У трехмесячного ребенка повышены. Развитие ребенка на третьем месяце жизни

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

В первые шесть месяцев, дети, вообще, растут и развиваются, очень быстро, существенно прибавляя в весе, особенно те, которые получают молоко по требованию. К третьему месяцу малыши не только обладают множеством умений, но и внешне заметно меняются. Родители, знающие, что должен уметь ребенок в 3 месяца, хорошо понимают желания и потребности маленького человека, и это помогает им всесторонне развивать своего сына или дочь.

Детский организм продолжает расти и перестраиваться в новых для него условиях.

Это процесс проходит во всех жизненных системах малыша:

  1. В возрасте 3 месяцев можно не бояться, что ребёнок останется полным, даже если у него наблюдается некоторое превышение нормы веса. Из-за того, что он стал больше двигаться, его жировая ткань постепенно будет сжигаться, а приятные округлости младенца со временем отойдут в прошлое. Но на данный момент это чудесный пухлый ангелочек с перевязочками на ручках и ножках.
  2. Интенсивно формируется мышечная система ребёнка – если с ним проводят физические занятия, то, в первую очередь, более крепкими становятся его шейные мышцы, благодаря чему он может довольно долго держать голову. Затем укрепится спинка и мускулатура конечностей, так что надо продолжать делать основные упражнения для их развития.
  3. Серьёзные изменения происходят в пищеварительной системе младенца. Если его объём после рождения составляет всего около 6 мл, то в три месяца – это 150 мл, а благодаря повышению его функциональности, мамино молоко и адаптированные смеси перевариваются гораздо быстрее и качественнее.
  4. В связи с этим и опорожнение кишечника малыша более регулярное и предсказуемое, нежели до этого возраста. Детские фекалии также стали более твёрдыми и однородными, за счёт совершенствования органа.
  5. Иммунитет трёхмесячных детей значительно повышается, поскольку на данный момент молоко матери содержит все необходимые для этого компоненты.

Надо сказать, что на фоне общего совершенствования организма и нервной системы, происходит закономерное угасание большинства характерных для младенчества рефлексов, и остаётся только два основных инстинктивных действия – ползание и сосание.

Активный рост трёхмесячных малышей можно наблюдать на прибавках в росте (2,5 см) и массе тела (150 г в 7 дней). В среднем, дети в рост достигают от 56 до 65 см, а весят от 4, 5 до 8 кг. Понятно, что абсолютно все детишки не в состоянии вписаться в эти ограниченные рамки – они могут развиваться быстрее и медленнее, оттого и умения их, порою, значительно отличаются.

Серьёзный сдвиг происходит в психологическом состоянии малыша. К третьему месяцу ему необходимы активно проявляемые эмоции матери – такое положение будет сохраняться до возраста шести месяцев, и оно необходимо для того, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и защищённым, одним словом, в полной безопасности.

Если первые месяцы мать, нередко находящаяся в состоянии послеродового стресса, могла автоматически ухаживать за сыном или дочерью, теперь от неё потребуется гораздо больше – по-настоящему проявлять своё чувство любви и заботы, ведь детям сейчас требуется максимум внимания. Это объясняется тем, что определённого развития достигают их органы чувств.

В целом, развитие ребенка в 3 месяца, происходит в соответствии с его генетической программой, питанием и при воздействии многих факторов, обусловленных внешней средой.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: видео

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов. Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

В педиатрии существуют критерии норм физического и психического развития детей грудного возраста. Здравомыслящие родители должны их знать, чтобы сравнить достижения своего малыша с общепринятыми. Это важно, поскольку поможет выявить задержку развития на начальном этапе, когда своевременно принятые меры смогут полностью исправить ситуацию. Нормативы четко прописаны для каждой возрастной группы: с первого по двенадцатый месяц. Далее пойдет речь о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца жизни, будут приведены некоторые советы, которые помогут малышу развиваться гармонично.

Развитие к 3 месяцам

Младенец рождается с функционально незрелыми системами жизнедеятельности. Не исключение и нервная система. Развитие высшей нервной деятельности сопряжено с безупречной работой органов чувств, которые являются переносчиками информации об окружающем мире. А новая информация заставляет подстраиваться и развиваться. Как же должны функционировать анализаторы у трехмесячного крохи?

