Православная диета. Здоровое питание в православии

Дмитрий Еделев:

Сегодня в нашей студии интереснейший человек, доктор медицинских наук, профессор Игорь Анатольевич Волчек.

Уважаемый Игорь Анатольевич, сегодня хотелось бы коснуться такого вопроса как Великий пост. В нашей стране, преимущественно, все-таки христиане, христиане православного толка. Я знаю, что вы человек, глубоко верующий в Бога, глубоко воцерковленный. Хотелось бы именно этого вопроса коснуться и попросить вас помочь тем, кто держит пост, получить подкрепление, а тем, кто не держит пост, получить понимание: зачем наши предки его придумали. Это не диета. Это некое ограничение пищевое, духовное, нравственное. С какой целью? Попросить вас объяснить, как очень известного профессора, аллерголога, иммунолога, занимающегося гормонами, и человека достаточно известного в нашей стране.

Игорь Волчек:

Спасибо, Дмитрий Аркадьевич! В первую очередь я бы хотел сказать, что мое мнение - это не мнение церковнослужителя. Хотя у меня есть богословское образование, но я не священник. Однако, коснемся поста. Это уже вопрос религиоведения.

С древнейших времен люди верили в Бога. Всегда, все племена. Это доказано. Не верящих в Бога не существовало. Во всяком случае, не найдено. С верой в высшие силы, в Бога, каким-то образом возникла идея и необходимость принесения жертв. В различных религиях из сохранившихся тема воздержания, тема ограничения во имя высшего до сих пор существует. Древних языческих жертвоприношений, слава богу, нет, однако и в буддизме, и в индуизме, и в исламе, и, естественно, в христианстве существует такой метод воздержания, как пост. В первую очередь, пост предусматривает самоограничение; воспитывается самодисциплина, воспитывается, это своего рода послушание перед Богом. Воспитывается возможность отказаться от мирского во имя восприятия высшего, духовного.

В разных религиях существуют разные посты. И в христианстве, разумеется, и в католичестве, и в православии. Они несколько различаются, но общий смысл - это воспитание в себе дисциплины. Воспитание духовной дисциплины, которая подкрепляется дисциплиной телесной, ибо мы, все-таки, существа телесные. Обуздание собственных страстей и потребностей, какое-то, возможно, ограничение воспитывает в том числе. То есть пост - это возможность обуздать свои желания, обуздать свои стремления для большего, лучшего постижения духовных истин, посвящения себя молитве, посвящения себя более благим делам, духовным делам. Что касается именно чисто физических ограничений, как я уже сказал, в разных религиях ограничения в пище разные, но принципиальные ограничения во всех, в общем-то, религиях касались в первую очередь животных продуктов. Как бы там ни было, и в исламе, и в индуизме (там вообще вплоть до вегетарианства), в буддизме. Конфуцианство, даосизм, синтоизм - тоже есть ограничения.

Почему ограничения животных продуктов? Здесь мы можем говорить уже чисто на медицинскую тему. Но мы к этому вернемся.

Дмитрий Еделев:

Может быть, духовное «Не убий»?

Игорь Волчек:

Есть такое, «Не убий», да, это есть. Но, я думаю, что здесь совмещение корней духовных и корней физического восприятия. Я честно говорю, я верующий человек, действительно, но мы с вами все учили исторический материализм, там тоже есть здравый смысл.

Дмитрий Еделев:

Еще и марксизм-ленинизм учили.

Игорь Волчек:

Да-да, учили, и я не скажу, что все было зря. Некие методологические подходы совсем недурны. Возможно, что отложилась какая-то часть исторического опыта от употребления тех или иных продуктов, от их влияния на организм, от их влияния, скажем, на потомство, на собственное самочувствие. Ведь не секрет, что очень вкусный продукт - свинина, сало. В Украине сказать, что человек может жить без сала нельзя. Это не солидно. Но там же содержится очень много свободных радикалов, очень много активных молекул. Во многих религиях запрещено потребление кровяных продуктов, свежей крови. Допустим, в иудаизме мясо должно быть обескровлено. Кроме того, что там ограничения вообще по источнику мяса, оно должно быть обескровлено. Они считают кровь носителем духовной энергии, души. Хотя, еще раз скажу, что, скорее всего, это некое символическое понятие.

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, а не может быть ограничение в потреблении крови связано с тем, что кровь быстрее всего портится? Это самый скоропортящийся продукт, как говорят материалисты.

Игорь Волчек:

Возможно. Но, смотрите. Когда была Юстинианова чума - бедствие, которое сравнимо, минимум, с локальной ядерной войной, когда, по разным данным, вымерло от 40 до 200 миллионов населения Европы и в Константинополе. Прокопий Кесарийский в VI веке пишет, что в Константинополе в день умирало до 20 тысяч людей. По описаниям нашей, современной науки эта форма чумы неизвестна. Это молниеносная форма чумы, когда встречаются люди на базаре, беседуют, и вдруг один падает и умирает мгновенно.

Дмитрий Еделев:

Я немного не в курсе в данном случае. Мы не смогли найти этого возбудителя, он ушел куда-то в подполье, и вполне возможно, что он когда-нибудь вернется?

Игорь Волчек:

Вполне возможно. Но в данном случае я как раз коснусь нашей с вами понятной темы, а слушателям и зрителям мы это объясним. Есть такая реакция, гиперреакция провоспалительных цитокинов. Вот, вернемся к мясу. Свежее мясо стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, то есть повышается активность, повышается иммунная реактивность. Но это же гиперреактивность. Некоторые когда-то существовавшие методы, я о них слышал только, ничего не имею, так скажем, их воздействие на биологию было основано на том, что запускается гиперреакция провоспалительных цитокинов. Это можно сравнить с анафилактическим шоком. Моментальная смерть в результате извращенной гиперреакции иммунной системы. Так вот, вернемся все-таки к продуктам, некоторые продукты животного происхождения могут как раз и приводить к излишней стимуляции системы воспаления. Отсюда, естественно, всякие аутоиммунные реакции, когда организм реагирует сам на себя; возможно, атеросклеротические, воспалительные повреждения, факторы повреждения стенки сосудов. В данном случае я уже говорю не совсем профессионально, но, может быть, более понятно. То есть истоки ограничения потребления некоторых продуктов, может быть, имеют чисто практический опыт.

Дмитрий Еделев:

То есть люди тогда объяснить еще все не могли, но, тем не менее вводили ограничения. Я правильно понимаю, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Разумеется. Почему у нас с древнейших времен ограничения близкородственных браков? Да потому что, извините, рождаются генетически дефектные дети. Это уже практика. Знаете, если говорить, как церковный человек, конечно, сразу были даны ограничения, сразу, еще когда-то, еще до потопа и т.д.: вот это можно, это нельзя. Люди всегда нарушали запреты, с момента грехопадения, за что их наказывают. Точнее, их не наказывают, как говорит христианская религия, - их воспитывают. Если бы наказывали - нас бы уже не существовало. Алексей Ильич Осипов неоднократно это говорит в своих лекциях. Профессор МДА (Московская духовная академия), которого я очень уважаю и очень люблю. Все христианское учение это говорит. Нас не наказывают, Бог милосерд. Бесконечно милосерд. Но он нас воспитывает. Он нас воспитывает. Знаете, как? Есть эксперимент на животных, когда мышка бежит по лабиринту, а ей туда не надо бежать. Ее бьют по голове: беги туда. Она не понимает - еще раз по голове. Есть такой эксперимент.

