Как писать от третьего лица. Визуализация желаний – ключ к их достижению Визуализировать изнутри себя или со стороны

В этой статье я хочу рассказать о визуализации. Тема визуализации очень популярна в наше время, но у очень многих людей возникают с ней проблемы. В этой статье я разберу основные моменты правильной визуализации и покажу ошибки.

Давайте начнем с основы: Что же такое визуализация и зачем она нужна?

Многие люди ответят: чтобы притянуть в свою жизнь то, что визуализируешь. Я соглашусь! Но этот ответ не раскрывает всего механизма происходящего с человеком. Визуализация многими людьми воспринимается как волшебство, однако, я убежден, что никакого волшебства в этом нет. Любой неведомый нам волшебный процесс является обычным физическим процессом, но на более тонком уровне, который нам не доступен из-за ограниченной чувствительности.

Такая же ситуация и с визуализацией, каждому предмету, каждому месту, каждому человеку соответствуют особые частоты вибраций в тонком мире. Визуализируя, работая с подсознанием и применяя другие техники, мы изменяем свои вибрационные частоты, подсознательные настройки. После изменений вибраций (подсознательных настроек), физический мир тоже начинает изменяться, т.к. мы уже соответствуем другим людям, предметам, местам и т.д.

Например, вы зарабатываете 50 000 рублей в месяц, ваши вибрационные частоты и подсознательные настройки полностью соответствуют этой цифре. Этот заработок является для вас НОРМОЙ, т.е. вы ощущаете себя ПРИВЫЧНО и НОРМАЛЬНО при таком доходе.

Теперь представьте, что вы стали мгновенно стали зарабатывать в 3 раза больше – 150 000 рубелей в месяц. Как вы будете чувствовать? Хорошо или плохо не имеет значения, вы будете чувствовать себя не в своей тарелке и это совершенно естественно, т.к. вы внутри себя не находитесь в состоянии «150 000 рублей в месяц – это норма».

Что происходит дальше? Начинается обоюдное движение: ваша НОРМА начинает расти, а количество денег стремиться к этой норме. Т.е. наличие в три раза большего количества денег подтягивает норму наверх, а это нам собственно и нужно.

Мы притягиваем в жизнь именно то, что считаем НОРМОЙ – это очевидный факт.

Всем известно, что подсознание не видит разницы межу реальностью и визуализируемой реальностью. Т.е. визуализируя 150 000 рублей в месяц, мы можем тянуть личную НОРМУ денег наверх.

Цель визуализации – смещение НОРМЫ.

Визуализация делает ваше тело как бы готовым для приятия и вхождения в нужную вам ситуацию.

Теперь давайте поговорим о правилах визуализации:

1) Почувствовать всем телом. Вам нужно чувствовать своим телом, именно прочувствовав своим телом визуализируемую ситуацию, предметы, людей и т.д. мы начинаем привыкать.

2) Нет – дикому восторгу. Посмотрите на предметы вокруг вас, вы их объективно притянули, все что находится вокруг вас соответствует вашим вибрациям. Испытываете ли вы дикий восторг от обладания ими? Ответ очевиден – нет. Должны ли вы чувствовать дикий восторг при визуализации чего-то? Ответ: нет, наша задача сделать визуализируемую ситуацию нормой, а норма не вызывает таких эмоций. Избыточные эмоции способны причинять некий дискомфорт, вспомните, как посадили пятно на новую кофту или уронили на пол только что купленный телефон. Эмоциональное состояние стремится к гармонии и «зарядив» позитив туда, где его не должно быть, вы вызываете негатив, который восстанавливает равновесие. Это относится только к тем ситуациям, где позитиваявно больше чем нужно , поймите меня правильно, радоваться можно и нужно, но это совсем другая история…

3) Вид из глаз. Во время визуализации обязательно представляйте ситуацию именно так, как вы ее обычно видите, а именно «из своих глаз». Визуализируя ситуацию «со стороны», вы не можете влиять на свое состояние, а как я уже не один раз написал, цель визуализации – это изменение именно себя, своих вибраций, своих подсознательных настроек.

4) Добавьте аудио, ощущения в теле, запахи. Все должно быть как в реальной жизни, тогда подсознательное быстрее воспримет ситуацию как НОРМУ.

5) Сколько визуализировать? Визуализировать нужно каждый день, больше 10 минут.

