Голливудские звезды коллекционируют шубы от Helen Yarmak.

Елена Ярмак - яркая, смелая, открытая экспериментам fashion-персона. Получив степень доктора математических наук, она приняла решение связать свою жизнь с индустрией моды и добилась успехов. Шубы от ее именного бренда предпочитают такие мировые знаменитости, как Одри Хепберн, Дженифер Лопес (у которой целая коллекция меховых пальто от кутюрье), Ким Кардашьян, Леди Гага, Рианна и даже Джим Керри. Дизайнерские вещи также «снимались» в фильмах «Дьявол носит Прада», «Шопоголик» и других картинах о мире моды. Приобрести одежду из меха от легендарного модного дома Helen Yarmak Вы можете на официальном сайте Intermoda.


Стандартных шуб-клонов в ее коллекциях не найти. Напротив, дизайнер Елена Ярмак завоевала популярность среди поклонниц всего неординарного и эксклюзивного, сочетая меха разных фактур и окрашивая их в оригинальные цвета. Некоторые модели кутюрье сознательно проектирует без подкладки - дань случаю, когда она решила стать модельером. Заказав шубу по своему эскизу, подходящей для подкладки ткани просто не оказалось, что и стало изюминкой вещи.

Элегантность и самоирония

Гениальная в своей смелости, дизайнер выпустила однажды линейку купальников из меха - стоит ли сообщать, что они были раскуплены сразу же. Застежки-молнии, которые модельеры стараются спрятать от глаз, в творениях бренда достигают невероятных размеров - шириной с ладонь. Подобные оригинальные решения давно стали визитной карточкой модного дома Helen Yarmak.


Шубы проектируются таким образом, чтобы элегантно дополнять как вечернее платье, так и комплекты с джинсами. Универсальны они и в своей функциональности - теплое меховое изделие трансформируется в жилет или даже короткую куртку легким движением руки. Дополняют образ аксессуары - муфты, шапки, шарфы и даже дизайнерские ювелирные украшения. Ознакомиться с ассортиментом и купить произведения Елены Ярмак Вы можете в нашем интернет магазине.


Материалы для пошива закупаются на самых престижных аукционах, качество строго контролируется. Бренд работает с самыми разными мехами - песец, норка, лисица, енот, соболь, ласка и многие другие - кутюрье убеждена, что выбор меха очень индивидуален, поэтому каждая клиентка обязательно найдет то, что хочет.

Искусство нарушать правила

Трендовый бельевой стиль нашел свое отражение в шубах-халатах от Helen Yarmak. Такая ироничная модель, несмотря на выраженный расслабленный стиль, послужит прекрасным дополнением к элегантному брючному костюму или вечернему платью. На официальном сайте Intermoda также представлены изделия женственного силуэта «кокон», прямые, расклешенные и шубы-транформеры.


Покупательницы могут выбрать модели Helen Yarmak из изысканных материалов как в натуральных оттенках, так и в фирменных насыщенных цветах. Изделия с узором или однотонные, длинные или укороченные от выдающегося российского модельера Хелен Ярмак представлены в нашем интернет магазине.

Елена Ярмак

Королева мехов

Порой жизнь совершает поистине немыслимые кульбиты, в результате которых один человек может преобразиться в совершенно иного. Такой поворот совершил и жизненный путь Елены Ярмак, которая в одночасье превратилась из профессионального математика в успешнейшего модельера, с нуля построив "меховую империю".

Елена жила в Киеве и работала в закрытом институте кибернетики. Математик, доктор наук, академик Французской Академии архитектуры и дизайна, академик международной Академии информатизации, академик Нью-Йоркской Академии наук, она была известна в профессиональных научных кругах как специалист в области моделирования экономических процессов и никогда даже не помышляла о том, что может начать карьеру в модном бизнесе.

