Проблемы воспитания в семье. Родительское собрание «Проблемы современного семейного воспитания»

Семья для ребёнка – это теплота, любовь, понимание родителей. В современном обществе многие семейные ценности утрачивают свою значимость для подрастающего поколения.

Уважение к старшим уже не всегда соблюдается детьми. Родители иногда меньше проводят времени с детьми, не вкладывают силы и знания в их обучение, зарабатывать деньги и обеспечивать семью – это приоритет первого плана некоторых родителей.

Роль семьи в обществе и проблемы воспитания

Общество диктует современным семьям права воспитания, основой которых становится личность ребёнка, наказания запрещены, институт семьи теряет рамки значимости. Некоторые семьи живут в гражданском браке, что лишает детей возможности быть законнорождёнными. Проблемы воспитания также усугубляются, если брак родителей распадается, семья становится не полной, а дети подвергаются психологическому стрессу.

Для счастливого будущего ребёнка важно иметь полную семью с любящими родителями. Проблемы с деньгами, личные, на работе, в отношениях с супругами, родственниками, плохо влияют на гармоничную жизнь людей. Важно учиться родителям, контролировать свои эмоции, искать пути в организации своего времени на общение с детьми, работу, отдых. Счастье семьи зависит не от количества заработанных денег, а от рационального использования того заработка, который может иметь определённая семья. На семейном совете желательно решить, что является главным и необходимым для гармонии семьи, а потом уже искать пути достижения своих целей.

Причины неправильного воспитания, развития детей в современной семье

Можно выделить несколько значимых причин:

  1. Многие дети предназначены сами себе. На площадке мамы разговаривают, малыши сами по себе исследуют мир. Родителям, чтобы многое успеть в жизни, делают часть дел, одновременно общаясь с ребёнком. Для их счастья время родителей дороже всех благ цивилизации, время, проведённое вместе ценнее, чем достаток семьи.
  2. Вседозволенность в воспитании. От этого страдают в первую очередь дети, так как разрушается их внутренняя гармония и духовность, стираются грани социализации здоровой личности. Родителям стоит подумать, не делают ли они хуже ребёнку, ориентируясь на такое воспитание, лучше найти золотую середину в этом вопросе для гармоничного развития любимых детей.
  3. Пагубное влияние информационных технологий на детей. Излучение, психологические расстройства, стресс, нервозность, капризность, перевозбуждение – это основные причины такого воздействия на развивающуюся личность. Важно мудрым родителям ограничить возможности нарушения гармоничности и спокойствия ребёнка.
  4. Детское потребительство. Близкие люди работают и живут, чтобы удовлетворить все желания ребёнка, забывая о своих потребностях, возможностях. Правильнее было бы приучать ребёнка к трудовой деятельности, на собственном примере и рассказами о вашем детстве показывать, что деньги необходимо зарабатывать, заслуживать за успешное её выполнение.

Счастье современной семьи в руках родителей, как хранителей семейных ценностей, правильных устоев общества и воспитания. Помогите вашим детям в правильной социализации, гармоничном развитии, учитывайте их внутренние силы, способности, характер. Будьте им справедливыми наставниками и хорошими друзьями, собеседниками, учитесь их слушать и слышать, тогда Вам удастся решить проблемы в воспитании детей.

Родительское собрание

Доклад классного руководителя по теме собрания

«Проблемы современного семейного воспитания».

Дети мечтают о свободе и равенстве, а больше всего ценят уважение к себе как к личности. И страдают от того же, что и взрослые – от зависимости, от непонимания, от одиночества.

Конечно, у каждого такие мама и папа, воспитатели, учителя, каких им бог послал. Но когда мы наказываем, разрешаем или запрещаем, хвалим, даём указания, то должны помнить: ребёнок имеет право выбора, имеет право на собственные ошибки и уроки, на честность и уважение.

Тема нашего собрания сегодня «Проблема современного семейного воспитания».

Семья – созданное на основе обоюдного желания основное звено членов общества, которые связаны между собой экономическими отношениями и которые несут моральную ответственность за каждого члена семьи.

Семейное воспитание – процесс воспитания детей, процесс осознанного формирования родителями духовных, интеллектуальных, физических, эстетических, трудовых навыков и качеств детей.

Почему же необходимым для родителей является осознание важности именно семейного воспитания? По исследованиям ведущих современных педагогов, психологов и учёных подсчитано, что 86% успешного воспитания зависит от семьи. И только 14% - это воспитание в детских образовательных учреждениях, на улице, и т. д.

Что же обуславливает такой высокий процент?

1) Семейное воспитание отличается глубоким эмоциональным интимным характером. «Проводником» такого воспитания является родительская любовь и определенные чувства.

Любая мама очень тонко чувствует своего ребенка, она пережила с ним различные минуты радости, грусти, счастья, горя. Никакие отношения с другими людьми не дают такой глубокой эмоциональной связи с ребенком.

Отцовство – высоконравственное социальное качество.

2) Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительным воспитательным воздействием матери, отца, других родственников. Обеспечивает положительное развитие нервной системы, формирует у ребенка навыки и привычки. Отличается единством требований.

3) Семья владеет объективными возможностями для включения ребенка с первых дней жизни в разнообразные виды деятельности (путешествия на различных видах транспорта, посещение различных общественных мест – магазинов, театров, музеев, с полутора лет возможно включение ребенка в трудовую деятельность – трудовые поручения) .

4) Только семейное воспитание даёт возможность осмысления своего пола и овладения реальным ролевым поведением (наблюдают поведение отца и матери в повседневной жизни) .

5) Семейное воспитание даёт большой потенциал для развития культуры быта. Каждая семья имеет определённые традиции – празднование дней рождения, каких либо других праздников, в течение которых ребёнок учится культуре приёма гостей, ведению беседы за столом и т. п.

Итак, мы говорим о факторах, которые обуславливают успешность семейного воспитания. Но современная жизнь диктует свои условия, и многие семьи сталкиваются с большим количеством проблем.

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.

- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье : каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.

- Сложные условия жизни, изменение ценностей и жизненных приоритетов . Основная задача, которую ставят родители перед собой – накормить и прилично одеть ребёнка. Не каждая семья сейчас может себе позволить покупать книги, развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Отсутствует система духовного воспитания – в погоне за «копейками» не всегда хватает сил и времени на мысли о духовности и морали.

Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей . Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Исходя из этих проблем, дети становятся «заложниками» своих родителей. Для детей отводится в семье определенная роль, которая формирует характер ребенка.

Рассмотрим основные «роли» на примере «трудных» семей.

«Кумир семьи». Ребёнок вызывает общее восхищение домашних, как бы он не вёл себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая или почти любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми, а тот из взрослых, кто этого не делает, вызывает нарекание остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребёнку. На первый взгляд это выглядит как вполне понятное чадолюбие. Люди, сотворившие из ребёнка кумира ста нут весьма убедительно доказывать, что они «живут для детей». Иногда это действительно так, и, тем не менее, одобрить подобное отношение к ребёнку трудно. В такой атмосфере он вырастает изнеженным, капризным, а главное – эгоцентричным, поскольку с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. В отдельных случаях столь «беспредельная» любовь к ребёнку не так бескорыстна как кажется, не исключено, например, что возведение его в кумиры является отображением соперничества взрослых. Каждый из взрослых – мама, папа, и т. д. – путём демонстраций исключительной привязанности к ребёнку пытается утвердить своё главенство в семье. При этом величина «вклада» каждого в заботу о ребёнке подспудно оказывается козырем в «игре» взрослых.

Возможен другой вариант: «кумир семьи» сам того не зная, выполняет функцию цементирующего фактора, поддерживающего семейный очаг в условиях мнимого сотрудничества взрослых. Истинного взаимопонимания, готовности к эмоциональной поддержке в семье нет, но все заинтересованы в сохранении видимости благополучия, и общее восхищение ребёнком превращено в символ семейного «единства».

«Мамино сокровище». В данном случае ребёнок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. За навязыванием ребёнку подобной роли может таится немало сложных психологических причин (мать, неудовлетворённая своим супружеством, бессознательно пытается излить на ребёнка всю присущую ей страстность, нежность, жертвенность – то же самое происходит и с папой. Ребёнок при этом ставится в нелёгкое положение: он прекрасно чувствует особое отношение к нему кого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимается отсутствие такого же отношения со стороны других. Для детей мучительно «разрываться» между несколькими старшими, отчетливо при этом осознавая, что с одними надо вести себя не так, как с другими. Роль чьего-то любимца, навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми. Соперничество взрослых обычно проявляется в традиционном вопросе к ребёнку: «кого ты больше любишь? ». Удовлетворяя таким образом своё тщеславие и подчеркивая своё значение в глазах других взрослые травмируют и дезориентируют ребёнка, поневоле воспитывая в нём лицемерие и изворотливость.

«Паинька». Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребёнок, с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. А между тем за попыткой взрослых сделать ребёнка безукоризненным нередко скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Люди не умеют и не считают нужным эмоционально проникать друг в друга, делиться в семье сокровенным и наболевшим. Предпочтительнее сделать вид, что конфликтов нет, чем искать способы из разумного, человеческого разрешения. От ребёнка ждут, в первую очередь, соблюдения приличий, эти ожидания он и подтверждает своим образцовым поведением, за это и вознаграждается старшими. Каково действительное содержание внутренней жизни ребёнка до этого, в сущности, никому нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребёнка нормой существования на всю жизнь.

