Жизнь древнего Рима. Положение женщин в древнем риме

На рассвете Римской империи положение женщины в обществе было плачевным. Она представляла собой имущество, которым владел муж, а в раннем возрасте - отец. Молодых девушек выдавали замуж, закрепляя тем самым сделку между двумя влиятельными семьями.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как посягательство на имущества мужчины и жестоко наказывалось, но в отношении мужчин все было иначе. В знак крепкой дружбы или гостеприимства, мужчина мог предоставить для ночной утехи свою жену, и это считалось нормальным. Женщина не могла противиться воли мужчины, т.к. к ней относились как к вещи.

Также одним из обычаев Древнего Рима была евгеника. Многие ученые считают, что именно оттуда этот обычай переняли некоторые народы мира. Обычно к ней прибегали менее статусные семьи, которые жаждали на генетическом уровне улучшить свое потомство. Для этих целей обычно использовались мужчины выше по рангу, положению в обществе.

Муж отправлял свою жену в дом статного мужчины, и она находилась там до тех пор, пока не забеременеет. Но после рождения отцом ребенка считался глава семейства, а не биологический отец.

Также мужчины отдавали своих жен во временное пользование иногда за вознаграждение, иногда в знак дружбы, или же для оплаты какой-либо услуги или товара.

С появлением кровной семьи и смены полигамии на моногамию, общественный статус женщин повысился. Через некоторое время положение женщины в Риме стало лучше, и развивалось в положительном русле.

К примеру, в этот период греческая женщина также была ограничена в отношении выбора спутника жизни и создании семьи, но римская барышня уже имела право выбирать себе мужа, при этом, в семье она считалась матерью, хозяйкой дома. Мужчины в семье обязаны были ее уважать и ценить.

Такая резкая смена обычаев и привычек немного шокирует, но все это произошло благодаря матриархату, который предшествовал этим коренным изменениям.

При этом то, что даже для некоторых сегодняшних народов является невозможным, во времена Рима уже существовало. Речь идет об образовании женщин. Девочки получали начальное образование наравне с мальчиками, при этом им никто не запрещал в дальнейшем учиться.

Помимо этого, женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать.

Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки.

В этих клубах не преподавали уроки кройки и шитья, там женщины иногда решали даже государственные вопросы. К примеру, в 396 году до н.э. Рим воевал с Вейи, и на одном из таких собраний женщины решили сдать все свои золотые украшения в государственную казну.

Также в римском обществе женщины-матроны (т.е. замужние, к ним также относили овдовевших и разведённых) были разделены на несколько рангов.

Первый ранг был самый высокий, в него входили все родственники императора женского пола. Эти женщины могли позволить себе все, но, конечно, не нарушая внешние нормы приличия.

Они могли устраивать приемы или забыть о них на некоторое время. Но в случае, если эта дама решила все-таки провести вечеринку, никто из приглашенных не имел права отказаться. Они должны были следить за модой и всегда соответствовать ей. Никто не имел права обойти их приглашением на какое-либо крупное мероприятие, это считалось верхом бестактности.

Ко второму рангу относились женщины, которые составляли основной актив общества. Они были обязаны регулярно устраивать приемы. К ним относились высокопоставленные дамы, умные или влиятельные. Они должны были обязательно следовать моде и принимать активное участие в общественной жизни. Но при этом они не имели права высказывать свое мнение на людях, думать они конечно могли, но высказываться, и тем самым будоражить общественность, запрещалось.

К третьему уровню относили замужних женщин или матрон, как их называли. В отличие от первого и второго уровня, они были намного свободнее в своих желаниях. Они могли принять приглашение на прием или же отказаться. Они могли или устраивать приемы, или нет, а также приглашать кого душе угодно.

К четвертому рангу относили матрон, которые упали в глазах общества. Или не таких активных, или же чем-то прогневавших авторитетных дам.

Был и пятый ранг в римском обществе - в него входили все незамужние девушки, иностранки и представительницы плебса.

Не под один ранг не подпадают жрицы – версталки, они занимают свою особую нишу в обществе, но при этом полностью освобождены от бремени светской жизни, моды и правил. Они руководствуются обычаями и традициями. Подвластны они только Великому Пантифику и Богам.