Так вот, эти ограничения, конечно, исторически имели и материальную часть. Но, всегда животное, носитель животного, сама материальная жизнь связана с духом, это связанно с душой. Разные религии по-разному определяют, насколько животное имеет живую душу. Имеют ли, допустим, собаки душу, или нет? В какой-то мере они - душа живая, создана Богом, но с позиции человека, конечно, они не имеют духа. Они не люди, это понятно. Но, все равно, также имеют мясо, кровь. Христианские монахи не едят мясо вообще, только рыбу. В духовном смысле, с позиции православия и вообще христианства эта пища подходящая, но, очевидно, в физическом смысле она не всегда полезна с позиции медицины.

Православие - наименее измененное христианское вероучение. Его часто называют «ортодоксия», «ортодоксальное учение». Мы называем «православное», как бы «правильно славящий Бога». Оно более неизменённое изначально, больше придерживающееся строгих правил. Тем не менее, есть здравый смысл. Есть категории людей - это больные, путешествующие, беременные, военнослужащие в период исполнения долга. Они освобождаются от поста в какой-то мере. Но ведь здесь самое главное - не углубляться, не становиться, не было бы элемента фарисейства, не углубляться в обрядность, так скажем, в ущерб основной идее поста. Основная идея поста - это духовное и нравственное очищение. Если можно, я могу зачитать, взял с собой очень хорошее высказывание святого Ефрема Сирина. Это один из столпов православия, IV век. «Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель». Самое главное, что говорит святой Ефрем Сирин, это именно духовная составляющая поста. Духовная составляющая поста, а не просто ограничения в еде. Мой учитель, друг, так скажем, он был деканом, когда я учился в Институте святого Иоанна Богослова, игумен Петр (Пиголь), как-то сказал мне: «Дьявол не ест, не пьет. Но он же дьявол».

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, мы с вами сказали о том, что во время поста идут ограничения. Мы с вами сказали - мясо. Все ли мясо ограничивается? Или есть, например, рыба, еще что-то? Как это можно сочетать? Что разрешается во время поста? Есть ли специальные дни?

Игорь Волчек:

Во время Великого поста, это один из наиболее строгих постов в православии, мясо принято исключать на весь период поста. При этом строгость поста для монахов, которая определена в Типиконе, есть такая книга, и строгость поста для мирян, конечно, совершенно разная. Что касается рыбы - она есть. Можно взять Типикон: там написаны дни, когда можно употреблять рыбу. Более того, есть множество ссылок в Интернете, где указаны дни, когда дозволена рыба в период Великого поста. Дозволена рыба, дозволено масло. Что касается мяса, я честно скажу, и как врач, и не как врач. Начнем с того, что, учитывая холодную зиму, в наших широтах вегетарианцем быть неполезно, даже опасно. Если нужно, конечно, то мясо, очевидно, можно употреблять. Можно просто пойти потом, покаяться или сотворить какое-то доброе дело. Я, опять же, не священник. Что касается рыбы - среда, пятница, особенно пятница у нас день ограничений. Но рыба особенно нужна детям, понимаете, детям. Детям должны расти, им нужно нормально питаться. Здесь, так скажем, не надо впадать в фанатизм. Вера и фанатизм - вещи несовместные. Ведь, в конце концов, Господь нас любит больше, чем мы того заслуживаем. Если мы сами себе и, упаси бог, близким наносим какой-то вред, то это, мне кажется, гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Если мы сами себе или близким наносим какой-то вред, то это гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Дмитрий Еделев:

Скажите, есть какая-то рыба, которую вы больше всего бы посоветовали? Рыба бывает разная: речная, морская. Что бы вы посоветовали, как врач, который имеет еще и духовное образование, какую рыбу? Если такое возможно посоветовать.

Игорь Волчек:

Чисто с позиции медицины лучше всего гипоаллергенная рыба. Гипоаллергенная рыба - морская. Она менее аллергенна, чем рыба речная. Желательно, конечно, рыбу употреблять свежую, минимум заморозки, минимум разморозки. По возможности. Что касается - рыба жирная, не жирная, - это зависит от индивидуальной чувствительности. Если у человека нормально работает пищеварительная система, в первую очередь, желчная, печеночная системы, то жирная рыба, особенно морская, скажем, скумбрия, макрель, они даже полезны, ибо там находится рыбий жир, который является источником витаминов и антиоксидантов. Его и просто так пьют, и продают множество пищевых добавок. То есть это полезно. Какого способа приготовления? Это или копченая, или вареная, или жареная. Всё зависит от индивидуальных черт, здоровья человека. Если говорить с позиции именно поста, то, конечно, рыба менее жирная. Раньше, в средние века, монахи потребляли рыбу речного происхождения. Морского - только если они были где-то недалеко. Но именно с позиции медицины, все-таки, морская рыба более полезна. Святой митрополит Серафим (Чичагов) ведь что говорил? Очень полезно употреблять продукты той местности, где вы живете. Вообще, продукты той местности, где вы живете. Во многих религиях еще один важный вопрос.

Дмитрий Еделев:

А почему, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Этого я не знаю. Это загадка. Но, чисто эмпирические наблюдения медицины, многие врачи это знают. Мне впервые про это говорил мой друг гематолог из госпиталя Н.Бурденко. Бывают не перспективные больные, по сути дела, умирающие больные. Когда мы отчаиваемся им реально чем-то помочь, их иногда отправляют на родину, и, как ни странно, у них там наступают ремиссии. Бывает такое. Мы не знаем, почему. Во всяком случае, с древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где мы живем, для нас более полезны. Это эмпирические наблюдения. Честно говоря, серьезных научных исследований на эту тему я не встречал в литературе. Но, судя по всему, эти исследования должны быть очень масштабные, для чего должны иметь большое финансирование. В наше время это достаточно сложно.

С древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где сами живем, для нас более полезны.

Дмитрий Еделев:

Это пока находится за гранью нашего понимания?

Игорь Волчек:

Это за гранью, так скажем, большого научного подтверждения, как сейчас положено в доказательной медицине.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор. Если можно, вернемся к Великому посту. Мы с вами поговорили про мясо, про рыбу, про сало, а овощи и фрукты? Овощи, фрукты, крупы. Они в Великий пост являются преимуществом для питания, особенно в нашей холодной зоне. Если можно, коснемся данного вопроса.

Игорь Волчек:

Дмитрий Аркадьевич, что касается круп. Во-первых, все крупы - это, естественно, основа поста. Более того, до распространения картофеля это было основное питание наших предков, и, сбросим экологию, но, мне представляется, они были здоровее нас. Размахивать несколько часов двуручным мечом - я не знаю, кто бы сейчас смог. Каши - это вообще, и в пост, и вне поста, очень полезная, доступная и приятная пища. Конечно, приятно, когда их еще чем-то сдабривают. Для этого существуют то, что вы говорили - овощи. Вполне доступные. Та же самая квашеная капуста. Капусту можно готовить как для крестьянина, который ее вырастил. Ее можно приготовить в различных видах. Тут главное - не лениться. Морковка, капуста. От сырой до немножко обработанной, или полностью приготовленная. Тыква, репа. Что-то экзотическое. Это все, честно говоря, корзина, набор из совершенно доступных у нас продуктов для поста, в любом магазине это все можно набрать. Это вкусно, полезно и это, если уж так говорить, совершенно постно.

