Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка. Глухота у детей и новорожденных

Дети (как и взрослые) могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Глухие – такие же, как все

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2--4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Как проводить занятия?

Развитие устной речи

Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки -- куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу . Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест … Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит … В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь , ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.

Обучение письму

Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20--30 минут в течение многих лет.

Учимся полноценному общению

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку . Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать . Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.

Воспитываем самостоятельность

Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребеноку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.

Здравствуй, большой мир!

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте . Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы , в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций . Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей . Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час!

Слух — важная составляющая в развитии ребёнка. В том числе от него зависит, сумеет ли малыш усвоить необходимые для жизни знания, умения, навыки, созреет ли абстрактно-логическое мышление. Полная глухота у детей встречается редко. Как правило, сохраняется остаточный слух. Чаще возникает тугоухость , при которой возможно распознание громкой речи: слух утрачивается частично.

Если вы обнаружили проблемы со слуховым восприятием у ребёнка, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор определит причины и подберёт подходящее лечение.

Признаки глухоты заметны без каких-либо специальных приборов, начиная с рождения ребёнка. Обратите внимание на тревожные симптомы:

  • новорождённый не пугается, не вздрагивает от внезапного громкого шума, не замирает, когда слышит голос;
  • до полугодовалого возраста ребёнок не открывает широко глаза при неожиданном громком звуке;
  • ребёнок в возрасте 4 месяцев не находит источник шума, не поворачивает голову в сторону звука, не появляется гуление;
  • до 5 месяцев не возникает лепет;
  • не реагирует на своё имя после 5 месяцев;
  • к 8 — 10 месяцем малыш не произносит слоги;
  • не говорит простые слова к годовалому возрасту;
  • ребёнок часто переспрашивает, подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать (к телевизору, радио, игрушке).

Причины

Причины можно разделить на три группы:

  • наследственные . Глухота возникает из-за нарушения в хромосомах, передающихся с генами от родителя к ребёнку;
  • врождённые . Врождённая глухота появляется при воздействии неблагоприятных факторов на плод во время беременности матери (принятие алкоголя, наркотиков, определённых медикаментов, курение, недостаток веса плода, инфекционные болезни беременной) или повреждения при родах (наложение щипцов, гипоксия);
  • приобретённые . Сюда относят травмы (механические, долгое воздействие шума) и болезни ушей (корь , менингит , паротит, отит), перенесённые после рождения.

Многие родители не задумываются о том, почему рождаются дети со слуховыми нарушениями, и что делать во избежание проблем. Учитывайте причины глухоты. Откажитесь от вредных привычек и самолечения, наблюдайтесь у акушера-гинеколога во время беременности.

Степени снижение слуха

Человек теряет слух частично (тугоухость) или полностью (глухота). В первом случае он распознаёт громкую разговорную речь. При глухоте усиление звука не влияет на разборчивость сказанного. Выделяют 4 степени тугоухости. Они различаются расстоянием, на котором человек слышит обычную и шёпотную речь.

  1. Для первой степени это 3 — 6 и 1 — 3 метра соответственно. Расстройство проявляется в том, что ребёнок часто переспрашивает, не понимает сказанного в шумной обстановке.
  2. Для второй — 4 метра. Человек понимает шёпотную речь, произнесённую возле уха. Родители замечают, что малыш избегает контакта, на вопросы и просьбы отвечает односложно. Речевое развитие запаздывает, словарный запас бедный, слова произносятся с ошибками.
  3. Для третьей — 1 метр. Шёпот не распознаётся. Малыш не пытается говорить, игнорирует обращения.
  4. Для четвёртой — крик у уха. Собственной речи нет. Данное состояние граничит с глухотой. Однако, в отличие от последней, тугоухость 4 степени поддаётся лечению.

При глухоте человек слышит звуковые колебания силой свыше 91 децибела при норме от 0 до 25 дБ. Степеней глухоты не выделяют.

Глухонемота

Следует различать понятия «глухие» и «глухонемые». Глухота не предполагает немоту. Отсутствие речи при глухонемоте обусловлено нарушениями слухового восприятия и речевого аппарата (поражения голосовых связок, нёба, языка и другое). В специальных детских садах и школах глухих людей учат пользоваться голосом и чтением по губам для общения, помимо изучения языка жестов. При этом глухонемота бывает:

  • врождённая . Если малыш родился глухим, то без специального обучения он останется немым;
  • приобретённая . При потере слуха после обретения речи ребёнок постепенно перестаёт разговаривать.

Диагностика

Для диагностики детей раннего возраста применяют аудиометрию, предложенную малышу в виде игры (игрушки и картинки со звуком). Наблюдают за фиксацией на источниках звука, находящихся на определённом расстоянии друг от друга. Отмечают, вырабатывается ли условный рефлекс на звук при предъявлении определённых изображений. Используют аппаратные методы, регистрирующие вызванные слуховые потенциалы.

Лечение

Вылечить глухоту невозможно. При остаточном слухе применяют:

  • препараты для улучшения кровоснабжения, обмена веществ, проведения нервных импульсов в ухе и головном мозге;
  • звукоусиливающие аппараты;
  • установку кохлеарного импланта. Операцию необходимо делать, если ребёнок воспринимает звуки громкостью ниже 80 дБ.

