Белые и синие воротнички. Кто такие «белые» и «голубые» воротнички

Если говорить о съемных воротниках, то его прообраз можно найти уже в Древнем Египте. Это «должностное ожерелье» в виде небольшого полосатого оплечья. Цвет полос обозначал род службы. Так, например, военные носили «должностное ожерелье» с красными полосами.

Да и в Древней Руси существовало украшение - оплечье, или бармы в виде небольшой круглой пелерины, которая была принадлежностью княжеского или царского рода.

В торжественных случаях мужчины надевали её поверх рубахи. Оплечье, или бармы богато украшали вышивкой, жемчугом и драгоценными каменьями, оно было съёмным и застёгивалось на пуговицы.

портрет Ивана Калиты

Если говорить о европейской истории костюма, то впервые воротники появились в XIII веке в виде узкой полоски в вырезе.

Немного позднее в XIV - XV веках эта деталь одежды стала выделяться как отдельный элемент и постепенно к XVII - XVIII вв. воротники стали трансформироваться в модный аксессуар, который являлся неотъемлемой частью наряда аристократа того времени.

Г. Гольбейн Портрет. Elizabeth Seymour

Франсуа Клуэ. Портрет Марии Стюарт

Надо заметить, что модники и модницы Старого Света знали толк в эпатажных одеяниях и воротники играли не последнюю роль в их гардеробе. Особенно, в истории воротника интересна испанская мода эпохи Возрождения, ведь именно в это время возник такой знаменитый воротник как «Стюарт» - жёсткий стоячий воротник с рюшем у подбородка. В этот период также появился не менее узнаваемый воротник «Фреза» или, как его ещё называют, «Брыжи». Это большой круглый складчатый воротник, который был популярен не только среди богатых вельмож и королей, но среди простого населения. В дальнейшем вместо «Брыжи» женщины начинают носить веерообразный воротник «Медичи».

Воротник "Стюарт"

Воротник "Брыжи" (Фреза)

Воротник "Медичи"

Постепенно брыжи перестают носить, и право гражданства в двадцатых годах XVII века приобретает большой отложной или шведский воротник, обшитый кружевами или целиком кружевной. Без кружев носили воротнички протестанты и гугеноты. В народном костюме кружева также отсутствовали.

Хиллиард. Портрет Якова 1

Ещё ярче представлен "шведский" воротник на этой картине Ван Эйка.

Ниже более скромные, смотрящиеся совершенно по современному воротничок пуританской эпохи

В пятидесятых годах XVII века стали носить парик. Воротник изменяет форму. Рабат - это небольшой сзади воротник с прямоугольными концами впереди, иногда с широкой кружевной полосой. Увеличение размеров парика сделало воротник ненужным; его заменил галстук из белой материи с кружевными концами.

François Michel Le Tellier par Ferdinand Voet 2nd Quarter, 17th century

Посмотрим на голландскую моду того же периода на картинах Яна Вермеера Делфтского

Лишь в конце XVIII века во Франции, а затем и в других европейских странах входит в обиход английский суконный фрак со стояче-отложным воротником. Английский костюм XVIII века - костюм преимущественно гражданский. Английский костюм создавался под воздействием борьбы двух направлений в английской культуре - прогрессивно-буржуазной и консервативно-феодальной. После английской революции 1640 года королевский двор уже не играет первую роль, и моды создаются буржуазией. Английскому стилю в костюме свойственно стремление к простоте, преобладанию прямых элегантных линий.

Из английского модного журнала, 1865 г.

Стояче-отложной воротник с отворотом называют английским, как в то время называли английскими высокие шляпы с полями (прообраз цилиндра) и сапоги и сапоги с отворотами из жёлтой кожи. Стояче-отложной воротник и по сей день - один из самых популярных.

При всех капризах моды стояче-отложной воротник с острыми уголками всегда изящен, поэтому его называют классическим (классический - совершенный, образцовый). В настоящее время в официальной терминологии название «английский воротник» не употребляется.

