Любовь и ревность совместимы ли? Ревность - это признак любви? Любовь, ревность, доверие.

Мир Вам, дорогие наши посетители!

Чувство ревности, рано или поздно, может возникнуть в любой семье. Ревность зачастую может быть и экзаменом, проверкой на прочность супружеских отношений. Ревность может быть смертоносным жалом, способным разрушить даже, на первый взгляд, самые крепкие узы. Кто застрахован от ревности? Кто из нас никогда не ревновал? Кто может обещать никогда не ревновать? Кто может считать себя не способным ревновать?

Любовь и ревность часто переплетены между собой, словно Жизнь и Смерть. Любовь — это Жизнь, а ревность — это Смерть. Как Жизнь не может быть без Смерти, так и Ревность всегда находится в тени Любви, готовая в любой момент, чаще всего самый не подходящий, нанести свой смертоносный укус, готовый парализовать и убить даже самое возвышенное чувство.

Ревность, на первый взгляд, кажется вполне безобидным чувством, более того, многие ошибочно предполагают, что ревность — это показатель любви. О, как они ошибаются! Ревность — это жало, это смерть, это ложка дегтя в бочке меда, та ложка, маленькая ложечка, способная погубить целую бочку меда! Ревность, словно аппендицит в здоровом теле, спит, до поры до времени, а потом вдруг разрывается гноем и отравляем все вокруг себя.

В Песни Песней Соломона два эти чувства, любовь и ревность, переплетены между собой: «…крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6) . Любовь и ревность переплетаются и в Евангелии, когда Апостолы ревновали друг друга ко Христу, желая быть, как можно ближе к Спасителю.

Так что же делать, если жало ревности вдруг укололо вас? Как спасти себя от яда ревности? Возможно ли это? Отчего может возникнуть чувство ревности и возможно ли это возникновение предотвратить? Попробуем разобраться в этих непростых вопросах, ознакомившись с трудом протоиерея Арсения Владимирова:

«П режде всего разграничим славянское слово «ревность» (в значении «ревность по Бозе»), подразумевающее действительно святое, возвышенное чувство, суть которого- стремление содействовать славе Божией, огненное желание угождать Богу, и одному Богу, и иное, душевное чувство - ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.

Если говорить о ревности, которая имеет место в отношениях супругов, то это конечно же тяжелое, страстное чувство, доставляющее мучения человеку. Равнодушие ужасно, но не менее ужасна и ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, лишающая его нравственной свободы. Эта ревность называется в Библии жестокой, как ад; эта ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов.

Отчего она возникает? Конечно же от недостатка доверия к любимому, от недостатка благородства в душе любящего. Возникает она, наверное, и потому, что мы не любим в Боге того, кого любим, - ведь благодать не насилует, любовь не подавляет. Любя, мы отдаем себя другому. Предмет любви для нас не вещь, и мы не простираем на него права собственности. Истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия.

Все-таки каждый из нас соткан из плоти и крови, и поэтому христиане, ведущие семейную жизнь, должны быть очень деликатны, осмотрительны, осторожны, должны бояться и намеком подать своей половине малейшую пищу для ревнования. Но это кажется почти невозможным, особенно в семьях, которые живут, что называется, «открытым домом», когда у супругов много друзей, каждый увлечен любимым делом…

Имея сам почти двадцатилетний стаж супружества, я размышляю об этом предмете и как священник, который исповедует людей семейных. Мне кажется, каждому из христианских супругов важно всегда следить за своим расположением, внутренним настроем, за своей мыслью и тотчас бить тревогу, когда сердце - а оно ведь у нас падшее- находится «на грани» и готово увлечься.

Знаю, что если я тотчас отсекаю сам себя, мысленно каюсь, возвращаясь в положенные мне пределы, и не допускаю духу блуда даже оцарапать мою душу, то Господь в награду за верность не допустит ничего такого, что питало бы мою ревность.

Если христианский супруг или супруга стараются быть беспорочными в отношении друг друга и даже мысленно не согрешать, то благодать венчания в полной мере царствует в их умах и сердцах, и темное облако греха даже не прикасается к ним. Но это непрестанный труд, а ведь каждый из нас подвержен искушениям…

Часто приходится видеть, что супруги - по недостатку опыта совместной жизни или по некой простоте, увлекаясь каждый своим делом, - не умеют жить общим домом. А ведь недаром сложилась пословица: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается».

Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению или творчеству, не должны полагать между супругами никакого разделения. Как об этом прекрасно пишет в своих дневниках царица Александра Феодоровна, жена должна уметь жить делом мужа, а муж - проявлять заботу и не поддельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце — и они смотрели бы на мир единым образом и жили в полной мере душевными переживаниями друг друга. Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве.

