Взаимоотношения печорина и веры. Печорин и Вера

Герой Лермонтова является молодым офицером, вращающимся в светских кругах Петербуржского общества, покоряющим молоденьких аристократок. Григорий сам искренне влюбляется и умеет влюблять в себя девушек. Большинство его возлюбленных относятся к его кругу, хотя есть и исключения, например, «дикарка» Бэла.

На страницах романа описана не одна любовная история. Самые яркие среди пассий Печорина — Вера и Мэри, и именно они привлекают внимание в произведении.

Веру Печорин встретил еще до поездки на Кавказ. Их встреча произошла в Петербурге. Молодой человек любил Веру, и она отвечала ему взаимностью. Встречались влюбленные тайно, поскольку Вера была замужем. Со временем страсть немного утихла и эти отношения закончились разрывом.
В Пятигорске Григорий снова встретил Веру, их встречи продолжились. В то же время, накануне этой встречи, Печорин ухаживал за Мери, с которой познакомился тут же. Отношения его с княжной не настолько однозначны, какими были с Верой.

Но уже перед дуэлью он признает, что из отношений с женщинами он вынес только идеи, а не чувства, что он давно не ощущает никаких страстей. Он в мыслях давно разбирает свои поступки, страсти без какого-либо участия.

Иногда он ощущает себя увлеченным, сам винит себя за взволнованность. Его поступки порой говорят о жесткой игре с Мэри, а не любви. Он волочится за княжной, стремясь развеять скуку. А княжна испытывала к Печорину серьезные чувства. Печорину надоело играть во влюбленность, он признается в том, что не желает жениться на Мэри, сам себя осуждая за это. На этой ноте связь княжны и Печорина прекращается.

Он уже не тот, что был раньше, когда впервые встречался с Верой. Его вторая встреча с ней не имеет той романтичности, что ранее. Если бы не описание истории романа с этой девушкой, можно было сказать, что молодой офицер бездушен, не способен любить. Но история с Верой свидетельствует о том, что Печорин может поступать безумно.

Появление девушки второй раз напоминает о молодости Григория. Глубокий, спокойный взгляд светской девицы, которой знакомы чувства, страдания, отличается от взгляда неопытной княжны. Вера испытывает к Печорину искренние чувства, и хотя молодой человек считает, что не бывал рабом женщин, сам удивляется трепету при свиданиях с женщиной своей первой страсти.

Печорин в своем дневнике записал: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она - единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть». Печорин признал также глубину чувства и характера Веры. Она проницательна, умна, хорошо видит все недостатки натуры Печорина.

Потеря Веры для Печорина стала очередным ударом после потери Грушницкого. А расставание с Мэри не оставило в его душе такого же глубокого следа. Княжна была для него очередной забавой. Разочарование, потерянная гармония отношений с людьми привела к тому, что Печорин отдался гармонии величавой природной гармонии, в который раз переступив через человеческие чувства других, растоптав их любовь к себе.