Тугоухость у любого ребенка — не повод сдаваться. Полную потерю слуха при повреждении или недоразвитии слухового анализатора вылечить невозможно. Обратите внимание на признаки поражения и обратитесь к врачу при их наличии. Доктор выявит причины нарушения и назначит индивидуальное лечение. Сурдопедагоги в детском саду и школе для глухих и слабослышащих научат ребёнка использовать голос и чтение по губам для общения.

В первые месяцы жизни глухой ребенок мало отличается от детей с сохранным слухом. Он может быть несколько более спокойным, чем слышащие дети, поскольку многие звуки, которые сопровождают жизнь его семьи, и те, которыми изобилует улица, на него воздействуют в малой степени, а у слышащих они нередко вызывают раздражение, испуг, нарушают сон.

Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать громкие низкие звуки. В громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Если взрослые мало заботятся о психическом развитии глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка, причем не только потому, что он мало воздействий воспринимает слухом, но и потому, что обедняется его зрительное восприятие: его внимание не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т. е. не воспринимает их зрительно.

Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни ребенка, может быть достаточно богат своими проявлениями или мало заметен. Это зависит от поведения матери, общающейся с ребенком, и других близких людей. Если они активно выражают радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, всего тела, то ребенок также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками.

Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.

Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10--14 мес.). Он овладевает пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомится с предметами, находящимися в разных комнатах квартиры. Затем постепенно он начинает осваивать пространство вблизи своего дома. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми.

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают. Многие дети с 2 - 3 лет, а иногда и с 4 лет посещают специальные детские учреждения (ясли-сады, дошкольные группы при школах), где с ними проводятся специальные занятия в форме игр по развитию предметно-практической деятельности (бытовой, конструктивной, изобразительной), речевого и музыкального слуха, разных видов речи, ритмических и физкультурных умений. Реализуемая в настоящее время программа воспитания и обучения детей с нарушениями слуха направлена на их всестороннее психофизическое развитие.

Ко времени поступления в школу дети, посещающие специальные ДОУ, могут активно использовать в речи обозначения предметов ближайшего окружения, знакомых действий, некоторых признаков предметов, пространственных и временных отношений; правильно выражают в речи некоторые причины действий и поступков. Однако их речь изобилует нарушениями грамматического строя языка (ошибки согласования и управления, неверное использование вида и времени глаголов и др.). Нередко наблюдается неправомерное сужение или, напротив, расширение значения слова.

Благодаря исследованиям И. М. Соловьева, посвященным проблеме взаимодействия анализаторов при восприятии окружающей действительности, было установлено, что нарушение одного анализатора, такого важного, как слуховой или зрительный, отрицательно сказывается на деятельности сохранных анализаторов. Нарушение слуха снижает полноту зрительного восприятия, затрудняет развитие кинестетической чувствительности, и особенно кинестезии речевых органов.

Определенное своеобразие обнаруживается в развитии образной памяти у глухих детей. В исследованиях М. М. Нудельмана и И. М. Соловьева показано, что глухие дети с большим трудом, чем слышащие, запечатлевают образы предметов во всем их своеобразии. Они склонны либо упрощать внешнюю структуру воспринятого предмета, уподоблять его ранее сложившемуся, привычному представлению, либо чрезмерно подчеркивать его отличительные черты. Аналогичные изменения образов предметов наблюдаются и при кинестетическом их восприятии (Т. В. Розанова).

Словесная память глухих детей своеобразна. Глухие дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. В младшем школьном возрасте глухие дети испытывают трудности в удержании звукобуквенного состава слова, допускают пропуски букв, перестановки слогов, смешение слов, сходных по звукобуквенному набору (Р. М. Боскис, Т. В. Розанова). При первоначальном знакомстве со словами дети нередко смешивают их по значению с другими словами, имеющими близкую предметную отнесенность или звукобуквенное сходство.

Исследования В. Петшака, проведенное с глухими и слышащими дошкольниками и школьниками, показали, что в понимании глухими детьми эмоциональных состояний и вызывающих их причин наблюдаются зависимости, характерные и для нормально развивающихся детей. Дети легче опознают эмоциональные состояния, отчетливо внешне выраженные в хорошо знакомой жизненной ситуации. Глухие дети, как и слышащие, правильно опознают наиболее общие эмоциональные состояния, относимые к модальностям радости, гнева, страха и печали. Большие трудности возникают при опознавании интеллектуальных и социально-нравственных чувств. В качестве причин эмоций дети чаще выделяют действия, отчетливо внешне выраженные.

Постепенно по мере обучения к 13-14 годам у глухих детей совершенствуется умение опознания эмоций и чувств, а также определение причин, их вызывающих. Глухие подростки овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциональным состояниям и социально-нравственным чувствам. Но в целом у них сохраняются трудности понимания взаимосвязей между эмоциональными состояниями человека и порождающими их жизненными ситуациями.

Важно понять, как глухие дети относятся к своему дефекту - нарушению слуха. По данным исследования М. М. Нудельмана, многие глухие школьники 10-12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен (что они не могут быть, например, врачами, артистами в обычных театрах, дикторами радио и телевидения, учителями в массовых школах). В более старшем возрасте (в 13-15 лет) глухие школьники нередко начинают болезненно осознавать свой дефект и последствия нарушенного слуха - неразборчивость речи, неумение общаться с окружающими. У некоторых подростков осознание своего дефекта является одной из причин подавленного состояния и даже психических заболеваний.

