Почему Масленица называется Масленицей? История праздника Масленица. Традиции Масленицы — название дней масленичной недели

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Когда-то праздник Масленицы был связан с днем весеннего равноденствия и имел языческие корни. Христиане, чтобы не отменять этот праздник вовсе, придали ему иной смысл: сейчас это неделя празднования перед Великим постом. В православии эта неделя называется Сырной. Как и у Пасхи, единой даты у Масленицы нет.

Хотя это не просто праздник, а целый ритуал: ведь люди гуляют целую неделю, соблюдая некоторые традиции. Однако, смысл остается единым — прощание с зимой и встреча весны.

Безусловно, главным атрибутом Масленицы являются блины. Рецепты блинов передаются из поколений в поколения. И у каждой семьи свои особенные рецепты. Это блюдо символизирует солнце, съедая который, (по народному поверию) мы получаем кусочек солнечной энергии.

Как назывались дни масленичной недели

Дни масленичной недели имеют свое «народное» значение. Так в понедельник русские хозяйки обычно достают рецепты блинов, а первый испеченный блин отдают стаждущим. Также в понедельник накрывается стол и готовятся угощения.

Вторник был праздником молодежи, которая встречала весну и провожала зиму катаниями на горках.

Среда именовалась «лакомки», когда теща угощала пришедшего в гости зятя самыми вкусными румяными блинами.

Четверг был поистине самым «праздничным» — гуляния разворачивались на всю мощь: кулачные бои, катания на лошадях, качели и балаганы.

В пятницу теща отвечала визитом зятю, а в субботу семью навещали родственники мужа. В свою очередь, жена старалась удивить гостей разнообразными блинами.

Воскресенье называется «прощенным». В этот день принято просить прощение у всех и готовится к Великому посту. В этот день сжигали чучело, символизирующее долгую зиму, и таким было прощание с ней.

В сегодняшние дни, конечно, мало кто празднует Масленицу всю неделю — в основном, праздник приходится на последнее воскресенье. Но это не означает, что гуляние не должно быть пышнее и «вкуснее». Также на Масленицу готовятся самые разные блины со всевозможными начинками.

Еще во времена язычества древние славяне с песнями и забавами традиционно провожали зиму и встречали весну. В ту давнюю пору веселье длилось около двух недель. С приходом христианства церковнослужители пытались искоренять языческие обряды, но с Масленицей это никак не удавалось. Поэтому, праздник остался, а сокращены и перенесены были лишь сроки празднования.

Всю мясопустную неделю перед Великим постом уже не употребляли мяса, но молочными продуктами и рыбой еще можно было питаться.

Главным блюдом на Руси в издревле были блины. Ими лакомились всю неделю. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался усопшим родственникам. Его клали на подоконник, или отдавали нищим вместе с просьбой помянуть покойных.

Всю масленичную неделю старики, дети и взрослые безудержно веселились, невзирая на свое материальное положение и социальный статус.

В строгой последовательности придерживались определенных обрядов, которые соответствовали дням масленичной недели.

В понедельник отмечали день встречи. В этот день изготовляли из соломы Масленицу, рядили ее в женское платье, затем с помощью шеста прикрепляли к саням и катали по всей деревне. Ближе к вечеру Масленицу устанавливали на высокой снежной горке, обозначая место веселых гуляний, песнопений и катания на санках.

Во вторник отмечали заигрыш. С этого дня начинались народные гулянья с песнями, катанием на санках с горки и на тройках, с веселыми представлениями и толпами ряженых.

В среду отмечали лакомку. В деревнях сообща варили пиво. В каждом доме угощали блинами, в торговых палатках продавали орехи и пряники, а из напитков подавали сбитень и горячий чай из самовара.

Самое неуемное веселье приходилось на четверг . Его назвали разгульным или широким четвергом. Этот день славился известными еще со времен Древней Руси кулачными боями. Кулачные бои представляли собой не грубую потасовку, а своеобразное соревнование для желающих помериться силой. Существовали правила ведения таких боев и они строго соблюдались. Нельзя было бить лежачего или ниже пояса. Запрещалось бить одного, если соперников много. Разрешались бои друг с дружкой или компания на компанию.

