«Я не могу молчать». Куда пропадают выпускники футбольных школ

Перешел в 2002 году. 16-летний мальчишка уже был опытным голкипером, выступал за молодежную команду ЦСКА и даже успел дебютировать в национальной «молодежке». Ездить на уроки юному Акинфееву приходилось через всю столицу из подмосковного Видного, и это не случайно. Школа непростая, со спортивным уклоном - настоящая кузница звезд (здесь учились фигуристка Марина Анисина , хоккеисты братья Буре и др ). А еще здесь были классы ЦСКА - в один из таких и попал Игорь.

У нас почти все мальчишки занимались футболом, - рассказала "Комсомольской правде" классный руководитель голкипера Нина Баженова , которая вела у 10 «Б» алгебру и геометрию. - Игорь из-за тренировок много пропускал, но при этом к учебе относился серьезно. Бывает, вызовешь к доске - «плавает» или домашку не сделал. Но всегда обещал: «Нина Ефимовна, я наверстаю». И действительно, пересдавал.

Оценки у будущего чемпиона были далеки от отличных - случались и "тройки", и "двойки" в дневнике. Но для местных учителей это не показатель.

Школа у нас спортивная, тут особый режим, - продолжает педагог. - А у футболистов вообще график очень тяжелый, это даже не 8-часовой рабочий день. У них то командная тренировка, то вратарская, то сборы… А чемпиона сразу видно, даже несмотря на плохие оценки - чувствуется воля, целеустремленность. И у Игоря все это было. Помню, как однажды после родительского собрания ко мне подошла его мама Ирина. Она и сама педагог, поэтому за учебу сына уж больно переживала. Все спрашивала: «Что нам подтянуть, на что упор сделать? Без образования ведь никуда». Но Акинфеев все равно уходил с последних уроков на футбол, даже если ему ставили «пару ». Кстати, физкультуру он не посещал совсем, профессиональным спортсменам дают освобождение.

С классом новенький сдружился быстро - нос не задирал, хоть и по заграницам поездил, и по телевизору мелькал. В свои 16 мальчишка уже немного зарабатывал и помогал семье. Жили Акинфеевы скромно: мама - воспитатель детского сада, папа дальнобойщик, двое детей (у Игоря есть старший брат Евгений). По словам учителей, парень он был дисциплинированный и неконфликтный, ни в каких потасовках замечен. Правда, в дневнике Игоря все-таки сохранилось несколько замечаний за поведение.

Водился за ним одни грешок, - улыбается учительница. - Сидел Игорь в среднем ряду, на предпоследней парте. И любил там, на галерке, полистать «Советский спорт». Я им про синусы-косинусы объясняю, а Акинфеев газету читает! Ругала, но в глубине души понимала: это еще одно доказательство его любви к футболу.

Уже в 11-м классе Игорю пришлось перейти на домашнее обучение - летом-2003 вратарь подписал контракт с клубом и стал чемпионом России , в итоге школу оканчивал экстерном. О знаменитом выпускнике напоминает музей в вестибюле школы, который пять лет назад организовала директор Инесса Бохонская . Главный экспонат здесь - первые футбольные бутсы вратаря.

Братья Комбаровы в школе пользовались «служебным положением». В их случае - сходством близнецов. Кстати, не они одни - Березуцкие тоже извлекали из почти полной идентичности выгоду. Когда учительница вызывала к доске на физике или математике Васю, шёл Лёша. Отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись. Прекрасно понимая, что это на самом деле Лёша, а не Вася.

Похожие трюки проделывали и Комбаровы. Вот фрагмент из их интервью корреспонденту «Чемпионата» Денису Целых .

– Что вам приходилось делать вместо друг друга? Допустим, ходить на свидания?

К.К.: На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе.

– Успешно?

К.К.: Да, на четвёрку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошёл вместо меня сдавать экзамен.

– И никто не заметил подвоха?

К.К.: Нет, всё прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали.

Не боится признаться: прогулы имели место в его биографии.

Я с ужасом вспоминаю все эти ранние подъёмы, вечные мольбы: «Мам, ну не хочу в школу, отстань!», - рассказывал голкипер красно-белых. - Иногда и прогуливал, скрывать не буду.

