Рисование с чего начинается родина подготовительная. Долгосрочный проект: "С чего начинается Родина"

Cветлана Cулакина

(оформление коллективного альбома)

Интеграция образовательных областей :

«Социально - коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» .

Задачи. Создать условия для отражения в рисунке представления о городе Саранск, как об одном из уголков своей Родины . Продолжать учить рисовать несложные сюжеты или пейзажи (по выбору) . Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей Родины .

Предварительная работа. Беседа о Родине на занятии по познанию окружающего мира. Фотографии и открытки с видами города Саранска. Оформление обложки для коллективного альбома С чего начинается Родина ?

Материалы, инструменты, оборудование. Альбомные листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков; восковые мелки; простые карандаши, ластики. У воспитателя обложка и основа для будущего альбома С чего начинается Родина ?

Используемая литература : Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. Подготовительная к школе группа . - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА.

Воспитатель читает детям стихотворение Татьяны Боковой «Родина »

Родина слово большое , большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира :

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый , родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина .

Звучит песня «С чего начинается родина (муз. Я. Френкеля, сл. М. Матусовского) .

Воспитатель : Ребята, с чего же начинается Родина для автора этого песни?

Дети : с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

Воспитатель : А с чего начинается Родина для вас ?

Дети : с дома, родителей , сказок, детского садика…

Воспитатель : Родина – это место , где ты родился , вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? Дети : Россия

Воспитатель : Да, наша Родина – Россия .

Воспитатель : А как называется главный город в нашей стране?

Дети : Москва

Воспитатель : Мы с вами живем в великой стране России, и всех нас объединяет одна Родина . Но у каждого из нас есть своя малая родина , это то место где ты родился живешь . В каком городе мы с вами живем?

Дети : в городе Саранск.

Воспитатель : Правильно, наша малая родина – это город Саранск . Столица республики Мордовия.

Что есть интересного в нашем городе? Ответы детей.

Что мы видели на экскурсиях и прогулках?

Какие интересные события из жизни нашего города вы можете вспомнить? (Свободные высказывания детей.)

Воспитатель : Давайте мы с вами, нарисуем, где и как мы живём. Каждый нарисует свою картинку, например : свой дом или свою улицу, наш детский сад или парк, пруд или речку, театр или просто магазин, в который выходите вместе с мамой. А потом из этих картинок мы все вместе, составим альбом

«С чего начинается Родина

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально) .

Физминутка.

Дети рисуют по замыслу. Воспитатель уточняет представление детей о том, что в сюжете образы так или иначе связаны между собой : по смыслу, по размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе, по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом) . Рисунки, дети складывают в альбом под обложку.

После занятия. Дети завершают оформление альбома «С чего начинается Родина и составляют рассказы из личного опыта.





РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ: "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА"
(карандаш, акварель)
Ц е л и:
ознакомить с произведениями изобразительного искусства;
формировать у детей представления о родной природе, о Родине; развивать у
детей умение выбирать сюжет на предложенную тему, определять формат
изображения, располагать отдельные элементы так, чтобы выделить главное в
сюжете; воспитывать любовь к окружающей природе, ее красоте, к родным и
близким, школе, труду русских людей.
О б о р у д о в а н и е:
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукция картины И. Шишкина «Рожь»,
образцы педагогического рисунка «С чего начинается Родина» (карандаш,
акварель).
Л и т е р а т у р н ы й р я д: М. Исаковский. «Родина», Л. Чернышова. «Рисовали
дети счастье».
Ход урока
I. Организация класса.
1. П р и в е т с т в и е к л а с с а.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и к уроку.
3. С м а ч и в а н и е к р а с о к.
II. Постановка темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня наш урок посвящен поиску красоты в том мире, который
нас окружает: в природе, в отношениях людей. Мы выполним композицию на
тему «С чего начинается Родина», этой же теме будут посвящены все уроки этой
четверти.
III. Актуализация знаний учащихся.
В о п р о с ы к л а с с у:
w Ребята, что такое Родина?
w Что входит в понятие «Родина»?
– Самое замечательное, что может быть у человека, – это присутствие рядом
близких людей, это родной дом, друзья, праздники.
w А какие вам известны произведения изобразительного искусства,
посвященные нашей Родине? (Ответы детей.)
IV. Вводная беседа.
1. А н а л и з р е п р о д у к ц и и: И. Шишкин. «Рожь».