А еще, в четверг отмечали тещины вечера. В этот день зять посещал тещу, а она угощала его блинами. В некоторых случаях зять мог угощаться тещиными блинами и в среду. В таком случае, теща сама посещала зятя в пятницу, и уже он угощал тещу блинами. Накануне теща предавала своему зятю все необходимые продукты для блинов и кухонную утварь для их приготовления. Тесть снабжал зятя мукой и маслом. Если зять игнорировал тещины вечера и не готовился к встрече, это становилось поводом к серьезным размолвкам и длительной вражде.

В пятницу, молодожены приглашали своего свадебного дружку, дарили ему подарок и все вместе посещали гостей, гулявших на их свадьбе. После застолья молодожены со своими свадебными гостями устраивали катания на санях с заснеженной горки, а дружка выполнял свою свадебную роль, заправляя весельем.

В субботу праздновались золовкины посиделки. Молодую невестку посещали отец с матерью и другие ее родственники. Молодая хозяйка накрывала на стол и ставила угощение.

Воскресенье называлось Прощеным, или Целовником. В этот день люди, встретившись, просили друг у друга прощение и целовали друг дружку в знак примирения.
В этот же день отправлялись на кладбище, чтобы оставить на могиле усопшего родственника блин и помолиться за его душу.

В воскресенье, снова водружали в сани, рядом садилась деревенская красавица, а в сани впрягались молодые ребята. Эти сани возглавляли масленичный поезд, состоящий из вереницы других саней, который вывозил всех участников действа за околицу. Здесь, Масленице вручали блин и сжигали ее чучело на костре в знак окончания зимы и наступления весны. Действо сопровождалось традиционными песнями, в которых Масленицу укоряли в том, что она вынуждает людей придерживаться Великого поста, разорив их и не оставив еды. Тут же, пели благодарные песни зиме за все ее праздники и отправляли морозную зиму восвояси, готовясь встретить весну и теплые дни.

История праздника Масленицы для детей

Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица. Целую неделю, которую еще называют сырной, сыропутной или масленой, празднуют окончание зимы и приход долгожданной весны. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки- язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это в общем-то праздник языческий, но, поскольку в нем олицетворяется борьба добра со злом, официальная церковь не возражала против его празднования, тем более что отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Проходит этот праздник в период от 3 февраля до 14 марта и отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.

Смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить, как считали язычники. Хочешь, чтобы поскорее пришла весна, покажи, как ты ждешь ее. С давних времен люди были уверены, что весна — начало новой жизни, а Солнце — существо, дающее жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли пресные круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. Позже, когда на Руси приняли христианство, по православным традициям перед Великим постом запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно, поэтому пекли блины, обильно смазывая их маслом, заливая сметаной и заедая сыром. С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо — блины.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом, умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

На Масленицу по улицам с песнями, шутками и прибаутками гуляли ряженые, скоморохи, устраивался своеобразный карнавал. Считалось, чем больше смеешься, чем больше съедаешь блинов, тем сытней и счастливей будет год. На этой неделе в деревнях нужно было все делать шиворот-навыворот: мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую. Наряжали даже лошадей. Потом ряженые на этих санях катались по улицам, распевая веселые песни под музыку рожков, балалаек и свистулек.

На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика. На верхушку высокого гладкого столба привязывали приз (новые сапоги, мешок с конфетами или орехами), и самый ловкий должен был взобраться наверх, чтобы отвязать приз. Силачи соревновались в кулачном бою.

И взрослые, и дети катались с высоких ледяных горок на санках, лыжах и коньках. Катание с гор было не просто забавой. С этим были связаны разнообразные приметы. Считалось, что у того, кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, летом уродится больше льна. Существовала даже такая присказка: «Идем кататься на долгий лен». Однако самой распространенной забавой на Масленицу было строительство и штурм снежных городков. У художника В. И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка», на которой как раз и изображена такая забава. Городок строили и взрослые, и дети, и выглядел он как настоящий: были и ворота, в которые можно было проехать верхом, и башни, и теремки. И защищали его тоже по-настоящему. Команда, которая пыталась попасть в городок, штурмовала его несколько раз за игру, забрасывала снежками. А каждому защитнику снежной крепости выдавалась трещотка и метла, с их помощью пытались испугать лошадь и заставить ее повернуть. Игра заканчивалась только тогда, когда нападающие врывались в городок. Потом победители торжественно шли по селу с песнями, а после веселых игр на морозце можно было плотно перекусить — отведать блинчиков с пылу с жару с разными начинками, полакомиться медовыми пряниками, свежими калачами, орехами в сахаре, выпить сбитня (его готовили из меда, хрена, воды и дрожжей) или душистого чая из пузатого самовара.

