Технологическая обработка юбки. Конспекты лекций по технологической последовательности обработке прямой юбки на подкладке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ЮБКИ

Начальная обработка деталей юбок

К начальном обработке будет относится обработка вытачек, складок, со­единение деталей с кокетками, обметывание срезов деталей и др.

Юбки могут изготавливать на подкладке для предохраняя от вытягивания заднего полотнища. В подкладке юбки первоначально стачивают вытачки (вытачки могут заменяться мягкими складками), стачивают и обметывают боковые срезы. В левом боковом шве подкладки обметывают и застрачивают края под застежку. Низ подкладки обрабатывают швом вподгибку с закрытым срезом.

Обработанную подкладку вкладывают в юбку, в которой обработана за­стежка, совмещают вытачки и надсечки, уравнивают верхние срезы и соединя­ют на стачивающей машине на расстоянии 5 мм от верхних срезов.

Обработка застежки в юбках

Застежки в юбках располагаются на переднем, заднем полотнище или в левом боковом шве, складке.

Наиболее распространена застежка на молнию обрабатываемая двумя способами: на одинаковом расстоянии с двух сторон от линии бокового шва и на различном расстоянии. Звенья застежки-молнии при соединении долж­ны быть скрыты под припусками шва. Обработку застёжки выполняют со стачанными, обметанными, разутюженными боковыми швами и с за­утюженными срезами застежки.

Обработка застежки - молнии при закреплении на одинаковом рас­стоянии от сгибов. При притачивании застежки - молнии на одноигольной машине со специальной лапкой строчку располагают ни расстоянии 4-7 мм от края застежки в зависимости от размеров звеньев. В конце застёжки строчку прокладывают перпендикулярно разрезу на расстоянии 1-5 мм от конца звень­ев застежки-молнии или под углом (рис. 17.15,а).

Обработка застежки-молнии при закреплении её со смещением звеньев под переднее полотнище юбки . Под заутюженный сгиб заднего полот­нища юбки подкладывают правую часть тканой ленты застежки-молнии и раскрытом виде так, чтобы сгиб припуска на застежку располагался встык к звеньям молнии, а замок был на расстоянии 15 мм от верхнего среза юбки. После закрепления правой стороны булавками застежку-молнию закры­вают, сгиб припуска на застежку со стороны переднего полотнища под­водят встык к сгибу припуска на застежку со стороны заднего полотнища юбки и скалывают тремя-четырьмя булавками в поперечном направлении, за­крепляя переднее полотнище и застежку-молнию. При скалывании уравни­вают верхние срезы переднего и заднего полотнищ юбки и создают единую линию бокового шва. Затем застежку-молнию раскрывают и с изнаночной стороны уточняют параллельность расположения звеньев относительно сги­ба.

Притачивание выполняют с лицевой стороны за один прием от верх­него среза переднего полотнища до верхнего среза заднего полотнища Переднюю часть застежки-молнии закрепляют на расстоянии 8-10 мм, На заднем полотнище юбки строчку прокладывают на расстоянии 2 мм от сгиба.

Рис. 17.15- Обработка застежки молнии на юбках

Обработка застежки-молнии с полным закрыванием звеньев. Осо­бенностью обработки такой застежки является закрепление частежки-молнии со смещением под переднее положите звеньев правой части тканой лен­ты (на 3-5 мм относительно линии бокового шва). Припуски боковых срезов на участке застежки увеличивают до.10-35 мм. Во время разутюживания бо­ковых швов заутюживают только срез застежки переднего полотнища по ли­нии бокового шва. Срез застежки заднего полотнища подгибают в сторону изнанки, выпуская припуск относительно линии бокового шва на 3-5 мм, и за­утюживают. Под сгиб подкладывают правую часть тканой ленты застеж­ки-молнии в раскрытом виде так, чтобы сгиб подходил встык к звеньям.

Правую часть тканой ленты застежки-молнии притачивают па рас­стоянии 2 мм от сгиба обеспечивая свободное движение замка застежки. Застежку-молнию закрывают, и заутюженный сгиб припуска на застежку к переднему полотнищу юбки подводят к линии бокового шва, уравнивая верхние срезы и скалывая их булавками.

Притачивают левую сторону тканой ленты по лицевой стороне перед­него полотнища сверху. Заканчивают двойной - тройной поперечной строч­кой перпендикулярно линии бокового шва или под углом к ней (рис. 17.15. в). Для устойчивости застежки и улучшения внешнего вида вдоль сгиба её передней части выполняют отделочную строчку на расстоянии 2 мм от края.

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом

Пояс может быть цельнокроенным с подпоясом или отрезным, со швом по линии сгиба. По длине он может состоять из двух частей: со швом на уровне бокового шва или под шлевками. Концы пояса обычно заходят один ни другой на 30-60 мм и застёгиваются на прорезную петлю и пуговицу или на металлический крючок и петлю Припуск на застёжку может быть добавлен к каждому или одному из концов пояса. Пояс изготовляют с прокладкой из клеевой или неклеевой ткани, а также без прокладки.

Перед соединением юбки с поясом подрезают верхний срез юбки, уточ­няют длину, ширину пояса.

На изнанку внутренней части пояса накладывают неклеевую про­кладку и настрачивают вдоль длины на расстоянии 2-5 мм от сгиба (середины) пояса. Нижний срез прокладки уравнивают с нижним срезом пояса при применении тонкой неклеевом прокладки. Применяя уплотнённую неклеевую или клеевую прокладку, нижний срез прокладки должен не доходить на 10 мм до среза внутренней части пояса.

Пояс перегибают посередине вдоль сгиба лицевой стороной внутрь, уравнивая срезы и совмещая контрольные знаки. Концы пояса обтачивают обтачивают со стороны прокладки. Припуски швов высекают в углах, оставляя 3-4 мм. Пояс вывертывают на лицевую сторону, выправляют и выметывают концы на спецмашине.

После приутюживания пояс соединяют с верхним срезом юбки. Пояс внутренней частью накладывают на изнанку юбки, уравнивая срезы и контрольные знаки, и притачивают по поясу швом шириной 10 мм, при этом под-кладывая вешалку на уровень боковых швов. Пояс отворачивают, шов отгибают в сторону пояса, нижний срез пояса подгибают внутрь и настрачивают на асстоянии 1-2 мм от подогнутого края так, чтобы край закрывал шов притачивания внутренней части пояса (рис. 17.16,а). Пояс в готовом виде при утюжинают.

В изделиях из толстых тканей и трикотажных полотен срез внутренней части пояса предварительно обметывают. Пояс притачивают к юбке, уравнивая

лицевые стороны по внешней части пояса. Пояс отгибают на изнаночную сторону и настрачивают на юбку в шов притачивания, закрепляя внутреннюю часть пояса (рис. 17.16,6).

При обработке верха юбки поясом к внутренней части пояса у левой стороны застежки прикрепляют товарный знак. Рядом с товарным знаком предприятия прикрепляют бирку с рекомендацией возможных методом

химической чистки и влажно-тепловой обработки.

Рисунок 17.17 – Обработка верхнего среза юбки поясом

При обработке юбки на одноигольной машине со спецпреспособлением детали пояса стачивают и наматывают на кассету. Пояс с кассеты заправляют в

Направитель и подают под лапку с подогнутыми срезами между которыми вкладывают верхний срез юбки и притачивают. При этом строчку не доводят до концов пояса на 30- 40мм. Концы пояса застрачивают без приспособления, подгибая срезы внутрь (рис. 17.16,в).