Все изменил переезд в Москву, связанный с работой мужа - жизнь пришлось буквально начинать с нуля. В то время в столице для нее попросту не нашлось работы по специальности, а заработка мужа - профессора экономики - не хватало на столичную жизнь в водовороте перемен.

В один знаменательный день Елене попались на глаза панталоны из кружевного шерстяного полотна, и этот материал привел ее в восторг - она решила, что платье из него могло бы смотреться очень и очень хорошо. Решив сшить такое платье ко дню рождения мужа, она в буквальном смысле отправилась добывать материал на фабрику.

Здесь на помощь Елене пришел живой ум и смекалка, она выдала себя за представителя канадской фирмы, которая желает закупить трикотажное полотно у московского поставщика. В подтверждение своих слов Елена показала собственные модели платьев, которые сразили руководство фабрики - оно немедля предложило сшить платья на месте. Лишь когда все было практически готово, Елена Ярмак призналась, но несмотря на это фабрика не прекратила своего сотрудничества с ней - настолько хороши были модели.

После этого авантюрного успеха Елена создала собственную фирму. Благо время способствовало развитию бизнеса в стране. Основным направлением стали меха - исконная российская ценность.

И что же? Через несколько лет марка Helen Yarmak появилась в самых роскошных бутиках мира, а сама создательница роскошных меховых коллекций стала лауреатом многих престижных модных премий. Сейчас это один из наиболее известных модных домов, специализирующихся на роскошных мехах и драгоценностях.

Сегодня Дом моды включает в себя московскую штаб-квартиру на Кадашевской набережной, шоу-румы в Crown Building на 5-й авеню в Манхэттене, Via Monte Napoleone в Милане, отеле Ritz Carlton и легендарном отеле The Plaza. Среди клиентов Елены Ярмак известные дипломаты, политики, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса.

Секрет успеха в том, что Елена не знает запретов. Она виртуозно использует новейшие технологии в сочетании с традиционными и в результате переворачивает устойчивое представление о материалах и их свойствах. В коллекциях дизайнера выделяются так называемые шубы-трансформеры, двухсторонние и трёхсторонние, которые можно носить как внутрь мехом, так и наружу.

Но главное, по словам Елены Ярмак, это забота о деле, а не о деньгах - потому как тогда все обязательно получится, да и деньги придут.

Катрин Денев Бейонсе

Трудами многих «культурных людей», так называемой «интеллигенции», сложилось впечатление, будто в России не делают ничего хорошего, и даже за шубой надо ехать исключительно заграницу, будто наш мех плох, наши дизайнеры ничего не умеют делать, а вот в Греции все есть и лучшего качества.


На самом деле это не так, на сегодняшний день Греция нищая страна, которой нечем городиться, кроме истории, а вот в России много перспектив и впечатляющих успехов. Россия всегда славилась меховыми промыслами и изделиями, но за время СССР многое было утеряно. Сейчас в России возрождается звероводство – выращивают норок всех цветов и других пушных зверей, добывают соболя. А вместе с этим есть и бренды российского происхождения.



Например, Helen Yarmak
Елену Ярмак модная индустрия знает как хозяйку успешного мехового бизнеса. Именные бутики и шоу-румы Helen Yarmak находятся в Петровском пассаже и на Манежной площади, на углу 5й и 57 авеню в Нью-Йорке, via Monte Napoleone в Милане, в Цюрихе, и многих других местах, а шоу-рум в Нью-Йорке, располагается по соседству с бутиками Chanel и Louis Vuitton.


Вещи от Ярмак есть у , Хлои Севиньи, Джима Керри, Патрисии Филд, Мелани Гриффит, Ирины Хакамада, Арины Шараповой, Аллы Пугачевой и многих других знаменитостей. Даже журнал “Vogue” признал успех Елены Ярмак, назвав ее Хозяйкой соболиной горы!





Помимо этого, меха Елены появлялись во многих фильмах и сериалах, вот некоторые из них - «Секс в большом городе», «Дьявол носит Prada» «Ugly Betty», «Дневной Дозор», «Ночной Дозор», «Московская Сага»...