Ошибки при визуализации:

    Взгляд со стороны. Во время визуализации очень важно представлять всё в виде «из своих глаз», а не в виде «зависшая в воздухе видеокамера». Только визуализация «из глаз» позволяет прочувствовать ситуацию и привыкнуть к моделируемой жизни. Визуализацию «со стороны» можно сравнить с пролистыванием журнала с картинками или просмотром кино, все люди делают это каждый день, и ничего в их жизни не меняется, т.к. они являются простым наблюдателем. Во время визуализации «из глаз» вы наоборот являетесь участником событий, вы меняете свои вибрации, даете своему телу и духу привыкнуть к новому положению дел.

    Не достаточная регулярность. Тут ситуация схожая. Цель визуализации – привыкание к новым вибрациям, если вы визуализируете от случая к случаю, то результата не будет. Визуализацию нужно делать каждый день по несколько минут минимум.

    Утром «дом» строим, а вечером его ломаем. К сожалению, многие люди, которые начинают заниматься визуализацией и другими практиками личностного роста, не понимают где и как они подвергаются негативному программированию. Ситуация обычно следующая: утром человек полный сил визуализирует и ждет, когда его мечты воплотятся в жизнь, а вечером он усаживается перед телевизором или компьютером и смотрит «любимый» сериал, который буквально напичкан негативными моделями поведения. Получается, что вы утром поднимаете свои вибрации, а вечером втаптываете их в землю. В этом случае не стоит удивляться, что результата нет. Продукция Голливуда, различные популярные у молодежи шоу на Youtube типа «Карамба ТВ» очень сильно «разжижают» мозги, в этих шоу и фильмах в ваше подсознание вкладываются негативные модели поведения, причем происходит это в обход сознания, т.к. человек во время просмотра видео находится в легком трансе.

Выводы:

    Смысл визуализации – привести свое тело, дух, сознание к определенному состоянию.

    То, что мы имеем – это норма. Как только что-то становится для нас нормой – мы можем легко позволить себе это получить. Цель визуализации – изменить НОРМУ.

    Визуализируйте «из своих глаз».

    Визуализируйте каждый день.

P.S. В тренинге "Пошаговый план работы с подсознанием" я рассказываю о том, как поэтапно трансформировать свое подсознание, избавляться от страхов и сдерживающих убеждений.

Буду Вам очень благодарен за оставленные комментарии!!!

С уважением, Игорь Сафронов.

Метод достижения целей через визуализацию был известен задолго до выхода в прокат культового фильма «Секрет», благодаря которому практика обрела популярность в массах. Сложно сказать, насколько результативным может быть этот метод в действительности, т. к. визуализация желаний – это большая «сборная солянка». Здесь есть немного от эзотерики, немного от психологии, немного от религии, научные факты здесь тесно переплетаются с мистическими представлениями, а основой всего этого является не доказанный принцип материальности мысли.

Сталкиваясь с любым неоднозначным учением, нормальный человек в первую очередь задается вопросом, какой вред оно способно нанести в потенциале, «чем я рискую». Метод визуализации желаний хорош тем, что не связан ни с какими рисками: худшее, что может с вами случиться, – вы потратите время зря и расстроитесь из-за отсутствия результатов. При этом, ко всему можно относиться с фанатизмом, в т. ч. и к практикам визуализации. Мы не рекомендуем вам выполнять эти, в сущности, простые упражнения до религиозного экстаза, уходя в них с головой, т. к. любой энтузиазм хорош в меру.

Как работает закон притяжения

Существует распространенное (в т. ч. и в некоторых научных кругах) мнение, что мысль о событии равнозначна самому событию. Психолог объяснит это особенностью работы подсознания, которое одинаково интерпретирует и мысль, и факт. В психотерапии широко используется этот феномен: пациенту предлагают представлять, как он справляется со своей проблемой в деталях, после чего ему легче повторить опыт в реальности. Согласно современным представлениям психологов, нет ничего такого, что можно было бы представить и нельзя было бы осуществить на практике.

Объяснение мистика будет несколько иным: согласно его взглядам, существует некий единый вселенский информационный центр, можно назвать его абсолютным разумом или даже Богом. Мысль – есть запрос, который человек направляет прямиком в этот информационный центр, а реализация мысли – ответ на запрос. Соответственно, если человек думает о плохом, то притягивает негативные события, а если о хорошем – то позитивные.

Аналогичные воззрения присущи некоторым религиозным учениям, например, «каждому дано будет по вере его».

