Как научить ребенка быть лидером? Воспитываем ребенка настоящим лидером.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, был умным, воспитанным, вежливым и достиг в жизни многого. Многие просто недоумевают, когда их ребенок становится не таким, как они хотели.Ничего удивительного в этом нет. Родитель должен понимать, что будущее ребенка, конечно же, зависит от многих факторов, но основоположник его характера, манеры поведения, стремлений и увлечений – это все-таки родитель.

Давайте сегодня разберемся с тем, как воспитать ребенка лидером , что для этого необходимо делать и чему учить?

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать неправильным.

Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым. Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

  • Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
  • Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
  • Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.

  • Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
  • Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
  • Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
  • Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
  • Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить. Поэтому родители должны самостоятельно прививать и развивать в ребенке лидерские качества.

Здесь сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.

Ребенок-лидер в детском саду

Многие мамы и папы не придают особого значения поведению ребенка в раннем возрасте, считая, что ребенок должен сформироваться сам. Такое безразличие родителей в конечном итоге может привести к раннему формированию у детей не тех черт характера, которые бы хотели в них видеть родители. Поэтому без корректировки старших, чаще всего, нормальное формирование личности, а тем более, лидерских качеств, просто невозможно.

Детский сад – это первая «инстанция», где ребенок может проявить себя в обществе, и родители должны уделить этому особое внимание.

Важно интересоваться у воспитателей, как ребенок ведет себя в обществе с другими детьми, какие особенности в них заметили взрослые. Не стоит упускать эти детали, потому как ребенок дома может быть одним, а в садике совершенно другим.

Если не контролировать развитие личности ребенка, то лидерские качества, которые были явными в детском саду, со временем могут превратиться в тиранство. Необходимо понимать, что многие взрослые, почувствовав власть, не могут совладать с собой, что тогда можно говорить о детях 3-5 лет.

Если в детском саду работают квалифицированные воспитатели, они без проблем смогут выявить лидера и помочь ему нести это «бремя» правильно. Несмотря на то, что в садике с детьми занимаются и развивают, родители не должны отстраняться от воспитания детей, потому как только они смогут воспитать в ребенке характер лидера и научить быть им.

Дети-лидеры в классе

Лидерство – это то, за что соревнуются все и во всем мире. Быть первым хочет каждый, и неважно, взрослый ты или ребенок. Существуют личности, отрицающие все и вся, безразличные ко всему, но даже они в душе хотели бы оказаться на месте лидера.

Школа — это то место, где уже явно проявляются лидерские качества. Несмотря на то, что учителя в учебных заведениях должны быть психологами и разбираться в людях, случается так, что даже они ошибочно выбирают лидера (причин такого поведения может быть много, включая личную симпатию).

Родители не должны думать, что если их ребенка назначили командиром класса, он будет по жизни лидером. Очень часто командирами назначают одних, а «управляют» одноклассниками – другие дети, так называемые негласные лидеры класса.

Если у ребенка есть выраженные организаторские способности, он может стать лидером.

Такие личности не боятся ответственности, волевая сфера у таких детей достаточно развита уже в школьном возрасте. Ребенка-лидера не всегда все любят, но, несмотря на это, к нему прислушиваются, его уважают и в какой-то степени даже боятся.

В любом обществе, в том числе и школьном классе, люди разбиваются на несколько групп, в каждой из которых есть свой лидер. Несмотря на это, есть всеобщий лидер, который является основным в классе. Такой ребенок может повлиять на мнение большинства, не прилагая для этого особых усилий.

Ребенок-лидер должен получать поддержку не только от одноклассников, но и от родителей, учителей. Такое подтверждение признания со стороны старших, стимулирует ребенка к стремлению развиваться дальше.

Несмотря на массу позитивных и положительных моментов, в лидерстве ребенка есть и негативные стороны, последствия.

  • Необходимо понимать, что лидер в классе постоянно находится в неком психологическом напряжении. Он боится оступиться, потому как даже малейшая ошибка или оплошность может пошатнуть его статус.
  • Родители должны понимать, что ребенку-лидеру приходится нелегко, и поддержка с их стороны – залог успеха и спокойствия школьника.
  • Родители также должны объяснить, что не нужно зависеть от мнения всех и каждого, главное, чтобы его родные и близкие друзья поддерживали его, и что только к их мнению он должен прислушиваться.

