История возникновения вязаной салфетки крючком. Многовековая история вязания крючком

Введение

а) Актуальность работы.

Сейчас рукоделие для женщины стало приятным развлечением. Современные женщины не занимаются кройкой и вязанием, а покупают всё в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства - вязание крючком. Вязание крючком просто и доступно каждому!

Вязание крючком позволяет уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязаные изделия наиболее долги даже среди моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

Моя цель связать крючком салфетку для мамы.

  • в) Задачи.
  • 1. Узнать всё о вязании крючком
  • 2. ТБ с вязанием крючком (Технологический этап)
  • 3. Вредно ли вязание крючком фауне (Экологическое образование)
  • 4. Реклама, эмблема

Историческая справка о вязании крючком

Давайте вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра - чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к 3000-ию до нашей эры.

V веке вязание хорошо развито на Востоке. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев - вязаному берету - уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение.

Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидно актуальностью. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли по Европе, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком распространилось с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы - различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Известная путешественница и вязальщица Энни Поттер утверждает, что искусство вязания крючком возникло в ХVI веке. Датчанка Лиза Полюден выдвинула сразу три теории появления этого искусства. Согласно первой из них, возникло в Аравии, затем распространилось на восток до Тибета и на Запад до Испании, а оттуда – в другие европейские страны. По второй версии, впервые взяли в руки крючок представители первобытных племен Южной Америки, изготавливавшие с его помощью украшения. Третья версия гласит, что вязание крючком придумали создатели многих разновидностей декоративно-прикладного искусства китайцы. У них впервые появились объемные куклы.

Первые упоминания об искусстве вязания крючком в Западной Европе

Первое письменное упоминание вязания крючком, названного «пастушьим вязаньем», обнаружено в «Мемуарах шотландской леди Элизабет Грант», написанных в ХIХ веке. Узоры для вязания крючком впервые были опубликованы в 1824 году в голландском журнале «Пенелопа».

Существует версия, что вязание крючком появилось в ХIХ веке как одна из разновидностей вышивки тамбуром. Первые крючки для вязания могли представлять собой как примитивные гнутые иглы с пробковыми ручками, так и дорогие изделия, выполненные из серебра, стали или слоновой кости. Разумеется, драгоценные крючки дам создавались не столько для работы, сколько для того, чтобы привлечь внимание к их прелестным белым ручкам.

Во время голода 1845-1849 годов в Ирландии одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на кружева, связанные крючком. Традиция приписывает изобретение искусства вязания крючком ирландского кружева Мадемуазель Риего дела Бланшардье, которая в 1846 году опубликовала первую книгу, посвященную изготовлению изделий в этой технике.

Вязание крючком в России

В России искусство вязания крючком появилось в конце ХIХ века. Рукодельницы специализировались, в основном, в изготовлении кружев, узоры для которых они заимствовали из ткачества и вышивки крестом.

В наши дни отточенное веками мастерство вязания крючком не утратило своей актуальности. Несмотря на существовавшее одно время мнение, что постепенно вытеснит ручное, изделия ручной работы приобретают все большую и большую популярность. При этом вязание крючком кажется более интересным и привлекательным, чем вязание на спицах. Более легкое для освоения, оно позволяет создать поистине неповторимые изделия тончайшей работы.

А вам известна история возникновения вязания крючком? В этой статье поговорим именно об этом.

Подробнее о том, какова история возникновения вязания крючком, читайте в сегодняшней статье.

Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным.

Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Оно и понятно!

Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей.

Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.

Древнейшие вязаные изделия

По косвенным данным возможно сделать предположение, что оно зародилось до нашей эры. Однако ввиду недолговечности, вязаные изделия первых мастеров не сохранились.

Изучая историю вязания крючком, следует упомянуть найденный археологами один из древнейших экземпляров дошедших до наших дней: вязаный пояс с поразительно точным изображением колибри, относящийся к эпохе перуанской культуры III в. н. э.

