Триггеры гнева: Что вызывает истерику у ребенка. Приступы гнева у детей

Гости собрались за праздничным столом и с упоением просматривали диск с фотографиями. Вдруг из дальнего угла стола послышался капризный голосок: «А я хочу смотреть мультики». Гости проигнорировали. «Хочу смотреть мультикииииии!!!» - повторил голос уже рассерженно.

«Замолчи! – отрезал папа. – Видишь, мы заняты!». «Ты – плохой! Вы все плохие! Я вас не люблю!» – завопил мальчик и выбежал из-за стола. По окончанию праздника гости обнаружили свои ботинки с обрезанными шнурками.

Многие согласятся с тем, что детский гнев – довольно частое и неприятное явление. Для родителей, окружающих, да и самого ребенка.

Давайте вместе с сайт разберемся, какую эмоцию называют гневом. Гнев – это отрицательно окрашенная эмоция, направленная против испытываемой несправедливости и сопровождающаяся желанием устранить её. Это – природная защитная реакция на ущемление прав, наполняющая человека силой и смелостью, обычно с потерей самоконтроля.

По сложившимся культурным устоям, гнев является нежелательной, недостойной эмоцией, осуждаемой обществом. И как следствие социального давления, у большинства детей подобные эмоции загоняются внутрь. Появляется так называемая «копилка гнева». Детский гнев постепенно накапливается, и в какой-то момент выплескивается наружу.

Иногда он выплескивается в безобидной, казалось бы, ситуации, сваливается на людей невиноватых (в нашем случае на ни в чем не повинных гостей), а иногда выражается у малыша в виде психосоматических заболеваний (сердечно-сосудистых заболеваний, головных болей , желудочных проблем, крапивницы и т.д.).

Все понятно – подавлять в ребенке гнев нельзя. Так что же делать?

Разберитесь, откуда появились гнев и ярость

Всем известно, что дети – великие подражатели. Они постоянно копируют модели поведения, которые встречают повсюду – дома, в садике, в магазине, на игровой площадке, в телепрограммах и книгах. От всего негативного ребенка, конечно же, не уберечь, но можно приложить усилия, чтобы он меньше сталкивался с отрицательными примерами, а если столкнулся, то знал, как себя вести.

Посмотрите, на что похожи аффективные реакции ребенка. Где вы их раньше видели? Если не знаете, то спросите ребенка: «А кто научил тебя так? Где ты это видел?» Уверяю, вы откроете для себя много нового.

Семья

90% моделей поведения ребенок копирует от членов семьи. Последите за своим поведением. Если папа постоянно всем грубит, мама бьет посуду, а брат хлопает дверью, демонстрируя свое негодование, ребенок будет поступать так же. Он ведь не знает, как еще можно делать, чтобы показать свое недовольство или добиться цели.

Детский сад, магазин, игровая площадка и другие общественные места

Вы всегда воспитывали ребенка вежливым и добрым. И вдруг вы замечаете, что он стал называть вас нехорошими словами , рвать книжки, бросаться предметами. Попросите ребенка рассказать, где он увидел такое. Разберите ту ситуацию. Помогите ему понять, кто прав, а кто виноват. Вместе найдите более благоприятный и добрый способ разрешения ситуации.

Телепрограммы, видео и книги

Так легко включить ребенку телевизор, а самому заниматься делами. Но не забывайте, пока вы заняты, воспитанием вашего ребенка занимается телеящик. Очень важно отслеживать программы, отбирать из них те, которые следует смотреть ребенку, а какие не следует. Если нет времени все просматривать – почитайте отзывы и комментарии в Интернете.

И не перегружайте ребенка мультиками. Достаточно двух-трех коротких мультфильмов в день или одной серии мультсериала. Книги лучше выбирать вместе с ребенком.

Проведите коррекцию агрессивности

Поиграйте с ребенком. Представленные ниже коррекционные игры помогут снизить вербальную (словесную) и невербальную (с применением физической силы) агрессию, помогут выплеснуть гнев, снимут эмоциональное и мышечное напряжение, обучат приемлемым моделям поведения. Количество игроков - от двух и выше. Можно играть всей семьей.

Игры для детей с двух лет:

«На поле боя»

Приготовьте оружие битвы – шарики из ваты, бумаги или возьмите мелкие мягкие игрушки. Суть игры: дети бросаются легкими предметами друг в друга, можно прятаться в укрытия и выбегать. В конце игры соперники мирятся.

«Такие разные кошки»

Спросите детей, каких они видели кошек? Добрых? Злых? Кусачих? Ласкающихся? Предложите поиграть в кошек. Суть: дети превращаются то в добрых, то в злых кошек. Добрые – мурлыкают, ласкаются, злые – царапаются, прыгают на вас, шипят. Заканчиваем игру добрыми кошками.

Коррекция агрессивности: игры для детей разных возрастов

Игры с трех лет:

«Спортсмены»

Спросите детей, каких спортсменов они знают, что делают спортсмены. Положите на пол газету, а еще лучше – обруч. Ребенок встает в круг и изображает спортсмена, например, каратиста. Делает резкие движения ногами. Зрители подбадривают: «Быстрее, сильнее!» Активная поддержка зрителей и движения помогут выбросить отрицательную энергию.

Гнев и ярость у ребенка: что делать?

«Снег из бумаги»

Спросите детей: «А что такое зима? Как она выглядит? Что можно делать зимой?» Предложите детям создать собственную зиму, а именно - устроить снегопад.

Возьмите газеты, старые журналы, рекламные проспекты. Порвите все это вместе с детьми на мелкие кусочки. Когда кусочков станет много, предложите детям подбрасывать их над головой: «Пошел снег!!!», обсыпать друг друга, бросать горстки, играть в снежки.

«Добрые обзывалки»

Поговорите с детьми на тему, сколько же существует обидных слов, сказав которые, мы можем ранить своего друга, маму, папу. Придумайте смешные и добрые обзывалки, от которых не может быть обидно – «помидорка», «капустка», «картошечка». Пусть играющие по очереди обзывают друг друга такими словами.

Если вы заметили агрессию – игра останавливается. Потом участники называют другу друга такими же словами, но в уменьшительно-ласкательной форме: «Милая капусточка», «Морковочка ты моя». Обсудите с детьми, какие слова было приятнее слушать.

Игры с четырех лет:

«Волшебный клубочек»

Агрессивному или расшалившемуся малышу подарите волшебную пряжу. Достаньте ее из какой-нибудь красивой корзиночки или сундучка. Объясните ребенку, что, сматывая ее в волшебный клубочек, он постепенно успокаивается, учится спокойно разрешать вопросы. С каждым разом клубочек будет расти, а малыш - становиться все добрее.

«Подушка гнева»

Подарите ребенку волшебную подушку. Когда он в следующий раз захочет ударить кого-либо, кинуть в кого-нибудь игрушкой или обозвать, он сможет уединиться в своей комнате и со всей силы выбить из подушки воображаемую пыль. Мальчикам можно предложить представить подушку боксерской грушей.

