Основы макросъемки. Основы макросъемки Удлинительные кольца для макросъемки

К нига «» посвящена съемке мира природы крупным планом – незнакомого мира, микрокосмоса, поражающего своей красотой и разнообразием, большая часть которого остается для нас незамеченной. Природа во всем своем многообразии обладает свойством интриговать и очаровывать нас. Мало кто может устоять перед ее великолепием. Сюжетный материал бесконечно разнообразен; творческий потенциал ограничивают лишь ваше воображение и возможности. Большинство объектов, запечатленных в данной книге, встречаются повсеместно. В основном я старался избегать сложного иллюстративного материала, находящегося за пределами возможностей среднего фотографа.

Изучение сложности мира природы занимало меня всегда. Интерес к естествознанию проснулся у меня еще в детстве, когда я проводил летние каникулы, изучая огромное поместье, в котором вырос. Наверное, ни одно живое существо не скрылось от моего внимания. С тех пор на протяжении всей моей карьеры мне очень везло. В поисках интересных сюжетов я совершил много поездок.

Однако книга «Макросъемка. Практическое руководство для фотографов» посвящена не форматам и не сравнительным достоинствам различных марок фотокамер. Я расскажу о полевом снаряжении, о методике и фотографических приемах, которые я сам применяю и считаю удачными. В наши дни книги и журналы по фотографии, похоже, уделяют больше внимания оборудованию и меньше - методике его использования. А фотографы, похоже, больше чем когда-либо увлекаются не столько самой съемкой, сколько техническими характеристиками, стоит лишь почитать большинство фотожурналов, чтобы убедиться в этом. Стандарт фототехники сегодня очень высок, и высококлассные макроснимки можно получать, работая с большинством современных фотографических систем.

Как фотографы, мы стремимся к получению снимков, которые выглядели бы привлекательно с художественной стороны и производили хорошее впечатление на зрителя. Однако нам все время следует помнить о бережном отношении к самому объекту съемки - кажется, в последние годы об этом иногда забывают. Наиболее талантливые фотографы-натуралисты являются также неплохими полевыми исследователями. Обладая знаниями о поведении и экологии объектов съемки, они понимают, как лучше передать их характерные черты, а это самая сложная и заманчивая цель в фотографировании природы. Нет никаких секретов или пригодных во всех случаях технических приемов, за исключением настойчивости и внимания к деталям и художественной форме. Очень часто в фотожурналах в книгах я вижу снимки, которые с технической стороны кажутся удачными. Но становится совершенно ясно, что фотограф мало знаком с поведением и средой обитания объекта, стоит лишь взглянуть на старательно исполненное изображение.

В книге «Макросъемка. Практическое руководство для фотографов » я попытался показать вам, какие возможности существуют в мире съемки крупным планом и макрофотографии. Я описал также оборудование и методы, которые потребуются для получения удачных кадров - независимо от того, снимаете ли вы на 35 мм, средний формат или цифровой камерой. В части первой я рассматриваю фототехнику и специальное оборудование, которое потребуется для достижения хороших результатов. В части второй мы обсудим методы и использование фототехники, а также приемы поиска популярных сюжетов из мира природы и их съемки. Часть третья - галерея фотографий, показывающих каждое из времен года, так что читатель получит представление о том, какого рода сюжеты можно искать и фотографировать в конкретный сезон.

Я не даю информацию об экспозиции, поскольку обычно не фиксирую ее - в конце концов, каждая ситуация уникальна и ее нельзя воспроизвести вновь. Я должен также подчеркнуть, что не занимался никакой цифровой обработкой фотографий, за исключением удаления случайных царапин или дефектов сканирования.

Наконец, я надеюсь, что книга «Макросъемка. Практическое руководство для фотографов» поможет вам открыть красоту и сложность скрытого от нашего глаза мира природы, научит вас ценить ее хрупкость и бережно относиться к объектам съемки, судьба которых в буквальном смысле слова находится в ваших руках.

Роберт Томпсон.

Февраля 15, 2012 Екатерина

«» — замечательная книга Роберта Томпсона о макросъемке. В книге дано полное описание всех аспектов макросъемки – от выбора фототехники до практических приемов.

Автор книги указывает, что специально подобрал для книги такие примеры, которые мог бы повторить любой среднестатистический фотограф. В книге «Макросъемка. Практическое руководство для фотографов » дано описание всех возможностей макросъемки, которые может использовать фотограф, открыв для себя удивительный мир микроскопических вещей, природы и живых существ.

Томпсон описывает основные приемы, которыми он сам руководствуется при макросъемке. Он также разграничивает эти приемы по временам года, описывая особенности и сложности съемки в различные сезоны. «Макросъемка. Практическое руководство для фотографов » дает перечисление основных сюжетов, которыми может увлечься фотограф, и на которые следует обратить внимание. Он также рассказывает фотографу, как искать новые сюжеты и сцены.

Кроме того, в книге описаны основные приемы построения композиции при макросъемке.