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.
По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.
Особую значимость в романе приобретают женские образы. Давно утвердилась мысль, что «всех слабее обрисованы лица женские», как отмечал еще Белинский. Но как бы то ни было, в системе персонажей они играют очень важную роль. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений - в любви. И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина.
Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет основан на очередной любовной истории Печорина или же каким-то образом связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примй-
рить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виновен в этом?
Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически -- умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки из «Тамани» Ундины, страдания и горе принесла любовь Печорина Вере.
Но есть и другая причина, которая кроется в самих этих женщинах, встреченных Печориным. Каждая из них, обладая своей индивидуальностью, все же не может устоять перед напором личности Печорина, становясь, по сути, его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», - говорит ему Вера.
Сам Печорин отмечает, что «не любит женщин с характером», ему необходимо повелевать другими, всегда быть выше всех - ведь он истинный романтик. Но возможно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, ту, где не один, а оба любящих готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может быть, слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела жизнь Печорина?
Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить точно, как они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует намеки, образ этот очерчен неполно и так до конца остается неясным. Вероятно, здесь отчасти сказалось и то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Имеются предположения, она была единственной подлинной любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь. Но судьба разлучила их, а ревнивый муж Вареньки категорически противился какому-либо общению ее с Лермонтовым.
В той ситуации, которая рисуется в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера- единственная женщина, которая по-настоящему дорога Печорину; она единственная, кто сумел разобраться и понять его сложный и противоречивый характер. «За что она меня так любит, право, не знаю! -записывает Печорин в своем дневнике. - Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно об этом и свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения с дуэли.
Прежде всего в этом письме звучит подтверждение того, что Печорин обладает какой-то особенной властью над женщинами, и Вера, как и другие, покорилась ему. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», - пишет она.
Вера признает, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Это абсолютно верное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и вновь разочаровываться: «Никто не умеет гак постоянно хотеть быть любимым».
Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастлив: «Никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.
Почему же Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться в этом, она дает абсолютно точный портрет героя. «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное», - отмечает она. Но это вовсе не означает, что Печорин лучше других. В этом Вера очень близка авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», - говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?».
Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания.
Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда. Очевидно, что Печорин носит в себе черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим, и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые гибнут при столкновении с ним.
Вероятно, особая привлекательность зла в Печорине связана именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и прекрасен, и Тамара покоряется ему, услышав только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая».
Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.
Конец письма Веры - рассказ о ссоре с мужем и причина ее срочного отъезда. Но и здесь главное - тревога и волнение за любимого человека, столько страданий ей принесшего. Она, не сумев справиться с чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я погибла, - но что за нужда?» - пишет она. Все ее помыслы только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее прощальных словах: «Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, не говорю уж любить, - нет, только помнить...» Она, для него «потерявшая все на свете», принесшая ему столько жертв, требует лишь одной: помнить ее и не жениться на Мери.
Как можно не откликнуться на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первый момент в отчаянии бросается за Верой, конь под ним падает, и герой плачет, «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции утихли, и их место занимает трезвый анализ: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» Так его мысли снова вернулись к самому себе, и оказалось, что даже Вера ему не нужна.
Безусловно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное - любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, как мне кажется, во многом связан именно с тем, что он умеет любить только себя.

Любовь Печорина к Вере - большое и искреннее чувство. Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать коня, определяет характер повествования. Здесь все - движение! Печорин торопится, волнуется, ему не до проносящихся перед его взором картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Одна мысль владеет им: во что бы то ни стало догнать Веру. Отбор слов и характер предложений выражает это стремление. Печорин действует, движется и ничего не описывает, и поэтому в тексте нет определений-прилагательных, но он максимально насыщен глаголами (на пять предложений здесь тринадцать глаголов).

Так как герою некогда раздумывать, естественным оказывается общий синтаксический строй разбираемого отрывка: несложные и немногословные предложения, часто обрываемые многоточиями, как будто Печорин, спеша, не успевает додумать, докончить мысль. Взволнованность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения оканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «одну минут, еще одну минуту видеть ее…», «.. .Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в отборе слов. Большинство из них обозначает человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение», «беспокойство», «отчаяние», «счастье» и глаголы «проклинал», «плакал», «смеялся», «скакал, задыхаясь».

Выразительность этого отрывка велика, хотя здесь почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и веского метафорического сравнения: «Мысль… молотком ударяла мне в сердце». Описание скачки, отчаяния героя, его слез - одно из самых волнующих мест в повести. И как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не равнодушный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье - таков здесь герой.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина. Часто его рассматривают неверно, считая, что здесь герой последовательно доводит до конца жестокую игру, наслаждается возможностью еще раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Мери безжалостные слова, объясняется «откровенно и грубо». Но, если вдуматься, разве лучше было бы для Мери, если б он, не считая возможным жениться, оставил у девушки сомнение в том, была ли она любима. В этом случае Мери было бы много труднее побороть свою любовь к Печорину потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным героем, вступившимся за ее честь, но но каким-то неизвестным ей причинам отказавшимся от ее руки. Жестокая правда скорее способна излечить ее, чем добрая ложь. Может быть, Печорин и понимает это? Едва ли случайны его слова: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать». А можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княжна… вы знаете,. что я над вами смеялся! ..»

Ведь смеялся-то он над Грушницким, в отношениях же с Мери была сознательная игра, часто увлекавшая и самого Печорина, но не насмешка. Противоречит этой внешней жестокости чувство жалости и волнения, овладевшее Печориным, когда Он увидел бледненькую, исхудавшую Мери. «… Еще минута, и я бы упал к ногам ее»,- пишет герой. О многом говорит и следующая запись: «Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкой…». Человечность, душевная тонкость и благородство Печорина проглядывают здесь, где он на первый взгляд кажется действительно бессердечным, сознательно разбивающим человеческие сердца и губящим жизни.