При обработке на двухигольной машине с приспособлением подгибают­ся срезы внешней и внутренней частей пояса (рис. 17,16,г).

Варианты обработки верхнего края юбки корсажной тесьмой с застёжкой на крючки (рис.17.18, а) или притачным поясом с застёжкой-молнией (рис. 17.19,б).

а б

Рисунок 18.19 – Обработка верхних краёв юбки

Обработка нижнего среза юбки

Низ юбки в зависимости от модели и свойств ткани может быть об­работан различными способами: швом вподгибку с закрытым срезом (рис. 17.17,а), швом вподгибку с открытым срезом обметанным (рис. 17.17,6), окантованным (рис. 17.17,в).

Низ юбки предварительно уточняют по лекалу и наносят линию под­гиба низа. Затем нижний срез юбки подшивают.

Рисунок 17.17 - Обработки низа юбки

Окончательная отделки юбки

В зависимости 01 модели на юбке намечают и обметывают петли па поясе и отделочных деталях. 11ерсд влажно-тепловой обработкой удаляют нитки стежков, счищают следы мела и очищают от производственной пыли. Складки юбки скрепляют на расстоянии 10 мм от низа.

Влажно-тепловую обработку юбки выполняют через увлажненный про-утюжильник с изнанки юбки, начиная с приутюживания пояса. Затем приутю­живают полотнище юбки, начиная от левого бокового шва, не захватывая низа изделия. И процессе влажно-тепловой обработки изделие приутюживают под припусками вытачек, швов складок для снятия отпечатков. Юбку вы вертывают на лицевую сторону и раскладывают нижним краем к рмбопиошу му. Верхний край отгибают в сторону и выполняют приутюживание низа с постепенным перемещением изделия. С лицевой стороны юбки удаляют ласы и отпаривают юбку. Затем пришивают пуговицы и другую фурнитуру.

Техническое описание модели.

Юбка прямая из гладкокрашеной костюмной ткани.

На переднем полотнище располагаются вытачки и отделочные элементы по низу.

На заднем полотнище вытачки, средний шов, внизу которого выполнена шлица. Застежка –молния выполнена в среднем шве вверху на пуговицу.

Верхний срез обработан обтачкой.

Низ – швом вподгибку с открытым срезом и отстрочен отделочной строчкой.

Технологическая последовательность на обработку

шлицы на юбке

Наименование операции

Специальность

Разряд

Оборудование

Наметить место расположения

лекала, мел

Продублировать припуски шлицы

УПП-3М, «Легмаш», Горький

Обметать срезы середины задних полотнищ

51 кл, ПО «Промшвеймаш», Подольск

Стачать средний срез задних полотнищ

1022 кл, АО «Орша», Беларусь

Надрезать припуск вверху правой части шлицы

Разутюжить средний шов

УПП-3М, «Легмаш», Горький

Заутюжить правый припуск шлицы на прокладку

УПП-3М, «Легмаш», Горький

Обтачать угол шлицы по линии –края

1022 кл, АО «Орша», Беларусь

Подрезать припуск шва обтачивания

Выровнять угол правой стороны

Заметать низ изделия

игла, наперсток

Приутюжить низ и шлицу

УПП-3М, «Легмаш», Горький

По краю проложить строчку

1022 кл, АО «Орша», Беларусь

Обтачать левый угол шлицы

1022 кл, АО «Орша», Беларусь

Высечь излишки шва

Выровнять левый угол

Заметать левый край шлицы и низ полностью

игла, наперсток

Приутюжть левый угол и низ изделия

УПП-3М, «Легмаш», Горький

Проложить отделочную строчку по низу и закрепить шлицу отделочной строчкой под углом 450 к средней линии шва

1022 кл, АО «Орша», Беларусь

Технологическая операционная карта

на обработку шлицы в юбке

Операция: обработка шлицы в юбке

Специальность Р М У

Разряд 1,3 1,2 1,2

Норма времени, с 2400

Оборудование: 1022 кл, АО «Орша», Беларусь, 51 кл, ПО «Промшвеймаш», Подольск, УПП-3М, «Легмаш», Горький, ножницы, игла, наперсток, лекало, мел

Материал: костюмная гладкокрашеная

Температура гладильной поверхности 140 0 С, нитки «Идеал» 50-80, частота 2,5 стежка в 1 см.

Требования к качеству выполнения

Схема обработки

Проверяют детали кроя:

Задняя половинка со средним швом - 2 дет., выкраивают с припуском на шлицу шир. 4-5см, длина равна длина шлицы плюс 1,0-1,5см.

Прокладка клеевая 2 дет.

Обметывают срезы заднего полотнища. Намечают шлицу. На левой части линия края должна быть продолжением среднего шва. На правой линии кроя шлицы проходит на расстоянии 0,7-1,5см от среза. Дублируют припуски, левую сторону на 0,1-0,2 см от сгиба шлицы и линии низа, правую, чтобы срез прокладки не доходил до бокового среза на 0,7-1,5 см, до линии низа 0,1-0,2 см и перекрыв линию среднего шва на 1,5-2,0 см

Детали задних половинок складывают лицом внутрь, уравнивая срезы, стачивают средний шов и верхний припуск шлицы на 0,7-1,5 не доходя до бокового среза, ширина шва 1,0-1,5см верхнего припуска. Надрезают припуск вверху правой части шлицы не доходя до строчки 0,1 см. Разутюживают средний шов через влажный проутюжильник.

Обрабатывают правую сторону: заутюживают на 0,5 см на прокладку. Обтачивают угол, припуски и излишки обрезают. Выворачивают и заметывают низ юбки, приутюживают. По краю 0шлицы прокладывают строчку на 0,1-0,2 см от края.

Обработав левый угол, обтачивая его под углом 450 к линии низа, заметывают край шлицы и низ юбки. Приутюживают через влажный проутюжильник до полного удаления влаги. Прокладывают отделочную строчку по низу изделия и закрепляющую под углом 450 к среднему шву, строчат, начиная от среднего шва, и заканчивают, не доходя 1,0-1,5 см до боковых припусков шлицы.

ОБРАБОТКА РАЗРЕЗА ПРЯМОЙ ЮБКИ.

Фигурные закрепки имеют функциональное и декоративное назначение. Они вышиваются отделочными нитками на лицевой стороне изделия в концах карманов, шлиц или складок, придают дополнительную проч­ность этим узлам, скрывают дефекты материала и являются эффект­ным элементом дизайна. Аналогичные функции выполняют треугольные {возможны иные формы) закрепки, вырезанные из кожи, замши и подоб­ных материалов, которые настрачиваются на изделие с лицевой стороны.

ФИГУРНАЯ ЗАКРЕПКА ПРОСТАЯ

Наметить закрепку тремя линиями в виде равностороннего треугольника.

    Желательно проложить машинную строчку или строчку мелких руч­ных прямых стежков по контуру закрепки.

    Начать следует с левого нижнего угла треугольника, конец нитки за­крепить на изнаночной стороне и вывести иглу на лицевую сторону излевого угла (точка 1 на рис 01).

    Затем в верхнем углу выполнить очень короткий стежок справа нале­во (точки 2 и 3), нитку вытянуть на лицевую сторону.