У ч и т е л ь. Перед вами работа русского художника Ивана Ивановича
Шишкина «Рожь». Этот художник являлся создателем русского эпического
пейзажа. Произведения этого популярнейшего художника хорошо известны.
Наследие Шишкина велико: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков,
множество гравюр. Огромный труд художника вызвал к себе глубокое уважение
со стороны современников. Большой любовью зрителей пользуется искусство
Шишкина и в наши дни.
Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуге на Каме в
купеческой семье. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он
еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. Знаменитая картина «Рожь»
является одним из высших творческих достижений художника.
К мотиву хлебной нивы И. И. Шишкин обращался и прежде, однако образ,
созданный им в картине «Рожь», оказался столь емким, а пейзаж столь
типическим, что в какой­то мере эта картина стала воплощением образа самой
России. Широкие, неоглядные дали открываются перед нами. В хлебах, стеной
стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба
торжественно поднялись могучие, богатырские сосны. Таково общее
впечатление, рождаемое этой картиной, – сильное, захватывающее. Тщательно
исполненные детали свидетельствуют о том, что художник по­настоящему
глубоко знал природу.
w Что больше всего привлекает вас в этом полотне?
2. Л и т е р а т у р н ы й р я д.
У ч и т е л ь. А теперь послушайте, как описывает великолепие нашей страны
Михаил Исаковский в стихотворении:
РОДИНА
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля:
Это – русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы­исполины,
Вижу реки и моря:
Это – русские картины,
Это – родина моя!
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья:
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
w Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Ответы детей.)

– Действительно, стихотворение очень светлое и прекрасно передает
ощущение преклонения перед красотой нашей Родины.
Художники и поэты любят свою страну и свои работы посвящают ее
воспеванию.
V. Изучение нового материала.
У ч и т е л ь. Послушайте, как замечательно описала счастье Л. Чернышова в
стихотворении:
РИСОВАЛИ ДЕТИ СЧАСТЬЕ
Светит солнышко для всех,
Слышен гомон, слышен смех:
Рисовали дети счастье,
Счастье, нужное для всех.
Вот гуляет мама с дочкой.
Дождик здесь идет грибной.
Перечеркнут лишь рисунок
С грозной страшною войной.
Голубей кружится стая
В ярком небе голубом.
А на этом вот рисунке
Нарисован просто дом.
Рисовали неумело
Желтым, красным, синим мелом.
Подрастут и будут дети
Мир на всей земле крепить,
Чтоб могли все на планете
И смеяться, и дружить.
Замечательное стихотворение!
w А что еще относится к слову «Родина»? (Ответы детей.)
– Верно, и березка у окна, и теплые нежные руки матери, и праздничный
салют – это все наша Родина!
Пейзажи нашей Родины очень различаются, так как Россия – огромная страна.
Но, несмотря на это, когда говорят – Россия, то перед глазами сразу возникают
картины бескрайних полей ржи, высокие сосны­богатыри и стройные красавицы­
березки. Конечно, и в зависимости от времени года пейзажи нашей страны
могут различаться. Но ими не исчерпывается понятие «Родина». Ведь не
меньшее богатство страны составляют и люди, которые в ней живут. Нас
окружают люди, занимающиеся мирным, созидательным трудом. Русские люди
отличаются открытой душой, состраданием к окружающим, веселым нравом. Я