Зрительная система

Правильное функциональное развитие зрительного анализатора очень важно. Иногда глаза называют структурой головного мозга, вынесенной на поверхность. Зрение дает восемьдесят процентов информации об окружающем мире и тем самым активно стимулирует развитие нервной системы. Что должен уметь делать трехмесячный малыш:

  • фиксировать предмет бинокулярно (двумя глазами);
  • следить за перемещением взрослых в комнате;
  • наблюдать за движением крупной яркой игрушки;
  • рассматривать свои ручки.

Ручки – это начало осознания себя. Ребенок с удовольствием любуется ими, перебирая пальчиками, сжимая кулачок.

Активно помогайте крохе. В вашем арсенале должны быть зеленые, красные, синие игрушки ярких сочных оттенков. Они должны быть достаточно большими. Показывайте ребенку картинки, книжки с крупными рисунками. В комнату малыша должен хорошо попадать солнечный свет. Цвето- и светостимуляция способствуют полноценному созреванию фоторецепторов (палочек и колбочек) сетчатой оболочки глазного яблока. Чаще носите ребенка на руках в вертикальном положении, гуляйте. Так картинка восприятия окружающей действительности будет подобна той, которую ощущает взрослый человек, стоя на ногах. Это более информативно, нежели позиция лежа на спине.

Слуховой анализатор

Ребенок начинает слышать, находясь еще в утробе матери. В три месяца кроха:

  • негативно реагирует на громкие звуки, выражая это плачем;
  • поворачивает голову в сторону звукового раздражителя. Правда, отмечена закономерность, заключающаяся в том, что мальчики проявляют реакцию более вяло и медленно по сравнению с девочками. То же наблюдается и с моторным развитием. Как правило, карапузы-мальчишки отстают от своих сверстниц: позже начинают переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Ученые это связывают со стимулирующим действием женских половых гормонов — эстрагенов на структуры головного мозга;
  • положительно настроен на тихую нежную музыку. Можете включать малышу приятные мелодии, но злоупотреблять не стоит, так как это может нарушить нормальный режим сна и бодрствования;
  • любит голос мамы и папы, эмоционально на них реагирует.

Тактильное чувство

Кроха постоянно ощупывает свое тело, предметы одежды, постельные принадлежности. Развитие осязания способствует росту клеток коры головного мозга. Держите под рукой предметы из разных материалов (дерево, металл, кожа, пластик, хлопок), отличающиеся по текстуре (шероховатые, гладкие). Малыш должен трогать твердые и мягкие, теплые и холодные вещи. Используйте кубики, шарики, конусовидные, цилиндрические, пирамидальные игрушки. Тактильное познание объемных фигур улучшает пространственное восприятие мира. Не забывайте, что трехмесячные груднички, как и все дети до 3 лет, активно используют помимо подушечек пальчиков в качестве органа осязания язык. Часто вы будете наблюдать, как ребенок сосет пеленку или завязочку от шапочки. Следите, чтобы мелкие детали не попали в гортань.

Вкус и обоняние

Малыш отлично чувствует вкус. Он позитивно реагирует на сладкий и морщится от горького и кислого. Вкусовые рецепторы расположены не только на языке, как у взрослого человека, но и на слизистой оболочке щек и губ.

У ребенка хорошо развито обоняние. Он чувствует запах молока и легко идентифицирует маму даже без зрительного контакта. Неприятные запахи вынуждают его отстраниться.

Не забывайте о гигиенических аспектах. Уход за глазами, ушами, носом, кожей должен проводиться надлежащим образом.

Безусловные рефлексы

Малыш рождается с рядом безусловных рефлексов (автоматизмов). Некоторые из них остаются пожизненно – рефлекс глотания, моргание при прикосновении к роговице глаза, рвотный рефлекс при попадании инородного тела на корень языка. А часть из них — проходящие (транзиторные) — они должны исчезнуть, каждый в свой срок. И если этого не происходит, то можно заподозрить задержку развития нервной системы. К третьему месяцу должны исчезнуть следующие рефлекторные действия:

  • ребенок не должен вытягивать губы, если по ним несильно ударить пальцем;
  • малыш не развернет голову в сторону раздражителя, если прикоснуться к зоне близкой к углу рта;
  • при надавливании на ладонную поверхность кисти кроха не будет открывать рот, как делал в первые два месяца жизни;
  • когда новорожденного ставят на твердую поверхность, он упирается ножками и начинает совершать непроизвольные шаги, если его направят, теперь такой особенности вы наблюдать не будете;
  • младенец повернет голову в сторону, если его положить на живот – природная защита от удушья. Трехмесячный ребенок уже может держать голову, поэтому такой рефлекторный акт ему больше не нужен;
  • в позиции лежа на спине в конечностях не будет отмечаться напряжение мышц-разгибателей, а при положении на животе – мышц-сгибателей, как это было при рождении. Сейчас физиологический гипертонус мышц уходит, ручки и ножки расслабляются. Это необходимый процесс, он помогает ребенку учиться управлять своими движениями.

