С чего начинается духовный путь. Духовный Путь — Освобождение Сознания Что такое духовный путь развития

Когда вы выбираете осознанность, вы проходите разные этапы духовного развития.

Вы меняетесь, сознание расширяется, но при этом иногда возникают периоды неверия в себя и непонимание, куда идти и как действовать.

В этой статье я расскажу об этапах духовного развития. В их описании я опиралась на собственный опыт.

Поэтому не претендую на истину в последней инстанции.

Этот материал поможет вам сориентироваться, в каком месте своего духовного пути вы сейчас находитесь и понять, что делать.

Надеюсь, после прочтения вы обретете уверенность , чтобы смело идти вперед.

1. «Спящий режим»

Если вы читаете эту статью, то вы уже перешли на следующий этап. Иначе вряд ли она попалась бы вам на глаза.

Предлагаю все же вспомнить, что происходило с вами, когда вы еще были в “спящем состоянии”.

Люди, которые находятся на этом уровне, целиком погружены в 3Д-мир. У них куча нерешенных проблем.

Они живут надеждой , что когда-нибудь утром откроют глаза и обнаружат, что их проблемы испарились сами по себе.

Но так не бывает. Точнее, это происходит, но только в том случае, если вы занимаетесь самотрансформацией.

Некоторые проблемы действительно исчезают. Это побочный эффект от занятий духовными практиками, подкрепленными регулярными действиями .

Что это значит? В медитации вы заявляете, что освобождаетесь от обиды на маму, в жизни вы стараетесь относится с терпимостью к качествам ее характера, выставляете границы и т.д.

Вы не просто говорите, а подтверждаете свои слова действиями.

На этом этапе у вас преобладает сознание жертвы .

Если сравнить 3 этапа, то на этом уровне вы страдаете больше всего. При этом цепляетесь мертвой хваткой за свои страдания.

И не хотите понять — только от вас зависит, страдать или быть свободным.

Потому что тяжело принять факт, что все ужасные жизненные обстоятельства вы притянули сами. Вы сами сотворили это с собой.

На этом этапе вы НЕ готовы взять на себя ответственность за свои действия и мысли.

Поэтому многие крутят пальцем у виска и смеются, когда слышат о материальности мыслей, о законах вселенной и т.д.

При этом, огромное количество людей верят в гороскопы, гадания, предсказания и бог знает еще во что.

Потому что во всякие небылицы поверить проще, чем посмотреть правде в глаза и признать: Да, это я сам своими мыслями, страхом, беспокойством, осуждением создал эти обстоятельства.

Быть ответственным нелегкая задача. Поэтому большинство людей на планете не решаются идти дальше. Они просто не готовы.

Одна из причин — нежелание слышать то, что они вам хотят сказать. Узнайте остальные из статьи.

На этом уровне люди подразделяются на несколько категорий:

Закостенелые материалисты

Эти люди не желают никак расширить свои взгляды и допустить, что в мире есть нечто большее, чем материальные блага. Что существуют другие точки зрения, отличные от их понятий об устройстве жизни.

Сомневающиеся (лояльные)

Но всерьез принимать ту или иную позицию не стремятся, потому что их и так все устраивает.

Они прислушиваются к советам мудрецов, даже читают статьи на духовные темы, но серьезной потребности изменить свою жизнь у них нет.

Ищущие

Такие люди ищут свой путь, ответы на вопросы, но никак не могут найти. Я относилась к этой категории.

Это люди, которые нашли свое истинное Я благодаря травмирующему событию.

Я искала свои ответы до тех пор, пока не оказалась готовой принять этот вызов и пробудиться. До тех пор вся информация на этот счет была мне недоступна, либо я ее не видела и не могла воспринять.

Я искала локальное решение проблемы, а надо было смотреть глобально, широко.

Нужно обладать мужеством , чтобы перестать убегать от проблемы и посмотреть ей в лицо. Часто это происходит, когда по-старому жить уже невмоготу.

Для каждого человека есть свое время и свой спусковой крючок — момент, событие, после которого происходит прозрение.

Но до тех пор, вы проходите мимо и не видите очевидного.

2. Духовное пробуждение

На этом этапе духовного развития вы воодушевлены, потому что совершили огромный квантовый скачок по спирали развития вверх.

Пока вы не окрепли в новых убеждениях, существует опасность вернуться на предыдущий этап.

Поэтому здесь важна поддержка не только единомышленников, но и духовных наставников. И как раз в этот период их помощь особенно ощущается.

Они ведут вас до тех пор, пока вы не окрепнете, чтобы взять свою силу .

Здесь вы только учитесь брать ответственность, осознаете ее и начинаете на деле применять в жизни вселенские законы и отслеживать, как они работают.

На этом этапе закладывается база духовных знаний .

По началу вы стремитесь всем и каждому рассказать о том, что вам открылось, переубедить других, помочь советом.

Вспомните, как вы ребенком рассказывали родителям и сверстникам о том, что сами только что узнали.

Но помните, что это открытие вы совершили для себя. Не навязывайте свою точку зрения другим.

У каждого человека есть как минимум одна больная тема, которая и доводит его, в конце концов, до катарсиса, а потом до того момента, когда он готов пробудиться.

Этого достаточно, чтобы начать духовный рост.

Вы справились с большой проблемой, вышли на новый уровень и даже можете делиться опытом с другими людьми, которые находятся в похожей ситуации.

Ваша душа запоминает пиковую точку вибраций, ощущений, которых вы достигли, и стремится как можно чаще испытать эти чувства.

Таким образом вы укрепляете свой духовный стержень и навсегда отрезаете путь назад.

Отныне если вы выпадаете в матрицу, вы так или иначе выберетесь из этого состояния.

На предыдущем этапе для вас было нормой жизни общая неудовлетворенность, усталость, скука, плохое настроение, жалобы на мир.

А если сравнить эти два полярных состояния: полет, воодушевление и сознание жертвы, душа конечно же выбирает новое, высокое.

Это состояние — ваш якорь , который будет всегда вас удерживать в вертикали.

Постоянно находиться в равновесии и гармонии невозможно, но пусть вас радует то, что сознание жертвы теперь временное явление.

Если вы не измените себе, своему истинному Я, этот гость будет появляться все реже и реже в вашей жизни.

Ищите поддержку единомышленников, укрепляйте духовный стержень. Статья вам поможет в этом.

3. Осознанное творение

Когда вы признаете свою силу, заявляете жизни, что вы — творец, ощущая изнутри, что это действительно так, вы переходите к осознанному творению.

Если на предыдущем этапе вас можно было сравнить с подростком, который уже многое понимает, но опыта нет, то теперь вы уверены в своих убеждениях и своей силе.

Даже если вы с опаской провозглашаете свою истину, поверьте, это только поначалу.

Все зависит от ваших прошлых убеждений, их глубины и наличия смелости. Все придет со временем.

На этом этапе духовного развития желание рассказывать о своих открытиях, как устроен мир, или пропадает вовсе, или приобретает другую форму.

Теперь вы принимаете, что люди имеют право на свое мнение, могут заблуждаться, имеют право ошибаться, даже себе во вред.

Вы готовы делиться опытом, только если вас об этом попросили (и не раз). Вы уважаете границы других и их волю.

Вы более уравновешенны и спокойны. Случаи выпадения в матрицу бывают, но вы уже не ругаете себя за это, а позволяете себе проживать это состояние.

Основные причины выпадения на этом этапе — это отсутствие внутреннего ресурса и цикличность (периоды подъема и спада).

Текст передачи «Свобода от диктатуры зверя внутри тебя». Часть 8.

01:38:53 - 02:00:56

В чём разница между развитием Личности и умственным развитием. С чего начинается духовный путь.
Дневник — базовый инструмент работы над собой. Как правильно записывать мысли. Каким образом действовать Личности при атаках сознания. Духовным надо Жить, а не заниматься.

Опасность иллюзий на духовном пути

Жанна: Есть вопрос от людей, которые ведут дневники. Вот всё хорошо, то есть человек уже даже завёл дневник, вот начинает записывать мысли. Говорит: «Ну не помогает, ну как бы всё равно давит, всё равно щемит». И вот здесь вот такой момент, вот такое ну как бы из наблюдений, и человек сам тоже как бы поделился.

То есть он в какой-то момент задавал такой вопрос, что уже же вроде как бы и отслеживаю, и уже вижу вот этот механизм, который срабатывает вот почему-то. И дошло до того, что он вообще этот дневник сделал для того, чтобы другим рассказать, как на него действует сознание (Игорь Михайлович: Правильно), как оно им манипулирует. И рассказать механизм.

Игорь Михайлович: И простой вопрос. А сделал ли человек выбор и прочувствовал ли он, что он не зверь? Нет. Кто сделал выбор? Он прочувствовал, что это реально. У него была минута такая вот осознания. Но в это время включился кто? Зверёк. И вот этот зверь внутренний, он как раз и начал эту игру, и он ведёт её. И он хочет для того, чтобы казаться, а не быть (Жанна: Маска святого), казаться святым. Да, но не быть им.

И всё идёт в игру. Получится что-нибудь? Не получится, потому что человеку как Личности как раз вторая его часть составляющая — смертная, она и вот как раз ввела его в игру и в обман. Почему? Потому что человек в действительности не стремится к Богу. Он не стремится понять, кто он, вот в чём дело.

