Кружок этикет в начальной школе. Программа кружка внеурочной деятельности "этика"

Пояснительная записка

Программа кружка «Весёлый этикет» для 4 класса разработана:

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

С особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.

Программа «Этикет» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Нравственность – свойство личности, которое регулирует поведение. Наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает. И чем раньше человек задумается о своих коммуникативных навыках, тем быстрее научится правильному общению, тем легче ему будет в решении сложных жизненных проблем. Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Цель данного курса – формирование духовно-нравственных, эстетических и этических качеств личности у детей, приобщая их к условиям общественной жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

    формирование навыков общения и сотрудничества;

    формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

    развитие коммуникативных умений в процессе общения;

    введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Основными методами реализации программы являются изучение этикета поведения, речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Планируемые результаты

Личностные

    развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    формирование этических чувств, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

Метапредметные результаты

Регулятивные

    умение использовать речь для регуляции своего действия;

    умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    умение концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные

    формирование умения учиться: навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

    основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

Коммуникативные

    умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

    умение задавать вопросы;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

К концу учебного года учащиеся научатся :

    Употреблять различные формы обращения к человеку, в зависимости от ситуации;

    Обращать внимание на внеречевые средства контакта: позу, взгляд, мимику, прикосновение;

    Вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно;

    Правильно общаться по телефону;

    Правильно оценивать себя и других;

    Приводить свою внешность в порядок; соблюдать аккуратность;

    Встречать гостей, дарить и принимать подарки;

    Делать весёлые подарки или хорошие розыгрыши;

    Принимать красивые позы во время посадки и ходьбы;

Критерии оценивания планируемых результатов

воспитания и развития младших школьников

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными задачами и ориентируются на следующие

Критерии.

    Изменения в модели поведения школьника:

Проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои рассуждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

Соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

Создание условий для реальной социально-ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменение объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этикета:

Использование полученной информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

Краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание

необходимости следовать им;

Объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения

соответствия нравственным ценностям.

    Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

Способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;

Сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;

Способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Календарно-тематическое планирование

п / п

дата

Тема занятия

Кол-во час

Культура речи.

«Настоящий мужчина»

«Деловой человек»

О вежливости.

Как много слов прекрасных – волшебных добрых слов.

Что такое этикет.

Умение вежливо слушать.

Правила беседы.

Скороговорки

Не ссориться и не обижать друг друга.

«Разрешите мне сказать»

Сочиняем стихи.

Знакомство

Поведение в столовой

На перемене.

Телефонный этикет.

Мы идем в гости.

Принимаем гостей.

Поведение за столом.

Дома после школы.

Поздравление и пожелания.

В общественном месте.

В автобусе.

В театре.

В парикмахерской.

В детской библиотеке.

В поликлинике.

Участие к человеку.

У постели больного.

Праздник «Ура, каникулы»

Материально-техническое обеспечение.

    ФГОС начального общего образования. – Просвещение, Москва, 2010.

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – Просвещение, Москва. 2009.

    Примерные программы по внеурочной деятельности. - Просвещение, - М.: 2010.

    Богуславская Н.Е. «Весёлый этикет», М.: Флинта,2010

    Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

    Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

    Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

    Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

    Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

    Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

    Демонстрационный материал;

    Магнитная доска;

    Компьютер;

    Спортивная площадка (актовый зал).

Эльмира Исмагилова
План работы кружка в старшей группе «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими . Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Данный кружок «Веселый этикет » представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет » .

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как :

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия , направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

Сентябрь «Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет » . Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час. Почему говорят «Здравствуй» .

Чтение отрывка из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте» , «добрый день» , «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших ;

уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час. Фея учит вежливости.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :

доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час. «Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Октябрь. Чтение художественной литературы : «Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» . Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. 1 час. Д/и :

«Кто знает больше вежливых слов» .

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час. Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Чтение художественной литературы «Торопыжка» . Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час. Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города» . Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Ноябрь. Беседа «Принимаем гостей» .

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» . Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими . Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заревская основная общеобразовательная школа»

«Утверждено»

Директор МБОУ «Заревская ОШ»

Зайцева О.В.

«___» _________ 2014г.

