У ребенка 5 лет плохо развита логика. Как развить логику у ребенка: советы, игры, задания

Умение логически мыслить - отличительная черта человека разумного. Только ему присуща возможность анализировать, видеть связь между поступками и их следствиями, искать решения проблем. Эти способности необходимы в течение всей жизни, во всех сферах: учебе, работе, в построении отношений с другими людьми. Но они не даются вместе с мозгом от рождения, а приобретаются в процессе воспитания и развития. Одна из главных задач взрослых - подготовить ребенка к учебе и жизни. Поэтому важно знать, как развить логику у ребенка.

Как развить логику у ребенка: игры на логику

Родители дошкольников часто с ужасом думают о том, что их чадо пойдет в 1-й класс, и начнется нервотрепка с домашними заданиями. Бывает, что об их выполнении знают и соседи. Родители переходят на крик, искренне не понимая, почему очевидные вещи до ребенка не доходят. Дальше идет по накатанной дорожке: из-за напряженной атмосферы ребенок ничего не воспринимает, быстро оказывается среди отстающих в классе, с каждым годом ситуация усугубляется. Мечты родителей об успешном будущем воспитанника рушатся.

Причина такого неудачного жизненного старта в том, что никто не научил ребенка логически мыслить. Начинать надо было с первых лет и даже месяцев жизни, когда человечек только познает мир. В разные возрастные этапы процесс развития логики имеет свои особенности:

В 1–3 года происходит знакомство с предметами, изучение их на вкус, запах, на ощупь. Внимательные родители помогут понять, что для чего, что можно трогать, что нельзя и почему. Что такое горячее и холодное, острое, колючее, мягкое, горькое и сладкое. И главное - как себя вести, что будет, если сделаешь не так. Помогайте ребенку, удовлетворяйте его любопытство, давайте потрогать и почувствовать все, что доступно, разобрать все возможное, если ему интересно. Это первые шаги в развитии логики, освоении причинно-следственных связей. Усваивать же их придется еще долго, ведь мы знаем, что представить последствия своих поступков не могут даже подростки.В 4–7 лет дети воспринимают и познают мир уже наглядно, в зрительных и слуховых образах. Это самое время в легкой форме учить их логически мыслить. Решать задачи доступнее всего в форме игр на логику с картинками.

Предлагайте ребенку из множества рисунков отобрать по какому-то одному признаку: по цвету, по форме, по виду - игрушки, продукты, одежда, машины и т. д.

Работайте с картинками, задавайте логические вопросы, давайте задания, чтобы научить сосредоточивать внимание на чем-то, сравнивать, запоминать. Например, среди многих предметов найти пару одинаковых, или найти 5–10 отличий в рисунках, определить лишний предмет по какому-то признаку, найти рисунок тени от каждого предмета и т. д. По поводу таких заданий вас проконсультирует любой воспитатель, или самостоятельно найдите их на специальных сайтах.

Читайте детям книжки, рассматривайте вместе картинки, отвечайте на все «почему». Добавляйте свои истории, ребенок еще свое додумает, нафантазирует.

Загадывайте простые загадки, вместе ищите ответы. Делайте это как устно, так и на картинках. Так развивается логическое мышление.

Старшим детям будет доступно сложное абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление, которое совершенствуется всю жизнь.

Занимайтесь с детьми чаще, но не более 20–25 минут. Не заставляйте, если им сейчас не хочется, дождитесь удобного момента. Помните, что для них это должна быть игра и только положительные эмоции.

Логическое мышление: как развивать ребенка

Способность логически мыслить дает человеку такие преимущества:

Понять закономерность явлений, что происходят в жизни.Видеть связь между причинами и следствиями в поступках и отношениях.Уметь анализировать ситуацию и выбирать лучшие варианты.

Эти способности приходится тренировать постоянно, чтобы добиться успеха в любом деле. Решение задач на логическое мышление увеличивает его скорость, гибкость, глубину, эффективность. Не такими ли мы представляем способности наших детей, чтобы они успешно усваивали школьные знания, чтобы на лету хватали, понимали и решали?! Тогда помогите им усвоить такие операции логического мышления:

Уметь сравнивать, находить сходства и различия между разными вещами и явлениями.Учиться анализировать, т. е. уметь определять, из чего состоят явления, отношения, события.Противоположное умение - синтезировать, объединять элементы чего-то в целую картину.Обобщать, находить общие признаки и свойства.