Изделия Helen Yarmak стоят дороже греческих, и это вполне оправдано, ведь на изготовление шубок и других меховых изделий идут только самые лучшие шкурки, закупленные на лучших меховых аукционах.


Но не только в этом кроется успех бренда Helen Yarmak. Специалисты индустрии говорят, что особый, фирменный крой шуб Ярмак был бы невозможен без математической упорядоченности мышления дизайнера по меху. Это связано с тем, что начинала Елена с математики. Еще в начале 90х годов имя Елены никто не знал в модном мире, зато она была известна в профессиональных математических кругах как специалист в области моделирования экономических процессов. Тогда она трудилась в закрытом институте кибернетики и не думала о модном бизнесе. При этом Елена любила и умела хорошо одеваться, могла создать потрясающий наряд из ничего.


Потом жизнь на просторах бывшего СССР начала стремительно меняться, и Елена была вынуждена переквалифицироваться из математика в дизайнера одежды.


А уже в 2003 году Елена получила премию - «Лучший иностранный модельер года» («Internation Fashion Designer of a Year») на Международной неделе моды в Нью-Йорке. Елена Ермак единственный русский модельер, получивший эту награду.



Шубы Елены Ермак, коллекция 2014



Успех Елены и ее бренда Helen Yarmak наглядно демонстрирует, что можно многое изменить в своей жизни – вернее изменить всю жизнь. Это прекрасный пример для девушек, которые хотят стать дизайнерами, но не берутся за это дело, утверждая, что сейчас невозможно создать новый бренд без огромных финансовых вложений и вообще начинать бизнес в России опасно и нереально.


Кстати помимо меховых изделий, бренд Helen Yarmak предлагает еще и коллекции прекрасных ювелирных украшений, только это совсем другая тема и будет освещена в последующих публикациях.








Елена Ярмак, любимица американских звезд, гранд-дама бизнес-элиты по обе стороны Атлантики, уверена, что мех имеет мощную энергетику, которая способна сделать человека как миролюбивым, так и агрессивным. Седые соболя от Helen Yarmak становятся предметом коллекционирования большинства ее клиентов, имена которых дизайнер не озвучивает по известным причинам. Елена не считает, что об этом нужно кричать. ОК! решил узнать почему

Фотография: DR

Сколько лет компании Helen Yarmak и с какими сложностями вы столкнулись на стартапе?

Мы начинали в середине 90-х, ближе к концу. («В 1992 году», - подсказывает присутствующий при нашей беседе пиар-менеджер.) Уже 22 года? Неужели? Вы знаете, я не вижу смысла в праздновании пафосных дат и отношусь к ним без особого пиетета. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что самым сложным на старте было полное отсутствие денег, полное отсутствие связей и полное отсутствие необходимых знаний. Было только желание делать полезное дело и математическая логика - кстати, отличный инструмент для того, чтобы установить причинно-следственные связи.

В деле дизайнера важнее все-таки грамотный расчет или интуиция?

Когда дело касается дизайна, слово «расчет» не подходит, речь идет скорее об интуиции и логике. Приведу пример. Разрабатывая дизайн той или иной модели, в уме ты представляешь себе одну картинку, потом, в процессе ее создания, появляются новые идеи, возникает масса нюансов, связанных и с особенностями меха, и с технологией пошива, а в итоге ты понимаешь, что вещь получилась даже лучше, чем ты мог представить. Поэтому очень важно найти настоящих помощников, с которыми ты хотя бы говоришь на одном языке - языке моды. В противном случае подобная ситуация рождает серьезные капитальные затраты и необходимость исправлять ошибки. В свою команду я беру только «чемпионов», очень важным критерием для меня является самостоятельность их мышления. Я люблю экспериментировать и ненавижу компиляции, да еще и в таком деле, как дизайн. Свои идеи я черпаю только из lifestyle.

