Кто и когда придумал макияж: занимательная история. Этапы развития декоративного макияжа на востоке, в европе и на руси История визажа макияжа

Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого. Что уж говорить о традициях более ранних эпох.

А между тем традиции эти были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни. Знакомясь с некоторыми приемами макияжа, используемыми в далеком прошлом, начинаешь понимать истинный смысл фразы: «красота требует жертв». Так и хочется добавить: «да еще каких!». Но... обо всем по порядку и самого начала.

Люди хотят сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, на протяжении не то что нескольких обозримых прошлых веков, но в течении многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.

Известно пристрастие древних галлов к окраске волос смесью из козьего жира и золы бука в красный цвет. А англосаксы завивали себе зеленые, оранжевые и голубые локоны. Древние греки создание причесок превратили в настоящее искусство, расчерчивая их золотыми и серебряными полосами.

Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда и много столетий спустя пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента, как свинец.

Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицам томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и проблем. Это было непоправимо опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, знать продолжала использовать это средство вплоть до 19 века.

Как известно, в Древнем Египте было широко распространено пользование многими вещами, которые к остальным народам пришли гораздо позже. То же самое можно сказать и о косметике. Египтяне имели целую индустрию по производству косметики и многие их методы на удивление схожи с современными.

Судите сами: традиционный макияж выглядел так: глаза подведены темной краской, веки выкрашены в бирюзовый цвет (смесь зеленой меди и свинцовой руды), губы и щеки подрумянены (порошок из красной глины), ладони, ступни и ногти на руках и на ногах покрыты розовой хной.

Огромное значение придавалось личной гигиене. Клеопатра принимала ванны из смягчающего кожу молока ослицы, а мужчины и женщины благородного происхождения смазывали тела благовониями и ароматизированными маслами. Представители обоих полов должны были брить головы и носить сложные, затейливо украшенные парики.

Археологи обнаружили в местах древнеегипетских захоронений превосходно выполненную косметическую утварь: горшочки для притираний и мазей; ложечки и лопаточки для отмеривания и смешивания; ступки и пестики для перемалывания цветных порошков. Древнеегипетские женщины пользовались декорированными орнаментами футлярами для красительных палочек; отделанными драгоценными камнями кувшинчиками для духов. Раскопки продемонстрировали и существование в те времена металлических зеркал, гребней и щипцов для завивки.

Кто не помнит изображение царицы Нефертити красота, которой явно подчеркнута в районе глаз тушью, а в области губы порошком из глины.

Древние римляне часто прибегали к использованию сильных отбеливателей и красок для волос, поэтому и мужчины и женщины к определенному возрасту оказывались лысыми. Светские дамы вынуждены были носить парики, если такая беда приключалась. Но борьба с облысением велась постоянно, для чего использовались снадобья на основе навоза.

К тому же римские матроны упорно умерщвляли собственную кожу, покрывая лицо, шею, плечи и руки той самой белой свинцовой пудрой.

Елизавета I, королева Англии, дабы подчеркнуть природную бледность, накладывала на лицо маски из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, что породило моду на бескровные лица. Белизна лица в отличие от крестьянской краснощекости указывала на благородное происхождение - по этой причине дворяне тщательно избегали солнечных лучей.

Сама Елизавета, состарившись, прятала свои поредевшие волосы под замысловатые парики и рисовала голубые жилки на выбеленном лбу, чтобы создать впечатление молодой полупрозрачной кожи.

Тогдашняя мода тяготела к пышности и вычурности - не только одежда, но и прически изобиловали всевозможными подушечками, подкладками и проволочными каркасами. Одежда придворных была настолько громоздка, ее было так трудно снимать, а постирать практически невозможно без ущерба для общего вида, что личная гигиена прекрасных дам и благородных кавалеров свелась на нет. С неизбежными неприятными запахами маркизы и графы боролись, опрыскивая тело такими сильными ароматами, как мускус.

В 17-18 веках предпринимались еще более абсурдные попытки скрыть признаки надвигающейся старости. Скверное питание, порочная, распутная жизнь и пудра из белого свинца в немалой степени способствовали тому, что на лицах благородных особ появлялись прыщи и оспины, которые не могла скрыть никакая косметика.