Из этого экскурса в историю можно сделать вывод, что женщины в Древнем Риме имели обширные свободы и права. Некоторые мужчины того времени даже говорили, что они управляют всеми мужами, а ими их жены. Женщины негласно были такой же политической силой, как и их мужья.

Выражение « За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина» - характеризует положение женщин в римском обществе.


Ирина Шведова

Женщины прошли через долгую историю эмансипации. Но в древние времена у них была совсем другая жизнь: свои увлечения и привычки, права и ограничения, о которых обычно не рассказывают школьные учителя. Мы решили собрать самые интересные факты о древних женщинах, которых вы не найдет в учебниках истории.

У римских девочек была своя версия Барби

В Древнем Риме девочки выходили замуж примерно в 12 лет. Несмотря на то, что их детство было коротким, они все же играли в куклы. Одна из таких игрушек была обнаружена в конце XIX века. Эта деревянная кукла чем-то напоминает современную Барби. Также археологи нашли и небольшую коробку, в которой была одежда для куклы.

В Древнем Египте женщины имели равное право наследовать трон


Египет был более демократичным, чем другие государства в древности. Главное тому доказательство - право человека любого пола наследовать трон. Так что права древних египтян и египтянок были практически равны. Более того, родство в династии фараонов велось именно по материнской линии, так же, как и наследование земель и даже трона.

Женщины Древней Греции имели право на развод

В Древней Греции женщины имели такое же право на развод, как и мужчины. Расторжение брака могло происходить как по обоюдному согласию, так и по воле одной из сторон. При этом женщине возвращали все приданое. Конечно, если жена не была обвинена в неверности и прелюбодеянии. В противном случае ее могли выгнать из дома.

Женщины Древнего Рима получали образование

Большинство девочек в Древнем Риме получало начальное образование: основы письма и чтения, все это они проходили в школах. Однако некоторые семьи стремились дать своим дочерям хорошее образование и нанимали преподавателей, которые учили их греческому языку, грамматике, основам искусства. Это делало девушку интересной спутницей для мужчины и более влиятельной по жизни.

Римские девушки носили бикини


Древние римляне были очень прогрессивными. Так, их женщины носили… бикини! На Сицилии нашли мозаику IV века нашей эры, на которой изображены девушки в купальниках, очень похожих на современные. Согласитесь, выглядит модно!

Женщины Древнего Рима увлекались спортом

А вот еще одно невероятное свидетельство прошлого - римские женщины занимались спортом. В руках у представительниц прекрасного пола прототип современных гантелей. Так что у римлянок была богатая социальная жизнь.

Женщину в Древнем Китае мог бросить муж, если она слишком много разговаривает


А вот в Древнем Китае у женщины практически не было никаких прав, и она считалась почти имуществом мужа. Первый раз она видела своего жениха на свадьбе. Традиционно в Китае свадьбы проходили следующим образом: родители жениха сидели, а невеста, наряженная в красное платье, подносила им чай. Причин для развода было множество: неспособность родить сына, неверность, кража, какая-нибудь болезнь, ревность или даже слишком много разговоров.

В Древней Индии женщины могли сами выбирать себе мужа

Удивительно, но это именно так. Даже сегодня в Индии браки обычно организуют родители, а вот в древние времена индийские женщины были равны мужчинам: им разрешали вступать в брак тогда, когда они этого захотят, а также выбирать себе мужа. Кроме того, женщины были высоко образованы, им даже было разрешено изучать священные Веды.

Женщины-гладиаторы считались легендой в течение многих лет. Тем не менее, десятилетия исследований позволили, наконец, подтвердить их существование и роль в древнеримской культуре гладиаторских боев. /сайт/

Женщин-гладиаторов часто называли амазонками. Римляне любили бои женщин-гладиаторов на арене Колизея, их считали подобием легендарных амазонок с востока. На древних рельефах изображены женщины-гладиаторы, одетые и оснащённые как мужчины-гладиаторы, но между ними всё же есть некоторые существенные различия.