Жанна: Заигрался.

Игорь Михайлович: То есть он живёт иллюзией. Ему нравится эта иллюзия. «Зачем мне напрягаться, зачем, если все так живут, и я так?» — ну вот простая же установка, исходящая от сознания.

Как правильно записывать мысли в дневник

Татьяна: Игорь Михайлович, а Вы бы не могли ну как-то раскрыть вот этот вопрос: «А как правильно записывать свои мысли, поддавать ли их анализу? Что...»

Игорь Михайлович: Нет, анализ включает как раз… Вот здесь есть простой механизм. Когда приходит мысль человеку вот сделать что-то негативное, яркое, но человек осознаёт уже, когда он контролирует свои мысли, он осознаёт, что это не его. Он понимает, что они ему приходят, он же не заказывал мысль.

Вот к примеру, ну вот взять тебе и обидеться на неё? Ну к примеру, вот она на тебя не так глянула. Вот общая такая банальная фраза, да? Ты понимаешь, что оно тебя давит, вот это ты и записываешь. Что время сегодня (там число, дата), каждый денёчек отметила там. В 10:45 вот пришла такая-то мысль. И всё.

И эта мысль уйдёт сразу, как только ты её запишешь. Если ты её подвергнешь анализу здесь, почему тебе пришла такая мысль, ты включаешь работу сознания и нарываешься на ложь. Тут же тебя эта чихуашка и начинает обманывать, и играться с тобой, как куколкой.

Татьяна: Что-то в тебе не так.

Игорь Михайлович: Конечно.

Жанна: А ещё это как прямая команда звучит.

Игорь Михайлович: Или в ней не так, да.

Почему приходят мысли, которые ты не заказывал

Игорь Михайлович: А ты чётко записываешь мысли, которые ты не заказывала. Они к тебе не приходят. Ты занята, к примеру, ну вычислительными какими-то процессами, что-то складываешь и высчитываешь, и тут тебе приходит мысль, что кто-то не прав в отношении тебя.

Извини, чем занято твоё сознание? Оно вычисляет какой-нибудь корень квадратный из непонятно чего. А тут тебе приходит мысль, что кто-то по отношению к тебе поступил неправильно. Зачем оно тебе сейчас нужно? Почему твоё сознание вместо того, чтобы заниматься вот этой математикой, оно тобой начинает манипулировать и заводить на что-то?

Это свобода мысли? Нет. Это как раз и есть вот то, что подлежит записи. Понимаешь? Потому что мысль пришла такая-то. Почему она пришла именно в этот момент? Потому что ты вместо того, чтобы заставлять и держать на жёстком поводке своё сознание, заставлять работать, ты попустила этот поводок, понимаешь?

И вот в этот момент, когда ты его попустила, ты отвлеклась на что-то и больше уделила силы внимания, скажем, не на внутренних духовных процессах, а на материальное. И появилась определённая степень свободы у твоего сознания, и оно тут же начало тебя забрасывать хаосом.

Это простой пример, вот как на компьютере стоит, скажем так, антивирус. Как только он прослаб, тут же начинают заваливать хламом, правильно? Ну вот в действительности так.

Духовным надо Жить, а не заниматься

Жанна: Да. Вот тоже есть такое ошибочное понимание, когда человек начинает заниматься духовным, то начинает обвинять в своих бедах, вообще во всём, что происходит с ним нехорошего, как раз таки то, что он начинает заниматься духовным.

Игорь Михайлович: Ну я скажу так: если человек начинает заниматься духовным, то он правильно себя обвиняет. Духовным надо Жить, а заниматься можно спортом, ещё чем-нибудь. Но если он занимается духовным, занимается — это сознание занимается. Раздел занятий — это уже предрекает временное увлечение. Нельзя временно увлекаться Жизнью.

Конечно, сознание будет играть, если такая установка идёт. А ведь человек не врёт, когда об этом пишет. Он говорит: «Вот я занялся духовным развитием». Это уже даже с этой фразы, не зная человека, ничего не слушая, сознание начало с ним игру.

Почему? Потому что у человека был духовный всплеск. Он испытал эту потребность в свободе и любви, и он почувствовал, что это возможно. Он почувствовал, что он… Он — не животное. Он почувствовал, что он большее, что действительно в нём есть часть от Мира Духовного, и он может стать этой составляющей Мира Бескрайнего.

И в это же время сознание отреагировало. Оно тут же его загрузило эмоциями, загрузило всем на свете, дало ему практики, чаще всего от сознания идущие. То есть он взял не чистый инструмент. Да даже если чистый инструмент, какая разница? Оно ему дало инструмент, оно ему всё дало и тут же его обвинило во всём. Тут же отвлекло и сказало: «Ну ты занялся духовным и смотри: ты потерял там, там, там, вот тебе убытки какие принесло. А что ты получил? »

Извини, а что ты можешь получить в материальном мире от духовной свободы? Простой вопрос.

С чего начинается духовный путь

Жанна: А чего ты ждал?

Игорь Михайлович: Это что, лампа Аладдина? А вот если ты начинаешь Жить, то ты приобретаешь с каждым шагом всё больше Жизни, больше Любви, больше счастья, больше понимания. Больше понимания иллюзии этого материального мира, диктатуры через твоё сознание от диктатуры кого? Сатаны, да? Кого мы называем сатаной. В религиях там и везде.

И ты поймёшь, что ты дуален, что в тебе есть часть и от Бога, и часть от сатаны. Есть часть живая, а есть часть смертная. А надеяться от сознания, что когда-то твоё тело опять сформируется, да? Ну вот как раз в фильме «АТЛАНТИДА» хорошо и рассказано по этому поводу. Это всё сказки. Никогда. То, что разрушено, то разрушено.

Я же говорю: первое, с чего начинается действительно духовный путь, — это с контроля мыслей. Не принимай плохое и тебе будет даваться хорошее. Не принимай плохие советы, не принимай раздражение, не принимай ненависть — всё, что тебя угнетает. Плохое настроение не принимай. Всё идёт от эгоизма. Вот говорят «депрессия». А что такое депрессия? Высшая форма эгоизма, мы уже не раз это обсуждали.

Татьяна: Бездействие.

Игорь Михайлович: Бездействие, конечно. И самолюбие. Зачем тебе лежать, стонать, скулить, что тебе плохо? Ну нравится. Значит, ты этим наслаждаешься, раз ты этим живёшь. Ну, что не так?

Татьяна: Да, напоминает, когда Вы говорили…

Просто начни любить людей, их Ангельские составляющие

Игорь Михайлович: Да перестань ты заботиться о своей чихуашке и начни любить людей, их Ангельские составляющие. Невозможно полюбить зверюшку. Можно играться, уважать, но... Но ты же не зверь, если ты понял, что ты Живой.

Жанна: Да. Это как вот этот случай: «А как же ж мне вернуть вот это вдохновение? Вот я просыпаюсь...»

Игорь Михайлович: Если этот вопрос идёт от сознания, то никак.

Жанна: Да.

Игорь Михайлович: Это опять-таки вдохновение тебе нужно или же эмоция, которая была в последующем? Вот и всё.

Жанна: Ну да, и всё.

Как обрести Жизнь на духовном пути

Фрагмент передачи «Свобода от диктатуры зверя внутри тебя» с участием И. М. Данилова.

Татьяна: Тоже частая ситуация: после там катарсисов либо проблем каких-то в жизни человек задаётся вопросом «Как же вернуться в чувство?» и ищет какого-то конкретного решения для конкретной ситуации.

Жанна: «Ответьте мне, пожалуйста…»

Игорь Михайлович: Конечно. И ищет сознанием, да?

Татьяна: Да, хотя бы...

Игорь Михайлович: Вот как мне это обрести? Извините, ты можешь обрести новые носки или кепочку, это ты можешь.

Татьяна: Новый ответ, да, новый путь.

Игорь Михайлович: Да, но как можно обрести Жизнь? Никак, работай. Просто Жить надо.

Жанна: Сознание просто не удовлетворяет тот ответ, который уже есть. То есть уже как бы этот вопрос…

Игорь Михайлович: Хочется нового.

Татьяна: Да.

Жанна: Хочется нового, хочется именно вот для меня. Может, меня это не касается. Вот это вот тема, что «но я же другой, чем тот человек, мы же разные с ним».

Игорь Михайлович: Конечно, разные, да.

Жанна: Вот эта ситуация, она для него хороша, а в моём случае, наверное, что-то другое.

Игорь Михайлович: А вот в моём конкретно, потому что моя жизнь, она самая сложная.

Жанна: Да, вот у меня самые большие трудности.

Игорь Михайлович: Да, меня так оно угнетает, но я такой… Я такой духовно сильный, что аж боюсь людям навредить. Знаешь, ну…

Жанна: Поэтому я, наверное, не буду ничего делать.

Игорь Михайлович: Конечно, буду оставаться собакой. Ну хочешь жить собакой, да живи, кто тебе не даёт? Никто же не против.

Развитие Личности: выбирай Любовь и будешь счастлив

Татьяна: Не надо искать каких-то новых решений, новых путей, когда всегда во всех ситуациях путь возврата в чувства, он всегда один.

Игорь Михайлович: Выбор.

Татьяна: Выбор Любви.

