Подготовка к Новому году в Советском Союзе (20 фото). Как в ссср появились елочные игрушки Украшение елки в ссср

Традиция устанавливать ёлку насчитывает в нашей стране менее 200 лет. Однако практически на всём протяжении этого срока судьба рождественской ели складывалась более чем непросто – обычай поочерёдно пытались запретить представители церкви, ура-патриоты, коммунисты и просто любители живой природы. Не менее любопытно, что решения о запрете и реабилитации этого, казалось бы, совершенно безобидного обычая принимались на самом высоком уровне.

Как известно, обычай наряжать ёлку в честь наступления Нового года в Россию принёс Пётр I, подсмотревший его во время путешествия по Европе. Однако на протяжении последующих 100 лет иностранная традиция продолжала оставаться чуждой экзотикой. Во-первых, на Руси ель исторически считалась символом смерти, отчего крестьяне чурались нового обычая. Во-вторых, согласно петровскому указу еловыми ветками предписывалось украшать крыши трактиров. Это привело к тому, что питейные заведения начали повсеместно называть «ёлками». Понятно, что при таком имидже новогоднего дерева дворяне также не стремились устанавливать его у себя в домах.

В результате традиция украшать ёлку укрепилась лишь в начале XIX века, после того, как петербургская аристократия решила перенять красивый обычай устанавливать ёлку в честь Рождества у проживающих в столице немцев. 24 декабря 1817 года по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны, супруги будущего императора Николая I, в покоях цесаревича была устроена домашняя ёлка. Подражать примеру начальства в России было модно уже в те времена, а потому ёлки быстро вошли в обиход столичной знати.

«На каждом деревце можно белого повесить!»

Окончательно в российский новогодний интерьер ёлка вписалась лишь к концу XIX века. Традиция укоренилась настолько, что, как писал Василий Розанов, никому уже и в голову не придёт называть её нерусской. Однако, как оказалось, такие всё же нашлись.

Поводом стала начавшаяся в 1914 году мировая война. На волне антигерманских настроений ультрапатриоты требовали напрочь отказаться от всего немецкого, вплоть до зубного порошка и пива. Вспомнили и о ёлочке. «Можно считать почти установившимся мнение, что ёлка – измышление немецкого народа, что русская старина её не знала», – писали «Биржевые ведомости». Масла в огонь подливали священники. Как отмечал доктор исторических наук Антон Иванов, Святейший Синод не преминул разъяснить, что церковь всегда относилась к ёлочной традиции насторожённо. А ректор

Петроградской духовной академии Анастасий прямо заявил, что занесённый от немцев обычай нужно искоренить и возвратиться к «скрепам» – колядованию, пению песен и посыпанию друг друга рожью.

Впрочем, инициатива всё же не получила широкого распространения. Куда более сильный удар по сложившейся традиции нанесли пришедшие к власти большевики.

«Бытует мнение, что советская власть запретила ёлку сразу же после октябрьского переворота. Однако это не так. Сразу после захвата власти большевики на ёлку не посягали», – пишет доктор филологических наук Елена Душечкина. Масштабная атака на обычай, неразрывно связанный с религией, началась лишь в 1922 году, когда было решено противопоставить Рождеству «комсомольские святки».

25 декабря, объявленного нерабочим днём, по стране прокатилась акция. Активисты из комсомола ходили по улицам, наряженные в костюмы буржуев, кулаков и священников, устраивая сожжение «божественных изображений» и читая злободневные стихи:

Скоро будет Рождество,

Гадкий праздник буржуазный…

Тот, кто ёлочку срубил,

Тот вредней врага раз в десять,

Ведь на каждом деревце

Можно белого повесить!

Одновременно комсомольцам рекомендовалось обходить дома и вести «антиёлочную» агитацию. Судя по всему, она велась с таким разгулом, что рвение комсомольцев осудил даже Ленин, назвав его «вредным озорством». Тем не менее пропаганда не прекратилась – спустя два года ленинградская «Красная газета» сообщала: «Заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах не видно ёлок – мало становится бессознательных людей!»