Игры для детей с пяти лет

«Спорщики»

Предложите детям поиграть в словесный бой. Один ребенок будет говорить «да», другой – «нет». Начинается поединок очень тихо, постепенно громкость нарастает. Заканчивается игра тогда, когда громче кричать уже невозможно. Дети останавливаются, делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Обратите внимание детей, как приятно слышать тишину.

«Гномики»

Нарисуйте и вырежьте из бумаги трех гномиков. Одному гномику раскрасьте шляпу в красный цвет, другому – в желтый, третьему – в синий. Можно это сделать вместе с детьми. Затем прочтите стихотворение.

Люди способны испытывать огромный спектр чувств, как позитивных, так и негативных. Состояния грусти, раздражения, апатии знакомы всем. Конечно, хотелось бы всегда пребывать в добром расположении духа и никогда не испытывать неприятных эмоций, но в реальной жизни, в обществе, это невозможно. От негативных эмоций не застрахован никто. Раздражающие любого обывателя вещи могут произойти в любой момент - длинные очереди в магазине, неработающий Интернет, непонимание со стороны собеседника - мы ежедневно сталкиваемся с этим. Особенно в диалоге с собеседником все рано или поздно попадают в ситуацию, когда их что-то не устраивает в происходящем, разговор начинает переходить в дискуссию, нарастает напряжение между говорящими.

Каждый разными способами борется со стрессовыми ситуациями, ищет возможные варианты выхода из нее, и один из таких способов для многих - злость. Нет человека, который никогда бы ее не испытывал, верно? В некоторых случаях проявить агрессию способен каждый, и в редких ситуациях это даже является единственным верным решением. Но когда эмоции выходят из-под нашего контроля, когда гнев и ярость настолько сильны, что руководят нашими действиями - это может нанести вред окружающим нас людям, нашим с ними отношениям, и в первую очередь - нам самим и нашему здоровью как физическому, так и моральному.

В распаленном состоянии люди меняются до неузнаваемости, могут напугать, расстроить или в приступе бесконтрольного гнева даже нанести физический ущерб другому человеку. В такие моменты проявляются все самые худшие стороны, что, естественно, вызывает отрицательную реакцию со стороны окружающих. Возможно, вам знакома ситуация, когда вы, не совершая каких-либо провокационных действий, вызываете агрессию со стороны собеседника. Всегда неприятно, когда человек срывается на вас, казалось бы, из-за какой-то незначительной детали. В такой ситуации не стоит винить себя, ведь, вероятнее всего, проблема не в ваших действиях или словах, а в эмоциональном состоянии вашего оппонента. Неожиданно проявляющуюся агрессию, которую человек не способен удержать, принято называть приступом ярости. Эмоции, которые сильнее здравого смысла и самоконтроля, находят выход наружу и выплескиваются на окружающих в самые непредсказуемые моменты.

Неконтролируемые приступы ярости случаются почти у всех людей вне зависимости от пола, возраста, характера или социального положения. Нет людей, которые всегда ведут себя спокойно и уравновешенно, но постоянное проявление агрессии неприемлемо обществом. Человек, страдающий приступами ярости и выливающий негатив на близких ему людей, часто жалеет о последствиях своего гнева. И не стоит считать подобные происшествия нормой, ведь они могут оказаться сигналом серьезных проблем с моральным или физическим здоровьем человека. Негативные эмоции, особенно гнев, очень отрицательно влияют на состояние организма и никогда не возникают без имеющихся на то причин. Часто проявляющие агрессию люди будут более подвержены всевозможным заболеваниям, чем позитивно настроенные к себе и другим члены общества. Если вы замечаете за собой излишнюю раздражимость, желание накричать на собеседника или часто ведете себя неподобающим образом, то стоит подумать, возможно, проблема находится не извне, а внутри вас и требует незамедлительного вмешательства.

Признаки приступа ярости

В накале эмоций внешний вид людей сильно меняется, и неконтролируемый гнев будет явно заметен в изменениях на лице человека. Своевременное распознавание приступа может дать возможность находящимся рядом людям предотвратить его и избежать разрушительных последствий ярости. Не нужно быть высококвалифицированным в области психологии специалистом, чтобы распознать следующие изменения во внешнем виде человека:

  • расширенные глаза и зрачки;
  • брови опущенные, сведены к переносице;
  • расширенные крылья носа;
  • покраснение кожи лица;
  • образование складки на переносице и носогубной складки;
  • вздувшиеся кровеносные сосуды.

Возможные причины агрессии

У каждого человека могут быть свои индивидуальные причины приступов ярости. Гнев, как и остальные эмоции, не найдя выхода в нужный отрезок времени, накапливаются и могут вылиться непредсказуемо в любой другой момент. Часто даже самая незначительная мелочь может стать толчком для проявления долго хранящихся внутри чувств. Чаще всего агрессия проявляется при разговоре - слова собеседника могут чем-то не понравиться человеку, вызвать отрицательные эмоции, которые приведут к срыву. Но обычно люди злятся, если кому-то удается задеть их «за живое»: например, когда ущемляется их самолюбие или гордость, или оскорбляют достоинство близких им людей.

Усталость

Часто устающего или долгое время пребывающего в состоянии стресса человека может вывести из себя любая бытовая мелочь, ведь из-за окружающих его проблем он становится эмоционально нестабилен. Люди, имеющие напряженную как умственно, так и физически, работу или работу с повышенной моральной ответственностью сильно подвержены сбоям в эмоциональном фоне. Нервная система в подобных случаях терпит очень большую нагрузку и производит «разрядку» путем вспышек неконтролируемого гнева.

Окружение

Очень сильно на чувства человека влияет ближайшее окружение - семья, друзья, коллеги. Если вы большую часть времени окружены раздражительными или конфликтными людьми, то подвергаетесь влиянию негативных эмоций, которые отражаются на вашем душевном здоровье, и, вероятно, рано или поздно приведут к нервному срыву. Чтобы обезопасить себя от возможных эмоциональных сбоев, не отвечайте на агрессию окружающих раздражительностью, будьте образцом спокойствия и уравновешенности. Попробуйте понять собеседника, вдруг его необоснованная ярость обусловлена какими-либо серьезными проблемами в жизни.

Болезни

На моральное состояние человека очень сильно влияет режим сна и приема пищи. Человек, часто испытывающий усталость из-за недостатка сна, будет более агрессивен по отношению к окружающим. Правильное питание тоже играет значительную роль в поведении. Благодаря недостатку или переизбытку определенных веществ, получаемых организмом с пищей, у человека могут проявляться разного рода психические отклонения, несущие за собой неконтролируемые вспышки гнева.

Люди, перетерпевшие сердечно-сосудистые болезни, часто склонны к агрессивному поведению. Например, переживший инсульт или инфаркт миокарда человек может страдать вспышками ярости на протяжении всей оставшейся жизни. В период приема каких-либо медицинских препаратов неожиданно возникающая ярость может оказаться своеобразным побочным эффектом. Но по окончании курса, как правило, подобный эффект перестает оказывать влияние на поведение человека.

Скрытые ментальные заболевания играют огромную роль в поведении человека. У страдающих депрессией, биполярным расстройством, диссоциативным расстройством идентичности (раздвоением личности) людей часто проявляются неконтролируемые вспышки бешенства.