Игорь Михайлович: Просто выбор. И мы опять вернулись к чему? К банальному выбору. Выбор и Любовь. Выбирай Любовь и будешь счастлив. А если ты несчастен, значит, извини меня, ты собака. Ну разве не так?

Татьяна: Да.

Игорь Михайлович: Ну вот по-другому, ну как ни крути, если ты в горе, в несчастье, в самоедстве, если тебя мучают, терзают мысли, значит, тебе это нравится. Значит, ты часть животного мира, ты это финансируешь. Живи так, пусть тебе будет хорошо, если тебе это нравится, если ты всех критикуешь, если ты вот такой вот один в этом мире.

Ну тебе нравится так быть — ну это твой выбор. Ну чего, допустим, скажем, переживать за этого человека или попытаться что-то из него сделать? Да зачем? Нет, это...

Путь к настоящей Свободе

Жанна: А что же такое настоящая свобода?

Игорь Михайлович: Настоящая свобода? Это Жизнь. Это Любовь. Это Любовь Божья. Вот это действительно свобода. Это свобода от диктатуры чихуахуа или слона, ну у кого как. Это уже Жизнь, потому что человек чувствует Жизнь.

Жанна: Как человеку это понять?

Игорь Михайлович: Как понять? Прийти к этому. Действительно начать Жить.

Жанна: То есть если он ещё мечется: «А счастлив я или несчастлив?»…

Игорь Михайлович: Это сознание.

Жанна: Если задаётся вопросами…

Игорь Михайлович: Если идут эти вопросы: «Счастлив я или несчастлив?», то он несчастлив. Ну не может быть вопросов от Личности. Личность или живёт, или не живёт. Да? Или же она в рабстве, или же она в свободе.

Да, за свободу надо повоевать, да, нужно проделать тяжёлый путь. Отказываясь от плохого — это уже есть противостояние, это уже есть отстаивание Ангела. Когда ты выбираешь хорошее, когда ты выбираешь Любовь, чувствование, когда ты выбираешь Жизнь или ты же просто выбираешь позитив… Вот начинается же всё с позитива.

Сознание говорит: «Всё плохо », а ты говоришь: «Я не хочу, чтобы у меня была такая мысль. Я хочу видеть хорошее, понимаешь. Ну я хочу, чтобы всё было хорошо».

Оно говорит: «Ну как ты можешь видеть хорошее, если посмотри: везде плохо ». «Хорошо, я развернусь и буду смотреть на хорошее». А вот сознание рассказывает: «Ну и там плохо ». «Ну для тебя плохо, а мне здесь хорошо. Мне вот небо голубое».

Жанна: А как же я могу..?

Игорь Михайлович: Извините, что это за цвет-то вообще? Ну вот скатерть такого цвета. Ну что здесь плохого, он же ж весёленький. Ну так же ж?

Жанна: Да.

Игорь Михайлович: Что здесь плохого-то? Сама жизнь, сам процесс жизни, даже жизнь в теле, в материи, она тоже доставляет огромную радость. Оно радость доставляет в том плане, что ты понимаешь, что оно временно, понимаешь? Уже замечательно, уже великолепно. И в том, что есть дальше, больше, и ты сможешь это обрести. Да ты уже это обрёл, если ты это осознал. Это уже много.

А сознание всё время будет долбать, на всём протяжении. Ну это же сознание. Это же посредник между миром мёртвым и миром Живым, между, я имею в виду, между Ангелом и зверем. Ну а как по-другому?

Чувственное восприятие

Татьяна: Как общаться с людьми, у которых всё плохо?

Игорь Михайлович: Да, скажем так, да нет людей, у которых всё плохо. Это плохо у их зверюшек. А ты общайся с Ангелом. Если тебя вынуждает жизнь по работе там, по жизни общаться со зверюшкой, ну общайся, но ты же понимаешь, с кем ты разговариваешь. Это система, это зверь. Ну он сейчас командует курицей общипанной. Ну что сделаешь? Ну жалко курочку, да. Можешь помочь — помоги, нет — тогда лучше помалкивай, это же её выбор.

Татьяна: Игорь Михайлович, а когда происходит диалог в этот момент, пока общаются два сознания, Личности и Личности на чувственном уровне, как пробуждается?..

Игорь Михайлович: Подожди. Диалог, когда общаются два сознания, Личности и Личности…

Татьяна: Ну сознания себе отдельно общаются.

Игорь Михайлович: Вот сейчас, вот в этот момент, пока мы разбирали твой вопрос, у нас общалось кто? Сознание и сознание, да? А почему? Потому что мы пытались перефразировать или разобраться в твоих фразах. Нормально.

Татьяна: Одна сторона.

Игорь Михайлович: Слышат, понимают, анализируют. Но есть и другое восприятие — чувственное. Оно говорит о другом. И как раз вот этот внутренний диалог, он вообще не касался почему-то нашей беседы сегодняшней. Но вопрос не в этом. Одно другому не мешает. Ну разве не так?

Так. Как это рассказать людям, которые этого не знают? А зачем им это? Вот простой вопрос: «Для чего рассказывать ребёнку, идущему в первый класс, из чего состоит нейтрино», да, к примеру? Если до сих пор толком многие не знают, что такое нейтрино на самом деле.

А мы будем рассказывать, что это такое, ребёнку, идущему в первый класс, который ещё, извини, азбуку плохо знает. Ну зачем? Если ему это надо будет, найдёт, выучит, изучит.

Татьяна: А может быть, его Личность просто быстрее отзовётся?

Игорь Михайлович: Не Личность. Это заинтересуется сознание как магией. Понимаешь? Ничего интересного не будет. А магия, она привлекает: какие-то супергерои, сверхвозможности.

Да нет никаких сверхвозможностей и супергероизма, всё это сказки. То, что побочно выходит, ну и оно неприемлемо для этой трёхмерности, оно же абсолютно приемлемо там, в жизни. Одно другому не мешает.

Развитие Личности и умственное развитие — в чём разница?

Жанна: Про развитие Личности. Мы как бы затронули эти вопросы. Но то, что человек думает, что он развивает Личность и делает там: изучает языки, изучает там что-то, занимается…

Игорь Михайлович: Это правильно. Я скажу так: это замечательно (Жанна: Да), если человек думает, что он развивается как Личность.Понятие Личности, оно искажено в общем понимании. Вот Ангельская составляющая, то есть человек — это Личность, звериная составляющая — это его смертное сознание. Это вот чёткое простое понимание: чёрное и белое. Другого, третьего, серого нет.

Но в понимании обычном человеческом, когда под диктовку сознания всё происходит, то Личность воспринимается как раз как сознание — то, чем… вот это поверхностное «я», которым человек себя якобы и воспринимает, да? И вот развивая себя как Личность (это подразумевается, развивая себя как чихуахуа), я смогу дорасти, ну скажем, до какого-нибудь там покрупнее зверя, до пекинеса, например, понимаешь? Он же ж на пару килограмм тяжелей. Ну вот такое «учу языки».

То, что сознание учит языки — это замечательно, оно и должно. Но всё должно происходить немножко по-другому. Если тебе по работе нужно выучить китайский, английский, французский, не имеет значения, то есть другой язык, то очень легко можно это сделать.

Ты как Личность даёшь приказ, и оно выполняет. Когда начинает скулить и не делать, ты прекращаешь его прикармливать, то есть уменьшаешь подачу силы внимания. И оно начинает с огромным удовольствием, вот как голодный кот начинает лук есть, да, так же и оно начинает изучать китайский.

Всё очень просто. Почему? Потому что по работе это необходимо. Раз необходимо — пусть учит. Оно не должно гулять в свободе, твоё сознание, оно должно исполнять то, что необходимо.

Ну вот некоторые могут заявить: «А как же творческие процессы?» Замечательно, великолепно, просто великолепно. Точно так же любое творчество. Если бы не было вот этих приёмов, то мы бы не знали о Бартини, Тесла. Я могу перечислять очень-очень долго. Это люди, которые обладали первичными навыками.

Кстати, вот те двое (мы когда-то про них рассказывали), они обучались практически в одном учреждении тем самым приёмам в детстве. Если бы они тому не научились… Но, к сожалению, они выбрали материальное, а не духовное. Но если бы они этого не знали, они бы не стали теми, кем они стали.

И на самом деле они и двигали в общем-то эволюцию очень быстро такую вот, революционными путями, скажем так (Жанна: Да). Но лучше бы они стали духовно сильными.

Жанна: Духовно развитыми.

Игорь Михайлович: Конечно.

Жанна: Это намного ценнее, тем более это вечно.

Игорь Михайлович : …чем технически.

Жанна: То же приобретение Жизни.

Игорь Михайлович: Ну это замечательный пример как раз для ответа тем, кто говорит: «А как же ж творчество?» Вот так и творчество делается. Сознание работает в тех рамках, которые ему нужны. Но оно не должно диктовать тебе как Личности, что ты должен испытывать и что ты должен вытворять, и что ты должен воспринимать и не воспринимать, на кого обижаться, на кого коситься и тому подобное.

Как действовать Личности при атаках сознания

Жанна: Вот вопрос про действие и бездействие. То есть когда сознание атакует Личность, и Личность в этот момент ну как бы… Ну человек не понимает, что он является Личностью и начинает бездействовать, в плане принимать вот эту атаку, принимать навязываемое.

