Стиль «современный джентльмен» на примере Джеймса Бонда. Выглядеть как Джеймс Бонд: обзор гаджетов, одежды, еды, алкоголя и аксессуаров из бондианы

Только один раз (в пародийном фильме «Казино Рояль», снятом в 1967 году и не вошедшем в официальную «бондиану») Агент 007 уронил гордое звание «мистера Безупречность» - тогда его впихнули в многофункциональную амуницию, внешне притворяющуюся костюмчиком (ужасно, надо сказать, выглядящим). Примерка проходила примерно так:


- Мешает капсула с ядом? Мы немного припустим в районе ножа и счетчика Гейгера. Здесь клавиша интеркома с мини-передатчиком ближнего радиуса действия. Здесь камера ночного видения, в плече магнитофон, в «Беретта», и прелестный шестиствольный пулеметик в .


С тех пор костюмы у Бонда были отдельно, а пулеметики – отдельно, что позволяет утверждать, что первое правило его элегантности – это не смешивать мух с котлетами, а вооружение – с обмундированием. Костюм – это просто костюм. Не больше, но и не меньше.



Второе правило костюма Бонда – безупречный крой и идеальная подгонка по фигуре. Чтобы, когда рука поднималась – пиджак оставался на месте, чтобы движения оставались свободными, чтобы костюмчик сидел при любых обстоятельствах. Чаще всего это означает - бренд. Джеймс Бонд всегда отдавал должное брендам.


Долгое время Бонда «обшивала» итальянская компания Brioni, специализирующаяся на достаточно традиционных мужских костюмах с широкими плечами и зауженной талией. Хорошие костюмы итальянской школы шьются вручную, машинная строчка применяется только на нескольких швах, которые «держат» линию спины. А утюжка после каждой операции позволяет костюму идеально сесть по фигуре. В 2006 году Дэниел Крейг изменил итальянцам и перешел на одежду марки Tom Ford International, сшитую в Великобритании.


Средняя цена одного костюма Бонда составляет около 5 тысяч долларов. При этом, например, в фильме «Казино Рояль» Бонд сменил пять костюмов, каждый из которых был изготовлен в 20 копиях – разной степени изорванности. Из чего вытекают третье и четвертое правила : не экономить на гардеробе, не ограничиваться одним-единственным костюмом на все случаи жизни и… чаще переодеваться.



Правило пятое – идти в ногу со временем. По фильмам о Джеймсе Бонде можно историю мужской моды: в шестидесятых он носил сдержанные однобортные костюмы-тройки, ближе к семидесятым начал носить водолазки и джемпера. В семидесятых он перешел на двубортные костюмы с широкими лацканами и отдал должное брюкам-клеш… Он то носил неброские галстуки, то цветастые, то переходил на рубашки с заколками – ведь имидж Мистера Элегантность не может оставаться неизменным. Он не может позволить морально устаревшие фасоны.



И все чаще Бонда можно видеть не «при параде», а в комфортной повседневной одежде. Футболки, кардиганы, рубашки неформального кроя – во всем этом он продолжает оставаться элегантным. Потому что даже идеально скроенный костюм не всегда уместен. Одежда должна соответствовать случаю. И это шестое правило идеального внешнего вида Агента 007.


Я отношу себя к фанатам «бондианы», поэтому не смог пропустить последнего, уже двадцать четвёртого, фильма об агенте секретной службы МИ-6 Джеймсе Бонде (James Bond). Следуя тематики нашего ресурса, ниже опубликован небольшой список с кратким описанием и стоимостью различной одежды и обуви, которую удалось распознать в новом художественном фильме 007: Спектр (Spectre).



Помимо традиционных классических костюмов, протагонист Дэниела Крэйга (Daniel Craig), использовал продукцию таких популярных марок, как , Tom Ford, Vuarnet и Omega. Представленный ниже список отображает наборы оригиналов/аналогов одежды, обуви и аксессуаров с приблизительными ценами и характеристиками, которые заявлены производителями.



