Музыкальное развитие дошкольников методическая разработка на тему. Музыкальное развитие детей Дошкольное музыкальное развитие

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3 ) чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство - музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный - «дан», зеленый - «дон», желтый - «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» - выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких - утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы - ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Список литературы

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. - М.,1989.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - Л.. 1971.

3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.


Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна ?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей , как и развитие речи ребенка , немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей .

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года» . Также используются в нашей работе программы :

* «Музыкальные шедевры » О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду - важнейшее направление эстетического развития .

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников . С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку . Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей , развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве . Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ : создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру - эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ :

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности ;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников , создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки ;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной , речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой , музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка , а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение , фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально -художественной деятельности детей . Формирует интерес и любовь к музыке , знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений , композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов , формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма , формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей . На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей .

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения , театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской» , интегрированные («Что у осени в корзине?» , доминантные по пению («Прекрасен мир поющий» ). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально - театрализованные игры, музыкальные этюды , считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия . Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки , но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку , потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка , формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки , координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух , обучаются игре на музыкальных инструментах . На музыкальных занятиях детей учат петь , танцевать, слушать музыку , играть на музыкальных инструментах . Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности. В нашей работе используется много фольклорного материала : потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности . Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду - особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке , художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь , художественный вкус, активизирует их.

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей .

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей ,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали : «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию .

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание : даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» - немузыкальный , если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить .

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

От рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не в пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос. Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересует. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг. Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При их покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек, В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т.п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция -стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные. Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гер-швина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, нок-тюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне.

Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», шутку из оркестровой сюиты Баха. Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия. В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, по-нравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2-3 года — первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами .

Барабан , можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В тра ве сидел кузне чик, совсем как о гуре чик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы». Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению. Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на один удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т.д.

А теперь — ложки . Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»).

Если вдруг найдете в продаже трещотку , ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон . Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество-подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимая, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со временем все начнет получаться.

4 года — слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки . Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки задействовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное. Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный, Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз». Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента. Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнт», Сен-Сане «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. Далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво». Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным». В Московском международном Доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом». Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей. Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига. Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую: «Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех сво- им теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. .. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…» Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет. В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

5-6 лет — все «по-взрослому»

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению . Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы. Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами, Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации. В этом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша, Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6 летних детей рекомендуется использовать следующий репертуар:

  • при переутомлении — «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при плохом настроении — «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта.
  • при выраженной раздражительности — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентиментальный вальс» Чайковского.
  • при снижении внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шумана.

Опираясь на этот список, вы можете дополнять его, учитывая вкусы и потребности своего малыша.


«Только музыка имеет силу формировать характер…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.» сквозь века верна истина древнегреческого философа и ученого, ученика Платона и учителя Александра Македонского – Аристотеля. Музыка — относится к одному из самых действенных и богатейших средств эстетического воспитания, воспитывает вкус, формирует чувства. Музыка обладает невероятной созидательной силой эмоционального воздействия, все, что неподвластно слову, не находит в нем своего выражения — находит отражение в музыки. Давно подмечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность не только к звучанию природы, но и развивает умение ассоциировать различные явления окружающего мира.

Важно! Детство – период, когда ребенок особенно сильно привязан к дому, семье и те ценности, которые признают его родители – становятся важнейшими и в его жизни. Что значит, прежде всего, мы сами должны быть заинтересованы во всестороннем развитии ребенка, и в том числе музыкальных его задатков. Необходимо развивать, формировать у ребенка культуру восприятия музыки, творческую активность и эмоциональную отзывчивость. Именно дошкольный период является наиболее сензитивным, и если не заниматься развитием, то природные задатки останутся так и нереализованными.

Как развить музыкальные способности?

Для решения поставленной задачи, от нас родителей не так уж и много требуется – всего лишь помочь развиться врождённому умению малыша слушать и слышать, используя для этого всевозможные методики и развивающие программы.