Как следствие, возникла мода на пластыри и мушки. Их вырезали из черного или красного шелка и наклеивали на пораженные места. Такого же рода надежными украшениями служили накладные брови из мышиной шкурки. Их охотно носили и женщины, и мужчины. А для придания обвисшим щекам утраченной естественной формы широко использовали защечные подушечки, из-за которых любой разговор становился практически невозможным.

Серьезный вред наносился глазам, в которые закапывали белладонну или «сонную одурь», чтобы расширить зрачки и имитировать сексуальное возбуждение. Злоупотребление белладонной вело к безвозвратной потере зрения.

На головах модников и модниц возводились многоэтажные лабиринты из рамок, прокладок и волос, державшихся на клее из свиного сала. Сооружение подобных конструкций сопровождалось огромными неудобствами, поэтому прически старались не трогать до тех пор, пока они не разваливались сами собой. В таких волосяных сооружениях находили приют вши, блохи, тараканы и даже мыши.

Красавцам и красавицам периода Регентства было не под силу перещеголять предшественников. Поэтому в это время все старались выглядеть более свежо и естественно. Макияж стал скромнее и безопаснее для кожи, а напудренные парики вышли из моды, уступив место прическам попроще. Чистоплотность стала доступнее и желаннее.

Викторианская эпоха довела соблюдение правил личной гигиены до состояния навязчивой идеи. Средства, приготовленные из трав, стали пользоваться огромной популярностью. Женщины в гриме удостаивались косых взглядов, так как ношение макияжа подразумевало аморальный склад ума, и накладывать косметику приходилось втайне и с осторожностью.

Былую популярность макияжа возродила невестка Виктории, королева Александра. В это время женщины подражали имиджу загримированных примадонн, блиставших на театральных подмостках.

С пришествием кинематографа последним криком моды стали платиново-золотистые волосы; бледные, как мел, лица; подрумяненные щеки; темные веки; яркие губы, изящно изогнутые в форме лука.

Первая мировая война отчасти избавила женщин от довлеющего над ними стереотипа «королевы красоты». Женщины, работавшие на заводах, остригли волосы для безопасности и удобства, их уже не смущали необходимость освежить макияж под посторонними взглядами. С приходом женской эмансипации в моду вошли обрамляющие лицо прически, а все внимание стремились привлечь к глазам и рту.

Вторая мировая война также существенно повлияла на внутренне состояние женщин и укрепила тенденции, возникшие в 1914-1918 гг. Теперь губная помада стала важнейшей принадлежностью любой косметички - и не одна женщина, не накрасив ярко губы, не чувствовала себя одетой. В конце 50-х всем нравились чувственность и женственность. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро, с ее короткими завитыми осветленными волосами и губами, покрытыми той самой ярко-красной блестящей помадой.

В конце 60-х губы женщин померкли и превратились в незначительную деталь на фоне преувеличенно больших глаз. Черная тушь, часто нанесенная в три слоя, чтобы выделить ресницы и подчеркнуть контуры век, подкреплялась яркими тенями и длинными накладными ресницами, при этом нижние ресницы зачастую рисовались тушью прямо на коже. Чтобы не отвлекать взгляд от такого зрелища, губы окрашивали в самые блеклые, пастельно-розовые тона.

Мальчишеские черты, модные в конце шестидесятых, воплотились в образе манекенщицы Твигги, с ее короткой прической и бледными губами.

В семидесятых движение хиппи вдохнуло жизнь в новое направление, зовущее «назад к природе», и многие женщины отказались совсем от косметики и перестали ухаживать за волосами. Но это течение быстро угасло. И в истории моды остались элегантные стрижки конца семидесятых, предполагающие аккуратность линий и превосходное состояние волос.

В 80-е возродился оживленный спрос на натуральные косметические продукты. Ланолин, толокно, травы, фрукты стали неотъемлемой частью средств по уходу за кожей и волосами. Появилось множество новшеств для укладки волос и новые направления в макияже.

Какой бы век не стоял на дворе, внешняя привлекательность всегда остается одним из самых желанных качеств. Современная женщина имеет огромный выбор косметических, парфюмерных и лечебных средств для кожи и волос. Более того, сейчас в индустрии красоты применяются не только достижения современной химии и пластической хирургии, но и разработки, связанные с высокими технологиями.

