Кто учился скорочтению? Прошу поделиться опытом. Как быстро и легко запомнить текст

Пытаемся выучить тонну информации или выучить параграф по истории перед следующим уроком? Прочитать отрывок три раза перед сном, положить книгу под подушку, станцевать с бубном - все эти методы также популярны, как и бесполезны.

Как работает наша память

Начнем мы, пожалуй, именно с этого вопроса.

Процесс запоминания любой информации проходит через три стадии.

  1. Первая - кратковременная память . Любые данные задерживаются там не больше, чем на несколько минут.
  2. Затем данные переходят во вторую стадию - промежуточную память . Здесь она может задержаться как на несколько дней, так и на месяц.
  3. Третий, и последний, этап - это долговременная память . Там информация хранится всегда. Даже то, что, как нам кажется, мы забыли.

Поэтому чтобы максимально эффективно использовать возможности своей памяти, нужно это учитывать. Постарайтесь сразу переводить все, что учите, в промежуточную память. А чтобы информация осталась с вами как можно дольше, время от времени revise ее и перекладывайте ее в отделы долгосрочной памяти.

10 способов, как запомнить текст

  • Перескажите другому.

Перескажи то, что прочитал - и запомни его в 4 раза быстрее. Вероятность, что вы намного быстрее освоите большой текст, если прочитать и пересказать его другому человеку, намного выше. Когда вы что-то рассказываете, то нейроны вашего мозга работают намного эффективнее, и вы мгновенно перекладываете все, что выучили, в промежуточный отдел.

  • Работайте по принципу 20\5 или 45\15.

Ваш мозг не может учить что-то бесконечно долго - ему нужно давать перерывы. Попробуйте на себе практику учить 20 минут и отдыхать 5 минут; или же учить 45 минут, а отдыхать 15. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно, а вы легко сможете выучить даже самую сложную информацию.

  • Используйте ассоциативное мышление.

То, что вы уже знаете - ваше лучшее оружие в обучении. Проводите ассоциации и аналогии с теми знаниями, что уже хранятся на полочках вашего brain . Это поможет вам не просто все быстро запомнить, но и затем при необходимости гораздо быстрее вспомнить.

  • Выделяйте ключевые моменты в тексте маркером.

Конечно, если текст в учебнике, делать этого не нужно. Но часто, это бывают распечатки, ксерокопии, с которыми такой способ будет просто великолепным! Я сама так делала, когда училась в университете — очень-очень помогало! Поверьте, как только вы это сделаете, все ненужное улетучится и не будет мешать, а все необходимое "прилипнет" к вашей памяти и будет светиться в ней также ярко, как маркер, с которым вы поработали! Конечно, для этого нужно иметь навык поиска важных опорных мыслей в тексте. Практикуйтесь, и все у вас получится!

  • Прочитайте текст с выражением или используя разную высоту голоса.

Другими словами, можно просто побаловаться, представив себя актером (если вы на самом деле не актер:-)). Прочитайте текст шепотом, потом низким голосом, затем тоненьким мышиным голоском... Меняйте интонации — с радостных ноток до грустных и меланхоличных. В общем, прочувствуйте то, что вы читаете! Поверьте, иногда это становится единственным верным способом к быстрому запоминанию текста.

  • Не сидите на одном месте.

Учеными было доказано, что если при попытках что-нибудь выучить вы будете не просто сидеть за столом над книгой, а, например, расхаживать по комнате, то выучить текст или стихотворение можно намного быстрее.
Как-то мы этот вопрос обсуждали с моей ученицей. Ее преподаватель по биологии не раз отмечала, что во время запоминания лучше всего убирать в доме, раскладывать что-то по местам или просто прохаживаться. Но в очень редких случаях сидеть на месте.

Человек, который не перестает меня удивлять в плане развития памяти — это Станислав Матвеев . Он попал в книгу рекордов Гиннеса благодаря свои методикам и упорству. А теперь Станислав делится своими знаниями с людьми, помогая им достигать своих целей.

  • Учите утром.

Не имеет значения, являетесь ли вы самым «жаворонковым» из всех жаворонков или матёрой совой, ваш мозг все равно лучше всего запоминается информацию в утренние часы или когда вы только проснулись. Конечно, есть редкие исключения, когда биологические ритмы человека наиболее активны ночью. Но, тем не менее, попытки запомнить что-то перед сном могут не только не дать никакого эффекта, но и испортить вам сон.