Привычки и характер

Склонные к разрушительным для организма зависимостям (алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости) люди часто не контролируют свое поведение. Соответственно, они будут чаще подвержены беспричинным проявлениям агрессии. Люди, ведущие здоровый образ жизни, имеющие хобби и увлечения, предпочитающие позитивный взгляд на жизнь, к непредсказуемым вспышкам ярости не предрасположены.

Также тип темперамента человека может оказаться причиной приступов ярости и гнева. Темперамент закладывает основную модель поведения и характера человека. Флегматики проявляют невероятное спокойствие во многих ситуациях, а холерики, к примеру, более склонны к приступам ярости и гнева, нежели другие люди. Сангвиники тоже могут быть подвержены вспышкам агрессии. Вспыльчивые по характеру люди редко контролируют свои эмоции, разозлить их может любое отклонение от их представления ситуации. Вспышки ярости свойственны неуверенным в себе, имеющим низкую самооценку людям. В таком случае выплескивание негативных эмоций на окружающих - лишь попытка самоутвердиться.

Агрессия у мужчин

Неконтролируемые вспышки гнева у мужской половины населения могут проявляться чаще, нежели женской - поведение нынешних мужчин обусловлено наследством предков. Мужчинам издревле приходилось защищать свою семью и территорию, бороться за выживание, и агрессивное поведение очень способствовало этому. Однако в наше время людям не приходится подобным образом заботиться о вопросах жизни, поэтому необходимость в постоянных нападениях в сторону окружающих отпала. Но большинство мужчин и по сей день обладают вспыльчивым характером. Они, безусловно, более устойчивы к стрессовым ситуациям и более эмоционально стабильны, чем женщины, но привести в состояние бешенства даже самого уравновешенного мужчину довольно просто. Как следствие, неконтролируемые приступы ярости и гнева у мужчин случаются гораздо чаще. Причин тому может быть множество, и возникнуть они могут из-за нарушений в физическом здоровье человека, но психологи относят приступы ярости у мужчин к проблемам в психологической сфере.

Приступы ярости у мужчин проявляются иначе, чем у женщин - кроме повышения громкости голоса, мужчина может и применить грубую силу. Нередко злость проявляется из-за нарушений в гормональной составляющей организма, например, при избытке тестостерона и адреналина или недостатке серотонина и дофамина. Вспышки гнева могут являться симптомами таких заболеваний, как горячка, обессивно-компульсивное или биполярное расстройства. Считается, что семейные мужчины реже склонны к агрессии, но и здесь тоже есть исключения. Если в вашей семье налажены хорошие отношения и домашний быт не вызывает у вашего мужа негативных эмоций, но в вопросах интима в вашей паре проблемы, то сексуальная неудовлетворенность также может являться причиной приступов ярости мужа.

Агрессия у женщин

Несмотря на то, что прекрасному полу в основном из-за переменчивости их эмоционального фона, свойственно девиантное поведение, приступы ярости у женщин, не имеющих проблем со здоровьем, случаются довольно редко. Настроение женщины в течение дня довольно часто меняется, и легкое раздражение или недовольство может вызвать даже самая незначительная деталь, но к постоянному проявлению сильной агрессии девушки не способны. Обычно они склонны верно оценивать и анализировать ситуацию, потому и реже находят поводы для серьезных конфликтов. Однако женщины очень остро реагируют, если кто-то задевает их чувства. Приступы ярости и гнева у них хоть и происходят реже, чем у мужчин, но несут более разрушительный характер и имеют очень более тяжелые последствия для их психологического здоровья.

Во время приступа ярости женщины обычно впадают в истерику, переходят на крик, используют оскорбления в сторону собеседника, изредка применяя грубую силу. Причины приступов ярости у женщин кроются во всевозможных физиологических и соматических заболеваниях или отклонениях. Банальное нарушение обмена веществ или режима сна, частое пребывание в состоянии стресса могут стать основой для бесконтрольных вспышек агрессии. На поведение девушек очень сильно влияет гормональная составляющая организма. Например, в период менструации, когда в теле выделяется большее количество гормонов, за многими женщинами отмечалось более агрессивное поведение, чем в другие дни. Особенно ярко может быть выражено отклонение поведения у беременных женщин по причине гормональной нестабильности. Также посттравматический синдром, особенно на поздних стадиях, послеродовая депрессия или эндокринные и сосудистые заболевания часто являются причиной приступов ярости и гнева. Онкологи считают беспричинные вспышки гнева у женщин одним из симптомов образования головной опухоли.

Агрессия у детей

Здоровые физически и морально дети, хоть часто и пребывают в возбужденном и состоянии и большую часть времени очень активны, приступы ярости у ребенка происходить не должны. Состояние истерики очень негативно скажется на здоровье малыша в будущем. Часто повторяющиеся приступы ярости и гнева могут свидетельствовать о нарушениях в организме, например, о гиперактивности. Наказания или применение каких-либо санкций в отношении ребенка бесполезно, это лишь усугубит его состояние. Строгое отношение, а тем более крики во время истерики вызовут чрезмерный страх, который в будущем враждебно настроит ребенка против родителей. Дети не защищены морально, многие эмоции для них в новинку, и когда ребенку плохо, он ждет поддержки от родных людей.

Самый верный и единственный выход в борьбе с приступами ярости и агрессии детей - утешить в нужный момент, а когда эмоции стихнут, объяснить ребенку, почему нельзя подобным образом проявлять свои чувства. Приступы гнева имеют волнообразную структуру, и родительское вмешательство требуется либо в момент нарастания эмоций, еще не достигнувших своего пика, либо в процессе их убывания. Если истерики случаются с незавидным постоянством - ищите проблему в поведении окружающих его взрослых. Дети склонны копировать поведение и эмоции находящихся рядом людей, то есть, если взрослые в семье решают свои вопросы путем агрессии, то ребенок будет считать проявление злости нормой. Кроме того, вспышки агрессии у детей могут быть обусловлены развивающимися ментальными заболеваниями такими, как синдром Аспергера или шизофрения.

Борьба с приступами ярости

Необходимо отслеживать свое состояние и сразу замечать, если ситуация выходит из-под контроля. Психологи рекомендуют сначала определить факторы, негативно влияющие на ваше моральное состояние, и в будущем избегать их. Если все же причину приступа ярости не удается обнаружить или невозможно от нее избавиться, то стоит регулярно совершать действия, которые помогают вам выплеснуть накопившиеся эмоции. Например, выполните ряд физических упражнений. Также можно попробовать отвлечься на какие-либо сторонние дела: умственные нагрузки, музыка, развитие мелкой моторики концентрируют внимание, успокаивают злость. Попробуйте преобразовать свою негативную энергию. Заведите постоянные привычки - следите за домом, вышивайте, рисуйте - словом, выполняйте определенный ряд последовательных действий, положительно влияющих на ваше моральное состояние.

Ваше эмоциональное состояние сильно зависит от рода вашей деятельности. Если ваша работа вас не устраивает или приходя домой вы чувствуете себя, словно выжатый лимон, вам стоит подумать о смене профессии. Или хотя бы устройте себе небольшой отпуск - возможно, вашей нервной системе просто требуется отдых от рутины.