Если с вашим ребенком хотят дружить и девочки и мальчики в школе, это очень хорошо, ведь именно такие личности обладают коммуникабельными способностями. Такие дети не стремятся никого обидеть, но и себя в обиду никогда не дадут, они могут постоять за себя и за тех, кто слабее их. Именно таким поведением лидеры завоевывают свой авторитет и располагают к себе окружающих.

Когда ребенка любят все вокруг, он чувствует себя комфортно. Легко идет на контакт и ходит с удовольствием в школу.

Но здесь тоже есть свои нюансы – привыкая к всеобщей любви, лидер боится разочаровать окружающих и забывает про то, что нужно именно ему и что для него важно.

Родители должны объяснить ребенку, что нельзя быть хорошим для всех.

Ребенок-лидер в семье

Если ваш малыш с раннего детства не воспринимает вашу критику, сам принимает решения и пытается везде и во всем быть первым, возможно, в вашей семье подрастает будущий лидер или же вы неправильно воспитываете своего ребенка. «Как отличить лидерские качества от капризов и неуправляемости ребенка?»- выясним прямо сейчас.

Родителям в таких ситуациях, в первую очередь, необходимо обзавестись терпением и научиться понимать своего «командира». Мама и папа должны понимать, в каких ситуациях то или иное изречение или поведение ребенка допустимо, а где нужно «обрубить на корню».

Врожденные качества лидера в ребенке могут проявляться уже в первые годы его жизни:

  • самостоятельное распоряжение всеми игрушками
  • командный голос за столом, на улице
  • самостоятельная организация новых игр
  • привлечение в свое общение и игры других детей

Родители достаточно часто полагают, что дети-лидеры обязательно будут отличниками в школе, но это не всегда так, потому что в них преобладает желание быть первыми не в учебе, а в «покорении» своей воле окружающих, поэтому родители должны контролировать процесс учебы, а не пускать все на самотек.

Родители должны знать некоторые правила обращения с ребенком-лидером в семье:

  • Не стоит сразу ругать и наказывать ребенка за то, что он «командует» дома или в школе: это может пробудить в нем агрессию и ненависть ко всем. Нужно научиться лояльно относиться к своему чаду. Это совсем не значит, что ему нужно во всем потакать. Просто покажите свое уважение к нему и проявите интерес к его действиям, идеям, и тогда он сам пойдет на множество компромиссов, осознав, что его воспринимают таким, какой он есть.
  • Разговаривайте с ребенком чаще, научите его делиться с вами всем. Покажите, что если в какой-то ситуации он не прав, вы не будете его ругать за это, а просто объясните, как нужно сделать правильно и почему, тогда ребенок начнет вам доверять и прислушиваться к вам. Таким образом, родители смогут контролировать ребенка и направлять его.
  • Если в семье несколько лидеров, не нужно друг друга «съедать», лучше объединить свои усилия и распределить имеющиеся обязанности. Это придется по душе каждому лидеру.

Главное — понимать своего ребенка, и доносить до него правильными словами и поведением, что он может быть в каких-то ситуациях не прав, и что его не упрекают, а подсказывают, тогда лидерство ребенка будет в удовольствие для всех членов семьи.

Игры для детей на выявление лидера

Каждый ребенок любит играть, именно поэтому общение родителей с ним должно быть в игровой форме, тогда ребенок будет лучше воспринимать всю преподнесенную ему информацию и советы. Давайте поговорим о том, какие существуют игры для выявления лидерских качеств в ребенке.

  1. Первая, самая банальная игра, которая проводится в детских лагерях, садах и школах – ведущий, вожатый или учитель просит, не совещаясь, подняться определенное количество детей. Стоит отметить, что лидеры будут вставать всегда, независимо от того, какое количество человек будет названо.
  2. Второй конкурс-игра – попросить детей создать какую-нибудь геометрическую фигуру, держась за руки. Лидер сразу же начнет руководить процессом и расставлять всех по местам.
  3. Игра «Построй дом». Взрослый предлагает детям построить из подручных материалов дом, и дает на этот процесс определенное количество времени. Ребенок-лидер не бросается сразу строить дом, а размышляет над тем, кто и что будет делать, чтобы работа была слаженной и чтобы группа вложилась в указанное время.

