Доу любовь к труду с использованием фольклора. Использование фольклора для развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста

Фольклор необходим в жизни ребёнка. Он помогает в общении родителей с детьми, с раннего возроста до школы. В этом материале рассказывается как применять фольклор в разном дошкольном возрасте, для развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Фольклор в жизни ребёнка».

«Детский фольклор вызван к жизни едва ли исключительно непедагогическими надобностями народа». – писал крупнейший исследователь и фольклорист Г. С. Виноградов.

« Известно, что народ- педагог проявил удивительно понимание психического развития ребёнка. Проявляющиеся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активном усвоении речи (гуление, лепет), тяге к движениям».

Дети очень рано начинают реагировать на песенки. Они вызывают у них эмоциональный отклик в виде улыбки, сосредоточения взгляда, прислушивания, « комплекс оживления.»

Детский фольклор – это сложная, многоликая система произведений вкючающая в себя:

-« поэзию пествования детей» (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки);

Детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки,

обрядовые произведения, страшилки)

Потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, небывальщины, загадки);

Игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без него, считалки, игры импровизации, и прочее); В зависимости от возраста ребёнка можно использовать весь фольклорный набор.

Начинать надо с младенчества, используя « поэзию пествования ».Совсем маленький ребёнок (до одного года) уже способен услышать ласковый напевный голос мамы, когда она поёт ему колыбельную песенку. Если он при этом лепетал, он может замолчать, всматриваться в лицо мамы перестать двигаться, как бы « замереть» на мгновение, может улыбаться, услышав родной голос. Пусть он ещё не понимает слов, но музыкальность, образность и ритм песен уже его завораживает. Человеческая речь вызывает слуховое сосредоточение у совсем маленьких детей, если она эмоционально окрашена. Это вызывает у ребёнка потребность общения и даже воспроизводить отдельные звуки. Учёные выдвинули песне « психологического благополучия», как результата рациональной организации жизни и воспитания ребёнка 2года жизни в семье. Если взрослый владеет методиками подхода к малышу, позволяющими установить с ним двухсторонний контакт, тогда эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его радости, огорчения, его психофизическое благополучие будет удовлетворено. Все мы хорошо знаем, как тяжело проходит адаптация малыша впервые поступившего в детский сад. Одной из задач адаптационного периода – помочь ребёнку,как можно быстрее и безболезненно освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней.

Для формирования чувства уверенности необходимо;

  1. Знакомство и сближение детей между собой;
  2. Знакомство с педагогом и установка тёплых доверительных отношений;
  3. Знакомство с группой, с окружающим организуется с помощью игр и потешек, но важно, чтобы ребёнок добровольно принимал участие в игре, чтобы участвовал взрослый, чтобы игры многократно повторялись, чтобы был наглядный материал.

Игры, которые направлены на сближение детей друг с другом: «Раздувайся пузырь», «Лови, лови» (дети ловят конец ленточки, которую педагог то поднимает, то опускает),»Кто позвал».

Для хорошей адаптации важно первое знакомство с педагогом и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада.

Желательно устроить « праздник знакомств», пригласить в группу родителей с детьми, рассмотреть все уголки и игрушки, показать «Петрушку» или другого персонажа, который»поговорил» бы с каждым из детей Здесь можно применять рифмованные слова, например: «Это кукольный уголок, он Танечку в гости зовёт».

Чтобы наладить эмоциональный контакт с ребёнком, очень хорошо использовать потешки:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий,

Сашенька хороший,

Сашенька пригожий.

Пойди по дорожке,

Топни Саша ножкой».

«Наша Оля маленькая

На ней шубка аленькая.

Шапочка пуховая,

Оля чернобровая».

«Во саду,садочке

Выросла малинка.

А в светлом теремочке

Выросла Маринка.

Мы её любили,

Все её голубили,

Вот какая девочка,

Девочка припевочка».

При этом надо гладить ребёнка по головке, смотреть ему в глазки, обнять его, показать его другим детям и т. д.

Ребёнок растёт и поэзия фольклора продолжает его радовать. Здесь надо шире использовать песенки, потешки. Часто дети при умывании боятся воды, плачут, поэтому хорошо прочитать слова потешки « Водичка, водичка,умой моё личико,» « Чистая водичка умоет Саше личико, Анечке ладошки, пальчики Антошке». Потешки при кормлении, потешки на сон, потешки после сна, игровые потешки, потешки на экологическую тему, о любви к Родине – весь этот материал можно посмотреть в журнале «Дошкольное воспитание» №12 за 1998 год стр. 19.