Рабочая программа кружка

«Мир этикета»

Составитель программы:

учитель

Дольникова Наталья Владимировна

1 квалификационная категория

2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

    ООП НОО и ООП ООО МБОУ «Заревская ООШ»

    Программы по этикету В.Н. Суслова Этикет. Учусь правилам поведения

    Федерального перечня учебников

Цели и задачи курса

Цель курса - формирование и развитие у учащихся умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.

Основные задачи :

1) познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях общения;

2) формировать умения чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения;

3) сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4) формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

5) формировать устойчивый интерес к наблюдениям за собственной речью;

6) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Одной из актуальных задач современной школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны ещё в младшем школьном возрасте.

В школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определённые знания и представления по этикету. К ситуациям речевого этикета, поведению в которых разумно начать обучать уже с младшего школьного возраста, относятся: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба и др.Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях.

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Эксперимент, проведенный нами в МБОУ «Заревская ОШ», целью которого было выявление уровня умений и навыков по речевому этикету у учащихся, показал, что лишь 10 из 20 учащихся имеют высокий уровень сформированности умений и навыков по речевому этикету. На основании этого мы разработали примерную программу курса по речевому этикету для 1-5 классов.

Основные критерии необходимости внедрения программы:

    Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).

    Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).

    Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей).

    Практическая направленность содержания программы (итогом темы является проект или другой вид практической деятельности).

    Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).

Методы обучения чаще всего применяются в комплексе.

    методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);

    методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с дополнительными материалами, словарями, видеоматериалами);

    методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);

    методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, проверка домашней работы учащихся, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и другие).

Формы проведения занятий:

    беседа;

    сюжетно-ролевая игра;

    игра-спор;

    подвижная игра;

    учебная игра;

    конкурс;

    праздник.

Средства организации обучения:

При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.

Содержание учебного предмета

Культура общения (7 ч)

Телефонный разговор. Приветствие. Правила обращения. Представление при знакомстве. Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Культура поведения (14 ч)

Поведение на улице. Поведение в общественном транспорте. Поведение в школе. Поведение на природе. В театре. Танцевальный этикет. Посещение музея. Этикет казака. Поведение в мечети. Этикет народов Северного Кавказа. Поведение в православном храме.

Повседневный этикет (7 ч)

Приём гостей. Внешность. Как вести себя за столом. Как правильно есть. Правила сервировки стола.

Повторение и обобщение (4ч)

Описание места учебного курса в учебном плане

Традиционно считается, что первые две недели сентября – «установочные» и кружковые занятия начинают проводиться с середины месяца. В связи с этим обучение в «Школе этикета» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года по 45 минут (1 академический час). Программа рассчитана на 32 часа.

Планируемы результаты достижений обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся .

Ученик научится :

    применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;

    как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь;

    понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

    применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

    овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

    согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

    овладевать культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

    овладевать культурой разговора, искусством спора;

    использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Ученик получит возможность научиться :

    сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

    беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок;

    соблюдать правила дорожного движения.

    достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке.

По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.

Формируемые ключевые компетентности:

Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

Компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

Компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;

Компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;

Компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

Планируемы результаты

Личностные результаты

    проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

    внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

    выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

    внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

    адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

1. о риентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

4. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

5. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

3.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

4. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

5. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

2. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

4. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

5. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Предметные результаты:

    обогащение личного опыта общения детей;

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Ожидаемые результаты :

    1. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных формул.

      Умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

      Освоение общих правил культуры речи и поведения.

Формы и виды контроля достижений обучающимися

Представленный в примерной программе материал разделён на три части: культура общения, культура поведения и повседневный этикет. Для оценки достижений обучающихся разработаны группы тестовых заданий по различным темам. К каждому небольшому тесту предлагается 12 вопросов. Такая модель даёт возможность учителю проверить знания учащихся в конце каждого занятия и провести итоговое тестирование после изучения всех предложенных тем.

Представленные тесты по этикету разработаны с учётом характеристики деятельности, предусмотренной новыми ФГОС. Она включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребёнком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

В ходе такой работы формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком. Чтобы верно ответить на некоторые вопросы, ребёнку потребуется найти соответствующий текст в дополнительной информации (поисковая деятельность).