А теперь рассмотрим воротнички у дам. Во многом они идут параллельным курсом с мужской модой

«Театрцайтунг» (Theaterzeitung), Вена. Эмансипированная женщина 1848 года.

Постав Курбе, Деревенские барышни.

Дизайн воротников постепенно стал склоняться к простоте и минимализму, а в XIX-XX вв. этот аксессуар (накладной воротник) вообще исчез из поля зрения дизайнеров (кроме, разве что, строгих прямых воротников). Хотя это и не значит, что их не носили. Сейчас же мода на накладные воротники вновь возрождается!

Накладной воротник на фото 1917 г.

Довольно интересна история возникновения съемных воротничков.

История мужских съемных воротничков НАЧАЛА ХХ ВЕКА очень интересно изложена здесь - http://la-gatta-ciara.livejournal.com/44883.html В этом посте, как и в Википедии на английском языке об изобретательнице этого элемента мужской одеждыговорится так: Считается, что съемный воротник придумала в 1827 году в Нью-Йорке домохозяйка Ханна Монтегю, которая замучилась приводить в порядок сорочки мужа. В итоге, она отпорола воротник от рубашки, постирала и пришила обратно.

В другом источнике об изобретении накладного воротника говорится, что изобретательницей этого чудесного аксессуара стала американка Джейми Турки, когда надев сверху на рубашку свитер, ей стало ужасно неудобно,и решив сделать свой образ более комфортным, она отрезала от рубашки большую часть и оставила лишь воротник с манишкой. (Видимо, здесь имеется ввиду накладной воротничок у женщин).

Этот созданный элемент оценили друзья Джейми, и вскоре появилась собственная марка под названием CeCe Toppings. Сегодня, дизайнер выпускает манишки с круглыми воротниками в стиле Питера Пена, воротники с острыми углами и манишки с воротничками-оборками со съёмными бантами.

Удивительно, но такая деталь на одежде как воротничок, появилась лишь в Средневековье, представляя собой узкую полоску на мужской рубахе. Но сегодня воротники – это важные детали, отличающиеся огромным разнообразием размеров и форм. За многовековую историю воротник успел побывать и широким, и огромным, и миниатюрным, и мягким, и твердым, и кружевным, и даже каркасным. И только несколько десятилетий назад он стал таким, каким мы можем наблюдать его сегодня на мужской и женской одежде. Современная мода активно использует основные виды женских воротников, о которых мы и поговорим.

«Питер Пен» . Чаще всего отложным прилегающим воротничком с мягкими скругленными концами украшают одежду, застежки на которой закрыты планками. Такие воротнички смотрятся очень элегантно и женственно. С персонажем известной сказки его название связано косвенно, так как в одноименной постановке актриса Мод Адамс принимала участие в платье именно с таким воротником. Наряд для нее сшил Джон Уайт Александер, который и считается «родителем» данного воротника.

Матросский воротничок . Легко узнаваемая форма, напоминающая гюйс. Совсем необязательно использовать сине-белую расцветку. Достаточно большой треугольник с глубоким V-образным вырезом может иметь любую расцветку. Используется обычно для декора летних топов и платьиц. Такой вид женского воротника сегодня очень популярен, так как – это тренд летнего сезона. Стоит отметить, что традиционный гюйс в интерпретации современных дизайнеров выглядит очень стильно!

Воротник без стойки, отложной . Если рассматривать самые распространенные виды воротников на платье или блузы, то этот, пожалуй, самый популярный. Свое название этот воротничок получил из-за возможности отогнуть края. От классического рубашечного он отличается отсутствием жесткой стойки. Отложные воротники часто используют дизайнеры, создающие одежду в винтажном и .

Стойка . Самый простой, элегантный базовый вид, характеризующийся плотным прилеганием к шее и ассоциирующийся с пришитой к горловине полосой. Чаще всего такие виды воротников пришивают на пальто, блузы и форменную одежду.