У ребёнка с проблемами в развитии тем более адаптация к детскому саду протекает часто трудно. Новое большое помещение, незнакомые люди, дети, отрыв от мамы могут создать стрессовую ситуацию, которая без социальной организации может привести к невротическим реакциям, к частым болезням, и даже к психическим агрессиям. В этот момент важно взять игрушку, например, би- ба- бо, вместе с ней подойти к ребёнку и прочитать потешку для сложившегося момента, расположить с помощью игрушки к себе. По мнению многих специалистов, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии, является игровая терапия. Это обыгрывание потешек, песенок, игровых ситуаций. Эти занятия могут проводиться в групповой форме и индивидуально, используя игровые приёмы: обыгрывание разных игрушек, предметов, рисунков, предметов лепки, аппликации, конструкции. Для малышей обыгрывание каждой игрушки обязательно. Через фольклор малышу понятен образ петушка, его внешний вид, действия(гуляет, ищет зёрнышки, разгребает землю).При этом дети по слову педагога или по подражанию в мл. группе делают за педагогом определённые действия с игрушкой. Содержание игровых действий педагог придумывает сам. Некоторые дети в младшей группе способны выполнять движения с воображаемыми предметами. (подставляют ладошку под дождик, прячутся в домик сделанный из ладошек, открывают зонтик раздвигая ладошки).Педагог во время обыгрывания побуждает детей играть, воображать, фантазировать.»Посмотрите, какая замечательная дорожка получилась,(из кирпичиков на занятии по конструированию) сейчас по ней поскачет зайка и проговаривает потешку: «Зайка скачет по дорожке прыг- прыг; скок- скок. У него устали ножки прыг –скок. Вот какая длинная дорожка, даже зайка устал бежать».

При обыгрывании потешки «Ваня, Ванечка»….на фланелеграф прикрепляется деревня, лес, пенёк, Ванечка- кукла с корзинкой и грибочки. Читается потешка и показываются действия, «Ваня,Ванечка!

Куда ходил?

В лесочек!

Что видал?

Пенёчек

Под пенёчком, что?

Грибок!

Хвать и в кузовок!»

Эту потешку потом можно проиграть по ролям:(за автора педагог, за Ванечку дети). Также на фланелеграфе обыгрывается потешка « Огуречик, огуречик», «Курочка- Рябушка»У детей с проблемами в развитии снижен уровень речевого общения, даже если они и умеют говорить, то часто играют молча. Важно, чтобы все занятия по развитию речи строились по принципу речевого общения детей между собой и со взрослым, а также с персонажами, которые используются на занятиях, будь то описание картины, игрушки или обыгрывании песенок и потешек. Дети с помощью педагога должны вести небольшой диалог с персонажами. Например:педагог косвенным вопросом может побудить ребёнка спросить что-то у персонажа потешки, побудить его сделать вывод(спроси у петушка, зачем он спрятался от лисы?»,» спроси, почему сорока – белобока этому птенчику каши не дала?» «Спроси, что, делает Ваня, что делает Дуня?- из поешки « чики – чики- чикалочки».

Тем самым у ребёнка развивается речевая активность, улучшается понимание обращённой речи.Если дети на занятии стали несколько расторможенными, устали, можно в качестве расслабляющего момента просто спеть им спокойную песенку, например: «Серенькая кошечка», при этом подозвать их к себе, погладить по головке, по спинке, как бы от лица кошечки.про которую они только что слушали песенку. С маленькими детьми необходимо имитировать разные движения « сыпать крошки», стучать пальчиками одной руки по ладошке другой «клю- клюю», манить к себе рукой («к нам идите, к нам»)

Потешки являются предпосылкой к пониманию простых сказок, народного быта, формируют доброе отношение к окружающему миру. Чтобы лучше развивался словарь ребёнка, надо повторять часто встречающиеся эпитеты из сказок и потешек, например:»Петя- петушок», « Волк- зубами щёлк», « Лисонька – лиса» и так далее. Если правильно обыграть потешку» Ладушки – ладушки, испекла оладушки» с переодеванием, с атрибутами, с активным участием детей, то они получат массу эмоционального удовольствия, активизируются их движения.

В более старшем возрасте надо учить детей видеть небылицы, чувствовать юмор: «Ваня, Ваня простота, купил лошадь без хвоста»…..Для развития мелкой моторики руки, к беседе о временах года можно привлечь заклички, приговорки (« солнышко – донышко» ; «Весна- красна». Детские годы очень значимы в жизни ребёнка и пролетают очень быстро. По этому очень важно наполнить мир ребёнка добротой, мудрыми наставлениями, музыкальностью словосочетаний русского языка. Работая с детьми, особенно с маленькими нельзя забывать про фольклор.


