Проявление темперамента у детей дошкольного возраста. Типы темперамента ребенка

Инструкция

Этот тип темперамента отличается неуравновешенностью, агрессией, высокой возбудимостью. Дети – решительны и бесстрашны. Они часто самостоятельны, всегда знают, чего хотят. Они не любят одиночества, а в компании стремятся быть лидерами. Правильное воспитание должно проявить в таком ребенке инициативу, увлеченность и организованность. Холерики быстро включаются в игру, но также быстро им она надоедает. Поэтому важно занять такого ребенка активными, подвижными играми. Но игры должны быть непродолжительными, с большим и резким выбросом энергии. Это может быть футбол, баскетбол, ритмичные танцы, соревнования. В воспитании таких детей нужно быть спокойными и терпеливыми. Читайте ему добрые и спокойные книжки, не ругайте его, а объясняйте, что его поступок был плохим и неприятным для окружающих.

Сангвиник

Этот тип темперамента отличается непостоянством. Ребенок – сангвиник легко и быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Эти дети любознательны, дружелюбны, активны, жизнерадостны. Они не обидчивы, быстро забывают обиды и перестают плакать. Такой ребенок легко заводит новых друзей, любит компании, поэтому можно предложить ему коллективные игры. Это могут быть танцы, футбол, волейбол и т.д. В силу большой подвижности ребенка – сангвиника не стоит отдавать его в «сидячие» кружки. Дети – несобраны, часто рассеяны и несерьезны, но правильное воспитание поможет родителям проявить в нем целеустремленность в учебе. Для привлечения внимания к учебе родителям такого ребенка нужно много заниматься индивидуально: читать книжки, смотреть развивающие мультфильмы, собирать конструкторы.

Флегматик

Этот тип темперамента отличается спокойствием и неторопливостью. Такие дети молчаливы, медлительны, спокойны к происходящему вокруг. Они любят постоянство: одни и те игрушки, своя личная посуда, хорошо знакомые люди. Фантазия таких детей развита слабо, поэтому не стоит оставлять ребенка самому себе, нужно постоянно заинтересовывать его новыми занятиями. Дети – мало двигаются, любят поспать. Из-за этого спортивные игры их мало интересуют. Но такие дети упорные, всегда добиваются своих целей. Они стабильны, хорошо запоминают все новое. Такие дети усидчивы и поэтому для них подойдут такие занятия как рисование, лепка, аппликация, вышивание, музыка или бальные танцы. Флегматиков очень трудно заинтересовать чем-то новым, но они с удовольствием играют в то, что хорошо знакомо.

Меланхолик

Этот тип темперамента отличается задумчивостью, непонятностью, замедленностью. Такие дети быстро устают, они малоподвижны, с трудом переключаются с одного занятия на другое. Если у ребенка – меланхолика плохое настроение, то это надолго. Если его обидеть, то он будет долго плакать и глубоко переживать. Меланхолики бояться чужих людей и незнакомых обстоятельств. Но, привыкнув, с удовольствием общаются со сверстниками. Такие дети мягкие по характеру, отзывчивые, открытые. Им подойдут спокойные игры и занятия. Они полюбят спокойные фильмы или передачи про животных, чтение книг, лепку или рисование. Такие дети в будущем могут писать стихи, которые будут наполнены совсем недетскими мыслями. Дети – любят одиночество, часто играют одни. Родители должны уделять им много внимания и заботы, дарить тепло и любовь.

Когда человек рождается, он отличается от других внешностью, ростом, цветом волос, глаз, а также и своим темпераментом.

Каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт. Поэтому целью воспитания является не то, чтобы переделать один тип в другой, а то, чтобы добиваться развития свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности.

Непосредственно темперамент проявляется в том, что одному человеку легче, чем другому, выработать необходимые реакции поведения, и приемы выработки для них нужны разные.

Зная темперамент вашего ребенка, можно легче ориентировать свое поведение в общении с ним. Игнорирование же может привести к нежелательным последствиям (отчуждению, грубости, замкнутости).