Игорь Михайлович: Но тогда нет атаки. Я понимаю, что это люди, которые задают вопросы, ты пересказываешь их. Но вот здесь у них есть путаница. Человек, не осознающий себя как Личность, он не может испытывать атаки от животного (Жанна: Да). Понимаешь?

Сознание начинает разделять, выделять одну мыслительную часть своего процесса мышления, как некая личность, одно из своих маленьких «я» формирует и начинает отстаивать. Это игры артистов в твоём сознании. Один надевает маску твоей Личности, другой — лютого зверя (Жанна: Как плохой и хороший актёр), и начинают они перед тобой разыгрывать, да. И вот когда ты наблюдаешь за этим процессом, ты понимаешь.

Вот простой пример для людей, как отличить эту игру. Ты ведь видишь, что два артиста у тебя в голове разыгрывают. Ты как раз тот, сидящий в зале, — вот ты и есть Личность. Это просто в тебе одно и то же сознание, оно легко делится, вот как в компьютере картинка, да? То есть она же может делиться на сколько угодно, так же и сознание — оно всё делится на что угодно и тебя просто-напросто, так культурно скажем, обманывает.

Жанна: Ну да. Тут ещё такой вопрос в том, что как же я, вот если я как Личность, как я должен реагировать?

Игорь Михайлович: На что?

Жанна: То есть как я должен действовать, когда на меня…

Игорь Михайлович: Да запретить заниматься ерундой. В первую очередь вот как Личность или для того, чтобы понять Личность…

Жанна: В чём состоит вот это действие Личности?

Игорь Михайлович: Действие Личности — вот как раз в этот момент заставить приходить мысли о прекрасном, о замечательном, о том, что вот у соседки (а, у вас тёмные глазки) ну вот тёмные глазки красивые. Что там у нас ещё? Вот платья красивые. Смотрите, какой цвет красивый, что один, что второй, да? Вот действительно гармоничный красивый цвет.

Вот насыщаться, наслаждаться этим. Испытывать чувство радости и Любви. И всё. Понимаете, говорит: «Как всё? » И всё. Понимаешь?

Жанна: А как же то-то и то-то, и то-то, и то-то?

Игорь Михайлович: А вот это вопрос от сознания: «А как же то-то и то-то?» А ты замкни на вот этом. И ты поймёшь, как оно застопорилось и как оно начало вилять хвостом. И оказывается, это не Личность, и оказывается, это не сознание, и не ты, и ты чёрти что… Но если ты будешь слушать вот этот хвостик, он тобой начнёт управлять.

Всё просто. Просто останавливаешь жёстко, чётко — и на позиции прекрасного, счастливого и хорошего. Но ты знаешь, в это время тебе надо сделать то-то, то-то, то-то, к примеру, сходить в магазин, ну и построить пару этажей здания, если ты строитель, к примеру. Ну пошёл в магазин, построил пару этажей здания. Ну любуешься красотой того же камня, к примеру, из которого ты кладёшь здание. Ну почему нет?

Жанна: То, что тебе нужно сделать для семьи, для твоего там какого-то проживания…

Игорь Михайлович: Приходишь в семью и радуешься, какая у тебя семья.

Жанна: Да, но это не мешает.

Игорь Михайлович: …даже если они все тебя ненавидят, они тебя хотят побить. Это звери их хотят тебя укусить. А они как люди, они испытывают страдания. Понятно, что ты не можешь им помочь, ты не должен их заставлять изучать то, что практикуешь ты, да? Ну не должен.

Это свобода выбора, и нельзя навязывать своё. Но понять их ты можешь, посочувствовать можешь, правильно выбрав своё поведение, чтобы не раздражать их зверюшек. Ну зачем дразнить собак? Меньше покусанный будешь.

Почти каждый раз когда я общаюсь с людьми, считающими себя идущими по духовному пути, я вижу одни и те же излюбленные остановки, сидя на которых они воображают свой путь. Остановиться легко. Настолько, что большинство духовных искателей ещё даже не вступило на путь, уютно устроившись на остановке под названием «Современная духовность». А уж на этой остановке есть всё что душа пожелает.

Вот длинный ряд просветленных Мастеров и Гуру с ещё более длинными рядами своих последователей. Вот библиотека священных писаний и лучшие тексты просвещенных представителей человечества. Вот группа йогов в скрученных позах и вот свободный коврик, ждущий тебя за умеренную плату. Рядом самозабвенно мантры поют и кружатся в экстатическом танце люди с блаженными лицами. А вот тут, вкусив некий экзотический напиток, или пожевав волшебный гриб, можно испытать высочайшие мистические переживания. А там, неподалеку, в ряд выстроилась целая череда ашрамов, от которых веет тишиной и покоем. И ещё отовсюду зазывают к себе, предлагая чайные церемонии, техники медитации и дыхания, тайны боевых искусств, энергетические комплексы, магические приёмы, шаманские ритуалы, древние артефакты и духовную атрибутику на любой вкус… ух… всего и не перечислишь.

Грех тут не остановиться - вон какой большой выбор. Да и спрос очевидно имеется. А раз спрос велик и люди оттуда идут с горящими глазами, значит дело хорошее и нужно пробовать, так ведь? Правильная логика?

Вот поэтому люди и застревают на этой остановке. Они руководствуются логикой эпохи потребления, в которую даже духовность выставлена на прилавки. И вот потребители ходят от отдела к отделу, выбирая себе различные наряды духовно-продвинутых искателей. А потом они показывают их друг другу, как трофеи, добытые в духовном супермаркете.

Думаете я против всего перечисленного? Нет. Не против. Дело вообще не в том что я перечислил. Всё это двери. Как я могу быть против дверей? Если ты знаешь к чему идешь, то это то, сквозь что ты иногда проходишь, идя к своей цели, а если не знаешь, то это просто хождение по разным достопримечательностям раскрученного туристического маршрута с духовными комментариями к нему. А духовный туризм нынче явление очень популярное.

Духовный туризм

Некоторые духовные традиции сравнивают первый этап на духовном пути с жизнью пчелы. По сути, это ещё не сам путь, но только прелюдия к нему. Пчела летает от цветка к цветку и пробует их пыльцу на вкус. Так и духовный искатель знакомится с разными подходами, религиозными направлениями, философскими воззрениями, практиками и конкретными носителями знаний и состояний. Подразумевается что духовный искатель на этом этапе по крайней мере теоретически разберется с основными вопросами, поймет какова цель духовного пути, каковы его собственные склонности и какое из испробованных направлений ему ближе. Этот этап может длиться несколько лет, и по его истечению духовный искатель, подобно пчеле возвращается в улей, чтобы переварить съеденную пыльцу и начать давать мёд. Возврат в улей – это остановка внешнего поиска, прекращение активного накопления информации и опыта, и начало переваривания всего, что было накоплено в прошлом. Это - начало пути.

Но что я вижу? Я вижу что ненасытные пчёлки летают всю жизнь без устали, так и не вернувшись в улей, так и не начав процесс переваривания, и так и не начав выделять мёд. Вот это и есть духовный туризм.

Цель

Очень редко можно встретить человека, который потрудился честно ответить себе на вопросы о цели всего того, что он делает в сфере жизни, которую считает духовной. Зачем всё это? Какова конечная цель? Что должно быть в итоге?

В 99.9% случаев за этим вопросом скрывается примерно один и тот же ответ. Он маскируется духовными терминами и возвышенными формулировками, но при честном рассмотрении там всегда одно и то же. Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают при этом счастье, блаженство, гармонию, экстаз, могущество, покой, признание, роль просветленного учителя и все такое в этом роде. Если взглянуть честно, то всё это скрытые представления об удовольствии. Удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.

Вообще-то все представления об удовольствии коренятся в нашем прошлом опыте, так что если цель – удовольствие, то ты всегда будешь иметь дело лишь с фрагментами своего прошлого в разных его комбинациях. Порой причудливых и мистических комбинациях, но тем не менее…

Знай, что этот мир удовлетворяет все запросы без исключений. Он так устроен. И если положение в мире таково, что духовных искателей миллионы, а пробужденных существ единицы, то вывод прост: они не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого. И это другое маскируется под духовность.

Мастера и Гуру

Для современного духовного искателя лучший Мастер – это мёртвый Мастер. Я не шучу. Это факт, если ты смотришь на вещи прямо. Живой Мастер – это угроза всем твоим представлениям, всей твоей шаткой конструкции эго - концепциям, теориям, умопостроениям и твоей воображаемой личности. Словом, всей той лжи, которой ты укрываешься от жизни.

Поэтому современным искателям нравятся Мастера прошлого, или те Мастера, которые находятся на достаточном отдалении от них. Они не угрожают их безопасности и полностью соответствуют их представлениям и фантазиям о духовном пути. Таких Мастеров можно заочно любить, ими можно восхищаться и периодически ссылаться на их слова. Они не выйдут из нирваны, чтобы кулаком истины заехать в челюсть твоей воображаемой персоны. А ведь примерно этим занимается настоящий Мастер. Живой Мастер. Тот, которому ты можешь задать свой важный вопрос и к которому ты можешь подойти достаточно близко, чтобы однажды исчезнуть.

Большинство из тех, кто приходит к Мастерам, чтобы задать свой вопрос (например, на сатсанге), думают что они пришли за ответом, за решением озвученной проблемы. Но задача у Мастера другая – отобрать у тебя твои вопросы, оставить тебя ни с чем – незащищенным, открытым и уязвимым: без вопросов и ответов, без многочисленных слоёв из идей и концепций. И если ты это понял, тогда ты несмотря на неизбежный дискомфорт будешь подходить к нему все ближе и ближе, пока однажды не обнаружишь, что Мастер и ты – не отличны.