Появляется новый рефлекс если кроху расположить свободно в воздухе спинкой кверху, его голова будет занимать вертикальное положение, а спина изогнется дугой.

Рефлекторная деятельность ребенка меняется из-за усиления влияния коры головного мозга.

Нервно-психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 3 месяца ознаменуется ярко выраженным комплексом оживления. Малыш привыкает к своим родителям, чувствует свою защищенность и привязанность к маме и папе. На теплые слова и ласковые обращения начинает давать реакцию:

  • улыбается при виде взрослых и при их попытке завязать беседу;
  • эмоционально реагирует на свои новые успехи;
  • начинает гулить (ворковать) – звуки исходят из задней части ротовой полости.

Это первый этап речевого развития у детей, которое заканчивается к четырем годам, когда слова становятся понятными на сто процентов. Вербальные навыки ребенка в 3 месяца могут быть более прогрессивными. Некоторые малыши уже умеют лепетать – произносить отдельные гласные и согласные звуки с разной интонацией. Но не расстраивайтесь, если пока этого не произошло. Говорить о том, что имеется задержка речевого развития (ЗРР) пока рано.

Вы можете помочь трех месячному крохе осваивать вторую сигнальную систему полноценно. Чаще общайтесь с ним. Пойте детские песенки, рассказывайте развивающие стишки, потешки, прибаутки с дублированием слов и слогов. Копируйте звуки малыша, и он станет повторять за вами. Таким образом мы развиваем грудничка и упрочняем социальную связь с ним, что имеет колоссальное значение в формировании высшей нервной деятельности. То, что умеет ребенок в 3 месяца, напрямую зависит от вас.

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:


Важность сна

Правильное развитие органов чувств благоприятствует оптимальному развитию нервной системы. Но не менее важной стороной вопроса является оптимизация режима сна. Недостаточный сон становится причиной вялости ребенка, плаксивости, способствует задержке нервно-психического развития. Малыши на грудном вскармливании чаще просыпаются по ночам, так как эвакуация молока из желудка происходит быстрее искусственной смеси. Будет неплохо, если кроватка крохи будет стоять рядом с вашей, чтобы в случае пробуждения вы могли его быстро усыпить.

Некоторые считают, что на животе дети спят дольше, реже просыпаются ночью. Такая поза уместна, если малыш часто срыгивает. Однако такой сон требует постоянного наблюдения за ребенком. Никакие предметы не должны мешать дыхательным путям.

Формируйте ритм дневного сна. Засыпание малыша через равные промежутки времени будет удобно как для него самого, так и для вас. Это поможет спланировать свою деятельность в то время, пока ребенок спит.

Если у малыша остаются проходящие рефлексы, существует подозрение на то, что органы чувств работают неполноценно, а психо-моторные функции не развиваются, это насторожит курирующего педиатра. Вероятнее всего, он назначит дополнительные методы обследования, консультацию невролога и других необходимых смежных специалистов. Но не стоит переживать, если ребенок пока не освоил лишь некоторые навыки. Возможно, это его индивидуальная особенность. Соблюдайте все рекомендации и назначения врача, выполняйте все процедуры и делайте массажи. Это поможет крохе быстрее догнать своих ровесников.

Вопросом о том, как развить ребенка в 3 месяца, задаются многие родители. Повышенный интерес к этой теме в это время особенно актуален, ведь малыш наконец-то начинает проявлять эмоции и осознает свою физическую силу. В этом возрасте происходит резкий скачок во всем, чему научился кроха. Этап этот настолько важный, что стоит подробно рассмотреть все изменения, происходящие с малышом в этом возрасте.

Особенности периода

Этот возраст некоторые педиатры считают погранично-переходным, и некоторые утверждают даже, что срок беременности у женщин должен быть 12 месяцев, а не 9. Объясняют они свою теорию тем, что только через 3 месяца после рождения малыш становится способным к жизни вне материнской утробы и обретает социальные качества.

