Ириней лионский - творения. Обещанное восстановление Перед лицом гностицизма

Ириней Лионский

(† около 202)

Левантийские купцы с давних пор устремлялись на Запад. В Марселе или Лионе разве что чужестранец мог обратить внимание на мелких уличных торговцев или продавцов арахиса. Местные жители давно привыкли считать их своими - ведь они пришли сюда две тысячи лет назад! Они уже были тут во времена Верцингеторига, и во времена римской оккупации, которая старательно перемешивала население своей огромной империи и побуждала к общению, сглаживая межнациональные распри.

ХРИСТИАНСКИЙ ЛИОН

Жители Востока во II веке обосновались по берегам двух больших рек, от Вьенны до Лиона, вокруг двух близлежащих столиц. Разговорным языком у них был греческий, они свободно владели латынью, могли объясниться и на ломаном кельтском. Их мягкие, вкрадчивые манеры привлекали галлов, с которыми они торговали.

Все они пришли из одного края. С подобными явлениями мы знакомы и по современным миграциям. Некоторые обратились в новую христианскую веру в Смирне или в Пергаме. Они не выставляли ее напоказ, но и не стыдились ее перед людьми, охотно разговаривали о своей вере дома и в мастерских, и лионцы, не удовлетворенные римской или галльской религией, устоять не смогли, лучшие из них приходили принять крещение.

Ко времени гонения 177 года христиан в Лионе насчитывалось около тысячи. Среди них можно было встретить адвоката, фригийского врача, знатную римлянку, пролетариев и рабов, девяностолетнего епископа, за которым ухаживал его дьякон. Его?то и сменил священник Ириней. Последний был тогда в самом расцвете сил, умен, рассудителен, уравновешен, готов писать и бороться, отстаивать веру и проповедовать Евангелие.

С высоты своей кафедры он видел, что вере угрожает ересь, что вера нуждается в защите. Находясь на самом краю христианского мира, он считал своим долгом раздвинуть его пределы к северу: Дижону, Лангру, Безансону и к берегам Рейна.

УЧЕНИК ПОЛИКАРПА ИЗ АЗИИ

Кто был этот молодой епископ? Откуда родом?

Ириней - азиат, он пришел, как и многие его земляки, из Фригии, может быть, из Смирны, - с этой христианской общиной он познакомился, навещая старого епископа Поликарпа. Об этом он рассказал в одном из писем к Флорину, которое приводит историк Евсевий. Когда Флорин впал в ересь, Ириней пытался возвратить его на путь истины. «Я был отроком, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа; у тебя было блестящее положение при императорском дворе, и ты старался снискать благоволение у него (Поликарпа). Я сохранил самые живые воспоминания о тех днях, ведь то, что узнаешь в детстве, развивается вместе с формированием души, укореняясь в ней. Так, я могу указать место, куда усаживался для бесед блаженный Поликарп, я помню его манеру ходить взад и вперед, образ его жизни, его внешность, речи, с которыми он обращался к народу, и то, как он говорил о своих отношениях с Иоанном и с другими, кто видел нашего Господа, и как он пересказывал их слова, и то, что он узнавал от них о Боге, о его чудесах, о его учении, - одним словом все, что он говорил, полностью соответствовало Писанию, ведь Поликарп воспринял предания тех, кто своими глазами видел Слово жизни.

Я внимал всему этому по милости, оказанной мне Богом, и я записал это не на бумаге, а в своем сердце, и по милости Божией я не перестаю размышлять над этим. Я могу свидетельствовать перед Богом, что если бы сей блаженный старец и апостольский муж услышал нечто подобное гностическим доктринам, он бы вскрикнул от удивления, он бы заткнул себе уши, он сказал бы по своему обыкновению: «О Боже милостивый, до чего ты сподобил меня дожить, неужели я должен терпеть все это», - и он бежал бы от того места, где сидя или стоя услышал подобные речи» (Hist. Eccl, 5, 20, 5 - 7).