К сожалению, в современных семьях часто случается, что ревность возникает не только в отношениях супругов, - есть ведь еще родители, дети, и порой все теснятся в одной квартире. Для многих становится серьезной проблемой рождение ребенка, когда у мужа появляется множество поводов упрекнуть супругу в отсутствии былого внимания. А уж отношения свекрови и невестки стали просто «притчей во языцех», и одному Богу ведомо, сколько по этой причине было пролито слез молодыми женами и не очень молодыми мамами их мужей.

Если у свекрови достает ума и она знает жизнь, то совесть подскажет ей, сколь тактично она должна относиться к новой семье. Сама жизнь поможет ей отказаться от своего чада в пользу половины, которую то обрело, по библейскому слову: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24). Ревность к избраннику или избраннице чада в полной мере обнаруживает родительский эгоизм: слепую, животную родительскую любовь, которая не созидает, а разрушает. В самом деле, сколько семей распалось из-за того, что родители нарушили данный Богом чин, иерархию взаимоотношений, и вторглись туда, куда не должна ступать нога постороннего человека! Третий здесь - действительно лишний.

Относительно первой упомянутой Вами коллизии тоже требуется размышление и христианское понимание проблемы. Прекрасно говорит протоиерей Димитрий Смирнов об иерархии семейных отношений: сначала муж и жена, их попечение друг о друге, затем дети, а затем родители. Это не значит, что мы должны оставлять родителей без внимания. Но основа основ - мир и согласие между мужем и женой.

Молодые женщины, супруги-христианки, конечно же не должны совершать ошибку и с появлением ребенка переставать интересоваться мужем - в этом будет определенная нравственная аномалия. Один многоопытный духовник, которого мне посчастливилось знать, говорит, что если в семье муж пьет или бьет, то это верный признак недостатка мудрости и подлинной любви в сердце супруги.

Современные люди очень слабы, эгоистичны, падки на всякие пороки… Едва лишь удельный вес супружеской женской любви будет перемещен в сторону детей или кого бы то ни было (чего бы то ни было) - муж, оставленный без попечения, начнет увядать, как растение без солнечного света. И напротив, прозорливая, умная, добродетельная женушка будет фокус своего внимания неослабно держать на сердце мужа, никогда не умалит попечения о нем, дабы он чувствовал себя удовлетворенным, насыщенным, радостным. И, конечно, платил тем же своей супруге, являясь подлинным духовным главой Богом данного союза. Поэтому нужно определенно сказать, что исключительное попечение о детях, при снисходительном «отмахивании» от супруга: дескать, то, что связано с мужем, меня не интересует, дети для меня главное, - такое расположение сердца жены-христианки неправильно, греховно.

Ничего не может быть отвратительней, чем «треугольник», созданный творческим воображением (а может быть, и жизненной практикой) Н. Г. Чернышевского в романе «Что делать»: Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна; свободное мигрирование венчанной жены от мужа к соратнику по революционным делам… Это вырождение и смерть души.

Другое дело, что ревность находит место в сердце человека, свивает там гнездо в случае, если он не обращен всеми силами своей души ко Христу. Плотская ревность свойственна человеку грубому. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии, а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о ненарушимости мира и согласия в семье своей, и именно в молитве к Богу высказывает и выливает, выплакивает все то, что в языческих союзах обрушивается на голову легкомысленной половины.

Внимательный христианский супруг не может не замечать малейших отклонений в сердце и мыслях любимой, не может не видеть тех опасностей и соблазнов, которые постоянно стучатся в двери семьи. Но как по-разному ведут себя мужья! Один накричит на свою жену, другой ударит, третий перестанет разговаривать, четвертый будет сидеть с мрачным лицом и односложно буркать что-то в ответ на слова супруги…

А иной не повысит голоса, как обычно, поздоровается, в осторожной форме спросит супругу или выразит свое беспокойство, не потеряв ни нежности, ни доверия, ни любви. И этот вопрос, эта тревога, идущая из чистого, добродетельного сердца, будут куда более действенны, чем внешняя поза или какая-то грубость, хотя бы и внушенная оскорбленной любовью.

Мне вспоминается в связи с этим прекрасный эпизод из книги «Отец Арсений», которую многие наши читатели знают и любят. В заключительной ее части речь идет о женщине, обретшей мир с Богом у ног духовника, отца Арсения. Долгое время она изменяла мужу, находясь под ослепляющим воздействием плотской любви, которая захватила все ее существо… Но муж в той семье был истинным христианином. Зная, чувствуя то недоброе, что вошло в семью, он ни слова не говорил супруге, но часами молился Богу, ведая, что лишь Врач Небесный может излечить эту смертельную, зияющую язву.