Такие уроки проводятся где и когда угодно: дома, на прогулке, при обсуждении всего, что случилось за день. Эффективны и специальные занятия, методику и задания тоже можно найти.

Не надейтесь на то, что вашего ребенка научат логическому мышлению и подготовят к школе воспитатели в детском саду. Они проводят такие занятия, но в группе с другими детьми. А если ваш ребенок не успел выполнить, не понял - ему нужны занятия индивидуальные, с терпеливыми и любящими родителями. Надо учесть его особенности, как быстро он включается в решение задания, как долго думает. Нельзя перескакивать через неусвоенное, как это возможно в группе. Каждое задание выполняйте последовательно, подбадривая и поощряя, создавая приятную эмоциональную атмосферу. Научите сейчас - ему легче будет усваивать знания в школе, успешнее будет человек во всем.

«Я мыслю, значит – существую!» - сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании. Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста

Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил.

Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками».

В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем.

Методика развития логического мышления у детей

Начинать заниматься развитием логического мышления у детей можно уже с двухлетнего возраста. Обычно в этот период малыш уже делает первые попытки в понимании простейших причинно-следственных связей. Главное, что следует при этом помнить: действовать нужно совершенно необременительно для ребенка, используя игры и разговоры. Понятно, что ведущая роль в беседе будет поначалу принадлежать взрослому: «Почему так светло в комнате? Правильно! Солнышко светит в окно!», «А кто это у нас во дворе кукарекает? Точно, петушок». Если кроха начнет добавлять что-то свое и делиться собственным мнением, это будет означать, что он принял правила игры и с удовольствием включился в нее.

С 3-4-летним малышом, который уже знает основные цвета и геометрические фигуры, можно попробовать поиграть в «угадайку». Причем загадывать можно не только свойства предметов, но и их признаки (например, огурец может быть длинным, зеленым, свежим и т. д.). В этом возрасте детям огромную радость доставляет решение задачек по сортировке чего-либо, сходного по одному признаку (размер, форма, цвет). Также можно начинать обучать малыша сравнению вещей. Вначале проще определить, чем они между собой отличаются, а потом уже искать что-то общее. В этот период для детей очень важны игры с конструкторами и мозаикой. При создании объемных построек или картинок у них формируется способность к обобщению.

Для развития логического мышления у детей дошкольного возраста задания все более усложняются. Например, можно заняться разгадыванием загадок, собиранием пазлов, анализом пословиц и поговорок. Во время объяснения чего-либо желательно обращать внимание малыша на конкретные слова, определения и понятия; учить подбирать для них синонимы и антонимы (предварительно, конечно, рассказав о значениях этих терминов). Все это благотворно сказывается на мыслительных процессах и развитии логики.

Наряду с упражнениями в пределах математических понятий (больше-меньше, классификация по возрастанию-убыванию, убрать лишнее), полезными будут занятия по усовершенствованию речи. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен постигать достаточно сложные причинно-следственные связи. К примеру, можно вместе обсудить прочитанную книгу или что-нибудь увиденное, давая возможность малышу самостоятельно сделать выводы.

Всему свое время

Все приведенные выше методики, несомненно, очень полезны для развития логического мышления у детей. Естественно, для их реализации необходимо приложить немалые усилия. Но ведь любая, даже самая трудная задача, если к ее решению подойти творчески, легко выполнима. Главное – понимать ключевые законы логического мышления:

  • Развивать логику можно всегда, и будучи совсем крохой, и уже имея за плечами немалый жизненный опыт;
  • Для каждого уровня мыслительной деятельности существуют определенные упражнения, не нужно перепрыгивать через ступени, какими бы примитивными и банальными эти задачки ни казались. Не стоит, к примеру, от маленького карапуза с его наглядным мышлением требовать каких-то сложных умозаключений;
  • Ни в коем случае не нужно разделять логику и творчество. Ведь гармоничное развитие мыслительных способностей невозможно без фантазии и воображения. Только комплексные занятия сформируют полноценную интеллектуальную силу человека.