Если гнев был вызван ссорой или неприемлемым для вас поведением собеседника - попробуйте просто поговорить с оппонентом, обсудить не устраивающие вас обоих аспекты - так вы придете к согласию и успокоите свои чувства. Разговор в любом случае будет эффективнее криков, постарайтесь понять собеседника, возможно, в разгаре спора вы не заметили, что оказались неправы именно вы.

Прежде чем искать причину приступов ярости, стоит успокоиться, переключиться на что-то другое, не касающееся распалившей вас темы - психологи утверждают, что совершенно бесполезно бороться с проблемой и пытаться проводить самоанализ своего состояния «на горячую голову». Для того чтобы непрошеные эмоции не заставали вас врасплох, старайтесь поддерживать правильный режим сна, регулярно питаться здоровой пищей. Если вы имеете какие-либо зависимости, например, никотиновую или алкогольную, стоит от них избавиться. Однако, если внезапные приступы ярости происходят с вами или вашими близкими регулярно, и у вас не получается усмирить бушующие эмоции до тех пор, пока они сами не отступят - стоит незамедлительно обратиться к врачу.

Вспышки гнева у детей...

Гнев детей – вещь обычная. Вряд ли найдется ребенок, не проявивший ни разу недовольства, раздражения или ярости. Вспышки гнева и сопровождающее их агрессивное поведение может проявить себя очень рано, в возрасте двух-пяти лет: ребенок кусается, грубо толкается, пытается ударить ногой, угрожает, ломает чужие игрушки, унижает других детей, издевается над ними, дразнит до слез. Гневом дети реагируют на конфликты, лишения, на угрозы вторжения в свой мир, свой порядок, на чрезмерные, с их точки зрения, требования. Очень часто гнев сопутствует ревности, зависти, обиде, переживанию невозможности добиться желаемого. Гнев малыша вспыхивает мгновенно, протекает стремительно и настолько плохо контролируется, что часто выбивает из колеи и родителей, и самих детей. Чувствуя себя беспомощными перед бурными вспышками недовольства, родители пытаются каким-либо образом утихомирить ребенка, чаще всего награждая его шлепками. То есть, в тот самый момент, когда у родителей появляется уникальный шанс продемонстрировать, что такое самоконтроль и как нужно правильно гневаться, - они решительно отказываются от этого шанса в пользу репрессий.

После вспышки гнева ребенок нуждается в помощи, чтобы вновь обрести самоконтроль

Если ребенок впал в состояние гнева, важно, чтобы родители сохраняли спокойствие. Даже после сильной вспышки ярости дети довольно быстро разряжаются и становятся прежними. А вот родителям вернутся в нормальное состояние сложнее. Когда эмоциональная вспышка у ребенка пройдет, его стоит поддержать ("Представляю, как тебя разозлило, что…") и помочь ему переключиться с агрессивного поведения на более спокойное. Некоторым детям помогает простое чирканье карандашом или раскрашивание бумаги, другим – необходимо спокойно посидеть на руках у родителей. Ребенок может захотеть остаться один, или у него появляется потребность в физической разрядке (ударить ногой по футбольному мячу, нокаутировать диванную подушку и т.д.).

После случившегося можно даже с трехлетним ребенком обсудить, что и почему произошло. Скажите ему, что каждый человек иногда чувствует гнев. Но те способы, которыми он его выражает, не всегда приемлемы ("Твой брат взял твои кубики, а ты разозлился и разрушил его крепость. Разве это тебе помогло?").

Не всегда удается предотвратить причины, которые могут вызвать гнев. Поэтому ребенка необходимо научить простейшим приемам саморегуляции – они позволят ему не реагировать импульсивно.

Можно предложить ребенку громко произнести несколько раз: "Я сердит!". Можно рассказать ему сказку о том, как злая волшебница повсюду рассылает своих бессердечных и злых воинов-невидимок, которые сеют между людьми вражду, ненависть и зло, желая, чтобы всем вокруг было плохо. Такой воин-невидимка может незаметно проникать в человека, и тогда он из доброго и справедливого, вдруг, превращается в злого, жестокого и драчливого забияку. Окончание сказки может быть примерно таким: "Как только ты заметишь, что ты – это не ТЫ, а разбушевавшийся злой воин-невидимка, бери скорее прутик прогоняй его, приговаривая: "Уходи, уходи отсюда прочь! Я добрый, я справедливый! Передай своей волшебнице, что ей меня не победить!".

Такие приемы помогают отвлечь внимание ребенка от конфликта, удержать его от импульсивной агрессивной реакции, перенаправить негативные эмоции на отрицательного героя, сохранить у ребенка самоощущение: "Я хороший!". Заметив, что ребенок раздражен, напомните ему, как и что он должен делать. Помогите ему научиться владеть собой.

Ребенку нужно знать, как переживают гнев родители

Даже самый благоразумный человек иногда теряет самообладание. Если случилось так, что кто-то из родителей "вышел из себя", ему лучше удалиться и дать себе небольшую передышку, чтобы успокоиться. Вернувшись к ребенку, следует постараться объяснить ему, из-за чего произошла вспышка, признать, что такой способ выражения чувств неверный, и извиниться. У детей проявления гнева, в большей мере, связаны с их темпераментом. Некоторые дети выходят из себя быстрее, чем другие, некоторые довольно долго не могут понять, что они переживают гнев. Но все дети могут и должны научиться выражать гнев таким способом, который не вредил бы не им, ни кому-либо другому.

Отчего случаются приступы гнева?

Мой шестилетний сын собирал головоломку. И когда его полуторогодовая сестренка попыталась схватить фрагмент головоломки, он стал грубо кричать на нее: "Пошла отсюда! Не лезь!", - и так отшвырнул ее, что она вывихнула руку. Я ударила его. Опомнившись, увидела, что он очень испуган, растерян и как будто не понимает, что с ним произошло.

Жестокость детей – явление совсем не редкое. Проявления агрессии часто сопутствуют детским взаимоотношениям. Едва ли не каждый второй ребенок сталкивается с разными формами жестокости в детском саду, школе, во дворе… Почему эти ангельские, чистые, невинные создания так отчаянно жестоки?

У жестокости много корней. Генетических, физиологических, экономических, социальных. Среди причин – и то, что дети видят жестокость дома или по телевидению. Но никогда причиной жестокости не является только что-то одно.

Вспышки гнева становятся все более серьезной проблемой по мере того, как дети взрослеют. У большинства двухлетних детей речевые навыки ограничены, и их действия часто импульсивны; то, что ребенок в два-три года теряет контроль до десяти раз в день - нормально, но если такое поведение наблюдается у шести-семилетних детей, родителям необходимо насторожиться.

Грубое обращение с ребенком, жестокость по отношению к нему, повышают вероятность того, что ребенок и сам станет грубым и жестоким. Так что, родители, которые контролируют и дисциплинируют своих детей, практикуя физические наказания, создают опасную ситуацию. Ребенок учится тому, что физическое воздействие, в частности избиение, - это способ, с помощью которого можно заставить другого делать то, что ты хочешь.