Но современный искатель приходит к Мастеру, чтобы подтвердить своё мнение и укорениться в нём. А если этого не происходит - он уходит к другому. Выбор ведь нынче огромный. Обязательно найдется тот, кто будет ласково приглаживать его возвышенные представления о себе самом, заодно увеличивая ряды своих последователей.

Ходить на сатсанги и пить Мастеров из трубочки как разноцветные соки, обсуждая потом понравился он тебе или нет – это чертовски странно. И так же странно часто ходить от одного Мастера к другому, смешивая эти напитки как коктейли.

Возможно, у тебя есть вопрос: обязателен ли Мастер на пути пробуждения? На этот вопрос у меня есть точный ответ: да, Мастер нужен. Но пойми прежде это: истинный Мастер – это сама Жизнь. Она твой первый и последний учитель.

Мистические переживания

Зачастую мистические опыты воспринимаются людьми как неотъемлемая часть духовного пути, поэтому часто становятся самоцелью. Что в сущности является подменой и препятствием на пути пробуждения. Духовное пробуждение – это не мистическое переживание, это вообще не какой-либо новый опыт и не измененное состояние сознания. Пробуждение никогда не совпадает с представлениями о нём. Оно подобно вспоминанию себя как того, кто видит этот сон, а не того, кто во сне что-то делает. Как того, кто существовал и будет существовать всегда. Посреди всех явлений и за их пределами.

Все переживания, все опыты, вся мистика во всех её проявлениях – это часть сна. Может быть в его более тонких слоях, но все же - это часть сна.

Сон разворачивается в виде некой драмы на театральной сцене. Сцена - это территория привычного человеческого восприятия. Метафизика и мистика – это закулисье внешних процессов, видимое, если привычное восприятие изменить. А пробуждённое существование – это не вовлечённое наблюдение из-за пределов как сцены, так и её закулисья. И заглядывать за кулисы чаще всего нет никакой необходимости.

Я периодически слышу о том, как кто-то из встреченных мной людей воодушевленно рассказывает о мистических переживаниях, как о чем-то очень значимом. И когда они спрашивают меня что я об этом думаю, то не видят в моих глазах большого интереса. Я говорю об этом как о чем-то обыденном и не особо важном. И это, конечно, им не нравится.

Просто мне уже сложно понять чем одно состояние принципиально лучше другого. И мне таким людям хочется сказать, облив холодными словами: купи каких-нибудь психотропных веществ и ты легко получишь целый букет мистических переживаний. Если эти переживания являются твоей целью, то наркотики – самый быстрый способ добиться этого. И множество людей в современной духовной тусовке так и делают, прикрываясь высокими словами.

Но если быть честным с собой, то увидишь что после этих переживаний твои прежние реакции остаются на своих местах. А именно твои реакции в обыденной жизни – и есть показатель твоего продвижения. Единственную пользу, которую я могу признать от психотропных опытов – это чуть более расширенные представления о себе и мире. И это вся польза. Её можно извлечь и куда более безопасными средствами. Впрочем нет, не вся. Это ещё и возможность увидеть как ты цепляешься за образ духовно-продвинутого человека. И знай, что приём психотропных веществ – это всегда некий опыт, оплаченный в кредит.

Если твоя цель пробуждение, то для тебя мистические опыты, естественно переживаемые по мере прохождения некоторых этапов – это просто дорожные знаки. Они как вехи на пути, по которым ты можешь понять где ты находишься и что дальше делать. Будучи водителем, ты ведь никогда не делаешь дорожный знак целью своей поездки, не останавливаешься возле него, не бродишь вокруг, считая его чем-то особенным. Ты просто едешь дальше, узнав благодаря знаку, что здесь тебя ждет поворот, горка, или пешеходный переход.

Духовные практики

Ох… с этим беда. Нужно признать, что с доступностью информации к нам пришла поверхностность её восприятия.

Все практики и методы – это инструменты, вроде лопаты. Она нужна, чтобы копать до тех пор, пока не доберешься до воды. И когда ты выкопаешь колодец с водой, нужно выбросить лопату и, не отходя от колодца, пить из него до полного насыщения. Вместо этого духовные искатели берут то одну лопату, то другую. И копают то в одном месте, то в другом. Иногда я спрашиваю некоторых почему они меняют лопаты и места? И некто отвечает, что эта лопата ему не подходит, или что там где он копал воды нет. А я смотрю на местность, на которой он работал и вижу множество маленьких ям. И я знаю: если бы он свои усилия приложил к одному месту – колодец был бы уже выкопан. Причем не так уж и важно где начать копать - вода есть везде, просто копай пока в этом не убедишься.

Духовная литература и знания

И мне часто хочется спросить: зачем ты постоянно перечитываешь тексты ссылок? Зачем их цитируешь? Зачем тебе коллекции ссылок? Зачем ты читаешь комментарии к ним?

Клик – это всё что нужно. Иди туда, куда они указывают.

Вопреки общепринятым представлениям, я скажу, что большого количества знаний не нужно. Порой достаточно одной искренней беседы, или небольшого абзаца текста, чтобы сформулировать самую суть того, что тебе нужно делать и как именно. А далее – берешь лопату и копаешь.

Ашрамы

Я побывал во множестве ашрамов, общался со многими людьми, которые регулярно их посещают. И я много раз слышал одну и ту же историю. Она звучит примерно так: «Здесь, в ашраме, хорошо, спокойно, возвышенно, а там где я живу всё не так – шумно, низкие энергии и люди кругом не те». Поэтому некоторые из таких людей однажды все бросают и селятся рядом с ашрамом, или прямо в нём.

И знаешь что я думаю? Я думаю, что на этом чаще всего путь этого человека оканчивается. Причем скорее всего так и не начавшись.

Большая часть наших узлов завязана в условиях того социума, в котором мы провели большую часть жизни. И лучший способ увидеть и развязать эти узлы – это взглянуть на них прямо, не пряча глаза. Если бы эти люди искренне спросили меня каким я вижу их следующий шаг, то я бы сказал: возвращайся домой; устройся на работу; добейся того, чего когда-то хотел, но потом сдался, спрятав это желание куда подальше; наладь отношения с родителями, родственниками, женой или мужем, друзьями и сотрудниками; окружи себя достойными людьми. Необязательно чтобы все эти отношения были близкими, достаточно чтобы они не были деструктивными и чтобы гармонично укладывались в контекст твоей жизни. И вот когда это случится, и при этом останется некая тяга к чему-то выходящему за рамки даже этой гармонии – приезжай в ашрам. В этом случае ты не будешь убегать от действительности и ты уже не будешь чувствовать большой контраст между жизнью дома и жизнью в ашраме. Ашрам станет просто удобным решением практической задачи – например, для прохождения интенсивного ретрита, или переваривания пройденного этапа.

О нашем времени

Я считаю что наше время - просто подарок для того, кто действительно заинтересован в пробуждении, потому что современный социум таков, что достаточно жить обычной жизнью в гуще общества, чтобы деструктивные тенденции ума постоянно выходили наружу. Современная социальная система этому способствуют. И это конечно же тяжело, но и очень эффективно. Так жизнь показывает то, что тебя отягощает, помогая тем самым от этого освободиться.

Тесные связи, доступность информации, интенсивность жизни, и даже материалистичный вектор современного общества – всё это отличные условия для быстрого взросления.

Ещё несколько слов

Всё вышеупомянутое ни в коем случае не является критикой. В сущности всё и всегда на своих местах. И автор этого текста сам наступал на многие из этих граблей. Просто иногда такой текст может стать поводом к пересмотру своего курса движения.

В таком случае ты просто читаешь и честно спрашиваешь себя – так ли это в моей жизни, или нет? И если ты искренне ответишь себе на эти вопросы, то повторять обнаруженные глупости будет уже сложно, или совсем невозможно. В сущности всё это было о том, как перестать имитировать духовность, попадаясь в хорошо замаскированные ловушки.

И если ты поймал себя на этом, то ты просто оставишь остановку, на которой сидишь, скорректируешь дальнейший курс движения и пойдешь своим путём.

Духовное совершенствование

Как нужно действовать на пути духовного совершенствования

  1. Выявить суровость к себе:

К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе. («Община», 130).

Суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит. (Письма Е.И.Рерих, т. 1, 32).

  1. Сжечь свои плохие свойства:

Можно также посоветовать, чтобы каждый отметил свое наихудшее качество и немедленно приступил к искоренению его. Для этого пусть ежедневно отмечают в дневнике, что было сделано ими в этом направлении? Пусть сначала борются с одной привычкой, ибо не так-то легко наблюдать за собою. Очень полезно следить за качеством мыслей и не допускать злобных, мелких и вообще ничтожных. Очищение сознания есть первая ступень. Затем можно посоветовать заняться дисциплиною мысли, учиться длительное время думать об одном предмете, не отвлекаясь ни на секунду от него. Хорошо, если кто сможет сосредоточиться на облике Учителя. Какая радость заложена в объединении сознаний. Нет препятствий, которые могли бы устоять перед этою мощью. (Письма Е.И.Рерих в Америку, 1929-1939).