Галина Ивановна Андриянова
Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору

«Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору »

Из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 4

«Ласточка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением художественно - эстетического

и социально – личностного направлений развития

воспитанников г. Красный Холм Тверской области

Андрияновой Галины Ивановны

1. Введение С. 3 - 4

2. Особенности ознакомления дошкольников фольклора С . 5 - 9

3. Система работы по приобщению детей к фольклору С . 10- 17

4. Заключение С. 18

5. Литература С. 19

6. Приложения С. 20

«Не условным звукам только учится ребенок,

изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу

из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу,

как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель,

оно знакомит его с характером окружающих его людей,

с обществом, среди которого он живет, с его историей

и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк : оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,

как не мог бы ввести ни один эстетик : оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых конечно,

не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Введение

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст . Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками) .

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста , формирование предпосылок чтения и письма. Актуальность этой работы определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребёнка – дошкольника . Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи детей : воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства .

Существенную роль в процессе развития речи выполняет художественное слово – детская литература и фольклор .

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей . Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые

они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей .

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое : обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе : фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье : детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам , что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Начиная работать над развитием речи детей дошкольного возраста , я ставлю перед собой цель : познакомить детей с русским фольклором , формировать интерес и потребность детей в чтении книг .

Для этого необходимо решать следующие задачи :

1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору , а именно предметную среду для развития детей .

2. Необходимо было наладить взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее созданию эмоционального контакта взрослых с ребенком.

3. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

4. Формировать любовь к красоте художественного слова.

5. Разучить пальчиковые игры.

6. Проводить беседы с детьми о бережном отношении к книге.

7. Побуждать детей к драматизации сказок.

8. Проводить литературные праздники «День рождения книги» , «Вечер маминой сказки» .

9. Проводить экскурсии в музей и библиотеку.

10. Проводить встречи с родителями по приобщению детей к книге .

1. Особенности ознакомления дошкольников с различными жанрами русского фольклора

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров : сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы , склонности, интересы народа.

К устному народному творчеству относятся произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Д. С. Лихачёв отмечал : «Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей , произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать» .

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстопушки, а в ножки ходуношки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок», - весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки– песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока» ). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок» . В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке- золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном : «Тили-бом, Тили-бом» .

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту , народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка» , накормить («Травка – муравка» ). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию : улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких .

Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком,- все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки» , «Сорока» , то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик-мальчик» .

Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай» , «дай-дай» ; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто» . Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка» , «Наши уточки» , «Кисонька - мурысенька» , «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка» , «Теремок» , «Колобок» , произведения З. Александровой «Топотушки» , Е. Ильиной «Топ-топ» . Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Большая кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге.

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей , происходит знакомство с окружающим миром.

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту : первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства , закладывается в раннем возрасте . На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Мой многолетний опыт позволяет утверждать : черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.

Анализ фольклорных текстов показывает , что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными , которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое» , противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Первые сказки «Курочка Ряба» , «Репка» , «Теремок» , «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди : выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.) .

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Детей дошкольного возраста , особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно-разговорной фразеологии (пословицы и поговорки) .

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п.). Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например : «вот тебе и раз» , «капля в море» , «мастер на все руки» , «водой не разольёшь» , «держать себя в руках» и т. п.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки» , где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что и готовит руку ребёнка к письму.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей . Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста . Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» .

2. Система работы по приобщению детей к фольклору

Фольклор в воспитательно – образовательной работе с детьми проходит через все формы : на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты) . Если организована систематическая работа дошкольникам , малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Чтение Разучивание Занятия Речевые Спортивные

разбор русских пословиц, по развитию досуги досуги

народных сказок поговорок речи

Система работы с детьми

приобщению детей к фольклору

Использование Придумывание Артикуля- Игры Пальчиковая

потешек и и отгадывание ционная гимнастика

прибауток загадок гимнастика

Драма- Под- Сло-

тизация вижные весные

Поставив задачу знакомить детей с истинным народным творчеством, некоторыми видами народно-прикладного искусства, я хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты. Задача эта - на годы, поэтому в основе системы воспитания своих воспитанников- знакомство с русским фольклором .

Уже первые шаги в этом направлении показали, как велик интерес детей к народной культуре . Им интересно было послушать о прялке, покачать в зыбке куклу Машу, самим растолочь в ступе зерно.

