Упражнения для каллиграфического почерка. Секреты каллиграфии или как научиться писать красиво? Каллиграфия в настоящее время

Здравствуйте уважаемые читатели блога « »!

Очередная тема моего исследования – каллиграфия. С одной стороны это продолжение темы «», но если графология касается нашего естественного, сформированного привычкой почерка, то каллиграфия – это уже искусство письма.

Основной метод, который будем использовать в исследовании – синоптическое чтение , о котором можно прочесть в моей книге « ».

Суть метода: создание избыточной информации из различных источников. Источниками послужат книги и информация Интернет. Далее эту информацию структурируем, выделяем важнейшие блоки, находим базовые книги и более глубоко их изучаем.

Результат – получаем общее представление о предмете, рассмотренное с разных сторон, системно.

Ассоциации с каллиграфией

Что первое приходит на ум, когда мы слышим слово «каллиграфия»?

Не ошибусь, что это будет какой-либо иероглиф написанный кистью китайским или японским мастером.

Что-то подобного типа:

«Давайте пить чай» мастера Sogi Hazama (1926—1994 г).

Или каллиграфическая надпись.

Возможно, также красиво писал главный герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Башмачкин Акакий Акакиевич, всю жизнь служивший переписчиком бумаг «в одном департаменте».

Кто-то вспомнит надпись на открытке:

Для кого-то каллиграфический шрифт – это заглавные буквы, например в сказках:

Что же такое на самом деле – Каллиграфия?

Этимология слова

Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»).

Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Есть и такое определение — «Каллиграфия - искусство изображения слова».

Более поэтично: «Каллиграфия - это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу » (В. В. Лазурский).

Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.

Постижение самого искусства каллиграфии, понимание сути процесса возможно только через практику.

Типы каллиграфии

Существует три основных типа каллиграфии:

Римская или Западная,

Арабская,

Китайская или Восточная.

История каллиграфии

История каллиграфии — это история и самих орудий письма, это и история эволюции искусства .

К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.

Еще в первобытных культурах информация передавалась в виде картинок, а не букв. В дальнейшем такие рисунки трансформировались до уровня знаков, обозначающих предметы, указанные на рисунке.

У китайцев – такими знаками стали иероглифы. Искусство написания этих знаков китайцы довели до совершенства.

Из Китая каллиграфия пришла и в Японию (это где-то V век нашей эры — период зарождения каллиграфии в Японии обозначен не так четко). Позже японцы адаптировали китайские иероглифы до родного языка.

В Китае и Японии каллиграфия относится к изящным искусствам, к которым относятся поэзия, живопись.

В древности получить высокую государственную должность можно было только после успешной сдачи императорского дворцового экзамена – и каллиграфия являлась одним из основных условий успеха, наряду со знанием канонических трактатов по философии.

История европейской каллиграфии начинается от шумерской клинописи (4-е тыс. до н. э.). Затем следует упомянуть Египетское иероглифическое письмо, которое восходит к 4-му тысячелетию до н. э.

Далее Греческое капитальное письмо (III в. до н. э.), Римское капитальное письмо (I-V вв.). Унциальное письмо (IV-VIII вв.), Полуунциальное письмо (VI-IX вв.), Готика, текстура (XI-XV вв.), Ротунда, швабское письмо (XV в.).

Описать историю каллиграфии в одной статье практически невозможно, поэтому я отсылаю читателей к книгам, о которых речь пойдет чуть ниже.

Скажу лишь, что до 1440 года, когда был изобретен печатный пресс, каллиграфия была единственным способом создания книг и других публикаций. Каждая копия книги переписывалась писцом вручную. Материалом служил пергамент или калька, а писали при помощи птичьего пера и чернил.

Для своей печатной машинки Иоганн Гутенберг выбрал готический стиль. Он стал первым шрифтом в книгопечатании.

С XV века ведущая роль в европейской каллиграфии перешла к гравёрам, а также к переписчикам и художникам. Книгопечатание резко ограничило области применения каллиграфии.

По мере распространения книгопечатания, машинописи и компьютерного набора каллиграфия утрачивала свое исходное прикладное значение и в настоящее время воспринимается преимущественно как эстетический феномен, оставаясь, впрочем, базой для разработки гарнитур наборных шрифтов.

Первые европейские книги шрифтов

Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму ). Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития.

Известную книгу образцов шрифта «A Booke Containing Divers Sortes of Hands» («Книга, содержащая разные виды шрифта ») издали два автора - И.Бошезн и И.Бэльдон , в Лондоне, предположительно в 1571 году.

Первой французской книгой была работа Жака де ля Рю «Exemplaires de plusieurs…» («Несколько образцов... .»), изданная в Париже в 1569 году.

Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу LProba centum scriturarum (Образцы ста писем ).

Столетие спустя наиболее известным стало имя Яна ван-ден-Вельде , чья книга «Speieghel der Schrijfkonste» («Зеркало искусства шрифта ») вышла в Роттердаме в 1605 году.

Книга Джорджа Шелли «Natural Writing» («Естественный шрифт ») была издана в Лондоне в 1709–1714 годах.

Джордж Бикгем написал книгу «Universal Penman» («Универсальный мастер шрифта »), которая вышла в Лондоне в 1743 году.

Выдающиеся образцы каллиграфии были известны и на Руси, начиная с "Остромирова евангелия » (переписано в 1057 году дьяконом Григорием).

Каллиграфия в настоящее время

Каллиграфия в обычной жизни уже не имеет прежнего значения, люди практически перестали писать от руки. Но, тем не менее, красивое письмо имеет свое применение в книжной, рекламной и плакатной графике .

Современные каллиграфические шрифты неограниченно разнообразны, изменяются плотности, наклоны, пропорции, жирности, декоративности шрифта. Для каждой цели можно создать собственный шрифт, соответствующий содержанию и назначению надписи.

Возникает вопрос — а нужна ли каллиграфия в эпоху компьютерных технологий?

Разве, что подписать от руки открытку к юбилею. Печатным шрифтом –это не очень хорошо для такого случая. Нужен красивый почерк, имитирующий каллиграфический.

Конечно, красиво писать можно и с помощью компьютера. Но это уже не творчество, раскрывающее человека. Ведь когда человек пишет, он мыслит, думает не только о содержательной части, но также и о внешней, выразительной части написанного. Мы творим сердцем, душой и рука это инструмент этого творчества.