«Предложил Кобе разрешить празднование Рождества»

Реабилитация ёлки произошла в 1935 году. 28 декабря главная газета страны «Правда» опубликовала статью за подписью кандидата в члены Политбюро Павла Постышева, в которой он вспоминал, как до революции дети крестьян и рабочих с завистью смотрели в окна богатых домов на танцующих у украшенной ёлочки детей буржуев. «Давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» – призывал Постышев. Буквально на следующий день в Москве и Ленинграде открылись ёлочные базары, а в домах культуры и школах для детей были устроены ёлки.

Столь быстрая их организация вкупе с неожиданной сменой отношения к «пережитку прошлого» сразу навела многих на мысль, что всё это сделано не случайно. И действительно, спустя много лет Никита Хрущёв раскрыл в своих мемуарах секрет: оказывается, идея снять табу с традиции исходила лично от Сталина, а Постышев был выбран лишь в качестве «говорящей головы». Дело в том, что за полтора месяца до этого Сталин произнёс программную речь об успехах в деле построения социализма, завершив её ушедшей в историю фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее!». Новогоднее торжество с сияющей огнями ёлочкой должно было подтвердить тезис вождя. Теперь празднование Нового года не только не запрещалось – оно стало обязательным мероприятием для всех школ, детских садов и клубов.

Интересно, что похожим образом Сталин позже поступил и с Рождеством, о чём известно гораздо меньше. Его публичное празднование фактически оставалось под запретом, однако с середины 40-х годов власти начали смотреть сквозь пальцы на то, что при церквях священники после службы устраивают для своей паствы рождественские торжества. Подоплёка этого стала известна из опубликованных уже в наше время мемуаров Лаврентия Берии. Оказывается, именно он в марте 1943 года обратился к Сталину с идеей ослабить давление на верующих. Естественно, тоже с дальним прицелом. «Предложил Кобе к концу года разрешить празднование Рождества, – писал Берия в своём дневнике. – Мы к этому времени освободим много новых территорий, немцы там открывали храмы, а попы их где поддерживали, где как. Если мы вернёмся, а храмы останутся, это оценят. А мы ещё Рождество добавим. Получится хорошо. Союзники тоже оценят. Коба послушал, говорит: а что, в дороге и веревочка пригодится, давай».

«Не пора ли прекратить рубку елей в СССР?»

По окончании Великой Оте-чественной войны стройная пушистая лесная красавица стала непременным атрибутом празднования Нового года – теперь на того, кто усомнился бы в целесообразности её присутствия в зале, посмотрели бы с удивлением. Тем не менее в 1959 году всё-таки была предпринята очередная попытка если не сломать, то несколько видоизменить традицию. Впрочем, на этот раз под сомнение ставилась не идеологическая составляющая, а экономическая. Академия наук Армянской ССР направила в союзный Совет Министров письмо, в котором предлагала запретить рубку хвойных деревьев для новогоднего украшения. «В результате усиленной эксплуатации и местами нерационального ведения лесного хозяйства площади лесов Советского Союза быстро сокращаются, – писал председатель комиссии по охране природы академии Х. Мириманян. – Срубается такое количество ели, которое, по минимальным подсчётам, составляет 15 тыс. гектаров. В свете всего этого возникает вопрос: не пора ли прекратить рубку леса на ёлки по всему Советскому Союзу?» В качестве альтернативы представитель академии предлагал наладить производство искусственных ёлок, выращивать ёлочки в кадках либо устроить специальные питомники. Правда, последняя идея ставилась под сомнение, как не исключающая возможности злоупотреблений. И хотя в последующие годы все три инициативы были претворены в жизнь, всё равно главная ёлка страны по-прежнему имеет природное происхождение, ведь настоящий запах праздника невозможно заменить никакими эрзацами.