На занятиях по ознакомлению с народным творчеством старилась создать атмосферу, добавить элементы, о чём говорили в течение занятия. Например, на занятии «У самовара я и моя мама» дети приглашали мам, садились за столы, накрытые расписными скатертями, на столе - самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день приходили любимые сказочные герои. Здесь и удаль, и размах, веселые подвижные игры, пляски, хороводы. Детей подводила к пониманию того, что русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнавали порядок размещения за гостевым столом и за семейным, усваивали традиции русского стола, кухонной утвари. Блюда русской кухни были привычными. Детям очень полюбились пироги, плюшки, ватрушки, приготовленные нашими поварами к этому празднику. Но самое главное, дети усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ : «Не красна изба углами - красна пирогами» , «Чем богаты - тем и рады» , «Какова хозяйка - таков и стол» . Для изучения народно-прикладного искусства создала альбом и назвала его «Светелка-рукодельница» «Светелке» собраны образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки.

Дальше была огромная работа по изучению жанров русского фольклора , народного театра, прикладного искусства, по составлению конспектов занятий, сценариев обрядовых праздников - всего того, что постепенно складывается в систему.

Я стараюсь применять русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов . Подобрала серию потешек, пестушек, прибауток и использовала их в речи детьми в группах младшего возраста . Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, они удовлетворяли рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмичных движениях. Младших детей знакомила и с колыбельными песнями. Малыши не только слушали песенки, но и сами пели куклам - и про кота - воркота, и про гулей, приучая ухо к интонационному строю родной речи.

Очень интересно было познакомиться с малыми жанрами русского фольклора - пословицами , поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Я старалась показать происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, совмещение в них общего и конкретного, выразительность. Дети тонко чувствовали воспитательное и познавательное значение пословиц и поговорок.

Особое место занимают занятия по составлению с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Я стараюсь раскрыть смысл загадок. Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать» , что значит - думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку - это значит, обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно было показать детям способы создания загадок, их виды и формы. А результат - составленные детьми загадки.

Детей старшего возраста знакомила с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.

Восприятие частушки - короткой рифмованной песенки, в большинстве случаев состоящей из четырех строк и исполняющейся полуговорком в характерной звонкой манере, доступно детям второй младшей группы. Но основные сведения о частушке, собирание и сочинение частушек - для детей старшего возраста .

Изучение календарного детского фольклора осуществляла через участие детей в календарных праздниках. Не было ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках они ходили со «звездой» - славили Христа, встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей . Игры - своеобразная школа ребенка. Они развивают ловкость, быстроту, силу, мет кость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали игру более интересной, обогатили ее содержание.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомить с народными инструментами начинаю еще в младшей группе. Показываю детям барабан, бубен, погремушку, колокольчик, ложки, затем играем на этих инструментах. Дети узнают об их истории.

Детей старшего возраста знакомлю с другими народными простейшими шумовые инструментами : трещотками, рубелем, коробочкой, полешками, ложками с бубенцами, гудками, свистульками. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствует музыкальному развитию детей .

В русском фольклоре к драматическим действиям относятся не только обряды, игры, хороводы, но и драматические сценки, пьесы, а также театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение слова, напева, исполнения. Синтетичность драматических действий включает в себя и костюмировку, и пользование декорациями, а нередко и пляску Исполнение требует употребления жестов и мимики. Для знакомства детей с русским народным театром я собрала все необходимое для драматизации русских народных сказок, для кукольного театра. Какую радость доставляло детям быть персонажами сказок, «варить кашу в чугунке» , «печь пироги в печи» , «сидеть за прялкой» , «рубить капусту сечками» , выковывать гвозди, выбирать жениха или невесту, да еще и сообща свадьбу играть!

Приобщение детей к , творчеству русских умельцев я начала до знакомства с русским фольклором . Сейчас уже накопился большой опыт работы с дымковской, городецкой, хохломской росписью, с народной вышивкой. По каждому из перечисленных видов росписи созданы пособия, конспекты занятий, перспективные планы. Я оформила альбом с потешками, приговорками «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит» . Дети познакомились со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями : ковш, чаша, поставец, бочонок, бокалы, деревянные ложки, тарелки, вазы, кружки. На них они рассматривали затейливый узор.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызвали у моих воспитанников яркие матрешки. Малышам я рассказывала о красоте, яркости, особенностях игрушки, постепенно подводя к осмыслению понятия «народная игрушка» . Старшие дети знакомились с ее мастерами, историей возникновения, пробовали составлять небольшие рассказы с персонажем - матрешкой, любимые дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Красочность игрушек, сказочность изображенных на них узоров - все это игрушки мастеров Городца! Наличие множества игрушек, различных предметов позволило мне оформить мини-уголок «Городецкие узоры» , где и проходит знакомство детей с этим видом народного творчества. Дети с удовольствием рассматривают узоры на кухонных досках, на панно с изображением сказочных птиц. Я приглашаю детей такими присказками : «Есть птица с яркими крыльями, но не летает, не поет она. И зверь есть красивый, да бегать он не может. Чтобы, увидеть их, отправимся мы не за тридевять земель, не в тридесятое царство, а в край, где живет русская старина».