    Иглу вколоть в нижний правый угол (точка 4) и сделать стежок с изнаночной стороны, вывести нитку наружу в левом углу непосредствен­но перед первым проколом иглы (точка 5 на рис. 02).

    Выполнять закрепку в соответствии с представленной схемой до пол­ного заполнения треугольника стежками.

Фигурная простая закрепка в готовом виде должна иметь форму рав­ностороннего треугольника (рис. 04). Стежки нельзя затягивать, иначе закрепка примет форму «звездочки».

ФИГУРНАЯ ЗАКРЕПКА СЛОЖНАЯ

Наметить закрепку тремя линиями в виде равностороннего треуголь­ника. По контуру закрепки проложить машинную строчку или строчку мелких ручных прямых стежков.

Выполнить закрепку в соответствии с рис. 05 и 06.

На рис. 07 показана сложная фигурная закрепка в готовом виде.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ШЛИЦЫ С ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНЫ

Для предотвращения повреждения изделия в промессе эксплуатации

можно закрепить начало шлицы с изнаночной стороны. Для этого из тка­ни подкладки или верха выкраивается квадрат, длина каждой стороны которого равна примерно 6 см. Сложить выкроенную деталь по диагона­ли в виде треугольника. Приутюжить, обметать срезы. Гипотенуза полу­ченного треугольника обладает необходимой эластичностью, это позво­лит избежать разрыва материала при сильном растяжении шлицы. Притачать треугольник с изнаночной стороны юбки, прокладывая строчку по краю шлицы в готовом виде. Потайными стежками подшить припуски треугольника к припускам шлицы.

1. Общая характеристика изделия

2. Конструирование и моделирование

3. Выбор оборудования

4. История юбки

5 Стили и направления в моде

6. Материалы и их свойства в соответствии и назначении форме юбки

7. Цвет и индивидуальность

9 Техника безопасности при работе с тканью

10. Результаты работы

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение работы своими руками является одним из средств самовыражения, развивающие творческое мышление, дающее возможность реализовать свои замыслы в изготовлении конкретного швейного изделия.

Целью данной работы является разработка и выполнение проекта по самостоятельному пошиву юбки под руководством учителя. А также формирование таких качеств, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию на практике в дальнейшей жизни.

Задачей является - обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия (юбки).

В процессе изготовления швейных изделий в промышленных масштабах принимают участие множество людей различных профессий: художник-модельер, конструктор, технолог, оператор швейного оборудования, демонстратор одежды. Эти профессионалы вкладывают частичку себя, своей индивидуальности для людей, которые будут носить вещи, созданные ими. На уроках есть возможность сочетать труд различных профессий и воплощать свои идеи в жизнь.

Для изготовления любого швейного изделия применяются определенные действия. Во-первых, это составление эскиза, во-вторых, раскройка изделия, в-третьих, завершение пошива изделия с учетом имеющегося материала и особенностей фигуры по индивидуальному плану. При этом четкое следование данной схеме: эскиз - чертеж - конструкция - технология - готовое изделие, способствует получению практических навыков для самостоятельного шитья изделия – от идеи до готового изделия.

1. Общая характеристика изделия

Ю́бка (фр. jupe) - предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки.

Существует много различных видов юбок, относящихся к различным стилям. Это такие юбки, как: прямая юбка, клиньевая юбка (приложение 1); юбка со складками, юбка на кокетке (приложение 2); юбка-годэ; юбка полусолнце (приложение 3) и т.д.

Моя модель представляет собой прямую, облегающую по бедрам юбку, с вытачками по линии талии, без пояса. Юбка состоит из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. При нечетном количестве клиньев шов с застежкой находится сзади, посередине спинки, а внизу обработана шлица. Низ изделия прострочен на швейной машине. Эскиз модели представлен в приложении 1.

2. Конструирование и моделирование

Конструирование - это построение чертежа выкройки изделия. Моя модель юбки состоит из трех полотнищ-клиньев. Ширина юбки рассчитывается по обхвату бедер. Для построения чертежа основы такой юбки необходимы мерки:

Ст (полуобхват талии);

Сб (полуобхват бедер);

Ди (длина изделия).

Юбка-трехклинка может быть разной длины (от мини до макси, но я выбрала среднюю длину – чуть выше колен) и выполняется из более плотных тканей (например: габардин). При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см. на обработку верхнего и нижнего срезов, выравнивания поперечного среза. Например: при ширине ткани 140 см длина пошива юбки будет равна Ди + 10 см.; При ширине ткани

Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Термин "моделирование" происходит от слова "модель", то есть образец, создаваемый художниками, модельерами и конструкторами. Чертеж основы юбки (приложение 4).

3. Выбор оборудования

В процессе раскроя мне понадобились: ножницы; мелок или обмылок с тонким краем; сантиметровая лента; булавки портновские; линейка закройщика. В процессе смётывания мне понадобились: мелок; резец; калька; булавки портновские; игла для смётывания; ножницы; нитки. В процессе стачивания мне понадобились: швейная машина; ножницы; распарыватель; мелок; ножницы.

4. История юбки

Юбки были известны уже на заре человечества и носились как женщинами, так и мужчинами.

В южных краях мужчины носили набедренные повязки, юбки и передники из пальмовых листьев. Основной одеждой древних египтян был передник схенти, состоявший из полосы ткани, обернутой вокруг бедер и укрепленной на талии шнурком. Схенти простолюдинов и фараонов отличалась лишь качеством ткани, их фасон оставался неизменным. Ассирийцы носили рубашку-юбку из шерсти, хлопка или льна, называемую канди. По длине этого вида одежды можно было определить степень знатности его обладателя. В виде чисто женской одежды так называемая готическая юбка появилась только в XV веке. Именно с этого времени лиф с боковой шнуровкой стали носить отдельно от собственно юбки в современном понимании. В XVI веке состоятельные женщины одевались в массивные, тяжелые одежды, которые шили из сукна, дорогих парчовых и бархатных тканей. В последней трети этого столетия появляются фижмы, плоским колесом опоясывающие талию. Достигалось это надеванием стеганого валика под юбку и собранной из ткани платья фрезой, располагающейся на талии. В XVII веке женщины носят вертюгадены - особого рода "бочарные" обручи вокруг талии. В XVIII веке появляются преимущественно гладкие юбки с большим количеством украшений: оборок, цветочных гирлянд, кружев, драпировок. До 40-х годов XIX века юбка кроится из 3 или 5 полотнищ. Натягивается спереди и слегка присборивается на боках. Боковые швы скашиваются и уходят на спину. В середине XIX веке появляются юбки с кринолинами, украшаются воланами и зубчиками, расшиваются тесьмой, галуном и кружевом. Во второй его половине на смену кринолину приходит нижняя юбка с оборками и подушка-турнюр. В конце прошлого столетия женщины затягивались в корсет до бедер, а стан плавно переходит сзади в драпированный трен, поэтому часть юбки лежит на полу. В начале XX века с появлением силуэта "модерн" юбка кроится расклешенная сзади с удлиненным передом. В 20-х годах юбки снова поднимаются до колена. В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые и расширенные книзу, широкие и узкие, в складку, из клиньев, короткие и длинные юбки-брюки и другие.