Дмитрий Еделев:

Игорь Волчек:

Как гарнир. Я исхожу из собственных вкусовых предпочтений. Можно есть кашу в чистом виде, почему нет? Что касается молочных продуктов в пост, здесь вопрос с позиции медицины немножко спорный. Конечно, это продукты животного происхождения. Если ортодоксально придерживаться буквы церковных становлений, то их надо исключить. Однако, мы живем в очень сложном мире, где мы испытываем колоссальные нервно-психические нагрузки, давление экологии, воздействие электромагнитных полей и т.д.

Мы живем в сложной обстановке. Наш организм испытывает очень серьезные нагрузки, и совсем его бросать на произвол судьбы, так, как можно было себе позволить в средние века, сейчас я не рискнул бы, учитывая, что, допустим, творог содержит метионин, который совершенно необходим для печени. Можно отказаться от творога и глотать гептрал, пожалуйста. Но, во-первых, гептрал дороже и это лекарство. Во-вторых, он не заменяет всех веществ, тем более, для детей. То есть все-таки молочные, молочнокислые продукты необходимы, та же самая гречневая каша с молоком. Как вы говорили, каша - монопродукт. Гречневая каша с молоком. Пожалуйста, придобрите ее, не хотите сливочным маслом - растительным маслом. Прекрасно. Можно добавить другие ингредиенты, чтобы еще усилить вкусовые ощущения, или оставить так, как есть. Но это полезно, это восполняет все потребности организма и в хорошо усваиваемых белках, и в микроэлементах. Гречневая крупа: мне ли вам рассказывать? Молоко - продукт не только белковый и содержащий множество незаменимых аминокислот, но и проводник усваиваемости пищи, ибо, мы-то с вами знаем, а зрители могут не знать, что молоко используется как средство доставки в том числе и лекарств. Некоторые лекарства рекомендуется запивать молоком, тогда они усваиваются.

Дмитрий Еделев:

Лекарства, витамины.

Игорь Волчек:

Витамины, разумеется, да. Каш очень много. Люди в последнее время пренебрегают перловой кашей, а это же прекрасно обволакивающий продукт, особенно в состоянии гиперацидности, когда там различные гастриты существуют. В отличие от животных, кстати говоря, человек перловую кашу усваивает.

Дмитрий Еделев:

На самом деле, перловая крупа у нас сегодня самая дешевая, это правда. Я, честно говоря, судя по магазинам, не вижу ее активного потребления, а между тем наши предки хорошо потребляли перловую крупу. Но, опять же, они ее потребляли с молочком, с овощами, что было очень полезно.

Мы немножко коснулись круп, а овощи? Можно коснуться овощей?

Игорь Волчек:

За последние триста лет у нас сложилось наибольшее увлечение нашим основным овощным продуктом питания - картофелем. Честно говоря, наименее полезным. Ведь, как раньше прекрасно ели тыкву, как раньше прекрасно ели редьку. Сейчас нет печеной репы. Я, честно говоря, ее только пару раз сам готовил. Наверное, готовить не умею. Но тыква - прекрасный овощ. Морковь. Конечно, мы не можем отказаться от картофеля, базовый продукт. Но необходимо добавлять совершенно понятные продукты. Вы правильно сказали, перловая крупа лежит в магазине, потому что население, очевидно, не знает о ее пользе и не умеет готовить. Из неё можно приготовить очень вкусное блюдо. Точно так же и другие продукты, та же самая тыква, свекла.

Дмитрий Еделев:

Но, мы же с вами знаем, что русский плов готовится из перловки.

Игорь Волчек:

Я этого не знал, честно говоря. Вы мне открыли глаза.

Дмитрий Еделев:

А из фруктов?

Игорь Волчек:

Из фруктов, если говорить о полезности, то, на мой взгляд, конечно, лучше всего использовать фрукты, которые нам поближе географически. В первую очередь, яблоки. В яблоках много полезного, в них много витаминов. Много пектина, что полезно для желудочно-кишечного тракта. Но яблоки относятся к кислым продуктам, относительно кислым. Довольно часто в нашей жизни, особенно, в крупных городах, существует элемент повышенной секреторной активности желудка и вообще желудочно-кишечного тракта, что связано со стрессовыми реакциями. Иногда человек не обращает на него внимания или не замечает, то есть нет клинической симптоматики. Так вот, яблоко. Может быть, тут зависит от личного ощущения. Если хочется, то и святое дело, надо кушать. Но ведь есть способы приготовления. Прекрасный продукт - печеное яблоко, всем полезно. Еще мед добавить. Это же детям дает. Там каким-то образом в этом яблоке концентрируется калий, это калийсодержащий продукт - для сердца, для печени просто бальзам. Можно много чего готовить, пюре яблочное и т.д. В данном случае я не буду удаляться в кулинарные вопросы.

Что касается «если очень хочется». Есть такая байка. Мой друг, Андрей Юрьевич Барановский, главный диетолог Петербурга, мой старший однокашник, он меня на двенадцать лет старше, тоже из Военно-медицинской академии. Он мне говорит: «Если у тебя нет диабета, настоящего диабета, то, хочешь ты съесть пирожное - ну, съешь, и пройди 500 метров. Хочешь маленький тортик - съешь, и пройди 2 километра. И все». То есть, если хочется - кушай, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

То есть воздействие стресса гораздо опасней, чем воздействие тех же углеводов?

Игорь Волчек:

Без всякого сомнения. Более того, когда-то, достаточно давно, у нас и вообще в мире обсуждали, дискутировалась тема о вреде сала и связи сала с атеросклерозом. Сейчас уже доказано, что, по меньшей мере, не усиливает, а иногда и гасит. Есть такой метод лечения.

Дмитрий Еделев:

Если нет предрасположенности к определенным заболеваниям?

Игорь Волчек:

Если есть, если уже заболевание, то имеем заболевание. Но есть такое состояние. Часто у людей, наших бизнесменов, которых я консультирую, в результате нарушений диет, общестрессовой ситуации развивается такое состояние, называется желудочно-эзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, вызывается такое неприятное ощущение типа изжоги. Самое главное, что в состав содержимого входит очень много желчи. Так вот, простой метод лечения. Делается перед сном, поскольку обычно это состояние развивалось ночью, люди даже вынуждены были спать полусидя. Кусочек соленого сала. Желчь для чего создана? Она создана как эмульгатор жиров. Таким образом, сало работает как антидот, противоядие.

Дмитрий Еделев:

Честно скажу, я первый раз слышу. Спасибо вам.

Игорь Волчек:

Из личного опыта передаю, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

Есть мнение, что бобовые хорошо заменяют мясо во время поста. Действительно ли это так? Стоит ли применять бобовые?

Игорь Волчек:

Это не однозначно. Бобовые - это, как золотоискатель у Джека Лондона, бобы с салом зажарены. Не полностью. Бобовые не содержат полного набора незаменимых аминокислот. Да, это питательная пища, без всякого сомнения. Но, может быть, исключение - все-таки, не бобы, а природная соя. Здесь по составу ближе. Это, возможно, заменитель. Но, во-первых, бобовые, я где-то читал, сейчас не могу сказать точно со ссылкой, что бобовые каким-то образом вяжут группу витаминов В.