Нужно очистить мышление от всех мешающих мелочей. Нужно не растить сад обид и огорчений. Нужно каждый час понимать, как вход в сужденную работу. Нрав свой нужно воспитать, чтобы ничто не могло мешать обновлению сознания. («АУМ», 503).

  1. Испытание своих качеств:

Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь дает ему возможность испытывать любое качество. («Братство», 60).

Вообще испытывайте и себя, и других. Испытывайте и против страха, и против раздражения, и против нерадивости, и во всех случаях, когда лакмусова бумажка может покраснеть от стыда. Не нужно сложных вызываний, но простая внимательность продвинет уже на много ступеней. («Знаки Агни-Йоги», 651).

  1. Трудные задачи:

Высокий дух не противится естественной смене бытия. Он сам радуется возможности усовершенствования новой стороны своей жизни. Он сам помогает находить трудные задачи, чтобы на них испытать обновленное сознание. Каждый высокий дух стремится к трудному пути, но слабый сохраняет свою трусливую леность.

У Нас собираются лишь с трудных путей. Нельзя назвать ни одного Брата, ни одной Сестры, не прошедших трудными путями. Каждый мог облегчить свой путь, но не сделал этого во имя спешности восхождения. Можно представить себе атмосферу, нагнетенную такими трудами! («Братство», 83).

Пусть боящиеся сразу знают предстоящие трудности. Не следует заманивать легким достижением. Пусть отбор совершается, и сильные духом полюбят путь трудный, иначе на чем они испытают себя. («АУМ», 522).

  1. Освобождение от привычек.

Если собрать в одну книгу все поступки, вредные для совершенствования, то можно легко убедиться, насколько легко преобороть их. Можно видеть, из каких малых действий накопляется это зло. Трудно разве в жизни отказаться от ничтожных привычек? («Сердце». 367).

Мешают подвигу прежде всего не столько сомнение, сколько бесформенные мысли, порожденные старыми привычками. Утверждаю, что не трудно освободиться от привычек, если достаточно перенесем сознание в будущее. («Сердце», 523).

Привычка — вторая природа — мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их не легко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победой над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь. Каждый может назвать среди известных ему людей подобных неизлечимых. Между тем, для усвоения понятия Братства необходимо овладение явленными привычками. Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости. У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождении от привычек. Такие испытания должны быть неожиданные. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще о них человек защищается больше всего. Они, как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции. («Братство, 529).

  1. Дисциплина духа:

Нужно проявить дисциплину духа, без нее не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасноцелебным. Пока дисциплина духа – оковы, заперты двери, и по ступеням в оковах не подняться. Можете понять дисциплину духа как крылья. Кто поймет дисциплину духа как озарение миров грядущих, тот уже готов. Еще спросят: «Почему в начале пути дается много приятного и прощается многое?» «Потому что вначале раздуваются все огни и позванный идет факелом. От него зависит избрать качество огня своего». Понимающий дисциплину духа поймет направление огня и дойдет до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещен тысячью огней Общего Блага. Эта тысяча огней зажжет радугу ауры. Вот почему дисциплина духа – крылья! («Озарение», 2.0.2.).

Самая трудная, но необходимая дисциплина заключается в действии на пользу Мира. Нелегко проследить за собою, чтобы избавиться от мыслей и дел самости. Но зато, когда вся личность отдана Миру, тогда дисциплина становится не только легкой, но даже неощутимою. Найти отправную точку для самоотверженности, значит построить прямой путь к Огненному Миру. Считаю, что самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений. («Мир Огненный», ч. 1, 443).

  1. Творчество импульсов:

Чем же преображается дух? Творчеством импульса. Чем же восходит дух? Творчеством устремления. («Иерархия», 43).

Импульс огня дает всему Космосу жизнь. Каждая творческая искра приводит в движение устремление духа. Как же не утвердить в каждом явлении огненный импульс, который питает все напряжения и насыщает каждое действие! Потому нужно растить чудесный импульс огня, который всему придает жизнь. Так насыщенный огонь может притянуть все соответственные энергии. В культуре мысли нужно прежде всего растить огненный импульс. Как творческий импульс собирает созвучия, так мысль притягивает соответствия, – так берегите импульс огня! («Иерархия», 97).

Часто люди удивляются, что их предприятия неудачны. Скажем: приложили ли все лучшие импульсы? Не вкрались ли легкомыслие, тупость неподвижности, небрежность и отсутствие рвения к Иерархии? («Иерархия», 317).

  1. Закалка несломимой воли:

Можно напрягать волю самыми механическими средствами. Можно к тому найти многие примеры и предписания, но Мы советуем почерпать укрепление воли из Общения с Иерархией. Можно даже сказать, что это вообще единственный способ вознесения духа. Даже путь механики ведет к тому же, но при ненужной затрате времени и усилий. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр и от магии. Конечно, малые сторонние препятствия могут вредить общению, но не забудем, каким опасностям подвергаются маг или тантрик. Но во всяком случае не мудр человек, мечтающий о своей обособленной воле. Она растет и вибрирует на высшие Хранилища. И кто заботится о своей воле без общения с Высшими Мирами, тот не на верном пути. («Мир Огненный», ч. 2, 112).

Воля, направляющая к объединению с Высшей Волей, приобретает мощь магнита. Среди творческих утверждений нужно отметить каждое проявление воли. Этот мощный магнит может предуказать и утвердить жизнь. Он может притянуть все нужные энергии. Именно, божественная искра может разгореться в пламя при устремлении воли. Слияние Воли Высшей с человеческой дает стихийное соединение. Творчество насыщается этими энергиями. Сотрудничество с космическими энергиями проявляется в соответственном пространственном слиянии. Так устремление насыщенной воли дает новые космические комбинации. На пути к Миру Огненному утвердимся на слиянии воли с высшей, проявленной Энергией. («Мир Огненный», ч. 3, 237).

Как воспитать волю? Может быть посредством сосредоточения или пранаямы? Каждое средство будет полезным, но самая крепкая воля слагается на уроках жизни. Не нужно ждать каких-то исключительных событий, чтобы упражнять волю. Пусть она растет на самых обычных каждодневных проявлениях. Так укрепляется самая несломимая воля. Плохо, когда человек твердит себе о качестве воли, она должна накопляться внутри психическим импульсом. На каждом труде упражняется уровень волевой. Мысль человека течет по приказу воли, и такое ощущение должно быть открытием врат, но не рабством. Настоящее воспитание воли начинается от первого пробуждения сознания. Человек от первых ранних дней свой жизни уже чует преимущества дисциплинированной воли. Не все могут легко преодолеть необузданную волю. Хаос побеждается только осознанием, что эта грубая материя должна быть преображена. Но много воплощений нужно пройти, чтобы самостоятельно понять необходимость преодоления хаоса. Пока человек не искушен опытом, пусть он послушает совет о воле. Он поймет, как воля должна быть усилена или обуздана. Он поймет, что воля поможет ему не оскорбить ближнего. Воля подскажет, когда можно оказать помощь. Через провод воли и Наше руководство поспешит. Воля подобна очищению, когда она направлена к добру. («Братство», ч. 2 «Надземное», 456).

