Аппликация с детьми. Интересные идеи аппликаций

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие. В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.

Роль аппликации в образовании дошкольников

Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

  • развитие художественного вкуса
  • формирование художественных и графических навыков
  • становление эстетического восприятия окружающего мира
  • развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
  • воспитание культуры зрителя
  • формирование знаний о мировой художественной культуре
  • развитие мелкой моторики

Младший дошкольный возраст

Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста . В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания. Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:

  • осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
  • получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
  • откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
  • интересоваться элементарными действиями с бумагой
  • стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
  • узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым

В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!

Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц. Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.

Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу. Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение. Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.

  • Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
  • Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
  • Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
  • Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
  • Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)

Средний дошкольный

Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:

  • Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
  • Создавать аппликации с использованием сухих листьев
  • Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)

Содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания. Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)

Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы. Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки. Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.

Старший дошкольный

В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).

Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации). Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Материалы для аппликации

Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п. Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.

Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.

Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти. Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх. В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.

Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука. Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения. Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.

Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.

Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)

Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.

Тканевые аппликации

Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани. Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными. Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.

Из природного материала

Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки. Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет. Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста. Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.

Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру. А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.

Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные. Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.

Доброго времени суток, дорогие мамочки, папочки и все посетители нашего блога о творческом развитии ребёнка!

Немногим ранее, я писала о том, что такое аппликация, и какие бывают аппликации. А так же, чем полезны ?

А сегодня я расскажу вам, как начать заниматься с малышом аппликацией.

Чтоб занятия аппликацией не огорчали вашего малыша, а приносили много радости, творческого удовлетворения и желания ещё и ещё создавать аппликации, нужно тщательно подготовиться к творческому процессу.

1. Ножницы. Они должны быть с тупыми концами, но острыми лезвиями, чтоб ребёнок мог легко резать бумагу, а не рвать её. И при этом не смог пораниться.

2. Клей. Свой выбор лучше остановить на клее-карандаше, а когда малыш немного подрастет, можно купить клей ПВА и клеить с помощью кисточки.

3. Цветная бумага красивых ярких цветов. Для фона можно взять картон (цветной или белый). Для начала используйте бумагу поплотней, так как при намазывании клея тонкая бумага будет легко мяться и рваться.

4. Для того чтобы заинтересовать ребёнка, чтобы занятия запомнились ему и принесли много положительных эмоций, превратите создание аппликации в сказку или игру.

Для этого заранее продумайте тему занятия, придумайте волшебные персонажи, сюжет. Начните занятие с предисловия, небольшого рассказа. Да и во время занятия не молчите — комментируете, что вы делаете, говорите о форме предметов, их цветах и величине. Тем самым, попутно, будете способствовать развитию малыша и его речи.

5. Самое главное — это желание и самочувствие малыша.

Начинайте занятие, когда у ребёнка хорошее настроение и самочувствие, когда у него есть желание. Если видите, что малыш устал или не хочет заниматься, остановитесь. Пусть ребёнок доделает свою работу позже.

6. С детками раннего возраста (1-3 лет) начните создание аппликаций с простых приёмов. Можно заняться аппликацией из рваной бумаги. Вместе с малышом нарвите небольшие кусочки бумаги и наклейте их на заранее нарисованный рисунок. Если малыш сможет, пусть сам смазывает кусочки бумаги клеем-карандашом. Если нет — нанесите на рисунок клей, и затем клейте на него рваные кусочки.

Также, малыши могут комкать двустороннюю цветную бумагу и наклеивать её на рисунок, смазанный клеем, или макать в клей ПВА, а затем приклеивать.

Таким способом можно наклеивать вату, кусочки пряжи, фантики от конфет.

7. Следующий, более сложный этап в занятиях аппликацией — наклеивание малышом деталей, заранее вырезанных взрослым. Пусть это будут незамысловатые сюжеты, простые геометрические аппликации. Пусть малыш сам пытается смазать детали клеем-карандашом.

8. В возрасте 3-4 лет (возраст индивидуальный для каждого ребёнка) предложите ребёнку вырезать детали самому. Пусть они будут простые, заранее нарисованные на бумаге. Предварительно и научите его пользоваться ножницами.

9. Далее, когда ребёнок освоит приклеивание простых деталей, можно добавлять более сложные, а вместо клея-карандаша использовать клей ПВА с кисточкой.

Пусть вырезанные детали ребёнок сначала расположит на фоне в нужном месте, а уж потом смазывает клеем и наклеивает, разглаживая мягкой х/б тканью или салфеткой.

10. Время занятий с малышом выбирайте индивидуально. Начните с 10 минут, с возрастом увеличивая продолжительность.

11. Для разнообразия занятий аппликацией предлагайте ребёнку не только бумагу. Пробуйте творить с помощью ваты, ниток, круп, сухих листьев, веток, цветов и многого другого.

Ну вот, следуя этим простым правилам, вы легко начнёте заниматься с ребёнком аппликацией.

С Уважением.
Елена Медведева.

Подпишитесь на обновления нашего блога, и вы первыми узнаете о новых развивашках для вашего малыша:

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами


«Зимнее дерево»
Аппликация из скрученных салфеток

7. Используемая литература
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук, Сфера, 2008.
2. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
3. Жукова О. Дошкольный возраст: о ручной умелости. - Дошкольное воспитание, 2008, № 8.
4. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2007.
7. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004.Продуктивные виды деятельности в развитии ребенка 5-6 лет

Каким бы не рос ваш малыш - спокойным тихоней или шустрым непоседой - существует вид деятельности, способный творить чудеса. Это - аппликация. Во время занятия, которое под силу провести любой маме, глаза ребенка загораются: он видит, как из-под его пальчиков получается настоящий шедевр. Поверьте, детям очень нравится такое времяпрепровождение.