Всего лишь одно поколение отделяло Иринея от апостола Иоанна. Его молодость была насыщена воспоминаниями, которые с любовью берегли свидетели истоков христианства, - это наложило на него неизгладимый отпечаток.

Он родился, по–видимому, около 140 года. В молодости обратился в христианство. Мы не знаем, какие причины заставили его покинуть Малую Азию. Возможно, по дороге он останавливался в Риме, так как хорошо знал римскую среду. Он приезжает в Лион, где епископ Пофин рукоположил его в пресвитеры.

ИРИНЕЙ В РИМЕ

Ириней оказался в Риме в момент, когда Марк Аврелий преследует Лионскую общину. Он привез римскому епископу Елевферию послание: «Мы его очень уважаем, - писали верующие Лиона, - как ревнителя завета Христова». Он пришел, чтобы восстановить мир: монтанистское движение тогда начало распространяться в Лионской общине, особенно среди исповедников веры.

Когда он вернулся, старый епископ уже погиб мученической смертью. Ириней заступил на его место. Отныне его деятельность развертывается в двух направлениях: он посвящает себя евангелизации галльского населения, в особенности деревенских жителей - он хорошо их знает и может говорить на их языке. Он развертывает бурную литературную деятельность, чтобы отстоять целостность веры, защитить ее от гностических нововведений.

Около 190 г. ему удается переубедить папу Виктора, желавшего навязать Азии, наследнице первоначальных традиций, римский обычай отмечать Пасху не в предписанный день иудейской пасхи, но в первое воскресенье, следующее за ним. Ириней объяснил, что единство не есть однообразие и что стремление к миру и согласию требует обоюдных уступок в малозначащих деталях.

Это последний из известных нам поступков Иринея. Он умер в начале III века. Жером называет его мучеником, но умалчивает о том, как его казнили. Тем, кого удивляет, что он не считается учителем Церкви, можно ответить, что это наименование ничего не добавляет, к званию мученика. Хотя он и не учитель Церкви, но один из ее великих Отцов.

Азиат по происхождению, галл по своей второй родине, человек, выразивший себя и в поступках и в своей литературной деятельности, Ириней представляет собой чрезвычайно привлекательную фигуру. Он свидетель апостольского века, вскормленный западными чаяниями. Находясь на переднем краю среди варваров, этот азиат судил о мире ясно и здраво. Для великих мужей не важно, где они живут, маленькие же люди испытывают потребность пробиваться к центру. С этих позиций он оценивал учения, которые пришли с Востока и поставили под угрозу вселенскую Церковь. Благодаря Иринею Лион стал для христианства закваской единства, гарантом постоянства.

ПИСАТЕЛЬ

Ириней получил классическое образование, знал языческих писателей и философов. Часто он цитирует Гомера. Но ему чужда светская мысль, она не отражает сущности его души. Он видит в ней предвестие гностических учений, Эту опасность он может оценить лучше, чем кто?либо другой. В основу всего он ставит Церковь. Единственное знание, существенное для него, он обрел в Писании и в Предании, опираясь на непосредственных свидетелей Его. Вот почему его произведения сохраняют аромат первоначальной истины.

До нас дошли лишь две его книги, «Против ересей» и «Изложение апостольской проповеди», и несколько переводов. Сохранились только фрагменты греческого оригинала «Против ересей»; полное название книги - «Обличение и опровержение ложного знания» - связано с одним из самых тяжелых кризисов, угрожавших Церкви в античном мире. Гностические учения были первоначальной попыткой постичь разумом положения веры. Однако не довольствуясь углублением ее содержания, гностики выделили откровение как основу религиозного познания, смешали его с языческими философскими теориями и с элементами, восходящими к восточным культам. Таким образом они разрабатывали смелые богословские системы различных толков, пытаясь увязать христианство с современным им мышлением.

