Онанизм - это грех? Какой грех совершил Онан? Онан библейский герой.


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.115. Аня Киселева (akisseleva@???.kz) пишет: "Что Библия говорит о контрацепции и контроле за рождаемостью? Я согласна с идеей, что аборт -- это убийство, но меня волнует вопрос о приеме таблеток и использовании презервативов."

Ответ однозначный: НИЧЕГО. Хотя те, кто желает вывести что-либо по этому поводу, могут найти достаточно оснований для своих философствований. Да, некоторые церковные организации осуждают всякое планирование семьи. Другие же наоборот, рекомендуют. Если же пытаться найти хотя бы сто-нибудь, относящееся к вопросу предохранения, то, пожалуй, можно рассмотреть четыре текста:

- "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю". Особенно хочется обратить внимание на вторую часть. Она предполагает некоторый предел - наполняйте, а как только наполните землю, то первая часть исполнена и более не является требованием. Если бы человек не согрешил, но жил вечно, то в какой-то момент земля была бы достаточно населена людьми и размножение человека прекратилось бы. Имеет ли это какое отношение к планированию семьи сегодня? Если и имеет, то только в смысле того, что мы не должны плодить детей, если не можем их содержать (будь то мы не имеем места, или средств для поддержания их жизни).

- "пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего" (см также ). Здесь, правда, представлено противоположное средство - мандрагоры, плоды растения, встречающегося в Палестине, которые способствуют зачатию (по крайней мере, так верили древние евреи). Из этого следует только то, что планирование семьи имело место, хотя в то время люди желали иметь больше детей, чем сейчас.

- "Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему". Сегодня именем Онана называют совершенно не то, что он делал. Онан использовал самый популярный метод предохранения - прерванный акт. И мы читаем, что он был наказан за это Богом. Многие основывают свое противление контрацепции именно тем, что Бог наказал Онана. Но Онан был наказан не потому, что он "изливал на землю", а потому, что не желал "дать семени брату своему". У евреев существовал закон, согласно которому, если кто-либо умирал бездетным, то его ближайший родственник должен был взять его жену себе, и первый, рожденный у нее сын считался сыном умершго и носил его имя. Это было необходимо для продолжения рода умершего. Онан совершил грех против этого закона. Будь это другая ситуация, не связанная с продолжением рода родственника, врядли Онану было бы вменено в грех то, что он "изливал на землю". Так что я не считаю этот текст связанным с предохранением иначе, как только содержащий информацию о том, какой метод планирования семьи был известен в древности.

- "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". Здесь говорится о том, что супруги обязаны быть вместе (вести активную половую жизнь) вне зависимости от их желания иметь детей. Да, здесь не говорится о том, что рождаемость должна или не должна контролироваться. Но этот текст отрицает аскетизм, который наблюдается в некоторых религиозных организациях, по отношению взаимоотношений супругов.

Есть еще один текст, который следовало бы привести здесь. Это - "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы". Вопрос нашего здоровья очень высоко ставится в Священном Писании. Не всякий метод предохранения обдинаково полезен (или безвреден). Поэтому, избирая метод предохранения, думайте о здоровье. Вы ответственны перед Богом за себя и за своих детей - сможете ли вы вырастить их достаточно обеспеченными и здоровыми, не навредив при этом и своему здоровью?

Читайте еще по теме "Секс, эротика и интим":

30 сен Является ли блудом петтинг,прикосновения без прямого секса? (Степан) Степан спрашивает: Является ли блудом петтинг, прикосновения без прямого секса? Мир вам Степан, Блуд - это удовлетворение полового влечения человеком, не находящимся в законном браке, противоположность целомудри...

На землю, чтобы не дать семени брату своему » (Быт. ), за что и заслужил смертную кару от Господа.

От его имени образован термин «онанизм», который ошибочно связывается с явлением мастурбации , в то время, как Онан, согласно Пятикнижию, практиковал прерванный половой акт .

Несмотря на то, что Библия нигде не называет мастурбацию грехом . , существует мнения ряда православных отцов о том, что в Первом послании к Коринфянам (1Кор. ) под словом «малакия » апостол Павел имел в виду именно рукоблудие .

Термин «онанизм»

Современные интерпретаторы считают, что в данном отрывке описывается не мастурбация, а прерванный половой акт , а грехом является нарушение закона, по которому деверь должен был стать отцом ребёнка овдовевшей невестки .