— 630$

Плотная парка от известного канадского бренда, изготовлена с использованием рип-стоп нейлона плотностью 58 грамм на квадратный метр, обработанного водоотталкивающей пропиткой, и гусиного пуха плотностью набивки не менее 625 FP. Вся фурнитура производства . Дизайн утеплённой куртки предусматривает объёмный полностью съёмный капюшон, центральную застёжку на широкой молнии с двухсторонними замками и внешним защитным клапаном на кнопках, а также шесть внешних и два внутренних кармана. Общий вес куртки 1260 грамм.



Куртка Tom Ford Spectre Knitted Sleeve Bomber Jacket — 2270$

Гибридная куртка от американского премиального бренда Tom Ford, специально изготовленная для главного героя фильма 007: Спектр (Spectre), будет доступна в ограниченном количестве. Сочетает шерстяную кофту с пуховиком — задняя часть и рукава выполнены из плотного шерстяного материала, фронтальная часть торса изготовлена из смесового материала (92% нейлона, 8% эластана) и утеплены натуральным гусиным пухом. Куртка имеет приталенный покрой, предусматривает средней высоты воротник, центральную застёжку на молнии и два врезных кармана для согрева рук. Куртка изготовлена в Италии.



Кофты N.Peal Mock Turtle Neck и N.Peal Cable Roll Neck Cashmere Sweater — 199-269£

Две весьма традиционные кофты от лондонского бренда N.Peal, изготовленные преимущественно из высококачественного натурального кашемира. Кофта N.Peal Cable Roll Neck Cashmere Sweater выполнена из материала средней плотности, состоящего на 100% из шерстяных волокон. Модель N.Peal Mock Turtle Neck имеет более тонкую и эластичный, облегающий крой, выполнена из смесового материала — 70% кашемир, 30% шелк.



Брюки Tom Ford Stirrup Trousers — 1564$

Полностью шерстяные брюки от бренда Tom Ford, являются частью лимитированной коллекции одежды специально разработанной для главного героя художественного фильма 007: Спектр (Spectre). В дизайне плотных шерстяных брюк используется широкий классический брючный покрой, предусмотрено два основных врезных кармана с клапанами на пуговицах и два задних кармана на молнии. Брюки изготовлены в Швейцарии.



— 350$

Весьма популярные классические походные ботинки от американского производителя Danner. Верх средней высоты ботинок выполнен из цельного куска плотной натуральной кожи, внутри водостойкая двухкомпонентная мембранная подкладка Gore-Tex. Внутри гибка стелька с поддерживающим элементом Danner Airthotic. Подошва имеет многокомпонентную конструкцию, состоит из гибкого супинатора из стекловолокна, промежуточного амортизирующего слоя из полиуретана и термополиуретановой подмётки Vibram Kletterlift. Вес пары ботинок чуть больше 1757 грамм.



Ботинки Sanders&Sanders Chukka Boots — 190£

Классические ботинки от английской компании Sanders and Sanders, выполнены полностью из натуральной кожи,внутри применяется мягкая и гладкая кожаная подкладка. Подошва ботинок выполнена из натурального каучука, имеет простой рисунок проекта, рассчитанный исключительно на повседневное использование в городской местности.



— 420€

Очки французского бренда Vuarnet выпускающий продукцию как для повседневного использования, так и для спорта и аутдора. Очки серии Vuarnet Glacier в первую очередь выделяются наличием боковой защиты глаз от ветра, а также возможностью выбора из различных вариантов оправ, их материалов, и расцветки самих линз, которые изготовлены из плотного минерального стекла. Стекло обеспечивает полную защиту от ультрафиолета, имеют антибликовое покрытие, покрытие от возникновения царапин, а также дополнительное гидрофобное и олеофобное покрытие.



Часы Omega Seamaster 300 Spectre Limited Edition — 7500$

Механические наручные часы Seamaster 300 Spectre Limited Edition были разработаны известным швейцарским брендом Omega специально для главного героя фильма 007: Спектр (Spectre) и будут доступны в ограниченном количестве. Часы Seamaster 300 Spectre Limited Edition созданы на основе серии моделей Seamaster 300. Часы отличаются наличием нейлонового ремешка со стальными застёжками и гравировкой «007», в отличие от стандартного стального браслета. Работу часов обеспечивает антимагнитный часовой механизм OMEGA Master Co-Axial, калибр 8400. Часы выполнен в корпусе из нержавеющей стали, диаметр корпуса 41 мм. Аналоговый циферблат защищает сапфировое стекло с антибликовым покрытием. Водонепроницаемость корпуса 30 Bar (300 м).