ПЕРЕД ЛИЦОМ ГНОСТИЦИЗМА

Маркион, человек пылкого и опасного ума, отвергая Бога - судью Ветхого Завета, противопоставлял ему Бога благого, открывшего себя во Иисусе Христе. Валентин был сторонником дуализма, противопоставляющего мир Богу. Гностическая литература - первая богословская христианская литература, в эпоху, о которой мы говорим, она получила гораздо более широкое распространение, нежели ортодоксальная литература, наводнила собой все жанры, начиная от апокрифов и вплоть до поэзии. Гностический поток грозил снести все. Библиотека гностических произведений, открытая в 1945 году на северо–востоке Наг–Хаммади, не менее сенсационная, хотя и хуже подобранная, чем библиотека Кумрана, позволяет надлежащим образом оценить поток литературы, угрожавший тогда Церкви. В то же время она свидетельствует о достоверности и объективности позиции Иринея, с полным пониманием разбиравшего различные гностические системы.

Один из самых опасных гностиков - Марк посетил однажды Лион. Сей мыслитель злоупотреблял мистическими настроениями страстных жительниц Лиона. Под предлогом разжигания в них мистической искры ловкий соблазнитель позволял себе крайние вольности - обольщенные им христианки либо возвращались в Церковь, исповедуя свои грехи, либо принуждены были укрываться от людских глаз с «плодом, который обрели в результате своей связи с гностиком», - не без лукавства отмечает Ириней.

ЗАЩИТНИК ПРЕДАНИЯ

В этот критический момент лионский епископ выступает в значительной мере как совесть Церкви. Он излагает гностические учения (школа Валентина, Марка, Симона Волхва и различные их модуляции), чтобы отвергнуть их во имя разума и истины, унаследованной от апостолов и записанной в Евангелиях. Без заранее намеченного плана им было составлено пять книг, впоследствии исправленных и дополненных.

Главное, против чего выступает Ириней и о чем он спорит с вдохновителями различных школ, - их авторитарность. Они излагают усвоенную ими истину с таким видом, будто сами ее создали, будто она им принадлежит. Между тем авторитет Церкви и епископов основан вовсе не на их собственной значимости, это результат доверия, им оказанного, это авторитет Предания, авторитет веры.

Перед угрозой все возрастающей лавины сект Ириней говорит о единстве веры, о едином замысле спасения. Далекий от того, чтобы совсем зачеркнуть, как это делали гностики, еврейскую историю, он видит в ней удивительное единство, благодаря которому человечество, постепенно отрываясь от греха, соединяется с Богом. Во Христе Бог завершает процесс Своего творения. «Отец удовлетворен и господствует, Сын Ему помогает и облекает все в форму, Дух питает и взращивает, а человек медленно продвигается вперед и стремится к совершенству, то есть приближается к Богу». Идея развития, столь близкая Ньюмену, занимает центральное место в учении Иринея.

Другое его произведение, «Изложение апостольской проповеди», было утеряно и найдено только в 1904 году в армянском переводе. Это нечто вроде катехизиса; без полемической направленности излагая содержание христианской веры, Ириней опирается на Священное Писание. Этапы истории спасения изложены здесь ясно, непринужденно и четко.

ЧЕЛОВЕК

Дошедшие до нас сочинения позволяют лучше судить об этом человеке, обладавшем уравновешенностью и острым умом. Ириней не только честен, но и способен уважать каждого, даже если речь идет о противнике. Он не вносит в опровержение гностицизма никакой горячности, агрессивности, умеет отделить человека от его заблуждений. Он пастырь, с нежностью опекающий свою паству. Разве не он написал однажды эти чудесные слова: «Не существует Бога без доброты»? Как пастырь он обладает чувством меры, апостольским горением и основательностью воззрений. Личными свойствами он напоминает Иоанна: та же теплота, сдержанная страстность; пылкость проявляется чаще в поступках, нежели в красноречии; он умеет выделить главное и проницательно угадать грядущую опасность по первым трещинам на стенах храма.