Для глухих школьников старших классов (16-18 лет) более характерна другая - активная - позиция в отношении к жизни. У многих из них появляется большое желание получше усвоить речь, особенно устную, чтобы понимать других людей в различном социальном окружении и иметь возможность общаться с ними. Кроме этого, глухие юноши и девушки начинают больше читать, интересуясь разными областями знаний, обращаются к взрослым за помощью, чтобы разобраться в сложных для них вопросах (Э. А. Вийтар, Т. Э. Пуйк, Ж. И. Шиф). С начала введения в школах глухих новой программы специальных занятий по развитию слухового восприятия многие глухие старшеклассники с большим старанием и эмоциональным подъемом стремятся научиться как можно лучше слышать с помощью звукоусиливающей аппаратуры и тем самым частично преодолеть свой основной дефект - нарушение слуха.

Самооценка глухих детей 7-11 лет очень неустойчива, зависит от ситуации, от оценок их учебной деятельности и отдельных поступков учителями и воспитателями (В.Л.Белинский, Т.Н.Прилепская).

У глухих детей к началу среднего школьного возраста (11 - 12 годам) начинают зарождаться товарищеские отношения. Но сначала они считают своими товарищами тех детей, с которыми вместе проводят время, что-нибудь совместно делают.

Понимание товарищеских отношений углубляется у глухих учащихся к 13-15 годам. Подростки видят в сверстнике не только партнера по игре, они начинают ценить товарища как соучастника общеполезного труда. В этом возрасте осознается значение внутренних качеств товарища - доброты, заботы о другом, готовности ему помочь.

Таким образом, у глухих детей на протяжении школьного возраста значительно расширяется и углубляется отношение к другим людям. Обычно это способствует развитию межличностных отношений, росту не только сознательности, но и нравственности поведения глухих учащихся и выпускников школы.

Для понимания личности глухих детей важно также охарактеризовать их интересы, склонности и способности.

Исследования Н.Г. Морозовой доказывают, что в младшем школьном возрасте (7--10 лет) у глухих детей наибольшие интересы и склонности обнаруживаются к различным играм и спортивным занятиям (катанию на коньках, лыжах, занятиям гимнастикой, бегом, прыжками и т.п.). Учебная деятельность привлекает в основном внешней стороной (пребыванием в классной комнате, выполнением различных учебных заданий). При этом дети обычно относятся ко всем учебным предметам с одинаковым старанием.

В начале среднего школьного возраста (11 -13 лет) учащиеся продолжают проявлять склонности к различным играм и спортивным занятиям. Кроме этого, возникает интерес к посещениям кино, театра, к рисованию, танцам. Обнаруживается дифференцированное отношение к учебным предметам. Одни предпочитают математику, другие - чтение или занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем интерес к тому или иному предмету тесно связан с личностью и деятельностью учителей и воспитателей.

У глухих учащихся в 13-15 лет и особенно в 16-18 лет (средние и старшие классы школы) растет интерес к литературе, географии и биологии и снижается - к математическим наукам. Последнее связано с большими трудностями усвоения таких абстрактных предметов, как алгебра и геометрия, из-за недоразвития понятийного мышления и нередко больших пробелов в математических знаниях, обусловленных недоработкой в начальных классах.

Высокие достижения глухих в различных областях трудовой, художественной, педагогической и научной деятельности свидетельствуют о больших возможностях развития их способностей и психики в целом (А. П. Гозова и др.).

Введение

Коренные преобразования всех сфер жизни общества потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысливания сложившейся системы воспитания и образования подрастающего поколения. Непрерывное образование должно стать неотъемлемой частью образа жизни каждого человека. Всесторонне развитие личности, максимальная реализация способностей каждого - главная его цель. Реализация этой высокой цели предполагается в школе как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в школе должны закладываться такие качества гражданина как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самоуправления. Перед современной школой становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.

Необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию нашло определенное развитие в теории и практике отечественной педагогики. Так, в последнее время в теории педагогики комплексный подход к воспитанию получил обоснование как один из ведущих принципов воспитания. Нет сомнения в том, что в ближайшее время получат разработку теоретические основы комплексного подхода в связи с созданием целостной системы непрерывного образования. В связи с изложенным возникла настоятельная необходимость научного обоснования комплексного подхода к специально организованному воспитанию и обучению детей с недостатками слуха.

В дефектологии есть такой раздел, как сурдопедагогика (от лат. Surdo — глухой) - наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Сурдопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Исходя из психофизиологических и педагогических особенностей детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает систему специального воспитания и обучения, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Сурдопедагогика тесно связана со смежными науками: психологией, отоларингологией, логопедией, физиологической акустикой, языкознанием, а также с электроникой и радиотехникой в связи с развитием и использованием остаточной слуховой функции учащихся. Сурдопедагогика включает в себя теорию воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, история сурдопедагогики, частные методики по общеобразовательным предметам, сурдопсихологию. В Украине дети дошкольного и школьного возраста с недостатками слуха воспитываются и обучаются в государственных учреждениях, включенных в общую систему народного образования.

Следует сказать, что проблема комплексного подхода к воспитанию и обучению глухих детей (мы будем в дальнейшем рассматривать только эту категорию детей с недостатками слуха) в теории сурдопедагогики специально еще не рассматривалась. Нами была предпринята попытка осветить эту актуальную проблему, но она скорее всего отражала методически-рекомендательный характер. Однако было бы большой ошибкой и несправедливостью утверждать, что комплексный подход к проблемам сурдопедагогики возникла буквально сегодня. Специальное воспитание и обучение глухих детей как особые виды деятельности немыслимы без существования комплексного подхода к ним.