5. Стили и направления в моде

В 70-х годах в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, стали говорить не только о фасонах, длине, но и стиле. Особенности каждого стиля создает покрой, форма, отделка ткани, набор предметов одежды, а также различные дополнения, бижутерия и косметика. В настоящее время основными стилями являются:

Классический;

Молодежный;

Спортивный;

Джинсовый;

Фольклорный;

Мой стиль классический. Он больше всех подходит моему внутреннему состоянию. В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.

6 . Материалы и их свойства в соответствии с фасоном юбки

Я продумала цветовое решение юбки, выбрав черный цвет - цвет утонченного вкуса, который во все времена находится на вершине моды, скрадывая недостатки фигуры. Началом образа считается цвет, а началом стиля - ткань. Необходимо учитывать свойства каждого вида ткани:

Хлопчатобумажные ткани имеют большую усадку при замачивании, что является их главным недостатком. Хлопчатобумажные ткани красивы, хорошо отутюживаются, мало осыпаются и сравнительно долговечны;

Льняные ткани дают усадку при замачивании, хорошо стираются, мало вытягиваются, осыпаются, тяжело отутюживаются, что является главным недостатком. Сравнительно долговечны. Они смотрятся очень красиво и опрятно;

Шерстяные ткани мало мнутся, при замачивании имеют большую усадку, тяжело отутюживаются, хорошо удерживают форму после утюжки;

Вискозные ткани красивы, добротны, при замачивании дают усадку, структура этих тканей очень подвижна, что усложняет работу с ними;

Синтетические ткани почти не имеют усадки, прочны, эластичны.

Однако эти ткани по-разному относятся к высоким температурам и при утюжке требуют осторожности. Мой выбор - ткань габардин. Свойства ткани: габардин - это ткань выработанная из высших сортов чесальной пряжи. Переплетение диагональное.

7. Цвет и индивидуальность

Цвет играет огромную роль в жизни человека. Он оказывает глубокое эмоциональное воздействие на человека и является средством выразительности в композиции одежды. Цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические. Хроматические цвета делятся условно на теплые и холодные. К теплым тонам относятся цвета, связанные с представлениями об огне, солнце - красный, оранжевый, желтый. К холодным тонам относятся цвета, ассоциирующиеся с чувством прохлады, снега и льда - синий, голубой, фиолетовый. Мне нравится черный цвет, на котором я и остановила свой выбор. Черный цвет универсален, он сочетается практически со всеми цветами и юбку такого цвета можно комбинировать с любой цветовой гаммой в одежде. Черный цвет - цвет интуиции. Ничего не должно мешать - полная концентрация, чистота и одухотворенность, вдохновение, мудрость. У японцев черный - это цвет радости. Обратите внимание, насколько выразительным становится лицо у человека в черном одеянии. Как картина в рамке, особенно глаза - зеркало души. Контрасты с этим цветом очень эффектны. И в белом, и в черном, можно радоваться и горевать, и это будет естественно. Контрасты в одежде, контрасты в жизни - они и позволяют развивать интуицию и душевные качества человека.


8. Технологическая последовательность изготовления юбки

1. Разработка модели. Эскиз.

2. Снятие мерок.

3. Построение чертежа основы юбки.

4. Моделирование чертежа основы.

5. Подготовка выкройки к раскрою.

6. Подготовка ткани к раскрою:

Отутюживание ткани;

Разложить лекала на ткани;

Произвести обмеловку лекал;

Отложить припуски на швы;

Произвести раскрой.

7. Подготовка изделия к примерке:

Прокладывание контрольных стежков;

Сметывание вытачек;

Сметывание среднего шва заднего полотнища юбки;

Сметывание боковых швов;

Наметать низ изделия.

8. Проведение первой примерки:

Устранение недочетов;

Отметить длину изделия.

9. Обработка изделия после примерки на швейной машине:

Стачивание вытачек;

Стачивание боковых швов;

Обработка срезов зигзагообразной строчкой;

Втачивание молнии в средний шов заднего полотнища юбки;

Стачивание среднего шва заднего полотнища юбки;

Обработка шлицы в среднем шве заднего полотнища юбки.

10. Обработка нижнего среза юбки:

Срез обработать зигзагообразной строчкой;

Низ изделия заметать и обработать.

13. Оценка готового изделия.

14. Самоконтроль.

9. Техника безопасности при работе с тканью

Чтобы в процессе работы не случилось никаких аварийных ситуаций, нужно соблюдать правила техники безопасности при работе с тканью.

1. Требования безопасности перед началом работы:

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;

Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок;

Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее;

Убедиться в наличии и исправности защитного заземления корпуса электрической швейной машины, наличии диэлектрического коврика на полу около машины.

2. Требования безопасности во время работы:

Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте;

Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, не брать иголки и булавки в рот;

При работе с иголками пользоваться наперстком;

Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя;

Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать друг другу кольцами вперед;

Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;

Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой;

Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва;

Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;

Работать за машинкой только по одному человеку.

Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом:

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга;

2. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения;

3. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик;

4. Включать и выключать электрический утюг в сеть только сухими руками;

5. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку;

6. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;

7. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материала водой;

8. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра;

9. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться;

10. После работы с утюгом – выключить шнур из сети.

10. Результаты работы

Потребность. Я сшила эту юбку для того, чтобы носить ее в любое время года, одевать на праздники. Так как моя юбка относится к классическому стилю, то она удобна для активного отдыха и разнообразной работы. Эта юбка многофункциональна.

Самооценка и экономический расчет . Думаю, свою работу я выполнила вполне аккуратно, а самое главное она нравится мне. Хотя время на неё ушло больше чем положено, я не расстраиваюсь, так как все этапы работы, которые выполняла, я очень хорошо запомнила. А оценивать, как не кажется должны окружающие люди, потому что со стороны виднее все недостатки. Мне нравится полученный результат. Из-за того, что юбку я шила сама, такой ни у кого не будет.

Трудности. Шитье этой юбки для меня скорее было удовольствием, чем заданием, хотя у меня и были определенные трудности при пошиве изделия. Самым трудным было намелить и вшить молнию, поскольку эта работа абсолютно нова для меня.

Я видела в магазинах похожую юбку за 460 рубля, мой вариант и выгодней, так как сделала я все своими руками. Таким образом, я сэкономила 305 рублей, а на оставшуюся сумму у меня есть возможность сшить еще 2 юбки.

В общем, у меня получилось то, что я хотела. Теперь благодаря моим знаниям я смогу переделать свой гардероб в самый лучший, на мой вкус. Если ходить в том, что тебе нравится, в том, что удобно, то ты будешь чувствовать себя комфортно и уверенно, а это важно для каждого человека!