Таких игр можно придумать очень много, тематика их может быть самой разнообразной. В принципе, какой бы игра не была – лидера видно в ней невооруженным взглядом, он пытается руководить, сплотить окружающих, привлекать всех к процессу.

Для того чтобы воспитать ребенка лидером, не обязательно быть тираном и следить за каждым его шагом. Главное — общаться со своим ребенком, изучать его, стать ему другом и наставником и тогда в вашей семье будет расти лидер, который в будущем добьется многого и поблагодарит вас за поддержку и понимание.

Видео: Как вырастить лидера из ребенка?

Как вырастить из ребёнка лидера? Этот вопрос чаще всего беспокоит амбициозных родителей, мечтающих воспитать из своих детей руководителей и бизнесменов. Нужно ли в каждом ребёнке развивать лидерские качества, каковы характеристики будущего лидера и как успешно способствовать их развитию – вы узнаете из нашей статьи.

Мнение психологов

Лидерами не рождаются, а становятся – так считают большинство психологов. Предпосылкой для активного развития лидерских качеств в ребёнке могут ранние задатки, которые проявляются в поведении. Обратите внимание на активность ребёнка, целеустремлённость, упорство, – и вы поймёте, прирождённый это лидер или нет.

Многие психологи считают, что если у ребёнка нет задатков к лидерству, то лучше не травмировать психику ребёнка, пытаясь сделать из него «хозяина жизни». Это вовсе не так. Несмотря на то, что, по мнению статистики, настоящими лидерами могут стать только 5% населения, родителям всё же нужно уделять развитию лидерских качеств в ребёнке. Почему это так важно? А потому, что даже если ребёнок в будущем не будет способен вести за собой коллектив, то он будет уметь уверенно принимать решения и распоряжаться собственной жизнью.

«Лидером может стать каждый ребёнок, который открыт новым знаниям и людям, стремится быть самостоятельным и преодолевать трудности».

Как же вырастить лидера?

Психологи советуют:

  1. Любите ребёнка. Ребёнок должен ощущать, что его любят. Это самое главное условие в деле воспитания лидера.
  2. Используйте методы позитивной педагогики. Создайте дух позитива и оптимизма в вашей семье. Не повторяйте ребёнку каждый пять минут: «Нельзя», «Не трогай», «Плохо», «Не вздумай». Такие утверждения негативно сказываются на психике и формировании характера ребёнка. А фразу «Ты плохой» лучше сразу забыть. При этом не попустительствуйте поступкам малыша. Указывайте на недостатки поведения с помощью иных выражений, например: «Ничего страшного, всё можно исправить», «Не стоит», «Ты хороший ребёнок, но сейчас ты поступил плохо».
  3. Подбадривайте. Поддерживая ребёнка в его начинаниях, тем самым вы воспитываете его уверенность в собственных силах. Отмечайте его успехи и достижения. А если что-то не получается – учите его не расстраиваться. Уверяйте, что всё получится, хоть и не сразу.
  4. Не утаивайте от ребёнка трудности жизни. Сталкиваясь с препятствиями, мы учимся ежедневно их преодолевать. Пусть и ребёнок учится смело смотреть в лицо сложностям и не бояться бороться с ними.
  5. Поддерживайте инициативу. Ребёнку хочется выступать на публике или посещать какой-то кружок? Поддержите его на пути к самореализации.

Средства воспитания

Ребёнок с лидерскими задатками имеет на всё своё мнение, частенько предлагает помощь, даёт советы. Чтобы не уничтожить задатки лидера, нужно стараться не ограничивать его вашими потребностями и желаниями и предоставлять пространство для мыслительной деятельности, для выработки собственных решений и поступков. Однако родитель всегда остаётся в роли родителя, а это тоже роль лидера. Как верно решить такое противоречие?

Начиная целенаправленно развивать в ребёнке лидерские качества, обратите внимание на то, какими средствами можно воспитывать ребёнка.