Прежде всего следует определиться, что означает само понятие « комплексный подход». Буквально слово « комплекс» (лат.) означает связь, сочетание. Есть еще несколько иное толкование слова, « комплекс» — это « совокупность предметов, явлений или свойств, образующих одно целое». Считаем целесообразным дать толкование понятия « комплекс» в науке, имеющей прямое отношение к нашей проблеме, в психологии - « Комплекс в психологии -»определенное объединение отдельных психических процессов в одно целое» или « … группа разнородных психических элементов, связанных единым аффектом». Таким образом, под комплексом понимается совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.

В основе понятия комплексного подхода к воспитанию заключено положение о диалектическом единстве единичного и общего, части и целого, выражена всеобщая связь явлений и их целостность.

Философское положение о целостном подходе к изучаемому явлению, о всесторонности его изучения через установление взаимозависимостей и взаимосвязей отдельных составляющих его частей, сторон, о том, что в каждом отдельном имманентно присутствует особенность, сущность общего и наоборот - каждое отдельное, органически сплетаясь в общее, одновременно и приобретает сущностные свойства общего, и обогащает его качественно своими характеристиками, — это диалектическое положение и составляет мотодологическую основу целостного, т.е. комплексного подхода к воспитанию, к проблеме всестороннего развития личности в процессе воспитания.

Воспитание как явление, объект познания, вид деятельности, отношения, искусство само может выступать и как общее, и как отдельное, и как часть, структурный элемент целостной системы высшего порядка, организации - общества. В этом смысле сущность комплексного подхода к воспитанию будет составлять обеспечение единства, целостности таких комплексов:

1. Единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания;

2. Структура личности воспитуемого;

3. Воспитание как вид деятельности субъекта воспитания;

4. Воспитание как наука.

Как видим, комплексный подход - истинно научный подход познания такого многосложного феномена, каким является воспитание. Он применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. В этом смысле комплексных подход срабатывает как всеобщее требование, как закон. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию, он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат - всесторонне гармоническое развитие личности.

Изложенное выше понимание сущности комплексного подхода к воспитанию целиком и полностью применимо при рассмотрении проблем воспитания глухих детей в условиях специальной школы. Более того, требование осуществления комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей еще в большей мере обязательно, чем в общеобразовательной массовой школе. Для справедливости сказанного рассмотрим ряд, естественно, условно выделенных нами выше комплексов, в действительности же тесно взаимосвязанных и тем самым обуславливающих необходимость осуществления комплексного подхода к воспитанию глухих детей.

Комплекс первый - единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания. К ним относятся, во-первых те обстоятельства, которые отражают устройство общества, его жизненные процессы - материальные, политические, духовные. Наше общество - общество, в котором пока еще преобладает общенародная собственность на средства производства, где всем его членам, в том числе и глухим, гарантированы конституционные свободы и права, где покончено с неграмотностью. И экономика, и политика, и идеология, и образование, и воспитание, и духовная жизнь общества --все направлено на развитие производительных сил и производственных отношений, характерных для поистине демократического общества.

К объективным обстоятельствам, во-первых, относится также и непосредственное окружение человека. Для глухих детей это прежде всего семью и школа. Как уже отмечалось, система специального обучения и воспитания глухих детей включена в общеобразовательную систему образования. В стране осуществляется всеобщее дифференцированное обучение глухих детей, обеспечение их работой по окончании школы, а в случае особых успехов в учебе предоставляется возможность получения среднего, среднего специального и высшего образования.

Таким образом, объективные обстоятельства специально организованного процесса воспитания глухих детей, в широком смысле среда в структурном и функциональном отношении чрезвычайно сложны и многообразны. Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее влияние на результат воспитания. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию в условиях спецшколы глухих. Сурдопедагог в своей работе может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью всестороннего развития глухого школьника.

Комплекс второй - структура личности воспитуемого. В структурном отношении личность представляет собой совокупность, целостное единство биологического, психологического и социального. В основе понимания биологической сущности глухого человека заключено философское положение о человеке как непосредственно природном существе.

Природные особенности (определенный уровень биологической организации, человеческий мозг, человеческая нервная система) являются важнейшими предпосылками психического развития. Движущими силами, факторами развития глухого являются не его человеческие природные особенности, а совокупность общественных отношений, усваиваемых и изменяемых им с первых дней жизни (семейное, школьное воспитание, обучение и воспитание в спецшколе, общественно полезная трудовая деятельность).

Основоположник современной отечественной психологии и дефектологии Л.С. Выготский внес большой вклад в изучение личности аномального ребенка, в обоснование проблемы компенсации дефекта в процессе специально организованного воспитания и обучения аномальных детей. Он утверждал, что слепые и глухие ощущают свою неполноценность не биологически, а социально. « Решает судьбу личности в последнем счете не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально-психологическая организация». Именно поэтому « говорящий глухонемой, трудящийся слепой, участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать неполноценности и не дадут для этого повода другим. В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребенок не были дефективными. Тогда исчезает и самое это слово, верный знак нашего собственного дефекта». Положение Л. С.Выготского о том, что « ребенок с дефектом - еще не дефективный ребенок», « что сама по себе слепота, глухота и т.д., частные дефекты не делают еще носителя их дефектным», « что „замещение и компенсация“ как закон, возникают в виде стремлений там, где есть дефект» сыграло большую роль в развитии теории и практики современной сурдопедагогики. Оно служит основой неиссякаемого гуманизма и оптимизма отечественных дефектологов. Свидетельством тому служит тот факт, что в условиях современной действительности возможно неограниченное всестороннее развитие глухих детей.

