Не скифское золото из крымских могил: как нашли драгоценности, которые удерживают голландские музейщики. Скифское золото тывы

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года. После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах. Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715-1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И пугать Европу своим скифским происхождением.

Грелись горы, говорили гроты,
Сох песок и сыпался сквозь пальцы,
Брызгал бриз, и трепетали фьорды
Снились розам сны средь усыпальниц.
Глубина хранила мрамор амфор
Средь кораллов, в лунном царстве рифов,
В их лучах метались от метафор
Ауры морей и мифы скифов...

Пектораль из кургана Толстая Могила. Музей исторических драгоценностей Украины, Киев.

Скифский курган

Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это - штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше - например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» - в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм - курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.

Гребень из кургана Солоха. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Скифский звериный стиль.

Пристрастие скифов к ювелирным изделиям, о котором писал еще Геродот, теперь подтвердилось фактами. И это были не просто красивые предметы, которые радовали глаз. На мужских и женских украшениях, на драгоценной посуде и оружии ученые увидели изображения самих скифов, а также сцены из мифологии. Любовь кочевников к характерному изображению животных породила понятие «скифский звериный стиль».

Кубок из кургана Куль-Оба. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты - соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.

Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.

Борис Мозолевский с находкой и ее фрагменты.

Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский - археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль - золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.

Скифы и скифское золото на марках и монетах Украины.

Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото - самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

По мнению, ученых, среди современных народов ближайшие родственники скифов — осетины.

С грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей..

В этой статье:

Золото скифов - всемирно известный артефакт, часть мирового культурного наследия. С ним связано множество споров и спекуляций. Даже сейчас ювелиры не могут понять, каким образом скифским мастерам удавалось достигать такого уровня ремесла в те времена. Скифское золото пользуется популярностью на аукционах, а музеи борются за право его выставлять.

Захоронения скифов

В 7 веке до нашей эры в степях Северного Причерноморья обитал древний воинственный народ - скифы. Территория, на которых сейчас находят скифские поселения огромна, она занимает практически всю юго-восточную часть Украины и даже больше. Поначалу скифы не имели укрепленных поселений, племена были кочевыми.

Скифы славились своими набегами на страны Востока. На Запад они также совершали походы, где грабили земли европейцев. Другие цари всячески пытались договориться со скифами, они отдавали в жены своих дочерей, откупались дарами.

Скифское золото

Но скифы не были только воинами и разрушителями. Сейчас доказано, что они имели богатую культуру, занимались торговлей, земледелием, выращиванием скота. Только около 2 века до н. э. у них появились укрепления. Столицу Скифского государства - город Неаполь - археологи раскопали в самом центре Крыма около города Симферополь.

Скифы были связаны с греками, в их мифологии встречается упоминание греческих богов. А философы Древней Греции часто писали о скифах, богатейшие из которых переселялись в Грецию и принимали ее культуру и обычаи.

Как и другие народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому хоронили своих умерших со всеми почестями. Более того, при захоронении знатного скифа ему в могилу клали не только сокровища, но и жену со слугами, которых убивали. Особенно значимо происходило погребение скифских царей.

Обряд был подробно описан Геродотом. После смерти царя его тело долго возили по городам, а местные жители должны были скорбеть по поводу его кончины. Могилы царей были богатыми, в них клали золотые украшения, художественные изделия, оружие и насыпали курган.

Геродот описывал пристрастие скифов к ювелирным изделиям, которое подтвердилось на практике, когда начали раскопки захоронений. Были найдены не просто красивые предметы, а произведения искусства.

На скифских сокровищах изображались животные, сами скифы, сцены из мифологии. Характерное изображение животных даже породило такое понятие, как «скифский звериный стиль». По данным исследований, богатейшие скифы заказывали сокровища у греческих ювелиров, которые на тот момент достигли небывалого мастерства.