К некоторым занятиям учащиеся могут подготовить групповые или индивидуальные проекты. Работу с проектами рекомендуется разделить на этапы (собрать – показать – рассказать) и распределить между детьми роли в подготовке группового проекта, учитывая умения и навыки каждого ребёнка.

Система оценивания достижений обучающихся

При проведении занятий предполагается безотметочная система оценивания достижений обучающихся, которая основана на словесной оценке деятельности. В случае участия в различных конкурсах, викторинах и пр. достижения оцениваются согласно положения о данном мероприятии.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Техническое оснащение и наглядные пособия:

    компьютер;

    проектор;

    экран;

    художественные рисунки и иллюстрации;

    настольные игры;

    книги со сказками.

Для учителя:

    Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003

    Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.

    Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008

    Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006

    Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.

    Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,ил.

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб.-М:Просвещение, 1988.-144с.,ил.

    Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996.

    Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.

    Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.

    Кругляницо Т.Ф. и др. Этика Т.Ф. Кругляницо. Л.Е. Гаркушина, Н.А.Селиверстова. М: Спектр,1994 Правила этикета.- М: Русское слово, 1996.-126с.

    Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2002.-112с.

    Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 1996.-152с.,ил.

    Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с.,ил.

    ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

    DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

    «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Для учащихся:

    Тематическая литература.

    Рассказы.

    Сказки.

    Видеофильмы.

    Учебные фильмы.

    Папка для труда.

    Альбомы для рисования.

    Игрушки для игр в помещении и на улице.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Содержание обучения

Характеристика

деятельности

учащихся

Домашнее задание

Примечания

Культура общения (7 часов)

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Что такое этикет. Как построен курс работы. Стартовая диагностика.

Приветствие.

Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времён. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.

Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм приветствия.

Анализировать успешность использования приветствий.

Подготовить сообщение о всемирном празднике, который отмечается ежегодно 27 ноября.

Тест №1

Правила обращения.

Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.

Обосновывать целесообразность тех или иных обращений в конкретной ситуации.

Анализировать успешность использования обращений.

Подготовить инсценировку по правилам обращения.

Тест №2

Представление при знакомстве.

Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Оценивать правильность выбора ситуаций при представлении.

Подготовить диалог по представлению (знакомству) твоих друзей с родителями.

Тест №3

Правила беседы и культура речи.

Оценивать умение слушать собеседника.

Анализировать и корректировать устную речь, находить речевые ошибки.

Тест №4

Мимика и жесты.

Мимика и жесты – понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика – это улыбка.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств общения.

Нарисовать грустное, весёлое, удивлённое, испуганное лица (конкурс раскрашенных лиц «Весёлый (грустный) клоун-мим).

Тест №5

Телефонный разговор.

Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.

Моделировать правила участия в телефонном диалоге (умения слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор по телефону).

Подготовиться к занятию-практикуму «Телефонный диалог»

Тест №6

Культура поведения (14 часов)

8(1)

Поведение на улице.

Улица – общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.

Оценивать правильность выбора ситуаций при поведении на улице.

Обосновывать целесообразность поступков в конкретной ситуации.

Изображать путь от школы до дома с помощью условных обозначений.

Подготовиться к занятию-практикуму «Я по улице иду».

Тест №7

9(2)

Поведение в общественном транспорте.

Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в различных ситуациях на транспорте.

Подготовиться к занятию-практикуму «В общественном транспорте».

Тест №8

10(3)

Поведение в школе.

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

Различать положительные и отрицательные поступки в школе.

Сравнивать одни и те же поступки в школе, на улице и дома.

Подготовить инструкцию (по выбору) «Обязанности дежурного по классу», «Забытую вещь – хозяину!»

Тест №9

11(4)

Поведение на природе.

Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.

Сравнивать правила поведения в разных ситуациях (в школе, на улице, на природе).

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека на природе, его последствия.

Прими участие в экологической экспедиции.

Тест №10

12(5)

В театре.

История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в театре.

Проявить умение без ошибок по билету отыскивать своё место в зале.

Сделай план театрального зала и обозначь на нём: амфитеатр, партер, балконы, ложи, оркестровую яму, сцену, авансцену.

Тест №11

13(6)

Посещение виртуального театра.

14(7)

Танцевальный этикет.

История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятие танцами и развитие музыкальных чувств и тела.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека на танцевальной площадке, на балу, школьном вечере.

Принять участие в танцевальном празднике школы и научиться танцевальному этикету.