Дмитрий Еделев:

Это правда.

Игорь Волчек:

Поэтому тут палочка о двух концах. Да, бобовые хорошо, да, это полезно, но питание должно быть сбалансированно. Если мы хотим получать полноценный белок, обратимся к Дальнему Востоку - рис. Уж 100 % полноценный растительный белок. В нём действительно все есть. Если еще и рыбу добавить, то вообще вкусно.

Дмитрий Еделев:

А орехи? Коснемся такой большой группы пищевых продуктов, как орехи. Здесь существует ли предпочтение во время поста? Или такого не описано, нет рекомендаций?

Игорь Волчек:

Если говорить о монастырском посте, конечно, там есть орехи. Они - абсолютно постная пища. Тут уж у кого какие есть возможности, какие орехи есть под рукой. Прекрасно, конечно, кедровые орехи. Там все есть, самый лучший орех. Кедровый - он, извините, только российский. Какой еще? Я других даже в руках не держал. Нет, есть, конечно, экзотические орехи из тропиков. Но, во-первых, надо смотреть. Какая бы ни была система консервации, пока они доедут, все равно перекисное окисление идет, то есть жиры не того качества. Опять же, исходя из той теории, что не наша географическая зона. Фундук - прекрасно. Другое дело, что их, может быть, надо употреблять в комплексе. Все время заменять, делать сразу, резкий переход от нормальной еды, к которой мы привыкли, не следует. Все-таки, там обволакивающие, вяжущие вещества, достаточно грубая пища, как, допустим, фундук или грецкие орехи. Здесь я немножко насторожен в плане механического раздражения желудка, чтобы мы не увлеклись. Если говорить с позиции именно полезности и компенсации белковых, это же, все-таки, зародышевый материал - в орехе есть все виды аминокислот, это же семена. Да, это полезно, конечно.

Дмитрий Еделев:

Сухофрукты?

Игорь Волчек:

Сухофрукты, да, используются. Есть такая монастырская еда, когда сухофрукты размочены и с добавлением меда. Я, честно говоря, никогда не готовил, но это, наверное, очень вкусно. Сухофрукты вообще полезная вещь. Но тут зависит от качества самих сухофруктов. Тот же самый урюк, яблоки - это просто прекрасно.

Дмитрий Еделев:

Провокационный вопрос: алкоголь?

Игорь Волчек:

Алкоголь. Даже святой Ефрем Сирин пишет, это, правда, его точка зрения, что алкоголь отгоняет духа святого. Не изгоняет, а отгоняет духа святого. Я думаю, что во время поста алкоголь ради удовольствия - не следует. Если для здоровья, то можно. Ведь, даже в исламе, хотя вино является абсолютным грехом, но с разрешения муллы можно. Но, если человек больной. Я сам был в достаточно ортодоксальных мусульманских странах, там, если человек больной - мулла разрешает вино. Потому что вино является и лекарством. Я думаю, что, в христианстве тем более. Христианство - это религия любви. Профессор Зубов Андрей Борисович, наш мэтр, читал нам лекции, он так дифференцировал, это его взгляд: «Ислам и иудаизм - это религии правил, а христианство - это религия любви». Это его точка зрения. С мой точки зрения в данном случае все зависит от соотношения пользы и вреда. Если это приносит пользу организму, какой вопрос может быть?

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, коротко: биологически активные вещества и витамины - есть ли необходимость употреблять в пост дополнительно?

Игорь Волчек:

Витамины - никаких противопоказаний нет, если человек их употребляет. Если он собирается вновь употреблять - все зависит от дозы и схемы применения. Равно как и биологически активные вещества.

Дмитрий Еделев:

Есть ли необходимость в пост добавить в пищу витамины? Или в этом потребности не бывает?

Игорь Волчек:

Есть разработанная схема - суточные дозы витаминов, и увеличивать ее вряд ли целесообразно: мы можем получить обратный эффект.

Дмитрий Еделев:

То есть дополнительно витаминизировать пищу можно, это не возбраняется, и, может быть, это неплохо.

Игорь Волчек:

Это полезно, равно как и употребление витаминов вообще.

Дмитрий Еделев:

В заключение, что бы вы хотели сказать радиослушателям и зрителям о Великом посте?

Игорь Волчек:

В первую очередь, я хочу пожелать слушателям и зрителям здравого смысла, пожелать им желания ближнему и себе, родному, любви и добра. Понимать пост, в первую очередь, как духовное очищение, и этому духовному очищению должно гармонично способствовать очищение телесное. Главное - не впадать в крайности, относиться к посту вдумчиво и в соответствии с собственными физическими возможностями.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор! Хочу напомнить, в нашей студии был Игорь Анатольевич Волчек - доктор медицинских наук, профессор, человек, имеющий, кроме высшего медицинского образования, еще и духовное образование.

Игорь Волчек:

Спасибо большое, Дмитрий Аркадьевич!

Что такое православное питание? Прежде всего, это — сбалансированное и правильное в духовном и физиологическом значении питание, учитывающие традиции Православной Церкви, ее Посты и Праздники.

Система православного питания способствует духовному и физическому исцелению через строгое соблюдение постов и сдержанность в питании в обычные дни. Как именно соблюдать пост, и что позволено кушать православным в праздник и будни?

Особенности православного питания на каждый день

За свою долгую историю Православие успело обзавестись серьезной и достойной восхищения системой питания, способствующей очищению духа и тела , общему оздоровлению организма и даже лечению многих хронических заболеваний, благодаря ограничениям в рационе и растительной основе меню в посты и праздники.

В такие дни меню – категорически строгое, исключающее мясо и его производные (а иногда и рыбу), молочные продукты и само молоко, сыры и яйца, сладости и, конечно, продуктовое изобилие в целом.

Впрочем, переедания следует избегать и вне постов и праздников.

Какие продукты можно употреблять православному в будни и в праздники?

Что касается питания вне постов и праздников , в обычные дни – здесь особых продуктовых рамок нет, но переедание тоже не приветствуется.

По средам исключают мясные продукты, по пятницам исключена даже рыба (можно только растительную пищу).

Как держать православный пост — календарь православного питания на 2015, 2016 годы

Календарь православного питания на 2015 год

  • (23 февраля – 11 апреля)
    В 1-ю и страстную седмицу – строгий пост. На чистый понедельник – ничего кушать нельзя. На остальное время: сухоядение по ПН, СР, ПТ; на ВТ и ЧТ — горячая пища без масла; по ВС — пища с растительным маслом
  • Страстная пятница (3 апреля)
  • Лазарева суббота (4 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (5 апреля) – позволена рыба
  • – позволена рыба
  • Петров пост (8 июня – 11 июля) . По СР, ПТ – сухоядение. По ПН – горячая пища без масла. На остальное время — крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа) . Сухоядение – на ПН, СР и ПТ. По ЧТ и ВТ — горячая пища без масла. На СБ и ВС – пища с растительным маслом
  • — позволена рыба
  • Успенье – позволена рыба (при условии, что праздник в СР или ПТ)
  • . Питание аналогично посту Петрову вплоть до Дня Святителя Николая (19 декабря)
  • – позволена рыба (если праздник в СР или ПТ)
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба (по СБ и ВС)
  • Сочельник. Кушать нельзя до 1-й звезды. После ее появления — сочиво
  • По СР и ПТ – еженедельные постные дни (кроме сплошных седмиц). По СР нельзя мясо и молочные продукты, а в течение недели Всех Святых вплоть до Рождества Христова – нельзя кушать и рыбу с растительным маслом. Растительное масло дозволяется только в Дни празднуемых святых, которые пришлись на СР и ПТ, а рыба — по великим праздникам
  • В 1-дневные посты можно (кроме СР и ПТ) пищу с растительным маслом, рыбу нельзя: 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение Креста Господня). В эти дни – строгий пост
  • Нет поста, если Рождество Христово и Богоявление выпали на СР или ПТ
  • Позволена пища с растительным маслом в праздники — Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также Рождественский и Крещенский сочельники
  • Позволена рыба по СР и ПТ между Пасхой и Троицей , а также по СР и ПТ в праздники — Сретение, Успение, Преображение Господне, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Календарь питания в православный Великий Пост 2015 года