Каллиграфия, игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

О почерке как индикаторе характера и индивидуальности написал в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».

Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал ». Издательство: «Наука». 1978 г

У ровного, разборчивого и эстетичного почерка есть чисто практическая польза, которая заключается в следующем:

— исключает ошибку и помогает правильно понять текст;

— не вызывает раздражение у читающего;

— дисциплинирует мысль во время письма;

— полезна для поздравительных открыток и дарственных надписей;

— обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;

— говорит в пользу вашего характера.

Усилить аргументы в пользу красивого почерка можно вспомнив записи в медицинских карточках, которые делают сотрудники медицины.

Анекдот в тему: Врачи вышли на забастовку к зданию мэрии и свои требования написали на транспарантах. Но власти города не смогли их прочитать.

Действительно, сейчас редко можно встретить четкое, красивое, разборчивое письмо. И проблема почерка – это одна из самых важных проблем образования .

А ведь раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя.

В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет.

Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщается ученик. Обучая ребенка грамоте, одновременно с ним начинают заниматься каллиграфией – не только чтобы облегчить процесс запоминания, но и чтобы заложить основы эстетического вкуса , пробудить способность к восприятию искусства.

Хотя и после революции уроки не упразднили, а лишь переименовали в чистописание.

Школьники писали в специальных разлинованных тетрадях, причем первые полгода карандашами, и только потом перьями. Вот почему у старшего поколения, в основном, красивый почерк.

Но и это ещё не всё. Самое главное – письмо было Отрывным.

Однако в 1968 году, во время очередной школьной реформы, отрывное письмо сочли излишеством. Посчитали, что дети будут писать гораздо быстрее, если не будут отрывать перо от бумаги. Специальную разлиновку отменили, как пережиток прошлого, а шариковые ручки стали орудием письма с первого дня в школе.

В результате, получили жуткие детские каракули, а к ним в придачу мышечный зажим (результат безотрывного письма).

Хотя правильнее было бы учить малышей писать сначала карандашом, а уже затем давать шариковую ручку.

Во многих странах дети, пока учатся писать, пишут в рабочих тетрадях карандашами, исправляют столько раз, сколько нужно, и им за это оценку не снижают. А уж тем, кто умеет писать красиво и без исправлений - тем дают пёрышко!

Качество письма во многом определяется тем инструментом, которым пишут. У шариковой ручки пишущая часть – это «точка». А вот для письма, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины.

Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером - усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.

Президент Национального союза каллиграфов Петр Чобитько на своих занятиях учит:
Шариковую ручку мы держим с постоянным нажимом, рука, а с ней и весь человек – закрепощены; перо нужно обхватить нежно, «иначе блокируете дыхание, движение тела. Линию делаем на выдохе. Сидим ровно, на перо не наступаем – оно на цыпочках движется».

Работаем не пальцами, а всем телом, как рычагом, – наставляет каллиграф, пока мы, как водители-чайники, опасливо трогаемся с места в верху буквы и ме-е-едленно ползем пером вниз.

При каллиграфии всегда идет этот счет, внутренняя работа. Это рисовать можно, и жуя бутерброд, и смотря телевизор. Если возьмешь перо, уже ничем параллельно заниматься не сможешь.

Шариковая ручка очень испортила и людей, и культуру. Вот китайцы и японцы не отказались от своих иероглифов, которые пишутся кисточкой. У нас тоже есть неполная замена перу – перьевая ручка. Когда пишешь пером, ты просто вынужден писать правильно, поворачивая лист, руку или саму поверхность так, как нужно для буквы.

Когда же мы пишем шариковой ручкой – это непрерывное письмо: мы ставим ручку, как нас в школе учили, и пишем, не прерываясь.

В каллиграфии мы задумываемся над каждой буквой, над каждым движением – это, конечно, медленней, но пользы гораздо больше.

Некоторые врачи считают, что нет таких болезней, которые не излечиваются каллиграфией. Когда мы пишем, то берем перо тремя пальцами, получается, что задействуются определенные зоны мозга.

Чистописание/каллиграфия развивает мелкую моторику рук и тем самым развивает мыслительные способности, потому что иннервация мышц кисти руки занимает очень большую площадь (~1/3) в коре головного мозга.

Обучение каллиграфии

Прежде чем перейти к обзору книг по каллиграфии, дам несколько ссылок на сайты, где можно обучиться этому искусству.

Школа Каллиграфии была создана Петром Петровичем Чобитько в 2005 году при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

3. Курс «Каллиграфъ » , позволяющем за три недели сделать детский почерк одновременно красивым и быстрым.

4. Журнал о шрифте и типографике , языке и времени, людях и визуальных традициях

Занимаясь каллиграфией, однажды вы поймёте, что обрели в этом искусстве способность выражать самые глубокие чувства. На место неистовства, шума и стресса современной жизни к вам придёт спокойствие, гармония и равновесие, вы выиграете умственно и физически.

Книжный обзор «Каллиграфия»

Начну с базовых книг по каллиграфии, затем рассмотрим книги по восточной каллиграфии, книги, посвященные шрифтам и типографике.

Л. Проненко. «Каллиграфия для всех». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2013 г

Каллиграфия для всех — книга об искусстве писать красиво. Как пишет сам автор, «Каллиграфия для всех» — это попытка увлечь широкий круг людей искусством красивого письма, помочь овладеть шрифтовой культурой, освоить первоначальные навыки и более сложные приемы работы, познакомить читателя с краткой истории каллиграфии».

Замечу, что данная книга коснется лишь западного типа каллиграфии.

И. Т. Богдеско. «Каллиграфия». Издательство: Агат. 2005 г

Илья Трофимович Богдеско (1923—2010 гг) – российский график, народный художник СССР. В 1951 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, в дальнейшем работал в Молдавской ССР.

В книге рассматриваются правила письма на основе начертаний, какие имели место в истории письма от начала первого тысячелетия вплоть до изобретения книгопечатания.
Книга адресована обширному кругу любителей как учебное пособие для самостоятельного изучения каллиграфии.

Методический материал книги, позволяет рассматривать ее как «самоучитель».
Также отмечу, что данная книга касается западного типа каллиграфии.


Клеминсон Р. «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». 45 проектов с пошаговыми объяснениями. «Контэнт». 2008 г

Как написано в названии книги — это проекты с пошаговым объяснением. На примере ниже, видно, что это действительно пошаговое руководство.