1. Методика Железновых. Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

Зародилась она в начале 90-х годов прошлого столетия. Первоочередной ее целью было выявить и развить музыкальные способности детей 3-5 лет, с дальнейшей подготовкой в музыкальные школы. Организовывались занятия, на которых ребята пели и одновременно играли по нотам на клавишных инструментах. И тогда-то возникла острая потребность в тематических материалах, по которым можно было бы, проводить занятия с детьми более раннего возраста. Железновы – Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием и его дочь Екатерина Сергеевна – по специальности дирижер, музыкальный руководитель тогда – то и стали сами сочинять игровые веселые песенки, разрабатывать музыкальные упражнения, в результате чего родилась известная нам всем и по сей день методика « ».

2. Игра на развитие слуха — «Угадай, что звучит». Для этой игры вам понадобятся используемые в быту предметы, такие как: тарелка, кастрюлька, фарфоровая чашка и даже обычный стакан. Приготовьте обычный карандаш. Ну все, можно приступать! Возьмите карандаш за самый кончик – важно не заглушить звук, и постучите по каждому предмету по очереди, а малыш пусть наблюдает. Далее попросите ребенка отвернуться, и постучите по любому предмету из вышеперечисленных: «а ну-ка, угадай-ка, что звучит!».

3. Используйте периодически творческие задания типа тестов креативности Торренса. – выступает как один из показателей одаренности, она может характеризовать личность в целом или ее отдельные возможности. Поль Торренс занялся исследованием креативности в 1958 году, креативность им определялась как процесс появления чувственности к дефициту знаний – естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающий в ситуации неопределенности. Рассмотрение креативности как процесса, дает возможность выявить не только способности к творчеству, но и условия, стимулирующие этот процесс.

Тест 1. Нарисуйте картинку. В качестве основы рисунка берется овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Задание – дать название своему рисунку.

Тест 2. Дорисуйте незаконченные фигуры и дайте каждому рисунку название .

Тест нацелен выявить самый важный показатель креативности – оригинальность, которая определяет степень творческого мышления тестируемого. А далее постарайтесь найти ребенку сверстника с такими же способностями – для ребенка очень важно иметь друга того же возраста и пола, имеющего не только схожие интересы, но и несомненно способности.

4. Записывайте выступления малыша на аудио — или видео. Поддерживайте его, хвалите, поощряйте.

5. Делитесь с малышом разнообразными сведениями о музыке, тем самым вы обогатите его словарный запас образными словами и выражениями, которые характеризуют чувства. Но занимаясь музыкальным воспитанием, «не забрасывайте» и общее развитие.

6. Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у детей огромный интерес. А знаете ли вы что, инициатором данного вида обучения был – Николай Афанасьевич Метлов — педагог, музыкальный деятель, один из основоположников дошкольного музыкального воспитания в нашей стране. Он разработал методику слушания музыки. Им же была проведена работа, по отбору высокохудожественных инструментальных и вокальных произведений выдающихся композиторов прошлого. Это он сделал акцент на том, что необходимо привлекать детей к восприятию выразительности тембра каждого инструмента, твердо настаивая, что со временем у ребенка выработается музыкальная отзывчивость. А я приглашаю вас на веселые нотки (онлайн видео), где юные музыканты овладевают навыками игры на металлофоне и мелодике, ложках и маракасах, синтезаторе и треугольнике, узнают основы нотной грамоты и создают маленький оркестр.

Программа музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной

Цель программы — развитие у ребенка общей музыкальности, путем его музыкальной деятельности. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности:

  1. восприятие музыки
  2. исполнительство
  3. творчество
  4. музыкально – образовательная деятельность.

Непременно с включением элементов песенного, игрового и танцевального творчества.

Репертуар программы Н.А.Ветлугиной подобран на произведениях классиков. Данная методика предполагает также обучение детей пению по нотам.

Музыкально–дидактические игры

Требование к играм – важно ее интересное и красочное оформление. Вырежьте яркие, забавные кружочки — ноты, и пропойте их с малышом все до одной.