Повседневная агрессия маленьких детей – тревожный сигнал для родителей

Многие родители не в состоянии признать, что поведение их детей жестокое, особенно, если это касается мальчиков ("Мальчик, есть мальчик!"). Однако принадлежность ребенка к мужскому полу отнюдь не означает, что к нарушениям поведения у мальчиков нужно относиться легкомысленно.

Некоторые родители не придают значения вспышкам гнева маленьких детей, предполагая, что ребенок это "перерастет". Но это ошибка! Многочисленные исследования подтверждают существование связи между ранними проявлениями гнева и серьезными проблемами в управлении поведением в дальнейшем.

Жестокое поведение складывается постепенно, и одна из первых вех на этом пути – жестокость к животным. Когда родители наблюдают ее у своих детей, они часто ничего не говорят и пытаются дать этому рациональное объяснение: "Он не знал, что делает; он ошибся; он устал; он просто не рассчитал своей силы" и т.д. Но еще более опасно, когда родители поощряют такую жестокость к животным.

Агрессивные проявления в поведении ребенка никак нельзя не замечать, надеясь, что оно само по себе как-нибудь отомрет. Контролируйте, меняется ли поведение ребенка после того, как его одернули, осудили, наложили запрет? Если малыш не может утихомириться сразу и продолжает дерзить, ерепениться, задираться, но, словно по инерции, все менее и менее вызывающе, - то это вполне приемлемые варианты переживания гнева. Но если агрессивное поведение остается устойчивым, – это тревожно.

Обратите внимание на поведение ребенка в играх. Ему трудно изобразить миролюбивого или спокойного персонажа? Ему трудно удержать себя в спортивных, силовых играх (футбол, борьба и т.п.) от пинков и приемов карате? Вам сложно остановить его от злобных проявлений, тем более просто словами? Если да, то это выступает свидетельством высокого уровня агрессии. Возможно, конечно, что стремление ребенка причинить кому-то вред свидетельствует о его собственном внутреннем неблагополучии. Но, в таком случае, тем более, ваш ребенок страдает, и остро нуждается в помощи.

Управление драчуном

В раннем возрасте все дети время от времени дерутся. Но между двумя и тремя годами их уже надо переключать на другую форму выражения своих эмоций и потребностей - с использованием слов. В этот период ребенка следует учить сопереживанию, например, понимать, что он делает больно другому, когда с силой отталкивает ребенка или отнимает у него игрушку.

Такие дети нуждаются в специальных упражнениях, помогающих освоить приемлемые навыки поведения.Надо научить ребенка анализировать свои эмоции, а для этого ситуации можно проигрывать, проговаривать, рисовать и даже лепить. Нельзя только взрываться в ответ на каждую выходку юного самоутвержденца – тем самым вы только накрепко зафиксируете неприятный момент в сознании маленького человека. Всегда помните, что во всех ситуациях, когда желание сломать или испортить игрушку, что-нибудь разрушить и сокрушить связано с гневом, завистью и эгоизмом, - в его основе лежат неуверенность в себе и вражда к людям. Здесь поможет только ваша любовь, спокойствие и умение контролировать себя.

За гневом дети часто скрывают свои оскорбленные чувства. Например, в школе ребенка травят. Или горе-учитель взял привычку прилюдно унижать и оскорблять его. Ответить непосредственным обидчикам ребенок не в состоянии, зато он может безобразничать на перемене, нахамить бабушке, нацарапать на стене лифта вульгарные слова, выдрать трубку из телефонной будки на улице. Будьте внимательны и доброжелательны! Старайтесь докопаться до истинных причин агрессивного поведения ребенка.

Необходимо четко и обстоятельно объяснять ребенку, что может случиться, если он будет драться, - объяснить последствия таких действий. Подсказать, как простой разговор может помочь решить проблему.

Даже, если кажется, что ребенку эти занятия не помогают, не следует их бросать, надеясь, что он "перерастет" проблему. Как известно, агрессивность сильно возрастает в подростком возрасте, иногда достигая совершенно неприемлемых и недопустимых форм проявления, поэтому родители обязаны формировать навыки социального поведения с раннего детства.

Детский гнев - это острое, дерзкое чувство маленьких детей, возникающее в ответ на события, которое им не нравятся. Маленькие дети кричат, дерутся, бросаются предметами. Дети постарше обзываются, плюются. Подростки умеют сдерживаться и даже улыбаться, несмотря на бушующие внутри чувства, а могут вести себя как маленькие. Вряд ли найдется ребенок, не проявивший ни разу недовольства, раздражения или ярости. Вспышки гнева длятся в среднем от нескольких секунд до двух минут, иногда дольше. Тогда ребенок ведет себя агрессивно, может пытаться бить или кусать окружающих, бросаться игрушками. Если приступы агрессивности становятся регулярными, стоит посоветоваться с .
Вспышки гнева и проявляются в возрасте двух-пяти лет. Ребенок кусается, грубо толкается, пытается ударить ногой, угрожает, ломает чужие игрушки, унижает других детей, издевается над ними, дразнит до слез. Гневом дети реагируют на конфликты, лишения, на угрозы, на чрезмерные, требования. Очень часто гнев сопутствует , зависти, обиде, невозможности добиться желаемого.
Детский гнев часто провоцирует непонимание и растерянность у родителей, потому что в нашей культуре существует негативное отношение к таким чувствам как обида, грусть, злость, гнев. На самом деле все, что есть в наших детях и нас самих, выполняет определенную функцию. «Отрицательные» эмоции – не исключение. Любые чувства детей предоставляют нам информацию о том, как они живут: в нужном ли направлении идут, с теми ли сверстниками дружат, устраивают ли их взаимоотношения с нами…
Многим родителям силой авторитета удается подавить детский гнев, только подавленный гнев от того, что он подавлен, никуда не исчезнет. Ребенок направит его на себя: он может выдергивать волосы, царапать себя, напрягать свои мышцы до головной боли, до боли в животе. Или же ребенок направит энергию гнева не по адресу: будет ломать игрушки и разбивать вещи, проявит агрессию по отношению к животным и природе. Некоторые дети так пугаются своего внутреннего гнева, что привыкают сдерживаться – они становятся мрачными, замкнутыми, молчаливыми, холодными.
Родителям следует разбираться в причинах ярости, возникающей у ребенка – тогда им будет проще избегать приступов гнева. В некоторых случаях малыш злится по причине невнимательности родителей: если он хочет есть или пить, слишком тепло или легко одет, если ему нужно в туалет или у него что-то болит. Реагировать на нормальное поведение нужно адекватно, иначе ребенок может начать манипулировать родителями. Со временем приступы гнева возникают все реже. Родителям, с самого начала научившимся справляться с резкими перепадами настроения своего малыша, в дальнейшем будет легче справляться с трудностями его воспитания.
Надо постепенно учить ребенка выражать свои чувства и оценивать эмоции. Этому может помочь проговаривание ситуации вместе с родителями, ее моделирование с помощью игрушек или сказок, рисование и лепка, посредством которых ребенок может визуализировать свое чувство гнева. Можно научить ребенка выражать свою злость словами («Я сердит!»), придумать историю, где персонажами будут сам ребенок и отрицательный герой – его гнев. Родители должны объяснить ребенку, что все иногда чувствуют гнев, но есть разные способы его выражения.
Ребенок должен видеть, что испытывать любые чувства – это нормально. Тем боле важно их понимать, а еще прямо говорить о них с близкими, родными. Рассказывайте детям при случае о том, что:
вы расстроены;
вы в гневе;
у вас есть свои потребности;
у вас есть свои желания;
у вас появилось чувство…
Важно это делать не для того, чтобы переложить на ребенка свои взрослые проблемы. Это необходимо, чтобы научить его распознавать свои чувства, говорить обо всем этом и показать доверие. Если у ребенка тоже есть, что сказать в момент вашего монолога, непременно не забудьте выслушать его или даже деликатно стимулировать его к разговору.