  • Устали - смените обстановку.

Главная ошибка многих - это пытаться учить без какого-либо отдыха. Я помню себя во время сессий. Я выделяла себя два часа на учебу с утра, затем шла на тренировку. Возвращалась домой и еще 2 часа учила. Я постоянно разбавляла часы учебы на другие занятия. И меня всегда удивляли люди, которые во время session не виделись с друзьями, не ходили никуда гулять, а просто закрывались в доме. Поэтому мой вам дружеский совет - меняйте обстановку и давайте себе отдых.

  • Используйте возможности своего мозга.

Вы наверняка знаете, каким образом у вас получается лучше всего запоминать. Если вам достаточно прослушать лекцию, чтобы потом без запинки все пересказать - у вас определенно тип запоминания, основанный на восприятии аудиоинформации .

К примеру, я лучше всего воспринимаю информацию, если запишу ее. Для меня запомнить что-то достаточно сложно. Во времена обучения в университете я писала конспекты, и все важные пометки делала письменно. Когда на экзамене нужно было что-то вспомнить, у меня перед глазами мгновенно всплывал мой конспект.

Поэтому используйте ваши сильный стороны в запоминании. Пусть иногда это займет немного больше времени, но вы будете уверены в результате.

  • В любой непонятной ситуации - ложитесь спать.

Если в голову ничего не лезет - ложитесь спать. Когда вы спите, вся информация, которая поступает в ваш мозг, скажем так, раскладывается по полочкам долгосрочного отдела. Да и в целом, никогда не пытайтесь ничего учить не выспавшись. В этот момент ваш мозг занят только поддержанием вас в состоянии бодрствования, и на то, чтобы что-то запомнить просто не хватит ресурсов.

На данный момент существует множество методик, техник и самых разнообразных книг, чтобы развить свою память и уметь запоминать тонны информации. Вы можете посмотреть видео или прочитать книги, чтобы развивать свои способности к запоминанию. Память - это как мышцы - нужно просто много тренироваться.

Отличный способ для регулярной тренировки памяти, который я недавно для себя открыла — онлайн сервис «Фитнес для мозга ». О нем и наших с дочкой успехах я подробно рассказала в .

Вот, мои дорогие, основные способы, как вы можете легко запомнить большой текст. Но могу сказать одно: все это работает индивидуально к каждому человеку. Я советую вам пробовать и анализировать, что у вас лучше всего получается.

Делитесь в комментариях, какие способы обучения вы используете, и как они вам помогают. А для любознательных есть моя рассылка, где я постоянно делюсь интересной и полезной информацией касательно любого аспекта английского языка.

Подписывайтесь и будьте во всеоружии.

Кто учился скорочтению? Этот вопрос обычно интересует тех, кто хочет научиться быстро читать. От тех людей, кто обучался и научился скорочтению, люди хотят узнать о самом лучшем упражнении, которое позволяет обучиться быстро читать .

В этой статье рассказываются о том как читали знаменитые люди.

Полезное и бесплатное на сайте о том, как научиться быстрее читать и запоминать больше

  • Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

    Скорочтение и Ленин Вот что рассказывает один из ближайших сотрудников В.И. Ленина В.Д. Бонч-Бруевич: «Читал Владимир Ильич совершенно по-особому. Когда я видел читающего Ленина, мне казалось, что он не прочитывает строку за строкой, а смотрит страницу за страницей и быстро усваивает все поразительно глубоко и точно: через некоторое время он цитировал на память отдельные фразы и абзацы, как будто он долго и специально изучал только что прочитанное. Именно это и дало возможность Владимиру Ильичу прочесть такое громадное количество книг и статей, которому нельзя не изумиться». П.Н. Лепешинский рассказывает: «Если Ленин читал книгу – его зрительный и умственный аппарат работал с такой быстротой, которая посторонним людям казалась просто чудом. Восприимчивость его при чтении книги была феноменальной”. П.Н.Лепешинский передает и воспоминания своей жены, которая плыла вместе с В.И. Лениным на пароходе из Красноярска в Минусинск в ссылку и наблюдала, как Владимир Ильич читал книгу: «В руках у него была какая-то серьезная книга (кажется на иностранном языке). Не проходило и полминуты, как его пальцы перелистывали уже новую страницу. Она заинтересовалась – читает ли он строчку за строчкой или скользит лишь глазами по страницам книги. Владимир Ильич, несколько удивленный вопросом, с улыбкой ответил: – Ну, конечно, читаю… И очень внимательно читаю, потому что книга стоит того. – Но как же Вы успеваете так быстро прочитывать страницу за страницей? Владимир Ильич ответил, что если бы он читал более медленно, то не успел бы прочесть всего того, с чем ему нужно ознакомиться».

    Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест. Рузвельт изучал скорочтение с фанатизмом.

    Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки, до четырёх слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.

    Способ скорочтения Бальзака

    Вот как Бальзак описывал свой способ чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения достигло у меня способности феноменальной. Взгляд схватывал семь-восемь строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло усвоить смысл целой фразы».

    Навыки скорочтения Чернышевского

    Чернышевский мог одновременно писать статью и диктовать секретарю перевод с немецкого языка. Бехтерев объясняет этот феномен способностью моментально переключать свое внимание с одного объекта на другой, создавая видимость поддержания двух очагов возбуждения.

    Как читалВашингтон

    Вашингтон читал утренние газеты только вслух. Он внимательно вслушивался в текст, бубнил и мешал своим соседям. Он утверждал, что чтение вслух помогает ему уяснить смысл текста и отделить правду от лжи.

    Монах Раймон Луллия знал приемы скорочтения…

    Итальянский монах, живший в средние века, Раймон Луллия предложил систему чтения, которая позволяла быстро читать книги, однако вплоть до 50 годов прошлого века скорочтение было уделом немногих ярких мыслителей и политиков, которые развивали это навык самостоятельно. Среди известных людей, владевших скорочтением, достаточно перечислить таких великих людей как Оноре Де Бальзак, Наполеон, Пушкин, Чернышевский, Ленин, Джон Кеннеди.

    Скорочтение и Мартин Иден

    «В узеньком стенном шкафу висела одежда, и лежали книги, которые не помещались уже ни на столе, ни под столом. Читая, Мартин имел обыкновение делать заметки, и их накопилось так много, что пришлось протянуть через всю комнату веревки и развесить на них тетрадки наподобие сохнущего белья. Вследствие это¬го передвигаться по комнате стало довольно затруднительно. Мартин нередко стряпал, сидя, так как, пока кипела вода или жарилось мясо, он успевал прочитать две-три страницы.

    Работал он за троих. Спал всего пять часов, и только железное здоровье давало ему возможность выносить ежедневную девятнадцатичасовую напряженную работу. Мартин не терял ни одной минуты. За рамку зеркала он затыкал листочки с объяснениями некоторых слов и с обозначением их произношения: когда он брился или причесывался, он повторял эти слова. Такие же листочки висели над керосинкой, и он заучивал их, когда стряпал или мыл посуду. Листки все время сменялись. Встретив при чтении непонятное слово, он немедленно лез в словарь и выписывал слово на листочек, который вывешивал на стене или на зеркале. Листочки со словами Мартин носил и в кармане и заглядывал в них на улице или дожидаясь очереди в лавке. Эту систему Мартин применял не только к словам. Читая произведения авторов, достигших известности, он отмечал особенности их стиля, изложения, построения сюжета, характерные выражения, сравнения, остроты - одним словом, все, что могло способствовать успеху. И все он, выписывал и изучал. Он не стремился подражать. Он только искал какие-то общие принципы. Он составлял длинные списки литературных приемов, подмеченных у разных писателей, что позволяло ему делать общие выводы, и, отталкиваясь от них, он вырабатывал собственные новые и оригинальные приемы и учился применять их с тактом и мерой. Точно так же он собирал и записывал удачные и красочные выражения из живой речи - выражения, которые жгли, как огонь, или, напротив, нежно ласкали слух, яркими пятнами выделяясь среди унылой пустыни обывательской болтовни. Мартин всегда и везде искал принципы, лежащие в основе явления. Он старался понять, как явление возникает, чтобы иметь возможность самому создавать его. Мартин мог работать только сознательно. Такова была его натура; он не мог работать вслепую, не зная, что выходит из-под его рук, полагаясь только на случай и на звезду своего таланта. Случайные удачи не удовлетворяли его. Он хотел знать, “как” и “почему” ».