КСТАТИ

О любопытном курьёзе, связанном с советской новогодней пропагандой, пишет Елена Душечкина в своей книге «Русская ёлка». Каждый ребёнок в СССР с детства знал о том, как Ленин устроил в Горках ёлку для живущих в округе крестьянских детей. Этому событию были посвящены многочисленные рассказы и стихи. Однако авторы старательно умалчивали о дате праздника. И не без причины – ёлка проводилась в канун Рождества, что не вязалось с антирелигиозной пропагандой. Другой проблемой стало описание празднования. Обычно сообщалось, что Ленин пригласил целую кучу детей, веселился вместе с ними и раздавал подарки. Однако попытки разыскать участников торжества ни к чему не привели. «В 1938 году художница Е.С. Зернова обратилась к Крупской с просьбой рассказать о том, как проходила ёлка в Горках. В ответ Крупская написала: «Дорогой товарищ, я не советовала бы Вам брать эту тему. Он был на ёлке в Горках, но тогда он был тяжело болен, его вывезли в кресле, ребят там было очень мало», – пишет Душечкина. Это дало исследователям повод полагать, что в реальности на ёлке в Горках было не более пяти-шести родственников, воспитанников и близких семьи Ульяновых, а также несколько детей обслуживающего персонала.

Все мы знаем, что в СССР люди жили не так, как живем мы сейчас, а потому и праздники они отмечали несколько иначе, хотя многие традиции сохранились еще с тех времен. Далее поговорим о том, как граждане Советского Союза отмечали самый долгожданный и любимый всеми праздник - Новый год.

Как встречали Новый год в СССР, вполне точно описано в советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».
С одним только недочетом – в фильме нет телевизора, по которому показывают эту самую «Иронию», с 1976 года ставшую одной из главных новогодних советских традиций.

Телевизор, как говаривал почтальон Печкин, - это лучшее украшение новогоднего стола. «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» - советские фильмы, передачи и мультики под утро без которых ни один человек В СССР не мыслил себе праздничной ночи.

Все тот же тотальный дефицит приучил советских граждан, что покупать необходимое нужно не накануне праздника, а когда подвернется случай - лучше пусть полежит. Продукты хранились в холодильнике или на балконе,
Готовиться к празднику нужно было загодя.

Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики.



Колбасы-копчёности
Закупка продуктов

Оливье
Ингредиенты

400 грамм вареной колбасы (или отварного мяса)
1 банка консервированного зеленого горошка
5 яиц
2 крупные моркови
3-4 средних картофелины
3-4 соленых огурца
100 миллилитров майонеза
Соль

Опустить яйца в кастрюлю с водой и варить в течение 7-10 минут.
Опустить картофель и морковь в слегка подсоленную воду. Варить до готовности (примерно полчаса).
Нарезать колбасу кубиками.
Нарезать огурцы кубиками.
Яйца пропустить через яйцерезку.
Добавить в салат зеленый горошек.
Нарезать морковь и картофель кубиками.
Смешать салат с майонезом. При необходимости посолить.

Сельдь под шубой
Ингредиенты

филе сельди солёное или целая рыба - 2 ш
средний картофель – 3 шт
яйца – 3 шт
свекла не крупная - 2 шт
морковь - 1 шт
яблоко – 1 шт
лук – 1 шт
майонез

Картофель, свеклу, морковь и яйца отварить, остудить и почистить.
Лук лучше замариновать. Мелко нарежьте, опустите в ёмкость, залейте вровень водой и добавьте 1 ст.л. уксуса. Оставьте на 15 минут.
Если вы используете целую рыбу, очистите её от костей и нарежьте не крупными кубиками.

В рецепте рекомендуется все ингредиенты кроме яблока натирать на мелкую тёрку, так салат будет более мягким.
классическая селедка под шубой
На дно блюда натрите картофель. Сверху поместите сельдь. Далее слой лука, потом тёртой моркови. Следующий слой яблока, тёртый на крупной тёрке. Далее идут яйца, и завершает шедевр свекла.