Тест №12

15(8)

Посещение музея.

Музей – что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека в музее.

Оценивать правильность выбора ситуации при посещении музея.

Повтори правила поведения при посещении музея.

Тест №13

16(9)

Экскурсия в музей.

17(10)

Поведение в православном храме.

Культура и религия. Священное писание. Верующие.православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в православном храме.

Повтори правила поведения при посещении православного храма.

Тест №14

18(11)

Экскурсия в православный храм

19(12)

Поведение в мечети.

Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники.поведение в мечети.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в мечети.

Рассказать о мусульманских праздниках.

Тест №15

20(13)

Этикет народов Северного Кавказа.

Разные народы Кавказа – общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца.гостеприимство и щедрость горских народов.

Находить на карте России республики Северного Кавказа.

Сравнивать кавказский этикет с правилами поведения людей родном селе, городе.

Подготовить небольшое устное сообщение о природе (достопримечательностях) Северного Кавказа.

Тест №16

21(14)

Этикет казака.

Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.

Сравнивать казачий этикет с правилами поведения людей в родном селе, городе.

Подготовить устный рассказ об атамане Ермаке Тимофеевиче.

Тест №17

Повседневный этикет (7 часов)

22(1)

Приём гостей.

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной.обязанности хозяев и гостей. приглашение к ответному визиту.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях.

Подготовить инсценировку по приёму гостей.

Тест №18

23(2)

Правила сервировки стола.

Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировки стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.

Наблюдать за сервировкой стола и оценивать правильность расположения предметов на столе.

Подумать, как накрыть стол к чаепитию.

Тест №19

24(3)

Практическая работа «Сервировка стола»

25(4)

Как вести себя за столом.

Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначения столовых приборов. Правила еды.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом.

Тест №20

26(5)

Как правильно есть.

История культуры еды.предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.

Наблюдать за тем, как едят за столом, и оценивать культуру питания.

Подготовить сообщение об истории ложки (другого предмета).

Тест №21

27(6)

Внешность.

Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за нами.рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.

Обсуждать и объяснять правила использования и ношения одежды.

Оценивать правильное использование одежды и обуви в зависимости от обстановки и времени года.

Подготовиться к дискуссии «Школьная форма – «за» и «против».

Тест №22

28(7)

Практическая работа-игра «Внешность делового человека»

Повторение и обобщение (4часа)

29(1)

Знаете ли вы этикет?

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».

30(2)

Итоговое тестирование за год.

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме итогового теста за год.

Тест №23

31(3)

Демонстрация и защита проектов.

32(4)

Итоговое занятие.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Лицей»

Программа

кружка внеурочной деятельности

«Школа этикета»

по социальному направлению

(6,5 - 8 лет)

Разработали: учителя начальных

классов МБОУ «Лицей»:

Гилёва Галина Владимировна,

Крикливых Татьяна Павловна,

Орлова Ольга Ивановна

Республика Хакасия,

г. Абакан, 2011

Социальное направление развития личности

Программа внеурочной деятельности «Школа этикета»

Программа «Школа этикета» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 )

Цель : воспитание вежливости и культуры поведения.

Задачи:

    Осознание детьми этических правил и норм поведения.

    Формирование устойчивых убеждений

    Воздействие на чувства, эмоции детей

    Формирование опыта поведения

    Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной жизни, общении между людьми.

    Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе ценных человеческих качеств

Общая характеристика:

Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования человека в обществе. Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Программа внеурочной деятельности «Школа этикета» направлена на то, чтобы дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы дети получат в школе этикета. Узнают об исторических перипетиях этикета и его современных особенностях, получат конкретные рекомендации о том, как вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, как прилично одеваться и пользоваться столовыми приборами, как дарить подарки и принимать дорогих гостей, как устроить деловые переговоры и уметь вести интересные беседы.

Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и игровых ситуациях.

Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом, игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу в программе берётся содержание сказки Васильевой - Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».

Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не только быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное участие.

Этой же цели - цели воспитания детей – послужат и праздники- практикумы. На этих праздниках ребёнок учится культуре общения, культуре речи. Он обретает навыки поведения в обществе. Приучается правильно держаться за столом. Воспитательные возможности заключены уже в самом приготовлении к празднику, когда обучающийся помогает взрослым привести в порядок помещение, помогает накрывать на стол, когда сам старается одеться аккуратнее и наряднее.