- Ради футбола или просто так?
- Просто так. Футбол тут ни при чём. Но не делайте из меня разгильдяя, я редко пропускал уроки! Но иногда уж больно хотелось поспать…

- Какие предметы не любили особенно?
- Алгебру, геометрию, физику… Тяжёлые для меня науки. Я больше гуманитарий.

- Зато сейчас отлично геометрически складываетесь в воротах. Под любым углом мячи отбиваете.
- Не мне оценивать, но, может, геометрия и помогла в чём-то.

- У вас в школе был такой же харизматичный преподаватель, как Карпин?
- Да! Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: «Моя указка-меч - твоя голова с плеч». Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место.

Так формально и Карпин порой придерживается этого принципа: несколько неудачных матчей, и всё, «голова с плеч», прощай, место в основе.
- Вот именно! Потому и говорю, что чем-то Карпин и мой физик похожи.

О физике есть что сказать и Сергею Паршивлюку . Правда, совсем в другом ключе.

Химия и физика - не моё. Геометрия тоже шла тяжело. Математика - более-менее. Зато русский язык давался легко. Писал без ошибок.

До 5-го класса учился в обычной общеобразовательной школе, а с 6-го перешёл в специализированный класс «В» школы №1036 при СДЮШОР «Спартак». Она находится неподалёку от ледового дворца в Сокольниках, и в принципе это тоже обычная школа, но именно «В» классы были отведены под спортсменов. Кстати, там же учились и Дзюба , и Шишкин , и Ребко … Да почти все выпускники спартаковской футбольной школы. Естественно, все старались получать общее образование, но упор всё же больше делался уже на футбол.

- Прогуливали уроки?
- Не буду скрывать - прогуливали (улыбается) . Мы же были одной командой и всё старались делать вместе. Если решали прогулять, то участвовали в этом все.

- Кто был вашим любимым учителем?
- Всегда с теплотой вспоминаю нашего классного руководителя Людмилу Фёдоровну.

- 1 сентября было для вас особенным днём?
- Да. В этот день становилось окончательно ясно, что каникулы, к сожалению, закончились…

“Как ударю старшеклассника по заднице…”

Защитник “Локомотива” Виталий Денисов . Правда, самостоятельного и зарабатывающего огромные деньги. Тем интереснее понять, каким он был в школе.

- Вы вообще любили школу, Виталий?
- Помню, перед первым в жизни уроком энтузиазма у меня было море! Новые знания, друзья, впечатления… - вспоминал в интервью «Чемпионату» Денисов. - Но прошло какое-то время, я поварился в этом котле и многое стал воспринимать по-другому (смеётся) . Мне быстро перехотелось ходить в школу.

В точных науках никогда не был силён. Физика, химия – это не для меня. Зато я “отыгрывался” на языках. Узбекский, английский, французский – все мне давались довольно просто. Даже не знаю, почему. Хотя вот французский я сейчас немного подзабыл.

- То есть, переводчиком в “Локомотив” уже тогда бы спокойно устроились?
- Ну, так далеко забегать не надо… Переводчик, еще и в “Локомотиве” – это огромная ответственность. Но иностранные языки мне правда в школе очень нравились.

- Часто прогуливали уроки?
- Нет! Я был честным. Если не сделал домашнее задание, что-то не выучил, не понимал – приходилось просто краснеть перед учителем. Но историй в духе “О нет, меня отчитают перед всем классом и поставят двойку – я этого не переживу, дома останусь” у меня не появлялось.

Напортачил – отвечай за свои поступки. Я мог формально “прогулять” только по уважительной причине. То есть из-за футбола, каких-то соревнований, турниров.

- На физре, полагаю, вы были самым крутым учеником.
- Ну, наверное, так и есть (смеётся) . Всегда только пятёрки ставили. Ну вообще странно, получи я четвёрку по физкультуре…

Была девочка, которую вы вечно дёргали за косички, добивались внимания и она вас отвлекала от физры, точных наук, да от всего подряд?
- Первые классы я себя держал в руках (смеётся) . Но с пятого… Началась, скажем так, “игра в любовь”. Гулял с девушками, провожал, цветочки дарил… Хотя не могу сказать, что когда-нибудь из-за одноклассницы терял голову, переставал учиться. Всё было в меру.

