Японские национальные туфли. Японская традиционная обувь

Гэта - это в принципе прямоугольная деревянная подошва на двух деревянных подпорках снизу и с ремешком сверху. Пальцы захватывают черенок, как и при носке дзори. На свитках с рисунками ещё X века изображены люди в гэта, то есть гэта носят уже давно. К началу XVIII века были разработаны усовершенствованные инструменты, что позволило перейти к массовому производству гэта, и в городе Эдо \ современном Токио \ они вошли в моду. Они становились всё более кричащими, и Сёгунат, наказывавший за излишнее внимание простолюдин к внешнему виду, запретил ношение лакированных гэта. Пока обычной обувью не стали туфли, лучшей обувью оставались гэта - пик их производства приходится на 1955 год, тогда он составил 93 миллиона пар, после чего последовал резкий спад.
Таби похожи на носки, но только рассчитаны на ношение с дзори или варадзи. Таби содержат ноги в тепле зимой и предотвращают воспаление там, где о ноги трётся ремешок. Неповторимое своеобразие этим “носкам” придаёт желобок под черенок ремешка между большим и средним пальцем.
У дзика-таби тоже есть выемка, как у таби, но у них резиновая подошва, и поэтому их можно носить на улице безо всякой другой обуви. Их изобрели в 1922 году два брата из семьи Исибаси, Токудзиро и Сёдзиро. Раньше семья Исибаси занималась изготовлением таби, а теперь эта компания стала корпорацией Бриджстоун, производителем резиновых покрышек. Новые ботинки дзика-таби сыграли важную роль при восстановлении разрушенного во время Токийского землетрясения 1923 года. В дзика-таби нельзя поскользнуться, выемка даёт пальцам лучшую опору в трудных местах, чем и объясняется тот факт, что их до сих пор используют на стройплощадках Японии.
Современная Япония многое переняла у Запада, и теперь на улице носят почти исключительно туфли. Но традиция снимать обувь в доме осталась, что привело к использованию в школах тапочек увабаки. Другие виды обуви, разработанные в современной Японии, призваны содействовать здоровью. Да и старинные гэта и дзори начинают возвращать себе утерянные было позиции, потому что ношение их без носков, говорят, улучшает кровообращение. И на ногах сидят хорошо, и выглядят модно.
Развитие обуви в Японии определялось общественными обычаями и климатом. Эти образцы не сдавливают ног, позволяют им дышать. Их легко надеть и так же легко снять, и поэтому некоторые из них до сих пор носят в Японии.

Ниже показаны фотографии обуви, которую делают в настоящее время в Японии.
Выражаем искреннюю благодарность за сотрудничество следующим компаниям:
(1) Сукэроку (3-6 Кагурадзака, Синдзюку-ку, Токио; тел.: +81-3-3260-0015)
(2) Мусаси-я (тел.: +81-3-3351-7359)
(3) Идэа Кобо Асо-дзан (тел.: +81-467-33-0790)
(4) Сёдзи Рингё (тел.: +81-237-83-6771)

Давайте посмотрим на традиционную японскую, китайскую обувь. Она оригинальна - для европейца, конечно. Что у нее общего с обувью европейцев - она говорит о статусе и роде занятий владельца.
Универсальными считались гэта-сандалии. Деревянная платформа могла опираться на одну, две или три рейки и достигать в высоту 20 см, в зависимости от назначения.

Гэта имеют множество различных вариаций.

Например, престарелые мужчины и священнослужители могли носить гэта только с закругленными углами, в то время как мужчины средних лет носили строго четырехугольные.