Ученые согласны с тем, что точно невозможно сказать, кто конкретно придумал макияж, но мы можем с легкостью найти самую старую, но достоверную информацию об этом. Недавно археологи в одной из египетских гробниц обнаружили некие доказательства того, что египтянки прибегали к разным средствам для получения и нанесения макияжа. Были найдены глиняные контейнеры с косметикой, закопанные рядом с мертвыми. В контейнерах содержались цветовые палитры с черной краской для глаз, зеленой краской (тени) для век, а также были найдены яркие пигменты, которые использовали как краску для губ.

Найденные средства для макияжа глаз, оказывается, хранились там более 3000 лет. Другие находки из Мертвого моря, которые приписывали Клеопатре, - это продукты по уходу за кожей, изготовленные из хлорида калия, хлорида магния и брома.

В письменных источниках есть доказательства того, что египтяне начали самыми первыми использовать разные средства для макияжа. Плиний Старший подробно и с большим увлечением описывает египетский метод смешивания веществ и способы, как правильно наносить все эти средства на глаза.

Более поздние цивилизации, такие как греки и римляне, также прибегали к использованию макияжа, хотя эти цивилизации были более сдержанными в данном отношении.

Почему египтяне начали применять косметику?

Любители макияжа и историки называют много причин, почему люди стали использовать косметику. Существует множество вариантов, начиная от духовных убеждений и заканчивая улучшением своего внешнего вида. Этот список представляет собой самые популярные мнения, почему египтяне пользовались косметикой:

  • Древние тенденции моды.
  • Выражение принадлежности к определенному классу.
  • Защита глаз от жарких солнечных лучей.
  • Чтобы защитить владельца от сглаза.
  • Защищает кожу лица от солнечных ожогов.
  • Предотвращение глазных болезней.

Как это выглядело?

Египетские стили макияжа хорошо запечатлены на каменных рельефах, которые были найдены в гробницах, памятниках и на сохранившихся общественных зданиях. На протяжении веков мужчины и женщины наслаждаются этим стилем «тяжелого» макияжа, особенно во время Хэллоуина. Чтобы понять, как он выглядит, можно заглянуть в энциклопедии.

В онлайн-журнале National Geographic есть интересная статья и фотографии на тему древнеегипетского макияжа. Французские исследователи сосредоточились на духовном значении традиций нанесения косметики этой ранней цивилизации.

Другие цивилизации

Со временем и другие цивилизации начали разделять интересы египтян в данном вопросе, но по сравнению с нашими традициями и правилами, которые существуют сейчас, у них было совсем другое представление о макияже. У самых крупных цивилизаций того времени - греков и римлян - были свои собственные косметические средства, которые они предпочитали использовать.

Греция

Греческие женщины были увлечены тем, чтобы всеми возможными способами привлечь к своей персоне внимание молодого человека, как можно дольше сохранять молодость. Любовь к естественной красоте и вечной молодости спровоцировала появление определенных традиций относительно использования макияжа. Женщины, которые могли позволить себе дорогой свинцовый макияж, наносили его себе на лицо. Другие использовали оливковое масло, чтобы придать коже свежий и здоровый вид. Греческие женщины в основном не наносили румяна, но они всячески пытались затемнить брови.

Рим

На протяжении веков Рим считался центром стиля и моды. Римские женщины любили выглядеть бледными и использовали белую краску на основе свинца, чтобы добиться такого внешнего вида. Красную краску наносили на губы и щеки. Макияж смоуки-айс, подобный нашему, пользовался успехом, только был немного темнее. Римляне были хорошо осведомлены, как нужно правильно использовать ароматные эфирные масла в качестве духов.

Косметические изобретения

Много разных культур также внесли свой неоценимый вклад в традиции макияжа. Наши современные стили менее яркие, чем древние, косметические процедуры также значительно отличаются. Тем не менее личный стиль - это дело каждого.

Точная ее дата возникновения косметики не определена. Еще во время неолита люди раскрашивали себя охрой и сажей, а также создавали «боевой раскрас». Как возник макияж древнего мира, как украшали себя женщины разных цивилизаций.

Макияж древнего мира: как делали в древности

Макияж Древнего Египта

В Египте всегда ценилась выразительность глаз и их красота. Артефакты Египта в виде статуй и фресок говорят нам об этом. Идеалом косметического искусства даже для современниц является Клеопатра, жившая в 1 в. до нашей эры. Она купалась в молоке ослиц с медом, чтобы придать своей коже красоту и здоровье. В виде скраба она использовала свежие сливки соединенные с солью. Для отбеливания кожи - смесь из светлой глины, выжатого сока лимона и меда, смешанного , а для сияния кожи использовались такие экзотические ингредиенты как мазь из жира медведя. Для улучшения состояния волос Клеопатра пользовалась львиным жиром.