Как сдержать гнев, который часто испытываешь по отношению к ребенку и его поступкам? Почему сдержаться не получается, даже если очень стараешься? Я уже рассказывала вам , в этой же статье мы поговорим о том, как не орать на ребенка, откуда берется гнев, так ли он страшен и плох, и надо ли вообще его сдерживать?
В нашем обществе не очень приемлемым считается выражение гнева. Всем кажется, что эта эмоция «плохая», асоциальная, низкая, неадекватная. Но стоит понимать, что гнев — одна из базовых эмоций. Испытывать которую так же нормально, как и испытывать страх, горечь, печаль, радость, счастье и т.п. Эмоции ни в коем случае нельзя подавлять и забивать. Потому что они никуда не исчезают после того, как насильно забиваются и не высказываются. Они остаются в нас и копятся, отравляя жизнь. И всегда рано или поздно, так или иначе, находят выход.

Конечно, хорошо бы научиться себя слушать и понимать. Осознавать, на что конкретно мы реагируем настолько сильным образом, что вызывает в нас гнев и раздражение?

Прислушиваться к себе серьезно, копать глубоко, чтобы понять, что не всегда именно то, что на поверхности, раздражает нас. Стоит задавать себе вопросы — а что конкретно в поведении ребенка меня так разозлило? Он бегал и кричал, но не это само по себе меня бесит. Почему меня это раздражает? Шум? Отчего? Непослушание? Почему?

Когда мы осознаем истинные мотивы своих чувств и эмоций, когда признаем их, нам гораздо легче их выразить таким образом, чтоб никого не травмировать и не ранить. Или сдержать, понимая, как иначе мы можем с этой эмоцией справиться.

Власть

Естественная иерархия . Родитель — ведущий, ребенок — ведомый. Мы должны понять, что только такое положение дел является нормой. Иначе и быть не может. Малейшее отклонение от этого правила несет в себе смертельную опасность для ребенка. Вам необходимо понять и признать, что это не громкие слова, но факт.

В природе детеныш не может ослушаться родителя просто потому, что без защиты и опеки родителя он не выживет. У людей априори всё должно быть точно также. Но как же случилось так, что дети перестали слушаться и подчиняться родительской власти? Причин этому масса, и не об этом мы тут будем говорить. Хотя задуматься — почему же так получилось — определенно стоит.

А будем мы говорить именно о власти. О том, что власть — это мотив любого действия человека. Мы можем это признавать или не признавать, считать себя властолюбивым и тщеславным или нет, но это факт. Человеку свойственна власть просто на уровне инстинктов.

Выживает сильнейший . Поэтому власть — это то, что движет нами, так или иначе. И вот что нам нужно понять и какой мыслью проникнуться. То, что мы не можем сдерживать негатив по отношению к собственным детям — это и есть то самое желание властвовать. Это инстинктивное природное желание, которое зачастую сильнее нашего разума.

Потому-то нам с ним и не совладать. Каждая из вас знает, что сдержать можно любые эмоции: раздражение, злость, гнев и ярость. Наш разум очень силен, и он безусловно готов справляться с эмоциями. Но работает он в тех ситуациях, когда мы чувствуем власть НАД собой. Например, мы не станем орать в кабинете начальника. Мы подвластны ему. Мы не станем орать на улице, когда вокруг полно людей. Мы подвластны общественному мнению.

А вот над ребенком мы власть чувствуем . Мы понимаем, что он беспомощен и полностью в наших руках. Родитель сильный, ребенок слабый. Вот тут-то наша жажда власти и начинает нами рулить. (Кстати, задумайтесь над ситуацией, когда родитель зависел бы от ребенка, например, в материальном плане. Ребенку оставили наследство, он безмерно богат, а родитель живет за его счет. Как думаете, чаще родитель бы смог сдерживаться? О, я убеждена, что очень часто).

Только стоит понять две вещи. Первое — это то, что власть у нас над ребенком настоящая . Он, действительно, зависим от нас целиком и полностью. И это не надо никому доказывать. Из этого вытекает второе: доказываем мы чаще всего то, в чем на самом деле не уверены . По-настоящему богатый человек своим богатством не кичится. Уверенный в себе человек никому не доказывает, что он крут. Красивая девушка, ценящая и любящая себя, не будет никому рассказывать, как она прекрасна. А вот если мы что-то пытаемся доказать — то тут стоит понять, что это ложь и фальшь.

Поэтому мы должны понять, что наделены этой мощнейшей властью над детьми. И использовать мы ее должны только для того, чтобы заботиться. Только для того, чтобы помогать выживать, помогать расти и развиваться. Но ни в коем случае не для насилия. Когда есть насилие — есть сочетание этой природной власти и БЕСПОМОЩНОСТИ. Когда мы видим, что не можем совладать с ребенком, но при этом понимаем, что я сильный, а он слабый, и как он вообще смеет — вот тут-то и начинает извергаться из нас гнев, который мы не в силах остановить.

Итак, что мы должны сделать. Признать, что именно жажда власти делает нас такими несдержанными в отношении детей. Подумать о том, что не для насилия мы наделены этой властью, а для заботы и опеки. Понять, что в том, что ребенок нас не слушается, виноваты только мы сами. Мы сами подорвали этот свой безоговорочный родительский авторитет, и теперь пожинаем плоды. И злимся от того, что ту самую власть не чувствуем, если нам ребенок не подчиняется.

Цель

Почему у нас что-то не получается? Почему мы знаем, как правильно, но не можем этого сделать? В чем тут секрет? Применимо ко многому можно сказать, что нами движет лень . Но лени как некоей константы — нет. То есть можно сказать, что лень — это миф. Скажем, вам лень идти готовить еду. Но когда вы поймете, что если не пойдете готовить, то просто умрете от голода — вы-таки пойдете, и это неизбежно. Это очень грубый пример, но суть его ясна.

Тогда приходит мысль о мотивации. Что она просто бывает недостаточно сильна для того, чтоб что-то сделать. Но всё же мы называем это — цель. Она либо есть, либо её нет. И она движет нами. Просто, если эта цель не осознанно поставленная нами (если она движет нами изнутри, от каких-либо инстинктов, например, или мы принимаем чью-то цель за свою), то мы можем ее и не осознавать целью. Но если задуматься над всеми мотивами наших действий, то эту самую цель или её отсутствие мы можем увидеть. Но копнуть придется глубоко.


Итак, целью нашего негативного общения с ребенком является победа сильного над слабым; доказательство себе и всем вокруг своей власти; возвышение себя путем подавления другого .