Литература

1. Глозман Е.С., Ставрова О.Б. и др. под ред. Хотунцева Ю.Л. Технология. Технический труд. – Мнемознина, 2004

Изготовление юбки-солнце.
Мастер-класс с пошаговыми фото

Описание: Программой по технологии изготовление юбки предусмотрено в 6 или в 7 классе. Данный мастер- класс вытекает из многолетнего опыта работы учителем технологии, опробован на не одном поколении детей. Операции изготовления очень просты и понятны любой начинающей портнихе. Тем не менее, необходимы знания:
1. Терминологии изготовления швейных изделий.(есть в учебниках технологии, в интернете)
2. Навыки работы на швейной машине
3.Знание правил техники безопасности при ручных, утюжельных, машинных работах.
Материал может быть полезен учителям технологии, ученикам, при самостоятельной работе над проектом, для тех, кто своими руками хочет сшить модную юбку.
Назначение: Урок технологии, работа над проектом, самостоятельный пошив юбки.
Цель: Научиться грамотно и в соответствии с технологическими требованиям шить коническую юбку.
Задачи:
- сшить юбку.
- совершенствовать навыки работы с тканью, на швейной машине
- изучить технологию изготовления конической юбки.
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, стремление к качественному выполнению работы.
Инструменты и материалы:
1. Ручные инструменты и приспособления:
-Игла для ручных работ
-Мелок портновский
-Сантиметровая лента
-Ножницы портновские.
-Булавки английские
-Распарыватель
-Линейка
-Напёрсток



2. Швейная машина



3. Утюг.
4. Доска гладильная.
5. Проутюжильник (кусок х/б ткани. Примерно 70Х70)
6.Оверлок (Если есть. Если нет, можно использовать строчку зиг-заг, или обработать швы вручную обмёточной строчкой)



7. Специальная лапка для притачивания потайной застёжки «Молния» (она есть в комплекте к любой машинке, или продаётся в специальном магазине)



8. Нитки для ручных работ (контрастного цвета)-1 бобина
9. Нитки для машинных работ (в тон ткани) - 1-3 бобины (3, если обрабатываем срезы на оверлоке)
10. Ткань.
11. Уплотняющая прокладка(флизелин или клеевая ткань- зависит от ширины и длины пояса)
12. Потайная застёжка «Молния» 12-18см

Ход мастер-класса:

1. Начинаем работу со снятия мерок для пошива конической юбки. Понадобятся всего 2 мерки:
Обхват талии - От. Для моей юбки От= 68 см.
Длина изделия - Ди Для моей юбки Ст=40 см.
Должна получиться вот такая выкройка (Один из вариантов раскладки, взят из интернета)



2. Рассчитываем, сколько понадобиться ткани. Понадобиться знание некоторых формул, без математики никуда:
Рассчитываем радиус R по формуле длины окружности:
C= 2п R , R=C:2п, где: С- это Ст:2, п- это постоянная ПИ= 3.14.
R=68:6,28 = 11см

Складываем полученные результаты и умножаем на 2:
R+ Ди+ 10см. (на подгибку и на усадку, если ткань х/б или льняная, если синтетическая, достаточно 5см) .
(11+40+10)х 2=61х2=122 см. Покупаем 1м 20см
3. Подготовка ткани к раскрою:
Декатировка: стираем ткань в горячей воде (температура воды такая. В какой вы будете стирать готовое изделие) , сушим, отутюживаем.
Проверяем, есть ли какие дефекты, отмечаем мелом с изнаночной стороны.
4. Раскрой юбки:
Ткань сложить вдвое по долевой нити (долевая нить проходит вдоль кромки)
Отложить от одного из углов радиус (откладываем таким образом, чтобы на детали был 1 сгиб)
Провести дугу данного радиуса с помощью сантиметровой ленты, отметив несколько точек на расстоянии равном радиусу, точки соединить.
Провести дугу из этой же вершины, равную сумме радиуса и длины юбки, с помощью сантиметровой ленты.
Прибавить по низу детали 2-3 см на подгибку и осноровку.
Таким же образом построить вторую деталь юбки. (не забыть прибавить на подгбку!)
Прибавить 1 см по верхнему срезу.
Детали сколоть по намеченным линиям.
Выкроить детали юбки.





5. Крой по косой имеет свойство растягиваться при носке и стирке, чтобы этого избежать, нужно на 1-2 дня повесить выкроенные детали юбки , прикрепив к низу небольшой груз (с помощью скотча или прищепок.)
6. Осноровка деталей . Детали юбки разложить на столе. С помощью длинной линейки или сантиметровой ленты, проверьте длину от верха до низа в нескольких местах. Срежьте лишнюю ткань. Крой готов к обработке.
7. Подготовка юбки к 1 примерке:
Перенести меловые линии с одной стороны на другую с помощью копировальных стежков по низу, бокам и верху деталей.
Проложить шов «вперёд иголку» по меловым линиям.



Сметать детали юбки, оставить на 1 из боковых швов 10-12 см не смётанным.
8. Проведение 1 примерки:
Примерить юбку.
Внести корректировку, если потребуется.
9. Обработка застёжки:
Обметать боковые срезы переднего и заднего полотнищ.
«Молнию» расстегнуть.
Приложить одну сторону «молнии» к боковому срезу, приколоть как показано на фото



Приметать «молнию», булавки удалить.
Притачать с помощью специальной лапки. Строчки обязательно закрепить в начале и в конце.



Удалить нитки примётывания с помощью распарывателя.



Идентично обработать вторую сторону застёжки.


10.



Обработка боковых швов:
Сметать боковую сторону, где обработана застёжка.



Стачать эту боковую сторону, с помощью специальной лапки, начиная строчку от конца строчки притачивания «молнии» . Это очень важно! Строчки обязательно закрепить в начале и в конце. Стачиваем, отступив от ниточного следа, на 0,1см.


Удалить нитки смётывания.
Шов разутюжить сначала с изнанки, затем с лицевой стороны. Одновременно приутюживаем «молнию». Внимание! Если ткань синтетическая, следим за температурой утюга, или пользуемся влажным проутюжильником (Х/б ткань)





Второй боковой шов обработать стачным швом вразутюжку. Стачиваем обычной лапкой.
11. Обработка пояса.
Выкроить пояс. Кроиться обязательно по долевой нить. Д.Н. должна проходить вдоль шва притачивания! Ширина пояса зависит от модели. Обычно варьируется от 4 до 10 см. + 2 см на швы. Длина- Ст + 5см. Хорошо, если есть целый кусок ткани, но если нет, можно сделать шов, только нужно расположить его сзади!



Выкроить уплотняющую прокладку из флизелина или клеевой ткани. Ширина уплотняющей полоски будет равняться ширины пояса + 2 см. Но если флизелин тонкий, а пояс широкий(как в моём случае) проклеиваем весь пояс.



Части пояса стачать. Ш.Ш- 1см. Шов разутюжить
Приклеить уплотняющую прокладку.



Найти середину пояса и проложить ниточный след контрастными нитками.
Обметать один из продольных срезов на оверлоке
По верхнему срезу юбки проложить машинную строчку(для предохранения от растяжения)



Пояс приметать, отступив от ниточного следа на 0,1 см. На переднем полотнище юбки пояс выпускаем на 4 см, на заднем-1см. Ещё раз провести примерку, убедиться, что в талии юбка не мала и не велика!



Притачать, отступив от ниточного следа на 0,1 см.. Строчки обязательно закрепить в начале и в конце.



Удалить нитки примётывания.
Обработать концы пояса обтачным швом, перегибая по линии середины. Чтобы концы получились одинаковыми, начертите ручкой линии обтачивания. Строчки обязательно закрепить в начале и в конце.



Швы обтачивания подрезать до о,2 см. Уголки вывернуть, выправить с помощью специального колышка(если его нет, можно использовать карандаш или ручку)








Концы пояса выметать, образуя кантик 0,2 см из лицевой стороны пояса.заметать пояс, перегибая по намеченной линии середины.