Тончайший узор и гармонично подобранная палитра цветов свидетельствуют о высоком уровне мастерства индейцев Южной Америки того времени.

Существуют официально подтвержденные факты того, что техникой данного вида прикладного искусства владели еще во времена строительства египетских пирамид.

Так при археологических раскопках были обнаружены носки, которые внешне очень были похожи на рукавицы. Такой фасон позволял надевать их и использовать в сандалях с ремешком между большим и указательным пальцами.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

Существует гипотеза, что этот вид рукоделия возник на основе древнекитайской вышивки, для которой применялась игла и дополнительный крючок.

История возникновения вязания крючком в Европе

Для европейской культуры история возникновения вязания крючком началась с XII века благодаря потомкам древних египтян – коптам. Их вязаная одежда привлекла внимание даже членов королевских семей Испании, Швеции и Англии.

Поначалу рукодельные чулки, носки, перчатки стоили баснословных денег и были по карману только очень богатым людям.

Постепенно вязание крючком превратилось в прибыльную промышленную отрасль. Изначально вязальщиками были только мужчины и работодателя могли оштрафовать за использование женского труда.

Даже с появлениям в XVI веке вязальных станков и началом трикотажного производства ручная вязка крючком не была забыта.

Дешевые чулки, созданные на производстве, были значительно грубее созданных вручную аналогов. В Шотландии целые семьи продолжали заниматься рукоделием, создавая неповторимые узоры, кружева, предметы одежды.

Они разработали новую технику создания оригинальных многоцветных узоров.

В начале ΧΙΧ в. в Голландии издана первая книга со схемами для вязания крючком. Затем появились стандартизированные , разделившиеся на американский и английский варианты.

История возникновения вязания крючком в России

В нашей стране история возникновения вязания крючком датируется началом ΧΙΧ в. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки.

Кроме того, искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок, применяя узоры из вышивки крестом и ткачества.

Ценность ручной работы

Промышленные предприятия по всей Европе выпускали продукцию, которая создавалась быстро, была недорогой и качественной. Вязаная одежда постепенно превратилась в будничную, утратив свою индивидуальность.

В связи с этим спрос на ручную работу вновь возрос. Она позволяла обогащать гардероб мужчин и женщин оригинальными изделиями, узоры которых не возможно и по сей день воспроизвести ни на одной вязальной машине.

Новый виток популярности вязания крючком начался в ХХ веке, в годы второй мировой войны. Из простого хобби отдельных рукодельниц оно превратилось в полезное и увлекательное занятие, позволяющее существенно сократить расходы семейного бюджета на новый гардероб.

После Великой отечественной войны с развитием химической промышленности появился внушительный ассортимент недорогой пряжи самого разного качества и расцветок. Популярность приобрели вязаные крючком комплекты, ажурные занавеси, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и легкие покрывальца.

Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.

На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.

Оно постоянно обогащается современными материалами, новыми узорами, техниками и композиционными приемами.

Похожие статьи:

Мнения по поводу необходимости одежды для собак расходятся, и споры на эту тему бесконечны. Однако большинство обладателей маленьких собачек считают, ...

Есть очень необычный способ вязания кружев с помощью крючка и вилки. Причем используется для этой цели не столовый прибор, а скорее шпилька, на которо...