Из-за незнания темперамента вашего сына или дочери происходит большинство конфликтов. Родители пытаются добиться от ребенка не присущей ему активности или усидчивости, на которую он не способен по складу своей натуры.

Какой темперамент у вашего ребенка?

Холерики

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется “наплевательское” настроение. В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый.

Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вробще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Если родители или учителя пытаются переломить характер таких подростков, чаще всего ограничивают свободу движений. Но тогда возникает естественный протест, так как нервная система таких ребят не может работать по-другому. Такие подростки становятся чаще иных трудными. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его в помощники на уроках или в домашних делах, но работа не должна требовать долгого сидения на одном месте. Направьте активность подростка в нужное русло.

Меланхолики

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения. Мимика и движения медленные, бедные, голос тихий, невыразительный.

Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут" противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются.

Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Постарайтесь выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Сангвиники

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой. Отсюда его ровная активность, энергичность, способность легко приспосабливаться к новым условиям. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Отчетлив интерес к окружающим людям и обстоятельствам. Интересы широкие, разнообразные. Подвижный, общительный, легко переносит трудности и невзгоды. Мимика и движения выразительны, речь быстрая.

Такие ребята быстро приспосабливаются к окружающей обстановке, легко схватывают материал. Трудолюбивы, часто лидируют в коллективе. Но при неправильном воспитании могут стать лицемерами и приспособленцами. Наблюдайте за таким ребенком. По возможности передавайте ему ответственность: поручайте важные дела. Хвалите, если все сделано правильно, но не допускайте захваливания. Пресекайте его попытки помыкать сверстниками.

Флегматики

Флегматик уравновешен. Реакции на события медленные, спокойные. Отличается большой и ровной силой, длительностью ее воздействия. Инертен, трудности и невзгоды умеет перетерпеть. Упорен, терпелив. Трудно сходится с людьми, в общении избирателен. Не находчив, речь и движения неторопливы.

Такие дети организованы, выдержаны. Всегда аккуратно одеты, спокойны и медлительны. Им трудно переключиться от одного вида деятельности к другому. Такие подростки не участвуют в спортивных соревнованиях, они не бывают лидерами, но к ним часто идут за советами и разрешением проблем.

Не пытайтесь переломить медлительность такого ребенка. Не смейтесь над его недостатками. Перевоспитать флегматика необычайно трудно! Продумайте режим, привычки, которые должны быть основой жизни такого ребенка, - они сохранятся на долгие годы.

Вы живете с... !

Темперамент

Особенности темперамента

Сангвиник

Живо и с большим интересом откликается на все, привлекшее его внимание. По лицу его легко угадать, какое у него настроение. Громко смеется, его можно сильно рассердить. Может быстро сосредоточиться, энергичен и работоспособен. Не утомляется. Подчиняется дисциплине. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Стремится к общению и быстро устанавливает контакт с людьми.

Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Требовать, чтобы знания не были поверхностными, а соответствовали возможностям (если ребенок способен запомнить больше, чем положено по программе, обязательно требуйте глубоких знаний). Старайтесь, чтобы у ребенка не развилось самомнение, что он лучше всех и все может, так как это ведет к неудачам в будущем: он будет жало ваться, что начальник не дает ему развернуться, что жена к нему относится не так и т. д. Ставьте перед подростком новые и новые задачи, по старайтесь, чтобы они не были слишком трудными (пропадает интерес) или легкими (развивается самомнение). Не забудьте о физическом развитии - это поможет нейтрализовать лишнюю энергию.

Холерик

Высокая активность, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Неустойчивость интересов и стремлений. Сложности в переключении внимания. Настойчив. Чаще всего неформальные лидеры, способны повести за собой ребят. Так же часто становятся “шутами”, “изгоями”. Постоянное желание попробовать что-либо новое, интересное. Часто попадают в полярные ситуации, в конфликты, драки и здесь же могут быть первыми в движениях скаутов, Гринпис. Часто фанатично чему-либо преданы.

