(не замечает, замечает, но не переживает, переживает)

12. Готовы ли Вы заниматься с ребёнком дома по заданию учителя - логопеда___________________________________________________________

13. Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребёнком__________________________________________________________

14. Какие темы Вы хотели бы обсудить со специалистами ГБДОУ__________

__________________________________________________________________

15. Консультации каких специалистов Вы хотели бы получить в ГБДОУ____

__________________________________________________________________

You have no rights to post comments

Организация: ДО МАДОУ Детский сад №45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого - педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

  • сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация - ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

В условиях деятельности логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

  • - родительские собрания (изменилась модель его проведения с учётом современных требований);
  • консультации: по организации работы логопункта, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;
  • дни открытых дверей: 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
  • библиотека игр и упражнений, с которыми родители могут ознакомиться на сайте учреждения, взяв Памятку у учителя-логопеда;
  • совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов: «Логопедические тропинки», «Язычок и все, все, все», «Рука в руке», «Диалог» позволившие родителям ознакомиться с артикуляционной гимнастикой, осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в формирование связной речи;
  • индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей;
  • индивидуальные встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка;
  • конкур «Мой любимый трудный звук», домашняя библиотечка авторских пособий. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда;
  • анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении;
  • информационный стенд «Логопед ДОУ», который кроме своей основной задачи (информирование родителей об организации работы логопункта).

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Литература

  1. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59

  2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

  3. Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

  4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

  5. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

  6. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

  7. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

  8. Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ

    ГУ Специальная (коррекционная) ДО №10 «Алма» для детей

    с нарушением речи

    Логопед: Балмагамбетова Гульшат Камаловна


    Родительские собрания.

    • ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы",
    • "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе",
    • "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму",
    • "Итоги коррекционной работы за год".)

    Домашние задания.

    • (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

    Тестирование и анкетирование

    • (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

    Домашние игротеки

    • (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

    Дни открытых дверей.

    • (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

    • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
    • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

    Вместе с родителями

    • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
    • Организация выставок Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
    • "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

    Творчество

    • Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
    • Выпуск журнала для родителей "Солнышко" (посвящен проблемам речевого развития ребенка -грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

    Данные формы работы

    • позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

    • 1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:
    • а) правильного звукопроизношения;
    • б) фонематического восприятия;
    • в) грамматического строя речи;
    • г) речевого общения и связной речи.
    • 2.Совместная деятельность родителей с детьми:
    • а)чтение художественных произведений;
    • б) познавательный рассказ взрослого;
    • в) наблюдения в природе;
    • г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;
    • д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.
    • 3.Самостоятельная деятельность:
    • а)игра;
    • б) рассказ из личного опыта;
    • в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;
    • г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (

    В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

    • - специальные "логопедические уголки";
    • - информационные стенды;
    • - тематические выставки книг;
    • - пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

    Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

    • При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

    ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

    Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно – воспитательного процесса. Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.
    Знакомство: чтобы родителям и логопедом было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.
    Автоматизация звуков.
    Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолировано, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
    Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
    Закрепление изолированного звука.
    Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
    - (с) – мы поставим самовар, самовар пускает пар: с-с-с-с…;
    - (з) – помоги комарику долететь до своего домика: з-ззз…;
    - (ц) - улыбнись, язык - за зубки, произносим быстро звуки (тс): ц-цццц;
    - (ш) – лопнул шарик и шипит: ш-шшш…; - ветерок летит, подгоняет: ш-шшшш…; ползет змейка и шипит: ш-шшшш;
    - (ж) – летит божья коровка на лесную полянку, и жужжит: ж-ж…;
    - (щ) - язычок вверх поднимай, пошипи, а звук смягчай: щ-щщщщ;
    - (л) – вьюга злится, воет во дворе: л-л-л-л-л; - зимний ветер гудит в трубах: л-л-л-л…;
    - (р) – обезьянка дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зырычал;
    - (ц) - очень был горяч утюг, издавал сердитый звук: ч-чччч;
    - едет по дороге трактор и громко – громко тарахтит.
    Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек.
    Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук (ш), (ж), (с), (з) и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или самолету путь до его дома. Можно использовать звуковую улитку.



    Автоматизация звука в слогах.
    Последовательная смена серий развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
    Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
    1.Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируем звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.


    2.Произносить слог столько раз, сколько:
    - тебе лет;
    - фигур на листе;
    - хлопков, фишек и т.д.
    3.Шнуровка «Сырок», «Башмачок». Дети шнуруют и на каждую дырочку произносят слоги.
    4.Упражнение «Договори слово». Добавить слог «ша», назвать слово; упражнение «Запомни, повтори»(ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом).
    5.Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
    После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда – научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
    В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
    - нужно «поймать» звук (ш) – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
    - как только ребенок услышит звук (ш), он должен хлопнуть в ладоши, поймать его: А, Ж, Ш; СА, ША, ТА, ЖО, УШ, ЖИ, ШУ; ЖАБА, ШАПКА, СОМ, ШЕЙКА и т.д.
    -дидактические игры на автоматизацию звука «Хлопни в ладоши», «Третий - лишний», убрать картинки, в названии которых нет звука (ш); «Один - много», «Назови ласково», «Чего не стало?» и др.
    Автоматизация звука в предложениях.
    Цели данного этапа работы над звукопроизношением:
    - стимулирование речевой активности детей;
    - развитие их речевой коммуникативности.
    Для этого можно использовать следующие игры:
    - нужно составить предложение назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. для этого нужно «включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
    - проработать в словосочетаниях: например – вареная рыба, оранжевый мандарин, красный шарик, грязные руки и т.д., а также в загадках, стихах и рассказах.
    Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям.
    Родителям предлагается проговорить чистоговорки. Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
    Рекомендации логопеда по выполнению домашнего задания
    Правильно выбирайте время для занятий - шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашнее задание в выходные дни.
    Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
    Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если какие-то трудности.Главные помощники в общении с ребенком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
    Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
    Список используемой и рекомендуемой литературы.
    Белякова Л.И., Гончарова Н. И., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/Под ред. Л. И. Беляковой. М., 2005.
    Козырева Л. М. развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
    Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.

Top