История

Вязание крючком – очень известное и старинное ремесло. Сперва этим занимались лишь мужчины, но постепенно вязание перешло в руки женщин. Теперь уже редкий мужчина возьмет в руки спицы или крючок. Вязание крючком появилось в Англии и во Франции, оно было разработано в 16 веке. Но есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что индейские племена тоже обладали всеми секретами этого искусства, образцы их древних работ были обнаружены учеными в начале 20 века. Точных данных о том, где и как именно появилось вязание крючком, нет. Но существует мнение, что берет это занятие свои корни из древней формы китайской вышивки.
В конце 19 века вязание крючком распространилось и на территории России. Рукоделием занимались женщины, собиравшиеся вечерами для совместных посиделок. В основном девушки создавали красивые кружева, состоящие из узоров народной тематики.
Вязание крючком – процедура более простая, чем вязание спицами. А изделия получаются очень красивые, нарядные и привлекательные. В наше время рукоделие обретает вторую жизнь. Ручная работа очень ценится. Вязание крючком стало модным и полезным занятием. Сейчас оно находится на пике популярности.
Вязание крючком позволяет создавать и ажурные узоры, очень тонкие, похожие на кружево, и плотные рельефные изображения. При помощи крючка вяжут и теплые вещи, и тонкие стильные купальные костюмы. Вязание крючком способно воссоздать целые произведения искусства. Этот способ вязания применяется и для вывязывания отдельных элементов, украшений, например, пуговиц, воротников, и для создания целой одежды, к примеру, платьев, свитеров, и для получения элементов интерьера, например, салфеток, скатертей, подвесок для горшков с цветами и так далее.

Вязание крючком известно издавна.

Изначально это было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало типично женским занятием.

По мнению эксперта в области вязания крючком и мировой путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно как ‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.

Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.

В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того, насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до 1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее “все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в Италии под каким либо именем”.

Плотное вязание крючком по кругу

Выбор инструментов

Строение вязального крючка

Короткий крючок - основной инструмент при вязании крючком. Коротким крючком можно вязать в прямом и обратном направлении (прямое вязание) или по кругу, когда петли вывязываются рядами, идущими только в одном направлении, начиная от центра круга.

По качеству вязальные крючки бывают:
- металлические,
- пластмассовые,
- деревянные,
- костяные.

Их выбирают по толщине пряжи.

Крючки бывают:
- короткие (12-15 см) для обычного вязания,
- длинные (30 - 45 см),
- толстые,
- тонкие (№ 1-6).

Для вязания нитями разной толщины следует подбирать и крючки соответствующих размеров.
Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитками разной толщины нужно иметь набор крючков от № 1 до № 6. Подбирая крючок, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание.

Ручка крючка должна быть легкая, чтобы не утруждать руку при вязании. Крючки всегда хранят в коробке, так как зазубринки, царапинки, изогнутость делают их непригодными для работы. Чтобы хорошо захватывать нить и не расщеплять ее, крючок должен быть в 1,5-2 раза толще нити. Для вязания изделия из шерстяной или толстой пряжи используют толстые крючки (№ 2 - 6). Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 - 1,5) вяжут ажурные легкие изделия (кружева, салфетки). Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Иногда для получения ажурного рисунка берут тонкие нитки и вяжут их толстым крючком. Для вязания используют пряжу: шерстяную, полушерстяную, синтетическую, гарус, краше, льняную, катушечную нить № 10, 20 и штопку. От правильного подбора крючка в значительной мере зависит качество вязания. Поэтому, прежде чем начать вязать изделие, свяжите небольшой образец, чтобы убедиться, что крючок выбран вами правильно.

Технология вязания по кругу

Условные обозначения

Петля подъема

Воздушная петля

Полустолбик

Столбик без накида

Столбик с накидом

Полустолбик и столбик без накида

Полустолбик (ему соответствует 1 петля подъема) Применяется при вязании края изделия, чтобы он был ровным и плотным, и при соединении фигур. Вяжут его так: крючок вводят в петлю предыдущего ряда, захватывают крючком рабочую нить и протягивают ее непосредственно через петлю ряда (цепочки) и петлю, лежащую на крючке.

Столбик без накида еще называют коротким столбиком (ему соответствуют 2 петли подъема). Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки (тогда во 2-ю петлю, не считая петли на крючке), захватывают нитку и вытягивают петлю. На крючке образовались 2 петли. Опять захватывают нить и протягивают ее через 2 петли, лежащие на крючке.

Вяжем круг

Техника

1) Связать цепочку из воздушных петель (рис. 1,2,3), ввести крючок в первую петлю цепочки, захватить рабочую нить (рис. 5) и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 6). Сделать 1 воздушную петлю подъема.

