Как научиться пятилетнему ребенку считать быстро. Как научить ребёнка быстро считать в уме

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех детей в будущем, закладываются в дошкольном возрасте и в начальных классах. В мире, где всё решают цифры, а решения оцениваются через призму данных, пожалуй, нет лучших навыков, чем умение быстро считать в уме и анализировать. Как научить ребенка устному счету и сохранить навык быстрого счета на всю жизнь?

Научить ребёнка считать в уме — это целая наука, однако ничто не поможет ему в будущем больше. Родители могут поинтересоваться: а стоит ли заставлять ребёнка учиться устному счёту в уме, если он сам этого не просит или не осознаёт такой необходимости?

На мой взгляд — стоит. Умение считать в уме поможет ребёнку со временем покорить любые высоты в учёбе или творчестве, поскольку ничто не развивает оба полушария мозга лучше. Данная способность стимулирует работу всего мозга в процессе обучения и усвоения материала. Дети преуспевают в арифметике и других предметах, поскольку у них значительно увеличивается память, а также способность к восприятию информации.

Обучение счету: с чего начать?

Интерес к счёту в уме просыпается у детей рано, ещё в дошкольном возрасте, и его нужно продолжать подпитывать, чтобы он не угас. Его можно стимулировать через различные обучающие игры: начать с простого пересчёта игрушек, а в начальных классах сфокусироваться на таблице умножения, или же по мере прогресса перейти на изучение ментальной арифметики.

В самом начале пути и ещё до школьной скамьи, нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем.

Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет. Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают.

Выучили таблицу умножения — что дальше?

Все мы когда-то учили таблицу умножения в начальных классах. Это опыт, который был одним из самых ранних примеров счёта в уме. В результате почти все пользуются навыками умножения, которые выучили в детстве, до сих пор. Нужно ли посчитать что-то на работе или в магазине — незамедлительно всплывает в нашей памяти.

Учить таблицу умножения можно по-разному. Можно прибегнуть к тому же способу пересчёта игрушек или картинок, можно нарисовать примеры и демонстрировать ответы на обратной стороне. Обучение также должно вызывать положительные эмоции и не должно идти из-под палки.

Но не стоит останавливаться на одной лишь таблице умножения — есть ещё более интересные способы развить способность считать в уме. Когда таблица умножения освоена, можно переходить на следующую ступень — ментальную арифметику.

Представьте, что вместо привычных «дважды два» или «девятью девять» ваш ребёнок со временем сможет с лёгкостью перемножать двузначные или даже трёхзначные числа. Я уже давно обучаю детей по данной методике, и для меня важнее всего видеть, как дети со временем преуспевают в школах и в кружках, а также превосходят своих сверстников.


Что такое ментальная арифметика

Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет, а сегодня широко практикуется в странах Азии и Западной Европы. Данная методика примечательна тем, что стимулирует развитие качества и скорости мышления посредством арифметического счёта в уме и тем самым улучшает работу обоих полушарий мозга.

Математика — наука, которая сложно даётся некоторым детям отчасти из-за абстрактности передаваемой информации. Многие не могут что-то посчитать, пока не представят или не увидят предметы счёта. Ментальная же арифметика, как и любое обучение устному счёту, разрешает данную проблему благодаря использованию «абакуса» (счётов), который позволяют детям «прочувствовать» числа.

Таким образом, методика учитывает особенности восприятия детей и позволяет многим развить навыки, которые зачастую невозможно получить в школах.

На занятиях по ментальной арифметике дети изначально осваивают четыре основные арифметические операции: вычитание и сложение, деление и умножение. По мере продвижения многие учатся выполнять операции с дробями, возводить в квадрат, извлекать квадратный корень и даже комбинировать в уме.

Учить ментальной арифметике не так сложно: как только ребёнок начинает представлять абак в уме, сразу же начинают проявляться его арифметические способности. После закрепления основ у детей постепенно ослабевает привязка к счётам, что позитивно влияет на развитие интеллектуальных способностей. Дети начинают представлять графические счёты в уме, подобно рисунку. Потом — воображать, как двигают косточки «абакуса», в результате чего появляются ответы.