Не забудьте каждый слой перемазать майонезом.

Из напитков – Советское шампанское, водка «Столичная», лимонад «Буратино», морс и компот. В общем, ели вкусно и сытно, но без особого разнообразия. Одно и то же из Нового года в Новый год.

Она самая

Елка в доме

Самой ранней новогодней традицией - не новой, но возрожденной - стал обычай ставить в доме к Новому году живую ель.Поскольку елки для продажи выращивались специально, они тоже были относительным дефицитом, и потому покупались при первой возможности, а не в удобное время. Обычной картиной, например, в Москве были люди, которые за полторы-две недели до Нового года везли в метро перевязанные бечевкой елки, купленные по случаю. Ёлки хранились подвешенными за окном или на том же балконе. (сказать честно ёлки мы не покупали, батя из леса таскал...)

Новогодние игрушки

Эх, сейчас каких только новогодних украшений не выставляют на полки магазинов! Любой размер, любой цвет, любой стиль, любая цена! Украшения для елки, украшения для интерьера, украшения для двери. Все, что захочешь.Ёлочные игрушки эпохи СССР отличались большим разнообразием форм.

До сих пор у кого нибудь да и завалялись такие…

Фонарики

Новогодние подарки.

Верх ароматного шика - духи «Клима», нижний предел - духи «Быть может»

Мужчине полагалось тоже пахнуть, но выбор был еще меньше: «Саша», «Ландыш», «Тройной».За неимением нормальных подарков, идя в гости, несли с собой деликатесы, какие удавалось урвать: банки с консервированными экзотическими фруктами, черную или красную икру, шикарные конфеты.

Детские новогодние елки

Ах, да, о школьниках!.. Такими же традиционными, как оливье и мандарины, были новогодние «елки» - театрализованные представления для школьников, проводившиеся с середины декабря по середину января в городских ДК. Уровень представлений зависел от того, каких артистов удавалось найти организаторам, но самым главным удовольствием от посещения «елки» были подарки - кондитерские наборы, упакованные в нарядные картонные коробочки.

Лучшей и главной «елкой» считалась та, что проводилась в Кремлевском дворце съездов. Билеты на нее в свободную продажу практически не поступали, а распределялись по предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Уровень спектакля на этой «елке» был самым высоким, а подарки - самыми богатыми: каждый год для них делались новые уникальные пластиковые упаковки, зачастую представлявшие собой приблизительные копии кремлевских башен.

Наверное, именно потому, что Новый год был в СССР самым общим праздником (кроме разве что Дня победы, но его начали отмечать только с 1965 года), люди старшего поколения до сих пор вспоминают о нем с ностальгией. Те, кто во времена позднего застоя был школьником, хорошо помнит радостное предчувствие, наполнявшее предновогодние дни.

девочка украшает елку
Во времена существования Советского Союза празднованию Нового года уделялось большое значение. О Рождестве помнили только богобоязненные старушки, поэтому всю силу и энергию направляли именно на Новый год. Дети каждый день отрывали листок календаря и считали, когда же наступит праздник. Ждали его с нетерпением, ведь Дед Мороз каждому ребенку обязательно дарил кулек конфет. Без него елка потеряла бы для детей часть своего очарования. Кулек пах по-особенному: новеньким целлофаном, дорогими конфетами и печеньем, и мандарином, который обязательно клали в подарок.

Наступал день, когда в домах появлялась елка. Купить в те годы приличную зеленую красавицу было прочти невозможно. Они продавались почему-то кривыми, с редкими ветвями. По этому поводу не уставали шутить в журнале «Крокодил», а юмористы утверждали, что за елкой надо отправляться на три базара, на одном приобретать ствол, на другом - ветви и на третьем - хвою. Елочные базары устраивали только в более-менее крупных городах, в небольших населенных пунктах население покупка елкипоступало просто: глава семьи брал топор и отправлялся в близлежащий лесок. Самовольная порубка не приветствовалась, но елочки стояли в каждом доме. Этот вариант приобретения зеленой красавицы был удобен и тем, что можно было подобрать деревце, подходящее по высоте и пушистости.