Юбка женская прямого силуэта, классического стиля до середины колена, с притачным поясом, со шлицей в среднем шве заднего полотнища, с застежкой на потайную тесьму-молнию в среднем шве заднего полотнища и на 1 пуговицу и обметанную петлю на поясе. На переднем и заднем полотнище выполнены талевые вытачки, на подкладке выполнены защипы. Подкладка в тон основной ткани. В поясе притачаны вешалкодержатели по 2 шт. на каждом полотнище и на заднем полотнище с левой стороны от среднего среза на расстоянии 5 см от бокового среза вшит ярлык с символами по уходу. Подкладка короче основной ткани на 4 см. Низ обметан и обработан швом в подгибку с открытым срезом.

Разработка технических условий изготовления юбки

Обработка боковых срезов. Ширина притачивания 0,7-1,0 см, в зависимости от ткани шов будет заутюживаться или разутюживаться.

Обработка вытачек. Вытачки стачиваются, с закрепкой в конце строчки 1,0-1,5 см и частотой 3-4 стежка, заутюживаются к центру полотнища.

Обработка среднего среза заднего полотнища. Дублирование уступа шлицы шириной 4,5 см и высотой 5 см, прокладывание строчки ниже уголка шлицы на 3 см и выше тоже на 3 см. В зависимости от вида ткани участок притачивания молнии дублируется полоской 1,5 см. Обметывание срезов, разутюживание и формирование зоны притачивания молнии. Притачивание молнии. Выполнение закрепок на концах молнии. Прокладывание технической строчки по уступам шлицы на расстоянии 1 см от среза уступа. Заготовка подкладки. Стачивание среднего среза заднего полотнища с предварительным обметыванием каждого среза. Шов разутюживается и припуски участка стачивают строчкой 0,5 см. Обметывание боковых срезов по отдельности, стачивание и разутюживание припусков, причем нижний участок стачивается на расстоянии 8 см от низа. Застрачивание участка строчкой 0,5 см, затем подгибание низа подкладки на 1 см и застрачивание швом в подгибку с закрытым срезом. На заднем полотнище подкладки намечается место расположения кусочка основной ткани (17 см) . По верхнему срезу подкладки закладываются защипы со стороны переднего и заднего полотнища, скрепляя их закрепкой.

Обработка пояса. Дублирование 2 деталей пояса. Стачивание по верхнему срезу, ширина строчки 0,7 см. Заутюживание припусков, прокладывание технической строчки со стороны нижней детали на расстоянии 0,1-0,2 см. Окантовка внешнего среза внутренней детали пояса, обтачивание уголков пояса шириной 0,5 см. Высекание излишков, выворачивание и приутюживание. По надсечкам настрачиваются вешалкодержатели и этикетка. Складывается детали лицевой стороной внутрь. Стачивание временной строчкой, совмещая вытачки, боковые швы. Лицевой стороной внутрь притачивается внешняя деталь пояса к юбке, заутюживаются припуски шва в верх. Перегибание пояса во внутрь, прокладывание технической строчки по шву притачивания пояса к юбке, одновременно скрепляя заднюю деталь пояса. Приутюживание. Разметка места расположения петли и пуговицы. Выполнение петли и пришивание пуговицы. Обметать линию низа, подогнуть, подшить.

Описание пакета материалов

Разработка технической последовательности

Номер и наименование технологических неделимых операций

Специальность

Графическое изображение

Оборудование

1. Обметывание деталей юбки по боковым срезам

2. Стачивание юбки по боковым срезам

3. Разутюживание швов

4. Стачивание вытачек

5. Заутюживание вытачек

6. Обметывание задних половинок юбки по среднему срезу

7. Стачивание задних половинок юбки по среднему срезу, оставляя место для молнии

8. Разутюживание швов

9. Притачивание потайной молнии с изготовлением закрепки.

10. Обметывание подкладки по боковым срезам, среднему срезу.

11. Стачивание подкладки по боковым срезам с последующим разутюживанием швов

12. Стачивание подкладки по среднему срезу, оставляя место для расстегивания молнии.

13. Стачивание припусков участка для растегивания молнии

14. Обтачивание низа подкладки юбки

15. Притачивание переднего края пояса к верхним срезам юбки

16. Притачивание внутреннего края пояса к верхнему срезу подкладки юбки, закрепляя вешалкодержатели

17. Пришивание этикетки к внутренней части пояса

18. Прострачивание отделочной строчки, закрепляя пояс

19. Изготовление петли

20. Пришивание пуговицы

21. Стачивание припусков подкладки и верха юбки по шлице

22. Обметывание нижнего среза юбки.

23. Подшивание низа юбки

Проектная папка


Тема:Юбка


Гимназия № 40

г. Екатеринбург, 2009


Введение

1. Общая характеристика изделия

3. Выбор оборудования

4. История юбки

5 Стили и направления в моде

6. Материалы и их свойства в соответствии и назначении форме юбки

7. Цвет и индивидуальность

8. Технологическая последовательность изготовления юбки

9 Техника безопасности при работе с тканью

10. Результаты работы

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Работа с тканью, изготовление одежды, выполнение работы своими руками является одним из средств самовыражения, развивающие творческое мышление, дающее возможность реализовать свои замыслы в изготовлении конкретного швейного изделия.

Целью данной работы является разработка и выполнение проекта по самостоятельному пошиву юбки под руководством учителя. А также формирование таких качеств, как способность самостоятельно решать творческие и технологические задачи, принимать обоснованные решения, применять и использовать приобретенные умения, знания, навыки и информацию на практике в дальнейшей жизни.

Задачей является - обобщить теоретические знания, навыки и умения, полученные на уроках «Технология», для создания швейного изделия (юбки).

В процессе изготовления швейных изделий в промышленных масштабах принимают участие множество людей различных профессий: художник-модельер, конструктор, технолог, оператор швейного оборудования, демонстратор одежды. Эти профессионалы вкладывают частичку себя, своей индивидуальности для людей, которые будут носить вещи, созданные ими. На уроках есть возможность сочетать труд различных профессий и воплощать свои идеи в жизнь.

Для изготовления любого швейного изделия применяются определенные действия. Во-первых, это составление эскиза, во-вторых, раскройка изделия, в-третьих, завершение пошива изделия с учетом имеющегося материала и особенностей фигуры по индивидуальному плану. При этом четкое следование данной схеме: эскиз - чертеж - конструкция - технология - готовое изделие, способствует получению практических навыков для самостоятельного шитья изделия – от идеи до готового изделия.

1. Общая характеристика изделия


Ю́бка (фр. jupe) - предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела. Эволюционировал из набедренной повязки.

Существует много различных видов юбок, относящихся к различным стилям. Это такие юбки, как: прямая юбка, клиньевая юбка (приложение 1); юбка со складками, юбка на кокетке (приложение 2); юбка-годэ; юбка полусолнце (приложение 3) и т.д.

Моя модель представляет собой прямую, облегающую по бедрам юбку, с вытачками по линии талии, без пояса. Юбка состоит из нескольких одинаковых клиньев, расширяющихся книзу. При нечетном количестве клиньев шов с застежкой находится сзади, посередине спинки, а внизу обработана шлица. Низ изделия прострочен на швейной машине. Эскиз модели представлен в приложении 1.


2. Конструирование и моделирование

Конструирование - это построение чертежа выкройки изделия. Моя модель юбки состоит из трех полотнищ-клиньев. Ширина юбки рассчитывается по обхвату бедер. Для построения чертежа основы такой юбки необходимы мерки:

Ст (полуобхват талии);

Сб (полуобхват бедер);

Ди (длина изделия).