Лидирующей компанией в мире по обучению ментальной арифметике на данный момент является ALOHA, которая расшифровывается как «Abacus Learning Of Higher Arithmetic» (обучение высшей арифметике с помощью «абакуса»). Организация является основоположником обучения ментальной арифметике во всём мире и совсем недавно открыла представительство в России, а многие методики, накопленные за почти четверть века работы, представлены в открытом доступе в интернете.

Возраст начала обучения, как правило, начинается с пяти лет и обусловлен тем, что дети уже способны считать, понимают значение чисел от 0 до 9 и определяют большее и меньшее число. Начав же изучение ментальной арифметики в возрасте 13 лет, ученики после двух-трех лет достигают пика обучаемости.

Все о пользе устного счета для развития, основные методики освоения счета в уме для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры и секреты успешных занятий.

От всего остального живого мира человека отличает интеллектуальное превосходство. Для того, чтобы оно стало очевидным не только для самого себя, но и для окружающих, мозг необходимо постоянно тренировать. Одним из методов тренировки мозга является устный счет.


Лучший возраст для начала обучения

Большинство специалистов считают, что лучшим возрастом является период от 3 до 5 лет. К 4 годам малыш без труда способен освоить элементарные арифметические действия (складывание и вычитание). Уже к пяти годам ребенок может без труда научиться решать простые примеры и задачи.

Подготовка к обучению

Прежде всего у ребенка должно сформироваться понятие числа. Для малыша эта категория является абстрактным понятием. На первых порах ребенку сложно объяснить, что такое число или цифра.

В качестве обучающего материала может быть выбрано все что угодно: любимые кубики, мячики, мягкие игрушки, машинки и т.д. Важно, чтобы малыш понимал, что с ними можно не только играть, но их возможно посчитать.

Это не должно быть в форме скучного и навязчивого урока, ребенок это просто не поймет. Все должно выглядеть словно игра, как бы «между прочим».

Важно не упустить время, когда ребенок воспринимает все как увлекательную игру, тогда обучение станет для него приятным занятием.

Не забывайте главное правильно — занятий должны быть интересными и приносить удовольствие!

Как правильно учить?

  • Обучение ребенка основам математического счета должно происходить только в игровой форме и при желании малыша.
  • Обучение счету должно вестись в увлекательной игровой форме и непрерывно (каждый день). Задействуется зрительная и тактильная память малыша.
  • Занятия должны быть выстроены в четком алгоритме и иметь систему. Допустим, сначала происходит закрепление понимания «один» и «много», затем «больше» и «меньше».
  • Важно объяснить разницу между понятиями «больше», «меньше», «равно».
  • В игровой форме, например, спускаясь по лестнице, научите ребенка порядковому счету от 1 до 10;
  • Покажите ребенку на предметах, как соотносятся произносимые цифры с реальным количеством;
  • Попробуйте на элементарных жизненных ситуациях объяснить ребенку, как происходит увеличение или уменьшение количества предметов, например, к одной машине приехала еще одна, получилось две машины и т.д.

Учимся считать до 10

Необходимо в повседневную жизнь ребенка ввести понимание количества, для этого требуется постоянно акцентировать внимание на предметах, с упоминанием их числа.

Полезно разучивать с ребенком считалочки, стихи в которых упоминаются цифры.

Для обучения ребенка счету от 1 до 10 необходимо использовать различный обучающий материал.

В настоящее время много анимационных обучающих видео, в которых в понятной для ребенка форме любимые мультипликационные герои играя обучают малыша счету.

Здесь используется зрительная память ребенка, также информация воспринимается на слух.

Мнение эксперта

Имитируя действия мультипликационных героев, малыш учится считать.Также следует заниматься по печатным пособиям.