Непобедимый секретный агент МИ-6 Джеймс Бонд вернулся! И хотя новый фильм серии «Спектр » получил неоднозначные отзывы аудитории и критиков, костюмы Бонда и его напарников (и злодеев, конечно!) всё так же безупречны. В сегодняшнем материале мы рассмотрим стиль 007 в 2015-м году вплоть до самых мелких деталей.

В последних трёх фильмах Бонд перешёл от костюмов Brioni (в них одевался ещё Пирс Броснан) к дизайну от Тома Форда . И хотя в «Спектре» значительную часть фильма он ходит в неформальной толстой водолазке (как у Стива Маккуина в «Буллите») или в поло с замшевой курткой, все костюмы здесь крайне удачны. Рассмотрим самые интересные!

Тёмно-си н ий костюм. Бондовская кла ссика

Во-первых, это в малозаметную фактуру «акулья кожа» (sharkskin).

Это базис классического шпионского стиля, позволяющий не выделяться из толпы, но всегда выглядеть уместно. В этом фильме на Дэниеле Крэйге приталенный и укороченный пиджак с классической прямой линией плеча и ярко выраженным окатом рукава, такой же, как в «Скайфолле».

Осовременивают образ скошенные передние карманы и нагрудный карман баркетта («лодочка») в неаполитанском стиле, для которого характерна скругленная линия входа. Это очень эклектичный костюм, далёкий от традиционного английского кроя (в самых ранних фильмах Джеймса Бонда, разумеется, обшивали на Сэвил Роу), но воплощающий эпоху глобализации и смешения стилей.

Отдельная деталь, которая после фильма наверняка вернётся в широкую моду - это булавка для воротника, приподнимающая галстучный узел. Она становится ярким акцентом в сдержанном в остальном образе спецагента, а ещё привлекает внимание к его лицу. Конечно, не очень конспиративно, но мы-то знаем, какой Бонд на самом деле эгоцентрист… Этот аксессуар очень любит и сам Том Форд (можно найти немало его фото со светских мероприятий, где «засветилась» такая булавка), так что такой выбор более чем логичен.

Белый смокинг. Отсылка к прошлому

Здесь же есть и костюм, который безусловно консервативен. Это смокинг цвета слоновой кости с широкими острыми лацканами, отсылающий нас к образам шпиона в 60-80-е.

Кстати, это первый светлый смокинг Бонда за последние 30 лет (тогда он появился на Роджере Муре в «Виде на убийство»). Здесь образ дополнен чёрной бабочкой и красным цветком в петлице, дословно повторяя облик Шона Коннери в «Голдфингере». В сценах с этим смокингом даже невооружённым взглядом можно различить изготовления: лацканы впечатляюще динамичные и «живые», поэтому иногда даже возникает ощущение, что портные немного недоутюжили пиджак перед тем как сдать его на съёмочную площадку.

Что интересно, Бонд здесь не «выходит в люди» в смокинге, а встречается наедине с девушкой в вагоне-ресторане поезда (не будем спрашивать, как несколько костюмов помещаются у него в один небольшой чемодан). Выходит, 007 ценит стиль в первую очередь для самого себя, а не только стремится вписаться в рамки дресс-кода.

Бежевый костюм в тон пустыне

Самый оригинальный из костюмов этого фильма - бежевый пиджак, коричнево-бордовый галстук, белая рубашка и чиносы, в которые Бонд переодевается перед визитом на базу злодея Блофельда в пустыне.

Это отличный пример того, как строгость сохраняется даже в неформальном образе: брюки и пиджак сделаны из тканей немного разных цветов и фактур. Пиджак - из смеси шерсти, льна и шёлка, а брюки - из чистого хлопка. Кстати, их делал не Том Форд, а небезызвестная итальянская фабрика Brunello Cucinelli .