Подводя итог, хочется сказать: чтобы добиться успеха в воспитании ребенка разносторонней личностью с развитым логическим мышлением, стоит выбирать те игры и занятия, которые ему нравится. Вряд ли скучные упражнения принесут много пользы, да и смысла в этом нет - можно же приобретать новые знания и при этом получать удовольствие. Удачи!

Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, и наблюдательность.

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

  1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
  2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
  3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня .

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Формирование логического мышления у ребенка имеет большое значение и впоследствии помогает ему в обучении и дальнейшем развитии. Уметь логически мыслить и действовать очень важно для ребенка. Развить логическое мышление можно благодаря разнообразным способам и методикам.

Как развить логику у детей

Почему необходимо уделять внимание развитию логического мышления у детей

Дети -это всегда гордость родителей. Наши дети для нас всегда самые умные и самые красивые. Но часто случается так, что на любящие материнские глаза сползают розовые очки, которые, иногда, сильно преувеличивают способности наших детей.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был успешным в будущем. Каждая стремится отдать своему чаду все самое лучшее, передать свой бесценный жизненный опыт и уберечь от многих ошибок. Но, как часто, порою, у нас не хватает времени на проверку домашнего задания, или совместному чтению книг. Мы вверяем своих детей в руки воспитателей и преподавателей, и по-прежнему ожидаем того, что наш ребенок уникальный. Не стоит ожидать того, что все это свалится на него с неба. Нужно с самого детства усердно работать над его правильным развитием и воспитанием. Родить ребенка и воспитать в нем человека- это огромная ответственность, которую мы возложили на себя еще задолго до его рождения. Понимая, что правильный старт — это гарант успешного финиша, а также то, что фундамент для здоровья и хороших умственных способностей закладывается в глубоком детстве, мы должны все свои силы вложить в его правильное развитие Если вы хотите заложить мощный фундамент под знания, которые будут накапливаться малышом, обратите внимание на книги для малышей, которые вы сможете совместно изучать, растолковывая ему различные ситуации и формируя правильную базу.

Приемы, как развить образное мышление у детей

Польза совместного чтения:

  1. Это способствует пополнению его словарного запаса.
  2. Дети, с которыми родители проводили время за чтением книг, лучше учатся в школе.
  3. Ребенок, читающий в слух с самого детства, в 80% процентах не сталкивается в будущем с проблемой неправильного произношения.

Это способствует установлению доверительных отношений между ребенком и родителем.
Если же ваш малыш еще слишком мал для чтения, проводите с ним время рассматривая и обсуждая красочные странички книг с картинками. Уже в раннем возрасте они формируют:

  • Внимание
  • Воображение
  • Память

Побольше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте его любимые мультфильмы, события в школе и детском саду. Научитесь понимать его не с точки зрения взрослого, а с точки зрения ребенка, который безусловно все еще живет в нас. Каждое ваше правильное действие в детстве определяет его будущее. Часто мы слышим от психологов о том, что все наши проблемы сидят корнями в глубоком детстве. И, наверное, во многом, это действительно так. Поэтому давайте сделаем все, чтобы наши дети однозначно были в тысячу раз лучше.

Способы развития логики у младенцев

В современном мире ученые уже довольно давно пришли к мнению, что, находясь в животе у мамочки, ребенок способен реагировать на разные звуки. Поэтому очень важно, чтобы будущие мама и папа разговаривали с малышом. О благоприятном воздействии музыки также известно многое.

Очень важно общаться с ребенком, когда он еще в утробе матери, но, безусловно, еще важней, когда малыш появился на свет. Ласковая интонация, колыбельные, стишки – все это имеет значимый смысл в дальнейшем развитии ребенка.

В первые дни жизни малыш реагирует на свет. И уже к 4 неделе он способен зафиксировать взгляд на маме, на чем-то ярком.

Не стоит забывать, что в ранний период ребенка лучшим для него будет тактильное общение. Также нужно следить за интонацией и громкостью своей речи, чтобы ненароком не испугать малыша.