Однако именно этот текст в начале XVIII века стал источником названия «онанизм», которое было введено в обиход в 1716 году в анонимной брошюре Onania , распространявшейся в Лондоне и повествовавшей об «ужасном грехе „самозагрязнения“, влекущем импотенцию, гонорею, эпилепсию и растрату способностей» , а также в опубликованном в 1760 году труде врача из Лозанны Тиссо L’Onanisme . Тиссо явился пионером медицинских исследований мастурбации, обосновав, исходя из господствовавших тогда в медицинской науке представлений, вред мастурбации. Он связал с избыточным излиянием спермы такие расстройства как импотенция , слепота , психическое и физическое истощение. Болезнью признавались и непроизвольные поллюции. Необходимо отметить, что хотя уже в те годы публиковались работы, говорящие о безвредности мастурбации, в том числе работа Д. Хантера (1786) , обществом, в котором была принята пуританская культура, была воспринята именно теория Тиссо, поддержанная такими известными «властителями дум», как Вольтер и Кант .

См. также

Напишите отзыв о статье "Онан"

Примечания

  1. Coogan Michael. . - 1st. - New York, Boston: Twelve. Hachette Book Group, 2010. - P. 110. - ISBN 978-0-446-54525-9 .
  2. // Sex in the Bible: a new consideration. - Westport, Conn.: Praeger Publishers, 2006. - P. 48. - ISBN 0-275-98767-1 .
  3. Church Father Epiphanius of Salamis соглашается, ссылаясь на // Contraception and abortion from the ancient world to the Renaissance. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1992. - P. 4. - ISBN 0-674-16875-5 .
  4. Patton, Michael S. (June 1985). «». Journal of Religion and Health (Springer Netherlands) 24 (2): 133–146. DOI :10.1007/BF01532257 . ISSN . “Отношение общества к мастурбации на профессиональном уровне произошло только в 1960-х годах, а на общественном уровне в 1970-х. ... онанизм и мастурбация ошибочно считаются синонимами... ... нет закона в Библии связанного с мастурбацией. ”
  5. Kwee, Alex W.; David C. Hoover (2008). «». Journal of Psychology and Theology (Rosemead School of Psychology. Biola University) 36 (4): 258–269. ISSN . “В Библии нет ясных религиозно-этических представлений о мастурбации, что приводит многих неженатых христиан в замешательство и чувство вины в своей сексуальности." / "The Bible presents no clear theological ethic on masturbation, leaving many young unmarried Christians with confusion and guilt around their sexuality.”
  6. Stolberg M. 2000a. Self-Pollution, Moral Reform, and the Venereal Trade: Notes on the Sources and Historical Context of "Onania" 1716 // Journal of the History of Sexuality. - 2000. - No. 9. P. 37-61.
  7. Дерягин Г. Б., Сидоров П. И., Соловьёв А. Г. // Российский психиатрический журнал. 2002. № 2. С. 76-80.

Отрывок, характеризующий Онан

Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.
– Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.
– Нет, у меня злое сердце.
– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.
2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.
3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.
4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.
5 И еще родила сына [третьего] и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.
6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.
7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.
9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.
11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей [по смерти двух сыновей своих]: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал [в уме своем]: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.
12 Прошло много времени, и умерла дочь Шуи, жена Иудина. Иуда, утешившись, пошел в Фамну к стригущим скот его, сам и Хира, друг его, Одолламитянин.
13 И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой.
14 И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену.
15 И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лице свое. [И не узнал ее.]
16 Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его. Она сказала: что ты дашь мне, если войдешь ко мне?
17 Он сказал: я пришлю тебе козленка из стада [моего]. Она сказала: дашь ли ты мне залог, пока пришлешь?
18 Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него.
19 И, встав, пошла, сняла с себя покрывало свое и оделась в одежду вдовства своего.
20 Иуда же послал козленка чрез друга своего Одолламитянина, чтобы взять залог из руки женщины, но он не нашел ее.
21 И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы.
22 И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашел ее; да и жители места того сказали: здесь не было блудницы.
23 Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.
25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта печать и перевязь и трость.
26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
27 Во время родов ее оказалось, что близнецы в утробе ее.
28 И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый.
29 Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес.
30 Потом вышел брат его с красной нитью на руке. И наречено ему имя: Зара.

