Над чем вас заставил задуматься рассказ вельд. Сочинение взаимоотношение детей и родителей по произведению рэй брэдбери

МБОУ «Кукшумская ООШ»

Урок семейного чтения

SOS! (Спасите наши души!)

по рассказу Рэя Бредбери «ВЕЛЬД»

Проведен

Классным руководителем 7 класса

МБОУ «Кукшумская ООШ»

для руководителей ОУ района

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Идет обсуждение ответов детей.

III. Над чем заставил задуматься рассказ?

Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили собственную душу. Только пока они этого не поняли.

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, учит критическому осмыслению своих поступков.

Рефлексия. Современный мир тоже таит в себе такие опасности. Ведь то, что предсказывают фантасты, когда-нибудь сбывается.

Уже сейчас можно сказать, что таких семей, где родители отстранились от воспитания детей, где нет общения, с каждым днем все больше и больше.

Многие мамы смотрят сериалы, переживают за судьбы совершенно чужих людей, а для своих детей времени нет.

Есть семьи, в которых детям на родителей (пьяных) даже смотреть не хочется.

Гоняясь за материальными благами, отцы чаще всего выезжают на заработки. Приезжают, пытаются (некоторые!) за неделю-две поучить детей, какими надо быть, и опять уезжают.

Как и в рассказе, дети получают все, что хотят (или почти все), а взамен ничего не дают

Автоматизированный дом «Всё для счастья», обладателями которого являются супруги Джордж и Лилия Хедли, благодаря встроенным механизмам выполняет за людей абсолютно всю работу. Кроме всего прочего, в доме есть детская комната (вельд). Созданная по последним технологиям, она способна воссоздавать атмосферу любого представленного места. Дети Венди и Питер очень привязываются к этой комнате и уже не представляются своей жизни без неё, проводят там всё свободное время.

Мы давали детям всё, что они просили. А в награду что получаем - непослушание, секреты от родителей...

Эта комната начинает беспокоить супругов, ведь оттуда временами доносится львиное рычание и крики, кажущиеся знакомыми. Подозревая что-то неладное, родители входят в комнату, когда их детей нет дома. Они видят львов, поедающих какую-то добычу. Супруги Хедли обеспокоены, что их детей увлекают сцены смерти живых существ. Кроме того, сами взрослые в последнее время стали более раздражительными. Причину этого женщина видит в том, что теперь всё за них делает дом.

Вернувшиеся домой дети уверяют, что никакой Африки они не визуализируют. Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла. В комнате мужчина обнаруживает свой бумажник со следами клыков и пятнами крови, непонятно как попавший в детскую. Обеспокоенные родители обращаются к знакомому психиатру Девиду Макклину.

Психиатр говорит, что дело скверное - они слишком разбаловали своих отпрысков. По его словам, родителям следует отключить комнату, а лучше и весь дом, и в течение года приводить детей к нему на приём. Мужчины осматривают комнату и находят там окровавленный шарф Лили. Макклин уходит.

Ребёнок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей.

Дети устраивают истерику и умоляют пустить их ещё раз в комнату, хотя бы на одну минуту. Поддавшись уговорам, родители идут им навстречу. Супруги слышат, как их зовут дети, бегут на их зов в детскую комнату, но не находят там ни Венди, ни Питера. Дверь захлопывается, после чего муж с женой слышат приказ их сына дому: «Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом». Позади Лили и Джорджа появляются направляющиеся к ним львы. Родители понимают, почему крики, раздававшиеся из комнаты, были такими знакомыми - это были их крики.

Пришедший Девид Макклин находит завтракающих детей в вельде, вдали он видит поедающих что-то хищников.