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание всем, кто отслеживает тренды: воротники всех рубашек Бонда в этом фильме имеют весьма острые углы отлётов воротника (point collar), а не более привычные для современной моды spread или cutaway (когда края расходятся, оставляя место для крупного галстучного узла). К таким же «непопулярным» решениям относится одна шлица на пиджаке Бонда. Всё это может стать новой модой в 2016 году!

Одежда второстепенных героев

Кстати, костюмы второстепенных персонажей здесь не уступают гардеробу главного героя. Например, на Блофельде в исполнении Кристофа Вальца можно увидеть минималистичный тёмно-серый френч с одной (верхней) пуговицей.

Это своего рода переосмысление облика Блофельда из «золотого века» бондианы. Там он носил более милитаристский френч, застёгнутый на все пуговицы, в расцветке хаки. Но времена меняются — и функциональность уступает дизайну!

А вот начальник Бонда М (Рэйф Файнс) - будто бы последний оплот консерватизма в этом фильме. Он носит двубортный тёмно-синий костюм в заметную светлую полоску с классической посадкой, прямым плечом и острыми лацканами.

М не назвать старомодным - стиль в его образе безусловно присутствует. Но это стиль человека, который предпочитает не бросаться в глаза и не выходить за привычные рамки.

Стиль Джеймса Бонда – пожалуй, самая благодатная тема в мире моды. Нет более стильного мужчины, чем этот прародитель британского культа, и нет мужчины, чей стиль был бы более гротескно инсталлирован в тему супергероев.
В общем-то, именно благодаря манере одеваться «с иголочки», водить дорогие машины, предпочитать не менее дорогие сигары и красивых женщин, Агент 007 и стал известен. Иначе – сгинул бы, как сотни и тысячи культовых в своем роде (и даже оригинальных!) детективов, шпионов и просто «правильных красивых парней», мода на которых существовала всегда. Ну ладно, почти правильных: из сонма героев, существовавших на момент появления Бонда, все его проделки (а-ля любви к мартини) смотрятся детскими шалостями – вспомним любовь Шерлока Холмса к опию и морфину, и простим Бонду его сигары и алкоголь.

Популярность стиля Бонда

Итак, что же такое Джеймс Бонд, если брать отдельные элементы стиля?
Прежде всего, это безупречный костюм. Подчеркнем, что главное слово здесь – безупречный. Лучше – темного цвета, идеально – черный, как у Шона Коннери в первом фильме про Бонда. Ну, сгодится также и серый – как у Дэниэла Крейга. Все просто – темненьким темненькое, сероглазым – серое. В общем, с цветом все просто. На худой конец, «Бондиана» не откажется от использования коричневого или синего костюма, мир помнит и такого Бонда!

С кроем – сложнее. Идеальным считается костюм, сидящий прекрасно: то есть, он должен быть подогнан по фигуре. Мало того, несмотря на это досадное обстоятельство, он должен сидеть, образуя V-образный силуэт, подчеркивая широкие плечи, плоский живот и длинные стройные ноги (ладно, ноги можно пропустить). Поэтому важно не только накопить денег на костюм (непременнейше из шерсти, английской причем), но и на спортзал. И на машину, да-да. И на рубашку!
Рубашка, кстати, также должна быть «правильной» – т.е., желательно, чтобы она не уступала в стоимости костюму: так как Бонд много двигается, здесь допускается использовать спортивный стиль (не так давно Бонд даже водолазку надел). Правильная марка – . Конечно же, рубашка должна быть белой. Идеально белой.
Запонки, галстук-бабочка – приветствуются. Из прочих аксессуаров – конечно же, дорогие часы, и – темные очки. К последним мы еще вернемся, а пока посмотрим (и помечтаем) на часы.

Благодаря аксессуарам Бонд стал широко известен, но, поскольку носить ежедневно зонтики-убийцы и шляпы-мачете незачем, то особое внимание в гардеробе авторы всегда уделяли вещи простой и вечной, как часы – например, Rolex Oyster Perpetual Chronometer, первые часы Бонда. В момент расцвета технологий шпион, конечно, сменил их на Pulsar и Seiko, но потом снова вернулся к тому самому скромному обаянию роскоши, в конце 80-х сменив весь часовой гардероб на не менее стильные Omega.