Роберт Томпсон

От автора: Данная книга посвящена съемке мира природы крупным планом - незнакомого мира, микрокосмоса, поражающего своей красотой и разнообразием, большая часть которого остается для нас незамеченной. Природа во всем своем многообразии обладает свойством интриговать и очаровывать нас. Мало кто может устоять перед ее великолепием. Сюжетный материал бесконечно разнообразен творческий потенциал ограничивают лишь ваше воображение и возможности. Большинство объектов, запечатленных в данной книге, встречаются повсеместно. В основном я старался избегать сложного иллюстративного материала, находящегося за пределами возможностей среднего фотографа. Изучение сложности мира природы занимало меня всегда. Интерес к естествознанию проснулся у меня еще в детстве, когда я проводил летние каникулы, изучая огромное поместье, в котором вырос. Наверное, ни одно живое существо не скрылось от моего внимания. С тех пор на протяжении всей моей карьеры мне очень везло. В поисках интересных сюжетов я совершил много поездок. *****

Year: 2006

Language: russian

Pages: 158

File: PDF, 37.92 MB

The file will be sent to your email address. It may take up to 1-5 minutes before you receive it.

The file will be sent to your Kindle account. It may takes up to 1-5 minutes before you received it.
Please note you"ve to add our email [email protected] to approved e-mail addresses.

Часто у начинающих фотолюбителей, купивших зеркальный фотоаппарат со штатным (китовым) объективом, возникает желание снимать мелкие предметы в натуральную величину 1:1 или с увеличением до 10:1, чтобы показать на фотографии не только хорошо различимые, но и невидимые для невооруженного глаза мелкие детали и структуру поверхности снимаемых объектов. Этот жанр в фотографии называется макросъемкой или макроохотой. Но объективы стандартной комплектации не снимают в таком масштабе. Как же штатным объективом снимать с увеличением? Несколько советов помогут решить эту проблему.

Прежде всего, нужно знать, что фотообъективы могут фокусироваться только в определенном диапазоне расстояний, который зависит от модели объектива. Этот диапазон указывается на оправе объектива или в документации на объектив. Обычно он колеблется от 0,30 метра до бесконечности и зависит от марки и модели объектива. Меньше минимального расстояния сфокусироваться уже невозможно, а в нашем случае нужно. Как же этого добиться и уменьшить минимальное расстояние фокусировки?

Оказывается, что добиваются этого, изменяя расстояние от торцевой плоскости байонета объектива до фокальной плоскости объектива (это плоскость матрицы цифрового фотоаппарата). Еще это расстояние называют рабочим отрезком или рабочим расстоянием. Увеличение этого отрезка уменьшает минимальное расстояние фокусировки, что позволяет приблизить объектив к снимаемому объекту и снимать с увеличением до 10:1 и даже большим.

Добиваются этого путем установки между объективом и корпусом фотокамеры удлинительных колец или раздвижного меха. При этом нужно учитывать, что после их установки фотоаппарат не будет фокусироваться на бесконечность. Каждому из этих приспособлений присущи свои недостатки и достоинства. Кратко рассмотрим каждое из них.

1. Удлинительные кольца для макросъемки.

На первом месте по полярности и соотношению цена-качество стоят удлинительные кольца, которые выпускаются с байонетным креплением для фотокамер Sony, Canon, Nikon, Olympus 4/3 и других. Производятся они в виде набора из трех колец длиной 12мм, 24мм и 36мм в двух вариантах – без электроконтактов и с электроконтактами для обеспечения возможности автофокусировки. В своей конструкции они не имеют линз и устанавливаются между объективом и корпусом фотоаппарата. Это приводит к увеличению рабочего отрезка объектива (расстояния между плоскостью матрицы и объективом) и позволяет фотографу сфокусировать объектив с более близкого расстояния и снимать объект крупнее. При покупке комплекта колец узнайте у продавца, подходит ли он к вашему фотоаппарату.

Достоинства удлинительных колец для макросъемки:

Сохраняется работа автоматики фотокамеры;

Недостатки удлинительных колец:

Масштаб съемки изменяется ступенчато;

Для изменения масштаба съемки нужно снимать объектив.

2. Раздвижной мех.

Мех для макросъемки представляет собой гофрированную светонепроницаемую «гармошку» расположенную между передней и задней стойками. На стойках располагаются адаптеры для крепления фотокамеры и объектива. Стойки плавно двигаются по зубчатым направляющим рейкам. Конструкция раздвижного меха отличается большим разнообразием и соотношением цена-качество. Покупать его нужно осторожно, предварительно убедившись в том, что он подходит для вашей модели фотоаппарата.

Достоинства меха для макросъемки:

Плавное изменение масштаба съемки;

Для изменения масштаба съемки не нужно снимать объектив;

Не ухудшается качество фотоснимка.

Недостатки меха для макросъемки:

В некоторых моделях не работает автоматика объектива;

Происходит уменьшение светосилы объектива;

Большие габариты собранной конструкции;

Пусть Вас не смущает то обстоятельство, что автофокус камеры может не работать. Дело в том, что для достижения наилучшего качества снимка профессиональные макроохотники фокусируют объектив вручную, отключая автоматику фотокамеры. Это делается путем перемещения фотокамеры вперед-назад, или как обычно, путем вращения оправы объектива, если объект съемки неподвижен.

Есть и другой способ изменить масштаб съемки – путем применения насадочных линз, которые навинчиваются на оправу объектива. Но они ухудшают качество снимка, что крайне нежелательно при макросъемке. Какому из перечисленных приспособлений отдать предпочтение выбор за вами.

В заключении хочу пожелать вам удачной макроохоты и отличных снимков!


Похожие материалы:

Новые статьи:


Top