- Какая первая история из школьных лет приходит вам на ум?
- Знаете, я попал в класс, скажем так, “не самый умный”. В нём были двоечники, троечники и хорошисты. Отличников отправили в другие классы. Но на самом деле ребята были очень умные, сообразительные.

Я долго не понимал, почему настолько смышлёные парни и девочки часто получают плохие оценки. Потом всё прояснилось: всему виной элементарная лень. Они просто не хотели учиться, вот и всё.

Когда у нас в школе что-то случалось – не важно, что именно – мой класс всегда проверяли первым. Что-то разбилось, кто-то сбежал с уроков, кому-то дали в глаз – подозрение всё равно падает именно на нас.

- Вы кому-нибудь давали в глаз?
- Конечно! Как без этого? Но меня никогда толком не били. Потому что я превосходил своих сверстников по физическим данным. Так вот, был один старшеклассник, на пару лет старше. И он с однокашниками постоянно цеплял одного из наших. Простого парня, из небогатой семьи, доброго, отзывчивого, но страшного разгильдяя! И, в общем, мы всегда старались за него заступаться.

Прошёл годик, я подрос, окреп и как следует ответил этому хулигану! Чтобы он не приставал ни к кому. Что именно сделал? Да по заднице его как ударил! И с тех пор наш класс стал доминировать (смеётся) . Ни к кому и не думали приставать. А всё после того случая…


Кстати о разгильдяях. Они были не только в классе защитника «Локомотива», но и кое в каких питерских. Например, в том, где учился Андрей Аршавин . И полузащитник «Зенита» этим самым разгильдяем и был. В чём сам не раз признавался.

Аршавин ленился делать «домашку», потому и двойки получал регулярно. Да и вёл себя отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали её немедленного появления в школе. По причине плохого поведения сына.

Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. И считался крайне талантливым, пусть и трудным ребёнком.

Замените последнее слово на «игроком» - и получите Аршавина-футболиста. В общем, уже в школе нынешние звёзды РФПЛ во многом были такими, какие они есть сейчас.

Бытует мнение, будто совмещать спорт и учёбу невозможно и все профессиональные спортсмены неучи. Мы докажем обратное на примере биографий гимнастки, борца и теннисистки.

Светлана Хоркина - двукратная олимпийская чемпионка и кандидат наук

Светлану Хоркину называют «Королевой брусьев». Она выиграла все крупные гимнастические соревнования, придумала несколько новых элементов, стала заслуженным мастером спорта и удостоилась государственных наград.

При этом Хоркиной удалось окончить Белгородский университет и защитить кандидатскую диссертацию на тему «Изучение спортивно-гимнастических упражнений с применением линейно-дидактического программирования».

Вот как сама Светлана рассказывает о совмещении спорта и учёбы в одном из интервью :

«С первого по одиннадцатый класс я училась в среднеобразовательной школе № 19. Первые три года нами занималась Нина Николаевна Хельм, заслуженный учитель СССР. Именно она дала мне возможность полюбить школу. Она одна из первых поняла, что я уже выбрала свой путь - спорт. Я уже тогда ездила по соревнованиям, где-то пропускала уроки, но те азы и ту базу за три класса, которые были окончены мной на «отлично», усвоила на 100%. За это я очень благодарна Нине Николаевне и когда приезжаю в Белгород, всегда стараюсь зайти в школу. 10–11 классы я училась экстерном, потому что впереди была Олимпиада 1996 года, и мне нужно было срочно поступать в университет. Тогда поступить в вуз было очень легко: мастера спорта сдавали только сочинение на зачёт. Я писала Горького «На дне», чтобы поступить на филологический факультет, и, конечно же, поступила».

Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион и доктор наук

Александр Карелин - один из самых титулованных российских спортсменов. Он трижды выиграл Олимпийские игры (впервые в 21 год), девять раз - Чемпионат мира, и двенадцать - европейское первенство. Занесён в Книгу рекордов Гиннеса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки. Удостоен звания Героя России.

Карелин достиг высот не только в спорте, но и в образовании. Сначала окончил Новосибирский автотранспортный техникум, затем Омский институт физической культуры. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения контрприёмов от бросков с прогибом», а в 2002 стал доктором педагогических наук.