Другой бы на его месте поступил иначе: выгнал бы жену, выкинув вслед за ней и вещи, или ушел бы сам. Но муж, памятуя, как силен диавол и как трудно, мучительно избавиться от его плена, молился и молился, прося Господа и Богородицу вмешаться… И победил в этом бескровном сражении - жена отрешилась от своего ослепления: усовестившись безмолвного ангела, которым был не кто иной, как ее собственный муж, она пришла к покаянию, и мало-помалу семейная жизнь восстановилась.

«Есть два рода любви, из коих одна святая, а другая нечистая… одна покорная Богу, а другая страстная; одна мирная, а другая мятежная; одна - предпочитающая истину похвалам заблуждающихся, а другая - жадная ко всеобщим похвалам; одна - желающая ближнему того же, что и себе, а другая - желающая подчинения ближнего себе самой… Эти два рода любви существовали еще в ангелах, один в добрых, а другой в злых, и положили различие между двумя градами, образовавшимися в человеческом роде… Из их временного смешения происходит настоящий век, пока на последнем Суде они будут разделены, и один, соединившись с добрыми ангелами, наследует со своим Царем вечную жизнь, а другой, соединившись со злыми ангелами, будет отослан со своим царем в огонь вечный» (Блаженный Августин). (Протоиерей Артемий Владимиров. «Любовь и вера». М., 2003).

Когда обращаются клиенты с проблемой ревности, наблюдаю одну и ту же картину. Судя по всему ревность вообще у всех по схожей схеме протекает. Она держится на двух опорах. Первая – главная – жажда обладания. Вторая – страх оказаться обманутым дураком. Можно выделить и третью – менее распространенную – заиметь право судить и карать «виновного» партнера. Вот эту смесь страха, злости и осуждения и называют ревностью. А иногда, как ни печально, любовью.

Говорят – ревнует, значит любит. Вы тоже так думаете? Если верится, что партнер любит, потому что ревнует, впору задуматься – а что же, собственно, вы любовью называете? Зависимость и контроль? Или может, агрессию и страх? Хороша «любовь»! А потом люди удивляются: «За что это он меня так… «Любит»…»

Ревность как жажда обладания

Это самый распространенный вид любви ревности. Ее причиной становятся счастливые предвкушения и надежды, которые возлагаются на партнера. Это можно представить, как тоннель будущего, который ревнивец себе прочертил в голове. В этом тоннеле он радостно предвкушает конкретную, угодную ему жизнь вместе с партнером. И вот, когда поведение партнера не соответствует этим ожиданиям, или даже хуже – их рушит, тогда от страха потерять выдуманное будущее, ревнивец злится и капризничает – то есть ревнует.

Проще говоря, здесь ревность – это неготовность лишиться «своего» партнера, неготовность встретить неизвестное и потому . Такой страх накрывает сильней всего несамостоятельных и неполноценных несамодостаточных людей – таких, кто не умеет в этой жизни опираться на себя.

Такая несамостоятельность – не обязательно материальна. Она может, куда драматичней проявляться на психическом уровне. То есть, даже человек, обеспеченный финансово, может оказаться «нуждающимся» и зависимым – а потому и ревнивым в плане душевном, чем и пользуются всевозможные альфонсы и содержанки, манипулируя ревнивостью своей жертвы.

Сюда же можно отнести неготовность встретить собственные страхи и невостребованности. Если таковые в душе обосновались, ревность может работать бесперебойно, поглощая значительную часть личной силы. На практике, чтобы как-то залатать угрозы от собственных страхов, ревнивец устраивает истерики и пытается контролировать партнера.

В такой ситуации вынос мозга ревность – это попытка принудить партнера к «любви» – то есть к непрерывному обслуживанию страхов ревнивца – вечным доказательствам, что у него нет поводов бояться одиночества и своей никому ненужности. От сюда же растет , побуждающее делать из своего партнера верную и послушную собственность.

Вопрос «Ты меня любишь?» – это по сути просьба, или даже требование ревнивца ублажить его неуверенность в себе. Даже секс может интересовать ревнивца лишь, как возможность почувствовать себя нужным.

Ревность как страх оказаться обманутым дураком

Такой тип ревности – это страх унижения. Ревнивец как бы предчувствует, что предатель-партнер, вступив в заговор с любовником, делает из ревнивца лопуха, обманывает его и втихомолку насмехается. И вот, предчувствуя такое унизительное к себе отношение, ревнивец, чтобы защитить свое достоинство, устраивает обвиняемому персональный Армагеддон.