Берегите собственную душу! Урок внеклассного
чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"
Цели:
воспитание толерантности;
осуждение жестокости и равнодушия;


 формирование лингворечевых навыков учащихся.
Оборудование:


рассказ “Вельд”;
рисунки учащихся.
Вступительное слово учителя
Рэй Брэдбери – известный американский писатель­фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы
уже убедились. (Заранее прочитаны многие рассказы писателя). Герои Брэдбери, пытаясь разрешить трудные
проблемы жизни, порой попадают в драматические ситуации. Так случилось и с персонажами рассказа “Вельд”.
(Учитель обращается к детским рисункам, выслушивает юных художников, сравнивает изображения дома,
портреты героев.)
Работа с текстом
Деятельность учителя. Вопросы
Деятельность учащихся. Предполагаемые
1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим
названием “Все для счастья”.
С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили
дорогой дом? Ведь он стоит 30 000 долларов.
2. Каков принцип работы дома?
Чем он вызывал восхищение хозяев?
ответы
1. “Дети должны получать все самое лучшее”, –
заявил отец.
“…мы для того и купили этот дом, чтобы ничего
не делать самим”.
Для развития детей, для их игр приобрели
родители дом с уникальной детской комнатой.
2. Дом “одевал, кормил, холил, укачивал, пел и
играл”.
Ванна автоматически мыла членов семьи, стол­
автомат послушно подавал различные блюда. В
доме были говорящие часы, чистильщики обуви,
механические губки, мочалки, полотенца… Все это
великолепие незаметно уничтожило в детях
самостоятельность, радость познания мира.
3. Особую гордость семьи Хедли составляла
детская комната. “Сто сорок четыре квадратных
метра, высота – десять метров”.
Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних
ребятишек?
3. Дети буквально не выходили из детской: ведь
она превращает в реальность любую их
фантазию. Скрытые одорофоны приносили волну
запахов, делая вызванный по заказу
фантастический мир осязаемым, реальным.

4. Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли
почувствовала свою ненужность. “Я здесь вроде
ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”. И
муж ее тоже изменился. Стал нервным, курить
начал больше обычного, дозу снотворного
увеличил. Но самое страшное, что родители
постепенно стали не нужны детям.
Почему так случилось?
5. Что, по­вашему, должны были предпринять
родители, услышав такое заключение врача?
6. Родителям стало неуютно в собственном доме.
Мало того, им стало страшно!
Почему?
7. В доме поселился страх.
Какие художественные детали использует писатель,
чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?
4. Ответ на этот вопрос убедительно дал врач­
психиатр, приглашенный для консультации:
“Ребенок не может жить без привязанностей. Вы
с женой позволили этой комнате, этому дому
занять ваше место в их сердцах. Детская комната
стала для них матерью и отцом, оказалась в их
жизни куда важнее подлинных родителей”.
5. Во­первых, любым способом наладить
отношения с детьми, ведь им всего по десять лет!
Взрослые люди должны были найти слова любви,
которых так давно не слышали их сын и дочь.
Создав детям идеальные условия для игры,
родители самоустранились от их воспитания,
лишили малышей родительского тепла, перестали
быть для них примером. Родственные связи
оказались разорванными. Семья разрушилась.
Детская любовь и привязанность стали
принадлежать комнате. Это нонсенс!
6. Питер и Венди в последнее время стали играть
в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми
днями слышали чьи­то крики боли и ужаса. Львы
кого­то разрывали на куски, а стервятники
расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети
играли в смерть. Однажды взрослые едва
убежали от львов, ринувшихся на них. И это в
собственном доме!
7.
а) Постоянные крики из детской.
б) Дверь вздрагивала, “словно от удара изнутри”.
Львы пытались вырваться.
в) Глава семьи нашел в детской окровавленный
шарф жены и свой бумажник со следами крови и
зубов львов.
г) Картина вельда неприятная. Едкий запах
животных, шуршащая поступь крадущихся
хищников. Раскаленный воздух. Лучи солнца –
словно прикосновение горячей лапы. И запах
крови.
Обращаем внимание на сравнения, на эпитеты, на
роль глаголов, создающих правдоподобную