Очки – не менее важная часть хитрого арсенала. Конечно же, это наиболее мужественная модель очков: очки-авиаторы, в частности, герой был уличен в ношении популярной модели . Отличный выбор, тем более, по сравнению с Aston Martin, это – одно из наиболее недорогих приобретений!

Вообще, сам шпион ее Величества очень любит гаджеты: кроме упомянутых марок, он также не откажется приобрести фотоаппарат Leica, смартфоны от Sony, и другие, не менее приятные и дорогие (сердцу) мелочи, позволяющие вести борьбу с мировым злом.

Вернемся к гардеробу: немалую часть здесь занимает обувь. Обуви у Джеймса много, и преимущественно она – оксфордского фасона. Встречаются и броги, и дерби в качестве вольностей. Конечно же, скучных цветов и самого лучшего качества, в идеале – обувь, вообще сшитая вручную. Если рядом нет «ручного портного», удовольствуйтесь ботинками от Crockett & Jones – именно в этой марке щеголяет Бонд в последнем фильме.

Плавки, в отличие от всей остальной одежды, могут, наконец, не подвергаться жесткой цензуре: позвольте себе расслабиться между двумя взрывами в голубом неприличии (по мнению британцев, видимо) от . Небесного цвета плавки, кстати, стали хитом аукциона по Бонду, и ушли уж совсем за неприличную сумму с молотка, так что лучше брать новыми. Сэкономьте лучше на золотых пистолетах.

Что же до верхней одежды, то и тут Бонд не ударит в грязь лицом: конечно же, это пальто пиджачного кроя, идеально сидящие на спортивной фигуре, или не менее лаконичные варианты от , например.


Ну, и в завершение не забудьте приобрести что-нибудь в классическом цвете, быстрое и уж совсем неприлично дорогое, например, вертолет или Aston Martin – тогда точно все окружающие поймут, что вы – суперагент!

Непобедимый секретный агент МИ-6 Джеймс Бонд вернулся! И хотя новый фильм серии «Спектр» получил, мягко говоря, неоднозначные отзывы аудитории и критиков, костюмы Бонда и его напарников (и злодеев тоже) всё также безупречны. В сегодняшнем материале приглядимся к стилю 007 в 2015 году вплоть до самых мелких деталей.

В последних трёх фильмах Бонд перешёл от костюмов Brioni (в них одевался и прошлый Бонд Пирс Броснан) к дизайну от Тома Форда . И хотя в «Спектре» значительную часть фильма он ходит в неформальной толстой водолазке (как у Стива Маккуина в «Буллите ») или в поло с замшевой курткой, костюмы здесь тоже достойны пристального внимания. Вот некоторые из них.

Тёмно-синий костюм. Бондовская классика


Во-первых, это классический тёмно-синий костюм в малозаметную фактуру «акулья кожа » (sharkskin). Это базис классического шпионского стиля, позволяющий не выделяться из толпы, но всегда выглядеть уместно. В этом фильме на Дэниеле Крэйге приталенный и укороченный пиджак с классической прямой линией плеча и ярко выраженным окатом рукава (roped shoulder ), такой же, как в «Скайфолле ». Осовременивают образ скошенные передние карманы и нагрудный карман баркетта («лодочка») в неаполитанском стиле, для которого характерна скругленная линия входа. Это очень эклектичный костюм, далёкий от традиционного английского кроя (в самых ранних фильмах Джеймса Бонда, разумеется, обшивали на Сэвил Роу), но воплощающий эпоху глобализации и смешения стилей.

Отдельная деталь, которая после фильма наверняка вернётся в широкую моду - это булавка для воротника, приподнимающая галстучный узел. Она становится ярким акцентом в сдержанном в остальном образе спецагента, а ещё привлекает внимание к его лицу. Конечно, не очень конспиративно, но мы-то знаем, какой Бонд на самом деле эгоцентрист… Этот аксессуар очень любит и сам Том Форд (можно найти немало его фото со светских мероприятий, где засветилась галстучная булавка), так что выбор более чем логичен.