Елка занимала место в центре дома, ставили ее в крестовину или ведро с влажным песком, и начинали наряжать. Игрушки в те годы были очень красивые, сделанные по-особому, с душой. Огромные шары, казалось, могут лопнуть от одного неловкого взгляда, стеклянные колокольчики, лодочки, разноцветные сосульки, цветочки были очень хороши. Еще продавали тематические игрушки, выпущенные к определенному событию, например, ракеты. Много было картонных игрушек, причем разукрашенные зверушки были очень похожи на настоящих. Часть елочных украшений крепилась к ветвям прищепками. И получалось, что на веточке стоит бравый мальчишка или девочка в нарядном платьице. Некоторые игрушки отделывали поролоном, его любила моль и, спустя годы, платочки на матрешках расползались, цыплятки лишались крылышек, а курочки гребешков.

елочные игрушки в магазине
На верхушку елки водружали блестящую макушку или пятиконечную звезду. И, конечно, украшали дерево гирляндами: шишками, фонариками, крохотными лампочками, а также стеклянными бусами, дождиком. Вешали на нитках и конфеты. Елка получалась очень красивой, нарядной, она стояла, как сказочная принцесса. И всем было понятно, что такое волшебство не может продлиться долго, поэтому дорожили каждым часом, чтобы полюбоваться на красавицу.

В преддверие праздника ребятишки самостоятельно, а иногда вместе со взрослыми принимались клеить гирлянды. Для этого закупали цветную бумагу, листы резали на полоски и клеили маленькие кружочки, потом эти кружочки соединяли между собой. Самое главное. чтобы все колечки были разноцветными, рядом не должно было находиться одинаковых. Клеили и флажки. Подготовка была не менее интересной, чем сам праздник. Из ваты делали гирлянды. Шарики ваты нанизывали на длинную нитку и привязывали к ней коротенькие нитки тоже с ватными шариками. Подоконники устилали ватой и ставили на них пластмассовых Деда Мороза и Снегурочку. Вату рвали на кусочки и кидали на еловые ветви, чтобы она напоминала снег.

С пиротехникой в те годы было не просто туговато, она полностью отсутствовала. На Новый Год покупали хлопушки и бенгальские огни. Этого хватало. Друг друга, посыпали конфетти и кидали на елку разноцветные ленты серпантина. Они красиво свивались в мелкие и крупные кольца.

Очень любили украшать елку снежинками. Их вырезали из тончайшей бумаги, только она была залогом того, что получится настоящая изысканная снежинка. Вырезать их получалось не у всех, для этого нужен был особый талант.

Новогодние праздники несли в семьи советских людей радость. Даже, если телевизор барахлил, и не удавалось посмотреть праздничную передачу, никто не грустил, ведь в комнате светилась огнями, блестела красавица елка, настроение у всех было благодушное, довольное. Новый год всегда внушал уверенность, что дальше будет лучше, веселей, все сложится удачно и хорошо.

Давайте окунёмся в ностальгию и вспомним, как в советском союзе люди готовились к самому светлому и тёплому празднику - Новому году. Ведь в то время всё было по-другому: продукты были в дефиците, люди жили скромно, но все были дружными и счастливыми!

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».

Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. , пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.» Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставался рабочим днем.

1941 год, Колонный зал Дома союзов.

1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год.

Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.

Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные из стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.

Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.

Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.

Обязательно надо было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые, ввиду отсутствия сезонных овощей, были неотъемлемой частью праздничного стола.

Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.

Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.

Или долго стоять в очереди.

Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.

Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье – его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.

Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.

“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.

Последний этап подготовки – протереть (починить) телевизор, который, как утверждал почтальон Печкин, является “лучшим украшением новогоднего стола.” «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой огонек», «Морозко» – советские фильмы, передачи и мультики под утро, без которых ни один советский гражданин не мыслил себе праздничной ночи.

