Активные формы занятий по экологии. Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта
  • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
  • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
  • Праздничный стол с осенними дарами.

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллек­туальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершен­ствование занятий в различных аспектах: расширяется и услож­няется содержание обучения, осуществляется поиск форм ин­теграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм орга­низации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронталь­ных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обу­чения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

В экологическом образовании детей занятия выполняют совер­шенно определенную и очень важную функцию: чувственные пред­ставления детей, получаемые повседневно, могут быть качествен­но преобразованы - расширены, углублены, объединены, систе­матизированы (Николаева).

Николаева С.Н. выделяет основные типы экологических заня­тий , которые принципиально отличаются друг от друга дидак­тическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения - занятия первично-ознакомительного, углублен­но-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся раз­личные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие фор­мировать у детей отчетливые и правильные представления. Тема­ми занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесниче­стве, в области природопользования и охраны природы. На заня­тиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентами стано­вятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюст­раций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и пос­ледовательности) зависят успешность и качество восприятия деть­ми новых образов, представленных наглядностью, зависит пони­мание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланиро­ванное слово воспитателя организует содержание занятия, обес­печивает успешный результат обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во все возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными. При этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитате­ля - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий - эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повто­рять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя хо­рошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражани­ем, подвижными играми, в которых ребята изображают животных.

В средней группе воспитатель больше активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает го­ворить простыми фразами, учит замечать соотношение предме­тов, их связи. Так же, как и в младшей группе, разнообразит заня­тия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. Именно в этом возрасте большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками могут быть значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, вы­ходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновре­менно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющийся у них круг представлений.

Картины помогают сформировать представления об экосисте­ме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия - морем, пустыней, Аркти­кой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые обра­зы о природе.

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго.

Занятия углубленно-познавательного типа . Содержание данных занятий направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкрет­ных зависимостей, которые доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению де­тей с приспособленностью животных к среде обитания, напри­мер с маскировочной окраской животных, со способами их пере­движения, защиты от врагов.

Формирование представлений о зависимостях, закономерных явлениях в жизни растений и животных связано с использовани­ем новых методов обучения, в том числе наглядных, практиче­ских. К ним относятся длительное наблюдение (цикл), элемен­тарное экспериментирование с объектами природы, демонстра­ция моделей, вскрывающих связи растений и животных с внеш­ней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, под­водящая детей к пониманию причинных связей в природе.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способству­ют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются уме­нию устанавливать причинно-следственные связи, логично рас­суждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное разви­тие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа . На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выде­лить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Практика обучения пока­зывает, что обобщения должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяже­нии всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ про­грамм воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, осваивают под руководством взрослых при­емы ухода за ними, помогают выращивать молодые растения и животных. В старшем дошкольном возрасте эти конкретные зна­ния могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе.

Как подтверждают практика дошкольного воспитания и неко­торые исследования, фундамент конкретных знаний о растениях у старших дошкольников позволяет сформировать обобщенные пред­ставления об овощах, фруктах, культурных и дикорастущих расте­ниях. Во всех случаях основой обобщения должен быть ряд значи­мо-характерных признаков. Например, обобщенные представления овощи, фрукты формируются на основе следующих признаков: ра­стут на огороде (в саду), используются в пищу, специально выра­щиваются человеком. Обобщение знаний о культурных и дикорас­тущих растениях может проходить на основе таких моментов: раз­личное место произрастания, самосев дикорастущих и выращива­ние человеком культурных растений, особенности ухода за ними, значение культурных и дикорастущих растений в жизни человека.

Другим содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети на­блюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнооб­разных представлений. На их основе можно сформировать обоб­щенное представление о том, что растение развивается из семе­ни, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нуж­ны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным образом формируются обобщенные представле­ния о временах года (сезонах). Например, у детей подготовитель­ной группы можно сформировать представление об осени на ос­нове трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют хо­лодные ветры); изменений в растительном мире (листва на дере­вьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); измене­ний в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осозна­ние того, что преобразования происходят постепенно. Именно по­этому обобщенное представление об осени у дошкольников фор­мировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

Важным компонентом этих занятий является работа с кален­дарем природы, который дети вместе с воспитателем заполняют каждый месяц в течение одной недели. Три страницы календаря отражают начало, разгар и конец сезона - различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календа­ря позволяет увидеть весь сезон сразу со всеми происходящими в нем изменениями, что дает возможность полноценно построить обобщения.