Придерживая кончик нити и получившееся кольцо из воздушных петель средним и большим пальцами вместе,обвязывать кольцо (вводя крючок под кольцо) столбиками без накида (рис. 7).

3) Обвязав кольцо столбиками без накида, ввести крючок в первую петлю начала ряда, захватить рабочую нить и протянуть ее через обе петли на крючке (рис. 8).

Техника выполнения прибавок для получения ровного плотного круга

Чтобы не получить цилиндр, чтобы край круга не заворачивался, а был плоским и ровными необходимо запомнить правила выполнения прибавок:

1) Первый ряд выполняется столбиками под кольцо.

2) Второй ряд вяжется по 2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда.

3) В третьем ряду между группой столбиков (2 столбика в каждый столбик предыдущего ряда) в каждый столбик вяжется 1 столбик, в четвертом ряду - 2, в пятом ряду - 3 и т.д., прибавляя по 1 столбику с каждым рядом.

При этом места прибавок не должны располагаться друг над другом, чтобы круг был ровным и не превратился в многоугольник.

Соответственно в каждом ряду будет прибавляться одно и тоже количество воздушных петель.

Более наглядно на схемах это выглядит следующим образом. На рис. 9 изображен круг выполненный столбиками без накида, на рис. 10 круг, выполненный столбиками с накидом.

рис. 9

рис. 10

Прячем начало и конец рабочей нити

Чтобы изделие аккуратно было выполнено, начальный кончик нити необходимо прикладывать к кольцу из нити или воздушных петель и обвязывать столбиками по кругу. Таким образом кончик нити будет пролегать под рядом столбиков. Оставшийся кончик ниточки аккуратно обрезать ножницами.

Когда закончите вязание, оставьте подлиннее кончик рабочей нити, вденьте его в иголку и мелкими стежками протяните с изнаночной стороны. Лишнее обрежьте. Получится очень аккуратная изнаночная сторона.

Правила выполнения кругового вязания

1. При обвязывании кольца в начале вязания круга, крючок вводить под кольцо.

2. Начинать каждый ряд с петель подъема. Петли подъема имитируют столбик и считаются первым столбиком ряда! Заканчивать ряд соединительным столбиком в первую петлю подъема. Этот прием не даст вязанию пойти по спирали!

3. В схемах кольцо из нити обозначается кругом в центре, если же в кругу стоит число, то кольцо выполняется из воздушных петель (цифра в кругу означает количество воздушных петель).

4. Равномерно выполнять прибавки.

5. Аккуратно спрятать начало и кончик рабочей нити.

6. Для кругов с оборками выполнять большее количество прибавок, чем для плоского круга.

Длинные петли и вязание по кругу

Свяжите цепочку, а на ней ряд столбиков без накида. Поверните вязание, перед провязыванием второй петли цепочки перехватите полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведите под рабочую нить и немного оттяните ее на себя. Перехватите полотно левой рукой так, чтобы конец петли, находящийся на большом пальце, был подведен к крючку, и провяжите столбик без накида, после чего освободите большой палец из петли. На полотне окажется закрепленная длинная петля. Затем подхватите полотно правой рукой, большим пальцем левой руки оттяните рабочую нить, образовав из нее петлю, и закрепите ее провязыванием следующего столбика без накида. Так вяжите до конца ряда. Следующий ряд свяжите столбиками без накида - это закрепляющий ряд. Далее чередуйте эти ряды.

Вязание по кругу: Для выполнения прихваток необходимо уметь вязать круг. Сначала свяжите цепочку из четырех воздушных петель и соедините полустолбиком в колечко. Затем, вводя крючок в колечко и подхватывая нить, свяжите 8 столбиков без накида. Соедините первый и последний столбики полустолбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличивайте число провязываемых столбиков так, чтобы их число было равно числу указанному на схеме.
Каждая замкнутая линия на схеме обозначает ряд, а цифра указывает на число столбиков в данном ряду.