Халтер . Невероятно эффектная деталь, которая на вечернем наряде смотрится превосходно! Представляет собой удлиненную петлю, оголяя плечи и подчеркивая длину шеи.

Отложной с пуговицами и стойкой . От обычного рубашечного отличается наличием пуговиц, которыми концы воротника пристегиваются к полочкам изделия. Изобрели его братья Брукс для спортивных футболок поло, а на женской одежде такой вид воротника появился только в начале шестидесятых годов прошлого столетия. Стоит отметить, что пуговицы или кнопки не исполняют практической функции.

Мандарин . Очень стильный воротничок, отличающийся компактностью и элегантностью. Отлично смотрится на блузах и платьях. По сути, является модифицированной «стойкой», но без застежки и смыкания концов.

Жабо . Съемный или пришитый – неважно! На блузках, платьях и даже пальто воротник жабо, ассоциирующийся с изысканным вертикальным воланом, смотрится эффектно, добавляя женственности.

Аскот . Широкая «стойка» с удлиненными концами, которые можно завязывать галстуком или бантом, по центру или сбоку. Идеален для создания образа в офисном или деловом стиле.

Гольф . Мы привыкли так называть водолазки, но словом «гольф» обозначают именно их воротник. Это удлиненная «стойка», подворачиваемая вниз и плотно облегающая шею. В теплых трикотажных и вязаных вещах такой воротник незаменим!

Теперь и вы знаете, какие виды воротников бывают на женской одежде.

Оказывается, бывают не только «синие воротнички», но и «белые», «серые», «розовые», «голубые». Такое выражение, конечно же, носит образный оттенок. Речь идет не в буквальном смысле об этом элементе одежды, а вообще о дресс-коде определенных категорий работников в зависимости от их профессиональных обязанностей. Также выражение «синие (белые, голубые) воротнички» служит для обозначения статуса человека.

Разберемся, что же заключается в этих «разноцветных» понятиях.

Итак, «синие воротнички».

Так называют рабочих, которые занимаются преимущественно физическим трудом, зачастую на крупных предприятиях. Понятие пришло к нам с Запада (из Великобритании), где его звучит как «blue-collar worker». Традиционно (исторически так сложилось) это рабочий класс. Таким выражением обозначают квалифицированных рабочих или работников, занятых в сфере физического труда на заводах, в цехах, на стройплощадках. Форменная одежда этих людей в буквальном смысле чаще всего темно-синего или голубого цвета во избежание быстрого загрязнения, что и послужило поводом для названия.

В противовес понятию «синие воротнички»существуют «белые воротнички». Они представляют касту служащих, чиновников, работников аппарата управления, менеджеров, инженерно-технических работников, персонала, занятого умственным трудом. Эта категория работников преобладает в развитых странах над количеством производственных рабочих.

Ученые-социологи (например, Э. Гидденс в учебнике «Социология»), рассматривая структуру общества, а именно классовые системы, предлагает такое разделение крупномасштабных групп людей:

Высший класс (его представителями являются богатые люди, крупные бизнесмены, промышленники);

Средний класс (представлен преимущественно «белыми воротничками» и специалистами);

Рабочий класс (включает в себя «синие воротнички», людей, занятых физическим трудом).

Крестьяне (люди, которые обеспечивают свою жизнедеятельность сельскохозяйственным производством).

Кроме этих двух основных градаций, существуют еще и такие:

- «розовые воротнички» - это в основной своей массе женщины, работающие в офисе секретарями, машинистками, телефонистками и т. д;

- «серые воротнички» - так называют работников отрасли а также сферы обслуживания;

- «коричневые воротнички» - так называют работников сферы обслуживания.

Подобные образные выражения, обозначающие род профессиональной деятельности, вместе с тем определяют и классовую принадлежность, поскольку от благосостояния людей и рода их занятий зависит их статус.

В настоящее время просматривается тенденция к уменьшению численности рабочего класса и увеличению категории «белых воротничков». Это объясняется демократизацией в развитых странах мира, доступностью высшего образования, развитием внешнеэкономических отношений.