Календарь православного питания на 2016 год

  • Великий Пост (14 марта – 30 апреля). Для 1-й и страстной седмиц – строгий пост. Полное воздержание – в чистый понедельник. На остальное время: сухоядение по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ВТ и ЧТ; пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
  • Страстная пятница (22 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
  • Лазарева суббота (23 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (24 апреля) – позволена рыба
  • Петров пост (27 июня – 11 июля). По СР и ПТ – сухоядение. По ПН — горячая пища без масла, а на все остальное время – крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой.
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа). Исключительно сухоядение – по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ЧТ и ВТ. Пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Успенье – позволена рыба, если день пришелся на СР или ПТ
  • День Преображения Господня (19 августа) – позволена рыба
  • Рождественский пост (28 ноября – 6 января) . Схема питания до дня Святителя Николая (19 декабря) согласно Петрову посту
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба, если день выпал на СР или ПТ
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождеств а позволена рыба по СБ и ВС
  • Предпразднество . В СБ и ВС позволена пища с маслом. Рыба под запретом
  • Сочельник . До 1-й звезды кушать нельзя. После ее восхождения — сочиво
  • По СР и ПТ – посты (исключение – сплошные седмицы). Под запретом — мясо и молочные продукты
  • Неделя Всех Святых до Рождества Христова. Под запретом — растительное масло и рыба. Масло можно лишь в дни святых, пришедшиеся на СР и ПТ
  • Строгие 1-дневные посты (исключение – СР, ПТ). Позволена пища с растительным маслом, под запретом рыба: 27 сентября (Воздвижение Креста Господня), 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи)
  • Богоявление и Рождество Христово – отсутствует пост, если праздники – в СР и ПТ
  • Рождественский и Крещенский сочельники , Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня – позволена пища с растительным маслом
  • Дозволяется рыба между Пасхой и Троицей (по СР и ПТ), а также в праздники, выпавшие на СР/ПТ — Сретение, Преображение Господне, Успение, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Православное меню в пост на каждый день – особенности ежедневного питания в православный пост

Как и чем следует питаться в православный пост?

Предлагаем вам приблизительное меню (не по монастырскому уставу), исключающее употребление животных продуктов:

Меню на понедельник:

Постная пища и лечебная диета

В настоящее время появилсь много новомодных диет, однако какую диету избрать православному человеку, - вот в чем вопрос. Мы не можем избрать для похудания творог и кефир, потому что в посты молочными продуктами питаться нельзя. Мы не можем формировать диету из авокадо, спаржи, шпината, артишоков, манго, потому что всего этого нет у нас. Телевидение предлагает новые и новые бредовые идеи, например, "похудание от питания только шоколадом", от которого будут либо прыщи за счет сладкого, либо камни в почках за счет высокого содержания щавелевой кислоты и другие неприятности. Диета русского православного человека обязательно должна быть сформирована из доступных недорогих продуктов, которые растут вокруг нас. Это реальная диета.

Между постной пищей и лечебной диетой есть различия. Постная пища должна быть максимально проста, например, хлеб и вода, или каша и компот, или суп и рыба. А лечебная диета должна быть по возможности более богатой разнообразными полезными веществами: антигипоксантами, антиоксидантами, ангиопротекторами, витаминами, минеральными солями, ферментами и т.д. Таким образом, мышление приходского лекаря всегда направлено на то, как найти компромисс между максимальной простотой и доступностью и между богатством качественного состава продуктов. Именно в этом поиске компромисса состоит подбор диеты для болящего.

Некоторые пациенты говорят: я попросил батюшку в пост разрешить мне пить молоко, и он благословил. Хорошо, благословение священника - это важное правило для мирянина. Но, анализируя такие послабления в посте, я пришел к выводу, что большинство их вредны для здоровья постящегося. Например, питье молока учащает простуды в холодное время года, дает газы и мучительные боли в кишечнике, нередко понос, в любое время года, так зачем же нарушать пост? - Для того, чтобы страдать и мучиться от усиления болезни? Не видно в ряде послаблений ни облегчения, ни смысла. Опыт реальной диеты подсказывает, что диета с постными ограничениями гораздо лучше для здоровья и самочувствия пациента, чем питание скоромными продуктами в посты. Конечно, есть исключение из этого правила, но большинство случаев именно таковы. Мне вовсе не хотелось бы быть реформатором и вмешиваться в позицию священников по поводу поста. Однако, как специалист, я должен указать на ошибки чисто медицинского характера в официальной доктрине рационального питания, потому что из ошибочных научных мнений складываются мнения большинства людей, в том числе и лиц духовного звания. - Даже вопреки древней традиции, кстати говоря, которая повсеместно уничтожается. Мнение официальной науки по питанию, заключающееся в том, что скоромные продукты нужны срочно и в большом количестве, как только человек заболел, - ошибочны. На самом деле, процессы, протекающие в пост, являются целебными, и большинство постящихся чувствует себя в пост лучше, чем вне поста. И даже неоднократно замечено, что если постящийся человек начинает нарушать пост и есть скоромную пищу, он чаще заболевает.

В наших методиках представлены пищевые продукты по группам. Причем полный перечень фруктов, ягод, зелени практически невозможно найти и не нужно. Необходимо выбрать из нашего перечня то, что имеется в наличии, по возможности - на огороде, в лесу, на рынке, в магазине. Точно так же питье бытовых травяных чаев. Чаи готовятся не из всего списка сразу, а из тех трав, которые есть в наличии, по возможности.

Группирование продуктов между собой - это сейчас модная тема, но, к сожалению, она часто извращена. Некоторые несерьезные авторы даже осмеливаются на громкие утверждения и выдумки, например: "Дыня после еды - это опасно для жизни! Ее нужно есть только натощак." Правильно, лучше есть натощак, но нельзя писать, что это опасно для жизни. Ничего опасного: просто "пронесет", да и все. Это не опасно, но и неполезно. Вред не стоит преувеличивать.