Полезным в подготовке к обучению счету до 10 может стать совместное с ребенком изготовление обучающего материала. Можно вместе вырезать кружки или кубики, а затем их считать. Совместные творческие задания помимо обучения, способствуют объединению семьи.

Несложные задания, помогут малышу не только изобразить вышеуказанные числа и сформировать о них представление, но и потренировать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию и внимание.

Учимся считать до 20

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия «десяток» и «единица».

Мнение эксперта

Клименко Наталья Геннадьевна — психолог

Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется «десяток». Придвинув к коробке с «десятком» пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.

Первое из которых «десяток» (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. — все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание «десятка» и «единицы», то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Методики обучения в разном возрасте

Для детей 2-3 лет

Необходимо привить ребенку в игровой форме понимание счета и начальные навыки применения его к предметам. Например, считаем пальчики на одной ручке, просим принести один, два… предмета. Прививаем понятия: «много», «мало», «большой», «маленький».

Для детей 4-5 лет

Нужно использовать желание малыша помочь родителям в домашних делах.

Вместе складывая игрушки в коробку можно их сосчитать или попросить ребенка подать одну или несколько тарелок со стола.

Постепенно у малыша должно быть сформировано понятие «один» и «много», «меньше», «больше», «шире», «уже».

Также ненавязчиво малыша нужно знакомить с пониманием формы предметов: круглый мяч или квадратный кубик и т.д.

Контактное обучение гораздо эффективнее, в этот момент малыш ощущает предмет, включается несколько зон восприятия объекта и обучение проходит легче.

Малыши сравнивают «много» и «один». Разные предметы нужно сравнивать, чтобы выработать понимание их свойств, не перегружая малыша характеристиками предмета. Постепенно ребенок должен сам объединять разные предметы по одному признаку (маленькие -большие, длинные — короткие).

На занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры (предлагается накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.).

Для детей 5-6 лет

Дети учатся сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.

Основные способы - накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Для учеников 1 класса

Прежде всего ребенок осваивает счет группами по 2, по 3, по 5, постепенно его подводят к пониманию десятичной системы исчисления.

В этом возрасте большое внимание уделяется устному счету, для чего применяют обучающие способы с игровым уклоном.

Методика позволяет операции сложения и вычитания в пределах 100 довести до автоматизма, при чем в уме.

Самые интересные приемы


  1. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста быстро утомляется, поэтому умение считать нужно прививать в игровой форме.
  2. Малыш может долго не усваивать материал, нельзя нервничать и кричать, оскорблять ребенка.
  3. Ребенка нужно поощрять за успехи похвалой.
  4. Занятия должны быть регулярными и частыми, с четко обозначенной целью.
  5. Выбирать методику занятий нужно исходя их индивидуальных особенностей ребенка.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

  • Научиться сосредотачивать внимание на деталях и мысленно проговаривать их.
  • Следует не прибегая к калькулятору решать элементарные математические задачи, например, в магазине. У математических действий есть свои особенности, но они не сложные. Надо один раз разобраться, а потом тренироваться. Это должно происходить систематически 5-10 раз в день.
  • Освоить простые методики устного счета и ставить себе ежедневные задачи по тренировке мозга. В Интернете множество мобильных приложений с заданиями по тренировке мозга.

В следующем видео о том, как можно научиться считать в уме, расскажет математик.

Когда начинать учить ребенка считать в уме?

Самый частый вопрос, который задают родители: «Стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?» Самый дельный совет, который можно дать, будет звучать так: «Обучайте ребенка считать тогда, когда он начинает проявлять интерес к счету, а не после того, как этот интерес начнет угасать».

Психологи заметили, что примерно с двух лет ребенок уже готов к порядковому счету от одного до десяти.

Если вы замечаете, что ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не успокаивайте себя мыслями вроде: «У него нет склонности к математике, как и у меня». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Для этого нужно всего лишь в игровой форме побуждать малыша каждый день что-либо пересчитывать: игрушки, конфеты, пуговички на рубашке, ступеньки в подъезде. Просто комментируйте свои каждодневные действия счетом, пусть это войдет в привычку. Разучивайте стишки, играйте в пальчиковые игры, где есть пересчет предметов и действий.