Ладно бы ревнивец точно знал, что партнер ему изменяет и гневался «справедливо». Но такой тип ревности ослепляет. Ревнивец опережает события, и чтобы не оказаться обманутым лопухом, приписывает себе всезнание – дескать, уж его-то не обмануть – такой он умный и проницательный. Ему даже допрос своей жертве устраивать необязательно, можно сразу начинать с обвинений.

По началу невинную сторону такая ревность может даже радовать – вроде как «любят» же, раз ревнуют. Пока дело не доходит до истерик, тираничного контроля, или даже рукоприкладства. Говорят же, что «любовь» – жестока?

В запущенных случаях желание раскрыть «обман», изобличив изменника, может стать страстью и даже . Ревнивец вкладывается в свои навязчивые идеи по полной, и чтобы оправдать вложения, пытается поймать партнера на обмане в любой немыслимой ситуации. Каждая нелепица может в глазах ревнивца оказаться бесспорным «доказательством» лживости партнера.

В противном случае пришлось бы признать, что все это время обманутым дураком ревнивец делал себя сам, ведь все его обвинения – это чаще всего самообман и самодурство. Но признать эти факты и успокоиться он не готов. Ему проще до конца жизни настаивать на своей правоте, и верить, что он – одинокий герой, отстаивающий справедливость. И никто его не перехитрит. Потому что это никому не нужно. Он и без того себя дурачит сам.

При этом ревнивец упорно отказывается нести ответственность за свои переживания. Якобы это не он сам ревнует, метая искры, а его жестоко мучают, принуждая ревновать. И поэтому ревнивец с упоенным упорством делает виноватым в собственных мучениях партнера, ожидая с ним скорой расплаты за все перенесенные терзания. В таких отношениях ревнивец становится жестоким тираном, беспощадно осуждающим и наказывающим своих «любимых».

Кто-то еще хочет называть ревность любовью? А?

Ревность как недоверие

Есть распространенное мнение, будто ревность вызвана недоверием. Но по мне, так объяснять ревность недоверчивостью – все равно, что обвинять в собственной клаустрофобии сам факт наличия замкнутых пространств. И замкнутые пространства, и недоверие – явления нейтральные, а вот страхи, вокруг них накрученные – нестабильны и субъективны.

Да и не каждая ревность сопровождается недоверием. Ведь ревнуют не только к соперникам, но еще и к работе и увлечениям, детям и котикам – к чему угодно, что отвлекает желанное внимание от ревнивца. А если человек, вообще, склонен к ревности, для его недоверия и поводов не требуется. Паранойя «по волшебству» их творит из ничего.

Другой стереотип о ревности убеждает, что ревнивец ревнует, потому что сам изменяет – дескать, по себе судит и свою же неверность приписывает партнеру. То есть, исходя из такой логики все недоверчивые – это обманщики, а легковерные простаки – честные люди. Такая взаимосвязь, если и прослеживается, то с большой натяжкой. Ревнивец не обязательно склонен к изменам, а сторона, уверенная в надежности партнера, может преспокойно «ходить налево». Как человек по роду деятельности, общающийся с людьми по душам, я этот факт всесторонне подтверждаю.

На сайт ряд недавних статей был посвящен теме неврозов и невротиков. Там я подробно говорил о том, что психологически здоровых людей в нашем обществе просто нет. Хотя бы поэтому и стыдиться собственной ревности смысла нет. Едва ли не все мы такие вот «любящие» ревнивцы.

На ревности держится такое чувство, как влюбленность. Ревность – это показатель интереса к человеку, в которого мы влюблены. Нет ревности – нет интереса, нет влюбленности. То же самое касается и человека, который интересуется нами.

Ревность – признак любви, это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим, это боязнь превосходства другого лица, источник мук для любящего и обид для любимой. Ревность всегда смотрит в подзорную трубу, делающую маленькие предметы большими, подозрения – истинами.

Поэтому проявляемая супругами ревность должна быть умеренной, не выходящей за рамки дозволенного шариатом. Согласно шариату, муж не должен подозрительно отслеживать каждый шаг своей жены, быть излишне мнительным, выдвигать беспочвенные обвинения, что разрушает взаимное доверие и любовь, вносит в семью дисгармонию.

Ислам запрещает частое проявление подозрительности. В Священном Коране говорится: (смысл): «О вы, которые уверовали! Избегайте частых предположений (домыслов), ибо некоторые предположения (домыслы) греховны. Не выслеживайте [друг друга]… » (сура «Аль-Хужурат», аят 12). Запрещается также шпионить, следить друг за другом, что обычно является следствием подозрений, также выискивать недостатки людей, то, что скрыто от глаз посторонних.

Также запрещается без причины подозревать или обвинять жену, близких родственников в измене и т. д. Праведный халиф и сподвижник Пророка Мухаммада (с.а.с.) Али говорил: «Не излишествуй в ревности к своей жене, иначе из-за тебя будет опорочена ее репутация ».