Не так уж редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки, к искреннему недоумению своей семьи. Добавим к этому, что очень часто, навязывая ребёнку роль паиньки, родители подсознательно тешат своё самолюбие и обязывают ребёнка к поддержанию семейного престижа. При этом у ребёнка формируются и культивируются родителями завышенные притязания к самому себе и страх несоответствия своих достижений этим притязаниям. Если по началу каждый промах в поведении ребёнка ставится на вид ему родителями, то в последствии он сам ставит себе в вину любую, даже малейшую неудачу в жизни. В детстве он этим, можно сказать, подводит всю семью: став взрослым он усматривает в неподтверждении своих ожиданий свою неполноценность, несостоятельность, что делает его уязвимым к трудностям, критике, неизбежным ошибкам. Он продолжает смотреть на себя не с позиции самостоятельного человека, а как бы требовательными родительскими глазами… таким образом ребёнок, который «слишком хорош», не всегда есть свидетельство правильного воспитания.

Особый случай представляет собой роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть не мало детей, здоровье которых требует особого внимания и ухода. Однако в жизни можно наблюдать и такую картину: долго болевший ребёнок практически выздоравливает и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако кто-то в семье упорно продолжает трактовать его как болезненного, слабого и требовать от остальных такого же отношения к нему. Тут-то и раскрывается условная «выгода» болезненности ребёнка для кого то из членов семьи. То ли он призван служить опять-таки козырем в чьей-то игре, то ли средством чьего-то самоутверждения.

В иных случаях взрослым не удаётся, а может быть, и не хочется, ломать сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком. Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая привычно хлопотать вокруг него, чем искать новые полноценные формы духовного контакта. К тому же, миссия опекающего продлевает родительскую власть над подрастающим ребёнком. Мы видим, что навязывание ребенку роли болезненного может оказаться не чем иным, как формой мнимого сотрудничества с ним, то есть подменой подлинного сотрудничества.

Еще одна аномальная роль – это роль «Золушки», когда из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям или взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и не самостоятельным. Но это уже крайний пример того, как взрослые корыстно используют ребенка в выгодной для них функции.

Во всех рассмотренных случаях мы видим, что ребенок воспринимается взрослыми, как средство для достижения своей личной цели (самоутверждение, снятие ответственности за воспитание) или нежелание вообще брать на себя задачу воспитания. Во всех рассмотренных случаях у детей формируются негативные черты характера: изнеженность, капризность, искажение представлений о людях противоположного пола, завышенные притязания к самому себе или чувство неполноценности. В этих примерах мы видим ошибки воспитания взрослых, которые делаются подсознательно, рассуждая при этом так: «Вот взять меня, и били в детстве, и ругали, и ничего – вырос, стал человеком! » И не всегда люди могут сказать, что его могли бы сделать человеком получше и другим способом.

В обычной здоровой семье с нормальным психологическим климатом ребёнку не уготованы никакие фиксированные роли. Его любят – он чувствует себя «кумиром семьи», сделал шалость, воспринимают как ужасного ребёнка, наказывают. Стараясь вернуть себе расположение он становится паинькой, а иногда и хитрецом. Он то мамино сокровище, то папино, но всё это мимолётно, так как его никто к этому не обязывает даже и подсознательно. А вот роли, которые никогда не бывают в нормальной семье: «Золушка», «забитый». Какая же роль отводится ребёнку в нормальной семье? Это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле воспитания у ребенка формируются важнейшие качества: общности с родными, личной ответственности перед другими, гордости за участие в жизни своей семьи.

Каким же образом добиться положительных результатов и избежать ошибок в воспитании детей? На формирование отношений в семье вообще и на характер ребёнка в частности влияют установки – то есть наиболее часто произносимые слова и фразы в адрес кого-то из членов семьи. Установки положительные – несут положительный настрой, высокую эмоциональность. Установки отрицательные – угнетают, снижают самооценку, унижают.

Давайте рассмотрим наиболее распространённые отрицательные выражения, адресующиеся детям. (Приложение №1)

А теперь рассмотрим положительные установки. (Приложение № 2)

Каким же образом каждому из вас конкретно можно изменить установки?

Инструкция.

Шаг 1. Попросите родственников последить за вами в течение определённого времени (один день, два, три) и записать наиболее часто используемые вами выражения.

Шаг 2. Проанализируйте и уберите из общения отрицательные выражения.

Шаг 3. Замените их положительными репликами.

Совет психолога «Разрешение конфликтной ситуации»

1. Сделайте глубокий вдох – выдох.

2. Посчитайте до 10 в спокойном темпе. Таким образом угаснет первая волна гнева, раздражения.

3. Подумайте, действительно ли всё так страшно, непоправимо и угрожало жизни и здоровью ребенка.

4. Принимайте меры к решению ситуации.

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать счастливым и здоровым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться.

Так догадывайтесь! Помогите детям стать активными, энергичными, жизнестойкими!

УДАЧИ, ВАМ!


ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Миронова Мария Николаевна 1 , Ворошилова Оксана Сергеевна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им.Козьмы Минина


Аннотация
В статье рассмотрены проблемы воспитания ребенка. Цель данной статьи - убедить родителей, что воспитание ребенка это очень важный процесс, требующий к себе пристальное внимание. Так же рассмотрен вопрос о влияние и взаимоотношение семьи на развитие личности ребенка, приведены разные примеры. Рассмотрены мнения психологов по этому поводу. Проанализированы мнения педагогов З. Фрейда и Я. Корчака.

PROBLEMS OF FAMILY EDUCATION

Mironova Maria Nikolaevna 1 , Voroshilova Oksana Sergeevna 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University


Abstract
The article deals with the problem of raising a child. The purpose of this article - to convince parents that raising a child is a very important process that requires much attention. Just consider the question of the impact of family and the relationship to the development of the child"s personality, given different examples. Having considered the views of psychologists on the subject. Analyzed the views of teachers of Z.Freud and J.Korczak.

Очень часто в повседневной жизни можно услышать такую фразу, как “У хороших родителей вырастают хорошие дети”. Однако сложно объяснить, какие родители хорошие.

Одни родители считают, что хорошими можно стать, для этого достаточно прочитать специальную литературу для правильного воспитания детей. Другие считают, что нужна только забота и любовь. Таким образом, они лишь учатся быть хорошими родителями и ошибки неизбежны.

Данная проблема всегда была и будет актуальной, ведь дети – это наше будущее. И непрерывный процесс рождения детей в мире и смена поколений, будет заставлять общество обращаться к данной проблеме очень часто. Немаловажно понимать, что воспитание детей – это противоречивый и сложный процесс. В широком смысле семейное воспитание – это концепция образования и воспитания, складывающаяся в условиях определенной семьи силами родителей. В узком смысле это сложная система.

Когда мы производим оценку своей деятельности, то, как правило исходим из некого идеала, нормы. Стоит отметить, что в воспитательной деятельности такой абсолютной нормы нет. Во-первых, в родительском труде, бывают ошибки и неудачи, а во-вторых, ребенок индивидуален, и нуждается в особенном подходе, который будет отвечать его темпераменту, наклонностям и характеру.

В нашем мире, родившийся ребенок начинает его познавать. Первое, что с чего начитается его познание, это поведение людей, которые его окружают. А близкими является его семья. Для ребенка семья – это мир, в котором он считается неким гарантом, оберегающий его от внешних негативных влияний и дающий чувство уверенности своей необходимости в обществе. Поэтому необходимо создать такие условия для ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в этом мире.

В настоящее время у многих, возникает вопрос: а как правильно создать такие условия, чтобы ребенку было хороши в ним?

В основном, воспитание в семье основано на чувствах, таких как, любовь к ребенку или любовь между родителями. В книге польского педагога Януша Корчака “Как любить ребенка” написано, что: ребенок – это тонкий психолог. С данным утверждением, полностью согласны. Ведь ребенок тонко воспринимает реальность, своей прозорливостью он видит все мелочи и ощущает это мир ярче и глубже. Важно учитывать это. И следует не забывать, что родительская любовь – это гарант его счастья и благополучия. Так как ребенок полностью зависит от родителей и не может сопротивляться воле взрослых. Но если родители не будет прислушиваться к ребенку, то он просто на просто начнет замыкаться в себе и копить обиды, которые со временем могут превратиться в озлобленность.

Из всего выше сказанного следует: во-первых, что родители играют огромную роль в жизни ребенка; во вторых, нужно уважать и любить своего ребенка; в третьих, нужно воспринимать ребенка как личность, у которого тоже есть свои мнения и желания.

При подробном рассмотрении взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных ошибок.

Например, когда родители не считаются с мнением ребенка, а стоят на своем и не дают ему действовать самостоятельно, то тогда у ребенка не развивается потребность к решительности и автономности. Или, например, когда ребенок воспитывается по собственному усмотрению – то есть никакого контроля и полная свобода, то это может привести к тому, что он станет неуправляемым, вредным и капризным. Другой подход – когда ребенок воспитывается в строгости, не зная любви, может вырасти с психологическим отклонением, что в дальнейшем скажется на его нервной системе. А в случаи, если ребенку дают много заботы и много опекают, то став взрослым, будет не самостоятелен, и не будет уметь приспосабливаться к действительности. Можно привести множество примеров с ошибками взрослых в воспитании.

Все это относится к уклонениям в воспитании. А происходит это, из-за незнания родителей как правильно воспитывать ребенка и непредвиденности результатов своего поведения.

Психологами было высказано мнение, что характерные черты и поведение родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считается, что если кто-то из родителей показывает такие эмоции, как грусть, печаль, то и у детей будут они проявляться. Намного сложнее оказалось изучение этой темы. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт ребенка не в такой мере сильна. Почти все обуславливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Психологам теперь понятно, что одна и тоже характерная черта поведения родителей может в зависимости от различных условий, а в дальнейшем от устойчивого поведения ребенка. Можно привести пример, когда родитель, обладая таким чертами характера, как резкость, несдержанность, может вызвать у своего ребенка схожие черты, такие как, дерзость, грубость или на оборот, угнетенность, неуверенность.