Не углубляясь в природу «закона притяжения», какой бы она ни была, мы можем найти упоминания о нем во все времена и эпохи. Прославленный китайский полководец Сунь-цзы в своем монументальном трактате «Искусство войны» писал так: «Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву. Те же, кто терпит поражение, сперва вступают в битву и только потом пытаются победить». Сократу принадлежит афоризм: «Тот, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет – причины». Здесь, конечно, не идет речь о мистике, но наглядно показано, что имеющий желание и уверенность психологически гораздо ближе к достижению цели.

5 правил визуализации желаний

Недостаточно просто время от времени что-то себе представлять, иначе мечты сбывались бы у всех, у кого они есть. Нужно правильно визуализировать. Закон притяжения работает, если запрос составлен точно и в определенном формате. Визуализировать свои желания с максимальной эффективностью вам поможет знание пяти простых правил.

Формулируйте правильно

Правильно – значит с учетом особенностей подсознательного восприятия. Главная из них касается частицы «не». Когда вы говорите что-то вроде «не хочу быть одиноким», подсознание слышит «хочу быть одиноким», потому что частица «не» не является словом и отфильтровывается. Из-за этой детали можно программировать себя на прямо противоположные желания. Вот как важно знать и все время помнить о ней.

Все формулировки должны быть утвердительными, например, вместо «не хочу быть одиноким» мы говорим «хочу найти жену/мужа».

Четко формулируйте цель

Четко – значит до того уровня, когда цель можно представить себе в мельчайших деталях так, будто она уже у вас и вы на нее смотрите. Такая практика в принципе исключает все абстрактные и общие понятия. Формулировки «хочу разбогатеть», «хочу жить долго», «хочу стать популярным» – все это общие фразы, в которых нет конкретики. И богатство, и популярность, и долголетие – относительные понятия, существующие только в сравнении. Миллион долларов, место в топ-10 рейтинга «Форбс» и 90 лет жизни – это уже конкретные понятия, которые можно представить.

Чтобы проверить правильность формулировки, попробуйте ее уточнить. Уточняйте до тех пор, пока это получается сделать.

Повторяйте

Несколько случайных визуализаций ничего вам не дадут. В зависимости от сложности желания могут потребоваться дни, недели и месяцы регулярных упорных практик. При этом важно, чтобы вы не относились к визуализациям, как к работе или обязанности, но практиковались с желанием, энтузиазмом и интересом каждый раз. Практика должна превратиться в привычку и стать вашим спутником.

Чтобы получить результат быстрее, долгосрочное желание можно разбить на составные краткосрочные и притягивать их по очереди.

Используйте якоря

Если представить вашу визуализацию как видеоролик (а именно такой она и должна быть – объемной, процессуальной и детальной миникинолентой), то «якорь» – это один из нескольких ключевых кадров. Такие яркие, эмоциональные и хорошо запоминающиеся кадры должны «включать» визуализацию с любого момента, что бы вы ни делали и где бы ни находились, облегчая процесс входа в нужное состояние.

Представьте себя внутри исполненного желания

Это очень важная деталь процесса. Нельзя притянуть желание, представляя его со стороны, как наблюдатель, пусть даже «наблюдать» приходится за самим собой в будущем. Это все равно третье лицо – желание сбылось у кого-то. Чтобы оно сбылось у вас, нужно прямо сейчас начать его чувствовать собственной кожей. Вы должны представлять, что ваше желание окружает вас здесь и сейчас, быть внутри его, избегать любого дистанцирования.

Техники визуализации желаний

Техники носят рекомендательный характер, вы можете обойтись и без них, равно как и они не дают вам абсолютных гарантий успеха. Это своего рода опыт людей, у которых визуализация мечты дала результаты. Многие люди, стараясь упростить себе практики, интуитивно приходили к одним и тем же решениям. Можно выделить 4 самых популярных:

  1. Набор упражнений.
  2. Доска визуализации.
  3. Карта визуализации.
  4. Блокнот желаний.

Упражнения для развития умения визуализировать

Почему они важны? Если вы закроете глаза прямо сейчас и попытаетесь представить, например, фасад собора Нотр Дам, у вас получится нечто бесформенное и несуразное, несмотря на то, что вы фасад, конечно, видели и помните, как он выглядит. А что делать, если представить нужно что-то, чего пока еще не существует? Соль в том, что визуализация – новое занятие для вашего мозга, он никогда ничего подобного не делал, и умение правильно материализовать мысли и детали, держать перед глазами большое количество фрагментов одновременно ему было не нужно до настоящего момента. Упражнения нужны, чтобы воспитать это умение как можно быстрее и эффективнее, они очень простые и понятные.