    Скорочтение и Сталин

    В библиотеке Сталина имелась практически вся российская литературная классика: и отдельные книги, и Собрания сочинений. Особенно много было книг Пушкина и о Пушкине. В его библиотеке были все российские и советские энциклопедии, большое число словарей, особенно словарей русского языка и словарей иностранных слов, разного рода справочники.

    Большую часть своих книг Сталин просматривал, а многие читал очень внимательно. Некоторые книги он читал по нескольку раз. Сталин читал книги, как правило, с карандашом, а чаще всего с несколькими цветными карандашами в руках и на столе. Он подчеркивал многие фразы и абзацы, делал пометки и надписи на полях. Иосиф Виссарионович просматривал или читал по несколько книг в день. Он сам говорил некоторым из посетителей своего кабинета, показывая на свежую пачку книг на своем письменном столе: «Это моя дневная норма - страниц 500».

    Карл Маркс сделал книги «рабами»

    Карл Маркс говорил: «Книги - мои рабы» - и испещрял пометками и заметками поля каждой прочитанной им книги, загибая и закладывая нужные ему страницы.

    Система скорочтения Гитлера Любопытно, что Гитлер тоже имел свою систему чтения. В свободное время и во время безработицы он проглатывал без разбора политическую и научно-техническую литературу, которая в брошюрах, трактатах, памфлетах и в быстро рвущихся книжонках утоляет жажду знаний. Вначале он перелистывал книги, обычно с конца, и проверял, стоило ли их читать. Если стоило, то читал именно то, что ему было нужно, чтобы по-своему защитить еще другими примерами свои представления, установившиеся со времен Вены и Мюнхена. Он интенсивно прорабатывал публикации лишь тогда, когда они сообщали факты, которые, как он полагал, должен был иметь когда-нибудь наготове в качестве доказательств. Ежедневно, рано утром или поздно вечером, прорабатывал одну значительную книгу. Гитлер не учился основательно, универсально, но никогда не учился без усердия. Он спокойно обдумывал лишь то, что он признавал. По данным секретаря, в его личной библиотеке не было ни классиков, ни одного произведения, характеризующегося человечностью и духовностью. То, о чем он иногда сожалел, что обречен отказываться от чтения художественной литературы, и может читать лишь научную.

    Обдумывайте то, что прочитали

    Прочитали кусок - мысленно повторите узнанное и проверьте как вы его уяснили.

    Без заметок, вы вряд ли что то уясните. Поэтому студенты записывают за выступающим.

    Все ли термины учебнике знакомы?

    Чем больше непонятных слов, тем ниже скорость чтения. Можно пропустить одно термин, но если их очень много, то понимание текста будет не высоко.

    Ищите альтернативы чтению

    Иногда получается так, что гораздо лучше попросить совет у более сообразительного человека, чем разбираться самому. Так же возможно переформулировать вопрос и часть информации выяснить из альтернативных источников информации.

    Читайте с темпом вашего мышления

    Спешка - это постоянное забывание чего то. Что не пойдет легко, не идет вообще. Велик Господь, сотворивший все сложное трудным для понимания, а ненужное невероятно сложным.

    Освоение наук - это не пробегание от слова к слову по принципу «чем быстрее пробежал - тем большего узнал». Чтение - это изучениетренировка,интимность.

    В неспешном чтении отрабатываются способности. Если читаем с привычной скоростью, то усвоение идет полностью.

    При чтении задерживайтесь на трудных участках книги. То, что знакомо - пробегайте глазами.

    Важный текст читайте очень медленно.

    Эффект скорочтения состоит не в том, чтобы читать как можно быстрее текстов, а в том, чтобы как можно быстрее находить решения из затруднительных ситуаций.

Могут рассказать множество историй о выгоде этого умения. Приведу один из наиболее ярких примеров.

В 2007 году англичанка Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению, прочитала свежую книгу о приключениях Гарри Поттера за 47 минут. Получается, она впитывала около 4 200 слов в минуту. Затем Энн кратко описала роман для британских СМИ (поди, не за просто так). Гроссмейстерский результат, которому тогда позавидовали миллионы человек по всей земле: им-то пришлось утолять своё любопытство всю ночь и на следующий день тоже.

Но так ли всё однозначно, как кажется на первый взгляд? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит пробежаться по теории.