Самые знаменитые находки

В далеком 1853 году в Феодосии велись раскопки, вследствие которых было обнаружено множество ювелирных изделий и предметов быта скифов, которые представляли историческую ценность. Но самой уникальной находкой в тех раскопках были серьги. Они были выполнены в виде подвески и дисков. На диске были изображены сценки соревнований, а подвески покрыты филигранным узором тончайшей работы.

До сих пор современные ювелиры удивляются мастерству, с которым они были сделаны. Состав припоя и секрет пайки, с помощью которого они были сделаны, в свое время пытался разгадать сам Карл Фаберже, но так и не достиг успеха. Он попытался повторить изделие, но у него это не получилось, не смотря на то, что в его распоряжении было много на тот момент современного оборудования.

В 1862-1863 году раскопки велись неподалеку от столицы государства скифов Неаполя, на Чертомлыкском кургане. Он представлял собой двадцатиметровую насыпь с цоколем из камня. К сожалению, это погребение было разграблено давно, однако кое-что обнаружить удалось. Сначала ученые наткнулись на погребения слуг и лошадей, но когда они прошли дальше, то обнаружили останки наложницы царя.

В могиле наложницы присутствовали украшения из золота. Например, там нашли метровую серебряную вазу, которая была сделана в виде сосуда, краны которого были выполнены в виде голов коней и львов. Сосуд предназначался для вина и был украшенный тонкими рельефными изображениями скифов, укрощающих лошадей и других животных.

В 1903 году был обнаружен Келемесский могильник. Сначала его нашел охотник за сокровищами Шульц, и пока это не было обнаружено государством, он занимался переплавкой украшений и продажей драгоценных металлов и камней. Позже его обвинили в незаконных раскопках и ими занялись археологи. Эти погребения были богаты на скифское золото.

Там нашли большое зеркало из серебра, золотые чаши, диадему, кинжал и меч, обложенные золотом. А также множество золотых изделий, изображающие зверей. Кстати, не все из этого было сделано скифами. Как показали исследования, ритон в виде рога животного был только изготовлен скифским мастером, а вот орнамент наносил на него уже греческий ювелир.

Самым знаменитым из этих раскопок было серебряное зеркало. Его диаметр - 17 сантиметров, с одной стороны оно было заполировано, а с другой - покрыто сплавом золота и серебра. Зеркало разделялось на одинаковые секторы, которых было 8 штук, каждый из которых изображал персонажей из мифологии. Например, в одном из них у ног сфинксов лежала пантера, а в другом - бородачи, дерущиеся с грифоном. Сейчас эти находки находятся в Эрмитаже.

Но самым известным захоронением скифов до сих пор является курган Толстая могила. Он был обнаружен на территории днепропетровской области и являлся царским захоронением. Раскопки велись в 1971 году.

В Толстой могиле было обнаружено захоронение богатого воина, женское захоронение, захоронение слуг, а также впоследствии ребенка. Женщина была одета в роскошные платья, на которых красовались бляшки из золота, из него же и головной убор. На ее пальцах было одиннадцать золотых колец.

В этом захоронении также было найдено множество изделий в зверином стиле. Все они свидетельствовали о высоком мастерстве творцов и представляют как историческую, так и художественную ценность. Там находились сосуды из бронзы, кубки из металла. Были также скульптурные изображения, ювелирные фигурки зверей, изделия с орнаментом и вставками из эмали.

Жемчужиной это могилы стала знаменитая пектораль, которая и сейчас иллюстрирует золото скифов в учебниках и справочных источниках. Собой она представляла нагрудное украшение тончайшей работы, выполненное из золота. Вес изделия составлял один килограмм. Пектораль была украшена тремя ярусами изображений.

На нижнем ярусе были изображены мифические грифоны и существующие хищники из семейства кошачьих. Средний ярус содержал узор из растений с птицами. Верхний ярус украшали бытовые сцены. В центре находятся два скифа, которые изучают золотое руно.

Самая большая коллекция скифского золота до недавнего времени находилась в украинских и крымских музеях.

Судьба гробниц и важность сохранения реликвии

Одно из самых известных скифских захоронений - Чертомлыцкое, оно было разграблено еще много лет назад, когда вскоре после похорон туда прорыли тоннель грабители. Конечно, там кое-что осталось и археологам, но неизвестно, сколько всего было утрачено.