Глухой от рождения без специального обучения его сурдопедагогом-дефектологом не может овладеть языком слов. Имея сохранный интеллект и все остальные анализаторы, кроме слухового, он способен развиваться на основе жестовой речи. Однако жестовая речь не способна заменить словесную. Поэтому мышление глухого, необученного языку слов, остается на уровне отражения реальной действительности и носит конкретный, наглядно-образный характер. Развитие компенсаторных сил организма глухого без обучения языку слов очень и очень ограничено. Глухой без языка остается немым. Здоровые силы организма, интеллектуальные духовные, эмоционально-волевая, мотивационная и практическая сферы его как потенциальной личности не получают должного развития. Это и определяет социальный статус глухого. Оставаясь человеком по своей природе (биологически) он остается в стороне от полноценной жизни в обществе людей, находится практически в социальной изоляции. Преодолеть физический недуг - глухоту и ее следствие - немоту возможно лишь при обучении глухого языку слов как средству общения, познания и мышления. Это самая трудная и специальная задача, решаемая лишь в условиях специального воспитания и обучения глухих детей.

Обучения языку глухих детей - это в высшей степени комплексная проблема! Это предмет особого рассмотрения. Однако без принципиальных положений мы не сможем дать истинную картину личности глухого. Ибо язык слов, словесная речь для глухого играет решающую роль в развитии его биологической, психической и социальной сущности, способствует его всестороннему развитию как социальной личности.

Если речь идет об овладении языком слышащим ребенком, различают устную и письменную формы словесной речи. В таком же порядке и происходит овладение языком слов в норме - слышащим ребенком. Слышащий ребенок воспринимает на слух обращенную к нему речь, воспроизводит ее по подражанию. Вступая в разнообразные отношения со старшими и себе подобными, он практически усваивает язык слов, познает окружающий мир, развивается и биологически, и социально. Биологическое и социальное представляет собой не сумму двух слагаемых, а взаимосвязанное, взаимообусловленное, неделимое, целостное единство -комплекс.

Глухой ребенок по отношению к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия. Нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) различают три формы словесной речи: дактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи - дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно « проговаривает» (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом. Глухой по подражанию воспроизводит слово дактильно и устно путем проговаривания. Данное слово соотносится с предметом, его свойством или действием, которое оно обозначает. Таков наиболее общий, схематический путь обучения словесной речи глухого ребенка. Он приведен нами с тем, чтобы продемонстрировать действие механизма компенсации недостающего слуха в условиях специального обучения глухих языку.

Во-первых, глухой воспринимает устное слово зрительно. Его специально обучают чтению устной речи с лица. Во-вторых, он обучается дактильной речи. При дактилировании у ребенка развиваются мышечные кинестезии руки. Для глухого проговаривание рукой — это не просто движение пальцев руки. Одновременно происходит развитие высших психических и физиологических процессов коры головного мозга, функций центральной высшей и периферической нервной системы. При дактилировании у глухого образуются прочные нейродинамические связи между кинестезиями кисти руки, артикуляционного аппарата и корой головного мозга. В-третьих, ребенок артикулируя, развивает речедвигательный аппарат, голосообразование, речевое дыхание, происходит соответствующая рефлекторная деятельность. В-четвертых, благодаря звукоусиливающей аппаратуре, у ребенка развивается слуховое восприятие устного слова, его фонетический образ. В-пятых, глухой ребенок считывает слово с предъявленной сурдопедагогом карточки, усваивая при этом письменную форму речи. в процессе педагогически целесообразной деятельности глухие дети на одном и том же речевом материале усваивают комплексно дактильную письменную и устную формы речи. Язык слов усваивается глухими детьми в процессе живого непосредственного общения, т.е. при выполнении и основной социальной функции.

Компенсирующая роль языка огромна и всестороння. Развивая психическую деятельность, как функцию особой части материи, называемой мозгом человека, язык способствует преодолению последствий глухоты, развитию социальных и биологических параметров личности глухого, максимально полной интеграции и адаптации его в среде слышащих в качестве равноправного труженика общества.

Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся. Оно предполагает овладение на основе языка слов знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, выработку умения применять знания на практике, готовность и способность к систематизированному труду, развитие высоких социально ценных и нравственных качеств личности.

Комплекс третий — воспитание как вид деятельности субъекта воспитания. В современной общеобразовательной спецшколе-интернате для глухих детей осуществляется социальное воспитание учащихся. По своим целям и задачам воспитание глухих школьников в основном совпадает с общими принципами педагогики. цель социального воспитания глухих детей включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладения научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств общечеловеческой нравственности и навыков культурного поведения в коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных участников общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне со слышащими людьми участвовать в создании общественных и личных благ.