Передают со слов Абу Хурайры , что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли – это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не взвинчивайте цену, не завидуйте друг другу, не проявляйте ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу и будьте братьями, о рабы Аллаха! » (аль-Бухари)

Необходимо придерживаться умеренности в том, что касается ревности, т. к. умеренная ревность не только необходима, но и похвальна. Муж не должен показывать свои сомнения в верности жены, устраивать сцены ревности по разным пустякам.

Нельзя преступать пределы разумного, плохо думая о жене, придираясь к ней и выслеживая ее, потому что Посланник Аллаха (с.а.с.) запрещал мужьям выискивать недостатки жен. Пророк (с.а.с.) запретил специально устраивать проверки для жены, например, внезапно появляться среди ночи и т. д.

Мужчине же не следует возвращаться домой после долгого отсутствия ночью, чтобы не получилось так, будто он в чем-то подозревает жену или выискивает ее недостатки.

Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха , что Пророк (с.а.с.) сказал: «Если кто-нибудь из вас будет долго отсутствовать (дома), не следует ему возвращаться к своей семье ночью » (аль-Бухари).

Если же муж уходит утром и приходит поздно ночью каждый день, то в этом нет ничего порицательного, потому что его ждут и знают, что он должен прийти, так же если он заранее сообщил, что прибудет ночью, так как хадис остерегает от внезапного прихода без предупреждения.

Женщина же должна сторониться чужих мужчин и вести себя как можно скромнее с ними. Если вдруг придется говорить с ними, она должна потуплять взор и не находиться в том месте, которое будет вызывать какие-либо подозрения. Муж должен ревностно относиться к своей жене в пренебрежении ею запретами шариата. Он должен запрещать ей ходить в порочные места, где совершают непристойные поступки и распутство.

Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах ревнив и мусульманин ревнив. Аллах ревнует, чтобы верующий не совершал то, что Аллах ему запретил » (Муслим).

Это означает, что мусульманин должен ревновать умеренно (разумно).

В достоверном хадисе, переданном от Абу Хурайры, сообщается что Пророк (с.а.с.) сказал: «Одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Аллаху; те же, что любит Аллах, – когда есть сомнения для ревности, те же, что ненавистны [Аллаху], – когда нет никаких подозрений для ревности » (Ибн Маджа).

Мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, если он не является ее ближайшим родственником (махрамом), и не должен приходить к женщине, мужа которой нет дома.

РЕВНОСТЬ ЖЕНЩИНЫ

Женщина не может быть свободна полностью от ревности, так как это приводит к безразличию по отношению к своему мужу, но она должна следить за собой, чтобы ревность проявлялась умеренно и не заставляла ее совершать действия, выходящие за рамки дозволенного шариатом, и не вызывала гнева Всевышнего. Ревность проявлялась и среди жен Посланника Аллаха (с.а.с.). Мать правоверных и жена Пророка (с.а.с.) Айша рассказывала: «Я не ревновала ни к одной из жен Пророка (с.а.с.) так, как ревновала к Хадидже , хотя она умерла за 3 года до того, как он взял меня в жены, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал резать овцу и делить ее между людьми как милостыню в память о Хадидже. И я часто говорила ему: “Как будто в мире не было никого, кроме Хадиджи!” Но он отвечал мне: “Она была моей женой и родила мне ребенка”» (аль-Бухари). Также Айша рассказывала: «Уже после смерти Хадиджи ее сестра Хала , дочь Хувайлида , попросила разрешения войти к Пророку (с.а.с.) (а ее голос был очень похож на голос Хадиджи (с.а.с.)), и ему показалось, что это говорит Хадиджа, и он вздрогнул, а потом сказал: «О Боже, ведь это Хала!» Я, полная ревности, воскликнула: “Что ты вспоминаешь красноликую курайшитскую старуху, которая давно умерла! Всевышний дал тебе вместо нее жену получше (имея в виду себя)”» (аль-Бухари).

Хотя жены Пророка (с.а.с.) и проявляли свою ревность, но это не приводило их к тому, чтобы они совершали что-либо выходящее за рамки дозволенного шариатом.

Магомед Магомедов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД

Можно сказать, что в повседневной жизни такие чувства, как любовь и ревность, идут рука об руку . Многие люди заявляют, что причиной ревности выступает именно настоящая любовь, другие полагают, что нельзя и говорить о высоких чувствах, в которых нет ревности. Тем не менее, данные явления трактуются специалистами в области психологии по-разному, и не существует однозначного мнения относительно этого вопроса. В статье мы попробуем разобрать, что скрывается под ревностью и на самом ли деле она является свидетельством подлинных любовных чувств.