Взаимосвязь воспитания с иными видами деятельности, подчинение воспитания тем или другим мотивам, а так же, а так же место воспитания в целостной личности человека – это и придает воспитанию каждого родителя особым, индивидуальным характером.

По этой причине будущие родители, должны начать с анализа самих себя, чтобы воспитать ребенка сознательно.

Так же необходимо иметь ввиду, что дети по своей натуре очень восприимчивы. Для них мир является честным и благородным, и в ответ они ждут того же. Отсюда появляется вопрос – откуда же тогда в нашем обществе берутся преступники, убийцы и другие люди с девиантным поведением?

Зигмунд Фрейд утверждал: “Все проблемы – родом из детства”. С этим нельзя не согласиться. Потому что с детства формируется характер, складывается некий образ поведения. И если вы стремитесь воспитать счастливого, уравновешенного и здорового ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда рядом, любить и уважать, то нужно иметь ввиду, что воспитание в семье – это противоречивый и сложным процесс, который может быть изменчив, разнообразен и результаты родительского влияния видны не сразу.

Необходимо отыскать ту грань любви и строгости в воспитании, для того чтобы ребенок вырос самостоятельным, независимым и личностью, которая будет находиться в гармонии с собственным внутренним миром. Так же не следует забывать, что главная цель в воспитании ребенка – это разностороннее развитие ребенка. И воспитание должно быть направленно исключительно на этот результат.

Подводя итого можно сделать вывод, что стараться как можно лучше воспитать своего ребенка, несмотря на усталость и работу. Ведь если будет упущен хоть один из моментов, то вернуть уже будет ничего нельзя. Это нужно понимать и знать.


Библиографический список
  1. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: Владос, 2013. – 408 c.
  2. Основы семейного воспитания. – М.: Academia, 2014. – 192 c.
  3. Холостова Е. И. Семейное воспитание и социальная работа / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 c.

"Жизнь в семье" или актуальные вопросы
воспитания и образования

Мосягина Надежда Александровна

Работая в образовании более 25 лет, я имею на многие социально-педагогические вопросы конкретные ответы.

Главный смысл и цель семейной жизни --- воспитание детей. Главная школа воспитания детей ---- это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери (В.А.Сухомлинский)

Семья есть благо
(Платон)

Семья начинается с детей
(А.И.Герцен)

Дети святы и чисты
Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине
(А.П.Чехов)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи
(Л.Н.Толстой)

Если бы существовала возможность с помощью особого спидометра измерить темп жизни, то во многих семьях прибор явно бы показал, что уже преодолели скорость звука. Все мы так невероятно заняты, что с трудом можно предположить, что есть еще и домашняя жизнь. Какое воздействие может оказать бешеный темп жизни на семью, особенно на детей? Кто неизбежно окажется проигравшим от такой жизни на скоростной трассе, так это ребенок.

Оказывается, что чаще всего именно дети не вписываются в реест неотложных дел родителей, хотя, все делается для детей, во имя будущего детей. Чтобы как следует справляться с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие, требуется время на них. Почитать и обсудить книги, выслушать все истории ребенка, которые для него имеют большое значение на данном этапе, это и есть тот фундамент, из которого строится уважение в семье. Но если в семье постоянно царит напряженный деловой распорядок дня, то такая заорганизованная до отказа жизнь приводит к усталости, которая порождает раздражительность. Раздражительность формирует безразличие, что может восприниматься ребенком как недостаток настоящего чувства к нему, к его личности со стороны родителей. Разве мы не понимаем, что наши дети уйдут от нас быстро и у нас не останется ничего кроме воспоминаний о тех годах, когда они так нуждались в нас? Поэтому если в семье появились дети, то они должны вписываться в повседневный распорядок жизни взрослых людей.

Бывают ситуации, когда подросток решил стать человеком « выпавшим» из социальной системы и уйти из дому. Любому человеку трудно предсказать свое поведение в критической ситуации, поэтому неразумна со стороны родителей требовательность и властность в отношении подростка, вступающего в юношеский возраст. Это может способствовать тому, что он бросит вызов родителям только для того, чтобы доказать свою независимость и взрослость. Кроме того, если отец и мать станут кричать на своего сбившегося с пути ребенка, то он вряд ли сумеет почувствовать всю ответственность за собственное поведение. Когда родители слишком эмоционально переживают за все, что касается их ребенка, он чаще всего начинает предполагать, что они обязательно выручат его, если он попадет в беду. Гораздо мудрее смотреть на ребенка в этом возрасте уже как на взрослого человека. Если именно так воспринимать подростка, признавая за ним соответствующий статус в семье, то с большой вероятностью он и действовать станет, как взрослый человек. Приемлемая реакция со стороны родителей может быть такой, «Понимаешь, мне кажется, что ты сейчас делаешь выбор, который повлияет на всю твою последующую жизнь. Мне бы хотелось, чтобы мы с тобой вместе проанализировали все «за» и «против». Окончательное решение останется за тобой. Я не буду становиться на твоем пути». Ребенок понимает, что теперь вся ответственность ложится на него.