У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представ­ления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимую­щих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут разные виды попугаев, канарейки), о домашних птицах (если дети общаются с курами, гусями, утками, индюшками).

Исследованиями доказано, что возможно формировать у детей обобщен­ные представления о живых существах, проживающих в одинако­вых условиях и имеющих сходные приспособительные особенно­сти. Например, быстроплавающие животные (рыбы, лягушки, утки, дельфины, тюлени и пр.) имеют обтекаемое, гладкое тело, специальные органы для плавания, что дает им возможность лег­ко передвигаться в плотной водной среде, находить пищу, раз­множаться. Летающие (наземно-воздушные) животные, наоборот, приспособлены к передвижению (полету) в неплотной воздуш­ной среде. Птицы, насекомые, летучие мыши имеют крылья, обладают легкостью, хорошим зрением, обонянием. Можно подве­сти детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Расти­тельноядные - это совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.), у них иные формы приспособленности.

Формирование обобщенных представлений происходит в про­цессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки но­сят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответ­ствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает так­же формулировка выводов (заключений) - собственно построе­ние обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Итак, формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательно­сти вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания. Чтобы алгоритм достиг цели (т. е. чтобы дети усвоили обобщенное знание, а в дальнейшем самостоятельно ис­пользовали его), необходимо обучение дошкольников процеду­ре его применения. Именно поэтому очень важна вторая часть занятия, которая посвящается анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления (детально по каждому признаку) и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет. И в этом случае логика построения беседы имеет решающее значение.

Занятия комплексного типа . Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные за­дачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особен­но они полезны со старшими дошкольниками.

В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно про­водится итоговое занятие, на котором формируется представле­ние об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и раз­вивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя ха­рактерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.

Вторая часть занятия предполагает иные программные за­дачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: не­сколько репродукций знаменитых художников. (И Левитан, И. Остроухов и др.), художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, плоды овощей и фруктов), 1 - 2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эсте­тических задач (хотя задачи умственного воспитания остаются - дети знакомятся с произведениями искусства).

Третья часть занятия - это художественное творчество де­тей, ручная деятельность, в которой они сами становятся худож­никами и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей, детей, их художественно-ручных умений.

Такое комплексное занятие, если оно правильно организова­но, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Важны ли занятия в сфере экологического образования дошкольников? Какую роль они выполняют?

2. Какие можно выделить типы экологических занятий? В каком слу­чае имеет место занятия первично-ознакомительного типа занятия? Что такое углубленно-познавательного типа занятие?

3. Что такое обобщенное представление о природе? Как и на занятии какого типа его можно сформировать?

5.Что такое комплексное занятие? В чем состоит особенность комп­лексных экологических занятий?

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербург

Консультация для воспитателей ГБДОУ №32

ТЕМА: « Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию »

Выполнили:

Дементьева Н.А.

Шерстунова М.Г

Малышева И.В.

Георгиева Т.В.

Санкт- Петербург

2018 г.

«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации.

2 слайд

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология ?

3слайд

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам : живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

4 слайд

За последнее время были созданы программы двух типов : комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные : «Радуга» , «Детство» , «Развитие» , «Истоки» , «От рождения до школы» , «Кроха» . Парциальные (экологические) : «Семицветик» , «Природа и художник» , «Наш дом – природа» , «Жизнь вокруг нас» , «Паутинка» , «Мы» , «Юный эколог» .

5 слайд

Задачи экологического воспитания и образования детей :

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

по 3-м блокам :

Специально организованное обучение в форме занятий;

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

6 слайд

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :

Проведение экологических праздников

Наблюдения на прогулках

Занятия

Календари природы

Работа с родителями

Игровая деятельность

Музыкальная деятельность

Труд в уголке природы

Организация исследовательской деятельности

Экскурсии в природу

Художественная деятельность

7,8,9,10 слайд

Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Словесные методы:

Рассказы воспитателя

Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы

Беседы

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед : предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией.. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Художественная литература

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе

Наглядные методы:

  • Наблюдение
  • Картины
  • Показ моделей
  • Календари природы

Практические методы:

  • Труд
  • Опыты
  • Моделирование
  • Поисковая деятельность, квесты
  • Экскурсии

Занятия по экологии бывают :

Занятия-наблюдения за животными и растениями;

Занятия по классификации представлений о природе;

Занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

Занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

Занятия-исследования;

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

Комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе :

Решение проблемных ситуаций;

Элементарное экспериментирование;

Работа с моделями;

Моделирование;

Игры;

Наблюдение;

Постановка проблемных вопросов;

Участие детей в уходе за растениями и другое.