Высокая цель социального воспитания глухих детей, ее достижение в реальном процессе воспитания предполагают высокое качество воспитания. Еще Л. С. Выготский горячо отстаивал необходимость социального специального воспитания аномальных детей, указывал на то, что специальное воспитание аномальных детей требует « специальной педагогической техники, особенных методов и приемов», а также на то, что « только высшее научное знание этой техники может создать настоящего педагога в этой области». Он подчеркивал, что « нельзя забывать и того, что надо воспитывать не слепого, но ребенка прежде всего. Воспитывать же слепого и глухого, значит воспитывать слепоту и глухоту, и из педагогики детской дефективности превратить ее в дефективную педагогику». В этих глубочайшего смысла мыслях Л.С. Выготского заключена квинтэссенция специально организованного воспитания глухих детей. Воспитатель должен быть дефектологом-сурдопедагогом с высшим суродопедагогическим образованием. На основании глубоких знаний общей и специальной педагогики и психологии он должен, ориентируясь на реальные возможности глухого, в соответствии с целью социального воспитания, спланировать работу. Суродопедагог должен действовать со знанием дела, применяя правильные, эффективные методы воспитательной работы. Он должен видеть в глухом воспитаннике прежде всего личность. Личность глухого воспитуемого должна стать своеобразным геометрическим местом точек специально организованного воспитания и обучения. Воспитатель как субъект воспитания в своей работе постоянно сталкивается с комплексом чувств, настроений, переживаний воспитанников и своих собственных. Глухота, естественно, вызывает чувства жалости и сострадания. Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании он подчеркивал: « Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал — не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов».

Идеи Л. С.Выготского о путях развития специального воспитания и обучения глухих детей получили дальнейшее развитие в теории и практике отечественной сурдопедагоики (Н.Д.Ярмаченко, Р.М. Боскис, А.И. Дьячков, Н.Ф. Засенко С. А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, И.В.Колтуненко, Л.П.Носкова, М.И. Никитина, Ж.И. Шиф и т.д.). Вопрос о выборе правильных путей, соответствующего содержания эффективных форм и методов воспитательной работы в школе глухих является одной из центральных проблем комплексного подхода к воспитанию.

Комплекс четвертый — воспитание как наука. Социальное воспитание должно представлять собой строго научную систему. Фундаментом, методологической основой ее является диалектическая, научная философия. Общественное воспитание глухих детей является подлинно гуманистической системой. В нашем современном обществе впервые в истории человечества господствующая общегосударственная система специального воспитания ставит своей целью всестороннее и гармоническое развитие граждан, лишенных слуха. Благодаря единству объективных и субъективных факторов социальное воспитание действует как единая целостная комплексная система воспитания глухих детей. Это способствует максимально полной компенсации глухоты и всесторонней подготовке выпускников спецшколы глухих к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Как единая комплексная система — социальное воспитание управляется обществом с учетом его нужд и потребностей, в соответствии с его заказом на необходимый ему в конкретной исторической обстановке тип личности.

Как наука общественное воспитание имеет свой предмет, свое содержание. Она изучает законы, принципы, категории, направления воспитания, систему общечеловеческих и конкретных гуманистических ценностей, ценностные ориентации личности. Перечисленные категории составляют особый раздел науки -теорию социального воспитания.

Теория социального воспитания глухих детей опирается на диалектический и исторический материализм как на общую методологию. Теория воспитания глухих детей тесно связана с общей и специальной педагогикой и психологией, с медико-педагогическими основами дефектологии (общая невропатология, психопатология, анатомия, физиология и патология органов слуха и речи).

Отдельные аспекты воспитания глухих детей рассматриваются в сурдопедагогике, в сурдопсихологии в частных спецметодиках. Однако общие вопросы (методология, законы, принципы, содержание и т. д.) воспитания составляют предмет теории воспитания. В центре предмета науки воспитания стоит целостная личность глухого школьника. Она (личность глухого) служит центральной точкой, связывающей воедино комплекс сведений о себе, о перечисленных выше науках. Это обстоятельство и определяет комплексность науки и воспитании.

Воспитание — это не только наука, но и искусство. Если воспитание как наука дает нам ответы на вопросы — что? то на вопросы — как? каким образом? дает нам ответы методика воспитания, т. е. искусство воспитывать. Методика воспитания изучает разнообразие путей, форм, способов, методов, методических приемов, средств практического осуществления воспитательной работы. В раздел методики воспитания входят поиски оптимизации, повышение эффективности воспитания, а также планирование и управление воспитательным процессом. Теория и методика воспитания тесно связаны между собой, образуя единый комплекс — науку воспитания.

Рассмотрением выделенных нами четырех системообразующих единств, связей (комплексов) комплексного подхода к специально организованному воспитанию глухих детей далеко не исчерпывается его сущность. В специальной педагогике этот вопрос еще не рассматривался, а в общей педагогике, как правило, до недавнего времени преобладало одностороннее содержательное толкование сути комплексного подхода к воспитанию в духе широко известного тезиса XXV съезда КПСС как обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Не вызывает сомнения и сегодня актуальность и продуктивность самого подхода к комплексности в воспитании как к единству отмеченных выше основных направлений социального воспитания. Это тем более важно сегодня, в наши дни переустройства и становления экономических, политических, духовных сфер общества в период гуманизации, демократизации, гласности общественной жизни.

Для более полной характеристики комплексного подхода к воспитанию глухих школьников необходимо учитывать тот факт, что глухой ученик в реальном воспитательном процессе одновременно является и объектом и субъектом воспитания. Надо откровенно признать, что глубокое научное рассмотрение этого аспекта комплексного подхода к воспитанию глухих отсутствует. Трудность заключается в слабой научно-теоретической разработанности в сурдопсихологии того глубоко внутреннего сложнейшего психологического образования, именуемого направленностью личности. А это еще один комплекс, который, в конечном счете, является решающим для научного понимания процесса самовоспитания и самообразования личности глухого школьника.