«Все о технике. Каллиграфия». Издательство: Арт-Родник. 2012 г.

Здесь подробно изложены все аспекты, которые необходимо знать при изучении каждого стиля и техники. Таким образом, вы сможете свободно освоить навыки каллиграфического письма с помощью кистей, перьев, чернил и прочих инструментов

Мальком Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма» . Белфакс (ИД Юнион). 1998 г

Доступный практический курс по творческой каллиграфии для начинающих от основ до более сложных примеров, как современных, так и исторических.

Две книги по искусству иллюминирования.

1. Жанет Мехиген. «Украшаем каллиграфические тексты. Искусство иллюминирования» . Издательство: Контэнт. 2009 г

Богато иллюстрированная книга об искусстве украшения рукописей – иллюминировании.

2. Патриция Картер. «Декоративная каллиграфия. Иллюминирование».

В этой книге рассказывается об иллюминировании самых разных предметов: поздравительных открыток, закладок для книг, экслибрисов, почтовой бумаги, шкатулок, пресс-папье и др. В книге описаны техники золочения, пуантилизма и зеркального переноса узоров.

Д.И. Петровский. «Каллиграфическая история Руси и Западной Европы. Письмо ширококонечным пером» . 2013 г

Книга-альбом по истории возникновения и развития кириллического и латинского письма в течение последних веков Старой и 1–2 тыс. нэ, проиллюстрированной памятниками кириллической и латинской письменности. Подробно изложена теория и практика написания основных каллиграфических исторических почерков (пошибов) в технике ширококонечного пера (даны прописи на миллиметровой бумаге), с анализом написания всех знаков оригинального алфавита и альтернативной адаптацией на противоположную систему письма (кириллизация латиницы и латинизация кириллицы).

Петровский Дмитрий Ильич. Доцент кафедры Графики Северо-Западного института печати, член Союза художников России, член Союза дизайнеров, член Национального союза каллиграфов. 25 лет преподает искусство шрифта и каллиграфии в различных художественных вузах.

Маргарет Морган. «Буквицы. Энциклопедия. Декоративная каллиграфия». Арт-родник. 2006 г

Декоративная каллиграфия — это искусство украшения книг, в частности заглавных букв, так называемых буквиц. Искусство было распространено в монастырях в Средние века в Европе.

Буквицы — одна из лучших книг по каллиграфии. Множество цветных картинок. Всё достаточно ясно и понятно описано. Даст примерное представление о строении буквы, а также ее эволюции.

В книге приведены подробные инструкции по созданию буквиц и декоративных шрифтов в шести исторических стилях, включая кельтский, готический и романский.


Чобитько П.П. «Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь». Издательство: Гимназия Св. Василия Великого. 2008 г

Азбуковником называлась давно забытая форма прописей по изучению различных видов древнерусского письма, которыми пользовались на Руси до конца семнадцатого века.

После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам.

Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером.

«Азбуковник» является пособием по основам древнерусского письма, предполагает практические занятия по изучению его основных форм - устава и полуустава. Автором был разработан систематизированный метод написания уставных и полууставных букв, который не нарушает их основы и не только облегчает сам процесс письма, но и способствует изучению и пониманию исторических образцов, их осмысленному копированию.


Ирина Птахова. «Простая красота буквы». Издательство: Русская Графика. 1997 г

Книга, посвящена истории шрифта, последовательно и полно раскрывает перед читателями тайны совершенного дизайна, гармонии и красоты привычной типографской буквы.

Читателю станут понятны исторические связи и пути возникновения новых шрифтовых стилей, их преемственность и самоценность.

Вера Белозерова. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Институт восточных культур и античности, РГГУ. 2007 г

Первая в отечественной литературе обобщающая работа, в которой рассматривается китайская каллиграфическая традиция как уникальный и целостный культурный феномен.

Освещаются основные этапы развития каллиграфии на протяжении четырехтысячелетней истории, включая XX столетие; представлены технические параметры, художественные особенности и эстетические принципы каллиграфического искусства; исследуется творчество выдающихся мастеров каллиграфии; выявляются закономерности эволюции каллиграфической традиции.

В приложении даны переводы трактатов и специализированный справочный аппарат.

Ребекка Ю. «Китайская каллиграфия — это просто!». Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, Кладезь. 2010 г

От издателя: Книга состоит из ряда уроков, по мере изучения которых в вашем сознании сформируется стройная система. Вы будете последовательно изучать штрихи, переходя от самых простых к более сложным. Каждый раз, изучив новый штрих, вы сможете сразу писать все новые иероглифы. И в конце вы уже сможете сформировать фразы.

Цюй Лэй Лэй. «Искусство китайской каллиграфии». Издательство: Ниола. 2007 г

Цель настоящего издания — помочь всем желающим, кто хочет овладеть изощренными техниками китайского письма и его различными стилями. Вы узнаете о «четырех сокровищах» китайской каллиграфии: бумаге, туши, тушнице и кистях, научитесь правильно их выбирать и хранить, а главное — постигните основы построения иероглифов.

Соколов В.В. «Тайны китайских иероглифов». Современный литератор. 2009 г

В иллюстративной части издания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов. В богато иллюстрированном издании кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка.

Сторожук А.Г. «Введение в китайскую иероглифику». Издательство: Каро. 2010 г

Четыре книги, имеющие одинаковое название, но разных авторов.

1. В. Соколов. «Китайская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2006 г

В книге кратко описаны происхождение, история и этимология 214 основных иероглифов (ключей) китайского языка. В иллюстративной части книжного и здания приведены изображения ключей с указанием их значения и транслитерации названия, составляющих черт и эволюционных изменений, а также примеры использования ключей при создании других иероглифов.

2. Харевский С.В. «Китайская каллиграфия».

В этой небольшой книжке описано как можно приобщиться к искусству начертания китайских иероглифов.

3. Ят-Минг Кэти Хо. «Китайская каллиграфия. Энциклопедия». Издательство: Арт-родник. 2009 г

В книге представлено более трехсот иероглифов, объединенных различными темами – числа, дни недели, времена года, гороскоп, поздравления, праздники, любовь и др. Каждый из иероглифов сопровождается подробных объяснением его смысла и иллюстрациями его прорисовки.