В домашних условиях:

  1. Будьте авторитетом. Общаясь с ребёнком, старайтесь быть эталоном поведения для своего ребёнка, всегда аргументируйте свою точку зрения, запрещая что-то или убеждая в чём-то, предлагайте альтернативные варианты. Интересуйтесь позицией ребёнка в тех или иных вопросах, однако будьте тверды в своём решении. Родитель - особая роль, авторитет у него должен быть всенепременно. Ребёнок должен прислушиваться к родителям, ценить их . Помогает фраза: «Когда будешь взрослым - будешь поступать, как хочешь, и нести за это ответственность».
  2. Распределяйте дела и обязанности. У ребёнка должна быть сфера деятельности, за которую он целиком отвечает (к примеру, вытирает пыль). Пусть он сам составляет график уборки, следит за «орудиями труда», а вы лишь иногда проверяйте качество работы. По мере взросления количество сфер деятельности можно увеличивать, предоставляя ребёнку самому планировать их содержание. Чем больше ребёнку доверяют - тем успешнее он будет самостоятельно принимать решения. Если ребёнок просит не вмешиваться в ход выполнения домашнего задания, но сам не успевает всё сделать в срок, отвлекаясь на компьютерные игры или телевизор, лучше предложить помощь по планированию дня.
  3. Не соревнуйтесь с ребёнком. Соревнование «Кто в доме главный?» вовсе не способствует развитию лидерских качеств. Будущего лидера лучше учить сотрудничеству и партнёрству. Не спорьте, а решение стремитесь принимать сообща с ребёнком.
  4. Помогайте общаться сёстрам и братьям. Не редкость, когда в семье соревнование происходит между детьми. Здесь родителям лучше помочь детям найти каждому из них свою «нишу» и подсказать, как правильно выстроить отношения друг с другом. Учите помогать детей друг другу, а не соперничать.
  5. В поисках компромисса. Договаривайтесь с ребёнком, ищите обоюдно приемлемые решения. Так вы не искорените лидерские задатки и научите ребёнка мыслить критически.

В школе:

Путями воспитания лидера сегодня принято считать:

  • образовательный (участие в научных кружках и факультативах)
  • общественно-политический или гражданственный (участие в детских и молодёжных организациях, самоуправлении)
  • эстетический (увлечённость краеведческой и экологической работой, фотографией и пр.)
  • физкультурно-спортивный (командные виды спорта, туризм, поездки в лагеря различной направленности, экспедиции).

«Помочь стать настоящим лидером могут как родители, так и опытные педагоги».

Если хотите вырастить настоящего лидера, то:

  1. Помогайте ребёнку почувствовать веру в свои силы.
  2. Уважительно относитесь к ребёнку.
  3. Прекратите излишне опекать.
  4. Когда ребёнок не уверен в своих силах, рискуйте и прилагайте усилия в формировании лидерства.
  5. Не мешайте мечтать и строить амбициозные планы.
  6. Давайте возможность самому находить решения и преодолевать препятствия.
  7. Развивайте лидерские качества, привлекая к командной работе (в спорте, учёбе и на отдыхе).
  8. Расширяйте кругозор ребёнка, предоставляйте возможность для формирования личных интересов.
  9. Учите доброжелательному общению с людьми.
  10. Будьте примером. Меняйте собственное поведение для того, чтобы показать ребёнку образец истинного лидера.

Лидерские качества можно развить в каждом ребёнке - было бы желание. Однако помните, что спокойные дети ничуть не хуже их активных сверстников. Любите детей такими, какими они есть.

Развить качества, которые в будущем помогут ребенку добиться успеха и стать лидером, способны только родители. Начинать процесс лучше с самого раннего возраста.

Как воспитать в ребенке лидерские качества

2 года: Аккуратность

Введите правило: игрушки на место кроха убирает сам. Объясните, что его работа — почти как у мамы и папы. По мере взросления добавляйте обязанности: заправить постель, помыть посуду, навести чистоту в комнате. Но не требуйте абсолютной аккуратности, не придирайтесь, иначе можно вырастить зацикленного на мелочах педанта.

4 года: Умение проигрывать

Малыш болезненно воспринимает поражение, злится и плачет? Став взрослым, он будет бояться совершать ошибки и принимать решения, соответственно, лидером так не стать. Чтобы этого не произошло, в раннем детстве важно объяснить: в проигрыше нет ничего страшного, со всеми случается, даже с вами.