Конечно, формирование чувства ответственности надо начинать еще в подростковом возрасте. Родители должны из года в год возлагать на него все большую ответственность за его решения и действия. Причем так, чтобы к тому времени, когда он выйдет из - под их контроля, он уже мог действовать самостоятельно. В Евангелии от Луки содержится подходящая ситуация история о молодом падшем человеке. Она называется притчей о блудном сыне. В ней содержится несколько важных суждений, которые подходят к проблемам нашего времени. Во - 1, отец, не пытался разыскать своего сына и вернуть его домой. Юноша был достаточно взрослым, чтобы самому принимать решение, и отец предложил ему право самому определить свой жизненный путь. Во-2, отец не пришел ему на выручку, когда у сына возникли финансовые проблемы. Он не послал ему денег, и сын пришел в себя. Возможно, мы иногда мешаем нашим детям «прийти в себя», не давая им ощутить на себе последствия собственных ошибок.

Родители, которые всегда торопятся выручить своего ребенка в трудных ситуациях, нередко оказывают ему плохие услуги. В- 3, отец приветствовал возвращение сына домой, не подверг унижениям, не стал его обвинять: » Я говорил тебе, что ты натворишь много плохих дел» или « Ты испортил жизнь своей матери и мне до самой смерти. Все вокруг только и говорят о том, какого ужасного сына мы воспитали» Вместо подобных фраз отец произнес слова, которые обнаружили великую глубину его любви к своему взрослому ребенку» …сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся »(Лука 15: 24)

Вопросы образования Родители задают вопрос может ли быть полезен перевод ребенка из одной школы в другую?

На конкретном примере личного характера считаю, что перевод может принести пользу, так как бывают ситуации, когда смена школы, а порой и смена учителей в рамках одной школы просто необходимы ребенку. Такую возможность следует предоставить учащимся, если этого требуют какие - то обстоятельства. Например, возникает проблема социального характера, которую ему легче разрешить в другой школе, в других условиях. Если ребенок с трудом выполняет требования, которые ему предъявляют, то одним из выходов из подобной ситуации может стать переход в более подходящую для него школу или в другой класс.

Из опыта работы. Анализ анкеты показывает, что:

Учащиеся начальной школы и даже старшеклассники склонны с большим восторгом относиться к строгим учителям. Почему это происходит?

Учителя, которые поддерживают порядок на уроках, чаще становятся самыми уважаемыми преподавателями среди педагогического коллектива. Учащиеся почти всегда любят учителя, который может контролировать ситуацию в классе без излишней агрессивности и нажима. Первая причина такого отношения детей связана с тем, что порядок создает ощущение безопасности. Многие дети не слишком справедливы по отношению друг другу. Не всегда относятся к другим людям с пониманием, поэтому они чувствуют себя спокойнее, когда у них строгий учитель, который в трудной ситуации найдет правильное решение. Вторая причина , по которой дети уважают строгих учителей. Если кто - либо нарушает правила, дети хотят наказания нарушителям. Они преклоняются перед учителем, который может приводить в действие основанную на равных правах и обязанностях систему правил поведения. И наоборот, учитель, который не контролирует ситуацию в классе, допускает возможность отстраниться от совершаемых нарушений, не может пользоваться уважением учеников, так как нарушает основы системы ценностей, в которой существуют дети. Третья причина, которая способствует восторгам детей к строгим учителям, связана с тем, что хаос на занятиях создает в классе нервозность. Крики, неразбериха кажутся детям забавным в течение десяти минут. На смену веселью приходит замешательство, которое вызывает чувство усталости и раздражения. Остается только пожелать, чтоб все учителя без исключения отдавали себе отчет в этом и понимали, что самые строгие судьи - дети.

Актуальным в школах остается вопрос о школьной форме. Анкетирование учащихся по - прежнему показывает, что учащиеся старших классов не хотят обязательную школьную форму.

Выбор прически и стиля одежды является предметом быстроменяющейся моды.

Однако соблюдение определенных норм и стандартов составляет важный элемент дисциплины. Гораздо большей ошибкой считается не требовать от детей ничего не устанавливать никаких требований, в том числе школьной формы. Разумные правила и порядок составляют важную часть всей образовательной системы.

Учитель. Работает в 5 - ом классе. Есть учащиеся, которые постоянно выводят из себя. Как можно восстановить контроль за ситуацией ?

Вначале нужно выяснить, чем мотивируется непослушание и агрессивное поведение этих детей. Не нужно быть крупным специалистом, чтобы понять, что основное стремление крикунов и болтунов привлечь внимание окружающих. Самым болезненным переживанием, будет их незаметность. Идеальное решение проблемы состоит при этом в том, чтобы, заставив их прекратить вести себя вызывающе, удовлетворить их потребность во внимании к своим персонам менее шумными, безвредными методами. Чтобы преодолеть недисциплинированное поведение учащихся, необходимы небольшая доля изобретательности и готовность администрации к внедрению нестандартных подходов.