Апрель 26, 2017

Существует неверное понимание вопроса греха, совершенного Онаном. Христианская церковь, не зная еврейского понимания танахических вещей, исказила смыл события, в котором повествуется об Онане. Церковь считает, что грех Онана – это онанизм. Именно эта трактовка данного библейского события стала называть рукоблудие – грехом Онана. Но действительно ли Онан, занимался рукоблудием?

Грех Онана – это не онанизм

Конечно, чтобы более существенно рассмотреть это событие, нужно прочитать больше, чем ниже приведенный отрывок, но мы постараемся в этом кратком отрывке увидеть грех Онана.

1 В то время Иуда отошел от братьев своих и поселился близ одного Одолламитянина, которому имя: Хира.

2 И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя: Шуа; и взял ее и вошел к ней.

3 Она зачала и родила сына; и он нарек ему имя: Ир.

4 И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан.

5 И еще родила сына и нарекла ему имя: Шела. Иуда был в Хезиве, когда она родила его.

6 И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь.

7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.

10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

11 И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего.

(Быт.38:1-11)

Теперь давайте обратим внимание на центральный стих, который повествует нам о святой обязанности, которую должен был выполнить Онан.

8 И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему.

Что должен был сделать Онан? Исполнить заповедь. Какую заповедь? Заповедь о восстановлении семени первенца в своем доме. В данном случае первенцем в их доме был Ир, который умер не оставив потомства – первенца, который возглавил бы родословную Иуды.

5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, –

6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдет к воротам, к старейшинам, и скажет: “деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне”;

8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: “не хочу взять ее”,

9 [тогда] невестка его пусть пойдет к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лице его, и скажет: “так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему”.

10 и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого.

(Втор.25:5-10)

Можно возразить и сказать, но событие с Онаном происходило еще до того, как Израилю был дан Закон?

Вообще, кто такой Израиль? Израиль – это Иаков. Поэтому, Израиль, как народ – это дети Иакова, дети Израиля.

Когда Каин убил Авеля, до Моисеева закона было еще очень далеко. За что же тогда Бог проклял Каина? За грех. За что был уничтожен мир водами потопа? – за грех. Значит, закон был. Люди о нем знали, но нарушали его и отступали от него. За это они были наказаны. Нет надобности об этом, усердно доказывать, все это и так прекрасно понимают. Зачем вести было речь Иуде о продлении рода Ира, если бы такого закона не было?

Другой вопрос, почему Бог его умертвил, ведь Закон не приговаривал человека к греху, если он отказывался брать жену брата в жены.

Вернемся к греху Онана

Если Онан отказался бы от жены брата своего, то все было бы намного лучше в его жизни. Проблема его была в том, что он опорочил жену брата своего. Каким образом? Он взял ее, спал с ней, но не давал ей возможности забеременеть. Почему?

9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему.

Давайте рассмотрим в этом тексте коварное преступление Онана. Используя ее для своих сексуальных утех, Онан не желал того, чтобы она забеременела. Почему? Потому что ребенок, которого она родит (речь идет о ребенке мужского рода, который будет главой рода после Ира), будет главой рода Ира, но его. Он не желал восстановить семя брату, при этом используя его жену для сексуального удовлетворения.

Исходя из этого, грех Онана – это и нежелание восстановить семя брату своему и осквернение жены брата своего. Если он не желал с самого первого дня совместной жизни, давать семя для продолжения рода своего брата, значит, он коварно использовал Фамарь, чтобы использовать ее для сексуальных утех.

Поведем итог о грехе Онана. Онан умер не за то, что он, занимался рукоблудием, а за то, что он совершал тяжкий грех, против брата своего и его жены.

Неужели, тогда рукоблудие это не грех, если Онан этим занимался, но умер не за это?

Онан не занимался рукоблудием. Это так преподнесла христианская церковь. На самом деле, все выглядит совершенно по другому. Сказано, что Онан «изливал на землю». Изливать семя на землю, не означает совершать это путем рукоблудия. Просто, во время семяизвержения, он вынимал половой орган из влагалища и изливал семя на постель, где они лежали. Это тождественно, что изливал семя на землю, хотя бы по той причине, что постели стелились в шатрах на земле.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №17

Онанизм - это грех?

Участник форума JesusChrist.ru 18/03/2002

Онанизм - это грех?

Ответ отца Олега Моленко:

Для утверждающих, что Библия не запрещает заниматься онанизмом, напомню, что Библия не запрещает явно колоть в вену героин, курить гашиш и никотиновые сигареты, иметь блудное совокуплением с животными и т.д. и т.п.