Прежде всего, женщины-гладиаторы не носили шлемы и туники, вместо туники они надевали набедренную повязку. Они также использовали меч под названием Гладиус, щит, носили защитные приспособления на руках и ногах. Некоторые мужчины-гладиаторы тоже не использовали шлем, но у женщин была другая причина не использовать его -они хотели показать свои причёски, то есть свой пол.

Бараки для гладиаторов в Риме, построенные императором Домицианом (81-96 н.э.), сзади расположен Колизей. Фото: Public Domain

Символ римского тщеславия

Женщины-гладиаторы появились в Риме в период упадка и роскоши. Согласно записям Диона Кассия, Петрония и Ювенала, женские бои были очень популярны, но редки, так как женщин-гладиаторов было немного. Их также использовали в качестве сексуальных объектов для римской элиты. Бои женщин-гладиаторов были частью жизни верхушки общества, иногда их приглашали в частные дома, чтобы развлечь гостей.

Гладиаторши. Фото: trooper111/CC BY-NC-SA 3.0

Основное различие между мужчинами и женщинами гладиаторами в том, что женщины не были рабами. Возможно, в более поздние периоды женщины-рабыни боролись на аренах, но первые гладиаторши были свободными женщинами, как правило, состоятельными римлянками, которые любили воевать и рассматривали бои как форму развлечения, спорт, или хотели играть особую роль в обществе.

По свидетельству Тацита (56-117 гг.), благородные мужи не ходили на бои гладиаторов-женщин, которые были чрезвычайно популярны. Тем не менее, он упомянул, что однажды сенаторы опозорились, наблюдая за женским боем в амфитеатре.

Женщины боролись не для того, чтобы заработать деньги, так как уже были богаты. Они искали внимания, азарта и славы. Для участия в состязаниях они должны были получить специальное разрешение от человека, который организовал бои.

Упоминания о женщинах-гладиаторах в исторических записях

Женщины-гладиаторы, вероятно, появились впервые во время правления императора Нерона. Римский историк Дион Кассий описал женские бои, организованные в знак уважения к матери Нерона: «В честь своей матери он (Нерон) проводил самый великолепный и дорогой фестиваль в течение нескольких дней в пяти или шести театрах сразу... Было ещё одно представление, наиболее позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только низкого, но и высшего сословия стали исполнителями в оркестре, в цирке, в охотничьем театре, потеряв своё достоинство...; они ездили на лошадях, убивали диких зверей и сражались как гладиаторы, некоторые по своей воле, а некоторые по принуждению».

Другие императоры Рима также любили приглашать женщин-гладиаторов в свои дома, на вечеринки и другие торжества на больших аренах. Есть записи периода царствования императора Домициана (81-96 гг.). «Часто Домициан проводил бои в ночное время, а иногда выпускал на арену карликов и женщин бороться друг против друга», - писал Дион Кассий.

Карлики на римской арене. Фото: CC BY-NC-SA 2.0

Септимий Север тоже устраивал женские бои примерно до 200 г. н.э., а потом запретил их, не желая превращать их в шоу, где знатные женщины вели себя непристойно. Эту точку зрения поддержал также император Гонорий, который положил конец боям гладиаторов в 399 году. Последний бой прошёл в Риме 1 января 202 года.

Археология раскрывает тайну

Археологические данные подтвердили существование бойцов женщин, которые были описаны в древних римских текстах. Одно из самых важных археологических свидетельств - мраморная плита в Галикарнасе (Бодрум, Турция) I - II вв, которая доказывает, что женщины гладиаторы рассматривались как сексуальные объекты. В настоящее время плита находится в Британском музее. На ней изображены две амазонки, как их называли в то время. Изображение соответствует описанию женщин-гладиаторов известными древними писателями.

В 2001 году в Саутварке, Лондон, нашли скелет римской женщины, идентифицированной как женщина-гладиатор. Её похоронили как изгоя, за пределами главного кладбища. В могиле находилась гончарная лампа с изображением павшего гладиатора и чаши с обожжёнными шишками сосен, посаженных вокруг Лондонского амфитеатра. Однако некоторые исследователи до сих пор не уверены, была ли эта женщина гладиатором или женой гладиатора.