Как развить логическое мышление у ребенка с помощью игр «не компьютерных»

Игра в данном случае наиболее предпочтительна, так как с ее помощью можно заинтересовать ребенка, что положительно скажется на его усидчивости и внимании.

Игрушки для развития самых маленьких с 0 до 2 лет

Мамы подаренные игрушки и погремушки нужно тщательно перебрать. Выбрать из всех самые большие, не очень шумные и яркие. Остальные же могут немного подождать. А пока можно повесить несколько ярких игрушек на небольшое расстояние (примерно сантиметров 50) над малышом. Так ребенок будет учиться фиксировать взгляд. А в дальнейшем, можно будет просто менять игрушки, чтобы они не слишком приедались.

Игры на логику для детей вне дома

Играть можно не только дома, но и при прогулке. Здесь уместно выбрать такую игру, в процессе которой ребенку загадывается предмет, находящийся на улице, а он, в свою очередь, с помощью наводящих вопросов должен угадать этот предмет. Эта игра развивает не только логику, но и наблюдательность, сообразительность.

Картинки на логику для детей

Эффективна для развития логики игра, где среди различных картинок, следует выбрать лишнюю, например, среди ягод, необходимо убрать овощ. Или предложить найти недостающее слово. Можно показать ребенку две картинки, на первый взгляд не отличающиеся друг от друга и найти на них отличия. Это также тренирует и память.

Популярные игры на логику

Доказано, что всесторонне развивают ребенка такие игры как шахматы, шашки, и, разумеется, книги.

Всем известные и популярные игры:

  • «Съедобное-несъедобное»
  • «Города»
  • Различные головоломки
  • Мозаика
  • Разгадывание загадок также формируют логическое мышление

Можно предложить игру для самых маленьких детей, где нужно закончить высказывание, например: «Утром солнышко восходит, а вечером…» и тому подобное.

Весьма полезны математические игры, так как логика напрямую связана с математикой. Выбор таких игр чрезвычайно широк. С помощью практических задач и наблюдений ребенок научится мыслить логически. Стоит предложить ему такой эксперимент. Ребенок должен подумать и решить, что будет, если в тарелку с водой положить камень, утонет он или нет? Подобные логические задачи помогают детям предполагать результаты своих поступков.

Игрушки, безусловно, способствуют развитию ребенка. Но не стоит забывать, что главное для него – это любовь и забота. Чувствуя тепло, ребенок растет жизнерадостным и веселым.

Задачи на логику для детей

Интересные и познавательные логические задачи могут очень заинтересовать ребенка. Например, можно предложить ему ответить на такие вопросы:

  1. Сколько месяцев в году, где всего 28 дней (все месяцы)
  2. Что человек может увидеть, если у него закрыты глаза (сны)

Безусловно, то, как будет развиваться ребенок, во многом зависит от родителей. Они помогут ему стать полноценной личностью, уделяя много времени и внимания. Важно помнить, что логическое развитие ребенка напрямую зависит от его физической подготовки, питания, отсутствия нервных потрясений и стрессов.

В этой статье:

Воспитание и образование ребёнка – это две базовые составляющие одного системного процесса, включающего целый комплекс инструментов общего и специального назначения. Выбор тех или иных инструментов влияет как на весь процесс, так и на отдельные его этапы. Развитие логического мышления у ребёнка является частью образовательной составляющей и влияет на его воспитание.

Родители мечтают не только о том, чтобы их ребёнок вырос здоровым и крепким – они также хотят видеть в нём незаурядную личность, успешного человека в будущем. Поэтому, наряду с физическим развитием, большое внимание уделяется воспитанию и образованию ребёнка. С раннего возраста важно развивать у ребёнка творческие способности, уделять большое внимание развитию его умственных способностей и логического мышления.

Зачем ребёнку логическое мышление?

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малыша к следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования.

Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Малыши, освоившие навыки и приёмы логического мышления:

  • Умеют легко сосредоточиваться на проблеме;
  • Очень внимательны;
  • Обладают хорошей памятью;
  • Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • Очень общительны и любознательны;
  • Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками.

Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.

Для общего развития В обучении В процессе воспитания
· Хорошо развитая речь;

· Рассуждение, способность спорить аргументированно;

· Концентрация внимания на поставленной задаче или имеющейся проблеме;

· Стремление преодолевать трудности;

· Развитие творческого потенциала;

· Креативность мышления.