Как только ваш малыш научится считать осознанно, можно начинать учить его считать в уме. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, освоить понятия «один» и «много», «больше», «меньше» и «равно». Ребенок должен понимать, что количество предметов соотносится с определенной цифрой.

С четырех-пяти лет уже можно учиться складывать и отнимать – проще будет в школе. Методик обучения ребенка устному счету масса. Пробуйте, что подойдет именно вам!

Устный счет развивает память, интеллект ребенка, смекалку. Писать примеры и отрабатывать аккуратность оформления он будет в школе, сейчас важно другое.

Игры для обучения счету

Самое важное, чему нужно научить ребенка на начальном этапе и что обеспечить дальнейшие успехи в математике — это научить считать в пределах десяти. Нужно помочь ребенку запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

Не учите ребенка прибавлять или отнимать по единице — это не совсем верный способ, он тормозит развитие малыша. Хотя, он довольно распространен среди родителей и даже учителей.

При счете на пальцах или палочках, ребенок не старается запомнить результат. Случись, что пальцы «закончатся», он не будет знать, что делать, «затупит».

При обучении ребенка устному счету важное значение имеет знание состава числа! Эти знания нужно стремиться дать в любой удобной игровой форме, на любых примерах, которые вы сможете придумать. Многие пособия по обучению счету вы сможете сделать своими руками из материалов, которые найдутся дома. Можно даже использовать игрушки, которые уже есть у малыша.

1. Пусть ребенок учится складывать на существующих предметах. Например, подойдут мягкие кубики или детали конструктора, которые можно соединить друг с другом или наоборот разъединить.

2. Возьмите коробки и кубики. Положите равное количество кубиков себе и ребенку. Попросите малыша отдать один кубик вам, а потом пересчитать, сколько кубиков у него осталось. Такие простые игры помогут детям научиться складывать и отнимать.

Попробуйте организовать такую игру на счет предметов между двумя детьми. Психологи считают, что игра с другими детьми хорошо влияет на развитие доброты и щедрости, так же, как и на возможность научиться считать в уме.

3. Воспользуйтесь линейкой. Скажите ребенку, чтобы он показал на линейке, что получится, если к трем прибавить четыре. Прошал по линейке нужное количество делений – вот и нужный ответ. Такая методика учит ребенка считать, но, к сожалению, минус в том, что она ограничивает воображение малыша. Некоторые педагоги осуждают этот способ за то, что он так же, как и калькулятор, не тренирует память, тормозит умственное развитие ребенка.

4. Покажите ребенку картинку дровосека и расскажите историю о том, как дровосек нарубил много дров. Возьмите дома палочки или ручки и скажите ребенку, чтобы он представил, что это дрова. Попытайтесь сосчитать, сколько дров нарубил дровосек. В такой игре можно также научить ребенка делить на два или три.

5. Сделайте счеты. При помощи такого абака, как в нашем , ваш малыш быстро научится считать в уме.

Помните, что в любых занятиях с ребенком важно соблюдать последовательность и систематичность. Лучше каждый день по 5-10 минут, чем один раз в месяц, но долго.

Игры для детей, которые хорошо знают цифры

«Детский магазин». Играйте с ребенком в полноценный магазин, где вы покупатель, а он кассир. Расставьте игрушки, предметы и пусть ваш малыш сам назначит за них цену. Попросите ребенка написать на бумажке, сколько стоит каждая игрушка. Когда игра начнется, спрашивайте у продавца, сколько что стоит, а также, сколько нужно денег, если вы хотите купить несколько разных игрушек. Когда будете совершать покупку, расплачивайтесь монетками или заранее нарисованными денежными купюрами. Пусть ребенок пересчитает и даст сдачи, если нужно.