4. Цюй Ли. «Китайская каллиграфия». Издательство: АРТ-РОДНИК, 2010 г.

Пять основных стилей — от самого раннего пиктографического письма до красивых почерков чжуань, хань, уставного и скорописного — представлены в мельчайших подробностях.

Восхитительные иллюстрации сопровождают каждый этап изучения каллиграфии, в конце которого вы сами сможете свободно писать иероглифы.

Приобретенные благодаря этой книге знания вы сможете применить на практике в процессе работы над 15 проектами, каждый из которых станет прекрасным подарком или предметом для украшения дома.

«Живопись и каллиграфия Китая». Издательство: Вэнь У / Вень У. 2004 г

Иллюстрированный альбом предлагает обзор произведений живописи и каллиграфии известных китайских мастеров. Статья содержит краткое описание истории развития жанров и теоретических принципов традиционной китайской живописи, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов.

По китайской классической теории искусства началом для каллиграфии и национальной живописи послужили простейшие рисунки предметов, которые в последствии развились в иероглифы. Общность происхождения, техника и эстетические принципы живописи и каллиграфии обусловили их тесную связь.

Во многих трактатах по искусству говорится: «Каллиграфия и живопись — это различные названия одного и того же явления» . Хороший художник, как правило, был и хорошим каллиграфом. По мнению китайских художников, от прекрасного письма исходит животворная сила добродетели.

«Уставное письмо Кай Шу – каллиграфия». Издательство: Альтекс. 2002 г

Доступное практическое руководство по китайской каллиграфии, с полными техниками написания черт и приложениями образцов написания иероглифов «Чжаю Мэн Фу».
Позволит всем желающим прикоснуться кистью к бумаге, окунувшись в мир Китайской письменности, освоить методы написания основных черт и, в дальнейшем, перейти к более сложным техникам написания иероглифов, так как Кай-шу является только началом...

«Практический курс китайской каллиграфии: 214 ключевых иероглифов». Обучающая программа Издатель: MagnaMedia Developer. 2014 г

Ключевые иероглифы — это базовые иероглифы, из которых состоят все остальные. В учебном пособии даются практические занятия по каллиграфии 214 ключевых иероглифов.

В каждом занятии наглядно демонстрируется каждое движение при написании иероглифа — достаточно взять кисточку или маркер и повторять за преподавателем из КНР Kong Xiankui.

В курсе имеется режим замедленного воспроизведения видео для тех, кто делает первые шаги. Каждый иероглиф рисуется преподавателем вручную по несколько раз.

Три книги для общего развития.

Маслов А. Каллиграфия: образы иного в потёках туши // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М.: Алетейя, 2003, с. 251-260.

Книга известного российского востоковеда профессора А. А. Маслова рассказывает об инициациях и мистериях традиционного Китая, связанных с культами бессмертных, путешествиями в загробный мир, погребальными ритуалами и формированием особого духовного климата, где самое обыденное и мирское оказывается возвышенно-священным и наиболее значимым.

Каллиграфии посвящена глава из книги «Каллиграфия: образы иного в потёках туши». с.251-260.

Соколов-Ремизов С. Н. «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений». Издательство: Едиториал УРСС, 2004 г

Книга нацелена на раскрытие и обоснование нескольких определяющих, по мнению автора, тенденций и направлений в перспективном развитии китайского и японского искусства. Рассматриваются наиболее специфические (и одновременно универсальные) черты дальневосточного менталитета.

Завадская Е. В. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Издательство В. Шевчук. 2001 г.

Книга по истории и искусству Китая. «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» - старинный китайский трактат по живописи в переводе Е.В. Завадской.

Книга, посвященная японской каллиграфии.

Еко Такэнами. «Японская каллиграфия. Подробное руководство и правила написания японских иероглифов». Издательство: Арт-Родник. 2010 г

Подробно изложена информация о стилях японской каллиграфии, о правилах написания иероглифов. Страницы книги включают в себя множество хокку, крылатых выражений, красивых фраз. Все это изображено на ярких и красочных иллюстрациях. Большое количество информации по истории японской каллиграфии.

С. Харевский. «Арабская каллиграфия». Издательство: Харвест. 2007 г

Арабская письменность характеризуется предельно выразительным написанием букв, слов и предложений, Изобилующим декоративными элементами. Это высокое искусство, приобщиться к которому и предлагает читателю эта небольшая книжка.

Виллу Тоотс. «Современный шрифт». Книга. 1966 г

«Современный шрифт» - библия каллиграфа. В книге уделяется внимание как писанию шрифта, так и его рисованию. Большое значение придается типографским шрифтам.

История шрифтов, техника рисования или письма и методика овладения тем или иным, разнообразие шрифтов и их назначение - все эти аспекты подробно рассмотрены в издании.

Таранов Н.Н. «Рукописный шрифт». Издательство: Вища школа. 1986 г

В пособии рассматриваются исторические формы шрифтов. Даются практические рекомендации по созданию рукописных шрифтов и овладению различными инструментами для письма.
Приводятся история и практика писания рукописного шрифта.

Большое внимание в пособии уделяется изучению латинских рукописных шрифтов и переводу латинских шрифтов на русскую основу, а также изменениям, которые претерпевала графика кириллицы с X по XVIII века, и которые проявились в различных видах кириллического письма - уставе, полууставе, скорописи и др.

Геррит Ноордзей. «Штрих. Теория письма». Издатель: Д. Аронов. 2013 г

Геррит Ноордзей - выдающийся голландский шрифтовой дизайнер, типограф, теоретик и педагог. С 1960 по 1990 год руководил курсом шрифтового дизайна в Королевской академии искусств в Гааге.

Знаменитая теория письма охватывает ряд важных для шрифтового дизайна постулатов - от понятия белого пространства в слове до подробного разбора движения штриха с математической точки зрения.

Автор подробно разбирает само устройство письма - штрих, разбивает его на составные: контрапункту, фронтальную линию икривую, вносит в каллиграфию понятия параллельный перенос, расширение и фронт, много исследует, а так же описывает собственные взгляды на развитие письма.