Вы хороший руководитель?

Ужасный. Мои сотрудники часто жалуются на то, что мы не устраиваем летучек и совещаний. Я всерьез подумывала их внедрить, пока не наткнулась на книгу одного американского гуру менеджмента. Он пишет, что только дурак не меняет своего мнения, а самый эффективный способ управления компанией - это коридорный менеджмент. Как можно не менять мнение, если ты думаешь о конечном результате, а ситуация меняется каждую секунду? Оказывается, я интуитивно придерживалась верного пути.

Вы человек бизнеса, можете дать совет, как правильно действовать в условиях сложившегося кризиса? Компания, появившаяся на этапе становления рыночной экономики в России, пережила самые смутные времена…

Я не люблю учить, люблю учиться, поэтому не берусь давать советы. Будет день и будет пища. Знаете, тема моей дипломной работы была «Дифференциальные игры на плоскости» - вот и позволим себе интегрировать игры и самые смелые решения в реальность.

Любой кризисный момент должен активировать творческие силы? Можно сказать, что опережать ожидания потребителя есть залог успеха?

Да. Важно также понимать и разбираться в рынках: сейчас пристальное внимание уделяем нашему бутику в Сеуле, смотрим на Китай...

Будущее за Азией?

Не знаю. Может быть. Но будущее за настоящим качественным продуктом. Я готова заявить со всей ответственностью: то, что мы делаем, это всегда больше арт, чем фэшн. А в любые кризисные времена люди хотят покупать истинные ценности и инвестировать в подлинные произведения искусства. Наши вещи, к сожалению, слишком долго носятся. (Улыбается. ) К нам приходят клиенты, которые приобрели шубу 18 лет назад, а выглядит она так, как будто купили ее только вчера… Мы не экономим на качестве.

Это здорово!

Это здорово для покупателей, но не для производителя. (Улыбается .)

Голос сердца и голос разума вечно в конфликте. Иногда побеждает один, иногда другой… Дилемма есть всегда, когда в работе капиталозатратная модель, например седой-седой соболь, стоящий баснословных денег. В таких случаях я думаю, что буду носить сама, если не купят. И что вы думаете? Самое дорогое изделие, я бы сказала имиджевое и «бессмысленное», уходит в первую очередь. Как видите, эти арт-объекты бывают более чем уместны. А еще очень важна персонализация. Однажды мы получили роскошнейшего соболя, «наглого» - слишком дорогого в обработке и закупке, - из которого и создали прекрасное изделие. К слову, шкурка соболя стоит от 200 долларов до трех тысяч, а технология обработки одной шкурки - от одного до 100 евро. Поэтому можно с точностью сказать, что у вас получится в итоге. Одна клиентка, бизнесвумен, попросила его примерить - он был ей к лицу. В беседе со мной она стала сокрушаться, что никогда его не купит, а лучше на эти деньги что-нибудь построит... Я была с ней солидарна. Она уехала, а через какое-то время ее сын вернулся за шубой, в подарок маме. Через несколько лет я встречаю эту клиентку, узнаю, что у нее начались проблемы с бизнесом, многое не ладится, но соболь, висящий в шкафу, всё равно приносит столько счастья и радости! «Вот, - говорит она, - прихожу домой, открываю шкаф, глажу соболь и думаю про себя: а жизнь-то все-таки удалась!»

В свое время журнал Vogue окрестил вас хозяйкой соболиной горы. Соболь по-прежнему ваш самый любимый материал?

Да, это самый достойный мех. Возможно, моя любовь к нему объясняется тем, что у меня по сути та же фамилия, что и у человека, открывшего Сибирь, подарившего ее царю и впервые привезшего эти ценные шкурки. У соболя особая энергетика. Раньше был закон, согласно которому соболь могли носить только монаршие особы. В 1928 году на аукционе в Лондоне за шкурку русского соболя давали восемь килограммов чистого золота. И когда венценосные особы женились, над ложем молодых вешали такую шкурку, дабы стимулировать рождение лучших наследников. Это как оберег, как трофей.