думаю, что вы сами можете вспомнить, как окружающие вас люди приходили
вам на помощь в трудную минуту.
«Мама заболела» – так называется еще одно стихотворение, которое написала
Галина Василистова:
Мама заболела…
Сын читает сказку.
Лечит неумело
Маму детской сказкой.
Тронет лоб ладошкой,
Как компресс приложит,
Вкусную картошку
Матери предложит.
Маме вот ботинки
Он почистил тоже.
Рисовал картинки –
Это ей поможет!
Полочку недаром
Сын строгал упрямо:
Сделаешь подарок –
Лишь бы встала мама!
Сегодня сюжетами для рисования могут стать изображения и любимой мамы,
и яркого солнца с расходящимися от него лучами. Вы можете нарисовать
безбрежные поля, широкие реки, темно­синий лес и как трудятся русские люди
на полях, стройках. Важно, чтобы вы изобразили то, что является для вас самым
дорогим, понятным и близким.
VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на
образцах.
О б р а з е ц р и с у н к а «С чего начинается Родина» (карандаш).
У ч и т е л ь. После того как вы придумаете сюжет своей работы, определите,
как лучше расположить лист для вашей композиции.
Особое внимание уделите выбору сюжета, вспомните все то, о чем мы
говорили. В зависимости от выбранного вами сюжета, определите формат
изображения и продумайте, как расположить отдельные элементы на листе так,
чтобы выделить главное в сюжете. Я решила нарисовать портрет мамы, и мне
лучше расположить лист по вертикали.
1. Сначала надо наметить положение и размер головы, линии плеч.

2. Голова похожа на овал, обозначу его. Прорисую шею.
3. Прорисую более подробно волосы, намечу положение линии бровей, глаз и
носа, губ.
4. Уточняю мелкие детали – форму бровей, разрез глаз, ширину носа,
положение кончиков губ. Прорисовываю волосы. Рисунок закончен (см.
Приложение).
VII. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е. Выполните тематический рисунок «С чего начинается Родина»,
используя изобразительные свойства акварели или гуаши, их художественные
возможности. Передайте в работах свои впечатления от тех объектов, которые
вы изображаете.
Цветовая гамма рисунка должна создавать определенное настроение.
VIII. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
У ч и т е л ь. На доске выставлены самые красивые работы на тему «C чего
начинается Родина». Чтобы получились такие красочные произведения, вы
проявили умения цветом выделять главные объекты композиции. Особенно
удачными по композиции получились работы… (Назвать имена и фамилии
детей.)
2. О б о б щ е н и е м а т е р и а л а, изученного на уроке.
В о п р о с ы к л а с с у:
w С каким замечательным произведением вы познакомились?
w Кто автор работы «Рожь»?

Урок изобразительного искус c тва.

Тема урока: С чего начинается Родина?

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1. Осуществление контроля степени усвоения материала в объёме обязательного минимума содержания материала.

Развивать познавательный интерес учащихся, чувство любви к малой Родине, ее природе средствами изобразительного искусства.

Совершенствовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.

Задачи урока.

Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.

Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.

Этапы урока.

Тема. Цели. Задачи.

Формирование новых знаний.

Практическая работа.

Итог урока.

Ход урока:

    Организационный момент.

Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.

Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Ребенок: - Россия

Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)

Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом - снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Ребенок: - Москва. (учитель вешает на доске карточку где написано название – Москва.)

Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.

Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, музей знаменитого писателя Шолохова, берега нашего города омывает великая русская река Волга? Ребенок: - Николаевск. (учитель вешает на доске карточку с надписью – Николаевск.)

Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Николаевске, стоящем на берегу великой русской реки Волги?

Ребенок: -Это наша малая Родина.

Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?

(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)

Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)

Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: - С чего начинается Родина?

(учитель открывает тему, заранее отпечатанную на бумаге и закрытую на доске небольшими плакатами.)

Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?

Дети: - Родина мать – умей за нее постоять.