Постарайтесь вместе проанализировать, что именно не получилось и что можно сделать, чтобы в следующий раз непременно одержать победу.

5 лет: Усидчивость

Малыши активно познают мир, много двигаются, им сложно сосредоточиться на одном деле. Поэтому полезно предлагать ребятишкам занятия, требующие усидчивости. Вместе собирайте пазлы, конструкторы, мозайку. Лепите, рисуйте, плетите из бисера, читайте. Главное, чтобы дело пришлось по душе.

Научите ребенка погружаться в любую игру с головой: обсуждайте героев книг, фантазируйте над рисунками, придумывайте истории, новые узоры для вышивки. И, что важно, всегда доводите начатое до конца, подавайте пример.

5,5 года: Целеустремленность

Когда родители выполняют любой каприз малыша, он моментально привыкает легко получать желаемое и может так и не научиться ставить перед собой цели и добиваться их.

Мотивируйте кроху. Например, он хочет дорогую игрушку — значит, должен чему-то научиться, допустим, запомнить буквы. Даже если не все получилось, но ребенок очень старался, мечту нужно выполнить. Чем больше усилий было приложено, тем значительнее радость от полученного подарка. Только самостоятельное преодоление трудностей, делает человека лидером.

6 лет: Уверенность в себе

Поддерживайте сына или дочь в любых начинаниях, радуйтесь даже самой маленькой победе. Но делайте это правильно: хвалите только за дело. Не внушайте, что он самый лучший и особенный, а то «слепите» эгоиста с завышенной самооценкой.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Пытаясь подстегнуть чужими успехами, вы вызываете обратную реакцию: малыш почувствует себя неудачником и может потерять почву под ногами на всю жизнь.

И не создавайте у сына или дочери ощущение неминуемого провала. Допустим, ребенок участвует в концерте. Говорить перед выходом на сцену, что он плохо подготовился — большая ошибка. После таких слов он наверняка провалит выступление.

7 лет: Планирование

Приучайте первоклашку правильно пользоваться временем. Вместе составьте распорядок дня: обозначьте период занятий, прогулок, отдыха, чтения книг. Красиво оформите расписание и повесьте на видное место в детской комнате. Это поможет научиться многое успевать и ценить каждый час.

8 лет: Ответственность

Лучше всего это качество развивает забота о домашнем питомце. Любимца надо кормить, играть с ним, выгуливать и убирать за ним. Если доверить эти дела ребенку, он рано станет самостоятельно относиться не только к животным, о и к работе, семье, друзьям.

Кроме того, заботясь о питомце, малыш начинает прислушиваться к чужим просьбам, быть неравнодушным.

Поддерживайте желание ребенка навещать бабушку и дедушку, звонить им и спрашивать о здоровье.

На пути воспитания и становления ребенка лидером, все же не стоит забывать, что это еще маленький человек. Да, необходимо закладывать положительные и полезные качества как можно раньше, но не стоит быть требовательным. В первую очередь, важно быть любящим и понимающим родителем. Малыш будет чувствовать вашу веру и поддержку в него, и ответит вам взаимностью.

Когда ребенок появляется на свет, на родителей ложатся заботы по уходу за ним - режим дня, кормление, купание, прогулки, посещение поликлиники, первое знакомство с окружающим миром. Мамы хотят, чтобы детки хорошо набирали вес, меньше мучились от колик и прорезывающихся зубов, не простужались и были активны. Время идет, а характер забот о ребенке меняется. Вы начинаете обучать его буквам и цифрам, знакомите со сказками, музыкой, театром, отдаете в группы раннего развития. На первый план уже начинает выходить развитие моральных и духовных качеств человека.

С определенного возраста воспитание ребенка переходит на новый план - родители участвуют в развитии его личности

Родители, которые задумываются о будущем своего ребенка, обычно видят подробные картинки того, кем он будет работать, какую создаст семью, какие качества будут преобладать в его характере. Представить ребенка слабым и безответственным, находящимся на побегушках у сильных и волевых сверстников – худший кошмар любой вдохновленной матери, особенно если речь идет о мальчике. Как воспитать лидерские качества в малыше? Как вырастить волевую, сильную, но добрую и сострадающую личность? Каких ошибок нужно избегать, чтобы потом ваш сын или дочка не страдали от собственной стеснительности и пассивности?