Таким образом, в представленном нами анализа сущности комплексного подхода к специально организованному процессу воспитания и обучения глухих детей представлены следующие виды единств, связей (комплексов): 1) единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания; 2) структура личности глухого школьника; 3) воспитание как вид деятельности субъекта воспитания; 4) воспитание как наука и искусство. Рассматриваемый анализ комплексного подхода к воспитанию показывает исключительную важность этого пути повышения эффективности социального воспитания и степень его сложности как педагогического явления со всеми его связями и зависимостями. В комплексном подходе находит свое максимальное выражение совокупность организационных, содержательных и методических единств целостного специального процесса воспитания и обучения глухих школьников.

Воспитательная работа в школе для глухих детей требует серьезного переосмысления. Наряду с оказанием педагогической помощи учащимся в выполнении домашних задании важно наполнить содержание работы таких специальных школ-интернатов занятиями по интересам, создавать атмосферу заботливого отношения к детям, приближенную к домашним условиям. Успешное решение поставленных задач требует в свою очередь усовершенствования организационно-методической работы воспитателей.

Изучение состояния воспитательной работы в ряде специальных общеобразовательных школ-интернатов для глухих детей Украины позволило выявить ряд недостатков в работе воспитателей, среди которых наиболее типичными являются следующий:

— недостаточная осведомленность воспитателей с принципами организации ученического самоуправления и формирования у школьников гражданской зрелости;

— слабая взаимосвязь воспитателей и учителей в деле обеспечения единства учебно-воспитательной работы;

— слабое знание, а нередко и полное незнание специфических психолого-педагогических основ обучения и воспитания глухих детей, индивидуальных особенностей глухих воспитанников и учета их в учебно-воспитательной работе;

— отдельные тенденции формализма в воспитательной работе: механический перенос опыта воспитательной работы из общеобразовательной школы в школу для глухих детей, увлечение массовыми воспитательными мероприятиями, недооценка индивидуальной работы и т. д.

Сказанное свидетельствует о необходимости целесообразного планирования методической работы с целью максимального устранения отмеченных выше недостатков. Между тем вопросы, выносимые на обсуждение заседаний методических объединений воспитателей ряда спецшкол не всегда подчиняются конкретным задачам учебно-воспитательного процесса; в отдельных школах в методической работе с воспитанниками преобладает освещение теоретических вопросов без связи с практической жизнью общешкольного коллектива; недостаточное внимание уделяется проведению практических занятий, решению конкретных педагогических ситуаций, возникающих в работе воспитателей, анализу и самоанализу воспитательных мероприятий, внедрению в практику достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта; не стало органической частью методической работы самообразование воспитателей.

Как правило, в специальных школах-интернатах для глухих детей штат воспитателей довольно многочисленный. В отдельных школах-интернатах количество воспитателей от 40 до 60 человек

Вполне понятно, что идти по пути создания одного методобъединения при столь большом количестве воспитателей, нецелесообразно. Практически всю эту массу педагогов объединяет лишь должность, которую они занимают « воспитатель». Это воспитатели дошкольных групп, при наличии дошкольного отделения при школе, подготовительных, 1—4, 5—7, 8—12 классов. И цели, и задачи, и содержание, и организационные формы, и методы воспитательной работы с каждой из названных возрастных групп глухих детей во многом глубоко своеобразны и специфичны. В целях лучшей организации методической работы с воспитателями в спецшколах для глухих детей создают несколько методических объединений воспитателей. На наш взгляд, наиболее целесообразным соединением воспитателей в методические объединения может быть таким: а) дошкольные группы, 0—3 классы — одно метообъединение; б) 4—7 классы — второе методобъединение; в) 8—12 классы — третье методобъединение. Содержание работы методических объединений определяется задачами, стоящими перед методическим и педагогическим коллективом с учетом состояния учебно-воспитательной работы в данной школе.

Планы работы школьных методических объединений воспитателей составляются в соответствии с проблемной темой, над которой работает школьный коллектив в учебном году. Исходными положениями к планированию могут быть:

— задачи, определенные правительственными постановлениями о школе, директивными документами и инструктивно-методическими письмами Министерства просвещения Украины, органов народного образования;

— результаты учебно-воспитательной» работы за предшествующие годы;

— проблемные вопросы, над решением которых работает пед-коллектив школы.

Руководитель методобъединения, как правило, один из самых опытных воспитателей с высшим дефектологическим образованием, исходя из проблемных вопросов, стоящих перед коллективом школы, определяет главные направления воспитательной работы и планирует конкретные мероприятия для их реализации.

К первоочередным задачам методических объединений воспитателей школы относятся:

— изучение методических основ обучения и социального воспитания, документов правительства о школе;

— изучение и внедрение в практику работы достижений об- щей и специальной педагогики и психологии. передового педагогического опыта;

— овладение новыми методами и приемами воспитания, умениями и навыками организации внеклассной работы;

— систематическое изучение и. анализ методических разработок, инструкций, рекомендаций, касающихся содержания, форм и методов проведения внеклассной работы;

— методика изучения воспитанности учащихся для целесообразного воспитательного влияния на них и повышения эффективности воспитательного процесса в целом.

Решение данных задач прежде всего зависит от уровня организации и содержания работы методических объединений воспитателей школы глухих.

В большинстве школ для глухих детей воспитателями работают лица, имеющие общепедагогичсеское образование и познающие психолого-педагогические особенности глухого учащегося чисто практически. Данное обстоятельство диктует руководителю методобъединения воспитателей необходимость глубоко изучить качественный состав воспитателей: образование, стаж работы (общепедагогический и специальный), приобретенный практический опыт и т. д.