Чудо-ремесло - дымковская глиняная игрушка. Детей привлекают яркие , забавные игрушки, сделанные руками мастеров. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Знакомство с дымковской игрушкой начинаю с младшей группы. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента - посильная задача для младших. В старшей группе - осваиваем дымковскую роспись и лепку игрушек. В подготовительной группе - лепка и роспись дымковских игрушек. Дети с удовольствием разрисовывают силуэты, лепят и расписывают бусы для кукол.

Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного искусства. У каждого народа своя вышивка. Она отличается узорами, способами вышивания и определенными сочетаниями цветов. Я знакомлю детей с «крестецкой строчкой» и владимирской гладью.

Дети пытаются вышивать сами. У кого-то хорошо и аккуратно получается, а кто-то расстраивается, но всё же идет к поставленной цели.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых, но порой бесполезных а иногда и вредных с точки зрения воспитания игрушек. Они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. И поэтому я посчитала нужным, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, которые кушают и плачут одновременно, но и игрушки, изготовленные своими руками. Каждая кукла, сделанная маленькими ручками ребёнка, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Подарки для бабушек, сделанные их внуками, доставили огромную радость, улыбки и даже слёзы радости. Бабушки вспомнили молодость и стали обмениваться воспоминаниями.

Этим летом я набрала первую младшую группу в возрасте от двух лет . Адаптационный период самый трудный в жизни ребёнка. Чтобы выполнить задачи по развитию речи, я использовала в своей работе уже привычные мне фольклорные формы .

Исходя из своего опыта, я в первую очередь создала условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. В приёмной комнате расставила красивые яркие игрушки, привлекающие внимание, нарисовала большого рыжего кота на стене. Он весело «подмигивает» своим глазом и «протягивает» свою лапку детишкам, радуясь встрече с ними. Группу отделила разноцветными лентами с плавно летающими в воздухе голубями, символами мира, добра и любви. Сделала красивые уголки : театральную зону, уголок отдыха, музыкальный уголок, уголок ряжения. В середине группы - поезд, на котором дети смогли бы отправиться в «путешествие» к маме, к любимой игрушке, либо просто прокатиться в голубых вагончиках. Такая среда помогла детям почувствовать себя уверенными, эмоционально настроенными, психологически уравновешенными.

На втором этапе адаптации я использовала фольклор в работе с малышами , применяя созданные мною «уголки» . Самыми любимыми игрушками стали кот, собака и медведь. Например, кот у нас выполнял разные роли с утра до вечера. Сначала я знакомила их с игрушкой, ласково приговаривая : «котя, котенька, коток» , а потом зачитывала потешку : «Как у нашего кота» . Дети ласково прижимали его к себе, гладили, заглядывали в глаза. Заскучал ребёнок, я новую потешку читаю : «Пошёл котик на торжок» . Котик всем пирожки приносил, а первый пирожок, конечно, тому, кто грустит. Раздеваются детки спать, опять котик «помогает» , пою песенку «Серенькая кошечка» . Дети не только успокаиваются, но и сами подпевают. Порой детям трудно уснуть, вспоминают свою маму, которая, конечно же поёт колыбельные песенки. Беру опять своего «пушистика» и пою колыбельную песенку :

Котик – котик, коток,

Котик – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу Машеньку качать.

И так при помощи игрушки, поглаживая ребёнка и напевая песенку, усыпляю или обращаю внимание на голубей, которые тоже желают спокойного сна детям. Такая мелодичность и напевность фольклора помогает ребёнку расслабиться, успокоиться.

Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка, («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, а Маша чернобровая»). Детки тут же вступают в диалог, а у меня тоже шубка, смотрите какая и у меня …и т. д. Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи.

Маленькие дети – удивительный народ! Они бывают и хитренькие, и наивные и очень забавные. Прочитаешь потешку «Сорока-сорока, кашу варила…» , каша сразу вкусной становится, а в глазах искорки светятся. Каждый раз я использую разные потешки.

Вода – детская стихия. Если не умываться, то побрызгаться водичкой детки любят, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать потешки : «Водичка, водичка» , «Зайка начал умываться» и т. д.

Через потешки, песенки, я учу детей играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Паровоз, паровоз,

Маленький блестящий

Он вагончики повёз

Будто настоящий.