Вот что ответил Александр Александрович, когда в одном из интервью его спросили, не мешала ли ему борьба учиться:

«Наоборот, это мне помогало. После тяжёлых, изматывающих тренировок, когда за два часа теряешь по три килограмма веса, я приходил в школу и отдыхал. Именно тогда я понял, что учиться - легко и просто. [...] Помню, когда поступил в техникум, наш куратор, увидев, что я разговариваю, была в шоке. Она меня даже спросила: «Саша, ты умеешь говорить?» (Смеется.) Почему-то считается, что борцы - люди недалёкие. Про нас даже анекдот такой есть. «Глупая морда на толстой шее. Кто это?» Ответ: «Борец!» (Смеется.) Но я хочу сказать вам, что именно благодаря борьбе я стал больше читать, больше думать. Борьба - это искусство превосходства не только в технической оснащенности или физической массе, но и в мысли. А ещё борьба - это процесс преодоления себя».

Мария Шарапова - пятикратная победительница «Большого шлема» и снова студентка

Мария Шарапова выиграла все турниры «Большого шлема» и олимпийское серебро. Она получила звание заслуженного мастера спорта России и награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

Шарапова окончила теннисную академию Ника Боллетьери и в 14 лет начала профессиональную спортивную карьеру. Сейчас ей 31, она одна из самых высокооплачиваемых и известных теннисисток в мире, но два года назад вновь «села за парту». Мария поступила в престижную Гарвардскую школу бизнеса.

О студенческой жизни она с удовольствием рассказывала в своём Instagram .

«После 300 прочитанных страниц и трёх часов сна вполне реально впасть в уныние (цифры я, кстати, слегка преувеличила), но только не здесь! Какой же это замечательный опыт»
«Я так люблю учиться на свежем воздухе после долгих часов, проведённых в аудиториях», - писала она.

Кстати, английский Шарапова выучила самостоятельно онлайн!

«Из-за постоянных тренировок и соревнований я учусь онлайн в национальной школе Кейстона. Мне присылают книги, я их изучаю, выполняю домашние задания, а потом по интернету онлайн сдаю экзамены»

Рассказывала спортсменка в одном из старых интервью .

Вывод

Спорт не мешает, а помогает учёбе. С хорошей школьной базой спортсменам легче найти себе применение после завершения карьеры. Можно даже доктором наук стать - было бы желание!

Если ваш ребёнок обожает спорт, а вы хотите, чтобы у него была «подушка безопасности», присмотритесь к семейному образованию. Это современная форма обучения, позволяющая учиться без отрыва от тренировок и соревнований. Подробно про семейное обучение и то, как совмещать спорт с учёбой, у нас есть отдельная .

Sportbox.ru анонсирует старт серии публикаций «Я не могу молчать», которые объяснят, почему в стране с населением 146 миллионов человек «нет нормальных футболистов».

«Неужели в такой огромной стране нельзя найти 11 футболистов, за которых не нужно будет краснеть?» Этот риторический вопрос неизменно задается после очередного провала сборной на крупном турнире.

Завышенные зарплаты игроков, которые перестают прогрессировать и не видят смысла подниматься с золотой печки, чтобы покинуть территорию комфорта и попробовать себя в более конкурентной среде. Отсутствие коммерческой составляющей в профессиональном футболе: клубам неинтересно зарабатывать, ведь регион или государственная корпорация все равно дадут денег. Невысокий интерес к спорту со стороны подавляющего большинства населения, приоткрывающего веки лишь во время крупных соревнований. Слабо развитый детско-юношеский футбол, в котором редко квалифицированные и почти всегда низкооплачиваемые тренеры учат детей в условиях часто близких к экстремальным.

Причины можно перечислять долго. Какую из частей этого организма не обследуй, - везде найдется опухоль. Вы удивитесь, но каждая из этих проблем затронута в недавно принятой программе развития футбола до 2030 года.

Система спортивной подготовки не выпускает достаточно конкурентоспособных молодых футболистов. Например, в 2013 г. всего 7 игроков молодежного футбола перешли в Премьер-лигу , - выкладка из программы развития футбола до 2030 года.