Юбка-трехклинка может быть разной длины (от мини до макси, но я выбрала среднюю длину – чуть выше колен) и выполняется из более плотных тканей (например: габардин). При расчете количества ткани надо к мерке длины юбки (Ди) прибавить 10 см. на обработку верхнего и нижнего срезов, выравнивания поперечного среза. Например: при ширине ткани 140 см длина пошива юбки будет равна Ди + 10 см.; При ширине ткани < 140 см. длина пошива юбки будет равна (Ди + 10 см.) х 2

Моделирование - это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Термин "моделирование" происходит от слова "модель", то есть образец, создаваемый художниками, модельерами и конструкторами. Чертеж основы юбки (приложение 4).

3. Выбор оборудования


В процессе раскроя мне понадобились: ножницы; мелок или обмылок с тонким краем; сантиметровая лента; булавки портновские; линейка закройщика. В процессе смётывания мне понадобились: мелок; резец; калька; булавки портновские; игла для смётывания; ножницы; нитки. В процессе стачивания мне понадобились: швейная машина; ножницы; распарыватель; мелок; ножницы.

4. История юбки


Юбки были известны уже на заре человечества и носились как женщинами, так и мужчинами.

В южных краях мужчины носили набедренные повязки, юбки и передники из пальмовых листьев. Основной одеждой древних египтян был передник схенти, состоявший из полосы ткани, обернутой вокруг бедер и укрепленной на талии шнурком. Схенти простолюдинов и фараонов отличалась лишь качеством ткани, их фасон оставался неизменным. Ассирийцы носили рубашку-юбку из шерсти, хлопка или льна, называемую канди. По длине этого вида одежды можно было определить степень знатности его обладателя. В виде чисто женской одежды так называемая готическая юбка появилась только в XV веке. Именно с этого времени лиф с боковой шнуровкой стали носить отдельно от собственно юбки в современном понимании. В XVI веке состоятельные женщины одевались в массивные, тяжелые одежды, которые шили из сукна, дорогих парчовых и бархатных тканей. В последней трети этого столетия появляются фижмы, плоским колесом опоясывающие талию. Достигалось это надеванием стеганого валика под юбку и собранной из ткани платья фрезой, располагающейся на талии. В XVII веке женщины носят вертюгадены - особого рода "бочарные" обручи вокруг талии. В XVIII веке появляются преимущественно гладкие юбки с большим количеством украшений: оборок, цветочных гирлянд, кружев, драпировок. До 40-х годов XIX века юбка кроится из 3 или 5 полотнищ. Натягивается спереди и слегка присборивается на боках. Боковые швы скашиваются и уходят на спину. В середине XIX веке появляются юбки с кринолинами, украшаются воланами и зубчиками, расшиваются тесьмой, галуном и кружевом. Во второй его половине на смену кринолину приходит нижняя юбка с оборками и подушка-турнюр. В конце прошлого столетия женщины затягивались в корсет до бедер, а стан плавно переходит сзади в драпированный трен, поэтому часть юбки лежит на полу. В начале XX века с появлением силуэта "модерн" юбка кроится расклешенная сзади с удлиненным передом. В 20-х годах юбки снова поднимаются до колена. В наши дни характерны разнообразные формы юбок: прямые и расширенные книзу, широкие и узкие, в складку, из клиньев, короткие и длинные юбки-брюки и другие.

5. Стили и направления в моде


В 70-х годах в характере массовой моды произошли принципиальные изменения. Определяя модность одежды, стали говорить не только о фасонах, длине, но и стиле. Особенности каждого стиля создает покрой, форма, отделка ткани, набор предметов одежды, а также различные дополнения, бижутерия и косметика. В настоящее время основными стилями являются:

Классический;

Молодежный;

Спортивный;

Джинсовый;

Фольклорный;

Мой стиль классический. Он больше всех подходит моему внутреннему состоянию. В моде есть вещи, которые, несмотря на все перемены вкусов, пристрастий, привязанностей остаются в определенной степени неизменными. Общее мнение признает их превосходными, примерными, образцовыми. Пропорции одежды классического стиля соответствуют естественным пропорциям фигуры человека, линии форм и деталей просты и лаконичны.


6 . Материалы и их свойства в соответствии с фасоном юбки


Я продумала цветовое решение юбки, выбрав черный цвет - цвет утонченного вкуса, который во все времена находится на вершине моды, скрадывая недостатки фигуры. Началом образа считается цвет, а началом стиля - ткань. Необходимо учитывать свойства каждого вида ткани:

Хлопчатобумажные ткани имеют большую усадку при замачивании, что является их главным недостатком. Хлопчатобумажные ткани красивы, хорошо отутюживаются, мало осыпаются и сравнительно долговечны;

Льняные ткани дают усадку при замачивании, хорошо стираются, мало вытягиваются, осыпаются, тяжело отутюживаются, что является главным недостатком. Сравнительно долговечны. Они смотрятся очень красиво и опрятно;

Шерстяные ткани мало мнутся, при замачивании имеют большую усадку, тяжело отутюживаются, хорошо удерживают форму после утюжки;

Вискозные ткани красивы, добротны, при замачивании дают усадку, структура этих тканей очень подвижна, что усложняет работу с ними;

Синтетические ткани почти не имеют усадки, прочны, эластичны.

Однако эти ткани по-разному относятся к высоким температурам и при утюжке требуют осторожности. Мой выбор - ткань габардин. Свойства ткани: габардин - это ткань выработанная из высших сортов чесальной пряжи. Переплетение диагональное.


7. Цвет и индивидуальность


Цвет играет огромную роль в жизни человека. Он оказывает глубокое эмоциональное воздействие на человека и является средством выразительности в композиции одежды. Цвета делятся на две группы: хроматические и ахроматические. Хроматические цвета делятся условно на теплые и холодные. К теплым тонам относятся цвета, связанные с представлениями об огне, солнце - красный, оранжевый, желтый. К холодным тонам относятся цвета, ассоциирующиеся с чувством прохлады, снега и льда - синий, голубой, фиолетовый. Мне нравится черный цвет, на котором я и остановила свой выбор. Черный цвет универсален, он сочетается практически со всеми цветами и юбку такого цвета можно комбинировать с любой цветовой гаммой в одежде. Черный цвет - цвет интуиции. Ничего не должно мешать - полная концентрация, чистота и одухотворенность, вдохновение, мудрость. У японцев черный - это цвет радости. Обратите внимание, насколько выразительным становится лицо у человека в черном одеянии. Как картина в рамке, особенно глаза - зеркало души. Контрасты с этим цветом очень эффектны. И в белом, и в черном, можно радоваться и горевать, и это будет естественно. Контрасты в одежде, контрасты в жизни - они и позволяют развивать интуицию и душевные качества человека.

8. Технологическая последовательность изготовления юбки


1. Разработка модели. Эскиз.

2. Снятие мерок.

3. Построение чертежа основы юбки.

4. Моделирование чертежа основы.

5. Подготовка выкройки к раскрою.

6. Подготовка ткани к раскрою:

Отутюживание ткани;

Разложить лекала на ткани;

Произвести обмеловку лекал;

Отложить припуски на швы;

Произвести раскрой.

7. Подготовка изделия к примерке:

Прокладывание контрольных стежков;

Сметывание вытачек;

Сметывание среднего шва заднего полотнища юбки;

Сметывание боковых швов;

Наметать низ изделия.