Перед планированием работы методического объединения руководителю необходимо провести с каждые членом объединения собеседование, суть которого сводится примерно к следующему:

1. Выяснить объективные данные (образование, предшествующая работа, планы на будущее и т. д.) пополнивших педколлектив школы;

2. Какие трудности испытываете в работе? В какой помощи нуждаетесь?

3. Что полезного Вы почерпнули для себя от работы методобъединения в прошлом учебном году?

5. Какие вопросы желаете обсудить на заседаниях методобъединения.

6. Ваши пожелания по улучшению работы методического объединения.

Полученные данные анализируются и учитываются при определении содержания работы метод объединения При этом учитываются также направления методической работы района, города. Только при соблюдении вышеизложенного составление плана работы методического объединения воспитателей будет максимально приближено к творческому процессу, конечной целью направленному на решение задач, стоящих перед коллективом школы в современных условиях.

Моей дочке сейчас 2,10. Роды были первые и, я бы не сказала, что сложные. Акушерки и врачи в роддоме сказали – все хорошо, ребенок родился здоровый! И я вздохнула с облегчением…

Спустя пять месяцев я заметила, что малыш не реагирует на голос, поворачивается только на игрушки-пищалки. Педиатр посоветовала сходить к сурдологу. Первый прием у сурдолога я не забуду никогда…
Мне сообщили, что у дочки вторая степень тугоухости. Для меня весь мир почернел, я шла домой и реально ничего не видела. Слезы лились ручьем сами по себе. Мне не хотелось ни говорить, ни есть, ни пить. Мой ребенок НЕ СЛЫШИТ…
Чтобы нам выписали слуховые аппараты, в карте написали третью степень тугоухости.

Увидев ребенка с аппаратами на крохотных ушках, я снова разрыдалась. Очередной наплыв эмоций пришелся в момент, когда делали индивидуальные вкладыши в ушко. Для этого внутрь заливается специальная масса, через несколько минут она застывает, и из ушка достают «силиконовый» пример для будущего пластмассового вкладыша. Но ведь нужно было ждать несколько минут… Вспомните, как неприятно, когда в ухо попадает вода. Она хрустит, ухо распирает… А каково годовалому малышу?

Мы живем в Нижневартовске, и чтобы пройти обследование на более высоком уровне, нам предложили съездить в г.Сургут. И этот день я запомню на всю жизнь – мне сказали, что у моей дочки тотальная глухота… После этого мы много раз проходили КСВП и ASSR, но результат не утешал, слух ухудшился и восстановлению не подлежит.

Нас поставили в очередь на кохлеарную имплантацию, но каждая клеточка, каждая частичка меня была против. Там же в Сургуте я впервые увидела проимплантированного мальчика и ужаснулась! Огромный имплант занимал почти полголовы! Для своего ребенка я такого не желала… Но шли дни и месяцы и улучшений в речевом развитии своей дочери в слуховых аппаратах я не видела, она произносила только гласные, слышала громкие звуки.

В начале 2010 года нам позвонили и сказали собирать анализы для имплантации. И я согласилась! Операция длилась почти два часа, после нее нельзя пить и есть в течение 2 часов. Малышка проспала почти весь день, лишь к вечеру просила пить. Через три дня она снова бегала по палате, играла с другими детками и смеялась, как ни в чем не бывало.

Пролежали в больнице мы полмесяца, первое подключение импланта сделали через месяц. Увидев имплант, все мои страхи улетучились – он оказался не таким уж и страшным, ведь с каждым годом техника совершенствуется, и это касается и имплантов. У нас стоит Freedom 5, самый новый, к нему идет пульт управления, сушка, 2 аккумулятора, наушники и много других примочек, в которых я толком даже и не успела разобраться! Сурдологи предупреждали, что каждый ребенок реагирует на новые звуки по разному – кто-то прислушивается, кто-то начинает смеяться, а кто-то плачет… Дочка плакала.
Привыкали мы к импланту больше месяца – она просто устраивала истерики, когда я надевала ей на ушко процессор. Спасались прогулками – была осень, шапочку снимать она не умеет, да и песочница с качелей её отвлекала.

Я терпеливо ждала, когда малышка привыкнет к новым звукам, ведь привыкнув к аппаратным звукам она просто не различала имплантатные, когда начнет реагировать на свое имя и произносить, наконец, согласные… Самые сложные для восприятия тугоухих деток – шипящие звуки «с», «ш» и др. Я была на седьмом небе от счастья, когда услышала «бахи», так она называет машину.

Со дня подключения прошло 4 месяца, а мой ребенок повторяет почти все, конечно, на своем лепетном языке, но если подумать, что всего полгода назад она говорила только гласные и ничего толком не слышала, для меня это прогресс, с большой буквы. Знаю, что не стоит на этом складывать руки, типа, «слышит и ладно», нужно много заниматься, чтобы ребенок говорил как я, или вы, нужно каждую минуту говорить и говорить, чтобы малыш накапливал словарь. Многие, грубо говоря, «вешаются», что у них детки болтливые или почемучки; мамочки, миленькие, радуйтесь этому, ведь я пока только об этом мечтаю. И если встает вопрос сделать кохлеарку или нет, не думайте, делайте, ваш малыш потом будет вам благодарен!
Сейчас все вспоминаю как страшный сон, все обследования, компьютерная томография, наркоз, документы, анализы, минуты до операции, минуты после, истерики с привыканием к импланту…
Но оно того стоило!


Top