1. А.Кудрявцев. «Шрифт. История. Теория. Практика». Издание: Москва, Университет Натальи Нестеровой. 2003 г

Книга «Шрифт. История, теория, практика» рассказывает о терминологии, рисунке шрифтовой формы, основных начертаниях шрифта; о типографских шрифтах, созданных в разные культурные эпохи, от Ренессанса до XX века, и логически завершается главами об аббревиатурах, товарных знаках, логотипах, шрифтовых плакатах - их содержательных, изобразительных и психологических средствах.
Читая эту книгу, можно узнать не только о том, как развивалась письменность, но и о чем говорили люди той или иной эпохи, что писали этими знаками на бумаге, дереве или камне.

2. А. Г. Шицгал. «Русский типографский шрифт». Издательство: Книга. 1985 г

Книга посвящена истории русского типографского шрифта и практике его применения с середины XVI века и до настоящего времени. Особое внимание уделяется вопросам развития современных систем шрифтов и практике их применения в книге, газете и журнале.

3. Воронецкий Б, Кузнецов Э. «Шрифт». Издательство: Художник РСФСР. 1975 г

Пособие «Шрифт» адресовано всем, кто стремится овладеть мастерством шрифта: и художникам, не имеющим специальной подготовки в этой области, и многочисленным участникам художественной самодеятельности.
Авторы дают читателю то общее, что связано с применением шрифта в любой области: понимание закономерностей его форм, методику работы над ним.

4. Я. Чернихов, Н. Соболев. «Построение шрифтов». Учебное пособие. Издательство: Архитектура-С. 2007 г (стереотипное издание 1958 г).

В предлагаемой читателю книге кратко освещены теоретические основы шрифтовой графики и изложены правила и приемы воспроизведения шрифтов и надписей.

Основное внимание уделено вопросам построения букв. Для студентов строительных, архитектурных, художественных вузов и факультетов.


1. Семченко П. А. «Основы шрифтовой графики». Высшая школа. 1978 г

2. Смирнов С.И. «Шрифт и шрифтовой плакат». Издательство: Плакат. 1977 г

3. Г. Кликушин. «Декоративные шрифты: Для художественно-оформительских работ». Издательство: Архитектура-С. 2005 г

В настоящей книге собраны декоративные (орнаментированные, каллиграфические, титульные, брусковые, рубленые) шрифты, которые могут быть использованы для художественно-оформительских работ в печати, в наглядной агитации и рекламе.

4. Альберт Капр. «Эстетика искусства шрифта». 1977 г
Книга выпущена к Международной выставке искусства книги в 1977 году.

5. Николай Таранов. «Художественно-образная выразительность шрифтов». Издательство: Перемена. 2000 г

В книге дана развернутая информация об основных видах, понятиях и терминах, применяемых в теории шрифта, рассмотрены вопросы взаимоотношений шрифта и изображения в издании, применения различных видов шрифтов в оформлении книг, журналов, плакатов и других изданий.

Две книги о работе с пером и тушью.

1. Гаптилл Артур Л. «Работа пером и тушью». Издательство: Попурри. 2004 г
Эта книга была написана более 70 лет назад, но сохранила свою актуальность и привлекательность для специалистов (художников и архитекторов), а также (благодаря подробной трактовке всех вопросов - от простейших до самых сложных - и насыщенности иллюстрациями) для широкого круга читателей, пока что менее искушенных в выполнении изображений ручкой и тушью.

2. Карл Глассфорд. «Рисунок пером и тушью: линия, фактура, цвет». АСТ, Астрель. 2004 г

Книга, написанная художником Карлом Глассфордом, знакомит читателя с разнообразными художественными возможностями, которые предоставляет техника работы пером и тушью.

Следующие книги посвящены типографике.

Типографика (от греч. отпечаток и пишу) — искусство оформления печатного текста. Типографический процесс включает выбор регистра алфавита, гарнитуры, комплекта и кегля шрифта, выключки и длины строк, межбуквенных, межсловных и междустрочных пробелов, а также взаимного расположения текста и иллюстраций на запечатываемом материале. Задачей типографики, наиболее творческого этапа оформления текста, является определение параметров для последующих процессов набора, вёрстки и допечатной подготовки. (Из Википедии).

Ян Чихольд. «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера». Издательство Студии Артемия Лебедева. 2012 г

Впервые книга была опубликована в 1928 году в Германии и стала своего рода манифестом современной типографики. Это доскональное и увлекательное исследование охватывает широкий круг вопросов – от теорий социального критицизма и истории искусств до возрастающей важности фотографии в графическом дизайне.

Помимо этого, в «Новой типографике» Ян Чихольд формулирует предельно ясные и четкие правила оформления печатных материалов. Последние главы содержат подробные практические указания по верстке повседневных деловых документов – вплоть до рекомендаций по выбору размера бумаги и правильному сочетанию шрифтов. Несмотря на то что описанные в книге стандарты устарели и не используются, а сам Чихольд со временем отказался от многих высказанных идей, издание будет полезно графическим дизайнерам, шрифтовикам, иллюстраторам и верстальщикам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей графического и шрифтового дизайна.

Эрик Шпикерман. «О шрифте». Издательство: ПараТайп. 2005 г

Эта книга попытка разъяснить язык типографики читателям, желающим научиться осознанно и грамотно пользоваться шрифтами. Читатель поймёт, почему существуют так много разных гарнитур, как их нужно использовать и почему каждый день их требуется все больше и больше. По сути это не просто перевод, а локализация книги практически все шрифтовые примеры были пересмотрены с учетом существующих на сегодняшний день кириллических шрифтов.

Книга прививает любовь к шрифту (если ее нет), учит тому, что выбор шрифта это всегда сложный и ответственный процесс, акт творчества (если, опять же, вы об этом никогда не задумывались).

Чихольд Я. «Образцы шрифтов». Издательство: студия А. Лебедева. 2012 г

Эта книга — сборник прекрасных шрифтовых примеров, составленный Яном Чихольдом, известным типографом и художником книги. В издание попали шрифты исключительной красоты, находящиеся вне времени и моды, — настоящие образцы для подражания в шрифтовом дизайне.

Многие ценные исторические иллюстрации приведены в реальном размере и тщательно отретушированы автором, поэтому выглядят лучше, чем в плохо сохранившихся оригиналах. Прежде чем представить коллекцию образцов, Чихольд скрупулезно анализирует форму и устройство букв, разбирает плохие и хорошие шрифты, пишет об использовании прописных и строчных знаков, межбуквенном и междустрочном расстояниях.