Рельеф с изображением двух женщин гладиаторов в Галикарнасе. Фото: Public Domain

2 июля 2010 года в Креденхилле, Херефордшир, Англия, археологи обнаружили останки других женщин, которые могли быть гладиаторами. Погребение содержало деревянный сундук, окованный тремя железными полосами и забитый железными гвоздями. Кости таза и череп были обычного размера, но кости ног и рук были крупными, то есть эти женщины имели сильные развитые мышцы.

Со временем археологи могут обнаружить больше доказательств существования женщин гладиаторов, тогда они выйдут из сферы легенд и станут реальной частью римской истории.

Последние изменения: Август 24, 2018

Когда разговор заходит об истории Рима, его могуществе и величии, выдающихся личностях и их достижениях, в памяти невольно всплывают имена римских императоров, известных полководцев, понтификов, деятелей искусства и др. Однако мало кто знает, что самые знаменитые женщины Рима сыграли довольно значимую роль в развитии и истории Вечного города. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Рея Сильвия — первая женщина, имя которой связано с Римом

Марс и Рея Сильвия. Рубенс 1617-1620


Одной из самых важных в истории Рима женщин является Рея Сильвия — весталка из благородного рода, которую по праву можно назвать прародительницей Вечного города. Согласно легенде именно эта женщина явила на свет , один из которых основал Рим и стал его .

Лукреция

Тарквиний и Лукреция. Рубенс (1609-1611гг)


Еще одна легендарная женщина, волею судьбы в значительной степени повлиявшая на ход истории, стала Лукреция, жившая в VI веке до нашей эры. Дочь римского консула и супруга известного военачальника Тарквиния Коллатина отличалась неистовой красотой и великодушием. Однажды сын римского царя Секст, угрожая оружием, обесчестил Лукрецию. Рассказав обо всем случившемся своему мужу и не выдержав позора она заколола себя. Этот случай спровоцировал народное восстание, результатом которого стало свержение царской власти и рождение республики.

Ливия Друзилла — самая влиятельная женщина Рима

Среди наиболее известных женщин Рима — Ливия — первая леди римской империи. Супруга , мать, бабка, прабабка и прапрабабка императоров. Ее личность весьма неоднозначна, однако ее влияние очевидно.

Ливия Друзилла. Древнеримская статуя


В возрасте 16 лет Ливию выдали замуж за ее двоюродного брата — Тиберия Клавдия Нерона — политического деятеля и военачальника, от которого она родила двоих сыновей. Супруг Ливии, также как и ее отец, был сторонником республиканцев, после убийства Гая Юлия Цезаря воевал против Октавиана. Вскоре после победы последнего в битве при Филиппах, Ливия с супругом были вынуждены уехать из Рима во избежание преследований, однако через некоторое время вернулись. Говорят, что Октавиан влюбился в Ливию в тот самый миг, как ее увидел. Вслед за этим он взял ее в жены. На протяжении всей карьеры императора Августа Ливия оставалась его главным советником, интересовалась государственными делами, распоряжалась финансами и приводила в высшие политические круги нужных людей. Так первая леди империи привела к власти своего сына Тиберия и обеспечила ему непоколебимость позиций. По странному стечению обстоятельств за довольно короткий промежуток времени перешли в лучшие миры все, кто мог бы унаследовать власть: племянник Августа и его родные внуки. Говорят им помогла именно Ливия, расчищавшая дорогу своим сыновьям.

Мария Пророчица — знаменитая женщина-алхимик



Женщина, жившая то ли в первом, то ли третьем веке нашей эры, знаменита своими изобретениями, некоторые из которых используются по сей день. Мария Пророчица, известная также под именами Мария Коптская и Мария Профетисса, стала первой женщиной-алхимиком. Она нашла способ разделения жидкостей на отдельные субстанции, изобрела аппарат, напоминающий конструкцию водной бани, и др.

Елена Августа — женщина Рима, имя которой стало святым

Сон Святой Елены. Паоло Веронезе (ок. 1580г)


Не менее выдающейся личностью в истории стала Флавия Юлия Елена Августа, жившая на рубеже III и IV веков. Будучи матерью Константина I — первого римского императора, принявшего христианство, эта женщина прославилась тем, что на закате своей жизни занималась распространением христианской религии по территории империи. Она руководила раскопками в Иерусалиме, в результате которых был обретен Животворящий Крест и другие важнейшие реликвии. Кроме этого, благодаря Елене были возведены многочисленные христианские церкви, среди которых храм Гроба Господня, базилика Рождества Христова в Вифлиеме, в Риме и др.