Насколько важна функция школы?

  1. Самая важная функция школы, кроме обучения таким базовым навыкам, как чтение, письмо, математика, состоит в том, чтобы способствовать развитию самодисциплины и самоконтроля. Учащиеся учатся сидеть на уроках в течение долгих часов, следовать указаниям, выполнять задания, развивать умственные способности. Выполнение домашнего задания приобретает ценность как инструмент укрепления дисциплинированности. В повседневной жизни от взрослых людей часто требуется способность к самопожертвованию, им необходимо добросовестное отношение к труду, стремление сохранять верность поставленным целям, а школа должна сыграть в жизни людей свою роль, чтобы помочь овладеть этими и другими обязательными человеческими качествами. Особое значение имеет процесс формирования у ребенка способности выполнять обязанности, которые в будущем потребует от него жизнь.
  2. В процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируется личность человека, причем даже тогда, когда сами факты впоследствии забудутся. Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют своей силы.

3.Изучаемый материал очень часто не удается вспомнить, однако, человек знает, где найти о них информацию.

4.Человек не забывает того, что учит, на все 100%. Однако наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Обучение это процесс наполнения банка данных полезной информацией.

5.Знания, которые человек получает в детские и юношеские годы, помогают ему легче усваивать новые сведения в течение всей жизни.

Таким образом, какая бы хорошая школа не была, главное это семья, ее устои и традиции.

You have no rights to post comments

Семья - это древнейший социальный институт, ячейка общества, состоящая из людей, которые переживают друг за друга, поддерживают друг друга социально, экономически и психически. Именно в семье закладывается характер и принципы взрослой жизни человека. Без вмешательства взрослых в воспитательный процесс ребенок может вырасти ни к чему не приспособленной личностью. В настоящее время существует очень много методик по воспитанию детей в семье. Но обществу требуется современный подход в этом процессе. Этот подход должен основываться на интересах и принципах жизни детей существующего поколения.

Как сказал В.А. Сухомлинский "Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды - это наше общество, частью которого является семья, а солнце - ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Рассмотрим, какие же возникают изменения и проблемы в современном обществе в семейном воспитании.

С точки зрения ребенка семья — это та среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Одной из главных функций семьи является воспитательная функция: воспитание детей, самореализация в детях . Самореализация в детях - отражение своего «Я» в детях. Современные дети показывают, что изменились ценности взрослых. Основные изменения произошли в замене таких ценностей, как трудолюбие, послушание, аккуратность, уважение на стремление отдохнуть, ставить в центр материальные ценности и думать много о себе. Современное общество изменилось так, что утратило силу главенство отца в семье, роль матери в воспитании детей, послушание детьми своих родителей. Показывается равенство в общении между родителями и детьми. Уважение к взрослым уже не всегда соблюдается детьми. Родители иногда меньше проводят времени с детьми, не вкладывают особые усилия и знания в их обучение: «Зарабатываю деньги» и «Обеспечиваю семью» - это мнение большинства родителей.»

Оценивая любую деятельность, мы обычно исходим из некого идеала нормы, но в воспитательной деятельности такой нормы нет. Потому что, во-первых, в родительском труде, как во всяком другом, возможны ошибки и неудачи, а, во-вторых, каждый ребенок индивидуален, и ему нужен особый индивидуальный подход, который будет соответствовать его темпераменту, характеру и наклонностям.

Живя в этом мире, ребенок начинает его познавать. Познание ребенка начинается с примера поведения людей, которые его окружают, а самое близкое окружение - это его семья. Семья для ребенка - это мир, который является неким гарантом, защищающий его от внешних неблагоприятных воздействий и дающий чувство уверенности в своей необходимости в обществе. Поэтому важно создать для ребенка этот надежный и уютный мир, в котором ребенок будет комфортно себя чувствовать .

«У хороших родителей вырастают хорошие дети» - очень часто можно услышать эти слова в повседневной жизни. Однако трудно объяснить, каких родителей можно назвать хорошими. Одни думают, что хорошими родителями можно стать, прочитав книги для правильного воспитания детей. Другие считают, что главное в воспитании детей в семье - это лишь любовь и забота. Так или иначе, люди всего лишь, учатся быть родителями и ошибки могут совершить большинство родителей. Данная проблема была и будет актуальной всегда, потому что дети - это наше будущее. И непрерывный процесс рождения детей в обществе и смена поколений, будут заставлять общество обращаться к этой теме очень часто. Важно так же помнить, что воспитание детей в семье - это сложный и противоречивый процесс.