Библия запрещает ВСЕ СТРАСТИ ГРЕХОВНЫЕ, но не упоминает все возможные варианты реализации страстей. Иначе говоря, Библия не есть Уголовный кодекс или свод всех грехов или запрещенных действий. Вот почему безумно и нелепо искать в ней дословно все греховные запрещения.

Что касается события с Онаном, то надо ясно и точно прочитать контекст:


9 Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему.
10 Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его.

Обратите внимание, что он изливал семя на землю ДО ТОГО (когда входил к жене брата). Так что наличие Фамари тут ни при чем. Мы видим ясно, что Господь умертвил его. А это явное указание, что грех рукоблудия (ибо ясно, что Онан сбрасывал семя с помощью рук) приводит к смерти телесной (у Онана) и духовной (у современных самоблудов) за то, ЧТО ОН ДЕЛАЛ (т.е. за сам факт рукоблудия), а не за то, что не давал семени жене брата. Ибо за подобный грех Иуды Бог не наказал его смертью:


26 Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему.

Для тех, кто верит слову Божию и для кого Писание является высшим авторитетом, предложенный вопрос разрешается легко и быстро. Грех библейского Онана, иначе именуемый рукоблудием (рука + блуд, т.е. блужение рукой или руками) есть страшный и богомерзкий грех, относящийся к категории содомских грехов, каковы по степени тяжести идут в таком порядке: рукоблудие, анально-оральный блуд с женщиной (даже с женой), мужеложство, деторастление, труположство (некрофилия) и скотоложство. Все эти грехи являются смертными, так как их соделование немедленно причиняет духовную смерть, лишая человека Духа Святого и ставя его в разряд врагов Божиих. Основная ошибка в приведенных мнениях участников обсуждения состоит в том, что они сосредоточили свое внимание на способах (напр.онанизм) и средствах (напр.руки или средства сексшопа) блужения, а не на самой страсти.

Бог же и Писание запрещает саму страсть блудного разжения и ее противоестественного удовлетворения. Вспомним допотопный мир. За что Бог уничтожил его водами потопа? В книге Бытия находим, что это было совершено за плотские грехи, которые и соделали человека ПЛОТЬЮ, не имеющей Духа Святого. Разве не было тогда рукоблудников? А кто же спасен был от потопа? 4-ре супружеские пары=8 человекам и ни одного рукоблудника или мужеложника. Ведь если даже воззрение на наготу отца Ноя подверглось страшному проклятию, то что говорить о действиях. Подобное повторилось в Содоме и окрестных городах, где плотские противоестественные грехи процветали.

Писание осуждает страсть блуда вместе со способами ее реализации. Достаточно привести слова апостола Павла из 1 Послания Коринфянам:

1 Кор.6:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
Здесь блудная страсть представлена 4-мя основными проявлениями, указанными по нарастающей:

  1. блуд, т.е. противозаконное, хотя и естественное, совокупление с женщиной;
  2. прелюбодеяние - нарушение одним из супругом верности путем совокупления с лицом противоположного пола;
  3. малакия - рукоблудие и подобные искусственные средства (напр. из сексшопа);
  4. мужеложники - блуд однополых.
1 Кор.6:
13 Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
Понятно, что здесь речь идет о любом виде блуда. Блудом же названа преимущественно блудная страсть.

1 Кор.6:
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
Что же сказать о противоестественном соединении рукоблудника со своими руками?

1 Кор.6:
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
Без комментариев.

1 Кор.6:
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
А вот и прямая заповедь, запрещающая всякий вид блуда, в т.ч. и рукоблудие. Иначе бы было сказано:"Кроме рукоблудия".

1 Кор.6:
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
Без комментариев.

1 Кор.7:
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
Вот и прямая заповедь, запрещающая рукоблудие и другие виды блуда кроме естественного употребления одного пола другим в законном браке! Обратите внимание, что заповедь относится к каждому полу.

1 Кор.7:
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
А вот и причина вступления в брак тех, которые не могут оставаться одни из-за блудного РАЗЖЕНИЯ. Таковым апостол повелевает вступать в брак для естественного и законного удовлетворения блудного разжения (возбуждения) и именно для того, чтобы не допустить до рукоблудия и других форм полового извращения.

И наконец, вы можете себе представить, чтобы апостол так поступал (а ведь он был неженатый)? Итак не обманывайте себя, не оправдывайте этот смертный грех, но спешите каяться даже за помыслы и поползновения к нему, иначе Царствия Божия не видать!



Top