Ириней пишет убедительно и просто. Если его охватывает волнение, речь его становится особенно выразительной. Вот как он заканчивает комментарий к четвертой главе «Деяний святых апостолов»: «Вот голос Церкви, от которой всякая Церковь получила свое начало; вот голос митрополии граждан Нового Завета; вот голоса апостолов, вот голоса учеников Господа, сих действительно совершенных людей, которые получили свое совершенство от Святого Духа» .

Труднее понять такого человека изнутри. Родом из Азии, где изобиловали тогда дары Святого Духа, епископ привык к этому духовному климату, сама возможность мученичества здесь способствовала мистической экзальтации. Он знал тех, кто исповедовал свою веру в Лионе, возможно, он и был автором письма, повествующего об этих страшных и чудесных событиях фригийским братьям. Ему были свойственны необычные проявления духа. Этот уравновешенный христианин верил в наступление будущего Царствия Божия, которое продлится тысячу лет.

Книга «Против ересей» вся пронизана молитвой, в ней непосредственно раскрывается его душа, за сдержанностью угадывается пламя. Его мистические порывы исходят из живой веры, которая открывает себя перед Богом. Страдания и тревога утихают, когда он обращается к Богу своей души.

Он пишет не для того, чтобы уничтожить еретиков, но чтобы они осознали свои заблуждения, «чтобы они обратились к Церкви Божией и чтобы Христос посетил их души». Главное - не просто пристыдить их, а помочь им обрести Христа веры. И еще одно признание помогает нам понять его душу: «Поэтому изо всех наших сил и неустанно будем пытаться протянуть им руку». Эта книга, осененная Божией благодатью, прежде всего исповедание Бога Авраама и Бога Иисуса Христа, за них он готов отдать свою жизнь. Определяя христианина как живую «славу Божию», Ириней дает определение себе самому.

БОГОСЛОВ

Святой Ириней и поныне возбуждает к себе большой интерес, и это не случайно. Он один из немногих христианских писателей первых веков, чьи достоинства мы ценим тем больше, чем дальше разводит нас время. Не похож ли он сам на амфору, о благоуханных ароматах которой писал? Мало кто из богословов способен так помочь нам в решении проблем, которые время выдвигает сегодня перед нашим разумом, - не потому, что у него есть готовые ответы, но потому, что сама его мысль стимулирует наш поиск и указывает истинный путь.

В подтверждение достаточно нескольких примеров. Дабы убедить нас, что гностики заблуждаются, отвергая Ветхий Завет, Ириней отделяет богословие от истории. Он, не противопоставляя один Завет другому, старается выявить учительное значение Закона, еврейских предписаний. Оба Завета соответствуют разным этапам развития человечества. Закон подготавливает Евангелие, объясняет он, Отец рода человеческого Господь дает непросвещенным служителям Закон, который они могут принять, а детям своим, оправданным верой, Он дает наставления, которым они могут следовать; Он открывает им Свое наследие.

Между обоими Заветами, таким образом, существует не только соответствие и единство, но один есть развитие и совершенствование другого. Так выявляется замысел спасения, осуществляемый с начала сотворения мира: Бог «создал человека с щедростию» и постепенно ведет его от обещаний к претворению их во Христе. Христос - завершение, «повторение» всей истории, и вместе с тем предвосхищение всех пророков.

Христос осуществляет неудавшуюся попытку первого человека. Он новый Адам, архетип христианина. Ириней развивает антропологию, в ней как в зеркале отражается Божий замысел. Человек, тело которого оживотворяется душой и управляется ею, создан Святым Духом по образу Божию. «Мы получаем часть Духа для улучшения нашей природы и приуготовления к нетлению, постепенно приучаясь принимать Бога».