Любовь и ревность в психологии

В психологии любовь и ревность часто рассматриваются как явления, дополняющие друг друга. Считается, что если человек по-настоящему влюблен, то он очень боится потерять объект своей любви, чем и обусловлена ревность. Получается, что она выступает постоянной спутницей сильных чувств и является абсолютно нормальным душевным переживанием любящего человека.

Не секрет, что ревность в разумных пределах может даже способствовать укреплению чувств и привязанности. Это объясняется тем, что человек как бы лучше осознает, насколько ему дорог объект любви, когда на какую-то долю минуты понимает, что может его потерять (или представляет это в полной мере). Подобные переживания нередко разжигают страсть и пылкость в отношениях пары, делая союз прочнее.

Таким образом, в психологии любовь и ревность могут выступать в качестве взаимодополняющих факторов . И в данном случае есть смысл говорить о том, что ревность способна сделать чувства сильнее и ярче. Однако это происходит при условии, что оба партнера полностью осознают, что происходит, и просто вносят долю экстрима в свой союз, чтобы разнообразить отношения. В такой ситуации может даже присутствовать легкий флирт на стороне только с целью пробудить в любимом человеке собственнические инстинкты, которые зачастую добавляют эмоциональности отношениям.

Однако гораздо чаще настоящая любовь и ревность оказываются просто взаимоисключающими факторами, хотя люди, подверженные этому чувству, склонны доказывать обратное. Речь идет о тех случаях, когда ревность просто переходит все границы и превращается в настоящую тиранию. Быть рядом с человеком, испытывающим подобные чувства, становится невыносимо, поскольку такая жизнь напоминает страшные фильмы про маньяков-шизофреников.

В психологии любви ревность нередко рассматривается и как явление, которое способно погубить не только взаимные чувства и доверие, но и самого человека, испытывающего ее . Ведь если человек не стремится контролировать свою ревность, тем более, всячески оправдывает ее проявления, она вскоре переходит в одержимость, от которой трудно избавиться. Так начинаются подслушивания разговоров, постоянные упреки, обвинения, непонимание, даже слежка со всем шпионским антуражем.

Таким образом, человек зацикливается исключительно на своих догадках и подозрениях, постоянно пытаясь найти им доказательства. При этом он забывает о своих любовных чувствах к партнеру, поскольку любовь неизбежно оказывается на втором плане. Самые прекрасные отношения могут превратиться в сущий ад при помощи неоправданной ревности.

В данном случае любовь и ревность исключают друг друга, хотя и в основе ревности могут лежать причины, исходящие из больших чувств . К примеру, как отмечалось выше, это сильный страх потери любимого существа, подсознательное желание оградить его от всех и вся, лишь бы его не увели. Вместе с этим не стоит забывать и о том, какие комплексы ведут к такому мировоззрению, ведь изучив их, можно прийти к выводу, что дело вовсе не в сильной любви.

В первую очередь здесь необходимо сказать о комплексе неполноценности и низкой самооценке. То есть человек недостаточно уверен в себе, чтобы наверняка знать, что партнер его не покинет ради более красивого, умного, интересного, обеспеченного и т. д. Это самый распространенный вариант, когда мужчина или женщина видят во всех представителях противоположного пола потенциальных соперников. В аналогичных ситуациях либо возлюбленный такого человека должен проявить огромное терпение и постоянно доказывать ему, что он самый лучший, либо необходима помощь психолога для борьбы с низкой самооценкой.

Любовь и ревность в философии

Любовь и ревность в философии также часто выступают взаимосвязанными понятиями . Причем опять-таки чаще всего причиной ревности является неуверенность в себе и постоянные мысли на тему, что кто-то может оказаться лучше. Интересно, что именно такое поведение зачастую толкает объект любви на измену: оно как бы подсознательно развивает в нем уверенность в том, что он может найти альтернативный вариант. К тому же сомнения в собственной индивидуальности, мучающие человека, испытывающего ревность, вскоре передаются также тому, кого он любит.

Любовь и ревность могут сочетаться также в людях, наделенных сильным собственническим инстинктом. Они, как правило, считают объект своей любви полноправной собственностью, которую у них пытаются отобрать (так ли это на самом деле, неважно). Это приводит к тому, что человек попросту превращает своего любимого в раба, который не имеет права и шагу ступить без его разрешения. На подсознательном уровне таким образом ревнивый человек защищает свои чувства от посягательства других.

В философии любви ревность нередко рассматривается и как чувство, которое постепенно превращает ее в ненависть . Это объясняется тем, что объект любви приносит человеку постоянные мучения и негативные переживания. Понемногу он начинает восприниматься как враг, которого необходимо подозревать во всем, выслеживать, доказывать его виновность и, наконец, бороться. Таким образом, человек сам не замечает, как стремительно его высокие чувства облачаются в настоящий гнев и даже ненависть.