«Отгадай сколько». Возьмите палочки и давайте ребенку несколько штук одновременно. Пусть он посчитает и скажет, сколько у него палочек. Потом возьмите магниты с цифрами и спросите: «Сколько будет, если сложить 2 и 3». Дайте ребенку возможность сначала посчитать в уме, а потом найти нужную цифру, среди имеющихся магнитов. Не забывайте поощрять ребенка просмотром мультфильмов или сладостями, это очень мотивирует.

«Список покупок». Перед походом в магазин напишите список того, что вам нужно приобрести и попросите ребенка, чтобы он запомнил его. Попросите посчитать, сколько товаров нужно купить, чтобы удостовериться, не забыли ли вы что-то. Ребенок не только будет практиковать свои знания в счете, чтении, но и будет считать себя незаменимым и важным для своих родителей.

«Цифры в уме». Ребенок должен научиться представлять цифры и считать их в уме. Но для этого нужно время и подготовка. Если вы видите, что ребенок хорошо считает, то можете предложить ему сложить несколько цифр в уме.


ogoroom.blogspot.com

Важно! Ребенок должен различать понятия больше и меньше. Например, он должен знать, что «три» – меньше «шести».

Можете посмотреть вместе с ребенком мультик с 3D цифрами и попросить, чтобы он сложил несколько чисел и дал вам ответ через минуту.

Мама и папа могут придумать множество интересных игр, в которых ребенок может составить однозначные и двузначные числа. Чем интереснее игра, тем лучше ребенок поймет, как нужно считать, и будет сделать это с большим удовольствием!

Будем рады, если вы расскажете в комментариях, какие способы помогли вашему малышу научиться считать в уме. В каком возрасте вы начали обучение счету и каких успехов достигли.

Любой родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным и сообразительным, преуспевал в своем развитии и с удовольствием обучался всему новому. Но проблема в том, что не всех малышей можно быстро вовлечь в процесс обучения, и далеко не каждый взрослый умеет понятно и увлекательно объяснить материал.

Раньше всего у детей проявляется интерес к счету, и это неудивительно, ведь математика окружает нас со всех сторон! Задача родителя - не упустить этот момент и постараться превратить счет в забавную игру. И уже от нас, взрослых, зависит, с удовольствием ли малыш «шагнет» в мир чисел, быстро ли он научится считать, сможет ли легко производить простые действия с числами, а может быть он вообще благодаря интересу на начальном этапе станет впоследствии математическим гением!

Многие, правда, сейчас считают, что быстро уметь считать в уме, это необязательный навык, ведь нас везде сопровождают всевозможные гаджеты, начиная с самого обычного калькулятора и заканчивая самыми современными компьютерами. Но в жизни часто случаются такие ситуации, когда нужно что-то очень быстро подсчитать, а в телефон лезть времени совсем нет. Вспомните, как нас раздражает, когда кто-то в очереди в магазине не может быстро что-то сложить в уме! Кроме того, счет развивает такие важные качества, как концентрация, память и внимание.

Учитывая все сказанное, неудивительно, что родители часто задаются вопросом: «Так как научить ребенка считать в уме»? В каком возрасте начинать и как все правильно сделать, чтобы направить интерес малыша в нужное русло? Но обо всем по порядку.

Какой возраст лучше всего подходит для начала обучения?

Ответ на этот вопрос очень прост: начинать нужно сразу же, как у ребенка проявился интерес к предмету обучения. Как правило, это бывает в возрасте в 3,5 - 4 года. Главное, помнить, что лучшая возможность детям в это время чему-то научиться - это через процесс игры . Например, малыши легко запоминают различные небольшие стишки, потешки, с радостью слушают различные истории и сказки. Так почему бы не включить сюда еще и занимательные истории с числами? Они с восторгом включаются в любую игру, поэтому, погружаясь в мир чисел, с удовольствием начинают считать свои игрушки, ступеньки по дороге в садик, птичек на деревьях и так далее.

С чего начинать обучение счету?

Сейчас можно найти большое множество разнообразных методик на любой вкус. Кроме того, всегда есть возможность проявить свою фантазию и придумать именно ту, которая будет поддерживать интерес ребенка к счету. Лучше, если она будет в форме какой-то игры и будет только поддерживать у него желание учиться.