  1. Поставьте перед собой какой-нибудь предмет со сложным контуром, например, статуэтку. Внимательно разглядите ее, постарайтесь запомнить максимум деталей. Закройте глаза и попытайтесь представить ее во всех подробностях.
  2. Рисуйте. Но не с натуры, а «из воображения». Учитесь продумывать и прорисовывать детали рисунка в мыслях, а затем переносить их на бумагу.
  3. Медитируйте. Медитация предполагает умение отключать «шум» из посторонних мыслей, брать сознание под контроль, сосредотачиваться. У практикующих медитацию монахов есть широкий инструментарий для этого – мантры, йога, четки, музыка, простирания и прочее.

Доска для визуализации

Это организованное пространство, личный уголок, в котором вы создаете образы своих желаний. С помощью фотографий, рисунков, записей, тематических предметов – всего, что позволяет сконцентрироваться на задуманном. Обычно для этого используют доску (наподобие школьной), на которой крепят все необходимые предметы, коллажи фотографий. С доской следует работать каждый день, это ваш персональный мотиватор.

В идеале доска визуализации желаний должна отображать именно те вещи, которые вы хотите заполучить. Не похожие, не точно такие же, а именно эти. Например, фотографии дома, в котором вы хотите жить, или женщины, на которой хотите жениться.

Карта визуализации

То же самое, что и доска. Отличия в более продуманной организации материала. Располагайте фотографии и записи в том порядке, в котором вам удобнее с ними работать, создайте из них карту желаний, некий путь, который вы проходите за визуализацию. Важно сделать карту визуализации желаний правильно. В организации должна быть логика: это то же самое, что строить планы на месяц или на год. Желания чередуются в том порядке, в котором и должно происходить их осуществление.

Блокнот желаний

Пользоваться им следует так же, как деловой человек - органайзером. Используйте блокнот не для фиксации желаний, а для их планирования. Блокнот не должен быть заменой или альтернативой для доски визуализации, т. к. это взаимодополняющие инструменты: доска создает видеоряд, плакат желаний на бумаге помогает строить планы. Носите его с собой, записывайте цели, фиксируйте прогресс, отслеживайте происходящие изменения. Специальных правил для ведения блокнота не существует, делайте это так, как вам удобнее всего.

Визуализация - одна из самых действенных техник исполнения желаний. Однако у этого метода есть особые правила, соблюдение которых повысит его эффективность и поможет вам воплотить заветную мечту в кратчайшие сроки.

Недаром и психологи, и специалисты по биоэнергетике так часто упоминают о силе мысли . Постоянное обдумывание какой-либо ситуации действительно способствует воплощению этого события, и именно потому, что «навязчивая» мысль оседает у нас в подсознании. А если научиться управлять этим процессом, можно получать желаемое максимально быстро. В этом поможет знание пяти основных принципов визуализации.

Принцип первый: формулируем желание правильно

Мыслям нужна словесная оболочка. Прежде, чем представить желание, его необходимо сформулировать, и сделать это нужно правильно — иначе шансы на исполнение мечты серьезно понизятся. Есть три важных правила, касающихся формулировки желания:

  • вы не должны использовать отрицательные частицы;
  • формулируя мысль, используйте настоящее время;
  • избегайте абстрактных формулировок.

Желание вроде «я не хочу проблем с деньгами» вряд ли будет услышано Вселенной: частицы «не», «нет» создают соответствующий импульс, который снижает ваши шансы на успех. То же касается и расплывчатых формулировок. Запомните: чем конкретнее картинка, которую ваше воображение нарисует в процессе визуализации, тем быстрее вы получите желаемое. А как можно представить нечто конкретное, если желание сформулировано общо?

Итак, предположим, вы хотите найти более высокооплачиваемую и перспективную работу . Формулировать желание лучше следующим образом: «Я получаю новую работу, а вместе с ней — высокий доход и карьерные перспективы».

Принцип второй: представляем конечный результат

Путь к любой цели чаще всего тернист и сложен, и препятствия попадаются абсолютно каждому человеку. Но визулизировать это не надо: наша цель — представить свою мечту так, как будто она уже исполнилась. Хотите стать богаче — представляйте себя с крупной суммой в руках или совершающим долгожданную покупку. Всплеск положительных эмоций, который при этом произойдет, выполнит сразу две благие цели: настроит ваше подсознание так, чтобы оно направляло вас к этой цели, и даст вам энергетический импульс для активных действий. Наверняка вы и сами замечали, что работа идет намного продуктивнее, если у вас хорошее настроение?