Папесса Иоанна — женщина-папа

Папесса Иоанна рожает ребенка во время церковной процессии. Миниатюра (1450)


Единственная женщина в истории Рима, занимавшая папский престол. Ее существование до сих пор не имеет никаких подтверждений, также как и обоснованных опровержений того, что это вымышленная личность. Согласно легенде, Иоанна была англичанкой, родившейся в семье миссионера в немецком городе Майнц. Будучи совсем юной, она, облачившись в мужские одежды, сбежала с монахом из фульдского аббатства на Афон. После продолжительных паломнических странствований она оказалась в Риме где по стечению обстоятельств получила должность в папской курии. Позже она стала кардиналом а затем и главой Святого Престола. Разоблачение произошло в ходе одной из процессий, когда Папесса внезапно родила сына. Вплоть до XV века никто не отрицал факта существования Папессы, однако позже достоверность сведений об этой личности начали ставить под сомнение.

Беатриче Ченчи

Беатриче была совсем юной, когда ее подвергли смертной казни. История жизни этой девушки, словно сюжет кровавой драмы, не оставила равнодушным ни современников, ни последующие поколения. Измученная ненавистью собственного отца, выражавшейся в том числе и в кровосмесительном насилии, Беатриче Ченчи, вступив в заговор со своим братом и мачехой, отважилась на страшный грех — отцеубийство. Ее приговорили к смертной казни также, как и ее сообщников, однако это вызвало волну возмущений и протестов в обществе.

Гвидо Рени, пишет портрет Беатриче Ченчи в каземате. Ахилле Леонарди. XIXв.


Не смотря на то, что современные историки предполагают, что убийство Франческо Ченчи совершил возлюбленный Беатриче — Олимпио, желая не только отомстить извергу, но и защитить свою женщину, эта трагическая история послужила фундаментом для многих литературных и художественных произведений.

Ванноцца Каттанеи — самая знаменитая любовница Рима

О происхождении этой женщины известно не много, однако ее любовная связь с папой Александром VI Борджиа, явившая миру четырех детей, прославила Ваноццу и сделала ее одной из самых влиятельных представительниц слабого пола второй половины XV — начала XVI века.

Ванноцца Каттанеи. Инноченцо Франкузи, XVI век. Рим, галерея Боргезе


Ваноцца Каттанеи, вероятней всего, познакомилась с в период с 1465 по 1469 года, в возрасте 23-27 лет. Их отношения длились полтора десятилетия и носили практически официальный характер. Эта женщина формально считалась любовницей кардинала Борджиа, ставшего в последующем римским понтификом, вступившего на трон Святого Престола под именем Александра VI. Их совместных детей — Джованни, Чезаре, Лукрецию и Джоффре — Папа признал официально и поспособствовал их должному положению в обществе.

Джулия Фарнезе

Красивая, мудрая и расчетливая женщина, вошедшая в историю как еще одна любовница Папы Александра VI Борджиа, затенившая своим очарованием Ванноццу Каттанеи.

Дама с единорогом. Рафаэль Санти (ок.1506)


Джулия Фарнезе прославилась своим неистовым стремлением к возвеличиванию рода и увеличению владений через свою любовную связь с понтификом. В частности она поспособствовала карьере своего брата Алессандро, ставшего с подачи Папы в 25 лет кардиналом и епископом трех (в последующем пяти)епархий. В результате это привело Алессандро Франезе на папский трон. Подробнее о династии Фарнезе:

Феличе делла Ровере

Одна из самых известных и влиятельных женщин эпохи Возрождения. Феличе была незаконнорожденной дочерью Папы Юлия II, в миру Джулиано делла Ровере, появившаяся на свет в результате его любовной связи с Лукрецией Норманни. Говорят, эта женщина имела влияние не только на Юлия II, но и на его последователей — Льва X и Клемента VII, представителей рода Медичи.

«Месса в Больсене» Феличе делла Ровере, изображённая Рафаэлем на одной из фресок Апостольского Дворца в Ватикане (1540 г.)