Или инженерно-технического работника . Различают белые, синие (рабочие), серые (сфера услуг) и розовые (низкоквалифицированный персонал) воротнички .

История

Происхождение выражения

Оборот «белые воротнички» приписывается американскому писателю Эптону Синклеру , который так образно называл клерков, администраторов и управленцев в 1930-е годы , хотя упоминания «лёгкой работы и белого воротничка» появляются уже в 1911 году. Примеры использования оборота в 1920-е годы включают статью в «Уолл-стрит джорнал », которая гласит: «Движение из средних школ на сталелитейные заводы необычно, поскольку мальчики раньше стремились к работе белых воротничков» .

Синклер употреблял этот оборот в связи с тем, что на протяжении большей части девятнадцатого и двадцатого веков клерки в Европе и Америке почти всегда были одеты в белые рубашки с воротничком , причём наиболее распространены были съёмные воротнички (англ. ) (которые производились на фабриках в огромных количествах и использовались мужчинами недолго).

Демография

Меньшинство в аграрном и индустриальном обществах, «белые воротнички» стали большинством в постиндустриальном обществе в связи с ростом сферы услуг.

В последнее время работники имеют бо́льшую свободу в выборе одежды. Дресс-код может варьировать от ослабленного (работникам можно носить джинсы и уличную одежду) до традиционного офисного. Многие компании ныне соблюдают стиль Business casual , когда сотрудники должны носить «бизнес-брюки» (business trousers) или юбки и рубашки с воротником. Из-за этого не все т.н. белые воротнички действительно носят традиционные белую рубашку и галстук.

В некоторых компаниях «белые воротнички» могут выполнять и роль «синих» (и наоборот), иногда даже переодеваясь для этого. Примером может служить менеджер ресторана, который может носить более формальную одежду, чем сотрудники меньшего ранга, но всё ещё иногда помогает с приготовлением пищи или приёмом заказов.

Будучи наёмными рабочими, «белые воротнички» могут стать членами профсоюзов и устраивать забастовки, чтобы добиться чего-то от работодателя. Это более частый случай в Европе, чем в США, где менее 10% занятых в частном секторе состоят в профсоюзах. Белые воротнички имеют репутацию настроенных скептически к профсоюзам, и как правило, их успехи связаны с достижением корпоративных, а не профсоюзных целей.

Американскому социологу Чарльзу Миллсу принадлежат основные исследования в изучении «белых воротничков», которые изложены в книге «Белые воротнички: Американский средний класс » (1951). В ней говорится, что отчуждение между «белыми воротничками» велико: они вынуждены продавать не только своё время, но и личности «с улыбкой на лице».

См. также

  • Розовый воротничок
  • Серый воротничок

Напишите отзыв о статье "Белый воротничок"

Примечания

Отрывок, характеризующий Белый воротничок

Поздно ночью, когда все разошлись, Денисов потрепал своей коротенькой рукой по плечу своего любимца Ростова.
– Вот на походе не в кого влюбиться, так он в ца"я влюбился, – сказал он.
– Денисов, ты этим не шути, – крикнул Ростов, – это такое высокое, такое прекрасное чувство, такое…
– Ве"ю, ве"ю, д"ужок, и "азделяю и одоб"яю…
– Нет, не понимаешь!
И Ростов встал и пошел бродить между костров, мечтая о том, какое было бы счастие умереть, не спасая жизнь (об этом он и не смел мечтать), а просто умереть в глазах государя. Он действительно был влюблен и в царя, и в славу русского оружия, и в надежду будущего торжества. И не он один испытывал это чувство в те памятные дни, предшествующие Аустерлицкому сражению: девять десятых людей русской армии в то время были влюблены, хотя и менее восторженно, в своего царя и в славу русского оружия.