А с какого возраста можно носить соболью шубу?

Не верьте в мифы - нет никаких возрастных ограничений. Все наши изделия отличает так называемый family-код: их могут носить и мама, и дочка. А соболь хорош и с лыжными ботинками, и на красной ковровой дорожке.

Главное - уметь носить?

Уметь носить важно. Но главное - суметь сделать превосходный вариант. В каждой нашей вещи, пусть и классического силуэта, есть свой «рок-н-ролл», а большинство моделей - трансформеры. Все модели можно носить на обе стороны, а некоторые из них предполагают все 24 способа их надевания. Поэтому покупка изделия - это настоящий энтертейнмент.

Елена, вы многого добились, у вас есть регалии, которые не снились ни одному из наших дизайнеров. Создается ощущение, что вы известнее на Западе, нежели в России, верно?

Мы, слава богу, чувствуем себя хорошо и там и здесь. Регалий много, но разве это самое главное?.. Ведь настоящее искусство не кричит, а шепчет. В свое время на моей визитке значилось, что я профессор, доктор физико-математических наук и прочее, а теперь просто имя и телефон, без статусов и регалий. Главная цель моей работы - сделать счастливыми наших клиентов. Даже не клиентов, а единомышленников. Я часто вижу своих друзей уставшими, замученными жизнью, а когда они примеряют мои вещи, то сразу преображаются и приободряются, начинают кружиться возле зеркала и даже напевать что-то про себя...

Фотография: Legion-Media.ru

Жизнь Елены Ярмак заставляет засомневаться в том, что человек может быть либо физиком, либо лириком: математический склад ума и проявившаяся еще в детстве любовь Елены к школьным предметам, связанным с логикой и аналитическим мышлением, - стали не помехой высокому творчеству, а немалым подспорьем. Специалисты говорят, что особый, фирменный крой шуб Ярмак был бы невозможен без математической упорядоченности мышления дизайнера по меху.

Елена и в пятилетнем возрасте не любила делать все как все - порядки в детских садах она считала каторжными. Позже, чтобы совсем не заскучать в научном Институте, она открыла Клуб интересных встреч Академии наук, гостями которого в разные годы были Андрей Битов, Василий Аксенов, Михаил Жванецкий. Горбачевские времена, когда модно было все начинать с нуля, привели Елену к бизнесу, который в полной мере саккумулировал ее бурлящую энергию, дар художника и умение добиваться своего.

Елену Ярмак модный мир знает как хозяйку успешного мехового бизнеса. Именные бутики ее Дома моды находятся в Петровском пассаже и на Манежной площади. Ей принадлежат VIP-салон на Кадашевской набережной в Москве и шоу-рум на 57-й Авеню в Нью-Йорке (по соседству там разместились бутики Chanel и Louis Vuitton). Вещи от Ярмак есть у Мелани Гриффит, Голди Хоун, Лучано Паваротти. На московских показах постоянно бывают политики, артисты, известные бизнесмены.

А еще в начале 90-х Елена Ярмак была известна в профессиональных математических кругах как специалист в области моделирования экономических процессов. Тогда она жила в Киеве, работала в закрытом институте кибернетики и не думала о модном бизнесе. Любила и умела хорошо одеваться, могла создать потрясающий наряд из ничего.

Переезд в Москву был связан с работой мужа, профессора математики. Но переезд принес массу разочарований: зарплаты мужа для жизни в столице было недостаточно, а самой Елене не удалось устроиться на работу по специальности. Приходилось экономить - в том числе и на нарядах. И именно эта экономность сыграла не последнюю роль в модной карьере.