Как мы читаем

Чтение - методичный механический процесс, если человек для удовольствия и не тратит время на обдумывание сложных и незнакомых понятий. Вот как это происходит…

Вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. В итоге получаем, что средний носитель русского языка осиливает около 200 слов в минуту.

Скорочтение сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается .

Техники скорочтения

Среди основных техник скорочтения можно выделить четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники - снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Что не так со скорочтением

Скоростное чтение - хорошее умение видеть хоть 1 000 слов в минуту. Тем не менее по-настоящему понять громаду этих слов невозможно. Об этом говорит исследование , проведённое группой когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) - одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Исследование показало, что существует компромисс между скоростью и точностью чтения. Маловероятно, что читатели смогут удвоить или утроить скорость и сохранить при этом привычный уровень усвоения.

Виной тому анатомия глаз, особенности кратковременной памяти человека и ограниченные возможности мозга по обработке зрительной информации. Острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются при попытке охватить большой объём текста.

Скорочтение полезно при получении несложной информации, например при чтении новостей или почты. Если глубокое понимание вовсе не требуется, то и скольжение по тексту может оказаться к месту: вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали. Во многих других ситуациях, наоборот, необходимо замедляться и перечитывать текст, чтобы .

Самый верный способ читать быстрее

В заключении своего научного изыскания психологи дают простую формулу, как ускорить процесс чтения.

Постоянная практика чтения делает вас более квалифицированным носителем языка за счёт пополнения словарного запаса. Это и является верным способом научиться читать быстрее без ущерба для понимания смысла.

Практикуете ли вы скорочтение? Можете подтвердить или опровергнуть мнение учёных?

Почему же столь "нелестно" отзываются о "Скорочтении"? Почему через некоторое время после окончания курсов стремительно падает и скорость чтения, и качество понимания текста? Постараемся ответить на эти злободневные вопросы и выявить ряд главных причин.

Сначала рассмотрим организацию курсов "Скорочтения".

Во-первых , это групповые занятия, а не индивидуальные, т.е. абсолютно не учитываются индивидуальные особенности.

Во-вторых , количество человек в группах превышает 20-30, что негативно влияет на качество обучения (Вспомните школу!), но приносит высокие прибыли. К

роме того, организаторы курсов знают, что чем больше группа, тем легче ей управлять, тем быстрее и стабильнее рост скорости чтения на занятиях. Это объясняется тем, что в группе из 20-30 человек обязательно найдется 2-3 человека (а иногда и более) с повышенной внушаемостью, т.е. гипнабельных.

Именно на них "срабатывают" "чудеса исцеления", именно они показывают "феноменальные результаты" и у них "стремительно растет скорость чтения". Такие люди становятся в группах "скорочтения" лидерами и "заражают" всю группу.

В итоге все довольны. Скорость чтения и качество понимания текстов на занятиях стабильно растет. Как правило, такая группа показывает следующие результаты: высокая и очень высокая скорость чтения - 10%, средняя скорость чтения - 80%, низкая скорость чтения - 10%. Естественно, что понятия "высокая", "средняя" и "низкая" скорость весьма относительны и отличаются у разных "Школ Скорочтения", т.к. все "считают" по-разному!

Такая картина сохраняется недолго, уже через некоторое время по окончании курсов "Скорочтения" обладатели "средней и низкой скоростей чтения" замечают, что вернулись к первоначальным показателям, что не могут быстро читать в домашних условиях, что сами не могут вызвать "состояние скорости".

Одни начинают в этом винить себя, сомневаются в своих способностях, и в результате остаются на всю жизнь с комплексом неполноценности. Другие же, а их меньшинство, начинают винить саму программу "Скорочтения". В итоге популярность "Скорочтения" падает.

В-третьих
, руководители курсов, мягко сказать, "хитрят" в подсчетах результатов. Например, вместо букв и слов считают знаки учетно-издательского листа, т.е. пробелы, точки и запятые, что сразу "повышает скорость чтения" почти в 2 раза! А что касается оценки качества понимания текста, то доходит до смешного!

Первое, качество понимания текста определяется только по кратким ответам на вопросы, что не может являться однозначной оценкой уровня понимания.

Второе, на текст любой степени сложности и объема задается небольшое количество вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая текст. В результате "подобного подсчета" скорость чтения и понимания текста запрограммировано растет.