У каждого дня Масленицы имеется свое название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыши», среда — «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощеный день». Название каждого дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.

Так, в понедельник необходимо начинать встречу праздника. Хозяйки приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное, считалось настоящим таинством. Накануне вечером хозяйки втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить «волшебную» присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару».

В этот день, посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.

Во вторник начинались сами гуляния и игры. Этот день был посвящен молодым юношам и девушкам, которые собирались пожениться или недавно поженились. Этот день был прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На «Заигрышах» с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок, поесть блинов. Братья строили для своих сестер горки во дворах, куда приглашали молодых парней и девушек, чтобы под присмотром семьи молодые люди могли познакомиться поближе. Особое внимание в этот день обращали на молодоженов. Недавно поженившиеся пары выезжали на люди в расписных санях, они наряжались в лучшие костюмы и становились рядом на обеих сторонах дороги. Молодые люди должны были показать окружающим, как они любят друг друга (должны были целоваться и обниматься). Этот обычай назывался «Столбы». Прохожие кричали: «Порох на губах!», а молодожены целовались. Для недавних супругов устраивали всевозможные шутливые испытания. Например, могли закидать молодого мужа снегом со словами «Молодых зятьев зарывать пойдем!». Молодая жена, чтобы спасти мужа, должна была его выкупить блинами. Чтобы окончательно «спасти» мужа, жена «зарывальщикам» подносила блины и целовалась с мужем, сколько требовали. «Тетушка, не скупися, от нас откупися», — требовали шутники.

В среду , на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни. На ярмарках разыгрывались веселые сценки с медведями и ряжеными, про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек- то теще «спасибо» сказал. Существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В ответ на благодарности теща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».

Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шел остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовать ряженые. Любой мог заглянуть к соседям, знакомым и незнакомым людям, распевая приговорки. Например такие: «Дин-данка, подай- ка блинка, оладышка-поджарышка, нам с другом на парушку. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися». Или такие: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»

После таких слов даже незнакомые хозяйки должны были угостить просящих блинами.

В пятницу , на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Накануне вечером зять должен был вечером лично пригласить тещу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тещи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счет приходящей стороны. С вечера теща должна была послать в дом зятя и дочери все необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).

В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа. В те времена существовал обычай одаривать золовок приятными мелочами, необходимо было задобрить сестру мужа, чтобы в дальнейшем не возникало никаких ссор и споров. Между прочим, слово «золовка» произошло от слова «зло». Сестры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. Так что на Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг.

В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи (которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы. Вокруг костра становились в хоровод и пели: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Масленица загорела, всему свету надоела, прощай, прощай, на тот год нас навещай». В некоторых деревнях в костер бросали последние блины, потому что на следующий день наступал пост, в который ели только нежирную растительную пищу. Пепел Масленицы развеивали по полям — «на богатый урожай» В городе вместо старых ненужных вещей в огне растапливали ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы (снег и лед). Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год. Они были готовы встречать новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Праздничный интерьер на Масленицу

Поскольку Масленица — праздник, связанный с играми на свежем воздухе (последние зимние забавы), особого украшения дома он не требует. Главный атрибут праздника — специальное блинное меню, главное украшение — всевозможные блины и блинчики. Так что все свои силы и время можно посвятить выпечке блинов, а квартиру украсить в народном стиле. Можно развесить на стенах комнаты и кухни рушники — вышитые полотенца (хорошо, если они достались вам по наследству от бабушек и прабабушек, но можно вышить пару полотенец вместе с детьми. Заодно дети узнают родословную своей семьи, познакомятся с народными традициями). Развесьте по стенам плакаты с русскими народными пословицами о блинах и Масленице. Например: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Без блинов — не Масленица, без пирогов — не именины».