Не рекомендуется начинать с так называемой методики «единичек». Например, когда мы просим прибавить к пяти один, чтобы получить шесть, потом к шести еще один и так далее. А затем по тому же принципу мы вычитаем единичку. К сожалению, это способ очень распространен у взрослых и способствует, скорее, к медленному счету, чем к быстрому. Он больше работает на запоминание, чем на мышление. Научиться этому методу довольно легко, а вот отучить от него будет очень сложно.

Нежелательно также обучать ребенка «по линеечке» : когда родитель просит показать на линейке, к примеру, цифру два, а затем спрашивает: «Сколько получится, если, например, к двум прибавить три?» и просит эти три пункта отсчитать вправо и найти получившийся ответ. В этом случае линейка будет играть роль простого калькулятора и совсем не будет способствовать тому, чтобы малыш даже начал задумываться о том, что ему нужно научиться считать в уме.

Так с чего же начать? Вот примерная последовательность

Для тех родителей, кто задумывается, как научить ребенка считать в уме и как при этом разнообразить процесс обучения счету, предлагаем ознакомиться с несколькими наиболее известными методиками.

Метод кубиков по Зайцеву

Один из самых распространенных методов обучениями счету. Он сводится к использованию специальных таблиц , которые помогают быстро научить детей сложению и вычитанию в уме. Несомненным плюсом является использование кубиков, которые очень нравятся крохам. Помимо таблиц, создателями программы предлагается также диск с песнями, что делает учебный процесс намного интереснее.

Метод Глена Домана

Особенностью этого метода является использование специальных карточек, на которых изображены точки от одной до ста. Так как ребенок мыслит в отличие от взрослого человека фактами, то, по словам автора методики, их ему и надо показывать. То есть три для него ассоциируется не со знаком «3», а именно с тремя точками. Этот способ хорош тем, что у детей благодаря ему развивается зрительная память и быстрое умение считать.

Метод «Гномики в домике»

Ребенку объясняется, что коробка у нас будет домиком, клетки в ней мы будем считать комнатами, а кубики - гостями. Для начала кладем в коробку один и спрашиваем : «Сколько сейчас в домике гостей»? После того как получен ответ, в коробку добавляем еще кубик и задаем вопрос: «Смотри, к нам пришел друг, сколько всего сейчас у нас гостей?» Если малыш не может ответить сразу, то можно положить кубик рядом с домиком и вместе посчитать.

Затем можно по тому же принципу научить ребенка вычитанию. Постепенно игру можно усложнять, например, сказав, что у домика появилась крыша и гостей теперь не видно. После того как маленький ученик даст правильно ответ, коробку можно открыть, чтобы он мог сам себя проверить.

Методика «Таблица Шульте»

Рисуется таблица, в которой не по порядку расположены цифры, например, от одного до пятнадцати. Ребенок должен их расположить правильно. Задание постепенно усложняется: можно выполнять задачу на время или увеличить количество цифр. Данная методика также хороша для развития внимания и периферийного зрения.

Этот способ обучения существует уже много тысячелетий и основывается на грамотном использовании древнего калькулятора - абакуса. Выглядит он как обычные счеты, на которых расположены 13 вертикальных струн с пятью костяшками на каждой из них.

На первоначальном этапе детям показывают как выполнять упражнения на сложение и вычитывание путем перемещения косточек на счетах обеими руками. В последующем им абакус уже будет не нужен, достаточно будет только вообразить его. Впоследствии задания будут усложняться и детям уже нужно будет выполнять упражнения на умножение и деление, а также на воздвижение чисел в степень.

У этого метода есть как свои плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • Развитие творческого мышления и памяти ребенка;
  • В связи с тем, что при использовании абакуса в работу включается мелкая моторика и одновременно работают обе руки, то и оба полушария мозга тренируются одиноко.