По данным РФС на 2014 год, в России функционировало 2500 центров подготовки молодых футболистов (ДЮСШ, СДЮШОР, академии и т. д.) - с тех пор число количество школ резко не уменьшилось и не увеличилось. Каждая из них ежегодно выпускает команду 16–17 лет и набирает новую 6-7-летнюю группу. В среднем в команде обучается футболу 20 человек - в наиболее развитых школах больше. 2500 умножаем на 20 - получаем 50 000 футболистов, которые ежегодно выходят из российских детско-юношеских школ. Это не просто большая, это - космическая цифра.

Очевидно, что не все годятся для клубов РФПЛ, ФНЛ и ПФЛ. Кто-то получит серьезную травму, кто-то решит сделать акцент на учебе, кто-то занимался у слабого тренера, кто-то не имеет ни малейшего таланта… Пускай, сквозь эти и многие другие не упомянутые фильтры пройдет лишь 1000 человек. Даже если так, то это ты-ся-ча футболистов! Тысяча обученных, не лишенных таланта парней, которые готовы биться за то, чтобы заниматься любимым делом.

Такое количество выпускников вроде бы намекает на невероятный уровень конкуренции за место в немногочисленных клубах нашей страны. Однако на деле - никакой конкуренции нет. Шанс пробиться в большой футбол зачастую получают те, у кого есть:

А) Связи, лучше - родственные, чтобы получить шанс по блату

Б) Деньги, лучше - большие, чтобы заплатить за шанс.

Футболисты, которые пробились на футбольный верх в последнее десятилетие, не выполняя одно из этих условий, - уникумы, которых можно пересчитать по пальцам. Наш футбол умирает при переходе из юношеского футбола во взрослый - это факт. Тысячи и тысячи юношей ежегодно прощаются с мечтой по совсем не спортивным причинам.

Все детство и юношество между учебой и футболом они выбирали второе - это понятная психология. С приходом осознания, что реализоваться в футболе у них не получается, они встают перед неопределенностью, незнанием, что делать дальше.

Государство - футбольные школы на 99 процентов содержатся на государственные деньги - выделяет огромные средства на футбольное образование, чтобы подрастающее поколение было занято в спорте. На выходе оно, государство, за свои же деньги (деньги налогоплательщиков) получает десятки тысяч молодых людей, которые не знают, как употребить свои знания и куда направить свой голод и обиду за разрушенные мечты.

Самое печальное, что система не работает из-за горстки мошенников, получивших небольшую власть, доступ к бюджетам, которые они не устают осваивать. Они попали в клубы и/или имеют там знакомых. Наладили сеть, основанную на взятках и откатах, которая работает без сбоев, потому что об этом никто не говорит.

Участникам процесса выгодно существующее положение дел. Футболист, воспользовавшийся услугой «заплати за шанс», даже десятилетие спустя в этом не признается, поскольку это весьма сомнительный повод для гордости. Возрастные футболисты, которые, не сомневайтесь, знают всю систему, возмущаться не станут тем более, потому что существующие положение дел позволяет им жить в комфортных, бесконкурентных условиях. Тренеры и функционеры тоже будут молчать. Некоторые в доле, а остальные - боятся потерять работу, боятся идти против системы, а точнее, против людей, которые ее создали.

Молчат и футболисты, которым объявляли: «Хочешь попасть в клуб? Плати Х сотен тысяч рублей». Очевидно, что их никто и не спрашивает: журналисты не заинтересованы в общении с неизвестным 18-летним «Иваном Ивановым». А Сам он не придёт к журналистам и не попросит взять у него интервью. Не пойдет он и в прокуратуру, потому что не обладает доказательствами, да и не в наших правилах идти в органы с целью заявить о коррупции. Кроме того, он банально боится людей, которые могут и пальчиком, и пистолетиком пригрозить. К тому же, если условный Ваня Иванов окончательно не отчаялся и планирует попробовать где-нибудь поиграть, то понимает, что клубы не захотят брать человека, который не боится говорить.

Ситуация сильно походит на изнасилование. Жертва не хочет рассказать о случившимся, потому что боится, во-первых, насильника, во-вторых, общественного порицания, в том числе от близких людей: «сама виновата, нечего одной по вечерам в юбке ходить». В футболе это звучало бы так: «Как будто ты сам не знал, что без денег не пробиться. Ведешь себя, как стукач». Наш футбол насилуют - и об этом нужно говорить.