Египетские женщины бальзаковского возраста боролись с появлением седых волос, смазывая свои волосы смесью из крови черных быков и яиц вороны. В качестве моющего средства для волос они пользовались куриными желтками и медом с маслом миндаля. Юлий Цезарь, любовник Клеопатры, по ее совету смазывал голову снадобьем в состав которого входили измельченные зубы лошади, жир медведя, прожаренные мыши, толченные в ступке с рогами оленя.

Измельченный в порошок малахит применялся в качестве зеленых теней. Для синих теней использовался порошок ляпис-глазури. Из сурьмы со свинцовой рудой серые тени.


Римлянки, которым позволяло состояние финансов, купались в ослином молоке с добавлением . Вместо молока иногда использовали сок из фруктов. Много усилий они прилагали в борьбе с загаром, признаком низкого положения в обществе. Это достигалось с помощью белил из свинца и мела, наносимых на лицо и спину. А для окраски губ использовали киноварь и сурик. Они не могли показать в свете без наклеенных бровей из шкурок мыши и наложенных на кожу лица белил. Глаза подводились углем, а ресницы наклеивались. На лице клеились «мушки» для маскировки прыщей и угрей.


Древний Китай: макияж

Древний Китай: макияж

Огромное значение древними китайцами в 111 тыс. до н.э. придавалось красоте ногтей. По ним судили о статусе человека. У императоров в Китае всегда были ухоженные ногти и длинные ногти. Другие представители сильного пола отращивали их на 2-3 пальцах. Женские ногти могли достигать четверть метра в длину. Китаянкам приходилось носить футлярчики из серебра или золота, чтобы сохранить их в целостности. Лак для ногтей изготавливали из сока лакового дерева, перемешанного с желатином и белками куриных яиц. Затем на ногтях начали рисовать птиц или наносить иероглифы.


Макияж в Древней Руси

Русские женщины во все времена пользовались самой популярной у них процедурой – парились в русской бане с применением банных веников. Для умывания они использовали воду, настоянную на ягодах калины, клюква, брусники. Для удаления веснушек использовали талую воду из мартовского снега. Большим успехом пользовались медовые маски, из кислого молока и молочнокислых продуктов.

В древности женщины красоты ради наносили на лицо крокодилий помет, на веки - медный купорос, натирали щеки различными травами, далеко не безвредными.

Напугать и поразить.

В давние времена лицо раскрашивали для удачного исхода боя, для ритуалов - магических или религиозных. Воины использовали мел, цветную глину, древесный уголь, охру, сок растений для нанесения на лицо и тело простых орнаментов, В результате таких манипуляций они становились похожими на тотемных животных - крокодилов, тигров, носорогов, львов, чтобы убедить врага в своей силе и напугать. В людях крепко сидела вера, что нанося такой боевой раскрас, они приобретают звериные умения и силу. Некоторые племена, обитающие в экваториальной полосе, до наших дней соблюдают эту необычную традицию.

Ученые полагают, что впервые макияж исключительно для наведения марафета сделали древние египтяне. Они научились изготавливать порошок, напоминающий по свойствам современную пудру, который скрывал небольшие дефекты кожи с матирующим эффектом. Клеопатра, как известно, для отбеливания кожи лица использовала мазь из белил, перетертых с крокодильим пометом. Египтянки использовали макияж в основном для подчеркивания глаз. Они густо подводили глаза темным порошком из сажи, на веки наносили - медный купорос или мелко тертый малахит. Вместо румян использовали едкими соками растений.

Волосы окрашивали хной, а для предотвращения седины наносили на кожу головы бычью кровь и змеиный жир.

В Древней Греции изначально макияж не был в почете, так как его использовали только куртизанки. Но после военных походов Александра Македонского, в которых воинам понравились красиво накрашенные индианки и китаянки, благочестивые гречанки, дабы не отставать в красоте начали румянить щеки, покрывать лицо белилами, подводить глаза, губы и брови, а также осветлять волосы. Также гречанки использовали прообраз современной туши - сажа, смешанная с яичным белком, отчего ресницы были изумительно черного, даже смоляного оттенка.