Гностики отрицали воскресение плоти. Ир иней показывает, что все сотворенное, само наше тело, посредством которого человек связан с материей, участвует в воскресении. Произойдет не уничтожение плоти, но соединение ее с Духом, не разрушение материи, но ее преображение. Ириней видит в Евхаристии священный символ и залог развития процесса, ведущего человека и творение (от которого он неотделим ни в славе, ни в падении) к их общему завершению.

Во многих отношениях лионский епископ выступает как свидетель Церкви. Он разрабатывает основы Предания - источника и образца веры для Церкви и опирается на постоянную преемственность епископов, церквей и апостолов. Ириней утверждает главенство Римской Церкви.

Легко умножить примеры, показывающие богатство его мысли и возможности, которые она открывает разуму. Ни один епископ этого времени не оказывал на христианские общины такого влияния, как Ириней. Идеи, им защищаемые, выражают позицию Церкви в целом. Его взгляды на историю опережают время, он пророк теологии истории.

Что особенно поражает в Иринее - как и в более близком нам Ньюмене - это единство личности и учения. Нас привлекает человечность его веры, его милосердие к еретикам, стремление не просто разоблачить их ошибки, а помочь им обрести истину. Он мастер подлинно вселенского диалога.

Ириней предстает перед нами не только как пророк прошлого, но и как пророк будущего. Убежденность в истине дает ему простор для самых дерзких прозрений и порождает богословские интуиции, которые и сейчас питают нас. В наши дни, когда все ставится под вопрос, когда время столь восприимчиво ко всему подлинному и животрепещущему, Ириней без сомнения прежде всего интересен современностью своего пророческого дара.

Святой Ириней выступает против двух гностических заблуждений: ссылаясь на Евхаристию, он опровергает и тех, кто приписывал творение демиургу, а не Отцу , и тех, кто отрицал воскресение плоти. Хлеб и вино суть творения Божий, напоминает Ириней, может ли Он принимать их, если Он не является их Творцом? Эти священные дары даются нашей нетленной плоти .

ХРИСТОС ИСКУПИЛ НАС СВОЕЮ ПЛОТЬЮ, КОТОРАЯ ДАЕТСЯ НАМ В ЕВХАРИСТИИ

1. Безрассудны те, кто считает, что Христос пришел не в нашей плоти, что он как бы жадный до чужого, хотел человека, сотворенного другим, представить Богу, который ничего не творил, но был с самого начала лишен возможности создания людей. Его пришествие к нам бесполезно, если, как они полагают. Он воплотился в плоть, отличную от нашей. Он не искупил нас воистину Своей Кровью, если Он не сделался истинно человеком и не подтвердил Своей Собственной сущностью то, что сказано о человеке, который был сотворен по образу и подобию Божию, - и если, наконец, Он похитил нечто чужое, а не не получил Свое Собственное достояние справедливо и милосердно. Я говорю - справедливо, потому что Он - искупление тех, кто отступился от Него. Я говорю - милосердно, ибо думаю о всех нас, которые уже искуплены. Потому что мы ничего наперед не дали Ему, и Он, очевидно нуждающийся, ничего не требует от нас; но мы нуждаемся в общении с Ним, и потому Он излил Себя на нас, чтобы собрать нас в лоно Своего Отца.

2. Безрассудны те, кто презирает заботу Божию о мире, отрицает спасение плоти, отвергает новое возрождение и считает невозможным ее нетление. Плоть не может спастись? Но тогда Господь не искупил нас Своею Кровью; и чаша Евхаристии не приобщает нас Его Крови, и хлеб, нами преломляемый, - Его Телу. Ибо кровь может течь только в венах, во плоти, в том, что составляет сущность человека и чем истинно сделалось Слово Божие. Он искупил нас Своею Кровью, и апостол Его так и свидетельствует: в Нем «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол 1, 14).

Мы - Его члены, и Его творение питает нас. Он дает его нам, повелевая восходить солнцу, падать дождю по Своей воле. Эту чашу, сотворенную Им, он называет Своей Собственной Кровью, которая орошает нашу кровь; и этот хлеб, который тоже есть часть Его творения, Он называет Своим Телом, которое укрепляет наши собственные тела.