Безухова Л.Н., Юмагулова Л.А. «Шрифт в работе архитектора». Издательство: Архитектура-С. 2007 г

Работа рассчитана на всех, кто интересуется вопросами искусства, кто учится по специальности «архитектура», «скульптура», кто занят архитектурно-строительной практикой.

Рудер Э. «Типографика». Книга. 1982 г
Для всех, кто хочет заниматься настоящим графическим дизайном. Девятнадцать глав книги демонстрируют разнообразие идей и композиционных возможностей типографики.

В книге можно встретить обилие примеров (в том числе и ставшие известными эксперименты самого Рудера) по применению шрифта - автор использует его такими способами, которые не снились даже профи-дизайнеру, знающему композицию и многое понимающему в своей сфере.

Примеры Рудера - это уже скорее искусство дизайна, а не ремесло, предельный случай, к которому нужно стремиться.


Феличи Джеймс. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Издательство: БХВ-Петербург. 2014 г

Во втором издании описаны универсальные технические приемы по работе в новейших версиях основных программ верстки для Mac OS и Windows, шрифты Unicode и OpenType, расширенные наборы символов, методы поиска символов, даны последние сведения по веб-типографике (в том числе CSS3). Книга полезна и доступна не только дизайнерам, печатникам и менеджерам полиграфического производства, но и всем, интересующимся вопросами верстки.

Владимир Лаптев. «Типографика: порядок и хаос». Издательство: Аватар. 2008 г

Анализ типографики, вошедшей в культурное наследие второй половины XX — начала XXI века, базируется на критериях, вынесенных в название книги, — порядке и хаосе. Деление издания на четыре раздела соответствует основным типографским стилям нашего времени: швейцарскому (международному) стилю, «новой волне», «цифровому дизайну» и деконструктивизму, как апофеозу постмодернизма. «Типографика: порядок и хаос», с одной стороны — это временной срез стилевого многообразия, с другой — графический дизайн в лицах.

Книга предназначена для профессиональных дизайнеров-графиков, арт-директоров, студентов и преподавателей профильных учебных заведений.


Александра Королькова. «Живая типографика». Издательство: IndexMarket. 2008 г.

«Живая типографика» посвящена искусству создания книг и является своего рода справочником. Книга адресована, прежде всего, дизайнерам, которые, так или иначе, работают со шрифтами. Но при этом, обилие исторических и технологических справок делают ее интересной для любого человека, который сталкивается в своей жизни с книгами и текстами.


Роберт Брингхерст. «Основы стиля в типографике». Издательство: Д. Аронов. 2013 г

Эта книга является одной из фундаментальных основ не только типографики, но и дизайна в целом. Роберт Брингхерст предоставил всю необходимую информацию о выборе и сочетании шрифтов, о стиле, ритме, гармонии и форме, рассмотрел их историческое происхождение и современное использование.
"Что такое хорошая типографика? Каковы критерии ее качества? Как добиться лучших результатов в оформлении текста? Книга Брингхерста помогает во всём этом разобраться.

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal - barbariskina .

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов - своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее - получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ , и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись - все равно копать и копать))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом - смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность - ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам - это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше - с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила - обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное - соблюдать наклон пера и разработать руку.

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство - не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера - 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха - тем лучше.

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы - дешево и не жалко, минусы - чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно - можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии - заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать - ближе к последнему скорее всего.

С перьями - вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах - выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами - HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции - синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты - брашпены) Первое, чем я пробовала писать - это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) - уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) - очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Небольшие лайфхаки от меня - наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается - вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще - Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала - Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти - Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе - подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство - наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник - кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно - уже разведенную акварель, можно - чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма - просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести - ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений - очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво - не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Красивый почерк или каллиграфию часто называют искусством письма, что наталкивает многих на мысль о невозможности достичь успехов на этом поприще для человека без определенного таланта. Но это не совсем так. Так, многие известные живописцы имели отвратительные почерка, а ведь едва ли можно говорить, что бог их обделил умением держать перо или кисть.

В том, что касается умения красиво писать, по мнению многих исследователей, большую роль играет вовсе не талант, а терпение и внутреннее спокойствие. Замечено, что дети, которые растут в благоприятной спокойной семейной обстановке, как правило, обладают более ровным и красивым почерком, чем их сверстники, чья жизнь проходит в постоянных стрессах.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что научиться мастерству письма может практически каждый и вот несколько советов как научиться писать красивым почерком.

Для начала важно удобно расположиться за столом и позаботиться о хорошем освещении. Если ваша рука при письме будет излишне напряжена, то такое положение кисти не будет способствовать появлению из-под вашего пера ровных и красивых символов. Кроме того, необходимо строго следить за осанкой. Правильная осанка позволяет полностью расслабиться, что поможет вам писать красиво.

Оценка своего почерка

Чтобы понять, над чем следует работать в первую очередь, полезно будет объективно оценить состояние вашего письма на текущий момент и, сравнить написание букв, штрихов и интервалов между совами и буквами с идеалом красивого почерка, которого вы хотели бы достичь. Так Вы сразу поймете, где слабые места в вашем письме, какие завитки и росчерки можно усовершенствовать, а от каких следует и вовсе избавиться.

Пишущие принадлежности

Подходящие ручка и бумага играют не последнюю роль в каллиграфии. Как правило, в качестве основного инструмента выбирают перьевые ручки, а не дешевые шариковые или карандаши. Качественной чернильной ручкой гораздо легче выводить при письме ровные и одинаковой толщины линии. То же самое касается и бумаги, которая должна быть достаточно качественной, чтобы наносимые на нее знаки не расплывались от чернил. Кто-то предпочитает использовать для тренировок прописные тетради для первоклассников и это бывает оправданным, особенно на первых порах.

Алфавит

Прежде чем переходить к длинным словам, целесообразно попрактиковаться в написании каждой буквы алфавита в отдельности, как когда-то вы это делали в школе. Перед собой нужно иметь образец и стараться тщательно, красиво выписывать каждую черточку, а также следить за интервалами между буквами. Такие упражнения необходимо повторять до того времени, пока ваше письмо не начнет демонстрировать признаки автоматизма.