Аппликация - это..?

Аппликация - это вид творческой деятельности, во время которой происходит вырезание разнообразных фигур и наклеивание их на основу (как правило, бумагу или картон).

Наиболее распространенным материалом для аппликации служит цветная бумага, картон и ткань. Тем не менее, для этой цели можно с успехом использовать кору дерева, засушенные листья, хвою, солому, веточки, перья, траву, мох, яичную скорлупу, пряжу, вату, ракушки и камешки, бусинки, пластмассовые крышки от бутылок и множество разных материалов.

Аппликация дает детям…

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности. Занимаясь аппликацией, ваш малыш будет занят делом. Сам процесс и его результат принесет ребенку массу удовольствия. Детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес у них вызывает техника вырезания и наклеивания. Такие занятия существенно сближают родителей с ребенком.

Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. У малыша развивается и совершенствуется мелкая моторика , что самым лучшим образом сказывается на умственном развитии ребенка. Во время занятия у ребенка развивается художественное воображение и эстетический вкус, а также конструкторское мышление. В-шестых, занятия аппликацией развивают абстрактное и объектное мышление, и даже речь.

Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием и познавательной деятельностью, что так же оказывает огромное влияние на развитие умственных и творческих способностей детей. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработке бумаги: сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Начинаем…

Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского творчества. В действительности делать аппликацию не сложно, подготовиться можно за несколько минут или в процессе занятия с ребенком. Рекомендуем Вам взять в руки цветной картон или бумагу, ножницы, клейстер или клей ПВА. Вырезать различные формы и изображения: круги, овалы, листья разной формы, яблоки, груши, машины, зверей и т. д.

Как только материал готов, можно приступать к занятиям. Но непременное условие - Вы и Ваш ребёнок должны быть в хорошем настроении. Для начала предложите ребёнку размять ладошки, пальчики. Здесь Вам могут помочь пальчиковые игры или следующие упражнения.

  • "Весёлые брызги" - встряхивание и расслабление кистей рук в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды.
  • "Пальчики стучат" - выстукивание пальчиками одновременно всеми или поочерёдно по любой твёрдой поверхности.
  • "Узнай предмет" - ребёнку предлагается с помощью пальцев рук "угадать" предметы, игрушки с ярко выраженными деталями.
  • "Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного, мизинца.
  • "Торопливый жучок" - пальцы рук быстро передвигаются по поверхности стола. Данные упражнения развивают мелкую мускулатуру пальцев рук, создают хорошее настроение.

Если ваше желание не разделил ваш малыш, не огорчайтесь. И, каждый раз учитывайте настроение и желание ребенка. Поначалу занятия аппликацией не должны быть дольше 15 минут.

Осторожно!

Наверное, каждая мама интуитивно понимает, что можно, а чего нельзя допускать во время занятий аппликацией с детьми. Тем не менее, нелишним будет напомнить следующее:

  • подготовьте рабочее место для ребенка: оно должно быть чистым, удобным;
  • во время работы не позволяйте ребенку брать в рот клей или намазать им где попало;
  • следите, чтобы малыш не играл с ножницами, а использовал их по назначению (он должен понимать, что это - не игрушка, ведь, если в этот раз он не поранится, то, возможно, сделает это в ваше отсутствие).

Попробуйте дома с ребёнком сделать аппликацию:

Видов аппликации для детей существует такое множество, что обо всех рассказать, в рамках одной статьи, сложно. Тем не менее, перечислим

основные:

☺ Из салфеток: нарисуйте контур картины на листе бумаги или картона; мелко порвите салфетку; вместе скатайте комочки из салфеток; налейте клейстер или клей ПВА в неглубокую емкость. Пусть ребёнок берет шарик из салфетки и макает в клей и наклеивает на изображение, стараясь приклеивать шарик к шарику. В итоге получиться объемная и красивая картина.

☺ Обрывная аппликация: в этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

☺ Накладная аппликация: эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумывая образ и последовательно создаем его и накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

☺ Объёмная аппликация из цветной бумаги - это вид поделок с детьми, который не требует обучения, специальных инструментов или владения какими-то особенными навыками. Для того чтобы сделать красивую объемную аппликацию вам потребуются ножницы, клей, цветная бумага и желание сделать красивую поделку. У детей занимающихся объёмной аппликацией повышается уровень внимания, терпения и усидчивости, а также развивается моторика рук.

☺ Аппликация из семян и круп: в этом случае вам потребуются семечки (арбузные или тыквенные), крупа, карандаш, картон, клей ПВА. На картоне делаем рисунок с помощью карандаша, затем рисунок промазываем клеем ПВА и посыпаем крупой или семечками. Аппликация из круп дают вашему ребёнку массу приятных тактильных ощущений.

☺ Аппликацию можно делать, используя другие материалы:

кору, хвою, солому, перья, веточки, траву, мох, спички, пряжу, вату, пластилин, ракушки, камушки, сухие ягоды, бусинки и стразы, яичную скорлупу, фольгу.

Дайте волю вашей фантазии и у вас будет множество идей для аппликаций, чудесные поделки и масса положительных эмоций у вас и вашего

Проведите свой досуг с вашим ребёнком.

Фантазируйте и творите!

Творческих вам успехов!


Top