Есть замечательные картины Б. Кустодиева «Масленица» и В. Сурикова «Взятие снежного городка». Их репродукции станут хорошим украшением интерьера. Предложите детям нарисовать рисунки на тему Масленицы, устройте тематический вернисаж. Можно создать в современной квартире уголок русской избы, расставив на полках или деревянных скамейках предметы народной утвари: рогач, валики, крынки, деревянные сита, расписные ложки, самовар, глиняную или деревянную посуду, матрешек, лапти. Вместо большого чучела Масленицы можно смастерить маленькие соломенные фигурки и украсить ими квартиру. Уберите в ящики современных кукол и вместе с детьми смастерите матерчатых кукол-закруток, которыми играли во времена славянской древности. Тогда кукол делали из лоскутков материи, оставшихся от одежды родителей. Такая игрушка должна была беречь покой и здоровье ребенка в отсутствие родителей, становилась оберегом. Можно поставить на почетное видное место большое чучело Масленицы. Сделать ее несложно, используйте для ее основы крестовину и лыко, накрученное на длинный шест. Нарядить Масленицу можно в яркий сарафан, украсить бусами и сережками, яркими ленточками, можно нарисовать ей лицо (в том случае, если вы соберетесь сжигать чучело). В старину считалось, что такая кукла впитывает в себя все отрицательное, что накапливается в человеке и природе, и это плохое исчезает вместе с обрядом уничтожения куклы.

Как будет украшена ваша квартира, зависит только от вас, главное, чтобы ощущалось настроение праздника.

С чем у нас ассоциируется масленичная неделя ? Ну конечно, с блинами - горячими, румяными, аппетитными и обязательно с шумным весельем. И хотя сегодня катание на тройках уже скорее экзотика, а праздновать семь дней - непозволительная роскошь, все равно народ сохранил традиции Масленицы.

Календарь Масленицы

У праздника Масленицы еще дохристианские корни, и раньше его отмечали в день весеннего солнцестояния.

Это Масленица идет, блин да мед несет

А сейчас каждый год дата, когда начинается масленичная неделя, меняется в зависимости от празднования Пасхи и предшествующего ей Великого поста.

Самый строгий пост у христиан длится семь недель. Если отминусовать от даты Пасхи эти 49 дней, получается заключительный день масленичной недели - Прощеное воскресенье. Соответственно, предыдущие дни, начиная с понедельника, и есть праздничные.

Когда начинается Масленица в 2016 году? Светлое Христово Воскресенье приходится на 1 мая, отнимаем семь недель Великого поста - 13 марта и будет завершающим масленичную неделю Прощеным воскресеньем. А начнется Масленица 7 марта.

То есть всегда масленичная неделя предшествует Великому посту.

Сырной седмицей называется в календаре православных христиан неделя накануне Великого поста. Мясные блюда уже исключаются из рациона, разрешены рыбные и молочные.

Народные традиции Масленицы связаны с обильным угощением, походами в гости, веселыми гуляньями, причем каждый день недели праздновался по-особому.

С особым размахом отмечалась широкая Масленица - с четверга по воскресенье. Если в первые три дня еще разрешалось управляться по хозяйству, то с середины недели работы отменялись, и масленичные гулянья набирали обороты.

День первый - Встреча

Масленичная неделя начинается понедельником - встречей Масленицы. Молодежь и детвора из соломы сооружали чучело, наряжали его и катали по деревне на санях с веселыми прибаутками, затем водружали на высокой горке. С нее и катались, причем, кто дальше съедет, у того и лен выше и гуще вырастет.

Молодежь в этот день также, собравшись в компании, ходила по домам с песнями, а хозяйки угощали всех свежеиспеченными блинами.

В этот день принято было готовить запасы, чтобы хватило всем желающим - пекли блины , пироги, калачи, оладьи. Первый блин нужно было отдавать нищим, чтобы те поминали усопших.

В гости к сватам приходили свекры, за чарочкой обсуждали, как праздновать Масленицу. К дню встречи праздника уже нужно было подготовить ледяные горки, балаганы, прочие места для гуляний.

Вторник - Заигрыш

Веселые забавы набирали обороты уже со вторника: на то он и заигрыш. Народ веселили скоморохи, ряженые, устраивались медвежьи потехи и кукольные театры. Масленичная неделя немыслима без катания на санях, особенно тройках.