В-четвертых , быстро читать на курсах "Скорочтения" учат научно-популярные тексты, а не учебные. Многие заблуждаются, что, научившись быстро читать, они смогут так читать все подряд. Ничего подобного! Учебные тексты без специальной, индивидуальной подготовки вы быстро читать не сможете! Так что стоит задуматься, нужно ли вам учиться быстро читать научно-популярные тексты, нужны ли они вам?

В-пятых , многие полагают, что быстрое чтение заменяет собой процесс детального запоминания текста, мол, быстро прочитал, все понял и запомнил на всю жизнь. Первое, вы можете быстро прочитать, понять и запомнить (кратковременная память) только 70% текста, а как быть с точной информацией: цифрами, формулами, названиями, терминами, составляющими 30% текста?

Ведь точная информация не запоминается быстрым чтением! Для того, чтобы запомнить точную информацию нужно применить специальные приемы и методы (мнемотехники, эйдетики или сопоставления). Второе, быстрым чтением вы запоминаете информацию только на 3 дня, если ее не повторить. Так что миф о запоминании на всю оставшуюся жизнь можете забыть!

В-шестых , многие считают, что, научившись быстро читать с экрана компьютера, можно будет быстро читать и книги. Но это ведь разная психическая деятельность! На каком материале тренируетесь, такой и будете быстро читать!

В-седьмых , программы "Скорочтения" ориентированы в основном на тренировку "правильных движений глаз" и "разгонку психики", а не на развитие мышления. А ведь научить быстро читать можно только научив быстро мыслить! Что толку быстро двигать глазами и считывать слова, если процесс мышления "отключен", если вы не понимаете о чем идет речь и не умеете эти слова связывать между собой в простые предложения (двух - или трехчленные), являющиеся единицами мыслей.

Процитируем Л.М.Веккера: "..законченная отдельная мысль, взятая не в ее ситуативной, а в контекстной общепонятной форме, не может быть выражена отдельным словом, а по необходимости получает свое воплощение в целостном высказывании, или фразе. При этом минимальной структурной единицей такой фразы, сохраняющей еще специфику мысли как законченного целого, является трехчленное предложение, содержащее подлежащее, сказуемое и связку.

Предельным же минимумом состава этой структурной единицы, возникающим при переходе связки в скрытую форму, но сохраняющим все же законченный характер, является двухкомпонентная структура, содержащая подлежащее и сказуемое". Так вот, не достаточно быстро двигать глазами, чтобы быстро понимать текст, необходимо, чтобы глаза быстро "выбирали" нужные ключевые слова и эти слова быстро "соединялись" между собой в процессе мышления, тогда это и будет быстрым чтением.

Но, к сожалению, на сегодняшний день не все преподаватели курсов "Скорочтения" это понимают или не хотят понимать- Вполне очевидно, что мы рассмотрели только основные причины падающей популярности "скорочтения", подробно не углубляясь в содержание самих программ. И понятно ваше недоумение и скоропалительный вывод о том, что "Скорочтение" - это ерунда. Нет, и еще раз нет! "Скорочтение" - это этап наивысшего развития и автоматизации процессов восприятия, мышления и памяти.

"Скорочтение" реально и естественно, но чтобы научиться быстро читать, нужно первое - ваше сильное желание; второе - индивидуальная программа "Скорочтения", третье - ежедневные тренировки.

Что касается второго пункта, то для составления индивидуальной программы "Скорочтения" вам потребуется специалист, учитывающий ваши особенности и способности.

Что такое быстрое чтение (скорочтение)

Быстрое чтение (скорочтение) - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного. Быстрое чтение (скорочтение) - не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению (скорочтению) требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, то есть операций извлечения и обработки достаточной для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение (скорочтение), как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного , нежели чтение медленное.

Известный психолог Л.С. Выготский еще в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В освоении техники быстрого чтения весьма важным является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем.

Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас.

Навыки быстрого чтения (скорочтения) обеспечат вам следующее:

  • помогут справиться с информационным взрывом;
  • гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных вами в чтение;
  • покажут различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;
  • помогут вам обрести принципиально новые качества в организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учебы, активизации познавательной деятельности.

Для чего нужно быстрое чтение (скорочтение).


Как справедливо отмечают ученые, исследующие процессы умственной деятельности, в школах и институтах всего мира учат знаниям, а не грамматике творческого процесса. Обучающие технологии нашего центра решают принципиально иную задачу: обеспечивают формирование и закрепление новых навыков умственной деятельности.