Дети забираются в паровоз и издают звуки едущего паровоза «ту-ту» ! Во время путешествия, провожу артикуляционную гимнастику «Кто как кричит» . Приехали дети на поляну, а там ягоды растут с грибочками. Используя атрибуты из театрального уголка, я «превращаю» всех детей в зайчиков : «По лесной лужайке разбежались зайки» , сама одеваю шапочку лисы. Благодаря выразительности русского фольклора , дети быстро запоминают движения, импровизируют. Каждая игрушка, музыкальные инструменты, матрёшки обыгрываются также с помощью потешек, прибауток, закличек, песен. Какими только эпитетами, прилагательными не наделяем солнышко, но при этом красота слова отдаётся потешке, закличке.

Солнышко, снарядись

Красное - покажись!

Выйди из-за тучи

Дам орехов кучи.

Дети смотрят в окошко, но солнышко не выходит, спряталось за тучу.

Я ребятам предлагаю песенку спеть «Светит солнышко в окошко» . Дети начинают прыгать, хлопать в ладошки . Я предлагаю поиграть с солнышком, ведь оно - то с ребятками играет. Провожу игру : «Пальчики в домике» .

Пальчиковая игра – одна из форм русского фольклора , она настолько стала детям близкой, любимой, интересной. Много пальчиковых игр дети знают. Это : «Пальчики поздоровались» , «Наша семья» , «Рубим капусту» , «Этот пальчик бабушка…» . Эта игра особенно была воспринята детьми. Дети как бы встречаются со своими близкими, перебирая свои маленькие пальчики. Наблюдая как-то за игрой детей , я услышала, как Слава К., раскладывая картинки, разговаривает с пальчиками : «Этот пальчик бабушка, что тут бабушка делает?» Это было так интересно и забавно.

Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки :

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Через художественное слово можно донести красоту родной природы. На прогулке предлагаю детям поймать снежинку, разглядеть какая она красивая, пушистая. Чтобы дети увидели и почувствовали, читаю стихотворение «Белый снег пушистый» . А кто под горкой спит? Вспомним стихотворение «Как на горке снег, снег» . Через фольклор я прививаю любовь к природе, к родному краю, к русским народным традициям.

Воспитанию нравственности, доброты, воображению и мышлению помогают русские народные сказки : «Колобок» , «Репка» , «Теремок» , «Кот, петух и лиса» , «Курочка Ряба» . Знакомя со сказками, я показываю героев, имитируя их действия, и обязательно своей выразительной речью показываю детям пример, т. е., образец чтения, рассказывания, показа кукольного театра.

Мои дети умеют импровизировать потешки, стихи, инсценируя сказки. Результатом этого стало взаимодействие с родителями.

Родители очень ответственно отнеслись к моим поручениям, стали приносить изготовленные своими руками игрушки, пособия. На конкурсе игрушек-самоделок приняли участие 14 семей из моей группы. Многие родители изготовили не по одной игрушке. Сейчас эти игрушки используются в работе с детьми.

Я предложила родителям собрать материал для реализации проекта по фольклору . Все сразу откликнулись. Стали приносить дидактический материал с потешками, песенками, маленькими стишками, книги для чтения и рассматривания.

Для сюжетно-ролевой игры сшили белые халатики, купили игру «Больница. Для игры в семью сшили постельное бельё и одежду для кукол. Сейчас мы продолжаем пополнять кукольный театр, вместе с родителями готовимся к проведению литературной гостиной по теме «Ребёнок и книга» . Данное мероприятие пройдет в апреле в рамках лаборатории инновационного развития «Взаимодействие с родителями - основа повышения качества образовательного процесса». Родителям предложено изготовить книжку – самоделку, затем организуем выставку.

Работа по приобщению детей к фольклору проводится мною уже на протяжении нескольких лет. Я помню, как начинала так же с маленьких групп, воспитывала в малышах отзывчивость, в старших группах фольклорные формы усложнялись , а вместе с ними и развивались эмоциональные качества детей . Это были уже не потешки или маленькие стихи, а придумывание и отгадывание загадок, прибаутки, пословицы, колядки, поговорки, любимые сказки и русские народные сказки. Я подготовила викторину по сказкам. Полина С. читала наизусть сказки А. С. Пушкина : «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Сказка о мёртвой царевне» . Проводила с детьми фольклорные праздники «Кузьминки» , «Покров» , «Медовый и яблочный спас» . В средней группе ещё не все дети проявляли желание выступать. Для вовлечения детей , родители сшили костюмы для кукольного театра, а я помогала ребятам утвердиться, поверить в себя. Работая индивидуально с каждым ребёнком, я научила детей любить театр , фольклорные произведения .