И напоследок несколько душевных и тёплых фотографий Нового года советского времени:

Давайте окунёмся в ностальгию и вспомним, как в советском союзе люди готовились к самому светлому и тёплому празднику - Новому году. Ведь в то время всё было по-другому: продукты были в дефиците, люди жили скромно, но все были дружными и счастливыми!

C 1918 по 1935 г. Новый год не был официальным государственным праздником, однако большинство семей традиционно отмечало его наряду с Рождеством. Таким образом, в первые десятилетия советского союза праздник считался скорее «семейным».


Впервые праздник официально отпраздновали лишь в конце 1936 года, после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда», вот небольшой ее отрывок: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины.»

Новый год государство разрешило отмечать, однако 1 января оставался рабочим днем.


1941 год, Колонный зал Дома союзов.


1942 год, Группа разведчиков Западного фронта встречает Новый год.

Знаменитый фотограф Эммануил Евзерихин запечатлел свою семью у елки, 1954 год.



Только после войны начали по-настоящему складываться традиции празднования Нового года в СССР. Стали появляться елочные игрушки: в начале очень “скромные” – из бумаги, ваты и прочих материалов, позднее – красивые, яркие, сделанные стекла и похожие на украшения елок дореволюционного времени.



Само собой, игрушки не могли избежать советской символики – елки украшали всевозможные алые звезды, дирижабли и изображения пионеров и октябрят.


Готовиться к праздникам в СССР нужно было загодя. Во-первых, закупить продукты – то есть, «достать», выстоять в часовых очередях, получить в продуктовых заказах шпроты, икру, копченую колбасу.


Обязательно было приготовить оливье, холодец, заливную рыбу, морковный и свекольный салаты, селедку под шубой, открыть заготовленные с лета маринованные огурчики и помидорчики, которые ввиду отсутствия сезонных овощей были неотъемлемой частью праздничного стола.


Те, у кого имелся знакомый продавец в продуктовом магазине, могли позволить себе на Новый год коньяк за 4 рубля 12 копеек, шампанское «Советское» полусладкое, мандарины.


Готовые торты тоже были дефицитом, поэтому в основном приходилось печь самим.


Или долго стоять в очереди, как на этой фотографии.


Во-вторых, нужно было обеспечить ребенка билетом на Новогоднюю елку, подарком, костюмом снежники из марли или нарядом зайчика и мандаринами. Подарок, в составе которого были и карамельки, и яблоки, и грецкие орехи, предоставлял родителям профком. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны – сначала в Колонный зал Дома Союзов, а после 1954 года – на Кремлевскую елку.


Учащиеся ПТУ пришли на кремлевский новогодний праздник в национальных костюмах. Даже лестница плотно забита! 1955 год.


Киноактриса Клара Лучко у елки, 1968 год.

В-третьих, каждой советской женщине всенепременно требовалось новое модное платье –его можно было сшить своими руками или в ателье, в редких случаях – купить у фарцовщиков; магазин был последним местом, где реально было добыть себе соответствующую поводу обновку.


Новогодние подарки – очередное препятствие для советских граждан в процессе подготовки к Новому году. С любыми товарами в стране была напряженка, а с красивыми товарами дело было еще хуже, поэтому наши родители отправлялись в гости, прихватив шампанское, колбасу, желательно – «Сервелат», консервированные экзотические фрукты (ананасы), банки с красной и черной икрой, и коробки шоколадных конфет.


“Ничто так не красит женщину, как перекись водорода.” – этот тезис становился как нельзя более актуален накануне каждого новогоднего торжества в Советском Союзе. Словосочетание «салон красоты» тогда не поняли бы самые завзятые модницы. В парикмахерские записывались за несколько недель, подготовка прически, макияжа и всего «новогоднего облика» требовала от советских женщин максимум времени, изобретательности и самостоятельности – иногда прически делали умелые руки подруг.


Top