· Анализ;

· Сравнение;

· Синтез;

· Классификация предметов, явлений, действий, событий и их свойств, признаков;

· Умение построить алгоритм работы и использовать его для быстрого достижения цели.

· Использование отрицательной частицы «не».

· Коммуникативные навыки;

· Уверенность в себе, в своей правоте и убеждениях;

· Понимание коллективной ответственности;

· Уважение другой точки зрения;

· Помощь и поддержка слабым сверстникам;

· Ответственность за порученное дело;

· Уважение к людям старшего поколения;

Давайте попытаемся охарактеризовать кратко некоторые из этих логических операций. К примеру, у детей среднего возраста навыки логических операций в обучении открывают следующие способности:


В классификации важно умение ребёнка выполнять два логических действия:

    • Выделять общие признаки у группы предметов/явлений/событий, что составляет основу классификации;
    • Разделение предметов/явлений/событий по классам на основании выделенных признаков.
    • Отрицательная частица «не» – навык её использования крайне важен для развития у ребёнка логического мышления и речевых навыков. Она необходима ему для выполнения логических операций отрицания.

Современный подход в вопросах развития у детей логического мышления

Большая часть современных программ и методик дошкольного образования базируется на отношении к ребёнку как к личности – уникальной, творческой и способной к саморазвитию. Важная роль в этом процессе отводится его способности мыслить, рассуждать, отстаивать свои убеждения с помощью соответствующих аргументов.

Результат обучения и воспитания детей
напрямую зависит от способности взрослых людей (педагогов/родителей) правильно организовать и руководить этими процессами и всеми видами деятельности детей. Характер каждого вида деятельности ребёнка на определённом возрастном этапе определяет не только его психологический облик, но и базис психологических новообразований, необходимых ему для перехода с одной возрастной ступени на следующую.

Детям дошкольного возраста на разных возрастных этапах присущи те или иные закономерности развития мышления. Начальный этап развития мышления у детей начинается с наблюдения и восприятия информации на слух. Малыш учится «расчленять» получаемую информацию, сравнивать её, группировать, анализировать. Самыми простыми и показательными занятиями по синтезу предметов являются игры.

      • Дети 1-2 лет

Если малыши разбирают пирамидку, вынимают из коробки цветные палочки машинку, они уже
или разбирают устанавливают первичные логические связи. Об этом может свидетельствовать их способность осуществить обратные действия – собрать игрушку.

Дети обычно легко собирают пирамидку и машинку, складывают в коробочку выбранные палочки. Они также способны сложить простую картинку из пазлов или отсортировать предметы по цветовому признаку.

Выполняя подобные действия, малыши анализируют предметы и обобщают их по одному-двум определённым признакам. В этом возрасте дети осваивают раннюю форму синтеза и пользуются навыками простого алгоритма. Эти логические операции ещё не чётко связаны между собой.

      • Дети 3 лет

В этом возрасте у детей начинает развиваться основной мыслительный процесс, в результате которого они уже самостоятельно проводят анализ и синтез предметов. Эти базовые навыки далее станут им надёжной опорой для развития и совершенствования навыков других логических операций. Умственные способности ребёнка станут более специфическими – тонкими, «дробными» и обобщёнными.

В процессе игры с 3-4-летним ребёнком эти навыки легко отрабатываются на куклах,
машинках и рисунках – на тех игрушках, которые состоят из множества деталей, отличающихся формой, размером и предназначением.

К примеру, малыш в 3 года, осматривая куклу, должен уметь показывать, где у неё нога, голова, рука и туловище. Он должен уметь объяснять, для чего нужны кукле эти части тела. Аналогичное задание малыш может выполнить, если вы попросите его показать глазки, ушки, ротик и носик у куклы.

Если вы с малышом рассматриваете картинку в книжке, попросите его показать основных героев сюжета, акцентируйте его внимание и на незначительных деталях рисунка, помогающих охарактеризовать героя. Если, например, речь идёт о Бабе Яге, обратите его внимание на фон картинки – как правило, его рисуют в тёмных тонах, поскольку этот персонаж является представителем «тёмных» сил.