Принцип третий: полное погружение

Визуализируя мечту, не ставьте себя в позицию стороннего наблюдателя: вы должны быть непосредственным участником представляемых событий. Иначе говоря, взгляд со стороны не допустим: вы должны быть внутри ситуации, а представляемый мир должен окружать вас, подобно реальному. Только в этом случае визуализация будет эффективной.

Старайтесь максимально подробно представить себе картину своего успеха. Визуализируйте даже самые незначительные детали. Если в ситуации, которую вы себе представили, есть другие люди, подробно «прорисуйте» элементы их одежды — вплоть до браслета на руке какой-нибудь женщины. Ситуация должна выглядеть реальной — и тогда она действительно воплотится в жизнь.

Старайтесь подключить все органы чувств: попробуйте представить себе не только «картинку», но даже запахи, вкус, погодные условия. Это позволит максимально погрузиться в ситуацию, и визуализация окажется намного более действенной.

Принцип четвертый: добавьте динамики

Еще один важный момент — чем динамичнее то, что вы представляете, тем лучше. Статичная картинка не вызовет таких же ярких эмоций, как проигрываемая ситуация. Предположим, ваше желание связано с любовными отношениями . Сделайте два варианта визуализации: сначала представьте себе статичную ситуацию, подобную фотографии — вы в объятиях любимого человека. А теперь представьте нечто более динамичное — например, как предполагаемая вторая половинка признается вам в любви. Наверняка последнее вызовет больший эмоциональный всплеск. А значит, даст больший эффект.

Принцип пятый: визуализируйте в подходящее время

Многие практики утверждают, что самое продуктивное для визуализации время — момент перед сном и после пробуждения. Перед засыпанием и в процессе перехода от сна к бодрости грань между сознанием и подсознанием истончается, поэтому «запрограммировать» себя на получение желаемого в это время легче всего. Кроме того, ночью вы обеспечите себе прекрасные сны, а начав с визуализации утро — подарите себе заряд благотворной позитивной энергии на весь день.

Единожды осуществленная визуализация не даст никакого эффекта. Чтобы желание осуществилось , необходимо визуализировать систематически, раз за разом приближаясь к цели. У некоторых желание исполняется уже спустя 21 день после начала цикла таких упражнений — именно столько времени необходимо для того, чтобы выработать привычку или настроить свой организм на волну изменений. Мы желаем вам воплощения всех надежд, и не забывайте нажимать на кнопки и

Писать от третьего лица просто, надо лишь немного попрактиковаться. Его использование в академических, то есть учебных или научных текстах означает отказ от местоимений «я» или «вы», как правило, с целью достижения более объективного и формального стиля. В художественной литературе третье лицо может принять форму различных точек зрения - точки зрения всезнающего автора, ограниченного повествования от третьего лица (одного или нескольких фокальных персонажей) или объективного повествования от третьего лица. Выбирайте сами, с какой из них вы будете вести свой рассказ.

Шаги

Академическое письмо от третьего лица

    Используйте третье лицо для любых академических текстов. Описывая результаты исследований и научные доказательства, пишите от третьего лица. Так ваш текст будет более объективным. В академических или профессиональных целях эта объективность важна, чтобы написанное вами производило впечатление непредвзятости и, следовательно, заслуживало большего доверия.

    Используйте правильные местоимения. В третьем лице о людях говорится «со стороны». Используйте существительные, имена собственные или местоимения третьего лица.

    • К местоимениям третьего лица относятся: он, она, оно, они и их формы во всех падежах - его, ее, их, ему, ей, им, ими и так далее.
    • Имена людей также подходят для изложения от третьего лица.
    • Пример: «Орлов полагает иначе. Согласно его исследованиям, более ранние заявления по данной теме неверны».
  1. Избегайте местоимений первого лица. Первое лицо предполагает личную точку зрения автора, а значит, такое изложение выглядит субъективным и основанным на мнении, а не на фактах. В академическом эссе следует избегать первого лица (если заданием не предусмотрено иное - скажем, изложить ваше мнение или результаты вашей работы).

    Избегайте местоимений второго лица. Посредством их вы обращаетесь непосредственно к читателю, как будто знаете его лично, и стиль вашего письма становится слишком фамильярным. Второе лицо никогда не следует использовать в научных работах.