Соединительные линии

Именно от умения ровными красивыми линиями соединять буквы в слова во многом зависит красота почерка. Курсив – так называются соединения между буквами, в переводе с латыни означает «бегущая рука», что как нельзя лучше передает суть правильного соединения. Следите, чтобы ваша рука, образно говоря, расслаблено парила над листом бумаги и не забывайте при этом закрывать все необходимые пробелы между буквами.

Моторика рук

Необходимо развивать мелкую моторику рук, что позволит заметно улучшить почерк. Здесь можно выбрать себе занятие по душе: кто-то предпочитает макраме, а другой может выбрать лепку из пластилина или сооружение домиков со спичками. Полезно будет заняться и рисованием. Рисовать желательно карандашом, тщательно выводя при этом мелкие детали.

Тренировка

Для того, чтобы добиться успеха в каллиграфии не обойтись без постоянных и настойчивых тренировок. Необходимо полюбить сам процесс, а остальное сделают ваша усидчивость и трудолюбие. После упорных занятий положительный результат точно не заставит себя ждать, и ваш почерк станет чем-то вроде визитной карточки.

Умение красиво выводить буквы, делать одинаковые закорючки, создавая ровный каллиграфический шрифт - дело, которое по плечу не каждому.

Почерк считают чуть ли не наследственным фактором: если пишет, как курица лапой - значит так и будет всю жизнь.

Это заблуждение легко опровергнуть. Почерк можно изменить, и сделать это под силу каждому, в любом возрасте. Нужно только работать над собой, выполнять упражнения, которые помогут развить навыки.

В человека заложен потенциал, развивая который приобретают различные навыки.

Сегодня проблема плохого почерка становится острой из-за частой замены ручного письма печатью.

Компьютеризация упростила труд во всех организациях и сферах жизни, люди стали реже пользоваться ручкой. Письма сегодня отправляются в основном по электронной почте.

Мало кто помнит, как красиво писать от руки. А умение по-прежнему необходимо развивать, независимо от возраста.

Каллиграфический почерк - это красивые ровные буквы с закруглёнными линиями. Красота его построена на ровных одинаковых линиях.

Добиться такого эффекта не сложно, принципы письма каллиграфическим почерком не отличаются от обобщённых правил чистописания.

Правила, соблюдая которые, вы научитесь писать каллиграфическим почерком:

Правила Дополнительная информация
1 Сидите прямо Вспомните школьный урок по правильному положению спины и локтей. Спина прямая, подвиньтесь ближе к столу.

Локти находятся за пределами стола, руки свободно лежат на поверхности. Голова чуть опущена. Следите, чтобы спина не начала изгибаться, приближая лицо к тетради

2 Держите ручку правильно Зажмите ручку тремя пальцами на расстоянии полутора сантиметров от видимой части стержня
3 Ежедневные тренировки Чтобы привить себе новый навык уделяйте этому от 10 до 30 минут в день - сколько можете себе позволить.

Любая цель требует времени и усилий. Тренируйтесь ежедневно, и результат не заставит себя ждать

4 Медленное повторение Начните с того, чтобы сделать все написанные буквы ровными и красивыми. Для этого выводите буквы по одной, через равные интервалы.

Делайте это аккуратно и медленно. Рисуйте их. Когда станет получаться легко, увеличьте скорость написания, переходите к целым словам.

Но не позволяйте себе небрежности в угоду скорости писания, ведь целью является эстетическая составляющая

5 Урок чистописания Вспомните, как в первом классе обводили буквы по образцу. Скачайте из интернета картинку с образцом каллиграфического почерка.

Скачайте из интернета шрифт, который вам по душе, заполнить им вордовский документ и распечатать.

Обводите буквы, учитесь выводить красивые завитушки от руки самостоятельно. Тренируйтесь на каждой букве отдельно

Как красиво писать цифры?

Красиво писать цифры не сложно. Их всего 10.

Учимся красиво писать цифры:

  1. Сядьте за стол, пододвиньте стул ближе, выпрямите спину.
  2. Возьмите ручку и листок бумаги.
  3. Выводите цифры медленно.
  4. Следите, чтобы у каждой был одинаковый наклон и размер в обе стороны.
  5. Когда станет получаться, попробуйте писать немного быстрее.
  6. Меняйте ручку: пишите гелевыми и шариковыми ручками. Для тренировки используют карандаш и фломастер.

Следите, чтобы получалось одинаково красиво с любым предметом в руках.

Как аккуратно писать печатными буквами?

Вспомните школьный предмет - черчение. Там важно точно и правильно передать на рисунке все параметры фигуры.

Подписываются они строго печатными буквами. Первые уроки отводились тому, чтобы научиться красиво писать эти самые буквы. Черчение требовало точности и чёткости во всём, включая почерк.

Не путайте: написание прописных и печатных букв очень отличается. Правила остаются прежними: усердные ежедневные тренировки, медленное выведение каждой буквы в отдельности.

Постепенный переход к написанию целых слов и предложений.

Важно! Когда навыки письма войдут в привычку, тренируйтесь писать текст под диктовку. Вы научитесь делать это быстро и машинально.

Как научить ребенка красиво писать?

Значительно легче научить красиво писать ребёнка. Его навык владения ручкой находится в стадии формирования примерно до 5 класса.

За это время уделите внимание его манере сидеть, способу захвата ручки и старательности.

Объясните ребёнку, насколько важно иметь красивый почерк, как это умение пригодится в жизни. Вдохновлённый ребёнок будет старательно соблюдать все ваши указания.

Приёмы, помогающие детям развить навыки красивого почерка:

  • Привяжите банковскую резинку к кончику ручки, и перекиньте через запястье. Это тренировка для мышц руки, кисти, пальцев. Повторяйте ежедневно.
  • Только человек с хорошей моторикой и развитой мускулатурой может красиво и ровно писать.

    Занимайтесь спортом с ребёнком, делайте ежедневно зарядку. Уделяйте внимание мышцам спины, рук и кистей.

  • Обозначьте на пальце ребёнка фломастером точку соприкосновения с ручкой. Это поможет привить навыки правильного захвата. А правильно положение ручки в руке - уже половина успеха.
  • Учите взрослых и детей, используя простую шариковую ручку. Для детей выбирайте тонкую, чтобы было удобно держать в руке. Причиной плохого почерка бывает неправильный выбор ручки.
  • Выполняйте с ребёнком упражнение: пусть он возьмёт ручку тремя пальцами за самую верхушку и постепенно, надавливая на стол, спустится пальцами вниз.