Ребенок в 3 месяца действительно кардинально меняется: он меньше плачет и больше общается, у него проходят младенческие колики, он начинает проявлять интерес к окружающему миру, физически становится более крепким и координированным, совершенствуются его слух и зрение.

Слух и зрение

Первое, на что обращают внимание мамы 3-месячного крохи, — это то, что он начинает прислушиваться к незнакомым звукам. Мало того, он даже поворачивается на

Существенно увеличивается расстояние, с которого малыш способен различать звуки: сейчас он слышит все звуки, раздающиеся в радиусе трех метров от него. При рождении это расстояние было в 2 раза меньше.

Особенно трогательным открытием для родителей становится то, что развитие трехмесячного ребенка достигло того уровня, когда он узнает близких ему людей. Увидев знакомое лицо, малыш начинает улыбаться и гримасничать. Маленький способен также голосом обозначить свое открытие и эмоцию.

Ребенок в 3 месяца подолгу рассматривает свои ручки: шевелит пальчиками, складывает их в кулачки. Также объектом внимания становятся мамино лицо и грудь, вращающиеся игрушки над кроваткой.

Крупная моторика

Значительно улучшается крупная моторика ребенка. Теперь его уже не так просто застать в одном положении — он настойчиво пытается поднять голову и корпус тела, шевелит ручками, поднимая и опуская их.

Лежа на животе, малыш старается подняться на ручках, поднимая при этом голову под углом в 90 градусов. В таком положении он способен удержаться в течение 30-50 секунд. Из положения полулежа ребенок также все время стремится сесть, а из положения лежа на животе или спине умудряется переворачиваться на бочок.

Когда родители несут крошку на руках, он удерживает головку прямо, поэтому ее уже не нужно поддерживать всякий раз, поднимая свое чадо.

Мелкая моторика

Умилительным в это возрасте становится интерес ребенка к игрушкам и стремление взять их в ручку. Кто-то в этом возрасте умудряется держать погремушку в руках и даже отправляет ее в рот, а кто-то пока только пытается произвести захват. В обоих случаях координация движений младенца стремительно улучшается.

Привлекательными объектами для облизывания становятся в этом возрасте не только игрушки. В рот тянется все, до чего удается дотянуться: пеленки, игрушки, мамины пальчики, собственная одежда.

Проявляются и исследовательские таланты: ребенку нравится трогать разные предметы, лица и волосы. Осязая, он ощущает предмет.

Социальное развитие

В этом возрасте малыш резко социализируется и из отрешенного человечка превращается в человека с осознанными желаниями, капризами и интересом к своему небольшому окружающему миру.

В 3-хмесячном возрасте маленький ребенок начинает интересоваться всем, что происходит вокруг него: его привлекают незнакомые звуки, он начинает следить за передвижением родителей. Крохе нравится, когда мама или папа носят его по дому и рассказывают об окружающих вещах.

Формируется внутренний мир крохи: он уже не просто узнает маму и папу, а старается привлечь их внимание, суча ножками, корча рожицы или агукая. В этом возрасте многие дети впервые начинают умилительно смеяться в голос.

Развитие собственной речи

Развитие трехмесячного ребенка и его напрямую зависит от слуха. Способность слышать появляется с первых дней жизни и к трем месяцам достигает того уровня, который обеспечивает стремительный прогресс в речи и в целом оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В 3 месяца жизни малыш впервые начинает смеяться в голос, что также отражает развитие слухового и речевого аппаратов.

Именно поэтому к трем месяцам малыш начинает активно гулить, успокаивая себя и разговаривая с собой. С ребенком даже можно говорить, он отвечает простыми звуками — «ааа», «ууу», «ыыы». Речевые навыки ребенка в 3 месяца таковы, что он может даже комбинировать звуки или заменять другими гласными.

Каждый из них теперь имеет свою интонационную наполненность. С помощью эмоциональной окраски произносимых гласных ребенок выражает свое состояние: когда голоден, когда что-то беспокоит и когда Каждое из этих состояний имеет теперь свою интонационную характеристику, что также отражает характерные умения ребенка в 3 месяца.