8. Родители увидели, что их дети стали несносны:
они не слушаются, живут своей жизнью. Родители
и дети словно два острова, между которыми нет
связи.
Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей,
их эгоизм?
9. Что же послужило толчком к драматическим
событиям?
Как отреагировали дети на решение отца?
картину вельда. Весь последний месяц Джордж
“слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в
кабинете резкий запах хищников”.
д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало
нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава
жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый
цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза
хищников.
8. Во­первых, они перестали играть в добрые
сказки, заменив их кровавым вельдом.
Во­вторых, научились лицемерить, лгать.
Писатель также обращает внимание на их глаза,
“ярко­голубые шарики”, лишенные мысли, не
выражающие никаких чувств. В душах у них –
вельд. Мальчик и девочка продумали и
хладнокровно привели в действие план убийства
самых близких людей, матери и отца. Разве это не
чудовищно?
9. Решение Джорджа уехать всей семьей на
месяц, предварительно отключив все автоматы в
доме, в том числе и детскую комнату.
“Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они
вопили, рыдали, бранились, метались по
комнатам”.
Решение отца они восприняли как убийство
комнаты и очень переживали.
Вывод. Родители проявили малодушие и “на минуточку” включили комнату. Они забыли о
предостережении врача – психиатра, который советовал “немедленно выключить эту проклятую
комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. Значит, у детей была серьезно
нарушена психика. “В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных
наклонностей, поощряет их!”.
10. Брэдбери назвал дом своих героев “Все для
счастья”, но обитатели дома были несчастны: и
родители, и дети. Почему?
Что, по – вашему, делает человека счастливым?
10. Ученики высказывают свои мнения, приводя
примеры из жизни, из просмотренных фильмов,
из книг.
III. Над чем заставил задуматься рассказ?
Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди
убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли.

Data: 31.07.2010 14:04 |

Венди и Питер - персонажи рассказа Рэя Брэдбери "Вельд", дети, убившие свои родителей, которые хотели лишить их развлечений.

Источник: рассказ "Вельд"(1950)

Венди и Питер - дети Джорджа и Лидии Хедли. Родители купили им детскую комнату, которая представляла собой помещение, что-то вроде кинотеатра площадью более ста метров. Но это был не обычной кинотеатр. Он мог показать любую картину, для этого нужно лишь о ней подумать. Причем у зрителя, находящегося в детской комнате, складывалось ощущение, что он находится в мире, который показывает детская.

Однажды, услышав странные крики, Джордж и Лидия зашли в детскую и увидели, что она показывает не мультики и сказки, а африканский вельд и львов, пожирающих свою добычу. Причем львы и запах крови показались им слишком реальными. Они решили закрыть комнату, считая, что она плохо влияет на детскую психику.

Венди и Питер устроили скандал, но родители были непреклонны.

"- Я не хочу, чтобы запирали детскую, - холодно произнес Питер. - Никогда.
- Так позволь сообщить тебе, что мы вообще собираемся на месяц оставить этот дом.Попробуем жить по золотому принципу: "Каждый делает все сам".
- Ужасно! Значит, я должен сам шнуровать ботинки, без автоматического шнуровальщика?Сам чистить зубы, причесываться, мыться?
- Тебе не кажется, что это будет даже приятно для разнообразия?
- Это будет отвратительно. Мне было совсем не приятно, когда ты убрал автоматического художника.
- Мне хотелось, чтобы ты научился рисовать, сынок.
- Зачем? Достаточно смотреть, слушать и обонять! Других стоящих занятий нет."

Дети привыкли (рассказ Рэя Брэдбери описывает будущее) к комнате и к тому, что за них все делают автоматические механизмы. Они решили пойти на крайние меры.

"- Так вы решили скоро выключить наш дом?
- Мы об этом подумывали.
- Советую тебе подумать еще раз, отец.
- Но-но, сынок, без угроз!
- Отлично. - И Питер отправился в детскую."

Венди и Питер притворились, что подчиняются родительской воле и попросили в последний раз включить комнату. Когда родители зашли туда, дети закрыли дверь снаружи и заперли их. Джордж и Лидия увидели львов, которые приближались к ним.

Оказалось, что детская комната не просто объемный кинотеатр. Она могла превращать фантазии в реальность и слушалась только Питера. Когда львы набросились на них, родители закричали и поняли, почему крики, которые они слышали были столь знакомыми. Дети, ненавидя родителей, убивали их в своих фантазиях.

"И тут они услышали...Львы с трех сторон в желтой траве вельда, шуршание сухих стеблей под их лапами, рокот в их глотках.Львы. Мистер Хедли посмотрел на жену, потом они вместе повернулись лицом к хищникам, которые медленно, припадая к земле, подбирались к ним. Мистер и миссис Хедли закричали. И вдруг они поняли, почему крики, которые они слышали раньше, казались им такими знакомыми."

Львы разорвали их на куски.

Жуткий рассказ и жуткие дети. Интересно, что их имена совпадают с героями книг Джеймса Барри про Питера Пэна.