Чтобы этого не произошло, можно посоветовать в первую очередь не терять самообладания и не поддаваться эмоциям, стараясь оценивать конкретную ситуацию максимально трезво. Излишняя чувствительность в сочетании с некоторыми комплексами может запросто погубить самую большую любовь.

Такие феномены супружеской жизни, как , являются очень сложными для изучения средствами психологии и социологии.

Приветствую Вас, уважаемые читатели блога

Как правило, ревность и любовные отношения рассматриваются или с теоретически-умозрительных позиций, или с позиций психотерапии.

Ревность любовные отношения — определение

Существуют различные определения ревности в любовных отношениях. Так, Рене Декарт полагал, что ревность - это вид страха при желании сохранить за собой обладание каким-нибудь благом.

В «Толковом словаре» Д. Н. Ушинского ревность определяется следующим образом:
1) как страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-нибудь верности — в любви, в полной преданности;
2) как боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше;
3) как усердие, старательность, рвение.
Обычно выделяют ревность детскую, профессиональную, национальную, спортивную, творческую.

Существуют различные взгляды на ревность в отношениях между мужчиной и женщиной, в которых делается акцент на положительные или отрицательные стороны этого явления.

1. Ревность это составная часть половой любви, интимной дружбы, она говорит о силе влечения.

2. Ревность — как эмоция, не присущая любви, как тень в отношениях людей.

3.Ревность — эгоизм в половых отношениях.

Все эти подходы рассматривают ревность не как самостоятельный феномен, а как компонент чувства любви, любовных отношений. Ревность может сопутствовать различным состояниям в любви, связана с неуважением в любви, обманом в ней, ее потерей, опасением ее потерять.

На различных фазах любовных отношений - в период их развития, пышного расцвета и неизбежного старения - ревность может проявляться по разному:

Первая фаза - воображение идеального любимого, платоническая любовь к человеку, похожему на идеал. У некоторых людей ревность проявляется уже на этой стадии развития любовных отношений.

Вторая фаза - страсти и пламенного чувства. Благоприятные условия для возникновения ревности. С этим хорошо согласуется теория Д. Делиса о дисбалансе в любовных отношениях, по которой в период возникновения взаимной любви оба партнера одинаково обеспокоены тем, как относится к нему любимый человек, и оба опасаются потерять любимого. Однако в случае развития неуравновешенных отношений («парадокса страсти») у одного из партнеров (более вовлеченного в отношения по тем или иным причинам) развиваются мучительные чувства ревности и страха быть покинутым.

Третья фаза развития любовных отношений — период, когда чувства становятся более спокойными, родственными. Ревность, если она была присуща этому союзу, редко сохраняет свою прежнюю силу, ее интенсивность уменьшается. В исключительных случаях ревность остается такой же сильной.

Известно, что если один из пожилых супругов ревнив, то любовь длится дольше.

С третьей фазой можно сопоставить долговременные любовные отношения по Д. Делису, которые существуют, когда нет дисбаланса отношений, то есть оба партнера примерно одинаково вовлечены в них.

Такие отношения можно наблюдать в успешном браке — согласно классификации В. А. Сысенко в «средних браках» со стажем 10-20 лет, когда формируется и укрепляется супружеская дружба, стабилизирующая семейный союз (хотя следует отметить, что, по В. М. Сеченову, любовь между мужчиной и женщиной уже через три года перерождается в дружбу). Здесь проявляется сложность самого предмета изучения - любви и ревности, так как каждый исследователь исходит во многом из собственного опыта и пренебрегает точными определениями понятий.

Несомненным, является тот факт, что любовные отношения с сильным дисбалансом, когда один из партнеров находится в сильнейшей эмоциональной зависимости от другого, сопровождаемой мучительной ревностью и неуверенностью в дальнейшей судьбе этого союза, имеют очень малую вероятность «дожить» хотя бы до стадии «средних браков».

Возможно существование так называемой «установки на ревность», то есть внутренней готовности встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание соответствующего поведения. Как правило, такая установка формируется уже в юношеские годы, когда еще на школьной скамье подростки «обогащаются» выводами о любви и верности - парни узнают, что «все они - изменницы», а девушки - что «все мужчины - подлецы».

Такие выводы легко прививаются, если ребенку в детстве приходится быть свидетелем неверности родителей, а молодому человеку - друзей, сослуживцев. Тогда может сформироваться так называемая «предусмотрительная ревность», то же самое поведение ожидается от супруга. Если же довелось испытать неверность любимого или супруга, ожидание неверности может быть перенесено и на другого партнера.