А главное, чему служил заигрыш - это сватовству. Во время совместных забав парни присматривались к девушкам, выбирая кандидатуры на роль жены.

Девицы тоже времени даром не теряли, приглядываясь к кавалерам и строя глазки понравившимся. А уже по окончании Великого поста игрались свадьбы.

Среда - Лакомка

Знакомая всем поговорка «к теще на блины» возникла благодаря традиции третьего дня масленичной недели. Заботливые тещи готовили богатый стол и звали зятьев отведать угощений. Подавались блины с маслом, сметаной, медом, вареньями. Во многих семьях варили пиво и потчевали гостей хмельным напитком. Угощали не только зятьев, но и многочисленную родню.

В городах в торговых палатках продавали горячий чай из пузатого самовара, ароматные сбитни (медовый напиток с пряностями), пряники, каленые орехи.

Разгуляй - веселый четверг

Масленичная неделя к четвергу уже вовсю набирала обороты. От мала до велика - все собирались на массовые гулянья. Развлекались кулачными боями, взятием снежных крепостей, песнями, скоморошьими потехами, катанием на качелях.

Целые санные поезда под веселый гам и смех, перезвон колокольчиков разъезжали по деревням и поселкам. И конечно, с аппетитом поедались не только блины, но и прочие вкусности.

Пятница - Тещины вечерки

За тещины блины нужно было благодарить особым образом - приглашать тещу к себе в гости. Зятю полагалось накануне лично позвать вторую маму, а на это застолье собиралась также и многочисленная родня.

А вот теще нужно было еще с вечера послать в дом зятя посуду для блинов и все необходимое для их выпечки. Тесть же отправлял по обычаю гречневую крупу и сливочное масло. И попробуй зять не соблюсти традицию - вечная вражда с тестем и тещей обеспечена. Так что обычаи чтили и уважали.

Золовкины посиделки в субботу

День этот был трудным для молодой жены - полагалось звать в гости на обильное угощение сестер мужа - золовок. Приходили и другие родственники супруга - оценить хозяйские таланты новоиспеченной жены.

В компанию к незамужним сестрам мужа принято было звать своих подружек, а если сестрицы супруга уже имели семьи, то невестка приглашала только замужних подруг.

Кроме щедро накрытого стола, обычай предписывал еще и одаривать золовок подарками. Зато, если все прошло удачно, то молодой хозяйке были гарантированы почет и уважение. И часто — дружеские отношения с золовками.

На этих смотринах гости оценивали даже то, как жена смотрит на молодого мужа, как его целует. После чего довольные родственники отправлялись в другие дома.

Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье, Прощеный день, Проводы, Целовальник - так называли день, которым завершалась масленичная неделя. На большом костре сжигалось чучело Масленицы, обряд сопровождался песнями, танцами, хороводами, забавами и саночными катаниями. Зиму таким образом провожали, давая дорогу грядущей весне.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье

Обязательно просили друг у друга прощения, чтобы все обиды оставить в прошлом и вступить в Великий пост с легким сердцем и чистой совестью.

Современная Масленица

Мы, в отличие от наших предков, уже не можем позволить себе, чтобы масленичная неделя продолжалась все семь дней. Ритм жизни другой, и традиции со временем меняются. Но приглашать друг друга в гости, готовить вкусные угощения, проведывать больных и помогать обездоленным нам ничто не мешает.

В кафе и ресторанах сегодня обязательно присутствует масленичное меню - если вы очень занятой человек и на домашнюю выпечку нет времени, полакомиться блинами вы всегда сможете.

В выходные дни традиционно проходят праздничные гуляния, где по возможности воссоздается атмосфера прошлых лет с веселыми балаганами, снежными городками (если климат позволяет), конкурсами и играми.

В традициях православных христиан масленичная неделя - подготовка к Великому посту. Это время хорошо посвятить благотворительности, добрым делам, спокойному общению с близкими. И обязательно - примирению и прощению обид.

В храмах во время службы совершают особый чин, когда и священнослужители, и прихожане просят друг у друга прощения и очищают душу накануне трудного испытания - Великого поста.


Top