14 слайд

В детском саду применяются следующие виды игр :

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры : (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек» , «Узнай, что в руке» , «Вершки и корешки» .

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры : «Кто летает, бегает, прыгает» , «В воздухе, в воде, на земле» , «Четвертый лишний» .

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот» , «Солнышко и дождик» , «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений :

Сказки-кроссворды о животных;

Отгадай загадки и узнай героев;

Найди ошибки у художника, поэта;

Может так быть или нет и др.

15 слайд

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей :

Проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др) ;

Выезды с детьми на природу;

Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

Совместное озеленение территории детского сада;

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

Наглядная информация;

16 слайд, 17 слайд

Закончить нашу консультацию хочется словами В. А. Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

18 слайд

При отборе растений для уголка природы следует учитывать следующие требования:

  • Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
  • Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразию и неповторимости живых организмов.
  • Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Младшая группа. 19 слайд

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие яркие и крупные листья и долго цветущие: герань, бегония, аспидистра, фикус, фиалка.

Средняя группа. 20 слайд

В средней группе усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Старшая группа. 21 слайд

Старшая группа. 22 слайд

Дети старшей группы должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград или вьющийся плющ, фикус Бенджамина, эпифиллум, кливия или амариллис.

23 слайд

Растения, которые нельзя содержать в уголке природы детского сада

Растения, которые имеют колючки или острые края листьев, о которые ребенок может пораниться: кактус, юкка, агава, роза, некоторые вида алоэ.

Растения, которые содержат ядовитый сок, при контакте с кожей могут вызвать сильный ожог, переходящий в долго незаживающую язву: диффенбахия, алоказия, филодендрон, антуриум, молочай, кротон.

Растения с яркими и привлекательными ягодами, употребление которых в пищу может вызвать серьезное отравление: тошнота, рвота, боли в животе: аглаонема, паслен.


Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы, который лежат в тех или иных способах действия).

Выделяют следующие группы методов:

Наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

Словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)

Практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

Собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

Игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере деятельности детей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.



Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.

Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ осуществляется в нескольких направлениях:

Работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности;

Работа с педагогами;

Работа с родителями;

Работа в социуме;

Праздники и развлечения экологического содержания – одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Познавательная и речевая деятельность – важная составляющая экологического воспитания, ведь именно знания позволяют правильно сформировать экологическую картину мира ребёнка.

Воспитание чувства ответственности. Любить – значит, беречь. Помогают в этом уголки экологического воспитания и специальная экологическая комната.

Экологические зоны на участке ДОУ: труд в уголке поля; наш солнечный луг; июльское разнотравье; огороды и цветники.

Обращение к теме природы в танцах, в музыкально-театрализованных постановках способствует экологическому воспитанию детей в ДОУ.

Художественная и энциклопедическая литература, книги, позволяют знакомить детей с народными сказками, произведениями писателей о природе, достоверными естественнонаучными и экологическими сведениями.

Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Перечень форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях:

Экологические занятия;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты;

Уроки мышления;

Экологические кружки;

Экологические конкурсы;

КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес";

Экологические акции;

Обсуждение и проигрывание ситуаций;

Трудовой десант;

Зеленый патруль;

Лаборатория юного эколога;

Составление экологических карт;

Ведение «Панорамы добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Экологические выставки и экспозиции;

Экологические музеи;

День (неделя) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.);

Экологические сказки;

Экологические тренинги; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей.

Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться ее богатствами.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий . На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?" — дети ответили: "Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7". "А еще как?" — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: "А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!". Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают : урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д. Проводим такие занятия в группе, в учебном классе, в зимнем саду, если позволяют погодные условия на участке, в парке.

На таких занятиях широко используем :

  • блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
  • практическую работу и поисковую деятельность;
  • игровые приемы.

В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток . Их цель — создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз — это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Например, биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, растения, птицы). Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям .

Детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира

На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям , которые необходимо выполнять гостям природы.

  • 1 заповедь : соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
  • 2 заповедь : терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
  • 3 заповедь : внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)
  • «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры . Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств ребенка;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности ребенка.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

  • Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально - чувственному опыту ребёнка.
  • Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
  • Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
  • Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
  • Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

  • Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
  • Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
  • Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.


Top