В целом в методиках мы часто используем принципы американского врача Герберта Шелтона по раздельному питанию. Сейчас эти принципы модны, но у многих авторов подача их не верна и непрактична. На самом деле алгоритм другой: сыроед Шелтон рекомендует любой кусок вареной пищи есть на обильном сыром овощном салате. То есть, захотел кусок рыбы, - съел на сыром овощном салате, захотел печеный картофель, - съел его на сыром салате, захотел творог - съел его с абрикосами, смородиной и зеленью и т.д. С точки зрения здоровья целебные свойства сырых овощей, зелени, фруктов, ягод обогащают другие продукты. Но и здесь надо лекарю держать ухо востро: ряд пищевых продуктов, не сочетаемых по Герберту Шелтону, действительно дает симптомы болезни. И наоборот, если эти сочетания устранить, симптомы рано или поздно исчезнут. Таким образом, ни игнорирование раздельного питания, ни преувеличение его проблем не должны иметь место у разумного врачующего. И пользоваться нужно первоисточниками - не фантазиями графоманов, а книгами самих ученых: Шелтона, Уокера, Роджерса, Певзнера и всего того, что ценно в натуротерапевтической литературе научностью и практичностью в области диеты.

Обычно в нашей лечебной диете используется всего несколько манипуляций.

1. При воспалениях, аллергиях и повышенной температуре исключаются гиперэргические продукты, которые могут способствовать повышению температуры: углеводы и их содержащие продукты (молоко и др.), жиры, бульоны.

2. При слизеобразовании (простуды, фурункулы, бели и пр.) исключаются слизеобразующие продукты - сладкое, мучное, молочное, избыток круп, рис, картофель.

3. При воспалении в желудочно-кишечном тракте болящего питают слизьсодержащими продуктами и сырыми смягчающими соками или протертыми продуктами. Исключают раздражающие, острые вещества. Однако, после успокоения воспаления смотрят по уровню секреторной активности: при повышенной секреции исключают или ограничивают сокогонные редис, редьку, лук-чеснок, перцы, хрен, а при пониженной секреции их наоборот, добавляют.

4. При воспалениях и каменных процессах убирают все острые раздражающие продукты. В последующем их начинают понемногу вводить, смягчая вымачиванием или добавлением смягчающих веществ - моркови, масла, смешиванием с кашами и пр.

5. При авитаминозах, малокровии, опухолевых процессах и ожирении дают много сырой витаминной пищи и ограничивают вареную, мертвую пищу. Даже варку стараются сократить, чтобы обеспечить сохранность витаминов, по возможности: например, гречку доводят до кипения и сразу снимают, заливают в термос или укутывают кастрюлю на несколько часов. Тепловая обработка во всех случаях сводится к минимуму. Однако, могут встречаться ограничения, потому что у одного и того же болящего, как правило, встречается не одна болезнь, а несколько. Например, при колите приходится долго проваривать капусту, если она пучит.

6. При избыточно газообразующих процессах в желудке и кишечнике, болях, резях, брожении, убирают газообразующие пищевые продукты: бобовые (горох, фасоль, чечевица, соя), сладости, молоко, сырую капусту, иногда и квашеную; лук, чеснок, редьку, редис в избытке, - в сыром виде.

7. При кожных сыпях неинфекционного происхождения прорабатывают диету тщательно по Шелтону, то есть исключение совместного приема кислых продуктов (ягоды, фрукты, помидоры, щавель, ревень) с белками (мясо, рыба, яйца) и крахмалами (картофель, мучное); шоколад с углеводами (он содержит много щавелевой кислоты). Либо анализируют кислотные свойства других пищевых веществ и целесообразность их исключения (майонез, уксус, кетчупы и пр.). Рекомендуют питание бахчевыми и помидорами натощак и избежание десертов.

8. При каменных процессах в желчном пузыре и гиперкинезиях исключаются в обострение и ограничиваются в ремиссию мощные желчегонные продукты: мясные бульоны, жирное, жареное, консервы, копчености, томаты и пасты, помидоры и кетчупы, перцы и хрен, репо-редечные, лимон, лук-чеснок. При каменных процессах в почках исключаются и ограничиваются те же продукты, которые раздражают почечную ткань, и в соответствии с характером солей, ограничивается ряд пищевых веществ, которые имеют тенденцию накапливаться.

9. Соблюдают сезонность состава пищи. В жару исключают горячее и горячительное - горячий чай и кофе, крепкое спиртное, горячие супы, жирную пищу, жареное. Нет смысла наесться жирного борща с салом в тридцатиградусную жару, выпить водки, обливаться потом и мучиться от собственного неразумия. А я неоднократно замечал случаи внезапной смерти на праздниках в застолье летом, в жару, во время приема крепких спиртных напитков и переедания. Повышать внутреннюю энергию при раскаленном воздухе и на солнце - очень высокий риск "угореть" и получить инсульт или инфаркт. Лучше есть сырые овощи, фрукты, ягоды сочные и несладкие, простоквашу, творог, которые обладают охлаждающими свойствами. Зимой же наоборот, на малокалорийной пище долго не протянуть - требуются все виды калорийной пищи для увеличения энергии плоти: жиры, мед, горячее и горячительное (алкоголь). Но затем снова летом разгрузка, детоксикация и витаминизация, - и так гармонично сменяются сезонные периоды в питании.

10. Наконец, применяют добавление в пищу пищевых продуктов, содержащих собственно лечебные элементы. Например: при опухолях введение в рацион зелени противоопухолевой звездчатки средней (мокрицы) и питья противоопухолевого репяшка; при малокровии ягоды калины и рябины и питье трав с кроветворными свойствами (крапивы, земляники и др.); при запорах добавление слабительных свеклы, тыквы и питье компотов с черносливом или вишней, а также бытовых травяных чаев с душицей, льнянкой; при понижении иммунитета добавление в пищу кремнийсодержащих растений (крапива в суп, репяшок в салат или спорыш в чай) и т.д. Очень ценно вводить при болезнях специи, обладающие лечебным действием. Например: при язвенной болезни аир, при поносе гравилат, при дисбактериозе чабер, базилик, эстрагон, при простуде кориандр, при глистах фенхель и др.

При рекомендации диеты само собой подразумевается, что пациент сам контролирует экологические свойства продуктов, потому что лекарь редко сможет помочь в этом деле. Общепринятая медицина мало занимается экологическим контролем, потому что даже если в госсанэпиднадзоре попадается непродажный принципиальный работник, его либо шантажируют, либо убивают (бывали такие случаи согласно средствам массовой информации). На экологически грязных и некачественных продуктах делаются особенно крупные доходы. И мы не можем осуждать тех работников санэпиднадзора, кто не осмелился стоять до конца. Именно по этой причине мы советуем употреблять в пищу отечественные продукты, а еще лучше со своего огорода или сада. Кроме того, Олег Платонов в своей книге "Терновый венец России" сообщает, что в США до 15 тысяч наименований продуктов наговариваются колдунами-каббалистами.

27 февраля начинается великий православный пост. Для кандидата медицинских наук, врача-невролога, остеопата Александра Иванова это стало хорошим поводом, чтобы обсудить на сайте «БИЗНЕС Online» весьма деликатный, но интересный вопрос: можно ли рассматривать религиозный пост в качестве диеты и как он влияет на здоровье?

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА

Известно, что практически все религии мира предлагают своим последователям более или менее регулярно проводить посты, в рамках которых вводятся определенные ограничения в питании, в поведении, даже в мыслях и эмоциях. Пост можно рассматривать как метод очищения организма, ведь если расшифровать аббревиатуру «ПОСТ», то она звучит как «полное очищение собственных телес». Поэтому важно понимать, что под очищением подразумевается прежде всего духовная работа человека над самим собой. Многие религии подчеркивают, что в период поста человек должен очистить свое сердце от грехов, тогда как телесное воздержание и очищение физического тела вторичны.