В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания, направлять его развитие.

Особенности реализации программы

Реализация программы предусматривает ряд этапов.

    Осознание детьми требуемых норм и правил поведения. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, почему нужно поступать так, а не иначе. В этом основа сознательного овладения нормами поведения.

    Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – твёрдые, основанные на определённых принципах и взглядах, которые служат руководством в жизни.

    Воспитание чувств – ещё один непременный и очень важный компонент программы. Без человеческих эмоций, как утверждали ещё древние философы, нет, и не может быть поиска истины. А в детском возрасте эмоциональность - движущая сила поведения. Только обостряя чувства и опираясь на них, можно достичь правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

    Главный этап программы – деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений, увещеваний – практического результата не будет. Если ребёнок лишён возможности самостоятельно проявлять себя, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит.

Реализация программы должна пройти через все этапы, только тогда можно говорить об эффективности данной программы. Эти этапы – знания, убеждения, чувства – сливаются с практической деятельностью.

    культура поведения;

    культура общения;

    культура внешнего вида;

    культура поведения за столом

Методы:

    Методы формирования сознания, убеждения и чувств:

Сказки, назидательные рассказы, притчи, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;

Объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, инструктажи;

Пример;

    Методы организации деятельности:

Театрализация;

Упражнения;

Приучение - игра;

Требование - игра;

Воспитывающие ситуации

    Формы подведения итогов:

Практические занятия (поход в театр, чаепитие, праздники);

Поведение в лицее, дома (анкетирование родителей)

Диагностики (см. приложение)

Виды контроля

Воспитание по программе «Школа этикета» рассчитано в 1 классе на 33 часа по 1 занятию в неделю

Описание ценностных ориентиров:

В рамках занятий «Школа этикета» возможно осуществление воспитания и включение ценностных установок, таких как:

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание занятий способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким людям, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

    этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

    знание основных моральных норм поведения

Регулятивные результаты:

Обучающийся научится:

    принимать и сохранять воспитательную задачу;

    понимать выделенные учителем ориентиры действия в изучаемом материале;

    проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

    оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррекивы

Познавательные результаты:

Обучающийся научится:

    осуществлять поиск нужной информации;

    понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

    анализировать ситуации;

    проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

    принимать участие в работе парами и группами;

    договариваться, приходить к общему решению;

    общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

    использовать в общении правила вежливости

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

    раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек, честность, любовь к родителям и близким;

    использовать правила поведения в общественных местах, лицее, в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

    соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления поздравлений;

    соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;

    культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

Учебно – тематический план

№ п/п

В программе просматриваются сквозные блоки:

    культура поведения;

    культура общения;

    культура внешнего вида;

    культура поведения за столом

Отдельными разделами блоки не выделяются.

Культура поведения

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Культура общения

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Культура поведения за столом

- Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом. Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе.

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов.

Материально – техническое обеспечение

    Программа будет реализовываться в учебном кабинете, на улице, в театре.

    Для освещения теоретических вопросов необходима мультимедийная установка.

    Для практической деятельности: скатерть, салфетки, одноразовая посуда, нож, вилка, солёное тесто для имитации приготовления пиццы. Материалы для оформления подарков. Материалы для изготовления открытки, для написания письма. Оборудование для игр, театральных постановок.

Календарно – тематическое планирование

Литература:

    Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.

    Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.

    Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Молодая гвардия, 1987.

    Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г. Этика (Мораль). Программа для учащихся 1-4 классов. Журнал «Завуч начальной школы», №6, 2007.

    Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

    Лысикова И.А. «Этикет для школьников». Справочник классного руководителя. №12, 2007.

    Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов, педагогов колледжей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

    Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки уроков». Школьная пресса, 2004.

    Шемшурина А.И. Азбук простых истин – этическая грамматика 4 класс (методическое пособие). Журнал «Этическое воспитание», №2, 2005.

    Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

Приложение

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1 : диагностика нравственной самооценки .

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения .

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям .

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации .

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Ценностные ориентации личности

Методика “Что важнее?”

Цель - выявить мотивы дружбы в коллективе.

Каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, представленной в таблице.

Таблица

ФИО_________________________________________________________ класс________



Top