К недостаткам можно отнести:

  • Сложность методики, поэтому обучить ей могут только специалисты;
  • Это очень продолжительный процесс и может занять несколько лет;
  • Иногда разработка одновременно двух полушарий мозга дает сбой, и полушарие, отвечающее за логику, может начать работать слабее. Здесь важно помнить, что организм у каждого человека индивидуален.

И напоследок хочется дать несколько полезных рекомендаций:

Обучить ребенка счету в уме - это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное - найти правильный подход и не упустить момент, когда малышу это действительно становится интересным. А дальше - уже дело за родителем! Если он внимательно и с большим терпением подойдет к обучению, то и результат в дальнейшем будет только радовать как взрослого, так и самого малыша!

Разумеется, взрослым кажется, что в счете нет ничего сложного. Но их малыши часто испытывают затруднения в процессе обучения счету, в силу возраста они не могут понять, что от них требуют родители и зачем при счете нужно соблюдать строгую последовательность.

Прежде чем начинать обучение, необходимо удостовериться, что ребенок готов к этому. Многие психологи и педагогики считают, что до двух лет не стоит обучать детей математике. Но многие малыши в этом возрасте уже с легкостью считают предметы по порядку.

Специалисты объясняют, что в данном возрасте дети делают это неосознанно, считая процесс игрой. Как правило, малыши просто повторяют цифры за взрослыми и могут перепутать последовательность.

Опираясь на статистику, осознанно овладеть техникой счета ребенок может в возрасте:

  • до 2,5 лет он может научиться считать от 1 до 3;
  • до 3 лет он может усвоить счет от 0 до 10;
  • к 4 годам придет умение складывать и вычитать;
  • к 5 годам ребенок с легкостью начнет считать примеры и решать несложные математические задачки.

Но следует помнить, что вышеперечисленные показатели – это всего лишь статистика. Каждый ребенок уникален, и отклонения от этих показателей бывают как в меньшую, так и в большую сторону.

В этом нет ничего сверхъестественного, главное понять, в какой момент малыш готов уяснить математические азы и это ему интересно.

Как заинтересовать ребенка счетом?

Детская память очень избирательна, и ребенок в точности запомнит только то, что ему интересно. Объяснять малышу то, что счет пригодится ему в школе и повседневной жизни бесполезно. Процесс обучения принесет эффективный результат только в том случае, если родители смогли всерьез заинтересовать малыша.

Несколько способов заинтересовать ребенка счетом:


Как научить ребенка считать от 10 до 20

После того, как ребенок освоил счет до 10, можно продвигаться дальше. Следующим этапом будет обучение счету до 20. Очень часто переход от однозначных чисел к двузначным вызывает немало сложностей. Как правило, самыми распространенными ошибками являются произношение числа и соблюдение правильной последовательности.

Данный процесс можно разделить на несколько этапов:

  1. Для начала следует рассказать, что каждое число после 10 будет состоять из двух цифр.
  2. Затем необходимо пояснить, что каждое последующее число состоит из десятка и единицы, и оканчивается на «-дцать».
  3. Для наглядности можно наполнить 2 коробки, к первой будет лежать 10 предметов, а во второй – 2.
  4. Объясните, что все цифры, которые находятся в позиции единиц следуют одна за другой, то есть 11, 12, 13, 14 и так далее.
  5. После того, как кроха поймет суть данного счета можно предложить ему наполнить коробку, например, 15 предметами. При этом он должен считать вслух.

Научить ребенка такому счету несложно, главное нужно удостовериться, что он хорошо умеет считать до 10.

Как научить ребенка считать до 100

Алгоритм обучения счету до 100:

  • для начала необходимо объяснить малышу, что 100 состоит из 10 десятков, между которыми есть единицы;
  • затем каждый день следует учить с ребенком по 10 новых для него чисел, начинать необходимо с третьего десятка;
  • ежедневно закрепляйте пройденный материал, попросите ребенка перед сном озвучить то, что он выучил;
  • за хорошие результаты и продвижения вперед обязательно хвалите своего малыша.