Однако многие люди используют посты не по назначению, описанному нами выше, а в качестве новомодной диеты. Они ставят перед собой цель не столько очищения души и духовного саморазвития, сколько снижения веса и коррекции фигуры. Такое отношение не поощряется ни одной религией, более того, оно считается оскорбительным. Например, православная церковь четко прописывает, что пост — это прежде всего средство для духовного роста и совершенствования, он необходим для умягчения наших злых помыслов, для увеличения любви к Богу и людям. Другой важный момент, отличающий пост от диеты: в него желательно входить в правильном умонастроении и с благословения, а не по собственной прихоти.

Итак, давайте рассмотрим медицинскую ценность данных практик на примере христианского и мусульманского постов.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОМОЛОЖЕНИЕ

Не секрет, что в основе профилактики большинства болезней лежит правильное сбалансированное питание. Именно поэтому во время консультации мы всегда анализируем рацион питания человека. Какие же пищевые ограничения накладывают посты и какую пользу они несут организму?

Великий пост у христиан очень строг. Он длится более двух месяцев, в этот период нельзя употреблять молочные продукты, мясо, рыбу и яйца. По понедельникам, средам и пятницам можно вкушать только холодную пищу без растительного масла. Во вторник и четверг разрешается горячая пища, но без растительного масла. Растительное масло допустимо только в выходные дни — субботу и воскресенье, тогда же позволяется виноградное вино. Рыбные блюда разрешаются только в праздники — Благовещение и Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу можно кушать рыбную икру.

Таким образом, христианский пост подразумевает вегетарианство. С точки зрения диетологии и нутрициологии временный отказ от употребления животных продуктов (мяса, птицы, молока, рыбы, яиц) и алкоголя полезен для здоровья. Многочисленными научными исследованиями, а также эмпирически доказано, что вегетарианское питание способствует нормализации обмена веществ. Улучшается самочувствие, повышается работоспособность, приходят в норму некоторые биохимические показатели крови, например уровень холестерина. У пациентов страдающих артериальной гипертонией, снижается артериальное давление. Кроме того, питание, богатое клетчаткой, благотворно влияет на микрофлору кишечника и способствует нормализации регулярного стула, профилактике метеоризма и запоров. Внешне человек выглядит здоровее, свежее, моложе на несколько лет.

Что касается снижения веса, здесь все не так однозначно. В своей практике мы встречали пациентов, которым во время поста удавалось поправиться на несколько килограммов. Дело в том, что в основе питания в постные разгрузочные дни, как правило, углеводы в виде злаков и круп, которые весьма калорийны. Злоупотребление такими высококалорийными продуктами, как семечки, орехи и растительное масло, также может приводить к набору веса. Поэтому в качестве диеты для снижения веса христианский пост подходит не всем.

В мусульманский пост, Уразу, верующие в течение месяца не пьют воду и не едят от восхода и до заката солнца. Однако и в темное время суток никто из постящихся не набрасывается на еду, поскольку у разумных людей совершенно нет желания переедать ночью. Таким образом, мусульманские верующие тоже длительное время находятся на ограниченном питании, по сути, на полусухом голоде. Они получают аналогичный, как и при вегетарианском питании, оздоровительный эффект — улучшение физического самочувствия и повышение жизненной энергии.

РАССЧИТЫВАЙТЕ СВОИ СИЛЫ!

Итак, с медицинской точки зрения соблюдение постов может быть благотворно не только для души, но и для тела человека. Пост может стать хорошей профилактикой и лечением многих болезней современной цивилизации — ожирения, атеросклероза, гипертонии и сахарного диабета. Если бы в обычной жизни мы питались так же умеренно, как в пост, это значительно сократило бы заболеваемость и смертность от сердечнососудистых заболеваний и онкологии.

На своей практике я не встречал ни одного человека, которому пост бы навредил. Именно поэтому на приеме я всегда говорю человеку: «Давайте начнем с самого главного — с вашего питания!» Многие современные врачи знают об этом, потому охотно рекомендуют постное питание своим пациентам. Однако при наличии серьезных хронических заболеваний, таких, например, как сахарный диабет, онкология, почечная или сердечная недостаточность, режим питания в пост необходимо обговорить со свои лечащим доктором.

Часто пациенты интересуются, можно ли поститься во время беременности и кормления, а также при тяжелых физических нагрузках. В каждом случае надо решать индивидуально. Например, представители православной церкви разрешают послабления в пост для таких категорий людей, как беременные, кормящие, тяжелобольные, пожилые, а также дети до трех лет. В их рацион могут вводиться рыба, молоко и куриные яйца.

Очень важен этап подготовки к посту и выхода из него, поскольку резкий переход с обычного рациона на постный воспринимается нашим организмом как стресс, может произойти сбой в виде болезни. Неумеренность в еде после поста может приводить к обострению заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Основные группы продуктов в пост: овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды, зелень, бобовые, злаки и крупы, хлебобулочные изделия, семечки, орехи, мед. Важно также включать в рацион продукты, заменяющие животный белок, — бобовые (фасоль, чечевица, нут, горох). Соевые бобы и кукурузу лучше не использовать в питании — это ГМО. Своим пациентам мы рекомендуем включать в рацион дополнительные источники полиненасыщенных жирных кислот в виде препаратов омега-3, а также поливитаминные и мультиминеральные добавки для сбалансированности питания.

Так повелось, что, проходя программу детоксикации организма, многие пациенты сразу «выходят» на пост, поскольку питание во время поста практически полностью отображает диетологическую концепцию «детокса». Однако между нашими диетическими рекомендациями и подходом постящихся могут быть некоторые различия. Как уже было сказано в предыдущей о мифах в питании, мы рекомендуем ограничивать дрожжи в любом виде (хлебопекарные, пивные, винные), глютенсодержащие крупы (пшеница, рожь, овсянка и ячмень — их лучше употреблять только 2 - 3 раза в неделю), а также быстрые углеводы (сахар, кондитерские изделия) и коровье молоко. Если вы не можете отказаться от глютеновых круп и рафинированной муки, отдавайте предпочтение проросшим зернам пшеницы, ржи, а также продуктам из цельного зерна (обдирная мука). В качестве безглютеновых круп идеально подойдут греча, лен, амарант и киноа.

Для сладкого десерта можно использовать мед, сухофрукты, цукаты, пастилу или мармелад на яблочном пектине или агаре. Если у вас предрасположенность к диабету, держите под контролем употребление сахаросодержащих продуктов: 1 столовая ложка меда или 50 граммов пастилы в день — это более чем достаточно.

В качестве альтернативы коровьему молоку попробуйте ореховое молоко (например, миндальное или кокосовое). Для повышения иммунитета используйте продукты пчеловодства: прополис, маточное молочко, пергу, если, конечно, вы не очень аллергичны.

В пост мы рекомендуем уменьшить количество солений и маринадов, а также в целом ограничить употребление соли до 3 граммов в день (половина чайной ложки). Особенно важно это для тех, у кого есть проблемы с сердцем и высоким давлением: избыток соли (хлорида натрия) в питании нагружает сердечно-сосудистую систему, приводит к задержке воды и подъему артериального давления.

Грибы православным разрешается вкушать в пост, однако надо помнить, что это тяжелый для пищеварения и при заболеваниях поджелудочной железы продукт и его не рекомендуется употреблять.