По мотивам рассказа был в 1987 году был снят фильм "Вельд" - фильм-антиутопия советского режиссёра Назима Туляходжаева.

Дом для счастья.Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"

Цели :

1. Обучать проблемному анализу произведения:

формировать умения видеть средства выражения темы, пути решения

поставленных проблем, умения определять в тексте художественные средства

выразительности, видеть роль детали.

2. Развивать у учащихся творческую активность; умение находить и выделять

главное; умение сопоставлять.

3. Формировать стремление соответствовать этическим и моральным нормам

жизни; умение различать истинные и ложные ценности; развивать духовное

Оборудование:

    рассказ "Вельд”;

    рисунки учащихся.

    Запись песни Е.Крылатова»Прекрасное далеко»

    Сочинения учащихся

    слайд -репродукции на тему «Дом»

    повесть С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука»

Вступительное слово учителя

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились.

Какие рассказы бредбери вы читали?

Давайте вспомним интересные факты из жизни Бредбери.(показываю карточки.дети вспоминают факты)

уникальная память- обладал уникальной памятью.помнил себя чуть ли не с рождения.

Правнук колдуньи- в семье бытовала легнда о колдунье в собственной родословной,будто бы сожженной на процессе над ведьмами

пиджак дяди Лестера -после окончания школы ему не смогли купить пиджак,пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди,который погиб от рук грабителя,Дыры от пуль на животе пиджака аккуратно заштопали.

Произведения Ф.М.Достоевского -был главным автором.

Вместо колледжа- не поступил в колледж.колледж ему заменили библиотеки

Маргарет _жена,всю жизнь помогала работать над книгами

Дети -4 дочерей

профессия -писатель -в 12 лет понял.что хочет быть писателем,и серьезно занимался только этим единственным делом

профессия-кино- за свою жизнь написал множество киносценариев.сомым успешным считается к фильму»Моби Дик» .Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рея Бредбери»

автомобильный номер- в рабочем кабинете к стене прибит автомобильный номер F-451,но сам он за руль никогда не садился,т.к. В детстве видел 2 страшные аварии.жуткие впечатления остались с ним навсегда

Бредбери -поэт- В детстве ходил заниматься в поэтический кружок -не понравилось И вот однажды, когда писателю было уже 41, редактор футбольного журнала E позвонил ему, чтобы заказать статью об футболе). Брэдбери отказался Хотя Брэдбери любил футбол, а его брат в молодости был профессиональным футболистом.

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня - так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они не переводились.

Бредбери-архитектор(показать слайд»

разработал несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим

что до моего могильного камня

«А что до моего могильного камня? Я хотел бы занять старый фонарный столб на случай, если вы ночью забредете к моей могиле сказать мне „Привет!“. А фонарь будет гореть, поворачиваться и сплетать одни тайны с другими - сплетать вечно. И если вы придете в гости, оставьте яблоко для привидений»

Предсказания Бредбери,которые сбылись (прототип современных социальных сетей в1935,наушники.плеер,радиобраслет,круглосуточные банкоматы,плоские телевизоры,комнаты виртуальной реальности,спутниковое наблюдение,автомобили с искусственным интеллектом.

Некоторое время назад вы писали сочинение на тему Дом для счастья» и рисовали дом своей мечты. Вы писали о своей мечте. Я внимательно прочитала ваши сочинения,которые оказались во многом схожи. В от примерный дом счастья:большой,в нем есть огромный аквариум,кинотеатр 3.5Д,красивая роскошная мебель.различные гаджеты. И ват только несколько работ я отложила.Почему? Скажу в конце урока. А сейчас обратимся к тексту.

Работа с текстом

Деятельность учителя. Вопросы

Деятельность учащихся. Предполагаемые ответы

1. Семья Хедли живет в доме с многообещающим названием "Все для счастья”.В нем есть все,о чем вы мечтали в своих сочинениях. Над проектами домов подобного вида ломали головы лучшие умы человечества. Заметим:абсолютная материальная обеспеченность,полный комфорт,райское существование

Сколько стоит дом?

2С какой целью Лидия и Джордж Хедли купили дорогой дом?

он стоит 30 000 долларов

мы для того и купили этот дом, чтобы ничего не делать самим”.