Как ухаживать за вязанными изделиями.

1. Если Вы при ВТО изделия ручной вязки немного подпалили его поверхность, не отчаивайтесь. Подпалина исчезнет, если приложить к ней на четверть часа срез сырой луковицы.

2. Чтобы детские варежки или перчатки не потерялись, соедините их цепочкой из воздушных петель и проденьте ее через рукава.

3. Для стирки цветных изделий из шерсти, ангоры, мохера никогда не используйте стиральные порошки, содержащие отбеливатели.

4. Самое лучшее средство для стирки "деликатного” трикотажа -это мыльная стружка (2 г на 1 л воды).

5. Чтобы при стирке отстирать все пятна, поступите следующим образом: разведите в тазике с водой моющее средство, причем раствор может быть немного более концентрированным чем обычно. Внимательно осмотрите все изделие и пропитайте участки с пятнами раствором моющего средства. Оставьте изделие на 15 минут, а затем стирайте, как обычно.

6. Воротник гольф пуловера не вытянется при стирке, если сделать по краю наметку широкими стежками суровой ниткой. После стирки просто удалите нить.

7. Если Вы подозреваете, что пряжа может полинять во время стирки, то постирайте изделие, как обычно, и положите на сутки в холодную воду без моющего средства. При этом на поверхности волокон образуется тонкая пленка краски, которая долго сохраняет свой цвет.

8. При стирке изделий из ангоры добавьте в воду для последнего полоскания чайную ложку глицерина. Это придаст мягкость.

9. Никогда не вешайте изделия из ручного трикотажа в шкаф на вешалку. Их хранят сложенными на полке. Но чтобы трикотажное полотно оставалось пушистым, не стоит складывать их слишком плотными стопками.

10. Если молния стала "заедать”, натрите ее мылом.

11. Рельефные узоры не отпаривают утюгом, иначе они вытянутся или станут плоскими.

12. При полоскании изделий из шерсти вода для первого полоскания обязательно должна иметь ту же температуру, что и вода для стирки, иначе шерсть может скататься.

13. Петли для пуговиц вытянутся не так быстро, если смазать их с изнанки бесцветным лаком для ногтей.

14. Изделия из белой шерсти снова станут белоснежными, если их прополоскать в воде, куда добавлено немного боракса.

15. Частая стирка разрушает деревянные пуговицы. Поэтому перед стиркой их оборачивают алюминиевой фольгой или пленкой для пищевых продуктов, что препятствует их намоканию.

16. Цветная вышивка снова станет яркой, если перед глажкой обмакнуть лицевую сторону изделия в воду, куда добавлен уксус, и положить на чистую ткань.

17. Трикотажные вещи следует всегда стирать вручную, не тереть, а только мягко сжимать их. Если при стирке тереть трикотажное полотно, на нем могут появиться катышки.

18. Перед стиркой можно покрыть перламутровые и цветные пуговицы бесцветным лаком для ногтей. Тогда они не потускнеют под воздействием моющею средства.

19. Трикотажные вещи нельзя замачивать надолго. И пусть лучше вода будет холодной, чем чересчур горячей, поскольку при стирке в горячей воде трикотажные изделия садятся и сваливаются.

20. Если после стирки изделие выглядит мятым, а Вы не решаетесь его прогладить, снова намочите и разложите на полотенце, сверху накройте сухим полотенцем и дайте высохнуть.

21. Трикотажные вещи следует стирать в мягкой воде. Если вода жесткая, добавьте в раствор для стирки 1 чайную ложку питьевой соды.

22. Если изделие требуется накрахмалить, то сначала расправьте его на горизонтальной поверхности, а затем сбрызните раствором крахмала. Вот старинный рецепт этого раствора: 2 чайные ложки картофельного крахмала на 1 л воды. Однако значительно проще использовать крахмальный раствор в аэрозольной упаковке.