3. Если чаша, разбавленная водой, и хлеб принимают Слово Божие, если в Евхаристии они становятся Телом Христа и наша плоть получает силу и поддержку в результате этого пресуществления, то как могут еретики утверждать, что плоть не может наследовать дар Божий, т. е. вечную жизнь, плоть, которая питается Телом и Кровью нашего Господа и которая отныне стала частью Его Самого? Как пишет св. Павел в Послании к Ефесянам: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф 5, 30). Он говорит не о духовном или каком?то невидимом человеке, «ибо дух плоти и костей не имеет» (Лк 24, 39), он говорит о теле реального человека, состоящем из плоти, нервов и костей, о теле, которое питается от чаши - Крови Христа и укрепляется хлебом - Телом Христа. Как виноградная лоза, посаженная в землю, приносит плод в надлежащее время, как пшеничное зерно, упавшее в землю, истлевает в ней, но потом прорастает, умножаясь посредством Духа Божия, который все содержит в Себе, - и все это, по премудрости Божией, поступает в распоряжение человека, все принимает Слово Божие и становится Евхаристией, Телом и Кровью Христовой, - так и наши тела, питающиеся от нее, погребенные в землю, разлагаются там, но в свое время они воскреснут по Слову Божию во славу Бога Отца, который это смертное облекает в бессмертие и дарует нашим тленным телам нетление: ведь сила Божия совершается в нашей немощи.

Мы не имеем жизнь от себя самих, а потому не должны гордиться и превозноситься перед Богом от неблагодарного сердца. Мы знаем по опыту, что только Его могущество, а не наша природа дает нам вечное бытие; да не умалим мы славы Божией, какова она есть; да не будем мы введены в заблуждение относительно нашей природы. Пусть знаем мы, что может Бог и какими благодеяниями он одаряет человека. Да не уклонимся мы от истинных представлений о существующем. Я хочу сказать о Боге и человеке. И Бог, как я уже говорил, не потому ли допустил, чтобы тела наши разлагались в земле, дабы, вразумленные во всем, мы стали бы стремиться к полной истине, зная Бога и самих себя?

Из книги КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ автора

Из книги Учение и жизнь ранней церкви автора Холл Стюарт Дж.

ТРАДИЦИЯ И ИСТИНА: ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ Роль Иринея в укрепления ортодоксального христианства В 177 г. или немного позже венская и лионская церкви в Галлии направили письмо «братьям в Азии и Фригии» о жестоких гонениях. Большая часть письма сохранилась у Евсевия («Церковная

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (E«rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 - ок.200), зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. была, вероятно, М.Азия; во всяком случае, он

Из книги Святые отцы и учители Церкви автора Карсавин Лев Платонович

Св. Ириней Лионский Среди младшего поколения апологетов особое место занимают Тертуллиан и Ириней. Тертуллиан (род. в 150 или 160 г. в Африке, с 197 г. - христианин, с 206 или 208 - еретик–монтанист, ср. гл. VI) является одним из самых ярких, непримиримых и риторически–пламенных

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ ПРОТИВ ЕРЕСЕЙ, V 24-26, 28-30 XXIV [О постоянной лжи диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не диаволом](1) Как [диавол] солгал вначале, так лгал и в конце, говоря: всё это предано мне, и кому хочу, даю (Лк 4:6). Ибо не он

Из книги Путь отцов автора Амман А.