    Говорите о субъекте общими словами. Иногда автору нужно сделать отсылку к субъекту, не называя его конкретно. Другими словами, ему требуется упомянуть человека в общем, а не какое-то уже известное лицо. В этом случае обычно и возникает искушение написать «вы». Однако в данном случае уместно будет воспользоваться существительным, носящим обобщенный характер, или местоимением - неопределенным, определительным или отрицательным.

    Избегайте избыточной конструкции «он или она». Иногда современные авторы пишут «он или она» вместо «он», хотя субъект изначально упомянут в мужском роде.

    • Такое использование местоимений продиктовано политкорректностью и является нормой, к примеру, в английском языке, но в русском обычно лишь делает фразу избыточной. После существительного «ученый», «врач», «ребенок», «человек» можно и нужно писать «он».
    • Неправильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он или она боялся пострадать, если его или ее имя станет известно».
    • Правильно: «Свидетель хотел дать анонимные показания. Он боялся пострадать, если его имя станет известно».

    Точка зрения всезнающего автора

    1. Перемещайте фокус от одного персонажа к другому. Когда вы пишете художественный текст с точки зрения всезнающего автора, повествование перескакивает от одного персонажа к другому, а не следует за мыслями, действиями и словами одного героя. Автор знает все о каждом из них и о мире, в котором они живут. Он сам решает, какие мысли, чувства или поступки открыть читателю, а какие скрыть от него.

      • Допустим, в произведении четыре главных действующих лица: Уильям, Боб, Эрика и Саманта. В разные моменты повествования писателю следует изобразить действия и мысли каждого из них, причем он может делать это в пределах одной главы или абзаца.
      • Пример: «Уильям подумал, что Эрика солгала, но ему хотелось верить, что у нее была на то веская причина. Саманта тоже была уверена, что Эрика лжет, к тому же ее мучила ревность, так как Тони посмел подумать хорошо о другой девушке».
      • Авторам всеведущих повествований следует избегать резких скачков - не стоит менять взгляды персонажа в пределах одной главы. Это не нарушает канонов жанра, но является признаком повествовательной рыхлости.
    2. Раскрывайте любую информацию, какую пожелаете. С точки зрения всезнающего автора рассказ не ограничен переживаниями и внутренним миром единственного персонажа. Наряду с мыслями и чувствами, писатель может открывать читателю прошлое или будущее героев непосредственно по ходу повествования. Кроме того, он может высказывать собственное мнение, оценивать события с позиции морали, описывать города, природу или животных отдельно от сцен с участием персонажей.

      • В определенном смысле автор, пишущий с этой точки зрения, является кем-то вроде «бога» в своем произведении. Писатель может наблюдать за действиями любого персонажа в любой момент, причем, в отличие от наблюдателя-человека, он не только видит внешние проявления, но и способен заглянуть во внутренний мир.
      • Знайте, когда следует скрыть информацию от читателя. Хотя автор может рассказать обо всем, о чем он пожелает, произведению может пойти на пользу доля недосказанности, когда некоторые вещи открываются постепенно. Например, если один из героев окутан аурой загадочности, разумно будет не допускать читателя до его чувств, пока не раскроются его истинные мотивы.
    3. Избегайте использования местоимений первого и второго лица. Местоимения первого лица - «я», «мы» и их формы - могут появляться только в диалогах. То же самое относится ко второму лицу - «ты» и «вы».

      • Не используйте первое и второе лицо в повествовательной и описательной части текста.
      • Правильно: «Боб сказал Эрике: „По-моему, это довольно страшно. А ты как думаешь?”»
      • Неправильно: «Я подумал, что это довольно страшно, и Эрика с Бобом согласились. А вы как думаете?»

    Ограниченное повествование от третьего лица (один персонаж)

    1. Выберите героя, с точки зрения которого вы поведете рассказ. При ограниченном повествовании от третьего лица автор имеет полный доступ к действиям, мыслям, чувствам и взглядам единственного персонажа. Он может писать непосредственно с позиции мыслей и реакций этого персонажа или же отступить в сторону для более объективного рассказа.