3. Какими техническими чудесами оснащен дом?

4 Чем он вызывал восхищение хозяев?

Ванна автоматически мыла членов семьи, стол-автомат послушно подавал различные блюда. В доме были говорящие часы, чистильщики обуви, механические губки, мочалки, зубные щетки,полотенца. укачивающие кровати,сопровождающий свет.

Дом "одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл”.

5 Особую гордость семьи Хедли составляла детская комната. "Сто сорок четыре квадратных метра, высота – десять метров”. Почему Джордж не поскупился приобрести это «чудо совершенства»

6Каково назначение детской комнаты по-мнению родителей,врача,создателей комнаты?

7Каков принцип работы комнаты?

8Чем она привлекла Питера и Венди, десятилетних ребятишек?

9Что наблюдал отец,заходя в детскую?

Дети должны получать все самое лучшее”, – заявил отец.

Источник забавы,развлечение;помочь детям избавиться от неврозов,развивает воображение,помогает изучать психику детей,корректировать ее.

Скрытые одорофоны приносили волну запахов, делая вызванный по заказу фантастический мир осязаемым, реальным. Светящиеся комнаты,цветной объемный фильм. Детская точно улавливала телепатическую эманацию(материализация мысли) -достаточно послать мысленный приказ,и он будет исполнен. (выписать на доске)

Они буквально не выходили из детской: ведь она превращает в реальность любую их фантазию. Дети вызывали любимых героев сказок,которые они читали.

«встречал Алису в стране чудес или Фальшивую Черепаху...(стр.3)

10 Интересно, правда? Но вскоре Лидия Хедли почувствовала свою ненужность. В каких словах мы это слышим?"

11 Как изменился Джордж?

12 Родителям стало неуютно в собственном доме.Мало того им стало страшно!Почему?(показать слайд)

13 Когда в рассказе грань между выдумкой и реальностью начинает исчезать?И какое это производит впечатление на читателей?

14Почему так случилось? Как на этот вопрос отвечает врач?

Я здесь вроде ни к чему. Дом – и жена,и мама,и горничная”.

Стал нервным, курить начал больше обычного, дозу снотворного увеличил. Но самое страшное, что родители постепенно стали не нужны детям.

Питер и Венди в последнее время стали играть в африканский вельд. Лидия и Джордж целыми днями слышали чьи-то крики боли и ужаса. Львы кого-то разрывали на куски, а стервятники расклевывали остатки, обгладывали кости. Дети играли в смерть. Однажды взрослые едва убежали от львов, ринувшихся на них. И это в собственном доме!

Когда они находят в детской комнате кошелек Джорджа и шарф Хедли

Ответ на этот вопрос убедительно дал врач-психиатр, приглашенный для консультации: "Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей”.

15. Что, по-вашему, должны были предпринять родители, услышав такое заключение врача?

Во-первых, любым способом наладить отношения с детьми, ведь им всего по десять лет! Взрослые люди должны были найти слова любви, которых так давно не слышали их сын и дочь. Создав детям идеальные условия для игры, родители самоустранились от их воспитания, лишили малышей родительского тепла, перестали быть для них примером. Родственные связи оказались разорванными. Семья разрушилась. Детская любовь и привязанность стали принадлежать комнате. Это нонсенс!

16. В доме поселился страх.

Какие художественные детали при описании вельда использует писатель, чтобы мы почувствовали нарастающую опасность?

17 Какие выразительные средства использует автор для изображения нарастающей опасности. Найдите эпитеты,передающие,запах,температуру,цвет?Какой цвет преобладает?Найдите метафору,спомощью которой описывается Африка в детской комнате?

а) Постоянные крики из детской.

б) Дверь вздрагивала, "словно от удара изнутри”. Львы пытались вырваться.

в) Глава семьи нашел в детской окровавленный шарф жены и свой бумажник со следами крови и зубов львов.

г) Картина вельда неприятная. Едкий запах животных, сушащий запах травы,запах крови;Звуки-шуршащая поступь крадущихся хищников,шумное дыхание львов,далекий топот копыт антилоп;Температура-раскаленный воздух.Сравнения- Лучи солнца – словно прикосновение горячей лапы,пыль-облачко красного перца. Весь последний месяц Джордж "слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников”.