В рамках проекта #Янемогумолчать каждый понедельник мы будем публиковать истории Иванов Ивановых, которые на условиях полной анонимности согласились рассказать как, где и с чем конкретно они сталкивались при переходе из детско-юношеского футбола во взрослый. Рассказывали очень неохотно и только потому, что хорошо знают меня за годы совместных попыток угнаться за мечтой. Возможно, их пример подвигнет на откровенность других людей, которые не попали в большой футбол помимо всех прочих потому, что их предшественники предпочитали молчать.

Начало карьеры в «Тоттенхэме» не задалось. Поэтому Гудни начал обучаться адвокатуре. Но судьба всегда дает второй шанс: тогдашний менеджер «Болтона» Брюс Риок предложил исландцу еще немножко побегать, только уже за его команду. Бергссон согласился. И не зря – уже в следующем сезоне он стал настоящим лидером «странников».

Гудни Бергссон

Награда за усилия не заставила себя ждать – Риок назначил умнющего защитника капитаном. Трижды подымался с клубом в элиту, где в эндшпиле своей карьеры помог ей закрепиться. Но Гудни не забывал и об учебе - он все-таки получил юридическое образование.

Закреплял полученные знания в собственной адвокатской конторе пока сердце вновь не заскучало по футболу. Так, Гудни Бергссон стал председателем Федерации футбола Исландии.

4. Иан Дауи

«Космический» парень. До начала футбольной карьеры получил диплом магистра по космическому машиностроению в Университете Хартфоршира.

Изначально футбол был лишь увлечением Дауи, которое помогало отвлекаться от напряженной работы в «Бритиш Аэроспейс». Но благодаря своему брату, который настоял на продолжении футбольной карьеры, Иан не стал известным аэроконструктором.

3. Недум Онуоха

Единственный действующий футболист нашего топа. Недум сейчас бегает за «Куинз Парк Рейнджерс». С рождения в голове англичанина нигерийского происхождения были две страсти: футбол и учеба. Одно другому не мешало – молодой парень успевал все совмещать.

Таких, как Недум, в школе называют «заучками». Практически все оценки в аттестате средней школы (восемь предметов) – «пятерки». Мнение большинства умного футболиста не интересовало, и он продолжил «пахать» в университете.

Недум Онуоха

Старания даром не пропали - в дипломе красуются пятерки по математике, коммерции и информационным технологиям. Стюарт Пирс, тогдашний тренер «Ман Сити», подшучивал над защитником, рассказывая о его «потасовках» с атомами.

2. Фрэнк Лэмпард

Даже самые преданные фанаты «Челси» не все знают о легенде «аристократов» Фрэнке Лэмпарде. Его карьера и показатели резонируют в такт проведенному шведскому исследованию. Ведь полузащитник был довольно результативным игроком. За всю клубную карьеру Фрэнк забил 259 голов.

Фрэнк Лэмпард

Но англичанина можно уважать не только за спортивные достижения. Не зря в бытность игроком партнеры Лэмпарда называли его «профессором»: в «Челси» проводили один из тестов IQ для определения футболистов, склонных к травмам головы.

Во время исследования Фрэнк смог набрать больше 150 баллов. Такой результат наблюдался в то время только у 0,1% англичан. Стоит ли добавлять, что Лэмпард заканчивал Брэнтвудскую школу Эссекса с «пятерками» по всем предметам?

1. Кларк Карлайл

38-летний англичанин начинал свой интеллектуальный путь со Стаффордширского университета. Специальность он также выбирал неслучайно – профессия спортивного журналиста привлекала Кларка «близостью темы» и необходимостью постоянно развиваться.

Кларк Карлайл

Пик интеллектуального признания пришелся на 2002 год, когда на телевизионном шоу тогдашний футболист «Куинз Парк Рейнджерс» был неофициально признан самым умным футболистом в Британии.
Через восемь лет, в 2010-м, он подтвердил свое реноме в интеллектуальной игре «Countdown».

Игра состояла в оперировании цифрами и буквами. Карлайлу удалось обыграть действующего чемпиона Англии Адама Геста буквально в одну калитку – 89:55. Кларк также работал председателем в Футбольной Ассоциации Англии и был главой Ассоциации профессиональных футболистов своей страны.


Top