      • Мысли и чувства остальных персонажей остаются неизвестными для рассказчика на протяжении всего текста. Выбрав ограниченное повествование, он уже не может свободно переключаться между разными действующими лицами.
      • Когда повествование ведется от первого лица, рассказчик выступает в роли главного героя, в то время как в повествовании от третьего лица все с точностью до наоборот - здесь автор отдаляется от того, что пишет. В этом случае рассказчик может раскрыть какие-то детали, каких не раскрыл бы, если бы повествование велось от первого лица.
    2. Описывайте поступки и мысли персонажа «со стороны». Хотя писатель и фокусируется на одном персонаже, он должен рассматривать его отдельно от себя: личности рассказчика и героя не сливаются! Даже если автор неотступно следует за его мыслями, чувствами и внутренними монологами, вести повествование нужно от третьего лица.

      • Иными словами, местоимения первого лица («я», «меня», «мой», «мы», «наш» и так далее) могут использоваться только в диалогах. Рассказчик видит мысли и чувства главного героя, но герой не превращается в рассказчика.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно после ссоры со своим парнем».
      • Правильно: «Тиффани подумала: „Я чувствую себя ужасно после нашей с ним ссоры”».
      • Неправильно: «Я чувствовала себя ужасно после ссоры с моим парнем».
    3. Показывайте действия и слова других персонажей, а не их мысли и чувства. Автору известны только мысли и чувства главного героя, с позиции которого ведется рассказ. Однако он может описывать других персонажей так, как их видит герой. Рассказчик может все то, что может его персонаж; он только не может знать, что творится в голове у других действующих лиц.

      • Писатель может строить догадки или предположения в отношении мыслей других персонажей, но только с точки зрения главного героя.
      • Правильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно, но, видя выражение лица Карла, она понимала, что и ему не лучше - а то и хуже».
      • Неправильно: «Тиффани чувствовала себя ужасно. Однако она не знала, что Карлу было еще хуже».
    4. Не раскрывайте информацию, которой не владеет герой. Хотя рассказчик может сделать отступление и описать место действия или других персонажей, он не должен говорить ни о чем, чего не видит или не знает герой. Не перескакивайте от одного персонажа к другому в пределах одной сцены. Действия других персонажей могут стать известными, только если они происходят в присутствии героя (или он узнает о них от кого-то еще).

      • Правильно: «Из окна Тиффани видела, как Карл подошел к дому и позвонил в дверь».
      • Неправильно: «Как только Тиффани вышла из комнаты, Карл вздохнул с облегчением».

    Ограниченное повествование от третьего лица (несколько фокальных персонажей)

    1. Переключайтесь с одного персонажа на другой. Ограниченное повествование от лица нескольких персонажей, называемых фокальными, означает, что автор ведет рассказ с точки зрения нескольких героев поочередно. Используйте видение и мысли каждого из них, чтобы раскрыть важную информацию и помочь развитию сюжета.

      • Ограничьте количество фокальных персонажей. Вам не следует писать с точки зрения множества действующих лиц, чтобы не запутать читателя и не перегрузить произведение. Уникальное видение каждого фокального персонажа должно играть определенную роль в повествовании. Спросите себя, каков вклад каждого из них в развитие сюжета.
      • Например, в романтической истории с двумя главными героями - Кевином и Фелицией - автор может дать читателю возможность понять, что творится на душе у них обоих, описывая события попеременно с двух точек зрения.
      • Одному персонажу можно уделить больше внимания, чем другому, но каждый фокальный персонаж должен получить его долю в тот или иной момент развития истории.
    2. Концентрируйтесь на мыслях и видении одного персонажа за раз. Хотя в произведении в целом используется прием множественного видения, в каждый его момент писателю следует смотреть на происходящее глазами только одного героя.

      Старайтесь делать плавные переходы. Хотя писатель и может переключаться с одного персонажа на другой и обратно, не следует делать этого произвольно, иначе рассказ станет запутанным.

    3. Различайте, кому что известно. Читатель получает информацию, известную разным персонажам, но каждый персонаж имеет доступ к разной информации. Проще говоря, одни герой может не знать того, что знает другой.

      • Например, если Кевин поговорил о чувствах Фелиции к нему с ее лучшей подругой, сама Фелиция никак не может знать, о чем они беседовали, если только не присутствовала при разговоре, либо Кевин или подруга не рассказали ей о нем.