На следующий день государь остановился в Вишау. Лейб медик Вилье несколько раз был призываем к нему. В главной квартире и в ближайших войсках распространилось известие, что государь был нездоров. Он ничего не ел и дурно спал эту ночь, как говорили приближенные. Причина этого нездоровья заключалась в сильном впечатлении, произведенном на чувствительную душу государя видом раненых и убитых.
На заре 17 го числа в Вишау был препровожден с аванпостов французский офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя свидания с русским императором. Офицер этот был Савари. Государь только что заснул, и потому Савари должен был дожидаться. В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии.
Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В личном свидании, к радости и гордости всей армии, было отказано, и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира.
Ввечеру вернулся Долгоруков, прошел прямо к государю и долго пробыл у него наедине.
18 и 19 ноября войска прошли еще два перехода вперед, и неприятельские аванпосты после коротких перестрелок отступали. В высших сферах армии с полдня 19 го числа началось сильное хлопотливо возбужденное движение, продолжавшееся до утра следующего дня, 20 го ноября, в который дано было столь памятное Аустерлицкое сражение.
До полудня 19 числа движение, оживленные разговоры, беготня, посылки адъютантов ограничивались одной главной квартирой императоров; после полудня того же дня движение передалось в главную квартиру Кутузова и в штабы колонных начальников. Вечером через адъютантов разнеслось это движение по всем концам и частям армии, и в ночь с 19 на 20 поднялась с ночлегов, загудела говором и заколыхалась и тронулась громадным девятиверстным холстом 80 титысячная масса союзного войска.
Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения.
Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны.
Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества.

Воротник - часть одежды, окаймляющая ворот, обычно пришивная или съёмная. Она дополняет вырез и успешно гармонирует с его формой. При создании образа определенной стилевой направленности воротник учитывается как одна из важных деталей. В современности воротники носят больше практическое, нежели декоративное значение, в древние же времена они были богаты на декор и говорили о положении своего владельца.

Виды воротников

Стойка - воротник, имеющий нечто общее с трубой по форме. Существует несколько подклассов воротника-стойки. К ним относятся: поло, кадет, мандарин, воронка и даже елизаветинский. Стойка украшает одежду разного рода, от строгих офисных блуз до карнавальных костюмов, бальных платьев и откровенных маскарадных нарядов.

Берта - воротник мягкой, полукруглой формы, которая весьма напоминает лодочку, если судить по очертаниям. Если такая деталь венчает платье, то чаще всего ее делают из материала, отличного от общего наряда по фактуре. Встречаются варианты из тонкого кружева и даже съемные, выступающие в качестве дополнительного аксессуара . В моду эта деталь одежды вошла в Викторианскую эпоху, и, похоже, выходить из нее не собирается. Берта позволяет придать наряду необходимую строгость, вместе с тем позволяя лицезреть плечи прекрасной дамы.

Кадет - разновидность воротника, застегивающаяся на молнию. Как было сказано выше, прямой «родственник» воротника-стойки. Может превращаться в отложный воротничок при необходимости. Обычно такие воротники приписывают вещам спортивного стиля - толстовкам из байки, нейлоновым курткам или изделиям из трикотажа.

Пелерина - достаточно большой по размеру воротник, выполняющий роль накидки. Он широк и мягок, по очертаниям чаще всего полукруглый или же в виде трапеции. Чаще всего воротник такого кроя используют при пошиве детских вещей или женских пальто. Так же, как и берта, был чрезвычайно популярен в Викторианскую эпоху, однако сейчас незаслуженно забыт.

Мандарин - традиционный восточный воротник-стойка, края которого аккуратно закруглены. Отличительная черта: застегивают такую деталь, как правило, на пуговицу или кнопку. Впервые пришивать к одежде воротники этого типа стали китайцы, а название свое мандарин получил по собирательному имени чиновника. В Европе, США он стал частью военной формы местных солдат и аксессуаром, украшающим некоторые спецкостюмы (например, поварскую униформу).