23. Никогда не выкручивайте изделия из трикотажа после стирки, заверните их в полотенце и затем расправьте

24. Высококачественную пряжу из шерсти и шелка лучше всего стирать детским шампунем или пеной для ванны.

25. Никогда не вешайте трикотажные изделия для просушки: они растянутся и утратят форму

26. Чтобы изделия из мохера и ангоры оставались пушистыми, стирайте их яичным шампунем для волос. Когда вещи высохнут, положите их в пакет и поместите на 2 часа в морозильник. Затем аккуратно выньте и дайте им оттаять.

27. На Вашем трикотажном изделии появились катышки? Ни в коем случае не обрывайте их, а воспользуйтесь специальной щеткой для удаления катышков.

28. Если изделие мало, то, вытягивая его, Вам не удастся сделать его больше: через некоторое время оно снова примет первоначальную форму.

Вязаные вещи нужно хранить в сложенном виде на полке в шкафу, ни в коем случае нельзя вешать на плечики! Убирая вещи на длительный срок, предварительно надо удалить все пятна, выстирать и использовать специальные средства против моли. Есть одна особенность хранения ШЕРСТИ ЛАМЫ И АЛЬПАКИ. Она не выносит нафталин. Поэтому, против моли использую природные средства, лаванду, табак или кедр.
Стирать вязанные вещи надо в теплой воде при температуре до 40С, мягкими (без БИОактивных и отбеливающих веществ) моющими средствами. При стирке нельзя допускать резких механических воздействий. Отбеливание, грубая стирка, отжим приводят к потере товарного вида изделия. Стирка в горячей воде, кипячение, сушка приводят к сильной усадке или нарушению связей в химических волокнах, после чего они теряют форму и сильно растягиваются, в частности пропадает эффект резинки.
Вязаные изделия ИЗ ШЕРСТИ рекомендуется стирать в теплой воде с добавлением мягкого моющего средства, тщательно полоскать, отжимать через полотенце и сушить в разложенном виде, избегая при этом прямых солнечных лучей. Изделия из пряжи с маркировкой "suрerwash" можно подвергать машинной стирке по специальной программе при температуре воды 30 С. При стирке изделий из шерсти никогда не применяйте смягчающие опаласкиватели!
Изделия С АНГОРКОЙ нельзя стирать, а лучше даже не мочить, приемлема только химическая стирка. Вообще, среди специалистов бытует мнение, что изделие из ангорки - вещь до третьей стирки. Однако необходимо оговориться, что вещи, связанные из очень дорогой пряжи с ангорой служат годами.
Изделия из ХЛОПКА нельзя стирать в горячей воде, т.к. он сильно "садится", а также долго сохнет.
ЛЕН не сжимается при высоких температурах и не садится, но имеет особенность сильно мятся, потому требует деликатного хранения.
Если при стирке Вы сильно трете и выкручиваете изделие из ВИСКОЗЫ, то рискуете получить так называемые "усы" - т.е. концы отдельных разорванных волокон, может также появиться эффект "мшистости", это когда таких разорванных кончиков много
КАПРОН, НЕЙЛОН, СИЛОН, ДЕДРОН имеют сильную неустойчивость к воздействию света - желтеют и становятся жесткими и ломкость при многократных стирках. Особую ценность этих волокон и нитей представляет высокая формоустойчивость. Они не теряют форму при мокрой и сухой эксплуатации.
Изделия из качественного АКРИЛА практически не "сваливаются”, имеют малую усадку, удобны в носке: легкие, теплые, слабо пелингуемые под верхней одеждой.
Есть некоторые виды пряжи, на этикетке которых существует информация о возможности стирать в стиральной машине.
Сушить изделия следует в расправленном виде на горизонтальной поверхности, при комнатной температуре, вдали от отопительных приборов.
Гладить изделия из шерсти и её смесей, рекомендуется через влажную хлопчатобумажную ткань умеренно нагретым утюгом (до 130*С), изделия из хлопка гладят с изнаночной стороны при температуре не выше 200*С. Изделия из химических и смешанных волокон д110*С


Top