Использование мини-робота Вее-Воt «Умная пчела» в работе с детьми дошкольного возраста. Методическое пособие по использованию мини-роботов BEE-BOT «Умная пчела Проект игры с пчелкой роботом

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Золотая рыбка»

624930, Свердловская область , Городской округ Карпинск , улица Карла Маркса, дом 27-а

8(343) 83 9-10-04, e-mail : , сайтдоу

Лесная прогулка

Методическое пособие по использованию

мини-роботов BEE - BOT

«Умная пчела»

Маркелова Н.В.

Ткаченко Е.Н.

ГО Карпинск 2016

Образовательная область использования: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Материалы: мини-робот «Умная пчела», методический коврик «Лесная прогулка», корзинка, фишки разных цветов, карточки с изображением листа, карточки с изображением грибов, маски животных для робота, карточки-схемы слова, карточки со схемами слоговой структуры или карточки с цифрами.

Цель : формирование элементарных экологических знаний у детей

Задачи:

    совершенствовать умение понимать и моделировать предметно-пространственные отношения, ориентироваться в ближайшем пространстве и на микро-плоскости по схемам

    развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление

    воспитывать отзывчивость, умение действовать сообща, работать в микро-группах, умение договариваться.

Содержание

Деятельность

педагога

воспитанников

1.Игровая ситуация: «С какого дерева лист»

Цель: закрепление знаний детей о разнообразии деревьев, умение различать их и находить нужное растение.

Мотивация. Звери готовятся к празднику и решили сделать красивую гирлянду из листьев деревьев, но у них только по одному листочку с дерева. Как помочь животным?

2.Педагог предлагает детям выбрать лист с дерева.

Дети высказывают свои предложения

1.Дети объединяются в микро-группы

2.Дети берут лист с дерева, называют с какого дерева лист, находят дерево на игровом поле.

2.Игровая ситуация: «Где растут эти грибы»

Цель: формировать умение детей образовывать однокоренные слова: берёза-подберёзовик и т. д.

Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов, учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Мотивация. Лисичка собирается в гости к белочке и решила принести в подарок грибы, но не знает, под каким деревом растут эти грибы.

1.Педагог предлагает детям выбрать гриб из корзинки

2.Педагог предлагает по названию гриба найти место его произрастания в лесу

3.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5.Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети выбирают гриб и по внешнему виду определяют его название.

2.Дети находят дерево, под которым растет гриб.

3. Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставит робота на отправную точку и запускает его до клетки с изображением этого дерева.

3.Игровая ситуация «Кто, где живет»

Цель : формирование умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.

Мотивация. Слоненок подружился с лесными зверями и решил навестить их. Но он не знает, кто, где живет. Как помочь слоненку?

Дети высказывают свои предположения

    Ищут на поле его место обитания и на маршрутном листе прокладывают путь.

    Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «дома».

4.Игровая ситуация «Накорми животное»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных в природе

Мотивация. Волчонок празднует свой день рождения и решил угостить своих друзей, но не знает, кто, чем питается. Как помочь волчонку?

1.Педагог предлагает детям выбрать маску животного для своего робота.

2. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3. Наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

Дети высказывают свои предположения

    Дети объединяются в микро-группы и выбирают маску животного.

    Ищут на поле пищу для своего животного и на маршрутном листе прокладывают путь.

    Программируют робота, одевают на него маску и отправляют его с отправной точки до своего «лакомства».

5. Игровая ситуация «Помоги пчелке найти дорогу домой»

Цель: развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров.

Учить определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат. Формировать навыки чтения плана.

Мотивация. Педагог ставит перед детьми проблему «пчелка заблудилась». У каждой пчелки своя дорога, зашифрованная на карте. 1.Предлагает детям выбрать план-карту для своей пчелки.

2.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

3.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

4.Совместно с детьми подводит итоги.

1. Дети объединяются в микро-группы и выбирают план-карту.

2. Ориентируясь по плану, дети прокладывают путь на маршрутном листе.

3.Программируют робота.

После этого ставят робота на отправную точку и запускают его.

6. Игровая ситуация «Волшебные звуки»

Цель: закреплять умения определять местоположение звука в слове.

    Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

    Педагог предлагает карточку для определения местоположения звука в слове.

    Педагог называет звук, местоположение которого необходимо найти.

4.Педагог предлагает детям маршрутный лист.

5.Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

6.Совместно с детьми подводит итоги.

По цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.дети рассматривают карточку.

3.Дети называют дерево в названии, которого есть определенный звук и его местоположение в слове. Затем находят это дерево на игровом поле.

4.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

5. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этого дерева.

7. игровая ситуация «Волшебные слоги»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.

1.Педагог предлагает детям фишки разного цвета.

2.Педагог предлагает детям карточки с цифрами. Детям нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

3. Педагог предлагает детям маршрутный лист.

4. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости корректирует работу воспитанников.

5. Совместно с детьми подводит итоги.

1.Дети объединяются в микро-группы по цвету фишек и находят свою отправную точку на методическом коврике.

2.Дети называют цифру и ищут на коврике картинку, название которой соответствует количеству слогов.

3.Самостоятельно планируют маршрут на маршрутном листе.

4. Программируют робота. После этого ставят робота на отправную точку и запускают его до клетки с изображением этой картинки. Закрывают картинку карточкой с цифрой.

Тамара Николаевна Грязева

Мною было изготовлено тематическое поле "Скоро в школу" и представлены дидактические возможности использования в образовательном процессе с игрушкой-роботом "Умная пчела"

Образовательная область использования

Познавательное развитие

Речевое развитие

Цель:

Формировать у детей знания о школе, закреплять название и назначение школьных принадлежностей.

Создать условия для закрепления знаний посредством тематического коврика для игры с «Умной пчелой», «Скоро в школу».

Задачи познавательного развития :

Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (тематическом коврике).

Закреплять знание цифр.

Развивать умение обобщать и классифицировать предметы; зрительное внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Развивать интерес и любознательность у детей к школе и желание учиться.

Задачи речевого развития:

Расширять словарный запас, употреблять в речи слова учитель, ученик, урок, перемена, учебники, школьные принадлежности, школьная форма.

Закреплять названия и назначение учебных принадлежностей, развивать речь.

Для закрепления полученных знаний поиграйте с ребёнком в игры с «Умной пчелой»

«Здравствуйте, я Ваш ученик!»

«Найди школьный предмет по загадке»

«Узнай, что тут зашифровано»

«Собери портфель»

«Дойди до цифры, назови предмет»

«Опиши что на картинке»

«Кто быстрей соберёт портфель?»

Правила для перечисленных выше игр http://my-files.ru/px7uzi

Тематическое поле "Скоро в школу"

Робот пчела

Процесс игры с "Умной пчелой"




Дидактический материал




Публикации по теме:

Методическая разработка консультации для родителей детей с ОНР «Скоро в школу!» Уважаемые родители! Пройдёт год и ваши дети покинут детский сад, для них закончится дошкольное детство. " Готов ли ребёнок к школе? Как встретит.

НОД по познавательному развитие для детей подготовительной группы «Скоро в школу мы пойдем» Тема: «Скоро в школу мы пойдем» Цель. Познавательное развитие. Формировать мотивацию к обучению в школе. Формировать эмоционально положительное.

НОД «Скоро в школу» Цель: Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Задачи: Образовательные:.

Образовательный проект «Скоро в школу мы пойдём» (для детей 6–7 лет) Методическая разработка Старшего воспитателя Ганюковой В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка» Образовательный проект «Скоро в школу мы пойдём».

План-конспект интегрированной НОД для детей подготовительной группы «Скоро в школу» Тема: «Скоро в школу». Цель: -проверка умений детей самостоятельно выполнять задания Программные задачи: - формировать навыки вычислительной.