    Так ручка правильно ложится в руку. Помогите ребёнку запомнить это положение.

  • Развивайте мелкую моторику - от неё зависит, как мы пишем. Пусть ребёнок занимается оригами, бисероплетением, перебирает крупы в мешочке. Даже простые чётки способны развить мелкую моторику.

Следите ли вы за своим почерком? Красиво писать - не устаревший навык в наш компьютерный век, а способ выразить уважение к самой себе и к тем, кто будет читать ваши записи. Как научиться писать красивым почерком, читайте в нашей сегодняшней статье.

Зачем писать красивым почерком?

Казалось бы, с каждым годом мы делаем всё меньше записей ручкой и всё больше набираем текст на клавиатуре компьютера, а личные пометки в блокноте не попадут на выставку самого красивого почерка в мире, так что многие не прилагают усилий, чтобы исправить огрехи и облагородить собственное письмо.

Однако ровный, разборчивый и эстетичный почерк нужен вам по многим причинам:

  • исключает ошибку и помогает правильно понять текст;
  • не вызывает раздражение у читающего;
  • дисциплинирует мысль во время письма;
  • пригодится для поздравительных открыток и дарственных надписей;
  • обеспечивает всегда одинаковую и красивую личную подпись;
  • говорит в пользу вашего характера.

Последний пункт связан не только с подсознательной реакцией читающего на ваши записи - вполне естественно, что ровные строчки вызывают уважение и симпатию к их автору. Разбором особенностей личного письма занимается отдельная наука - графология.

Все наши завитки и закорючки, а также наклон букв, строк и даже нажим ручки могут рассказать о качествах характера не меньше, чем внешний вид. Зная об этих закономерностях, наверное, стоит уделить чуть больше внимания тому, как мы пишем - ведь это часть нашего индивидуального стиля, на который окружающие обязательно обратят внимание.

У кого самый красивый почерк

Без колебаний можно ответить, у кого он отвратителен и вызывает больше всего нареканий - это, конечно, сотрудники медицины, чьи записи в карточках вызывают недоумение не только у пациентов, но и у коллег-врачей.

Но существуют и такие специальности, где разборчивое образцовое письмо - профессиональное требование. К ним относятся школьные учителя, работники архивов и библиотекари, а также представители редкой в любые времена специальности художника-каллиграфа.

Если отвлечься от профессий, можно смело утверждать, что красивым почерком обладают люди спокойные, уравновешенные, те, кто не торопится сделать запись, кто хорошо владеет кистью руки (мелкой моторикой) и главное - кто сознательно стремится писать разборчиво и ровно.

Таким образом, навык письма подчиняется волевым усилиям и зависит от тренировки. Обучиться этому можно в любом возрасте, применяя определённые техники.

Каллиграфия - искусство красивого письма


В мире поныне существует 15 школ, или направлений, каллиграфии, каждая из которых сделала из письма на основе национального алфавита настоящий шедевр (персидская вязь, китайская каллиграфия и пр.).

Кирилличная каллиграфия имеет древнюю традицию, и её принципы и сейчас используются в обучении детей в начальных классах.

Упрощённая кирилличная каллиграфия - это знакомые нам с детства прописи, по которым учатся писать школьники, а взрослые при желании могут значительно улучшить качество своего письма.

Тренируем кисть руки: базовые упражнения

Как сделать почерк красивым, если вы уже не школьник? Неужели переучиваться поздно, и ваши закорючки навсегда останутся проблемой? Это совсем необязательно, если задаться целью исправить положение. И начинать нужно с постановки кисти руки. Для этого перед занятием выполните небольшую гимнастику: круговые движения, сжатие кулаков, растяжка кисти, сгибание-разгибание пальцев.

Приступаем к работе с ручкой и бумагой:

  • нарисуйте крупные образцы фигур прописей - спирали, зигзаги, повторяющаяся строчная буква Ш, буква А, Г;
  • медленно, контролируя движения, прорисовывайте образцы по контуру;
  • концентрируйте внимание на ощущениях в пальцах и кисти при движении ручки;
  • повторяйте фигуры, пока не добьётесь эффекта автоматизма;
  • освоив фигуру, пробуйте рисовать её быстрее;
  • освоив быстрое рисование фигуры, продолжайте рисовать её, но мельче.

Заниматься нужно в тишине и спокойствии, при хорошем освещении, на плотной бумаге хорошей ручкой. Для ежедневных занятий выделяйте 15-20 минут, либо тренируйтесь по 30-40 минут через день.

Красивый почерк начинается с алфавита. Чтобы писать красивым почерком, используйте каллиграфический кирилличный алфавит. Вы можете приобрести его в магазине канцтоваров или сделать самостоятельно, используя шаблон из Интернета.

Ваша начальная цель - научиться выводить отдельные буквы (прописные и строчные) в идеальном соответствии с образцами, затем перейти на буквенные сочетания, соединённые плавными линиями.

Как выработать красивый почерк

Секрет успеха - в частой практике, а значит, писать от руки придётся больше, чем обычно. Переписывая тренировочный текст, не спешите, но и не «зависайте » на каждой букве.

Следите за нюансами:

  • все буквы должны получаться одинакового размера;
  • пишите, равномерно располагая буквы и слова, соблюдая при этом наклон;
  • используйте косую линейку только первое время, в конце обучения переходите на нелинованную бумагу;
  • края букв не должны вырываться вверх или сползать вниз строки;
  • делайте одинаковые пробелы между словами;
  • обратите внимание и на знаки препинания - выводите их одинаковыми, чёткими, разборчивыми.

Каллиграфия для левшей

Несмотря на то что по правилам каллиграфии письменный прибор держат в правой руке, у врождённых левшей почерк обычно более благообразен. Переучивание несколько меняет ситуацию, и часто дети, которым легко давались школьные прописи левой, становятся обладателями неразборчивого и неряшливого почерка правой рукой.

Особенность использования левой руки в том, что каллиграфический наклон вправо физически трудно соблюдать левшам. Поэтому естественный выход, который они находят сами - это изменение наклона в левую сторону, часто очень заметное.


Такой вариант не считается классикой, однако при нём можно добиться большей разборчивости, осилить слитное написание длинных слов и соблюдать прямую линию строки. При этом недопустимо разворачивать лист бумаги, создавая искусственный наклон строки


Top