Эта мода была заимствована и женщинами Рима. Именно римлянки начали первыми использовать лечебную косметику - лосьоны и кремы. Особым шиком считалось нанесение на веки золотистой краски и густо подведенные углем брови.

Восточный макияж

Восточные женщины с древних времен использовали макияж для обольщения мужчин. Красивый макияж представлял из себя густой слой розовых румян, золотая краска на губах, на щеках - киноварь, глаза подведены сурьмой. Добавьте к этому ярко-красные губы и десны (от жевания стеблей бетеля) и коричневые зубы(их окрашивали специальной краской).

Китаянки обильно наносили на лицо рисовый крахмал, брови непременно должны были быть зеленого цвета, а зубы - золотые. Так как крахмал, шафран и другие ингредиенты «косметики» продавались в буквальном смысле на вес золота, их и использования было доступно только очень богатым дамам, остальным приходилось искать замены в доступных растениях и ягодах.

В средневековье христианская церковь строго запрещала использование косметики. Лишь в Италии женщины наносили на брови сурьму, а на лицо - свинцовые белила. Через несколько месяцев использования такого небезопасного « макияжа» кожа сильно высыхала и сморщивалась, напоминая печеное яблоко. Но это не останавливало модниц. Они пытались сдержать этот пагубный процесс, использую своеобразные маски из сырой говядины, вымоченной в молоке. Но самое удивительное то,что после эпидемии рахита(от него темнеют зубы) в Европе, в моду вошли… Черные зубы. Так сурьма стала использоваться для окрашивания эмали зубов.

Вопреки протестам церкви, использование косметики укоренилось в Европе. Пользовались ею не только женщины. Сильный пол свободно использовал пудру, румяна, парфюм и крема. Так как мода требовала исключительно белой кожи, женщины использовали опасные для здоровья маски для декольте и лица с содержанием мела, свинца и сулемы.

Однако был и еще более ужасающий вариант: пудра сеньоры Тоффаны (той самой, которая изобрела яд для убийства неверных мужей). В состав этой пудры входил мышьяк. Пользоваться такой косметикой можно было только в крайних случаях - например, для соблазнения. Любовник, само собой, даже не подозревал, какую «бомбу» он целует. И соблазнительница, и соблазненный сильно рисковали.

В 18 веке европейские медики заподозрили, что косметика очень вредит здоровью. От белил страдала не только кожа, но и почки, впитывавшие, как губка, ядовитые вещества. А британский парламент вначале века издал закон, гласящий, что «все женщины, вне зависимости от сословия и возраста, которые соблазнят какого-нибудь подданного его величества короля Англии с помощью парфюмерии, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками… и этим склонят мужчин к супружеству, будут так же караться, как ведьмы и другие подобные преступники. И такие браки будут считаться после обвинительного приговора недействительными».

Брови из мышиных шкурок
В 18 веке производство декоративной косметики стало массовым. Появилась и реклама косметических средств в газетах и афишах. В моде по-прежнему контрастный макияж: белоснежная кожа, пурпурные губы, черные ресницы и брови, виски - с нежными голубыми прожилками, тоже нарисованными.Появились накладные брови - их делали из кусочков мышиных шкурок.

«Библиотека для дам», модный в 1764 году альманах давал такой совет по нанесению макияжа: «Белизна должна быть неравномерной: совсем светлой на лбу, более темной на висках, а вокруг рта цвет должен отливать желтизной алебастра».

Макияж в русском стиле являлся более безопасным по сравнению с европейскими веяниями: наши соотечественницы использовали обычную муку вместо белил, румяна - заменяли соком свеклы, для бровей использовали уголек. Самой радикальной мерой для придания лицу «естественного» румянца было жевание побегов бодяги - щеки моментально пунцовели от расширения сосудов. С приходом 19 столетия Европу охватила небывалая до сих пор мания к чистоте. Светские дамы без устали чистили зубы и принимали ванну по нескольку раз в день. Высоко ценилась чистая, свежевымытая кожа. Косметика резко упала в цене и стала доступна практически всем - от содержанок, до уездных «светских львиц». Парики, белила и помады ушли в прошлое.

С течением времени макияж постепенно отвоевал утерянные позиции, но стал более сдержанным. С наступлением ХХ века вошел в моду матовый цвет лица. Такого эффекта достигали при помощи пудры из риса и обезжиренного воска. Такое средства стало непременным среди гримеров на съемочных площадках.