Новый способ чтения - быстрое чтение - возник в соответствии с лежащей в глубине у каждого читателя потребностью читать быстрее и лучше.

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10 - 15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знаний, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов мониторов не так комфортно как чтение с бумажных носителей и часто вызывает усталость. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах мониторов .

Гениальное создание природы - головной мозг человека - формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны.

За последние 30 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз и продолжает увеличиваться. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600 - 900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.


Проведенные в Харьковском педагогическом институте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь . Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учились 53 %, а среди медленно читающих - только 4%.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в высших учебных заведениях . Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская писали: «Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах».

Проведенное нами обучение методу быстрого чтения (скорочтения) учеников всех возрастов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Когда и где используется быстрое чтение (скорочтение)


Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах и трижды возвращайся к одной и той же главе - так рекомендовали читать «Изборник Святослава», вышедший в 1076 году. Наш современник английский юморист Д. Микиш в одном из рассказов писал - «… я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел «Историю двух городов» Ч. Диккенса за 30 минут… оказывается, что на «Трех мушкетеров» Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера».

Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще.

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретных читателей. Ни один исследователь и не предлагал использовать этот способ для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения.

Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости оттого, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Мако-лея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойля - страницами». Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которая позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения - сформировать такой навык.

Интересные факты о быстром чтении (скорочтении)

95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).

При быстром чтении (скорочтении) утомляемость глаз меньше, чем при медленном.

Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.

В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

Традиционно у читающего человека объем одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков (1,5-2 слова одной строки). У быстрочитающего - 200-500 знаков (33-83 слова нескольких строк).

При медленном чтении происходит 0,5-0,7 неоправданных возвратов к прочитанному на одну строку. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.

При традиционном чтении теряется 1/6 часть затраченного времени на регрессивные глазные движения.

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.

Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.

М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

За счет регрессий на 1 странице глаза пробегают в среднем в 12 раз большее расстояние, чем без них (В. Вормсбехер,В.Кабин).

На страницу литературного журнала у А. М. Горького уходило меньше минуты с полным усвоением информации (по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя).

Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области. Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам рационализации чтения один раз в два года созывала специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972 г. в Буэнос-Айресе).

В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения . После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств , например чтения пирамид слов.

В настоящее время науке известны три основных метода обучения чтению начинающих: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический.

При аналитическом методе изучение чтения начинается с усвоения слов и предложений.

Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и образование их потом в слова и предложения.

Аналитико-синтетический метод стремится использовать преимущества двух предыдущих методов.

Однако стало очевидным, что не они играют главную роль в увеличении поля восприятия текста и соответственно скорости чтения. Только развитие способности читателя понимать текст может увеличить поле восприятия текста и повысить скорость его чтения. Самые современные методы обучения быстрому чтению основываются поэтому не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное и рациональной организации процесса чтения.

Часто приходится слышать просто «фантастические версии о людях обладающих скорочтением - великим даром». И мало кто из приходящих на курсы верит в то, что сможет научиться быстро читать, что это не какой - нибудь фокус или сверхестественное событие, а вполне обычная способность воспринимать информацию с большей скоростью и качеством, чем обычно. Этому можно обучить практически каждого старше 12-13 лет! Даже в пожилом возрасте можно научиться быстро читать!

Что означает слово «скорочтение»?


«Скоро» действительно означает быстро, но это относится не к движению глаз, а к пониманию текста , к умению быстро выделить главные мысли и, следовательно, быстро запомнить текст, затратив на чтение как можно меньше времени. Если сказать проще, «скорочтение» - это аналитическое чтение с высоким качеством усвоения и с минимальными затратами времени и усилий .

А само слово «скорочтение» пришло к нам из Америки и укоренилось, хотя правильнее другие названия, такие как динамическое чтение, активное чтение, рациональное чтение. Эти называния более полно отражают суть программы. Дело в том, что в процессе обучения скорочтению формируются навыки молниеносного просмотрового чтения, быстрого выборочного чтения, быстрого поискового чтения и даже медленного чтения. Таким образом, по окончании курса ученик умеет гибко изменять скорость чтения в зависимости от цели и сложности текста. Но самое главное, он научится запоминать любые тексты, зная механизм запоминания, применяя нужные способы и владея разными стратегиями чтения.