Дети: - Родная сторона – мать, чужая- мачеха.

Дети: - Родной куст и зайцу дорог.

Дети: - С родной сторонки и собачка мила.

Дети: - Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.

Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.

Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?

Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)

Учитель: - Какие цвета считаются холодными?

Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)

Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.

Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.

Учитель: - Посмотрите на эту картину.

Учитель: - Ребята, посмотрите теперь на доску. (на доске вывешены картины известных русских живописцев.)

Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».

Какое время года изобразил художник на этой картине?

Дети: - Лето.

Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?

Дети: - Холодные.

Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?

Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.

Учитель: - Какое настроение передает эта картина?

Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.

Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.

Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?

Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.

Учитель: - Что же делает эту картину теплее?

Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.

Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?

Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.

Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину известного русского живописца, И.Э.Грабарь «Золотая осень».

Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.

Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?

Дети: - Все цвета теплые, веселые.

Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.

Какое настроение передается на этой картине?

Дети: - Веселое.

Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.

Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?

Дети: - Да!

Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.

(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.)

Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)

«Береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?

(дети показывают номерок с цифрой)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора,

Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял

И падал колос, простор везде.

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.

Поет она – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с таской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зеленеют все опушки,

Зеленеет пруд.

А зеленые лягушки

Песенку поют.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Зреет рож над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?

Покажите номерками, как вы думаете?

Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.

(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)

Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения.

Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.

Физическая минутка.

(под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)

Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.

Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, что бы не разлить воду.

Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа детей.

(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)

    Итог.

Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?

- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?

- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?

Формирование отношения к стране и государству, Родине начинается с детства. Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую Родину - место, где они родились и живут.

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома окружающие их, которые они видят повседневно.

Реализовывая задачу по патриотическому воспитанию, в работе с детьми педагогический коллектив использует целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Так в нашем ДОУ в январе 2016 года прошли ряд мероприятий:

  1. Воспитатели ДОУ провели открытые занятия. Воспитатель средней группы Дындыс Л.В. показала НОД по социальному миру «Жизнь дана на добрые дела». Воспитатель старшей группы провела НОД в форме игры - викторины «Что, где, когда» на тему «Народные промыслы Тульского края». Агафонова Л.Н., воспитатель подготовительной группы, провела занятие «Моя малая родина - поселок Дубовка». Музыкальный руководитель Шабанова О.А. с детьми подготовительной группы провела занятие в форме путешествия «Родина - моя Тула». На занятии дети познакомились с знаменитым земляком - оружейником Иваном Сизовым - создателем тульской гармони, послушали её звучание; прослушали гимн Тульской области, играли на ложках и инсценировали мелодию «Во кузнеце» и многое другое.
  2. С воспитанниками подготовительной группы зам.зав. ВиМР Логачева Н.В.совершила интересное и увлекательное путешествие «Узловая - моя Родина», в процессе которой дети знакомились с прошлым и настоящим нашегородного города.
  3. Среди педагогов ДОУ прошел конкурс профессионального мастерства на «Лучший мини - музей группы». Все мы знаем, что музейная педагогика дает возможность ребенку осознать себя гражданином и патриотом. Посредством музейной педагогики у дошкольников появляется возможность «погружения» в информативную, новую предметную среду. В детской душе прорастают семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. В группах нашего ДОУ оформлены мини - музеи тематической направленности: «Музей хлеба», мини - музей «Мамины руки», «Музей Дерева». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, поиграет с нею.
  4. Был проведен конкурс детских рисунков «Край родной - нет тебя красивей», в котором приняли участие воспитанники старшей и подготовительной группы. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. В своих рисунках дети не просто переносили на бумагу что-то из окружающего мира, они жили в этом мире, вошли в него, как творцы красоты, наслаждались этой красотой. Наиболее яркие рисунки Ксении Р. «Мой любимый детский сад», Романа Б. «Чудо радуга», Насти Б. «У Свиридовского пруда».
  5. Среди воспитанников средней, старшей и подготовительных групп был проведен конкурс чтецов «Край родной». Дети читали стихи узловских поэтов, стихи о малой родине. Победителями этого конкурса стали Давид Р. со стихотворением «У вечного огня», Андрей Е. «За мир, за детей», Настя Д. «Узловая - мой город».