Это сложно признать, но если получится, и Вы поймете, что доля истины в этом есть — значит, Вы на полпути к победе. Для того, чтобы что-то изменить, надо найти и признать собственную цель. Которая настолько сильна, что часто движет нами. Пусть даже она не очень-то благородная и красивая.

Мы сопротивляемся непослушанию ребенка по нескольким причинам: сопротивляемся ему как наезду на нашу родительскую власть, на наш родительский авторитет. Понаблюдайте за поведением ребенка и поищите истинные мотивы, которые вызывают у Вас негатив. Если Вы будете открыты и честны, Вы поймете, что нет в поведении детей ничего априори плохого. Плохой или хороший поступок совершает ребенок, плохое или хорошее поведение у него — решаем только мы, в зависимости от того, что в нас откликается на то или иное его поведение.

Отсюда вытекает вторая причина: соответствие ожиданиям социума . Мы хотим ему соответствовать, нам это важно. Нас к этому приучила система оценивания, в которой мы все с детства живем. А также навешанные на нас с самого детства ожидания родителей или других людей. Мы уже привыкли, что мы ДОЛЖНЫ соответствовать ожиданиям. Мы ДОЛЖНЫ не расстроить, не подвести и т.д.

Мы знаем, что ребенок должен себя вести каким-то определенным образом, потому что в обществе приняты некие нормы и правила. И если какие-то нормы, которые называются моралью, мы обязаны детям прививать, поскольку эти нормы правильны и нерушимы, то другие, навязанные обществом, но не имеющие под собой никакого разумного основания, мы вполне можем игнорировать. Таких навязанных неразумных норм много: детям нельзя шуметь, кричать, бегать, дурачиться, трогать вещи в магазинах, прыгать на диванах, рисовать на стенах и т.д. Но ведь это сама детская сущность! Это их радость, их энергия, вся их жизнь! Но мы не можем им это позволить, поскольку это асоциальное поведение, за которое мы будем наказаны обществом, наказаны чувством собственного стыда. А для нас, привыкших соответствовать это и правда страшно.

Но дети-то не виноваты в этом. В том, что мы на них навешиваем свои проблемы. В том, что перекладываем с больной головы на здоровую. Ради этого соответствия, чтобы нам не было плохо и стыдно, мы готовы травмировать детей. Вряд ли это очень правильно.

Нормы поведения в обществе, безусловно, важны, и детям их необходимо прививать. Но хорошо бы найти ту грань, которая покажет, ЧТО в том или ином возрасте ребенок может осознать уже на уровне настоящего понимания, а с чем ему приходится просто смиряться.

Надо ли сдерживать эмоции?

Что вы делаете, когда на какой-то раздражающий вас поступок ребенка пытаетесь не реагировать, быть хорошей мамой, доброй к ребенку и т.д.? Вы СДЕРЖИВАЕТЕ свои эмоции. Они в вас кипят, бурлят, а вы их СДЕРЖИВАЕТЕ. То бишь не даете им выхода, загоняете куда-то вглубь. Беда в том, что они там не исчезают бесследно. Одна не высказанная эмоция, потом другая, потом третья. А эмоции такая штука, которой выход нужен. Они не пропадут никуда. А накопятся там в достаточном количестве, и… взрыв неминуем.

Вы себя еще и вините за то, что все же иногда срываетесь. То есть копите-копите этот негатив, отравляете себе им душу, пока он там отлеживается без выхода. А потом еще и бац — и чувство вины, которое очень страшное и разъедающее.


Вам нужно позволить себе испытывать негативные эмоции: раздражение, злость, гнев. Мы признаем за собой право их испытывать. Признаем, что это неотъемлемая часть жизни, что мы не виноваты, и мы не «плохие».

Обязательно даем всем негативным эмоциям выход . Единственное — постараемся несправедливо не направлять эти эмоции на детей. Захотелось заорать — отошли от ребенка и заорали на холодильник. Или пнули подушку, потопали ногами, порычали — ищите свой способ. Надо искать, учиться, практиковаться.

Но более того — иногда можно и нужно направить и на ребенка. Особенно если действительно есть за что. Ведь таким образом мы ставим границы. Показываем, как с нами можно себя вести, а как — категорически нельзя. Опять же показываем, что чувства можно и нужно выражать, даже если они негативные.

Итак, сознательно в какой-то момент мы действуем не так, как правильно, а так как хочется. При этом понимая, что мы не срываемся, а именно сами выбираем момент и реакцию. Пар выпускаем, но срыва нет. То есть мы разрешаем себе контролируемую вспышку , которая благодаря контролю пройдет с полным осознанием последствий.

И самое главное, что ребенок будет гораздо меньше страдать, поскольку мама не бьется в истерике, а просто выпускает негатив!

Прислушивайтесь к себе, обращайте внимание, когда и как вы привычно забиваете эмоции. И когда видите, что забиваете — берете и выражаете. Сразу, не накапливая. Ищите момент, когда подконтрольно можете выпустить пар в присутствии ребенка, и делайте это. Не в беспамятстве, а осознанно. Сообщайте ребенку о чувствах — я сейчас очень злюсь и готова начать кричать!

Вы — взрослый?

Наверняка многие из вас слышали истории и «страшилки» про взрослых, которые остались вечными детьми. «Не наигрался», «не нагулялся», «инфантильный», «вечный студент» — такие и разные другие эпитеты и определения зачастую сопровождают жизнь выросшего, но не повзрослевшего человека.

Как это происходит? Характер человека формируется примерно до 21 года, и к этому возрасту человек должен самоопределиться, найти свой путь в жизни и эмоционально отделиться от родителей. То есть, стать взрослым — самостоятельным и ответственным.

Но если за 21 год человек переживает сильные психические травмы, стрессы и различные страдания, то его эмоциональный возраст навечно останавливается в возрасте травмы. Эмоциональная сфера развивается в первые 7 лет жизни, а далее лишь «шлифуется», совершенствуется. И если ребенок в первые 7 лет жизни был занят не развитием этой сферы, а борьбой со стрессами и лишениями, то он навсегда остается «эмоциональным инвалидом» на уровне развития того самого травмированного ребенка. Полностью скорректировать это невозможно.

Поэтому такие дети растут, вырастают, но не взрослеют. Они становятся родителями, не становясь взрослыми. Взрослый — это человек, достигший возраста совершеннолетия и готовый нести полную ответственность за себя и своих детей в случае их появления.

Родитель — это человек достигший возраста совершеннолетия, родивший детей и не готовый нести полную ответственность за себя и детей, стремясь ее постоянно передать, разделить, снять.

Можно быть взрослым и не быть родителем и можно быть родителем, не будучи взрослым.

Поскольку «родитель» не умеет нести ответственность в силу эмоциональной незрелости, то он заменяет ее близким по значению, но далеким по качеству контролем. Такой человек контролирует каждый аспект жизни ребенка , начиная от прибавок веса, первых шагов и заканчивая выбором института и супруга.