С целью расширения кругозора у детей по фольклору я веду кружок : «Сорока-белобока» , на котором помогаю детям раскрывать свои творческие способности. Мои дети принимали участие в конкурсах, праздниках, районных мероприятиях. Многие хорошо танцуют, поют, выразительно читают стихи. Я считаю, что мои труды не прошли даром. Сейчас мои выпускники посещают театральный кружок «Фантазеры» в Доме детского творчества, играют в ансамбле ложкарей, занимаются в школе искусств.

Заключение

Чтобы оценить результаты детей , провожу диагностику по трём уровням : высокий, средний, низкий. (Приложение 1) .

Дети выпускной группы показали хорошие результаты.

Количество детей с высоким уровнем развития речи к окончанию учебного года увеличилось с 8 до 14 человек и составило 60 %, а с низким уменьшилось с 7 до 2 человек и составило 10%. Средний уровень имели 5 детей , что составило 30 %. (Приложение 2)

В процессе своей работы с детьми по приобщению к фольклору на момент перехода их в школу я получила следующий результат :

Дети :

Знают и отличают фольклорные формы ;

Умеют рассказывать сказки, стихи;

Умеют драматизировать сказки, исполнять роли;

Умеют бережно относиться к книге.

В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно - ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры- забавы с помощью считалок.

Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями. Они были примером для своих детей , жили жизнью сада. Всех мероприятий невозможно перечислить, но на самых запоминающих моментах я остановлюсь. Это «Вечер сказки» в средней группе. Родители поставили сказку : «Три поросёнка» , показали сказку : «Про внучку Машеньку и Жучку» . Используя фольклор , провела мероприятие по теме «Мы- читающая семья» , на котором дети показали свои знания по пословицам, поговоркам. Родители в свою очередь показали инсценировку сказки : «Теремок» и «Колобок» с детьми, составили сказки из разрезных картинок, объясняли детям фразеологизмы, рисовали рисунки к сказкам. Праздник «Капустная вечеринка» и «Кузьминки» был полностью связан с фольклором . Традиционно проводились праздники «Масленица» , «Рождество» .

У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома . С удовольствием разучивали с детьми и подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

У малышей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

Литература

1. Т. Н. Доронова Программа «Из детства - в отрочество» 2000 г.

2. Л. Стрельцова «Литература и фантазия» 2005 г.

3. Т. Тарабарина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» 2004 г.

4. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» , №7, 2011 г.

5. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 2006 г.

Роль фольклора в воспитании детей

Назначение материала: Данная статья знакомит педагогов с значением фольклора для развития и воспитания дошкольников, с опытом работы в данном направлении. Статья может быть интересна воспитателям детского сада,педагогам, работающим с "особыми" детьми, родителям.
Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников).
Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая).
Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова).
Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром.
Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры.
Работу мы выстроили на следующих принципах:
учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей;
уважение к личности каждого ребенка:
Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников.
Для группы составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов земледельческого народного календаря. В планах имеются сказки, песенки, скороговорки, загадки, докучные сказки, заклички, народные игры, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах. Изучение календарного народного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря.
Организация и проведение народных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал.
В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества.
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию.
Так как работа направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращаются к русскому народному творчеству.
Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе.
Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.
Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д., способствующих развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям.
Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста.
Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги.
Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм.
В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение.
Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Ка¬равай», «Кострома», «Две тетери»).
Фольклор является исключительно цен¬ным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При¬чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози¬ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со-ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы¬кальные образы, приобретает умения и навы¬ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са¬мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Если ребенок родился и рос
На родной стороне, среди русских берез,
Слышал русские песни, колядки справлял,
С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,
Был воспитан в труде, милосердье, добре,
В уважении к старшим, родным и Земле,
Эту заповедь предков в душе сбережет,
Только радость и счастье с собой принесет.

Карпушина Олеся Александровна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 "Берёзка"
п. Волоколновка

В современной России существенно возросло внимание к национально-культурным традициям, сохранению и развитию народной культуры, как основы духовно-нравственного возрождения общества.

Термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский исследователь Вильям Томс, в переводе с английского «Folk-lore» - это «народная мудрость» или «народное познание».

Основными отличительными особенностями народного творчества являются устный способ передачи информации, вербальность, коллективность, глубокая традиционность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Жиров М.С. выделяет следующие виды фольклора:

1) музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

2) устное поэтическое творчество (сказки, легенды, были, загадки, пословицы, поговорки, драмы, скороговорки, приметы, игры и т.д.).

Произведения фольклора основаны на древнейших представлениях человека об окружающем мире, они отражают в себе опыт тысячелетий, являются одним из самых ценных источников познания его истории.

Фольклор является основой формирования у детей чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Произведения детского русского народного творчества (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные, плясовые, небылицы) выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал, общечеловеческие идеи гуманизма.