В 1884 году под Киевом археологов Гринцевич раскапывал Рыжановский курган, а вскоре после него местный житель обнаружил размытую дождем траншею. Несколько дней он тайно вел раскопки, которые привели к тому, что он выкопал множество украшений и амфору из золота. И даже после этого крестьянина другой археолог нашел еще 446 предметов.

При обнаружении древних захоронений кладоискатели не затрудняются определять историческую ценность сокровищ. Они считают, что такие зарытые предметы являются кладами, которые спрятали запорожцы или гайдамаки. Это приводит к тому, что теряется значительная часть наследия.

Сегодня скифское золото пользуется спросом на мировых аукционах древности в США и Европе. Оно появляются и уходит «с молотка» за огромные деньги. Например, недавно стандартная бляшка, имеющая форму оленя и выполненная штамповкой, при менее одного грамма, была оценена в 10 тысяч. А более редкую бляшку продали за 380 тысяч долларов.

Любители легкой наживы интересовались степными курганами еще в далекой древности. Поэтому малая часть скифских захоронений не была разграблена до того, как их обнаружили ученые. Тем не менее курганы преподносят все новые и новые открытия даже сейчас. И скорее всего, далеко не все сокровища скифов уже были найдены.

Цитата сообщения Galyshenka ЗОЛОТО СКИФОВ
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории. Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма. На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны. Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье. Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.


Васнецов Виктор Михайлович "Бой скифов со славянами"


Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов. У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».
Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.
Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.
Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).


Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?



Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид


Боссоли Карло, картина "Крым, могила Митридата"

К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.
В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.



Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э

В восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.






У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.


Браслет с протомами сфинксов
Первая пол. IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой. На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха. Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.



Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.
Фиала Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница. Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов. К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.


Височная подвеска с изображением головы Афины
Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.
Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э. Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах. Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.


Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.
Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.


бронзовое зеркало с золотой ручкой


Кубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.


Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.



Скифский меч


Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.
Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили. Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.



Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э., украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем. Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.
Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе



Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.


Золотая скифская пектораль

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.
Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).


Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V - Начало IV вв. до н.э.
Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение




Скифский шлем


Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля. Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак. По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах



Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.
Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.


(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)


Змееногая богиня скифов


Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
з-я четв. V в. до н.э.
Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчи


Пара серег с фигуркой Артемиды на лани
вт.четв. IV в. до н.э.
Крым, окрестности Керчи Некрополь Нимфея


Гривна Сарматская эпоха
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган Хохлач


Золотая Пектораль
Боспорское царство. IV в. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая Близница


Головной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонами
IV вв. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы Вышестеблиевской
Курган Большая Близница, каменный склеп 1

Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.



Диадема. Вторая половина IV века до н.э
Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Погребальная маска царя III в.до н. Э
Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов. По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».


В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.
Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка. Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет - шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей.

В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет - было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем…

Памятник я не буду называть пока - его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район - Шпаковский, - посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому - огромная яма. Но парадокс - золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики. Самая крупная находка (на фото выше и ниже) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны - два грифона терзают жеребца и с другой - два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, - водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. - Эти вещи первично можно датировать V–IV веками до н.э.».

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей - так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены - лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.

Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Совершенно точно - это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования - это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

Как эти предметы могли использоваться при жизни?

Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом - в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

Первый этап - изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам многообещающие данные. В дальнейшем находки ждет процедура, необходимая для Государственного музейного фонда, - это их апробация и так далее. В дальнейшем эти вещи выйдут уже на публику.

Но даже в Эрмитаже или любом другом музее подобные драгоценности показываются не в открытом экспонировании, а в специальной кладовой с определенным режимом.

По словам Андрея Белинского, «теперь никакая выставка по скифскому золоту не будет полной без этих вещей: ведь такие предметы можно пересчитать по пальцам. Все они обогатили сокровищницу Государственного музейного фонда России и мира».

Золото скифов найдено в Ставропольском крае


Top