Таким образом, педагоги нашего ДОУ считают, что воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Необходимо всем взрослым всегда помнить слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».

Конспект занятия по изобразительной деятельности по теме

«С чего начинается Родина»

Подготовительная к школе группа

Цели:

  1. Формировать у дошкольников чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина.
  2. Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников.
  3. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность.
  4. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Оборудование:

  1. Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели»;
  2. Ребус;
  3. Гуашь, кисти № 3, % 4, мольберт,
  4. Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

Музыкальный ряд : русские народные мелодии.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание картин на тему «Моя семья», «Мой город», «Родная природа»;
  2. Беседы с детьми о прошлом и настоящем нашей страны;
  3. Чтение художественной литературы о семье;
  4. Рассматривание открыток с изображением памятных мест родного города.

Ход учебной деятельности.

Дети заходят в студию. Звучит музыка.

Руководитель: Здравствуйте, ребята! Полюбуйтесь на выставку картин, которую я приготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.

Обратите внимание на панораму этого города. Константин Фёдорович Юон изобразил её с высоты птичьего полёта. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола - крупным планом, а кусты, людей, животных - очень мелкими.

А вот ещё одна панорама города, только старинного. Художник написал свою семью возле родного дома.

Грабарь изобразил портрет своей племянницы Светланы.

А вот это – самое любимое место отдыха художника Поленова – заросший пруд.

Шишкину же очень нравилась просёлочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы

Рассмотрели? Проходите в избу, присаживаётесь на лавочки. Посидим рядком, поговорим ладком. А о чём поговорим, вы узнаете, разгадав ребус.

На орбите нашей планеты вы видите буквы. Давайте назовем их.

Дети: о, р, н, д, и, а.

Руководитель: Молодцы. А теперь постарайтесь составить слово. Самое сложное – это угадать с какой буквы начать. Кто разгадал, подождите немного – дайте возможность всем ребятам догадаться, что в ребусе зашифровано. Какое слово у вас получилось?

Дети: Родина

Руководитель: Правильно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о Родине.

Скажите, какие картины, которые вы только что рассматривали, вам понравились и что на них изображено?

(Ответы детей)

Руководитель: Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?

Дети: Родина!

Руководитель: Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского

«С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, качаясь, растёт.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колёс

И клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс

Руководитель: - С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения?

Дети: с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…

Руководитель: - А с чего начинается Родина для вас?

Дети: с любимых игрушек, дома, родителей, сказок, детского садика…

Руководитель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.

Руководитель: - Кто знает – какое дерево является символом нашей страны? Дети: Берёза

Руководитель: - А как называется наша страна?

Дети: Россия

Руководитель: В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно ещё назвать?

Дети: Отчизна, Отечество.

Руководитель: Прислушайтесь к этому слову: «Родина». Оно так близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем?

Дети: Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестёр…

Руководитель: Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, не огорчать, а всегда радовать. Анечка приготовила стихотворение про семью. Давайте его послушаем.

(Чтение стихотворения ребёнком)

Руководитель: Много хороших слов вы сказали про Родину. А сейчас, пробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас.

Проходите в студию, занимайте свои места, а я раздам ваши подмалёвки. Подумайте, что вы будете рисовать, с чего начинается Родина для вас.

Самостоятельная работа.

Дети рисуют красками.

Итог занятия.

Руководитель: Кто желает рассказать о том, что нарисовал?

А ты, Аня, что нарисовала?

С чего начинается Родина для тебя, Вика?

Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее.

Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать её «С чего начинается Родина».



Top