Рост скорости чтения происходит за счет формирования новых навыков обработки информации.

процесс обучения построен на создании благоприятной атмосферы в коллективе и на поэтапной системе обучения скорочтению с учетом индивидуальных особенностей.

Состояние быстрого чтения можно сравнить с состоянием приподнятого настроения и эмоционального подъема , наверняка многим из вас это знакомо.

Вспомните состояние победителя, когда все получается легко, голова ясная, мысли четкие, вы испытываете чувства радости и силы, спокойствия и уверенности. И вот вы начинаете читать. Глаза плавно скользят по тексту, передвигаясь сверху вниз, «схватывая» неправдоподобно быстро мысли автора, чтение доставляет удовольствие. Вы либо согласны с автором и видите в его лице своего единомышленника, либо наоборот, резко не согласны и вступаете с ним в полемику.

В любом случае, эмоции, вызванные вами, помогают надолго запомнить текст . Вспомните, как вы читаете интересные детективы, буквально «проглатывая» их за несколько часов. Чтение «льется» плавно и легко, в воображении появляются яркие картины, вы чувствуете запахи, ощущаете просто физически некоторые сцены, испытывая при этом массу разных эмоций.

» Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности, при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения» . С чем же это связано?

Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения . Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты , то мозг «справляется» с обработкой за полминуты . Что же он делает остающиеся полторы минуты? Не делать ничего мозг не умеет, т. к. процессы происходят постоянно. Но чем же он занимается в свободное время, пока глаза бегают по строчкам? В это время создаются непроизвольные ассоциации . Например, ученик читает учебник географии; встретилось ему слово «море». Глаза продолжают двигаться по строчке, губы шевелятся…

Медленное чтение можно сравнить с просмотром трех часового фильма , который смотрят кусочками по десять минут. В этом случае, согласитесь, трудно поддерживать внимание на сюжете и героях. Таким образом, высокая скорость чтения значительно уменьшает количество непроизвольных ассоциаций, т. е. способствует лучшему сосредоточению и пониманию текста.

в основу «нового скорочтения» положено развитие мышления, а скорость является следствием «правильного мышления».

Что значит «правильное мышление»? Это мышление понятиями, т.е. целенаправленное чтение - поиск ключевых слов, а не чтение всех подряд слов, как при традиционном чтении.

В результате мышление быстро выбирает из текста ключевые слова, одновременно связывая их в мысли, т.е. дву- или трехчленные предложения. Но на этом процесс мышления не заканчивается, по этим дву- или трехчленным предложениям в воображении формируется «картинка» по принципу: место, герой, ситуация.

И вот когда «картинка» будет полностью сформирована, мышление сжимает ее до главной мысли в виде простого предложения или словосочетания.

Процесс формирования навыка скорочтения проходит несколько последовательных этапов и в результате автоматизируется, т.е. все этапы мыслительных действий как бы сливаются в один, т.е. быстрое чтение - быстрое понимание и запоминание.
Хотелось бы отметить, что скорочтение - это навык, который можно сформировать в процессе «правильного развития мышления» у всех желающих старше 14 лет, и скорочтение - это естественный процесс восприятия информации.

Понимание текста.

В каждом абзаце содержится одна главная мысль, ради которой автор и написал этот абзац.

Тексты избыточны, 75% - вода, которая обрамляет главную мысль. В принципе, можно было бы писать тексты только главными мыслями, но так их не удобно читать.

Главная мысль в чистом виде - афоризм.

Как работать с текстами

Перед поиском главной мысли в абзаце нужно научиться выделять ключевые слова - это слова, которые несут смысл и их нельзя никак исключить из текста.

Восприятие текста - это процесс, при котором текст с внешнего носителя (лист бумаги, экран монитора) попадает в наш мозг и разпознается.

Процесс визуального получения информации и перевод её в мыслительный аспект протекает очень быстро. Некоторые ученые полагают, что данный процесс превышает скорость света. Когда вы придете к пониманию того, что в состоянии читать в подобном динамическом ключе, вы откроете для себя отсутствие пределов скорости чтения. Выражаясь фигурально, вы сможете читать быстрее, чем листаете страницы книги.

Узнайте больше о скорочтении на нашем бесплатном мастер-классе
"3 секрета освоения скорочтения" и


Top