  1. Расширение и утончение сознания:
  • Мужественно знать возможность проникнуть полный Свет и сознательно закрыть необычные проявления – значит приблизить гармонию. Идти путем расширения сознания – значит приблизиться к истинному действию. Луч понимания сужденной необъятности явлений мощи может соединить готовые души, но и без этой готовности любое чудо обращается в любопытство. («Озарение», 2.6.1.).
  • Люди часто повторяют: «Труд неустанный», но в духе боятся его. Нельзя указать, кто без расширения сознания может радоваться труду бесконечному. Только Наши люди поймут, как жизнь соединяется с трудом, получая из него силы преуспеяния. Можно понять, как огонь неистощим, и так же неистощима энергия, получаемая от труда. Исполнение Агни Йоги начинается с часа осознания труда. («Знаки Агни-Йоги», 347).
  • Прекрасна мысль о Братстве на Земле. Каждая дисциплина духа дает устремление. Только воля может дать дисциплину духа, но когда мысль бредет, как утвержденная самость, то, истинно, нет канала для правильного жизненного действия. Так каждая примененная мысль даст рост духу. Так каждая примененная мысль Тары и Гуру даст расширение сознания. Так только цепь Иерархии даст возможность восходить. Великое послушание ведет к истинному творчеству, ибо когда послушание руководит действием, то мощь вырастает и ручательство напрягает все силы. («Иерархия», 28).
  • Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искаженных понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. Если бы община человеческая приняла закон совместного труда, как закон жизни, насколько очистилось бы человеческое сознание! Ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. Прост закон, но сколько искажений вокруг него! Явление человеческой близости духа обусловлено многими причинами, как духовными, так и кармическими, но под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении; подобное толкование поможет общине утвердиться лишь как одно русло. Сколько печальных событий можно избежать расширением сознания и тонким пониманием, что на сердце другого нельзя посягать. Так на пути к Миру Огненному общинники должны понять, что можно продвигаться законом общего труда — другого мерила нет! Тонкое достигается лишь тонким, и тонкие нити сердца созвучат лишь напряжением тысячелетий. Потому пусть общинники особенно осознают этот единый путь. Именно, закон совместного труда не посягает на сердце другого. («Мир Огненный», ч. 3, 35).
  • Превзойти ограничение можно лишь расширением сознания. Нужно знать, как осмотрительно можно при расширении сознания подойти к сердцу человечества. Уже стираются многие границы, но при таких новых путях требуется особое человеколюбие. Нужно воспитывать это качество наряду с чистотою тела и духа. Пусть гигиена духа займет свое место в школах, тогда Высокие Собеседования будут лучшими часами. («АУМ», 166).
  • И сама суровость труда может получить прекрасный смысл, не огрубляя, но внося понятие сотрудничества. Помнить нужно, что грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая. Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость — так можно убеждаться, насколько грубость недопустима. («Братство», ч. 1, 58).
  1. Контроль мысли:
  • Думайте о мысли, как о реальном факторе жизни. Отсюда проистекает суровый контроль над потоком мысли. («Знаки Агни-Йоги», 101).
  • Как бережно должны ученики определять качество своих мыслей! Не утаились ли где червь самости или самомнения, или явление себялюбия? Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить. Только так можно выполнить задание плана Владык. Явление цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли. («Иерархия», 44).
  • Люди иногда готовы признать мощь мысли, но это признание они не обращают на себя. Мечтают о великих мыслях и не приведут в порядок малые. Спросят: как привести мысль в действие? Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мыслями и затем уже создать мысль, двигающую горами. Совет о порядке малых мыслей есть начало оздоровления сердца. Не полагайтесь на разные внешние пранаямы. Путь Агни Йоги через сердце, но следует помочь сердцу порядком мыслей. Беспорядочные мысли, как вши и блохи, они поражают тонкое вещество. Они приносят часто смертельный яд. Именно малейшие мысли безумны, и потому они главные препятствия сближению Тонкого и плотного миров. Как уговорить друзей, чтобы они немедля приняли к исполнению сказанное о малых мыслях! Ведь это требует лишь малого внимания и сознания ответственности. («Сердце», 495).
  • Пространственная мысль порождает некоторую субстанцию, которая в вихре круговращения является центром многих зарождений. Казалось бы прекрасно сознавать, что мысль человеческая содержит субстанцию мощную такую, но только мысль высшая и напряженная даст энергию достаточно сильную. Но мысль малая, не проявленная, беспокойная, шаткая не только не даст творящего импульса, но причинит явление вреда. Не имея правильного соответствия притяжения и отталкивания, ничтожные мысли как бы образуют уродливые конгломераты и засоряют пространство; назовем их пространственною слизью. Много энергии уходит на претворение этих мертворожденных уродов. Можно представить себе, насколько можно было бы увеличить пространственную продукцию без этих человеческих порождений. Притом не будем обвинять только первобытных народов, мышление их потенциально не слабо, но серединные продукты цивилизации совершенно мельчают в качестве мысли. Измельчание производит все остальные слизистые продукты. Такое измельчение грозит обратить благость Агни в гнев. Не мало примеров вредоности маленьких мыслей. Столько лучших каналов засорены осколками только потому, что человечество не уважает мысль. Безмозглое суеверие наверно осудит напоминание о насущности мысли; будут противопоставлять природу Благодати, тогда как низшие, плотные слои наиболее несоизмеримы с высшими. Дисциплина мысли неминуемо повлечет к высшим огненным сферам. Вместо заразителя человек может стать очистителем пространства. («Мир Огненный», ч. 1, 549).
  • Если трудно сосредоточить мысль, то иногда не легко избавиться от мысли. Между тем, это качество тоже должно быть достигнуто. Врачи подметили навязчивые мысли. Такое состояние может быть не только от одержания, но и от неподвижности мозговых центров. Нужно уметь как бы отложить ненужную мысль. К этому можно делать маленькие упражнения, заставляя себя умышленно переносить мысль, как бы массируя мозг. Многие вообще не понимают, о чем говорим, но такую неподвижность мозга нужно шевелить различными заданиями так, чтобы предыдущая мысль нисколько не окрашивала следующую. Такая окраска обычно лишает четкости новые образования. («Мир Огненный», ч. 2, 99).
  • Когда будете наблюдать привязчивые мысли, можно усмотреть, что обычно они самого обиходного свойства. Можно назвать их продуктом Земли, но несмотря на их малое значение, они пытаются состязаться с самыми великими идеями. Нужно очень очищать мозг от этих непрошенных гостей. Конечно, для всего есть свое время. Можно все успеть, но малые черви-точители успевают прогрызть очень твердое дерево. Особенно они любят подточить якорь доверия. Кроме сомнения, можно допустить заслоняющие мысли. Ужасно потерять доверие — оно почти подобно потери общения. Когда вместо общения вдруг врывается немая пустота, ведь это пропасть! («Мир Огненный», ч. 2, 100).
  • Овладение мыслью не заключается только в углублении и сосредоточии мысли, оно должно также знать, как освободиться от несвоевременных и унижающих мыслей, тем мысль утвердится, когда мы будем владеть ею. Нелегко бывает освободиться от извне залетевших и трудно бывает уйти от горестных и тягостных размышлений. Но нужно одинаково мочь, как послать мысль вперед, так и отставить ненужную. У людей обычно особенно развито рабство у своих мыслей, ничто так не препятствует движению, как тяжкие неподвижные мысли. Чаще всего такие тяжелые думы посылаются извне, и многие глаза следят, злобствуя и ожидая, как будет подавлена энергия. Ту явленную тягость сумейте немедленно отогнать, ведь она есть худший вид Майи. Не пройдут и сутки, как Майя изменится. Так будем двояко овладевать мыслью. («Мир Огненный», ч. 2, 227).
  1. Воспитание сердца:
  • Но не бойся, сердце, ты победишь! Сердце растет, и знание накопляется. («ЗОВ», ноябрь 17, 1921 г.).
  • Уже знаете, как медленно нарастает сознание, настолько же небыстро преображается и дом сознания – сердце. Потому нужно принять, что не мысливший о сердце не преуспеет и в сознании. Правда, сердце в сущности своей не оторвано от Высших Сфер, но нужно претворить этот потенциал. Сколько преломлений происходит в сердце, не очищенном мышлением высшим! Множество ценных посылок примет уродливое очертание только потому, что сердце пребывало в небрежении. Такое множество лучших, тончайших определений и чувствований не вмещается в сердце заброшенном! Злоба разве не совьет гнезда в сердце загрязненном? И не примем эти слова как отвлеченное поучение: нужно воспитывать сердце. Нельзя образовать мозг без утончения сердца. Старая метафизика или современная психология пытается дойти до сердца, но как же дойти до сердца предмету, в котором само слово сердце не упоминается! («Сердце», 358).
  • Закон великий – перевести сердце из этической отвлеченности к двигателю научному. Ступень эволюции понимания сердца должна была наступить в дни Армагеддона как единственное спасение человечества. Почему люди не хотят ощутить свое собственное сердце? Они готовы искать во всех туманностях, но отрицают, что´ ближе всего. Пусть назовут сердце машиной, но лишь бы наблюдали все качества этого аппарата. Не будем настаивать на моральном значении сердца, оно несомненно. Но теперь сердце нужно как спасительный мост с Миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. Никогда это не было сказано как спасение. Пусть примет на себя все последствия, кто останется глух! Уметь нужно понять, что и само сердце человеческое сейчас дает необычные возможности для наблюдений. Катастрофическое состояние низших сфер планеты дает следствие на сердечной деятельности. Можно опасаться не бывших эпидемий, но целого ряда страданий, сопряженных с плохой профилактикой сердца. Хуже всего, если будем слышать об этом как о пророчествах неясных. Нет! Нужно принять эти выводы как идущие из точнейшей лаборатории. Устранить нужно все хождения вокруг да около. Нужно принять основу сердца и понять значение фокуса. Блуждания неуместны, сомнения лишь там допустимы, где человек не достиг понимания о биении сердца. Явление каждого знаменательного дня пусть сопровождается напоминанием о сердце, как о самом неотложном. («Сердце», 561).
  • Считайте, что никогда люди не могут признать, что высшее достижение в развитии сердца. Сотрудничество и сожитие основаны на сердце. Такая простая истина не может быть осознана. Механизация препятствует основным проникновениям в Огненный Мир. («Мир Огненный», ч. 2, 132).
  • Самый мощный Источник огненных энергий — сердце еще не исследован, как явление двигателя и творчества. Нужно проникнуть в сущность творчества, чтобы понять насколько сердце непобедимо, когда все огни зажжены. Нужно знать, что лишь истинный источник мощных энергий может создавать. Потому воспитание сердца должно быть понято, как вожжение всех огней. Каждое истинно высокое проявление сердца зависит от напряжения высших энергий. Огненное сердце насыщает тела тонкие тонкими энергиями. Те вибрации, которые устанавливают священную связь между Тонким Миром и Миром Огня, являются огненными вибрациями сердца. Именно на пути к Миру Огненному нужно устремиться к созданию этих сокровенных вибраций сердца. Так Солнце Солнц есть Сердце. («Мир Огненный», ч. 3, 206).
  1. Чувствознание – глаза сердца:
  • Чувствознание будет помощью острому зрению. Скоро люди будут отделяться по чувствознанию. Надо возможно внимательнее отличать людей с открытым сознанием. Не образование, не опытность, не дарование, но именно огонь чувствознания открывает прямой путь в Шамбалу. Именно огонь чувствознания указывает на особенность новых законов среди обычной жизни. («Знаки Агни-Йоги», 282).
  • Человеческое сознание можно устремить к управлению неуправимыми и бессознательными мыслями. Но дать слишком много, когда столько нарождающих хаос мышлений, трудно. Развитие чувствознания поможет человечеству. Когда чувствознание подскажет, где хаос и где Беспредельность, когда чувствознание различит явление космическое от произвольного, тогда человечество будет держателем ключа знания. Наука предусмотрела телескоп, Мы это ценим, но телескоп чувствознания проникает в Беспредельность. Вашему телескопу нужны затраты, утруждения, но, являя чуткость Нашего аппарата, проникаете всюду. («Беспредельность», 4).
  • Что есть сокровище сердца? Не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическим Сознанием, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего. Можно верить такому сердцу, оно чувствознает и, как явленная связь с высшим миром, говорит неоспоримое. Также явление сокровища сердца очень важно для явления приготовления тонкого тела. Представьте, насколько значителен опыт с тонким телом! Уплотнение тонкого тела может дать то, о чем сокровенно говорит Учение Шамбалы. Можно иметь непобедимое воинство, можно иметь незаменимых сотрудников, правда, временных, но зато вне условий жизни плотной. («Иерархия», 106).
  • Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путем восхождения. («Сердце», 1).
  • Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений? Честный человек назовет сердце. Не назовет он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце – оно наполнено чувствознанием. Уже давно произносим мы это понятие, но сейчас возвращаемся к нему же в ином обороте спирали. Уже прошли дисциплину Сердца, Иерархии и помыслили о Беспредельности. Таким образом, чувствознание появилось не как какая-то смутная интуиция, но как следствие духовной дисциплины, при понимании значения сердца. («Сердце», 334).
  • Местничество не может существовать в Братстве. Естественная Иерархия выливается из приоритета знания и примата духа. Таким образом, самое тревожащее обстоятельство для человечества в Братстве разрешается просто, не тратя ненужных споров и трений. Там, где осознано, что первенство есть великая жертва, там не будут препираться о земных наименованиях. Сколько времени и энергии сохранится на основах Братства. Не будем затемнять светлое понятие тем, что иногда оно произносилось наряду с с непонятыми понятиями свободы и равенства. Каждый понимает относительность этих двух понятий, но Братство, основанное на сердечном чувствознании, будет безусловным. Так можно смотреть на Братство, как на реальность. («Братство», ч. 1, 598).
  1. На дальнем пути нужно запастись светильником Агни:
  • Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее. Иначе океан волн смоет все запруды, обращая течение мышления в хаос. («Община», 249).
  • Самой лучшей защитой не только от болезней, но и от явлений вражеских всегда будет сознательное применение психической энергии. Развитие ее есть самая насущная задача человечества. («Знаки Агни-Йоги», 569).
  • Психическая энергия, иначе говоря, огненная энергия или Агни явлена в каждом живом существе. Каждый человек может различить в себе элементы плотные, тонкие и огненные. Там, где мы чувствуем проявление психической энергии, там уже область огненная. Из этих осколков можно складывать целое огненное миропонимание. Каждый, при внимательном наблюдении за рефлексом его бытия, может усмотреть множество характеристик огненного обихода. Это нужно замечать, ибо таким образом мы перестаем понимать Огненный Мир как нечто отвлеченное. Такое понимание Огненного Мира особенно пагубно, но и все отвлеченные толкования не помогут эволюции. («Мир Огненный», ч. 1, 158).
  • Необходимо перед дальним путем запастись лишь наиболее нужным. Было бы прискорбно нагрузиться сложными кружевами и забыть ключ от врат Отчего Дома. Отец не нуждается в кружевах и бахроме. Запомните простейшие пути Света Агни. Конечно, читайте книги, ибо нужно знать пути мысли бывшей, но для будущего запаситесь лампою Агни. («Мир Огненный», ч. 1, 376).
  • Причина Кармы еще не вполне поясняет такую разительную отличность понимания жизни. Действительно, не самые условия прежних жизней, но принятие Агни будет причиною такого понимания. Люди назовут такую мудрость талантом, но не особый талант держать Агни зажженным. Только возжение центров дает непрерывное бодрствование сознания. Даже хотя бы частичное проявление Агни уже сохраняет неприкосновенно накопление. Агни есть не насилие, но друг наш. Нужно пояснить, что восхождение духа и есть появление Агни. («Мир Огненный», ч. 1, 516).
  • Агни Иога требует особой находчивости, она не может появляться через физическую механику, которая является в разных степенях при других Иогах. Такая стихия, как Огонь, казалось бы, должна учитываться физическими законами не менее других стихий. Но сущность Агни подчинена таким тончайшим законам, что физически она несказуема. Так нужно прилагать всю утонченную находчивость, чтобы следовать за огненными знаками. Потому можно усмотреть, как часто посылаемы Иерархией Огни, но люди не пытаются уловить и применить их. Уложение огненное лежит в основании жизни человеческой — зачатие, рождение и все акты, подлежащие Агни, не вызывают удивления, как проявление Несказуемого. Можно много бродить около механических построений, но двигаться в будущее можно лишь познаванием Агни. Когда умертвятся целые материки, как же найти новые жилища без новой энергии? Необходимо подготовить духовное сознание к большим земным переворотам — это в лучшем случае; но если мы встретимся у последней черты в прежней черной ненависти, то люди будут лишь пороховым погребом. Так находчиво помыслим об Агни. («Мир Огненный», ч. 2, 8).