д) Обилие желтого цвета беспокоило, создавало нервозность. Солнце в небе жаркое, желтое. Трава жухлая, то есть грязно – желтая, увядшая. Желтый цвет львиных шкур. Жуткие желто – зеленые глаза хищников.

Метафора-сейчас перед нами печь,которая дышит убийством

18Родители увидели,что их дети стали несносны:они не слушаются,живут своей жизнью Как они изменились?

19.Родители и дети словно два острова,между которыми нет связи.Как подчеркивает автор внутреннюю пустоту детей,их эгоизм через внешность и интонации в диалогах?

Во-первых, они перестали играть в добрые сказки, заменив их кровавым вельдом.

Во-вторых, научились лицемерить, лгать.

Писатель также обращает внимание на их глаза, "ярко-голубые шарики”, лишенные мысли, не выражающие никаких чувств. В душах у них – вельд. Мальчик и девочка продумали и хладнокровно привели в действие план убийства самых близких людей, матери и отца. Разве это не чудовищно?Интонацией в диалогах:

«резко спросил»,»холодно произнес»,»советую подумать,отец»

20 Почему в комнате,предназначенной для игр и детских фантазий поселились львы и почему дети прячут вельд от родителей?

21 Почему родители хотят запереть от детей их комнату?

22 Что послужило толчком к драматическим событиям?

23 Как отреагировали дети на решение отца?

24 Как вы догадались, ЧТО дети замыслили страшное7

25 Что советовал родителям врач?

26А родители проявили молодушие. Что произошло?

У детей появилась агрессия к родителям и страхи,чтобы сохранить свою силу дети приручают Вельд.

Они утратили контакт с детьми.

Решение Джорджа уехать всей семьей на месяц, предварительно отключив все автоматы в доме, в том числе и детскую комнату.

" Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам”.

Решение отца они восприняли как убийство комнаты и очень переживали.

Дети решили притравить своих родителей-кошелек отца.шарф матери.

"немедленно выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить детей на процедуры”. В данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!”.

Родители проявили малодушие и "на минуточку” включили комнату. Дети воспользовались предоставленным шансом,задумав заманить их на смерть

27Какое чувство вы испытали,когда дочитали до конца? Потрясение

28 Вернемся к названию дома героев «Все для счастья».Обитатели дома были несчастны.Почему?

У Даши было индивидуальное задание прочитать отрывки из повести С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука».Нужно было найти точки пересечения с рассказом «Вельд»

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с ненавистью и грехом в душе нельзя

Все это великолепие незаметно уничтожило в детях самостоятельность, радость познания мира.

Общее -это тема семьи,взаимоотношений родителей и детей,но

В рассказе «Вельд» автор ни разу не назвал их семьей, а в рассказе Асакова это слово читается между строк. В рассказе,написанном в!(веке мама постоянно рядом с сыном,они много разговаривают, мальчик читает много. В рассказе «Вельд» лев,внушающий ужас,а у Аксакова-»признательный лев»-это библейский лев,где святые слова превращали дикого зверя в льва «признательного».И вторй образ -мальчик,одевающий себя сам,-и автоматический шнуровальщик из Вельда».

Дети совершили злодеяние, которое оправдать невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и Венди убили и себя, собственную душу. Только пока они этого не поняли. Именно об этом заставил нас задуматься талантливый писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает читателей об опасности проявления зла, жестокости и насилия, от равнодушия,от погони за материальными благами,которые дают лишь мнимое счастье, учит критическому осмыслению своих поступков.

Рефлексия.

Выскажитесь о сегодняшнем уроке,используя предложенные начала предложений:

Мне было интересно..

Я научился..

Я понял,как надо.

Мне было трудно..

Я понял,что..

Мои ощущения...

Звучит музыка Е.Крылатова «Прекрасное далеко».Мне кажется,эта песня о «прекрасном далеко»отражает содержание урока.

А сейчас я отвечу.почему несколько работ я отложила..В этих работах я увидела желание сделать такой дом,в который хотелось приходить с друзьями,есть комната,в которой собирается вся семья и занимаются общим делом. Думаю,в таком доме,действительно,все будут счастливы.

Д.З.Захотели ли вы что-нибудь изменить в вашем доме для счастья что-то убрать или добавить.Это ваше домашнее задание.


Top