Искусством визажа человечество пользуется с незапамятных времен. Макияж каждого десятилетия весьма интересен, прекрасен и познавателен.
Углубляясь в историю визажа, изучая его особенности в каждых эпохах, знакомясь с разными модницами, и известными женщинами тех времен, можно узнать много интересного.

Сегодня, мы рассмотрим историю этого искусства, ознакомимся с наиболее выдающимися временами и техниками макияжа, который сопутствовал им.

Начнем с «Макияж 20х годов».

Начало XX века - Конец Первой Мировой войны.

Женские образы этого времени: сама скромность и сердечность, «милая девушка», «самоотверженная мать».

Макияж глаз: какой либо макияж практически отсутствует, лишь прозрачный вазелиновый блеск.

Губы: тот же вазелин.

Лицо: розовая пудра, которая придавала естественность лицу.

Прическа: до войны - завитые в кокетливые локоны, во время войны - разделенные четким пробором.

Олицетворение времени: Лилиан Диана Гиш, Джуна Барнс.

Послевоенное время. 20-е годы. Декаданс

Особенности женского образа: роковая женщина, женщина-вамп.

В макияже акценты одновременно на глаза и губы, в косметике использование насыщенных цветов.

Глаза: подводка для глаз: ярко-синяя, изумрудная или фиолетовая; тушь по цвету сочетается с подводкой (соответственно для ярко-синей подходит темно-синяя и т. д.)

Брови: выщипанные и подрисованные в четкую, черную линию с опущенным концом.

Губы: четкий контур, яркая помада темно-красного цвета, часто - маленький рот в форме сердечка.

Лицо: румяна нежных оттенков, наносятся как круглое пятно; кожа - гладкая, матовая.

Прическа: короткая стрижка под мальчика, четкий пробор, с челкой или без, волны или прямые волосы.

Олицетворение времени: Глория Свенсон, Теда Бара, Пола Негри, Констанс Таллмейдж, Луиза Брукс, Клара Боу, Марджори Брукс.

Макияж 30-х годов

Акцент на глаза: выделены и подчеркнуты. Контур наноситься черным карандашом (подводкой) по нижнему и по верхнему веку, обязательно соединяясь в уголке глаза.
Тени темных оттенков, которые наносятся поверх контура. Все линии растушевываются, никакого четкого контура. Ресницы пушистые и обильно накрашены.

Брови тонкие, выщипанные в «ниточку», и прорисованные дугой, как бы «удивленный вид лица».

Губы с четким контуром, приглушенных оттенков. В то время вошел в моду легкий загар, который стал признаком достатка и богатой жизни. Уже не модны бледные лица с пошлыми яркими пятнами румян. Теперь румяна хорошо растушеваны, и подчеркивают аристократические линии лица.

Прически: с волнистых волос, с косым пробором- самая модная.

Олицетворение времени: Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Беннет, Джин Харлоу, Вивьен Ли, Ли Миллер, Норма Шерер, Джоан Кроуфорд

Макияж 40х.

Макияж этих годов характеризуется матовой основой, густыми тяжелыми бровями и алыми губами. Светлый тон кожи, черная подводка, красные губы создают сложный и элегантный стиль. Выделяются скулы.

Глаза: тушь в несколько слоев, для интенсивного оттенка.

Губы: насыщенных глубоких красных оттенков.

Прически: стали более сложными, длина волос до плеч или больше. Укладка: глянцевые волны.

Олицетворение времени: Вероника Лейк, Элен Паркер, Лорен Бейкол, Джоан Кроуфорд, Ингрид Бергман, Бетт Дейвис.

50е годы

Десятилетие 1950-х годов- это период элегантности и гламура. Образ становится очень женственным (даже кукольным), в одежде выделяется талия. В моду вошли юбки-карандаш и пышные платья до колена.

Макияж 50-х женственный, мягкий, естественный.
Тон, пудра и румяна – с персиковым оттенком, матовые дымчатые тени, черная подводка по верхнему веку, тушь.

Брови приобрели толщину, достаточно темные с красивой изогнутой формой.

Щеки розовые и румяные.

Губы розовая или красная помада. Глаза: стрелка по верхнему веку. Самым модным элементом в макияже стала красная помада. Яркие губы, черные густые ресницы и румяные щечки – характерные особенности макияжа 50х.