Примерный проект для детей подготовительного возраста «Скоро в школу» Тема проекта: «Скоро в школу» Сроки реализации: долгосрочный декабрь 2015г. – апрель 2016г. Вид проекта: познавательно – творческий Возраст.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 Центр развития ребенка»
Мастер­класс для педагогов
«Программируемый мини­робот Bee­bot»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я познакомлю вас с
возможностями использования мини­робота Bee­bot для формирования основ
начального программирования и покажу некоторые приемы работы с ним. Но
для начала предлагаю вам посмотреть на программируемую пчелу и ответить на
вопрос «Сложно ли управлять данным устройством?»
Да, действительно мини­робот Bee­bot достаточно прост в управлении. Дизайн
игрушки напоминает пчелу со сложенными крыльями, желтое тело с черными поло­
сками. Он прекрасно подходит для применения в дошкольных учреждениях, для
детей от 3 до 7 лет. С помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать
программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него
различные задания (приключения). В процессе игры с умной пчелой, у детей
происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных
навыков,
умения составлять алгоритмы,
пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая
программы для робота «Bee­Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится
ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими
операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко,
сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в
своей правоте.
умения работать в группе,
Посмотрите на экран… На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы
управления роботом.




II
Х
GO
Вперед
Назад
Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)
Поворот направо на 90°
Пауза продолжительностью
1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной
команды перед началом другой)
Очистить память (перед тем как программировать пчелу на
следующие действия, нужно очистить память)
Запустить программу (как только задан маршрут передвижения
пчелы нажимаем кнопку ГОУ)
Если Вы нажимаете кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один
шаг (15 см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один шаг (15
см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и «Поворот направо на 90°»
пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную

сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы
действий для робота.
Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные
алгоритмы. Робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая
внимание ребенка и делая игу ярче.
Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить», иначе наша
пчелка запомнит и старую программу и новую. Затем с помощью стрелок задаётся
маршрут. После установки устройства на отправную точку, нажимаем
кнопку «Старт». На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4
роботов.
Для обыгрывания различных образовательных ситуаций с роботом Bee­bot мы
используем специальные тематические коврики:
Коврик «Остров сокровищ» выполнен в виде пиратской карты.
Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей,
пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.
Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами
животных и сельскохозяйственных культур.
На коврике «Город» составляем несложные программы для мини­робота с
использованием дорожных знаков.
Но самый вариативный коврик, это базовый. На нём нет изображений, но он
разделён на сектора. Один сектор, это 1 шаг пчёлки. Возможности этого коврика
безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике.
Ассортимент игровых полей­ковриков регулярно пополняется, кроме того,
игровые поля можно создать самим в зависимости от цели занятия или интересов
детей.
Предлагаю и вам немного поиграть с мини­роботом.
Игра «Пропавшие цвета»
Я хочу пригласить сюда 3х участников. Мы поиграем с тематическим
ковриком «Цвета и формы».
«В одной сказочной стране, жила­была пчелка. Звали ее Полосатик…
Однажды она отправилась путешествовать, но когда она пролетала над цветочной
поляной, то очень расстроилась.
Хотите узнать почему? Тогда внимание на экран.
Что же случилось? (ответы)
Чем мы можем помочь пчёлке? (ответы)
Как вы думаете, кто нам может в этом помочь? (ответы)
Я думаю что нам помогут наши умные пчелки, они найдут пропавшие цвета.
Но пчелки у нас не обычные, сами по себе они двигаться не могут, и мы должны им
помочь.
Чтобы наша пчелка могла передвигаться мы должны ее
запрограммировать. Одна клеточка – это один шаг, сколько нам нужно шагов –
столько раз мы нажимаем кнопку со стрелочкой «вперед». Если нам нужно

повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево», но не забываем что,
нажимая кнопку со стрелочкой «направо» или «налево» пчёлка не продолжает
движение, а только делает поворот на 90°. После того как мы задали нужную
программу нажимаем «старт».
Нам нужно собрать такие цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Нашими
отправными точками будут круги, а
конечными – треугольники.
Посмотрите,
как я задам
маршрут передвижения пчелы к
треугольнику зелёного цвета…..
Зелёный цвет мы нашли. Теперь
осталось собрать красный, синий и
жёлтый цвета (выполняют задание).
Посмотрите, сказочная полянка
засияла красками. Значит с заданием
мы справились и помогли пчёлке?
Молодцы. Спасибо.
Сейчас
мы

продемонстрировали

вам
образовательную ситуацию для младшего дошкольного возраста. Следующая
ситуация для детей старшего дошкольного возраста. Приглашаю двух участников.
Игра «Остров сокровищ»
Мы поиграем с тематическим
ковриком «Остров сокровищ».
Устроим соревнование. Ваша
задача из разных отправных точек
как можно быстрее добраться до
прибившейся к берегу бутылки с
посланием. Но на карте есть очень
опасные места, где нельзя пройти,
поэтому когда будите задавать
пчёлке
маршрут

будьте
внимательны.
Ваши отправные
точки В1 и В5. Приступайте к
заданию (выполняют задание).