Ириней Лионский († около 202)Левантийские купцы с давних пор устремлялись на Запад. В Марселе или Лионе разве что чужестранец мог обратить внимание на мелких уличных торговцев или продавцов арахиса. Местные жители давно привыкли считать их своими - ведь они пришли сюда

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

2. Ириней Лионский О жизни Иринея известно относительно немного. Еще мальчиком, как он сам восторженно подчеркивает, он слушал проповеди великого епископа и мученика Поликарпа Смирнского, в котором видели ученика самих апостолов. Здесь он узнал, по его словам, “подлинное

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

2. Ириней Лионский О жизни Иринея известно относительно немного. Еще мальчиком, как он сам восторженно подчеркивает, он слушал проповеди великого епископа и мученика Поликарпа Смирнского, в котором видели ученика самих апостолов. Здесь он узнал, по его словам, «подлинное

Из книги Лекции по патрологии I-IV века автора

Св. Ириней, епископ Лионский

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Ириней Лионский (Irenaeus, са. 130ca. 200). Один из греческих отцов ранней Церкви. В юности Ириней был учеником Поликарпа, епископа Смирнского, ученика евангелиста Иоанна. В зрелые годы он стал епископом Лиона в Галлии. Ириней ("мирный") принимал участие в спорах вокруг монтанизма и

Из книги Утерянное Евангелие от Иуды [Новый взгляд на предателя и преданного] автора Эрман Барт Д.

Ириней Лионский и его миссия Чтобы лучше понять высказывания Иринея о Евангелии от Иуды, нужно узнать больше о личности самого Иринея и о книге, в которой он нападал на «еретические» группы христиан, которых он воспринимал как врагов веры.Ириней был епископом в Лионе, в

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Ириней Лионский и гностики Теперь становится понятным, почему Ириней считал гностические воззрения опасными. Гностики утверждали, что обладают «истинным» знанием о Боге, мире, Христе и спасении. Но их слова коренным образом противоречили христианским представлениям

Из книги Очерки по истории церкви автора Мансуров Сергей

Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич)

Из книги Очерки по истории Вселенской Православной Церкви автора Дворкин Александр Леонидович

Cв. Ириней Лионский. Против ересей (фрагменты) 2–Я КНИГА Гл. I. О том, что един есть Бог и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы1. Надлежит начать с самой первой и важнейшей главы, с Бога Творца, Который сотворил небо и землю и все, что в

Из книги автора

Святой Ириней Лионский Возжженный лионскими мучениками дух долго пламенел в Лионской Церкви.Святой Ириней - будущий мученик и епископ Лионский - был великим продолжателем их дела во Вселенской Церкви. Мученики чувствовали будущее его значение. Это видно из того

Из книги автора

VII. Священномученик Ириней Лионский Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten.Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина

Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова - святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому Папе Римскому Елевферию (177-190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. «В короткое время, - писал о нем святитель Григорий Турский, - он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно-философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» - «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий - лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов), совокупность которых составляет «плирому», т. е. «полноту». Мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом», который ниже «плиромы».

В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил Православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он.., - учил святитель Ириней, - Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, - писал святитель. - Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой Папа Виктор (190-202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал Папе, что нельзя допускать раскол из-за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.

В царствование императора Севера (193-211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

Апостол Евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский - вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило более, нежели, что ныне происходит. И. я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце».

(«Журнал Московской Патриархии». 1957. № 9. С. 53)

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Εἰρηναῖος) (ок. 120 ок. 202/203 н. э.), христианский богослов, отец Церкви, с 177/78 епископ Лионский; умер предположительно в годы гонений на христиан при имп. Септимии Севере. Автор «Обличения и опровержения лжеименного… … Античная философия

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (Ειρηναίος ο Λουγδούνου επίσκοπος) (ок. 130 ок. 202), отец и учитель Церкви, крупнейший христианский богослов 2 в. Родом из Малой Азии, в юности был учеником св. Поликарпа Смирнского. Был пресвитером в Лионе (Лугдунуме), ок.… … Философская энциклопедия

- (ок. 130 200 гг.) епископ Лионский, богослов Разногласием касательно поста утверждается согласие веры. (О спорах из за сроков празднования Пасхи.) (Христос) сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. (Источник: «Афоризмы. Золотой… … Сводная энциклопедия афоризмов