Колыбельные песни имеют монотонно-успокаивающий ритм, они успокаивают и воспитывают, убаюкивают и ласкают. Мищенко Е. А. отмечает, что тексты колыбельных песен Белгородского края охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей; общиной; сферой труда и простого быта, дающих маленькому человеку первые знания об окружающем его мире.

Хорошо известную колыбельную «Баюшки, баю, не ложися на краю» на Белгородчине поют по разному и относительно мелодии и относительно текста. Однако основной идей этой колыбельной всегда является своеобразное поучение «о крае», который ощущается малышом как граница, переход которой грозит падением. Также в текстах колыбельных содержится своеобразная информация о существовании теплого дома, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира также разделены границей, которую нельзя переступать ребенку.

У наших далеких предков существовали «пестушки» - способы развития ребенка с помощью своеобразной игры, когда мама выполняла движения «за малыша», играя его ручками, ножками, сопровождая движения незатейливой песенкой. Проснувшегося малыша мама ласкала, поглаживала массажными движениями и нежно напевала: «Тяну холсты, потягиваю, в коробочку складываю». Это вызывало у ребенка положительные эмоции, стремление повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Поэтому с помощью пестушек издавна развивали ребенка в игре, забавляли, успокаивали, отвлекали, используя нежные слова, эпитеты, сравнения.

Когда малыш подрастал, взрослые начинали использовать потешки - песенки-приговоры, сопровождающиеся игрой пальчиками, ручками, головкой, ножками, поэтому предполагающие самостоятельные игровые действия ребенка, соотнесенные с содержанием песенки-потешки. Например, потешка про Сороку-ворону обучала ребенка понятию количества (мало, много), расширяла представления о приготовлении пища, осуждении лени (кто не работал, тот наказан).

У детей среднего дошкольного возраста есть ряд психологических особенностей (особенности общения со сверстниками, взрослыми, особенности эмоциональной и познавательной сферы), делающих этот возраст сензитивным для восприятия фольклора и его использования в деятельности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, фольклорные занятия с дошкольниками должны иметь игровой характер.

На пятом году жизни у детей начинает активно проявляться стремление к общению со сверстниками (поводом для которого чаще всего являются совместные игры и игрушки). Эта особенность позволяет широко использовать коллективные игры и хороводные, и подвижные, и забавы, способствующие развитию социального интеллекта. Поскольку в этом возрасте появляется повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников, начинает возникать конкуренция между детьми, педагог может предложить детям соревновательные игры, основой которых является желание состязательности и соперничества.

В ходе общения со взрослыми дети среднего дошкольного возраста воспринимают взрослых как авторитетный источник информации, проявляют интерес к познавательному общению со взрослыми. Поэтому дети с удовольствием слушают сказки, былины, отгадывают загадки. Нравственные уроки относительно принятых в обществе норм и ценностей, важности уважительного отношения к традициям общества, саморегуляции собственных действий, доброжелательного отношения к окружающим, безопасного поведения в быту, социуме, природе, вынесенные из фольклорных произведений, оставят в душе ребенка след. Поскольку дети среднего дошкольного возраста испытывают большую потребность в поощрении со стороны взрослого, педагог может активно использовать в общении с детьми пословицы, песенки- потешки, когда ребенка надо похвалить, заметить его усердие или просто эмоционально поддержать.

Чувства детей среднего дошкольного возраста становятся более глубокими, а значит можно предлагать детям деятельность, направленную на развитие эмоционального интеллекта (фольклорные праздники, игры- забавы, фольклорные песни). У детей начинают формироваться такие нравственные чувства как чуткость, доброта, чувство дружбы, сопереживания, именно эти чувства позволяют детям эмоционально включаться в игры с пением и танцами (хороводные), проникнуться содержанием календарного фольклора, понять важность и значение деятельности, о которой в нем говорится.

Важной особенностью познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста является развитие способности высказывать свое мнение, делать умозаключения. На эту особенность следует опираться при анализе содержания фольклорных произведений с точки зрения нравственности, социальной приемлемости событий. Дети этого возраста с легкостью запоминают стихи, сказки. Поэтому педагог может предлагать детям разучивать считалки, песни, пословицы, правила фольклорных игр, активно использовать интеллектуальные фольклорные игры.

Таким образом, фольклор знакомят нас с высочайшими нравственными ориентирами в жизни, заложенными в колыбельных, потешках, пестушках, прибаутках, сказках, закличках, считалках, дразнилках, играх и т. д. Фольклор имеет воспитательное значение, предоставляя простейшую схему картины мира, обучая правилам поведения в обществе на примере образов людей, животных. Особенности общения, эмоциональной и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста позволяют использовать для этого фольклор.


Top