Спасибо.
Присаживайтесь.
Вот так мы играем, формируя у детей основы начального программирования.

Тандалова Анна Николаевна,

МАДОУ "Лукоморье", ЯНАО, г. Ноябрьск,

старший воспитатель,

«Развитие пространственной ориентации дошкольника посредством мини-робота BEE - BOT»

СКАЧАТЬ (презентация)

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинства узнать!

Сегодня воспитание и образование детей невозможно представить без использования технических и компьютерных средств.

Использование технических средств в обучении - особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.

Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс имеет много преимуществ, например,

  • использование технических средств в совместной и самостоятельной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Нами было отмечено, что использование интерактивных средств обучения вызывает обширный интерес у детей за счёт реалистичности изображения, использования анимации, а если есть интерес, то появится желание впитать в себя новую информацию. Практика показала, что при систематическом использовании интерактивных технологий в сочетании с традиционными методами обучения эффективность работы с детьми значительно повышается.

Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности;

  • использование интерактивных средств также помогает закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности.

Одной из таких средств является интерактивная игрушка мини-робот Bee-Bot "Умная пчелка", которая активно используется воспитателями нашего ДОУ в воспитательно-образовательном процессе. И я предлагаю Вам с ней познакомиться.

Bee-Bot это программируемый робот, предназначенный для использования детьми от 3 до 7 лет. В процессе игры с умной пчелой, у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Как выглядит пчелка - робот, и что она умеет?

Возьмите пчёлку в руки. На прочном корпусе (на спинке) размещаются яркие кнопки, позволяющие программировать робота. Давайте узнаем, что они означают:

Поворот налево на 90° (как по часовой стрелке, так и против)

Поворот направо на 90°

Пауза продолжительностью

1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой)

Очистить память (перед тем как программировать пчелу на следующие действия, нужно очистить память)

Запустить программу (как только задан график передвижения пчелы нажимаем кнопку ГОУ )

Также присутствуют элементы управления мини-роботом Bee-Bot на брюшке «пчелы»:

USB charging socket

Гнездо для зарядки

(USB ) - заряжается от USB-порта компьютера или практически любым зарядным устройством от современного сотового телефона

ОТКЛ. / ВКЛ.

ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ

ЗВУК (Если запрограммированное действие выполнено верно, то у пчелы-робота загораются глаза и воспроизводится звуковое подтверждение.)

Предлагаю вам освоить игру с мини-роботом. «Жила-была пчелка. Звали ее Полосатик... однажды она решилась и улетела из своего домика. Во время путешествия Полосатик увидела и узнала много интересного, преодолевая различные опасности. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам. Познакомимся с ней поближе».

- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть.

- Я пришла к вам не одна, а с друзьями. Попробуйте отгадать с кем (загадка: Села на цветок. В цветок - хоботок! Нектару взяла. Сзади игла.) Как вы думаете, что у меня в руках? (достаю пчёлок из улья) Хотите с ними подружиться? (ответы. Раздаю по пчелке) Давайте придумаем своим пчелкам имя? (ответы)

- Ребята! В цветочной стране, где живут наши пчелки, случилось несчастье, подул сильный ветер, и с радуги сдуло все цвета, и разбросало по полю. (показываю поле с потерянными цветами радуги)

- А вы, хотите помочь Радуге найти свои цвета? Как вы думаете, кто нам может в этом помочь? (ответы)

- Правильно, нам помогут пчелки. Но пчелки у нас не обычные, сами по себе они двигаться не могут, и мы должны им помочь. Чтобы наша пчелка поехала (полетела) мы должны ее запрограммировать. Одна клеточка - это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов - столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». После того как мы задали нужную программу нажимаем «ГОУ» (старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно мы должны нажать на «сброс» иначе наша пчелка запомнит и старую программу и новую.