Если речь идёт о принцессе, обратите внимание малыша на множество ярких цветов вокруг неё, птиц и лесных зверей, светлые тона рисунка. Используйте любую возможность, чтобы выстроить в воображении ребёнка логическую цепочку соотношений принадлежности показанных ему предметов к той или иной группе.

      • Дети 4-5 лет

В процессе игры важно акцентировать внимание детей не только на распознавании у игрушек «ножек», «лапок», «хвостов» и т.д., но и на их характерных отличиях. Именно эти отличия
являются критериями принадлежности животных (или игрушек) к той или иной группе.

В процессе работы с детьми этой возрастной категории можно чётко увидеть, что, помимо базовых логических операций в связке «синтез–анализ», ребёнок использует и операцию «сравнение». Таким образом, малыш уже способен провести детальный анализ игрушки, а её образ, созданный им, становится более полным, цельным и связным.

      • Дети 5-7 лет

Дети старшей дошкольной группы способны более тщательно разложить целое на составляющие его элементы. Кроме этого, они уже могут объяснить функциональное значение некоторых из этих элементов.

К примеру, если вы предложите ему к рассмотрению игрушечного зайца и попросите назвать и описать элементы его тела, малыш должен смело назвать и показать ушки, лапки, хвостик и головку зайчика. Помимо того, он должен объяснить, зачем, например, зайчику такие длинные ушки или почему его задние лапы длиннее передних. Также ребёнок должен знать ответы на такие вопросы, как
«Почему у совы глаза большие?», «Зачем животным нужен хвост?», «Для чего кошке нужны когти?» и т.д.

Беседа о каком–либо предмете или животном с детьми этой возрастной группы должна быть более детализированной и с дроблением цельного на части. Важно в конце игрового процесса обобщать те новые знания, которые малыш получил. Пусть он перечислит всё, что сегодня для него оказалось новым. Ещё лучше, если его ответы будут сформулированы в форме рассказа – одной из самых сложных форм синтеза. В данном случае малыш должен посредством осмысленных связей умело объединить новые знания, полученные о животном или игрушке.

Мы рассмотрели характеристику способностей к синтезу у дошкольников в разных возрастных группах. Навык логической операции «классификация» у детей этих же групп также характеризуется по определённым уровням и закономерностям. Психологи, используя на практике слова, картинки и предметы, выделяют у детей 3 основных уровня классификации с присущими им закономерностями.

Эти закономерности связаны с особенностью мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста.

Малыши мыслят слишком конкретизированно, поэтому для осмысления предмета им необходимо видеть сам предмет и наглядно понимать действие, связанное с ним.

Дети старшего дошкольного возраста способны мыслить независимо
от того, есть у них этот предмет в наличии или находится лишь в их воображении.

Развивая логическое мышление и навыки логических операций у ребенка, родители должны использовать весь потенциал малыша. Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, общайтесь с ним постоянно, отвечайте на его вопросы и не ленитесь задавать вопросы ему. На прогулке, во время игры в доме или на улице, перед сном – старайтесь всё время обсуждать с ним те события, которые происходят вокруг него. Связывайте отдельные события в одно целое и наоборот, разбивайте на элементы цельное, вовлекайте ребёнка в этот процесс.

Несколько слов о развитии речи

Не забывайте, что речь играет важную роль в развитии, образовании и воспитании ребенка, она оказывает большое влияние на его мыслительную деятельность и способность воспринимать информацию. Степень развития речи и её значение для малыша можно проследить в каждом игровом, образовательном или трудовом процессе.

Обратите внимание на то, как малыш рассказывает вам о произошедших событиях, как связывает несколько событий между собой и выявляет причинно-следственные связи.
Больше внимания уделяйте его рассуждениям относительно чего-либо, оцените его словарный запас и способность посредством речи передать максимум эмоций и впечатлений, переполняющих его.