Воронка - широкий просторный воротник, расходящийся ближе к верхней части. Он достаточно высокий, может доходить до подбородка или же укрывать его. Является типичной деталью теплых свитеров, реже производятся плащи с воротником-воронкой. Он дает шее свободу, однако способен сохранять тепло в холодное время года, что является его несомненным плюсом.

Воротник пелерина

Медичи, или раф - воротник, который мы привыкли видеть на платьях киногероинь типа Белоснежки или Белль. Он широк, достаточно высок и, как правило, плиссирован. Его шьют из кружев, атласной или шелковой ткани. В отдельных случаев РАФ достигает невероятных, бутафорских размеров. Моду на него, как уже ясно из названия, ввела семья небезызвестной в Европе Катерины Медичи. Королева Англии, впрочем, тоже любила этот воротник, и придворные неукоснительно повторяли наряды Елизаветы Первой. Надо сказать, что раньше РАФ могли носить не только женщины, но и мужчины, однако такая «неудобная» мода быстро прошла. Теперь мы чаще видим этот вид воротника на экране или в театре, чем в жизни.

Воротник , имеющий отвороты обычно сопровождает глубокое декольте. Иначе его называют воротником с лацканами. Если он является частью костюма, то, как правило, ткань, из которой он изготовлен, разительно отличается от ткани, из которой сшито основное изделие. Смокинг, фрак, классический женский пиджак - вот вещи, для которых такой воротник стал практически «родным». К лацканам такой детали очень удобно крепить украшения, будь то броши или бутоньерки.

Воротник имени Питера Пэна - еще один вид этих незаменимых деталей. Он состоит из двух частей, расходящихся в центре, и имеет закругленные концы. Чаще всего является неотъемлемым атрибутом рабочей униформы, формы, напоминающей школьную, т.е. пришивается к закрытым платьям.

Шалька - воротник с лацканами, которые закруглены и цельны. Бывают случаи, когда такой воротник не требует отдельного пришивания, а сливается с одеждой. Женские вязаные кофты, а также пиджаки, держащие форму, часто имеют воротник-шальку.

Таб - воротник, характерный для рубашек, концы которого обязательно соединены пуговицей или кнопкой. Помогает создать чопорный образ «человека в футляре». Вещи с таким воротником незаменимы на офисных мероприятиях.

Джонни - воротник, совмещающий в себе отложную деталь и V-образный вырез. Часто пришивается к поло и летним мужским рубашкам.

Аскот - воротник, дающий возможность хозяину одежды самостоятельно изменять его форму. В основе такого воротника - лента.

Бабочка - воротник с широкими полями, характерный для яркой одежды 80-х годов. Скорее, весенний или летний, нежели зимний вариант.

Воротник жабо

Жабо - праздничный воротник из кружев, собранных в оборку, обычно до середины груди. В 18 веке его носили только мужчины, сейчас же предпочитают женщины и дети.

Итонский - воротник из разряда отложных, концы его скруглены, сам он широк. Долгое время являлся частью формы английских лицеистов.

Акула - воротник с широко разведенными концами. Был очень популярен в начале 20 века. Подходит для ношения галстуков любого типа.

Ложный - воротник, плотно охватывающий шею, однако не сковывающий движений. Свитера , водолазки - вот где его можно встретить.

Воротник матроса - прямоугольный кусок ткани, его концы завязываются спереди и обрамляют вырез. Имеет глубокий синий цвет и белый кант. Практически не используется, за исключением японских школ и карнавальных костюмов.

Романский воротник - съемный вид, который держится на кнопках. Может быть как хлопковым, так и пластиковым. В моду пришел от священнослужителей - они крепили его к рясе.

Съемный воротник - новое модное веяние, получившее в последнее время весьма широкое распространение. Является самостоятельным аксессуаром. Как правило, инкрустирован стразами или бусинами и имеет застежку или завязки.

Ссылки

  • Маленькие радости большого стиля: шарфы, палантины, пашмины... , социальная сеть для модниц Relook.ru

Top