- У радуги свои цвета. Какие это цвета? (ответы)

- Хотите попробовать собрать цвета радуги? (ответы) Какой цвет у нас первый? (ответы) Идем к красному цвету. По какому пути должна поехать пчелка? (Показываю на личном примере, как правильно задавать алгоритм движения пчелы.)

- Ребята, все цвета мы с вами собрали.

- Наша радуга собралась. Что было интереснее всего? (ответы). А какие сложности у вас возникли? (ответы)

- Ребята, поблагодарим наших пчелок. Какие слова благодарности мы знаем? (ответы). А вы, хотите, чтобы пчелки пришли к нам в гости еще? (ответы. Убираю пчёлок в улей).

- СПАСИБО ЗА РАБОТУ.

Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу - коврики. Они позволяют придумать "Пчелке" разные приключения.

Коврики предназначены для контроля прохождения заданных точек на карте.

Давайте рассмотрим их . Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, стороны которых равны одному шагу робота. Шаг команды линейного перемещения 15 см.

Коврик («Ферма»). Знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур

Коврик («Остров сокровищ»). Этот коврик выполнен в виде пиратской карты. Он послужит полезной отправной точкой для изучения различных аспектов и целей ИКТ.

Коврик «Цвета и формы». Развивает познавательную активность детей, пространственную ориентировку, восприятие цвета, формы, величины.

Коврик «Город». Составляем несложные программы для мини-робота с использованием дорожных знаков.

Мы сами подготовили различные тематические коврики-«поля». Например, коврик «Номера» выполнен в виде дорожки с цифрами, что ускоряет распознавание цифр, их последовательность и обучение счету от 0 до 10; универсальные карточки по темам («Домашние и дикие животные», «Русский алфавит»). В дальнейшем ассортимент создаваемых игровых полей-ковриков регулярно будет пополняться, в зависимости от целей и задач педагога, от деятельности или интересов детей.

А теперь давайте проявим фантазию. Я предлагаю одной группе из предложенных карточек («Чей домик») создать коврик, дать ему название, сформулировать цель; второй группе придумать задание и проложить маршрут пчёлке.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение мультимедийных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей, создавать в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха. Возможно, заинтересовав их до школы программируемым мини-роботом «Умная пчела», в дальнейшем мы увидим специалистов, способных воплощать в жизнь смелые и сложные инженерные идеи.

Пространственная ориентация необходима и при передвижении. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Ориентировка эта требует всегда решения трех задач:
постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления);
сохранения направления в движении
достижения цели.
Пути решения всех трех задач можно отработать во время игры с напольным роботом. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Передвижения робота на плоскости позволят ребенку уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево» («справа – слева»). Дошкольник в игровой, увлекательной форме лучше сможет понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине, между, сбоку или с краю. Продолжая разговор о разделах «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений, отметим, что и такую задачу, как счет в пределах десятка, можно решать при помощи предлагаемой игрушки. Ребенок может закреплять полученные на занятиях знания. Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости: «Один, два, три. Три шага вперед, потом поворот направо и два шага назад». Примерно так может выглядеть речь малыша, когда он определяется с программой действия. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И кроме того: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Взаимодействие ребенка дошкольного возраста с программируемым напольным роботом УМНАЯ ПЧЕЛА положительно влияет на формирование его речи. Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением дошкольником словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и различать пространственные признаки и отношения, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Однако следует понимать, что качество использования ИКТ должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект. их целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное развитие дошкольников.
Даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей. При этом учитываются следующие принципы в процессе обучения:
Принцип системности
Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
Принцип доступности
Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
Принцип дифференциации
Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения содержания образовательной области “Познание” раздела “Формирование элементарных математических представлений” каждым ребенком.
Принцип наглядности и интерактивности.
Благодаря этому дети активно работают на занятии. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение программируемого робота bi-bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
Принцип диагностирования.
программируемый робот bi-bot, станет отличными помощником в диагностики развития детей:
Развития внимания;
Памяти;
Мышления;
Речи;
Личности;
Навыков учебной деятельности.

Таким образом при гармоничном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.


Top