Значение игр в развитии логического мышления у детей

Особенностью развития малышей дошкольного возраста считается
разный уровень и темп их общего развития. Так, у одной группы детей дольше выявляются признаки младшего возраста, их поведение и логическое мышление несколько замедлено. У другой группы детей этого же возрастного периода можно зафиксировать резкий скачок «взросления». Учитывая это, необходимо позаботиться о том, чтобы обучающий и игровой материал соответствовал не возрасту, а уровню развития ребёнка. Игра – это главный вид деятельности дошкольников, в процессе которого они познают мир.

Игры I уровня (младшие дошкольники)

Игровой комплекс включает как одиночные, так и коллективные игры. Играя в одиночную конструкторскую или предметную игру, малыш совершенствует свою память, развивает восприятие, воображение и мышление.


Играя со своими игрушками, малыш в этом возрасте не имеет конкретной игровой цели или сценария игры. Он просто учится ставить кубик на кубик, складывать мозаику или домино, выявляя простые закономерности (совпадение картинок, цвета отдельных деталей, их формы и т.д.).

Игры II уровня (для дошкольников среднего возраста)

Если детки младшего возраста чаще играют в одиночные игры, то для малышей среднего уровня важна коллективная или ориентированная игра, в которой они смогут легко имитировать определённые действия и установить отношения с другими детьми.


Дети, у которых развито творческое мышление, отбирают игрушки по принципу «нравится или не нравится». Дети с доминированием логического мышления ориентируются более на вид материала, из которого изготовлены игрушки, и их свойства.


Игры III уровня

Игры детей этой возрастной категории уже всегда осмысленны и по форме напоминают собой один из видов трудовой деятельности.

Если малыш играет с конструктором, то результатом его работы становится некий бытовой
предмет – дом, машина, шкаф и прочие вещи, полезные или необходимые в быту. Через призму игры он совершенствует движения своих рук и все умственные операции, которыми уже владеет.

Если ребёнок играет с куклами или мягкими игрушками, то, как правило, он моделирует семью, в которой игрушки выполняют функцию членов семьи. Роль игрушек может также заключаться в имитации отношений:

        • «доктор – пациент»;
        • «милиционер – хулиган»;
        • «продавец – покупатель» и т.д.

В процессе игр такого типа малыш учится налаживать социальные связи и вступать в отношения с другими субъектами социума.

Детям старшей дошкольной группы интересны игры на:


Нельзя позволять малышу зацикливаться на играх одного типа – для гармоничного развития он должен играть в разные игры.

Важно!

Если в семье более одного ребёнка, ориентироваться в выборе совместных игр для них следует на возраст каждого малыша. Если вы будете выбирать игры с учётом возраста младшего ребёнка, то у старшего ребенка может пропасть интерес к игре. Если игры
будут рассчитаны только на старшего малыша, младшему будет сложно с ним играть.

Мышление ребенка продолжает развиваться, он пытается установить простейшие отношения и связи между объектами, интересуется окружающим миром. Важно, чтобы малыш не утратил этот интерес и нашёл применение свои навыкам для дальнейшего их развития и совершенствования. Чтобы помочь ему быстрее освоить новые навыки и связи, психологи рекомендуют организовать для него своеобразный «сенсорный центр».

Это игровое место, где будут собраны материалы и предметы, которые ребёнок сможет изучать с помощью своих органов чувств. Это предметы, отличающиеся по запаху, свойству материалов, из которых они изготовлены, шумовым эффектам и пр. Малышу полезны игры, рассчитанные на детское восприятие и экспериментирование. Это работа с глиной, пластилином, песком, зеркалом, красками, мыльной пеной, для которой также следует выделить место в квартире.

Игра – это самый главный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, он вступает в игровой процесс со сверстниками или взрослыми людьми, экспериментирует с предметной деятельностью или ролевыми играми. В процессе игры происходит его эмоционально-личностное и интеллектуальное развитие.

Малыш с развитым логическим мышлением становится более уверенным в себе, умеет донести другим людям собственные чувства и мысли.

Развитие у детей логического мышления – это сложный, длительный и трудоёмкий процесс. Уровень мышления у каждого малыша специфичен. Как слабых, так и сильных детей объединяет тот факт, что логическое мышление развивается у них разными темпами, но с обязательным позитивным результатом. Это необходимое условие, которое может свидетельствовать о нормальной подготовке ребёнка к следующей ступени своего развития и к обучению в школе.


Top