Затем организуйте игру «Музыкальный магазин» : ребенок — продавец, и его основная задача: продавая покупателю диск, воспроизвести мелодию своим голосом. От его попадания зависит, купят диск или же попросят другой. Цель игры – отработать чистоту звука и передачу оттенков исполнения. Такие игры очень увлекают детей, а вы играючи раскрываете таланты малыша.

Игра «Где мои детки?» — разовьет умение различать звуки, разные по высоте. Детки с удовольствием ответят тоненьким голоском маме – кошечке, птичке или же уточке. При этом обязательно сочетайте музыкально – дидактические игры с элементами танцевальных движений.

Воспитывайте настоящего, чувственного, мыслящего Человека! Желаю вам удачи!

В этой статье:

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннее обучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формирование интереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышей дошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты, при этом оставляют без внимания
простые детские песенки, которые дошкольнику понравились бы гораздо больше.

Монотонные уроки музыки не воспринимаются детьми 3-7 лет как творческие занятия, а становятся для них настоящей пыткой. Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие его способностей могут деликатные и разумные родители и педагоги, для которых интересы ребенка не станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальные методики для дошкольников? Об этом ниже.

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать
музыкальный мир, излишняя настойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку - это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.

Систематическое прослушивание музыки влияет на развитие музыкальных способностей, а также способствует эмоциональному развитию детей, которые таким способом получают возможность, создавая образы выделять героев и сопереживать им.
Музыка - это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Цель музыкального развития ребенка

Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой у малыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в это время у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

Дошкольный возраст - самый важный этап для развития музыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка к культуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетического создания
ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент для гармоничного развития его личности в будущем.

Именно музыка способствует умственному развитию детей, позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозор малыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный на музыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать и анализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

В мире современной педагогики музыка - действенное средство для активного эмоционального развития дошкольника: это способ научить его чувствовать прекрасное, отличать добро от зла и стремиться сделать мир лучше.

Какой бывает музыкальная деятельность?

На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:

Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.

Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.

Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.

Творческие проявления также более
активны у детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностью выполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Арт-терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно с помощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки с движениями и речью.

Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены по соседству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаем себе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию. Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажется полным и целостным.

Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержки здоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. Правильно подобранные движения под музыку помогут малышу:

  • научиться расслабляться;
  • выражать эмоции;
  • быстрее восстанавливаться после умственных и физических нагрузок.

Ритм, воспринимаемый головным мозгом, способствует расслаблению ребенка, а сам танец станет хорошим помощником для налаживания дружественных связей в незнакомом коллективе.

Именно музыкальное движение (исполнение) считается ведущим видом деятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается, учится работать в коллективе, повышает самооценку. Кроме того, малыш испытывает чувство искренней радости, получает удовольствие от собственных физических
достижений. В этом возрасте именно эти ощущения станут подспорьем для становления музыкальной личности и развития способностей ребенка.

Таким образом, ритмичные движения под музыку - это самый действенный способ для развития музыкальности, ведь в основе его лежит двигательная реакция на звуки, природные для каждого человека.

Музыкальное воспитание: основные задачи

Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается из двух видов задач.

Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:


Специальные задачи для восприятия музыки:

Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепить взаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочную связь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

Основные методы музыкального воспитания

Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуются следующими видами воспитания музыкального вкуса:


Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховой считается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда как зрительный играет роль дополнительного. Он подразумевает использование картинок и видеоизображений для иллюстрирования, чтобы помочь детям в формировании образов, познакомить с музыкальными инструментами, композиторами и т.д.

Словесный метод строится на подробных разъяснениях и рассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

Третий и самый важный – практический метод, суть которого сводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры на музыкальных инструментах.

В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитие способностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуют ее точное и глубокое восприятие.

Во время музыкально-двигательной активности дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, познавая мир музыки, сравнивать и запоминать движения других детей, анализировать их на предмет соответствия представляемым музыкально-двигательным образам. Таким простым способом дошкольники учатся сопереживать друг другу и работать в коллективе.