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло, так как он может вступить в организации фанатиков фашистского, сатанистского или явно криминального толка. Их приведет туда любопытство и стремление быть приверженцем одной идеи. Старайтесь, чтобы подросток получал достаточное количество информации о различных сектах, а также наркотиках. Это удержит ребенка от срывов. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Эго поможет ребенку реализовать себя. Позволяйте приводить иногда шумные компании домой, таким образом вы вникнете в жизнь, которой живет ваш сын или дочь. Вообще, будьте иформированы и будьте ребенку другом. Не ругайте за срывы, если в них нет ничего серьезного. Поддержите!

Флегматик

Слабо эмоционален. .Трудно рассмешить и опечалить. В любых ситуациях остается спокоен. Медлителен. Трудно переключается на другую работу. Ненаходчив, с трудом сходится с людьми, работоспособен, неуютно чувствует себя в новой обстановке. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием.

Постарайтесь, чтобы ваши сын или дочь нашли себе место, где бы могли общаться со сверстниками. Здесь неоценима роль различных секций или кружков. Постоянно напоминайте ребенку, что он должен быть внимателен к людям, не бояться новой обстановки. Пусть представляет себе самое хорошее и настраивает себя на лучшее. За рабочим столом ничего не должно отвлекать его внимание. Но подросток может заниматься часами, поэтому меняйте ему виды деятельности. Не создавайте тепличных условий, это приведет к проблемам в будущем. Ребята такого типа очень ранимы, поэтому старайтесь помочь, хвалите за успехи, вселяйте уверенность в себе, если что-либо не получается из-за медлительности. Не раздражайтесь, так как ребенок будет чувствовать себя не таким, как все, его самооценка будет занижена.

Меланхолик

Обидчив. Болезненно чувствителен. Голос тихий. Пониженная активность. Редко поднимает руку на уроке, застенчив, робок; малейшая трудность заставляет опустить руки, легко устает, отвлекается, теряет веру в себя. Нежная конституция. Не выдерживает длительного нервного напряжения. Могут случиться нервные срывы. В это время скрытен, уходит в себя, испытывает запредельное торможение, то есть становится вялым, ко всему безучастным.

Не допускайте конфликтных ситуаций, при которых на ребенка обрушивается шквал наказаний или порицаний. Если же это случилось, внимательно наблюдайте за подростком, чтобы не допустить склонности к самоубийству, (см. “Самоубийство в возрасте от 13 до 18 лет”). Наладьте доверительные отношения с подростком. Поддерживайте в нем силу духа постоянно, предложите заняться видом спорта, не требующим особого нервного напряжения (бег, катание па велосипеде, туризм). Пусть больше времени проводит на воздухе. Старайтесь наладить его общение со сверстниками, помогайте ненавязчиво в общении. Поддерживайте хобби вашего ребенка. Ему хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, с точной механикой, с искусством. Не требуйте от ребенка активности и точных выполнений ваших указаний. При полном взаимопонимании в семье ваш ребенок может стать способным и полностью реализовать свои таланты.

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности характеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный характер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального характера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима практика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их характеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охарактеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый характер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним практически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым характером, может проявлять свой характер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в драку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу характера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за характера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В.С. Мерлина, он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни. Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений.[ 2 ]

Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства.[ 15 ]

Уже в раннем детстве можно выделить типические свойства. Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения. Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула.

На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика. Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве. Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания - к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми.

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты. В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение темперамента в целом.

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей. Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различными влияниями.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у детей дошкольного возраста в процессе становления. [ 2 ]

      Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента

В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?

Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома. Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Общительность детей – сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка – сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушают привычки, для закрепления которых требуются время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиники быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера. [ 2 ]

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. [ 2 ]У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно - печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Выводы по 1 главе

Темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.

Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится

Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.


Top