В пост употребляйте больше жидкости, особенно чистой воды. Частично восполнять водный баланс можно в виде связанной жидкости: полезных ягодных морсов из брусники, клюквы и облепихи, компотов из сухофруктов (курага, чернослив, изюм), а также травяных отваров (мята, мелиса, чабрец, ромашка).

Из способов приготовления пищи предпочтение отдавайте легкой термической обработке на пару или запеканию в духовке. С осторожностью используйте сырые овощи, особенно при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Исключите пищу, жареную на масле, так как она может свести весь оздоровительный эффект на нет, поскольку известно, что растительные жиры при нагревании разрушаются, образуя канцерогены.

Старайтесь не переедать во время поста. Помните об умеренности во время еды. Соблюдайте кратность и дробность приема пищи, не пропускайте основные приемы пищи: завтрак, обед и ужин. Для мусульманского поста вечернее время не должно быть поводом для чревоугодия. Вспомним наши биологические : ночь — время активности печени и желчного пузыря, а значит, время для детоксикации организма и очищения на клеточном уровне. Легкий ужин в виде овощей и зелени, филе нежирной рыбы на пару или отварной индейки вполне допустим.

Важен и психологический настрой во время трапезы. Ни в коем случае нельзя садиться за стол с дурным настроением. Не рекомендуется просмотр телевизора, использование гаджетов и чтение во время еды. Максимальный позитивный настрой, благодарность Богу и желание очистить душу и тело!

Будьте здоровы!

Александр Иванов

«Вследствие излишества в пище и сладкопитании (стакан чаю сладкого с сухими кренделями на пароходе «Любезный») и сна на пароходе я удобно подвергся искушению раздражения на ездившую со мной Веру Ивановну…».

Поэтому нельзя недооценивать опасность этой страсти для души. В этой статье коснёмся объедения.

Мы всё время суетимся, спешим куда-то. Поэтому зачастую приём пищи происходит у нас очень быстро: проглотив, например, с утра тарелку каши за 3 минуты и запив чаем, побежали дальше. Но зато вечером, придя с работы, мы можем позволить себе посидеть за столом подольше…

Приведу высказывание преподавателя биохимии медицинского училища о правильном пищеварении:

«Для того, чтобы происходило хоть какое-то пищеварение, еду необходимо тщательно пережёвывать около 32 раз. Употребление жидкости должно происходить не ранее, чем через 30 минут после приёма пищи.»

А теперь давайте припомним, сколько раз мы пережёвываем каждый кусочек блюда? Честно отвечу за себя: в основном, не более 3-5 раз, особенно при спешке. И почему-то, мне думается, так у многих.

Почему же нужно долго пережёвывать еду?

Во-первых, процесс пищеварения начинается уже во рту: еда обрабатывается нужными ферментами. Ввиду этого, даже картофельное пюре и супы необходимо хорошо пережёвывать.

Во-вторых, пища должна стать хорошо измельчённой перед поступлением в желудок.

В-третьих, когда мы тщательно пережёвываем, сигнал о насыщении успевает поступить в мозг прежде, чем мы переели. Часто случается, что человек наскоро заглатывает большое количество пищи, а всё продолжает ощущать голод, затем встает из-за стола и чувствует тяжесть в желудке — объелся. Просто информация о насыщении не успела добежать до места обработки. Вот так и получается, что мы переедаем и переедаем.

Далее о традиции попить чаю после завтрака/обеда/ужина. Мало того, что мы жадно заглотили еду и уже ощущаем тяжесть, но ведь традиция же — надо попить чаю. В результате мы ещё больше растягиваем свой многострадальный желудок, влив в него жидкость. В следующий раз нам потребуется больше пищи… Кроме этого, мы изрядно разбавляем желудочный сок, необходимый для переваривания еды, тем самым нарушая пищеварение. И так день за днём!

Надо сказать, что при нарушении пищеварения в кишечнике начинаются процессы брожения, вызывающие дискомфортные состояния (например, метеоризм). Подобная длительная «атака» на желудочно-кишечный тракт способствует развитию многих заболеваний последнего.

Как выйти из этого замкнутого круга — 5 правил:

  1. Заранее продумайте, сколько необходимо пищи для того, чтобы Вам насытиться, и придерживайтесь этой нормы. Специалисты утверждают, что человеку на 1 приём, необходимо столько пищи, сколько помещается в двух его сложенных ладонях. Но не стремитесь сразу урезать количество пищи, если вы к этому не привыкли. Постепенно уменьшайте объём порции, очень скоро желудок примет свой нормальный размер и не будет требовать больше.
  2. Положив ложку с едой в рот, начинаем жевать и считать: 1, 2, 3… 32 (по количеству зубов во рту). По своему опыту могу сказать, очень быстро к этому привыкаешь.
  3. В процессе поглощения пищи мысленно анализируем — не насытился ли я ещё? Если уже есть ощущение, что голод утолили, но пока не переели, встаньте из-за стола. Просто возьмите и встаньте.
  4. Пейте чистую воду не позднее, чем за 30 минут до еды и через 30 минут после еды . Во время приёма пищи можно попить, но немного (100 мл – это около половины стакана), чтобы не сильно разбавлять кислую среду желудка и не растянуть его. В первые дни соблюдения этого пункта вы может ощутить небольшую изжогу, т.к. желудок не привык. С этим поможет справиться соблюдение между приёмами пищи.
  5. Старайтесь не разговаривать и не отвлекаться за столом, контроль за собой будет утерян.

Что это даст:

  1. Вы перестанете объедаться;
  2. Пропадёт чувство «осоловелости» и неспособности ни на что после еды;
  3. Вы будете ощущать бодрость и легкость в теле;
  4. Наладится пищеварение;
  5. Выполнение этих правил неуклонно будет способствовать снижению веса.

Сколько раз в день нужно кушать

Очень часто в наше время люди имеют заболевания, при которых противопоказаны редкие приёмы пищи. Например, употребление пищи 2 раза в день способствует застою желчи у тех людей, которые к этому склонны. Это может вызвать серьёзные нарушения –холестаз, холецистит, камни в желчном пузыре.

В большинстве случаев человеку достаточно кушать 3-4 раза в день. Но есть заболевания, при которых, например, нужен 6-кратный приём небольшими порциями. Самое главное, вкушать пищу со смирением, потому как известны многие случаи духовного падения постников, которые возгордились своим воздержанием. Поэтому нет единого правила по этому поводу. Здесь надо обращаться к совести, собственным ощущениям и духовнику.

Молитва перед едой

Несмотря на указания медиков о том, что пища должна быть разнообразной, качественной и полезной, мы с вами знаем из святоотеческого учения, что только благодать Божия делает пищу полезной. Можно кушать самую лучшую и дорогую еду, и она не будет в пользу. Поэтому очень важно просить у Бога благословения пищи перед её приёмом и по окончании благодарить.

Только пища, освященная молитвой, приносит пользу телу и душе.

В борьбе с чревоугодием мы не можем полагаться только на собственную волю, на свои силы. Опытные в духовной жизни люди подсказывают, что без молитвы, без обращения за помощью к Богу, мы не можем соблюсти даже простейшие правила питания. А вот если мы будем искренне каяться в своём объедении и просить об избавлении, осознавая всю опасность этого греха, нам окажется под силу эта борьба.


Top