- (ок. 130 ок. 200) христианский богослов, мученик, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших еще апостола Иоанна Богослова. Главное сочинение Обличение и опровержение лжеименного знания (на греческом языке) полемика с… … Большой Энциклопедический словарь

- (около 130 около 200), христианский богослов, епископ г. Лиона. Ученик Поликарпа Смирнского и пресвитеров, видевших ещё апостола Иоанна Богослова. В главном сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания» (на греческом языке) полемика с … Энциклопедический словарь

СВ. (ок. 130 202), отец церкви, родился ок. 130 в Смирне (или поблизости от нее) в Малой Азии. Учился у св. Поликарпа Смирнского (который, в свою очередь, был учеником св. Иоанна Богослова), стал пресвитером, а позднее епископом Лионским. Ириней… … Энциклопедия Кольера

ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ - (E«rhna‹oj Р LougdoЪnou), свт. (ок.130 ок.200), зап. отец Церкви, отстаивавший православие перед лицом гностической *теософии. Принадлежал к поколению, непосредственно следовавшему за *Мужами Апостольскими. Родиной И.Л. была, вероятно, М.Азия;… … Библиологический словарь

Ириней на гравюре Нового времени. Святой Ириней Лионский один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века. Малоазиатский грек (род. около 130 г.); около 160 г. послан Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства; с… … Википедия

Ириней (Ειρηναίος) мужское имя древнегреческого происхождения, известным носителем которого был св. Ириней Лионский один из наиболее почитаемых апостольских мужей. Ириней тирский епископ, приверженец еретика Нестория. Ириней… … Википедия

ИРИНЕЙ - (псрв. пол. 2 в. нач. 3 в.) епископ Лионский, один из христ. отцов церкви. В своем соч. «Обличение и опровержение учения, ложно именующего себя знанием» («Против ересей») выступил против гностиков и заложил основы христ. догматики … Атеистический словарь

(† кон. II в.)

Путь к пастырству

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым , другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди , апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Участие в полемике о Пасхе

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же , хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

Творческое наследие

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: , . Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.

«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» .

Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.

Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он .

Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» .

Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.

Святой Ириней, порывая с эллинистическим дуализмом тела и духа, развивает учение святого Иоанна Богослова «Слово стало плотью» для того, чтобы объяснить смысл назначения человека . Первый Адам был создан из праха двумя руками Божиими: Словом и Духом , как образ Божий, сообразно прославленной плоти Христовой. Дыхание жизни было ему дано для того, чтобы он от образа восходил к подобию Божию. Будучи введен в заблуждение диаволом, позавидовавшим его исключительным правам, и впав в смерть, он, однако, не был оставлен Богом. Господь изначально имел намерение сделать человека участником Своей славы. Откровения и пророчества Ветхого Завета и особенно воплощение Слова, Его смерть, Его Воскресение и Его славное Вознесение составляют необходимые этапы истории Спасения. Поскольку Бог всегда намеревался осуществить эту высшую цель, ради которой Он создал человека, Слово стало плотью (Ин. 1: 14), «восстановив» в Себе Самом первого Адама. Как первый человек, рожденный от девственной земли, через преслушание девы Евы впал в грех посредством древа, так и Христос пришел в мир через послушание Девы Марии и был распят на Крестном Древе . «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу» .

Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» .

Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис ) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах .

После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

В Западной Церкви его память совершается 28 июня.
Греч. иринеос – «мирный».
Против ересей. III. 24. 473–475.
Этот термин обозначал тогда обязанности и священника, и епископа. Вот почему некоторые утверждают, что св. Ириней уже тогда был епископом Вьенны, а впоследствии стал и предстоятелем Лионской Церкви.
См. память свв. Санкта, Бландины и с ними пострадавших под 25 июля. Это письмо приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (V, 1 и слл.), которая также является для нас и важнейшим источником биографии св. Иринея (Там же. V. 4 и V. 20). Высказывалось предположение, что св. Ириней был автором этого письма.


Top