Однажды в каком-то магазине Елене попались на глаза... панталоны из кружевного шерстяного полотна. Само изделие Елену не особенно заинтересовало, а вот материал понравился. Ей показалось, что платье из этого материала смотрелось бы неплохо. Захотев сшить себе такое ко дню рождения мужа, она отправилась на фабрику. Естественно, просто так никто бы ей ничего не продал. Поэтому Елена придумала историю о том, что она - представитель канадской фирмы, которая ищет поставщиков в Москве и хочет закупить у фабрики трикотажное полотно. К истории Елена приложила эскизы моделей - они так понравились руководству фабрики, что оно предложило сшить эти модели прямо у них. Елена Ярмак решила рискнуть, а когда заказ уже фактически был выполнен, призналась в авантюре. Но модели были настолько хороши, что сотрудничество с фабрикой на этом не закончилось.

Позднее Ярмак зарегистрировала свою фирму, занялась мехами. Ее вещи стоят гораздо дороже греческих, которыми заполонен рынок, - а все потому, что шкурки закупаются на лучших аукционах мира. Поначалу, пока марка еще недостаточно раскрутилась, Елена Ярмак скрывала российское происхождение своих роскошных моделей. Разработала оригинальную рекламную политику: когда фирма открыла шоу-рум в Нью-Йорк, все вокруг твердили, что невозможно приобрести известность без традиционной рекламной кампании - безумно дорогой. А Елена Ярмак просто заставила людей говорить о том, как им нравятся ее вещи: реклама из уст в уста оказалась беспроигрышной. Клиенты возвращались и приводили знакомых. Подтверждая успех Елены Ярмак в модном бизнесе, журнал Vogue назвал ее Хозяйкой соболиной горы.

Изделия Елены Ярмак, основателя и дизайнера Дома, всегда сопровождает неизменная интрига: каждая модель коллекции легким движением может трансформироваться, превращаясь в совершенно другую вещь, по желанию своего обладателя.

Бутики и шоу-румы Helen Yarmak - открыты в самых знаковых местах мира - легендарный отель The Plaza и Crown building на углу 5й и 57 авеню в Нью-Йорке, via Monte Napoleone в Милане, Цюрих, Кадашевская набережная, Ritz Carlton и Галерея Актер в Москве и Жукоffка Плаза в Жуковке, Казахстан и Украина.

Luxury модели от Елены Ярмак завоевали признание и любовь среди ценителей Высокой моды всего мира. Друзьями и коллекционерами модного Дома стали знаменитые спортсмены, представители бизнес-элиты и звёзды Голливуда, а меха Helen Yarmak появлялись на широком экране в таких работах, как Sex and the City, Devil Wears Prada, Ugly Betty, Dirty Sexy Money, Дневной Дозор, Ночной Дозор, Московская Сага.

Отдельное внимание стоит обратить на способ, который используется для создания большинства моделей одежды Модного Дома Helen Yarmak. Благодаря сетчатой основе, через которую пропущены тонкие полоски меха, у шубок, варежек и муфт есть мех не только снаружи, но и внутри, что создает дополнительное тепло и уют.

Секрет успеха изделий Ярмак в России, - а ее шубы носят Ирина Хакамада, Арина Шарапова, Алла Пугачева - казалось бы, прост: роскошь (отделка стразами, речным жемчугом, золотым шитьем), легкость (самую объемную шубу можно уложить в маленькую сумку), тепло (любимый мех Елены – соболь) и эксклюзивность. Но среди клиентов Елены – Мелани Гриффит, Джек Николсон, Голди Хоун, Дэвид Копперфилд… В Нью-Йоркском бутике дизайнера самая дешевая шуба от Ярмак стоит 20 тысяч долларов. Наши вещи, - не без юмора говорит Елена, - это то лишнее, без чего никак нельзя обойтись. А когда журналисты чересчур настойчиво домогаются ответа на вопрос – как ей удалось так преуспеть?! – Ярмак отвечает любимой цитатой из Дюма-отца: Ежедневно происходит масса ситуаций, когда человек может полностью изменить свою жизнь. Но только некоторые умеют этим воспользоваться.


Top