Навыки самообслуживания

Ребенок в 3 месяца, безусловно, до сих пор беспомощен, а слово «самообслуживание» здесь имеет несколько обобщенное значение. Однако оно способно отразить суть процесса, который заключается в умении ребенка помочь себе в чем-либо.

Так, к трем месяцам малыш способен взять нужный ему предмет и поднести его к глазам, чтобы лучше рассмотреть, или ко рту, чтобы облизать. Однако, взяв ту же соску, он не с первого раза сможет поместить ее в рот нужным образом, а если у него получится, то, скорее всего, случайно.

Помимо этого, кроха способен сам поддерживать бутылочку с водой, а также мамину грудь во время кормления. Также ребенок открывает ротик, когда понимает, что его пытается напоить водичкой с ложки.

Режим дня

К трехмесячному возрасту кардинально меняется у малыша. Во-первых, он реже прикладывается к груди — вместо 12-ти кормлений в сутки после рождения ему хватает 8-ми. Второе качественное изменение касается продолжительности ночного сна: малышу теперь хватает 10-11 часов отдыха с двумя ночными кормлениями. Третий важный момент относится к продолжительности дневного сна. После трех месяцев ребенок спит трижды в день продолжительностью по 1,5-2 часа.

Кроме того, сон у крохи становится более крепким, теперь он не просыпается при попытке переложить его в его кроватку. Это объясняется тем, что теперь сон у детей начинается с глубокой фазы, а не быстрой, как было в первые три месяца.


Массаж

После трех месяцев у малыша обычно исчезает повышенный тонус рук и ног, благодаря чему он начинает лучше координировать свои движения. Однако получается это не всегда и не у всех. Как развить ребенка в 3 месяца с помощью массажа? Чтобы помочь ему научиться владеть мышцами, неонатологи рекомендуют регулярно делать специальный массаж, улучшающий кровообращение и тактильную чувствительность малыша. Благодаря этой процедуре также развивается мышечная сила.

Технология массажа очень простая: он выполняется в виде поглаживаний, легких растираний, круговых движений. Все манипуляции должны проводиться очень бережно, с легким нажимом. Каждая процедура повторяется 2-3 раза.

Последовательность и характер действий при массаже малыша:

  • Начинаем с ручек и ножек. Массаж осуществляется путем поглаживаний и круговых движений.
  • По завершении можно выполнить ряд пассивных упражнений для развития мускульной силы. Для этого рекомендуется разводить и скрещивать ручки на груди ребенка. Для развития мышц на ножках выполнять скользящие движения ступни по поверхности стола — вперед и назад.
  • Быстрее овладеть собственным телом поможет процедура «переворот». Для этого нужно бережно переворачивать малыша с живота на спинку и наоборот, поддерживая при этом за таз.
  • Не следует забывать про животик и спинку. Массировать животик круговыми движениями пальцами и кулаком очень бережно. А спинку следует гладить круговыми и зигзагообразными движениями подушечками пальцев.
  • Не забываем про пресс. Удерживая за ручки, приподнимать голову и туловище ребенка до полусидячего положения.
  • Также неонатологи рекомендуют массировать ступни малыша, «боксировать» кулачками ребенка и покачивать детей на массажном мяче.


Как заниматься с ребенком

Условием гармоничного развития ребенка являются занятия с ним его родителей. К трем месяцам малыш реагирует на ласку, голос и нуждается в общении. Как развить ребенка в 3 месяца, как заинтересовать его и научить новым умениям?

  • Проявляйте любовь: обнимайте ребеночка, целуйте его пальчики и животик, дуйте на ступни. Это необходимое условие для того, чтобы он чувствовал себя нужным и защищенным.
  • Слушайте музыку вместе с ним. Выбирайте классические мелодии и негромкий звук. Хлопайте в ладошки в такт музыке.
  • Маленькие детки очень любят, когда мама поет им песенки. Ничто не заменит нежную колыбельную в мамином исполнении.
  • Издавайте разные звуки и стройте гримасы — это сподвигнет малыша повторять звуки за вами и развивать свой речевой аппарат.
  • Научите ребенка находить источник звука.
  • Развивайте его обонятельные способности: давайте нюхать банан, хлеб, цветок.
  • Также работайте с осязанием: предлагайте малышу поочередно твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, колючие и нежные.
  • Покажите крохе, что в разговоре есть ритм: общаясь с ним, останавливайтесь, словно ждете ответа. В скором времени малыш начнет ворковать с вами.

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Слух

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.


Top