В последнее время мы очень много слышим о чудесной силе визуализации . Но, к сожалению, она работает далеко не у каждого. И дело тут не в волшебных качествах тех, у кого получается. Просто мы не знаем , не знаем правил, действуя по которым, мы точно воплотим желаемое в реальность. Помните, что научиться визуализировать может каждый, также как научиться мыслить позитивно, и освоить другие полезные навыки и умения, часть из которых становится образом жизни и позволяет нам самим строить свою жизнь так, как мы того хотим, получать желаемое легко и с удовольствием. Надо только следовать правилам, которые и помогут вам достигать своих целей. А вот и они:

Правила визуализации:

1. Продумай свою цель.

Как именно выбирать цели для визуализации мы поговорим чуть ниже. Тут важно понимать, что сначала мы ставим цель с датой ее реализации, максимально конкретно. Можно также визуализировать ключевые промежуточные результаты в плане достижения вашей цели. Это усиливает вашу цель и облегчает ваш путь к ее достижению.

2. Основное внимание на физическую реальность.

Пожалуй, это одно из ключевых правил визуализации. Сейчас поясню, что это означает. Прямо сейчас полностью обратите свое внимание на окружающий вас мир. Насколько твердо вы стоите или сидите, что вы видите, какие звуки вас окружают. Можно что-нибудь потрогать. Теперь обратите внимание на свои мысли, о чем вы сейчас думаете, о чем думали перед тем, как сесть за компьютер. Чувствуете разницу? Сделайте еще несколько переключений, поймайте эту грань между вниманием на твердый физический мир и мир своих мыслей. Визуализацию необходимо проводить, когда ваше внимание более крепкое, материальное. Можно перед началом визуализации проделать это упражнение, что вы делали сейчас и остановится на материальном аспекте.

3. Создай образ будущего.

Теперь продолжайте чувствовать физическую реальность и представляйте, что вы попадаете в тот момент будущего, когда ваша цель реализовалась. Именно в ту дату, которую вы поставили в первом пункте. И опять начинайте с физических ощущений. Где находится ваше тело, в какой позе? Что вы чувствуете физически, вам тепло или холодно? Что вы слышите? Что видите? И вот только тут вы начинаете детализировать свой визуальный образ достижения цели. С максимумом деталей и удовольствия. Но при этом не забывайте про все свои органы чувств. Вы должны не только видеть, но и слышать, чувствовать, может быть даже обонять и осязать достижение своей цели.

4. Эмоциональный восторг.

Следующим этапом визуализации является насыщение опыта эмоциями. Максимально прочувствуй радость от того, что вы сделали это! Вы достигли своей цели! Сейчас вы полностью наслаждаетесь тем, что происходит! Это ваша большая мечта! И все с большой буквы и с восклицательными знаками. Ваш опыт должен быть одним из самых ярких, радостных опытов в вашей жизни. Он должен запоминаться.

5. Визуализация сработала!

И тут мы добавляем последний штрих - мысль «Ура! Визуализация сработала!» Вы должны чувствовать в опыте, что все это получилось потому, что вы долгое время занималась визуализацией и смогли воплотить свою мечту в жизнь. Зачем это надо? Дело в том, что вам нужно создать собственное могущество. Ведь мы не сомневаемся, что завтра взойдет Солнце, и оно всходит. Точно так же вам нужно не сомневаться в том, что ваша визуализация сработает. А неоднократное повторение радости от того, что она сработала, замечательным образом закрепит в вас эту уверенность. А, следовательно, и вашу способность визуализировать и достигать таким образом своих целей.

Чтобы понять как правильно визуализировать и освоить в совершенстве мастерство визуализации необходимо потратить приличное количество времени и использовать при этом два простых правила (кстати, они очень хорошо идут при изучении любой новой техники или дисциплины:

Делаем все постепенно.

Начните с небольшой цели, буквально на 2−3 недели. Когда вы достигнете ее, то поверите в свои силы и сможете взять более серьезную цель на 1−2 месяца. Получив еще одно подтверждение своих сил, вы можете брать следующую серьезную цель и так далее.

Регулярность залог успеха.

Занимайтесь визуализацией каждый день по одному-двум подходам. Например, утром и вечером. Время на всю практику обычно уходит минут 5−10, не больше. Но каждый день до получения конечного результата - достижения своей цели. Это значительно увеличит скорость ее достижения и благосклонность Госпожи Удачи. Она очень любит подкидывать возможности тем, кто активно идет к своей цели и использует всякие дополнительные техники.

И пожалуй, самое главное, что нужно запомнить по поводу визуализации, так это то, что категорически запрещается воображать себе свою собственную неудачу или поражение. Нужно всегда представлять только удачу или успех.

Правильная визуализация - позитивная визуализация

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Top