Белый смокинг. Отсылка к прошлому

А вот костюм, который безусловно консервативен. Это смокинг цвета слоновой кости с широкими острыми лацканами, отсылающий нас к образам шпиона в 60-80-е. Кстати, это первый светлый смокинг Бонда за 30 лет (в последний раз он появился на Роджере Муре в «Виде на убийство »). Здесь образ дополнен чёрной бабочкой и красным цветком в петлице и дословно повторяет облик Шона Коннери в «Голдфингере ». В сценах «Спектра» с этим смокингом даже невооружённым взглядом можно различить традиционную технологию изготовления с полной бортовкой (): лацканы впечатляюще динамичные и «живые», иногда даже возникает ощущение, что портные немного недоутюжили пиджак перед тем, как сдать его на съёмочную площадку.

Что интересно, Бонд Крейга здесь не «выходит в люди» в смокинге, а встречается наедине с девушкой в вагоне-ресторане поезда (не будем спрашивать, как несколько костюмов помещаются у него в один небольшой чемодан). Выходит, 007 скорее ценит стиль для самого себя, чем стремится вписаться в рамки дресс-кода.

Бежевый костюм в тон пустыне

Самый оригинальный из костюмов этого фильма - бежевый пиджак, коричнево-бордовый галстук, белая рубашка и чиносы, в которые Бонд переодевается перед визитом на базу злодея Блофельда в пустыне. Это отличный пример того, как строгость сохраняется даже в неформальном образе: брюки и пиджак сделаны из тканей немного разных цветов и фактур. Пиджак - из смеси шерсти, льна и шёлка, а брюки - из чистого хлопка. Кстати, их делал не Том Форд, а также небезызвестная итальянская фабрика Brunello Cucinelli .

Занимательно, что воротники всех рубашек Бонда в этом фильме имеют острые углы отлётов воротника (point collar), а не более характерные для современной моды spread или cutaway (когда края расходятся, оставляя место для крупного галстучного узла). К таким же «непопулярным» решениям относится одна шлица на пиджаке Бонда.

Одежда второстепенных героев

Кстати, костюмы второстепенных персонажей не уступают гардеробу главного героя. Например, на Блофельде в исполнении Кристофа Вальца можно увидеть минималистичный тёмно-серый френч с одной (верхней) пуговицей: это своего рода переосмысление облика Блофельда из «золотого века» бондианы. Там он носил более милитаристский френч , застёгнутый на все пуговицы, в расцветке хаки. Но времена меняются и функциональность уступает дизайну.

А вот начальник Бонда М (Рэйф Файнс ) - будто бы последний оплот консерватизма в фильме. Он носит двубортный тёмно-синий костюм в заметную светлую полоску с классической посадкой, прямым плечом и острыми лацканами. М не назвать старомодным - стиль в его образе безусловно присутствует. Но это стиль человека, который предпочитает не бросаться в глаза и не выходить за привычные рамки.

Тем же, кто предпочитает чуть более свежий взгляд на классику, рекомендую обратить внимание на гардероб Бена Уишоу , который исполняет роль мастера по гаджетам Q . Самая запоминающаяся комбинация в его стиле - непарный пиджак тёмно-синего цвета в клетку «оконная рама», светлая рубашка в мелкую клетку, тёмно-бордовый галстук и синий джемпер. Ещё один образ, где тот же галстук сочетается с более темным однотонным пиджаком и яркой синей рубашкой в узор с бордовыми элементами, тоже неплохо отражает более неформальный подход Q к шпионскому дресс-коду.

Дизайн костюмов второстепенных персонажей работает эффективно, но в смысле языка одежды довольно стереотипен: ещё с середины двадцатого века (а то и раньше) клетка ассоциировалась с интеллектуалами-нонконформистами, меловая полоска и двубортные пиджаки - с большими начальниками, а френчи - со злодеями (спасибо коммунистическим вождям). Впрочем, “Спектр” скорее ценен не языком костюмов, а их исполнением. К последнему не прикопаешься.

Обзор написан по заказу ателье Bond & Stinson, оригинал с небольшими изменениями опубликован в их блоге .

Спасибо за чтение!

Подписывайтесь на How To Make A Man


Top