Музыка, движение и речь в комплексе - это коррекционно-развивающий процесс на основе двух основных направлений. Первое направление построено на совершенствовании вербальных процессов. Второе связано с профилактикой нарушений речи и совершенствованием техники дыхания, чувства ритма и такта.

Логоритмика: основы и средства для осуществления

Логоритмика – один из основных способов музыкального воспитания, который осуществляется с помощью:


Средства логопедической ритмики - это постоянно усложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников. Главная задача логоритмики - развитие у ребенка чувства ритма посредством развития слухового внимания.

Во время занятий важно уделять особое внимание совершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как «подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, как взрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемы с координацией. Задача педагога - научить ребенка работать под музыку и получать от этого удовольствие.

Очень важно, чтобы в процессе у ребенка формировалось позитивное настроение и желание вступать в контакт со взрослыми и другими детьми во время выполнения упражнения.

Урок музыкального восприятия для дошкольника: основы и задачи

Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужно стараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новую тему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней, танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать в процессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших и опытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельного исполнения закрепленных движений, песен. Как правило, к третьему уроку дошкольники
уже могут свободно ориентироваться в содержании песни или танца, способны передавать настроение.

Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойной ходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировка под музыку - оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимально понятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, детки учатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, проще ориентируются в пространстве.

По ходьбе, бегу или прыжкам ребенка можно определить его настроение и уровень физического развития.

Музыкальное воспитание: упражнения для дошкольников

В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важны дыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу, продолжительность
и постепенность выдоха, что важно в процессе исполнительской деятельности.

Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память и внимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстрому переключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределения внимания между несколькими вариантами деятельности.

Упражнения для развития чувства ритма у детей также являются важной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самых примитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобы упростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональной составляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение, используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

Задания на устное восприятие могут быть построены на использовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольников интерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом из сказки или рассказа, а также так называемая
изобразительная музыка с включением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми, продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющей проигранной мелодии.

Такие обсуждения помогают детям учиться слушать и понимать музыку, делать умозаключения, что, в свою очередь, способствует формированию глубины музыкального восприятия и обогащению гаммы чувств.

Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

Игра в дошкольном возрасте - это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать
музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.

Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им
импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится понимать и реализовывать свои возможности, получая поддержку со стороны как взрослых, так и сверстников.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов и о применении описанных выше методов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста. Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса деткам от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать.

На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и тожественного марша.

Малыши умеют выделять самые яркие моменты музыкального произведения, поэтому задача родителей - научить ребенка анализировать составляющие произведений, вместе с ним обсуждая кульминацию, вступление или основную часть.
Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Таким образом у него формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песенн с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;
  • элементарном освоении игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант - посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. В задачу взрослых, направляющих детей в этом возрасте, входит:

  1. Прививание любви к музыки и развитие желания раскрываться во время прослушивания.
  2. Расширение кругозора ребенка путем знакомства его с новыми авторами музыкальных произведений, разными направлениями музыки.
  3. Обогащение словарного запаса дошкольников новыми словами из музыкального мира (простые термины).
  4. Работа над совершенствованием голосовых и двигательных навыков ребенка.
  5. Обучение анализу произведения после прослушивания.
  6. Развитие творческой самостоятельности и умения импровизировать во время танца, песни или музыкальной игры.

В заключение отметим, что цель развития музыкальных способностей дошкольников - формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Важно помнить о том, что музыка - это прежде всего то, что поможет детям вырасти добрыми, честными, чувствительными.
Это не инструмент для воспитания музыкального вундеркинда, каким некоторые родители хотят видеть ребенка – и лишают его детства, прилагая усилия для его обучения только для того, чтобы утолить собственные амбиции и желания.

Музыкально одаренный ребенок даже при минимальном музыкальном воспитании сможет найти себя в этой сфере и обязательно достигнет высот, уготованных ему от рождения. А задача взрослых на этом этапе - деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.


Top