Контроль без ответственности рождает бездумное формирование ребенка, вылепливание, втискивание в рамки и нормы. Контроль требует послушания и повиновения, и заодно снимает с ребенка ответственность за собственную жизнь. Кто вырастает из этого ребенка? Жизнь которого уже наперед спланировала и проконтролирована мамой? Или, в случае негативных отношений с родителями, не проконтролирована, а запрограммирована на устойчивые модели поведения, так или иначе основанные не на ответственности, а на контроле.

Мы очень советуем вам задуматься, чего больше в ваших воспитательных действиях — контроля или ответственности? Срываясь на ребенка и добиваясь беспрекословного послушания, КАКУЮ модель воспитания в нем закладываете? Как он будет растить своих детей — ваших внуков?

К сожалению, полностью переписать свои программы невозможно, потому что возраст уже упущен. Но сознательным усилием можно существенно сгладить их проявление. Задумайтесь о том, ради чего вы будете это делать. В ваших силах остановить наследование контролирующих принципов воспитания!

Осознайте итоги своего поведения. Продумайте образ ребенка через 20 лет, его отношения со своими детьми, с Вами, с окружающими людьми. Что будет, если Вы ничего не предпримете и не попытаетесь вести с ним себя иначе?

Также вам будет интересно ознакомиться с нашим разделом

Что может помочь?


Найдите для себя приятное дело и сделайте прямо сегодня! Без отговорок!

Поделюсь еще одним нюансом, который важно знать. За эмоции у нас отвечает правое полушарие, оно же отвечает за поведенческие «скрипты», за ту программу, которая в нас заложена эволюцией, генами, родителями и т.д. Все импульсы оттуда срабатывают моментально, мы еще и подумать не успеваем, а уже среагировали.

Подавить это всё мы не можем, но можем попробовать правое полушарие «обесточить», включив левое. А там у нас логика. Поэтому так часто советуют начинать считать, чтобы не взорваться и остыть. И это работает. Левое включается, от правого силы забирает, становится проще контролировать себя. Попробуйте начинать считать до 10, а лучше — больше, в моменты, когда хочется «взорваться». Вот увидите — поможет!

Don’t worry, be happy!

Мы осознали мотивы, поняли, ЧТО нами движет, видим цель — каким вырастет наш ребенок при том или ином подходе, знаем, как правильно действовать. Теперь нам нужно научиться НЕ ПАРИТЬСЯ! Не стараться вести себя идеально каждую секунду. Понять, что мы имеем право на ошибку, и они будут случатся — и это прекрасно! Ошибки — это вообще прекрасно! Только они и являются нашим опытом.


Перестать париться и, главное, ВИНИТЬ себя! Разрешить себе быть неидеальной! Разрешить выпускать пар. Понять, что это нормально и тоже правильно!

Все люди испытывают негатив, это абсолютно неизбежно! Его будете испытывать вы, и ваши дети. Но вот далеко не все умеют его конструктивно выражать, не обижая при этом других и не мучая себя. Вот это и есть — главное и необходимое умение!

Напишите на бумажке — я не виню себя, я имею право на ошибку. И я люблю своего ребенка!

Напишите, и повесьте на видное место. Если во время написания вообще ничего не почувствуете — напишите еще несколько раз. Пока не признаете это и не поверите!

Поймите также, что не надо ждать моментального результата, когда вы что-то меняете в своем поведении. Не надо на этом зацикливаться, на том, что теперь надо всегда думать о каждом своем слове. Надо, но без фанатизма. Оно должно прийти в вашу жизнь, стать вашим естеством. И оно станет — благодаря опыту, практике и отсутствию зацикленности! Вы делаете, но не пускаете на это все свои силы, иначе свихнуться можно.

И последнее. Самое важное. НЕ ЖДИТЕ БЛАГОДАРНОСТИ ОТ ДЕТЕЙ ! Не ждите моментального исправления их поведения. Не ждите, что теперь на каждое ваше правильное слово они должны реагировать определенным образом. Не ждите, что они будут слушаться всегда, будут всегда идеальными, и вы никогда больше не услышите слез и требований.

Это нереально. И ждать этого — значит, ставить крест на всем том, что мы делаем. Потому что каждая такая ситуация будет выбивать вас из колеи, вы будете думать, что что-то неправильно делаете, искать ошибку. Во всем нужна золотая середина — иначе просто никак! У вас всё будет хорошо, это неизбежно!

Декларация взрослой мамы

Итак, вы познакомились с такими состояниями выросших людей как «родитель» и «взрослый». Основные различия в том, что взрослый ориентируется на внутренние ценности и ориентиры, а родитель только на внешние. От «родителя» можно часто услышать слова «так надо», «так принято», «все так делают», «врач сказал» — он снимает ответственность с себя и перекладывает ее на сторонних авторитетов (общество, специалисты, собственные родители, бюро погоды). Мы теперь видим разницу между ответственностью и контролем. И знаем, к какому результату приведет контролирующее воспитание ребенка взрослым-«родителем».

Мы очень советуем вам написать декларацию «взрослой мамы» — документ, регламентирующий основные принципы ответственного воспитания. Какие это принципы – выбирайте для себя сами! Исходите не из норм, а из будущего ваших детей. Какими они должны вырасти?

Первым делом вы пишете цель, потом действие по ее достижению и следом неверное действие, которое к цели не приведет. Например, «я хочу, чтобы мой ребенок умел сопереживать близким, и поэтому я проговариваю его чувства, а не подавляю их». «Я хочу, чтобы мой ребенок умел радоваться жизни и поэтому учу его выбирать лучшее для себя, а не следовать догмам».

В вашей декларации должно быть не менее 15 пунктов. Начните с главного!

Сила привычки

Часто мы недооцениваем привычки и порой даже принимаем их за черты характера. А это приводит к тому, что привычки начинают властвовать над жизнью и подчиняют ее себе. Ваши взгляды, ваши реакции, ваше общение и ваш стиль воспитания – это следование десяткам привычек, сложившимся под ваш нынешний образ жизни, под ваши цели и стремления. Нам кажется правильным то, к чему мы привыкли.

Меняя свои цели, вы меняете образ жизни и меняете привычки, покидаете зону комфорта. Большинство людей считают, что для достижения целей нужны удача, чудеса, невероятные усилия, стечение обстоятельств. А как считаете вы? Может ли у вас не получиться изменить свои воспитательные принципы? Не повезет? У ребенка такой трудный характер?

Откроем секрет. Для достижения успеха в любой области нужны правильные привычки . Не чудеса! А для формирования привычки нужен скучный и длинный ПЛАН. Даже звучит скучно, правда? Решив изменить фигуру, мы начинаем тренироваться и питаться правильно.

Составляем план тренировок и питания, следуем ему 3-4 месяца и готово – привычка надежно сформирована. Сохраняется она обычно на всю жизнь при условии значимости поставленной цели.

Решив получить образование или новую профессию, мы составляем себе образовательный маршрут и следуем ему, втягиваясь в учебу все больше и больше.

Решив поменять свои принципы воспитания детей, мы также составляем скучный план действий и придерживаемся его хотя бы 3-4 месяца. Уверяем, что привычка сформируется. Ведь цель у вас есть и она для вас очень значима.

Используйте свой план действия, чтобы избавиться от старых привычек и приобрести новые.


Top