Основной задачей современного воспитания в семье - подготовить ребенка к самостоятельной независимой от родителей жизни, той которую соответствует обществу. А оно требует ориентации на вышесказанные новые качества - самостоятельность, независимость. Но надо их уметь направлять в нужное русло. Как показали исследования некоторых психологов, легче всего адаптируются к сегодняшней жизни те дети, у которых воспитание носило демократический характер и чьи родители стремились воспитывать своим детям более современную систему ценностей. В связи с изменениями условий российская семья претерпевает кризисы: экономические и социальные. Экономические - потеря работы, низкий уровень оплаты труда и пособий, удорожание содержания ребенка в семье, медицинского обслуживания и прочие. Среди социальных причин чаще всего встречаются: алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень и негативный воспитательный потенциал семьи. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, у него формируются неадекватные стереотипы семейного и общественного поведения, отсутствуют образцы позитивного поведения членов семьи .

Сейчас многие зададутся вопросом, как правильно создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя в нем хорошо. Дело в том, что воспитание в семье основано на чувствах - чувство любви к ребенку, любви между родителями. Януш Корчак в книге «Как любить ребенка» писал, что ребенок это тонкий психолог. Очень важно учитывать это и не забывать, что любовь родителей - это не только жизненно необходимая потребность маленького ребенка, но и является гарантом его успеха и счастья. Потому что ребенок полностью зависит от родителей, он не может сопротивляться воле взрослых. И если родители не будут прислушиваться к словам ребенка, то он будет только замыкаться в себе и накапливать обиды и разочарования, которые во взрослой жизни могут перерасти в гнев и озлобленность. Из всего выше сказанного следует: во-первых, что первую общественную среду для ребенка составляют родители и играют большую роль в его жизни; во вторых, очень важно любить и уважать ребенка, прислушиваться к нему и, в-третьих, относится к ребенку как к личности, у которой есть свои желания, мнения и потребности.

Рассмотрев подробно отношения между членами семьи, можно выделить несколько основных видов ошибок взаимоотношения. Например, если родители ставят только свою точку зрения правильной и не дают ребенку возможность действовать самостоятельно, то у них не получится воспитать в ребенке потребность к автономности и решительности. Или, если воспитывать ребенка с возможностью располагать собою по собственному усмотрению - минимальный контроль, максимум свободы, то это в дальнейшем может привести к тoму, что ребенoк станет капризным и неуправляемым. Другoй аспект - если вoспитывать ребенка в строгости, эмоциональной oтверженнoсти, то ребенок, не зная любви, может вырасти с психическими отклонениями, которые могут привести к неврозам или суицидальному поведению. А если ребенок гиперопекальный, то это может привести к тому, что во взрослой жизни этот человек будет несамостоятелен, и у него не будет умения приспосабливаться к действительности. Так же существуют множество других примеров с ошибками воспитания. Все это уклонения в воспитании ребенка в семье. А происходят они часто из-за незнания родителей как правильно воспитывать своих детей и неизбежности последствий своего поведения.

Психологами было выдвинуто предположение, что особенности характера или поведения родителей прямо сказывается на поведение ребенка. Они думают, что если кто-либо из родителей проявляет склонность к печали, грусти, то и у ее детей будут заметны такие же качества. При более глубоком рассмотрении этой темы все оказалось намного сложнее. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт поведения ребенка не в такой мере сильна. Многое обусловливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи .

Теперь психологам стало понятно, что одна и та же характерная черта поведения родителя способна в зависимости от некоторых условий вызывать и самые разные виды реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. К примеру, резкий, несдержанный, властный родитель может вызвать в своем ребенке как схожие черты, такие как грубость, дерзость, так и прямо противоположные, а именно угнетенность, неуверенность.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, следует начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Так же важно знать то, что дети по своей природе очень ранимы и восприимчивы. Они видят мир честным и благородным, и в ответ ждут того же. Возникает вопрос - откуда в нашем обществе берутся преступники, маньяки-убийцы и другие люди с девиантным и с делинквентным поведением.

По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда: «Все проблемы - родом из детства». Формирование характера начинается с раннего детства. Уже начиная с дошкольного возраста, начинают обрисовываться первые контуры характера, начинает складываться некий образ поведения, определенное отношение к жизни. И если вы хотите вырастить счастливого, здорового и уравновешенного ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда вас любить и уважать, то надо иметь в виду, что воспитание в семье - это очень сложный и противоречивый процесс, который требует много усилий, может быть изменчив, непрерывен и разнообразен. И результаты родительского влияния видны далеко не сразу.

Важно найти ту грань любви и строгости в воспитании, чтобы из ребенка выросла самостоятельная, независимая и личность, которая находится в гармонии со своим внутренним миром. Нужно не забывать, что основная цель воспитания ребенка - это разностороннее развитие ребенка и полезная людям его жизнь. И воспитание должно быть направленно исключительно на этот результат. Поэтому нужно стараться как можно больше уделять внимание общению с ребенком, несмотря на усталость или работу. Ведь будет упущен тот момент, когда можно было что-то исправить или поменять, либо просто выстроить правильные отношения с ребенком.


Top