Прическа: волосы сбирались в хвост, и из них делали маленькие прически с филированными прядями.

В 50-х начали использовать мушки, для того, чтоб подчеркнуть свою сексуальность и подать завуалированный знак мужчинам. Например: круглая мушка, расположенная между виском и глазом называлась «убийцей» или «страстной особой». Если на лице были две-три мушки, то интерпретация зависела от возраста, положения в обществе и репутации женщины. «Величественная» мушка клеилась почти посередине лба, «кокетливая» около губ.

Олицетворение времени: Брижит Бардо, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Джина Лолобриджида, Софи Лорен, Грейс Келли.

Макияж 60х

Основной тенденцией 60х – это акцент на чем-то одном, как в одежде, так и в макияже. Необходимо было выбрать лишь одну вызывающую вещь и ни в коем случае не смешивать рисунки.

В макияже акцент либо на глазах, либо на губах.

Глаза: В основном все стремились достигнуть эффекта «невинности». Акцент был на глаза, густо красили тушью и рисовали стрелки-ласточки. Светлые тени с блестящим эффектом, на неподвижное веко наносили более темные тени. Затем при помощи подводки проводили насыщенную линию вдоль роста верхних ресниц, заканчивая тонким хвостиком. Тушью красили в несколько слоев.

Лицо: светлое и ровный тон.

Скулы слегка подчеркивались светлыми румянами.

Губы нейтральных светло-бежевых оттенков, без карандаша.

Олицетворение времени: Твигги, Джейн Фонда, Джин Шримптон, Джули Кристи, Миа Фэрроу.

Макияж 70х.

Сразу после великих 60-х с их нежным и невинным образом идеальной женщины, жизнь обретают сумасбродные 70-е и 80-е.

Времена хиппи. В это время их культура была на пике своей популярности и развития. Дети цветов, свободной любви и мира правили тем временем.

Стиль одежды хиппи: в нем использовались различные нотки фольклора, у всех были длинные волосы, в которые вплетались цветы и разноцветные нити. Либо вообще не было макияжа, либо делали акцент на глаза, оттеняя их темными тенями дымчатых, глубоких цветов.

Губы: легкий блеск, натурального цвета помады.

Брови: натуральные, густые, взъерошенные.

В это время, начала развиваться совершенно противоположная субкультура, как панки.

Одежда: старомодные лохмотья, потертые джинсы. Украшения были из металла. Такой образ дополнялся ирокезом самых разнообразных цветов – зеленый, розовый, красный.

Макияж: никаких правил, на лице царил полный хаос.

Глаза: темные или очень яркие тени.

Губы: черная или синяя помада.

Олицетворение времени: Катрин Денев, Лайза Минелли, Джейн Биркин; Анджела Дэвис, Нина Хаген, Патти Смит.


Макияж 80-х Стиль «диско»

Принято считать, что 80-е – эпоха диско. Этот стиль сочетает в себе яркие цвета и насыщенные текстуры. Сочетание ярких цветов: розово-фиолетовый, насыщенный голубой, цвет сливового джема, фиолетово-сиреневый, лилово-розовый. Эти яркие цвета использовались везде, где толь возможно – глаза должны были быть яркими и выделяющимися, а сверху еще наносили блестки, или неоновые тени.

Особенности образа: активность, здоровый образ жизни.

Глаза: яркие тени по всей области век, хорошо растушеваны, никаких четких контуров.

Губы: разнообразные цветовые гаммы, без четких контуров. Лицо: излучающее здоровье и свежесть.

Прическа: пышные длинные волосы, начесы, «волчица».

Олицетворения направлений: Алла Пугачева, Мадонна, Мэрил Стрип, Шер, Иман и др.

Макияж 90-е годы.

Смешение стилей. Anti-fashion

Особенность образа: гранж, наигранная неряшливость, позже - явное смешение стилей, натуральная свежесть, акцент на индивидуальность.

Лицо: как будто умытое, только что из душа, очень свежее и естественное, с легким глянцем.

Прическа: разнообразие красок и форм, стрижка «Рашель», конский хвост, уложенный узлом, стрижки «под пажа» и кудри.

Олицетворения направлений: Кортни Лав, Шарон Стоун, Дженнифер Анистон, Бьорк, Джулия Робертс и др


Top