Форнарина — легендарная возлюбленная валикого маэстро

Женщина-легенда, известная как Форнарина (в переводе с ит. «Булочница»), прославилась как возлюбленная и натурщица знаменитого . Маргерита Лути — таково было ее настоящее имя — получила прозвище по профессии своего отца, работавшего булочником.

Форнарина. Рафаэль Санти. (1518-1519) Палаццо Барберини. Рим


Достоверность ее существования до сих пор является предметом споров и требует исследований, однако легенда гласит, что ее дом располагался в районе Трастевере, а точней на Via Santa Dorotea 20. Любовь Рафаэя к Форнарине вспыхнула мгновенно и угасла лишь вместе с последним стуком сердца великого гения. Принято считать, что она изображена мастером на таких полотнах как «Форнарина», находящееся сегодня в Палаццо Барберини, и «Донна Велата», хранящееся в палаццо Питти во Флоренции. Кроме этого, Форнарина послужила прототипом для многих других произведений Рафаэля, относящихся к римскому периоду творчества.

Маргарита Савойская — Королева-Мать


Закон очень строгим для женщин. Сами римляне были такого мнения… «Наши предки, — говорит Тит Ливий, — запретили женщине заниматься частным делом без поддержки мужа. Они хотели, чтобы она всегда была под главенством своего отца, или брата, или своего мужа». Когда она не занята вместе с рабами меливом пашни или приготовленим еды, она должна вместе с рабами прясть и ткать погрубелыми и потрескавшимися руками етруйскую шерсть, заботиться о хозяйстве, кормить детей, она не может сама выйти на улицу, только в обществе своего мужа, или служанок; не может сама распоряжаться своим имуществом, она по закону является дочерью своего отца, который, как отец, может налагать на нее любое наказание. Положение ее, как видим, не очень отличается от положения рабыни. Вместе с тем мы замечаем, как действительность далека от теории. В самом начале истории Рима оказывается, как велика была разница между положением одной и второй.

Эта женщина, которая замкнута в доме и является первой из служанок, пользуется у себя дома всеобщим уважением, даже со стороны главы семьи. Она сидит рядом с ним за столом, а не прислуживает ему, день рождения празднуется и она получает подарки: на улице прохожие уступают ей дорогу, запрещено прикоснуться к ней, даже когда ее привлекают к суду. Мужчина часто поручает ей вести разные дела и советуется с ней в делах, касающихся их обоих.

Потому и женщина играет важную роль в римской истории. «На всякой странице», говорит М. Гюде, «упоминается о ней». Напрасно закон исключает ее от участия в общественных делах. Непрестанное ее вмешательство явное или скрытое имеет решительное влияние на государственные дела. Кажется, что римляне облюбовали себе в своих летописях и легендах связывать имя какой-нибудь героини с каждым славным историческим событием. Если верить традиционной истории, то Рим обязан своим величием не менее добродетели своих женщин, чем мудрости законодателей и храбрости войска. Супружеская преданность и дочерняя любовь, соединившие сабинян и латинян, образовали римский народ. Дважды порабощенный тарквиниями и децемвирами Рим обязан своему освобождению добродетели Лукреции и невинности Виргинии. Мольбы жены и матери помогли упросить Кориолана (выдающегося древнеримского генерала) спасти республику. Наущения амбициозной жены вдохновили Лицинию славные аграрные законы, которые довершили триумф римской демократии, последних героев римской республики, обоих братьев Гракхов воспитала и руководила своими советами славная мать Корнелия.

Хотя все эти рассказы может и полулегендарные, это неважно, в них мы видим проявление народного чувства, непоколебимое свидетельство уважения и почета, которое римляне в старину чувствовали к своим женам и матерям.

Идеал женщины и жены, его выработал себе римлянин в старые времена, такой: мы с одной стороны видим пренебрежение к женщине, будто к старшей служанки, командированной на кухню, а с другой стороны высокое уважение к подруге, на которой лежит домашнее хозяйство, к матери его детей, это откровенно проявляется в надгробных надписях республиканской эпохи. Чаще всего вспоминают такую: «Прохожий, я хочу тебе сказать всего несколько слов. Задержись и читай. Видишь здесь могилу достаточно красивой женщины. Родственники назвали ее Клавдией. Она любила своего мужа душой, имела двух сыновей, одного оставляет на земле, второго сама похоронила. Язык ее был приятен, ход почтенен, берегла дом, пряла шерсть. Я сказал. Продолжай свой путь».