Большим изяществом и разнообразием отличались женские гэта. Их украшали резьбой, драгоценными камнями и позолотой, обивали дорогими тканями. Гэта кажутся совершенно неудобными, но люди на них ходили, бегали, а гейши даже танцевали. Однако сделать широкий шаг в такой обуви все же не удавалось, поэтому приходилось передвигаться маленькими шагами. Такая походка напоминала парение в воздухе


Еще одним видом традиционной японской обуви являются окобо - высокие туфли со скошенной под носком подошвой. Они были предназначены для майко (гейш-учениц). Чтобы научиться ходить на окобо девушки тратили немало времени, но такие туфли, средняя высота которых составляла 14 см, спасали их дорогие кимоно от уличной грязи. Рекордно высокие окобо носили элитные гейши. Они были настолько неудобными, что женщинам приходилось опираться на плечо специального слуги. Зачастую под гэта и окобо одевали на специальные белые носки с отделением для большого пальца. Хотя считалось, что женская ножка, обутая без носка, выглядит очень эротично.



Если в Японии создавали причудливую, но все же практичную обувь, то в Китае мода порой рождала нечто совершенно невероятное. Ярким примером могут служить туфли-лотос, не потерявшие свою популярность вплоть до XVII века. Появились они еще в Х веке. В то время считалось что главным украшением женщины, является миниатюрная ступня, длина которой не должна была превышать 10 см. Поэтому маленьких китаянок заставляли туго перевязывать ноги, чтобы их форма и размер не менялась. После этого они одевали крошечные туфельки в форме лотоса.


Такая традиция была популярна в основном среди знатных семей, так как заниматься какой-либо работой или без труда передвигаться девушки не могли. Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Китайцы большое значение придавали значение придавалось цвету, форме и украшению обуви. Цвета были четко регламентированы. Так, красные туфли были предназначены исключительно для торжественных мероприятий, белые для траура.


Не менее интересны туфли, появившиеся в XVII веке в Маньчжурии (Северо-Восточный Китай). Об их происхождении даже сложена легенда. Жители одного городка, который удерживали враги решили одолеть их хитростью. Чтобы не утонуть в болотах, окружавших город, они создали деревянные башмаки с каблуком в середине, напоминающие конское копыто. Воинам удалось вернуть свой город, а в память об их славной победе женщины стали постоянно носить такие башмаки, максимальная высота платформы которых достигала 25 сантиметров.

Тэцу-гэта - железные гэта, смертоносные. Использовались для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). «Они но гэта» иногда называются - «гэта демонов». Скреплены между собой цепью, чтобы ноги не разъезжались. Даже трудно представить, как можно поднять ногу, крепление при этом только между большим и указательным пальцем, зато это объясняет, как ниндзя, научились летать, ибо в такой обуви ходить невозможно)

Гэта - сукээто - гэта на железной проволоке или на лезвии для катания на льду.


В эпоху Яёй, более 2 000 лет тому назад, японские крестьяне носили тагэта, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Делали тагэта из дощечек крупнее ступни. Верёвочки для ног продевали через отверстия в дощечках. Считают, что тагэта были предшественниками гэта.

Традиционной японской одеждой можно подолгу любоваться. Изысканные кимоно, разноцветные юката, хаппи с их смелым дизайном и простые, но величественные хакама, - вся эта одежда родом из Японии. Однако существует одна область классической японской моды, на которую зачастую не обращают должного внимания: традиционная обувь!

Помимо своей главной функции, традиционная японская обувь ценится за уникальные эстетические качества. Давайте же рассмотрим некоторые типы обуви.

Гэта


Гэта - один из самых известных типов традиционной японской обуви, который вы запросто сможете узнать по характерному стуку при ходьбе.

Можно сказать, что гэта представляют собой деревянные сандалии. К ним прикреплён крепкий, но мягкий тканевый ремешок, называемый «ханао», который удерживает обувь на ноге. Типичные гэта состоят из плоской части, называемой «дай» и двух опорных частей, называемых «ха» (что означает «зубы»). Чаще всего гэта носят с юката, хотя иногда вы можете увидеть, что люди надевают их и с повседневной одеждой, например, с джинсами или шортами.


Хотя большинство гэта обладают двумя «ха», можно также увидеть так называемые «иппонба», у которых только одна опорная часть.


В последнее время дизайнеры любят экспериментировать с гэта, добавляя к ним современные узоры и интересные аксессуары.