Обе героини повести - и Вера и княжна Мери - показаны, в основном, в их любви к Печорину. Глубокая любовь Веры, выделившей Печорина среди многих, усиливает обаяние героя, заставляет увидеть его необычность, скрытую в нем душевную красот}’. С другой стороны, отношение самого Печорина к Вере и особенно к княжне Мери дает очень много оснований для критики героя, неспособного сделать счастливыми даже тех, кого он искренне любит, потому что и в любви он остается эгоистом; по его же словам, он «ничем не жертвовал для тех, кого любил», а «.. .любил для себя, для собственного удовольствия».

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму - все живое, малейшие проявления свободомыслия...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

Вера – важный персонаж для понимания образа Печорина

Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» даёт читателю возможность лучше узнать и понять главного героя – Печорина. Вера была его единственной любовью, а ведь именно в любви человек проявляет себя ярче всего.

С Верой мы знакомимся в главе «Княжна Мери». Она вместе с мужем приезжает на отдых и лечение в Кисловодск, где к тому времени уже находится Печорин. О её приезде рассказывает ему доктор Вернер, ещё не зная, что они знакомы. Выясняется, что эта девушка – давняя любовь Печорина, и что чувство к ней не угасло в нём до сих пор. Уже зная о Печорине много нелицеприятного из предыдущих глав, эта информация о нём кажется нам необычной, раскрывает его с новой, неожиданной стороны. Неужели он способен по-настоящему любить? И кто же та женщина, которая смогла в эгоисте Печорине пробудить искреннюю привязанность?

Характеристика Веры

Портрет

Описание Веры, её внешности даёт всё тот же доктор Вернер, приятель Печорина. От него мы узнаём, что она является родственницей княгини Лиговской по мужу, «очень хорошенькая… среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка». Лицо её поразило доктора своей выразительностью. Такие лица бывают только у людей с богатым внутренним миром, они отражают наличие у них глубоких чувств и мыслей. Таким образом, уже по одному внешнему виду Веры можно сказать, что это не пустышка, а женщина привлекательная, мудрая и тонко чувствующая.

Умение любить

Образ Веры в романе «Герой нашего времени» ярко характеризует её любовь к Печорину. Она уже второй раз замужем, но в сердце хранит верность ему одному. Замужество – это лишь материальная необходимость, возможность поставить на ноги сына, дань условностям общества. Тогда как любовь к Печорину – неподвластное её воле душевное влечение. Из содержания разговора во время их первой встречи на водах становится понятно, что Вера пыталась, но так и не смогла забыть свою любовь. И в Кисловодск, возможно, приехала, чтобы попрощаться с ним, предчувствуя свою близкую смерть от болезни.

Она ничего не требует от своего возлюбленного взамен, принимает его таким, какой он есть, – со всеми слабостями и пороками. Для неё наслаждение просто быть с ним рядом, ловить его взгляд, ощущать пожатие руки.

Нравственная чистота

Вера уважает своего мужа как отца и ничего не может поделать со своим чувством к Печорину. Она назначает ему тайное свидание у себя ночью в отсутствие супруга. Однако когда разразился скандал и все стали думать, что Печорин в это время посещал княжну Мери, Вера не выдерживает и во всём признаётся мужу. Лгать для неё – невыносимо.

Ценность Веры для Печорина

То, что Печорин полюбил именно эту женщину, а не какую-либо другую, говорит о том, что он нашёл в ней качества, изначально близкие и ему. Только с Верой он чувствует себя тем, кто он есть на самом деле, ему не нужно притворяться, лицемерить. С ней он может быть нежен и честен, открыто проявлять свои чувства. Она его очень хорошо понимает, потому что и сама вынуждена жить в свете, уродующем всё доброе и светлое. Насколько ему повезло встретить в этой духовной пустыне родную душу, Печорин понимает только тогда, когда теряет её.

В романе «Герой нашего времени» Вера выступает показателем здорового нравственного начала Печорина.

Тест по произведению

«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»

Печорин приносит Вере много страданий.

Вера для Печорина - ангел-хранитель.

Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

«Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

Вера о Печорине: «... в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Повесть "Фаталист"

Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»

Героя занимают мысли о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?..»

Верит в судьбу, предопределение

Не верит в судьбу, предопределение

Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».

Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...»


Top