На другом читаем: «Здесь покоится Аммона, жена Марка, очень хорошая и очень красивая, неутомимая прялка, набожная, целомудренная, сберегательная, невинная, берегла дом». Такое восхваление вошло в обычай и его употребляли на надгробных надписях даже и в эпоху империи, и в далеких провинциях, которые еще не были романизированы. Разумеется, не все то, что было написано, соответствовало действительности, потому что редко встречались мужчины, как Ульпий Цердо, который на могиле своей жены написал: «… К Клавдии. В день ее смерти я составил благодарность богам и людям». Наконец у римлян сложилась поговорка «De mortuis aut nihil aut bene» — «или ничего не вспоминать об умерших, или только хорошо».

Таким образом, римлянка вынуждена было жить в суровых условиях и материальных заботах, с другой же стороны ее окружали уважение и почет, зато выработался у римлянок заранее особый характер: серьезность, в основе которой была решимость. Она не знала нежности, ласки, мягкости, посему не встречаем у римлянок мечтательности и сентиментальности, которые так свойственны особенно женщинам славянского происхождения. Римлянка, прежде всего, старалась твердо бороться с жизненными трудностями. И это наблюдаем не только у женщин, но и у молодых девушек.

Но было бы ошибкой думать, что тип римской матроны со временем не претерпел модификации. Под конец республики медленно наступали различные изменения в условиях, в которых находились женщины. Изменились обычаи, законы, верования. Мы видели, что в старину через самое замужество женщины подвергались ничем неограниченной власти мужчин. Впоследствии отмечено, что из этого возникают большие злоупотребления. Чтобы это исправить, придумано соответствующие комбинации. Выдавая молодую девушку замуж, принимают меры, которые бы воспрепятствовали мужчине своевольно распоряжаться приданым жены. Одновременно вводят юридические формы, благодаря которым женщина становится почти полной обладательницей своего имущества.

С облегчением условий брака распространяется обычай разводится. В первые пять веков истории Рима случаи разводов были очень редкими; начиная с шестого века разводы бывают все чаще и что очень важно без серьезных причин, просто из-за желания изменений, большей роскоши, чтобы добыть большего влияния и поддержки. Женитьба становится недолговременной связью, которую завязывают и развязывают по прихоти и выгоде. «… Какая женщина, — пишет Сенека, — стесняется теперь будучи разведенной, когда уважаемые и славного рода матроны считают свои годы не по наименованию консулов, а наименованию своих мужей? Они разводятся, чтобы жениться, и женятся, чтобы развестись». Честолюбцы считали ряд последовательных бракосочетаний необходимыми мерами в своей политической карьере.

Так Сулла принудил Эмилию, дочь Скавра к замужеству, развелся с Глабрионой, чтобы жениться на Помпее, а Кальпурний Пизон расстался с вдовой Цинны, он хотел тоже разлучить Цезаря с дочерью Цинны, но Цезарь не согласился на это. Помпей, имея дело в суде, которое боялся проиграть, обручился с дочерью Антистия, председателя суда, но выиграв дело, он тут же покинул невесту и женился на Эмилии, а потом женился последовательно, как того требовали политические обстоятельства, с Муцией, дочерью Сцеволы, с Юлией, дочерью Цезаря, и под конец с Корнелией, вдовой Лициния Красса. Вообще он был пять раз женат, Цезарь и Антоний четыре раза, а Сулла, как Помпей пять раз. Во времена империи сатирики вспоминают женщин, которые восемь, а то даже и десять раз вступали в брак.

Такие примеры «благородных» римских патрициев легко нашли последователей и среди более простых плебеев. Аристократия научила честолюбивых демократов, которые хотели с ними сравниться, что браки можно так же легко развязать как и связать, почему и в нижних верстах римского общества весьма распространяются разводы.

Продолжение читайте в следующих статьях.


Top