8. Проведение первой примерки:

Устранение недочетов;

Отметить длину изделия.

9. Обработка изделия после примерки на швейной машине:

Стачивание вытачек;

Стачивание боковых швов;

Обработка срезов зигзагообразной строчкой;

Втачивание молнии в средний шов заднего полотнища юбки;

Стачивание среднего шва заднего полотнища юбки;

Обработка шлицы в среднем шве заднего полотнища юбки.

10. Обработка нижнего среза юбки:

Срез обработать зигзагообразной строчкой;

Низ изделия заметать и обработать.

13. Оценка готового изделия.

14. Самоконтроль.

9. Техника безопасности при работе с тканью


Чтобы в процессе работы не случилось никаких аварийных ситуаций, нужно соблюдать правила техники безопасности при работе с тканью.

1. Требования безопасности перед началом работы:

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;

Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок;

Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее;

Убедиться в наличии и исправности защитного заземления корпуса электрической швейной машины, наличии диэлектрического коврика на полу около машины.

2. Требования безопасности во время работы:

Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте;

Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, не брать иголки и булавки в рот;

При работе с иголками пользоваться наперстком;

Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя;

Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать друг другу кольцами вперед;

Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;

Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой;

Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва;

Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;

Работать за машинкой только по одному человеку.

Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом:

1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга;

2. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения;

3. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик;

4. Включать и выключать электрический утюг в сеть только сухими руками;

5. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку;

6. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;

7. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материала водой;

8. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра;

9. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться;

10. После работы с утюгом – выключить шнур из сети.

10. Результаты работы


Потребность. Я сшила эту юбку для того, чтобы носить ее в любое время года, одевать на праздники. Так как моя юбка относится к классическому стилю, то она удобна для активного отдыха и разнообразной работы. Эта юбка многофункциональна.

Самооценка и экономический расчет. Думаю, свою работу я выполнила вполне аккуратно, а самое главное она нравится мне. Хотя время на неё ушло больше чем положено, я не расстраиваюсь, так как все этапы работы, которые выполняла, я очень хорошо запомнила. А оценивать, как не кажется должны окружающие люди, потому что со стороны виднее все недостатки. Мне нравится полученный результат. Из-за того, что юбку я шила сама, такой ни у кого не будет.

Трудности. Шитье этой юбки для меня скорее было удовольствием, чем заданием, хотя у меня и были определенные трудности при пошиве изделия. Самым трудным было намелить и вшить молнию, поскольку эта работа абсолютно нова для меня.



Я видела в магазинах похожую юбку за 460 рубля, мой вариант и выгодней, так как сделала я все своими руками. Таким образом, я сэкономила 305 рублей, а на оставшуюся сумму у меня есть возможность сшить еще 2 юбки.

В общем, у меня получилось то, что я хотела. Теперь благодаря моим знаниям я смогу переделать свой гардероб в самый лучший, на мой вкус. Если ходить в том, что тебе нравится, в том, что удобно, то ты будешь чувствовать себя комфортно и уверенно, а это важно для каждого человека!

Литература


Глозман Е.С., Ставрова О.Б. и др. под ред. Хотунцева Ю.Л. Технология. Технический труд. – Мнемознина, 2004

Сасова И.А., Марченко А.В.Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.

Симоненко В.Д. Технология для 6, 7 классов. - Издательский центр, 2007

Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2003

Чернякова В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 6-9 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2004

Похожие рефераты:

Анализ моделей аналогов ассортимента, направления моды, требования к конструкции. Эскизный проект изделия: технический рисунок, техническое и художественное описание модели. Исходные данные для проектирования изделия, разработка модельных особенностей.

Система образования. Формирование готовности будущего преподавателя к грамотному и творческому осуществлению профессиональных обязанностей. Терминология ручных швейных работ. Урок, его структура и результативность. Методические разработки уроков.

Юбка женская и ее изготовление. Анализ моделей аналогов ассортимента. Требования к конструкции. Технический рисунок и описание модели. Расчет конструкции и разработка модельных особенностей конструкции. Требования к материалу. Блок-схема сборки изделия.

Основные параметры и ограничения при подборе одежды. История возникновения и виды юбок по длине и силуэту. Эскизная проработка годе, выбор степени расклешения клина, построение чертежа конструкции. Технология изготовления изделия, контроль качества.

Культура одежды как форма материальной культуры народа. Технологии современного швейного производства. Технологическая последовательность изготовления женского комплекта с применением новейшего оборудования и усовершенствованных методов обработки.

Обоснование выбора модели и материала для ее пошива. Методы и режимы обработки изделия. Совершенствование существующих методов обработки наиболее трудоемких узлов. Экономический расчет проектируемой технологии при изготовлении женского летнего платья.

Рассмотрение основных моментов разработки оригинального летнего наряда: определение модели, выбор инструментов (швейная машина, ручная игла, ножницы, булавки, мел, наперсток), ткани, изготовление выкройки, раскрой деталей, процедура пошива, примерка.

Характеристика конструктивных линий и анализ композиционного построения моделей женской блузки и мужской куртки. Описание внешнего вида моделей. Таблица сборочных конструктивных единиц моделей. Характеристика членения поверхности изделия и оформление.

Роль линий в зрительном восприятии формы одежды, понятия динамики, статики и пластики формы. Теплые и холодные цвета, их применение в мужской, женской и детской одежде с учетом сезона, фигуры и возраста. Учет современных направлений и тенденций моды.

Модели деловых костюмов для женщин. Эстетические и гигиенические требования к проектируемому изделию. Износостойкость и долговечность материала. Выбор демонстратора одежды. Описание внешних данных и фигуры демонстратора. Описание выбранной модели.

Проект разработки серии моделей юбок на основе одной базовой модели. Информация о направлениях моды. Ассортимент материалов для одежды. Требования, предъявляемые к одежде в зависимости от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Демократизация костюма под влиянием социально-экономического развития общества. Новый эстетический идеал и резкое изменение моды в женском костюме. Правила безопасности для работающих на швейных машинах. Технические условия выполнения ручных работ.

Разработка модельной конструкции женского комплекта для младшей возрастной группы на типовую фигуру в соответствии с образом заказчика и учетом перспективного направления моды. Оценка внешнего вида модели, методика построения чертежа и подбор материалов.

Женские костюмы классического, спортивного, романтического стиля и "фэнтази". Назначение торжественного костюма. Проектирование одежды в условиях промышленности. Эстетические требования, предъявляемые к материалам для легкого женского ассортимента.

Правила коррекции недостатков фигуры с помощью одежды. Анализ основных недостатков женских фигур и возможных способов их коррекция. Достоинства, недостатки типов фигур человека. Методы подбора необходимых вариантов одежды для коррекции недостатков фигуры.

Товары легкой промышленности как весомая часть внутреннего рынка. Обоснование выбора модели. Функциональные, эстетические, эргономические, гигиенические и эксплуатационные требования к изделию. Выбор материала и режимов технологической обработки.

Обоснование выбора модели и характеристика внешних данных демонстратора. Характеристика основной ткани, подкладочных и отделочных материалов. Характеристика применяемого оборудования. Последовательность подготовки блузы и брюк к первой примерке.

Рассмотрение ключевых этапов создания прямой юбки: проектирование (построение деталей, подготовка эскиза моделей), конструирование (измерение фигуры человека, расчет основных параметров), чертеж, моделирование (изменение контуров конструкции), дизайн.


Top