Дзори


Дзори - ещё один тип японских сандалий. Большинство традиционных дзори изготовляется из соломы, однако также используются лакированная древесина, ткань и кожа. В последние годы обувь также изготовляется из синтетических материалов. Поскольку дизайн дзори бывает самый разный, их можно носить с разными типами одежды: от повседневных свободно сидящих дзимбэй до официальных кимоно .

Окобо


Это высокий тип гэта, которые обычно изготовляют из дерева и которые носят майко. Окобо майко обычно нелакированные. Лишь с наступлением лета ученицы гейш могут надеть чёрные лакированные окобо.


Цвет же ремешков означает ранг майко: красный носят новички, в то время как жёлтый цвет означает более опытную майко.

Таби / Дзика-таби


Таби представляют собой традиционные белые носки, которые носят с официальной одеждой, к примеру, с кимоно. В отличие от других носков, в таби большой палец отделён от остальных, что позволяет носить их с гэта или окобо.


Дзика-таби, хоть и имеют форму таби, представляют собой обувь. Их японское название (地下足袋) можно также перевести как «таби, которые касаются земли». Дзика-таби, изобретённые в XX веке, изготовляются из прочных материалов, таких как резина. Эту обувь часто носят фермеры, строители, рикши или садоводы.

Варадзи


Варадзи - это, возможно, самая простая обувь в данном списке. Эти соломенные сандали были повседневной обувью в древней Японии. Известно, что в эпоху феодализма эту обувь носили самураи и солдаты асигару. В современности же варадзи до сих пор носят буддийские монахи.

Традиционным материалом для варадзи является рисовая солома, однако их также изготовляли из конопли и хлопка.

Очень необычна исконно японская обувь, так же как и сама Страна Восходящего Солнца.
Вот, например, гэта - сандалии из древесины павлонии в форме скамеечки. Они делаются одинаковыми для обеих ног и состоят из дощечки-платформы, которая опирается на два бруска, расположенных поперек. В зависимости от размеров этих брусочков-опор гэта могут быть различной высоты. Два ремешка помогают гэта держаться на ноге. Они протянуты между двумя первыми пальцами ног. Обутые в гэта японки передвигались очень маленькими шаркающими шажочками. Такая походка являлись предметом особой гордости женщин этой страны.

Модели гэта

Глядя на ту или иную модель гэта, можно легко определить статус ее владельца или владелицы.

  • Каку гэта - модель, которую носят японцы среднего возраста, имеют прямоугольную платформу;
  • Гэта с закругленными углами предпочитают японцы почтенного возраста или священники;
  • Номэри гэта - обувь японских актеров (эта модель имеет чуть заметный наклон вперед).

Разнится отделка мужских и дамских гэта. Для мужчин Японии важно, из какой породы дерева изготовлена эта обувь, изящество нанесенной на гэта резьбы и качество лака. Нарядные гэта японских красавиц, как правило, обтягивались парчой с позолотой. Они выглядят зачастую как знакомые всем нам шлепанцы, хотя их зимний вариант имеет довольно высокие опоры. По женским гэта можно довольно легко определить, к какой возрастной категории принадлежит их хозяйка.

Японцы до сих пор свято чтут традиции. Это, конечно, касается и культуры ношения одежды и обуви: гэта надевают на праздник совершеннолетия (у японцев - это достижение двадцати лет), во время брачной церемонии, их носят гейши и все те представители японского общества, которые одеваются в кимоно.

Дзори - мягкие сандалии

В настоящее время костюм очаровательных японок обычно дополняют дзори - комфортные сандалии со стелькой из ткани. Каблуков дзори не имеют, но снабжены уплотнением в области пятки. Дзори - многофункциональны: их надевают на праздники с традиционным кимоно, но их хозяйкам хорошо в них и в каждодневной суете большого города. На ноге дзори поддерживают с помощью лямок между первым и вторым пальцами ног. Этот вид обуви изготавливается отдельно для левой и правой ноги. Материал для дзори может быть как натуральным (тростник и кожа), так и синтетическим (винил), что позволяет быть этим сандалиям еще более комфортными.