Родителям следует помнить, что похвала – это лучший стимул для ребенка.

Как научить ребенка быстро считать

Инструкция:

  • для начала следует объяснить ребенку, как производится счет в уме, для этого можно воспользоваться счетными палочками или другими предметами;
  • затем необходимо начинать обучение подсчетов без подручных средств;
  • наглядность – лучший помощник в обучении быстрому счету в уме, чаще просите сосчитать ребенка предметы, которые он видит вокруг.

Стоит помнить, что нельзя превращать быт крохи в сплошной подсчет предметов, то есть перегружать его. Как только малыш научился быстро считать окружающие его предметы, можно смело переходить к знакомству со сложением и вычитанием.

Как правильно научить ребенка счету в уме и делать это быстро

Психологи говорят, что процесс обучения счету в уме пройдет быстро и легко, если маленькому ученику в это время будет весело и подсчет предметов осуществляется не только глазами.

Несколько секретов правильного обучения быстрому счету в уме:

  • следует позволить малышу перекладывать предметы, считая их вслух;
  • рекомендуется смастерить таблицы, в которых каждое число имеет свой цвет и размер;
  • обязательно нужно подключать ассоциативное мышление, сравнивая цифры с окружающими предметами или любимыми героями сказок;
  • хороший результат принесет подключение обоняния и вкуса, например, выкладывать на блюдечке какую-либо цифру фруктами, овощами или конфетами.

Научить ребенка быстрому счету в уме не так уж трудно, самое главное нужно правильно его заинтересовать и не паниковать при возникающих сложностях запоминания чисел.

Как научить ребенка хорошо складывать и вычитать

После того, как малыш освоил подсчет предметов без подручных средств, можно начать обучение сложению и вычитанию.

Алгоритм обучения быстрому счету в уме:

  • для начала нужно познакомить маленького ученика с такими понятиями, как «больше», «меньше» и «поровну»;
  • приготовив наглядные материалы, может начинать обучение технике операций над числами;
  • далее следует научить малыша разбираться в составе чисел и способам получения конкретной суммы из двух слагаемых;
  • аналогично происходит знакомство с вычитанием, но учить данной операции необходимо только после уяснения сути сложения.

Как научить ребенка считать примеры

Для того, чтобы научить малыша считать примеры лучше всего использовать таблицу, в которой показаны составы чисел. Маленький ученик к этому времени должен быстро считать и освоить сложение и вычитание хотя бы в пределах 10. Также ему нужно знать, как получить определенную цифру несколькими способами.

В данном случае, родительская задача заключается в объяснении того, сколько раз можно разделить число и прибавить остаток, чтобы получить другое.

Алгоритм обучение на одном примере:

  • например, ребенок должен найти, сколько будет 19+9;
  • 19 – это 10 и 9;
  • затем записывайте по-новому (10+9)+9;
  • далее спросите малыша, сколько от 9 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 9;
  • верно, 1;
  • запишем 9, как 8+1;
  • получилось: 10+8+8+1.

Психологи и педагоги объясняют возникновение конфликтных ситуаций между родителями и детьми тем, что взрослые в силу большой разницы в возрасте просто не понимают своих малышей и начинают на них срываться. Родители не могут понять, как элементарные вещи не поддаются пониманию крохи.

Разумеется, необходимо помнить, что все когда-то были детьми и точно так же затруднялись в совершенстве овладеть техникой счета.

Несколько полезных советов:

Также родителям следует помнить, что обучаться кроха должен в комфортных условиях. Его рабочее место должно быть хорошо освещено, а помещение проветрено.

Подведя итог, можно сказать, что не для всех родителей обучение своего малыша быстрому счету и решению примеров – простая задача. Для достижения лучшего результата необходимы регулярные интересные занятия, практика и терпение родителей. Любой из родителей, даже без каких-либо педагогических способностей, может научить своего ребенка считать, главное хорошо постараться и учесть рекомендации специалистов.

Еще несколько полезных советов - в следующем видео.


Top