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги.

В духовном мире существует негласное правило – лишний раз не говорить о трудностях на пути. Ведь как известно гораздо больших успехов достигает тот, кто ориентирован на плюсы и .

Но, как написал в своей книге один довольно известный в современном мире йог:

«Из-за того, что о трудностях не рассказывают, люди сталкиваясь с ними, либо считают, что с ними самими что-то не то, либо считают, что путь плохой и надо поискать другой».

Я с ним согласна, поэтому в данной статье эту тему затрону.

Можно ли пройти по духовному пути без трудностей?

А можно ли забраться в гору без усилий? Вид сверху потрясающий! И чем выше, тем будет красивее, вот только надо до этого уровня добраться.

Вообще я видела сотни человек, серьёзно идущих по духовному пути, у них разный возраст, разные национальности, они все разные… Но, если они серьёзны в своём намерении познать Свою Истинную Природу , им приходиться прикладывать усилия, для преодоления возникающих трудностей.

Подозрительно не то, когда трудности есть, подозрительно то, когда человек заявляет, что у него нет и не было трудностей на духовном пути.

Обычно так говорит тот, кто спокойненько скатывается вниз и возможно даже не подозревает об этом.

Трудности — это не что-то плохое – это ступеньки духовного роста, повод для развития воли и способ .

Те, у кого с волей и интуицией всё в порядке не перестают сталкиваться с трудностями и испытаниями, но для них . Таких людей я тоже встречала, они достойны восхищения.

Из-за чего на духовном пути возникают трудности?

В глобальном смысле трудности являются частью нашего мира. Он так устроен. В нём есть сила, которая помогает людям осознать свою Высшую Природу и приблизиться к Абсолютному Счастью. А есть сила, которая не хочет, чтобы человек осознал свой безграничный потенциал, о ней я писала в статье про (В эту силу называют Сатаной). В этой статье приведу выдержку из книги :

Однажды, обращаясь к аудитории, Мастер сказал: «Я привык думать, что Сатана — всего лишь выдумка людей, но теперь я знаю и подтверждаю свидетельство тех, кто жил до меня, что Сатана - реальность. Он - всемирная сознательная сила, единственная цель которой - привязать всех людей к колесу заблуждений».

«Святой – это грешник, который никогда не сдавался».

Если в глобальном смысле Майя – Сатана – это всемирная сила, то в нашем личном плане она действует через наши же подсознательные привычки и склонности. Именно поэтому так важно стремиться соблюдать , именно эти заповеди йоги и христианства являются панацеей от, создающей препятствия на пути к счастью, Майи.

Как преодолеть все трудности на духовном пути жизни.

Если, сила создающая трудности большая и сильная, а Майя, не желающая духовного прогресса людей, является очень большой и очень сильной, своими силами с ней не справиться (и не надо думать, что вот именно вы смогли бы справиться, я таких самоуверенных товарищей часто встречаю, и они дорого платят за своё самомнение и гордыню, хотя бы тем что их самомнение и гордыня от такого подхода только увеличиваются, вот видео хорошее есть на эту тему: ). Лучше последовать хорошо проверенному методу, совету пятой и полностью

А здесь ещё раз скажу: «Трудности – это потенциальные ступени на лестнице духовного развития». Главное применять волю и .

По сути то, жизнь так и так трудности создаёт, люди не торопясь преодолевают их и потихонечку , ведь все здесь стоят на духовном пути, даже те, кто не осознают этого.

Закончу статью словами Великого Христианского учителя 7 – го века прп. Иоанна Лествичника:

“Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастыри, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри”.

Царствие Небесное — это не обязательно что-то наступающее после смерти физического тела…это уже здесь… . Просто надо научиться входить туда, и существует. Любые приложенные усилия того стоят.

Это отрывок из книги о трудностях на духовном пути:

Счастья вам, мой дорогой читатель, пишите комментарии, и до встречи в реальности йоги.


Top