По давно укоренившейся японской традиции жители этой страны меняют обувь удивительно часто. Вне дома они обувают дзори, а, может быть, гэта (обычай ношения такой обуви веками культивировался в японской истории). Но немедленно снимают их, входя в помещение. Там они обувают суриппа (мягкие тапочки). А вот при входе в душевую или туалетную комнату в японских домах стоят тоирэ суриппа. По обычаю, входя в ванную комнату или туалет, следует переобуваться в стоящую перед дверью специальную обувь. Прежде всего, это делается из гигиенических соображений. И для японцев обязательно не забыть совершить обратное, покидая эти помещения.
Еще одним из важнейших правил поведения в японском обществе является требование снимать обувь при входе в храм синтоистов.

Гэ́та (яп.下駄) - традиционные японские сандалии на деревянной подошве, которые надеваются к кимоно. Выполняются одинаковыми для обеих ног. Подошва обуви представляет собой деревянную платформу, закрепленную на одном, двух или трех поперечных брусках («зубах»). Каблуки-«зубы» могут иметь различную высоту в зависимости от назначения гэта. На ноге обувь закрепляется с помощью ремешков, соединенных между большим и указательным пальцами ноги.

История

Первые изображения гэта на свитках с рисунками относятся к Х веку нашей эры. В начале XVIII века с появлением новых инструментов, гэта перешли в массовое производство. В то время они стали модной обувью в Эдо (Токио). Их оформление становилось все более затейливым, и Сёгунат, орган который наказывал простых людей за излишнее внимание к собственному внешнему виду, даже запретил ношение покрытых лаком моделей. Сначала гэта носили только простолюдины: в высокой обуви было удобно снимать плоды с деревьев, передвигаться по мокрой земле и пр. Со временем сандалии на деревянной подошве стали носить и представители высших сословий. Их обувь мастера украшали золотой парчой, росписью, резьбой, колокольчиками.

Со временем сформировалось четкое разграничение типов гэта – сандалии с закругленными углами носили священнослужители и зрелые мужчины, классические прямоугольные – мужчины средних лет, наклоненные вперед – актеры. Женские модели четко указывали на возраст их обладательниц. Гэта были основной обувью японцев в течение нескольких веков. Самое большое количество пар было реализовано в 1955 году – 93 миллиона. Примерно с этого же времени в Японии начала распространяться европейская обувь, а популярность гэта стала угасать. В настоящее время их обычно надевают в храмы и на традиционные праздники. Также гэта носят гейши и люди, должность которых обязывает ходить в традиционном костюме.

Виды

– самые древние гэта эпохи Яёй. Их носили японские крестьяне, чтобы не погружаться ногами в грязь, пересаживая проростки риса. Существование тагэта является опровержением теории о том, что этот вид обуви изначально появился в Китае.

– ивовые гэта для неторжественных случаев, которые носили японские гейши в конце XVII века. Платформа-скамеечка на двух «зубах» имеет округлую форму.


Поккури-гэта (коппори-гэта) – роскошно декорированные гэта с полой подошвой из древесины павалонии, предназначенные для гейш, майко, гэйко, кабуро и камуро. Имеют платформу высотой от 10 до 20 см, скошенную под носком. Высота разновидности поккури — окобо-гэта – от 7 до 11 см.

Кири-гэта – мужские гэта темных цветов без каблуков или с небольшими «зубами». Могут иметь полузакрытый верх.

Хиёри-гэта (тошихиса-гэта) – парадная мужская обувь на двух тонких «зубах». Гэта этого типа могут быть обтянуты кожей или иметь съемные носки, защищающие от влаги.



Сукэроку-гэта (фунагата) — гэта актеров японского театра Кабуки с округлой подошвой–«лодочкой» и одним высоким «зубом».

– железные гэта, предназначенные для тренировок воинов сюгэндо (ниндзя, ямабуши). Чтобы ноги не разъезжались, сандалии скреплялись между собой цепью.

— гэта на лезвиях или железной проволоке для катания на льду.


Top