Ревность любовные отношения: типы.

Выделяются следующие типы ревности:

1.Собственническая ревность.
Ее «девиз»: «Вещь всегда должна принадлежать своему хозяину». Например, ревнивый муж и остатки так называемого «двойного стандарта». Такая ревность обязательно связана с сильным переживанием измены партнера с угрозой разрыва отношений.

Возможны следующие причины собственнической ревности:

она может быть спровоцирована изменой или подозрительным поведением партнера, возможна от охлаждения чувств любимого, отсутствия информации о нем, разлуки, компрометирующей информации.

Достаточно часто имеет место беспочвенная ревность, но поводу которой супруги обращаются в психологические консультации.

Следует также иметь в виду, что не каждая ситуация даже реальной измены вызывает сильную ревность, не надо забывать и тот факт, что ревность может существовать и без любви.

Возникновению собственнической ревности в сильной степени способствуют определенные черты характера, такие как властолюбие, эмоциональная холодность, неспособность прощать, педантическое упрямство, любовь к «порядку во всем» и просто неумение уважать личность другого человека.

2.Ревность от ущемленности
Обычно свойственна людям с тревожно-мнительным характером, неуверенным в себе, с комплексом неполноценности, со склонностью к преувеличению опасности.
(см. тест характер)
Ревности этого типа способствует низкая самооценка, которая, в свою очередь, может сформироваться уже до брака, а может быть вызвана неправильными действиями другого человека или переживанием своей сексуальной несостоятельности.

Для людей, ревнующих от ущемленности, характерно нежелание допустить сравнение с возможным соперником из опасения проиграть в глазах любимого человека.

При собственнической ревности больше страдает тот, кого ревнуют, при ревности от ущемленности сомнения больше мучают самого ревнивца.

3. Обращенная (отраженная) ревность.
Психологический механизм образования: ее источник - проекция собственной супружеской неверности, ненадежности на другого партнера.

Логика такой ревности проста: если я могу стать объектом любви другого, то наверняка и мой брачный партнер на это способен. Так, неверные мужья и жены часто оказываются чрезмерно ревнивыми. Подобная ревность наиболее далека от любви (заведомо возможна измена для ревнующего).

Объяснить психологический механизм ревности может помочь понятие доминанты — наличие более или менее устойчивого очага повышенной возбудимости, привлекающего к себе волны возбуждения из самых различных источников и способного под их воздействием к накоплению и дальнейшему увеличению своего возбуждения.

Проявления ревности различаются в зависимости от темперамента : люди вспыльчивые и более агрессивные и реагируют соответственно при предполагаемой измене партнера: оскорбляют, угрожают, выслеживают и т. д.
(темперамент: личностный опросник Айзенка)
Люди флегматичные, пассивные испытывают мучения при мысли о возможной измене, переживают свою беспомощность, при этом они могут не испытывать агрессивных чувств к партнеру или к сопернику, выдвигая оправдательные объяснения. Обычно такие люди страдают молча, не афишируя своих чувств, надеясь на дальнейшее восстановление нормальных отношений.

Существуют и особенности ревности, специфические для мужчин и женщин.

Так, мужская ревность часто проявляется как результат традиционно преимущественного права мужчин перед женщиной, мужчины чаще подают на развод по причине измены жены, хотя в целом мужчины чаще изменяют.

Женская ревность имеет свою социально-биологическую основу. Вынашивание и вскармливание ребенка имеет обязательным условием защиту и помощь отца, природой женщине вручено право уповать и рассчитывать на его преданность — поэтому озабоченность ответными чувствами мужчины у женщины социально-биологически обусловлена в пору ухаживания и первых лет брака.
(навязчивость в любви)
Считается, что в эти периоды женщина более ревнива. Она не свободна от этих чувств в той мере, как не свободна от природного желания иметь детей, — это не вина, а скорее слабость.

Однако женская ревность тоже может иметь собственнический характер — для утверждения в роли семейного «диктатора».
(Как понять жену)
Первым признаком чрезмерной ревности жены является ревность к родителям
мужа.

Другое проявление ревности — ребенка к отцу, это может свидетельствовать о том, что мужчине не удалось обеспечить душевный покой женщине и она не чувствует себя в безопасности. Известны случаи ревности матери-свекрови к невестке (пытается «вернуть своего ребенка»), а также ревность старшего ребенка в семье к младшему (отняли родительскую любовь).

Зная происхождение ревности в любовных (семейных) отношениях можно избежать (контролируя себя) лишних ссор и конфликтов ведущих, зачастую к разрыву этих отношений.
Желаю всем психического здоровья!

Top