Начнем с семьи

Наверное, многие родители, увлекающиеся психологией, сталкивались с разными мнениями - становятся ли дети лидерами в процессе психологического развития или уже рождаются с запрограммированным набором качеств, определяющих лидерство. Современные психологи считают, что моральный портрет человека зависит на 40 процентов от генетической предрасположенности, на 60 процентов - от воспитания. Получается, что пример родителей и психологическое развитие оказывают большее влияние, чем физиология. Может ли вырасти лидер у неудачников? Чаще всего нет. Хотя бывают случаи, что ребенок, неудовлетворенный условиями жизни, стесненный и напуганный сверстниками, вырастает в жесткого лидера, стремящего не повторить ошибки своих родителей и получить то, что недодало ему детство.

Обычно лидеры появляются в семьях, где царит благополучие, любовь и взаимопонимание, а также у родителей, которые сами достигли в жизни определенных высот и стараются привить малышу собственные лидерские качества.


Вырастить ребенка-лидера способны родители, обладающие такими же качествами

Говорим правильно

Очень часто от родителей можно услышать обидные фразы, обращенные к малышу, отпущенные не потому, что родители его не любят, а потому, что раздражены или устали после работы. Родители часто сами программируют в ребенке неудачника, произнося: «Как я от тебя устала!», «Когда же ты поумнеешь наконец?», «Не рассуждай, а делай, что говорят!». Мать может назвать нашалившего или не справляющегося с чем-то малыша «тупицей», «дураком», «лентяем».

Сын испугался собаки? Тогда он «трус». Дочка заплакала от того, что уронила в грязь куклу? Значит, она «плакса» или «рева-корова». Брошенные с грубостью, нелюбовью обидные прозвища ранят ребенка не меньше, чем дразнилки сверстников в саду или школе, приятелей во дворе. Главное требование к родителям – следите за собственными эмоциями и речью. Своими словами вы программируете грядущие неудачи ребенка, его пассивность, стеснительность и неуверенность в себе. Больше хвалите ребенка, говорите, что у него все получится, только надо немного постараться. Прививайте любовь к труду, уважение к таланту.

Уделяем внимание

Многие родители сетуют на то, что времени на общение с ребенком не хватает. Трудно осуждать за это работающую мать, которой нужно успеть и частично обеспечить семью, и в доме убрать, и поесть приготовить, и проследить за тем, как делаются уроки. В этом отношении легче, когда мать сидит дома, а деньги зарабатывает и карьеру делает только отец. Так бывает нечасто, особенно если семья неполная.

Случается, что за собственными неурядицами родители не могут уделить ребенку достаточно времени

Занятость – не причина отсутствия воспитания у сына или дочери и отсутствия взаимопонимания между старшим и младшим поколениями. Разговаривайте с ребенком: пусть это будет несколько минут по дороге в школу или детский сад, на кухне во время того, как вы варите суп, или перед сном. Каждый день обсуждайте проблемы ребенка. Находите хотя бы 20 минут, чтобы сыграть с ним в его любимую игру, посмотреть новый рисунок, послушать понравившуюся песню или посмотреть вместе мультфильм.

Малышу важно, чтобы вы разделяли его интересы, хвалили его, а не только покупали модные игрушки, современные мобильные телефоны и планшеты. Прекрасная традиция – чтение с мамой перед сном. Пусть даже малыш сам давно умеет читать, покупайте периодически интересные книги с картинками и читайте вслух перед тем, как ребенок заснет. Родительский голос, интонация, энергетика останутся с малышом на часы сна, и он будет ближе к вам и во время бодрствования.

Лидирует или капризничает?

Всегда ли мама, желающая взрастить в своем ребенке лидерские качества, может отличить настоящее лидерство от обычных детских капризов и агрессии? Конечно, нет. Случается, что мама умильно вздыхает и говорит: «Да он настоящий лидер», когда сын командует ватагой малолетних ребятишек, прибирая к рукам все их игрушки и сладости. «Он просто лидер» - оправдывает на детской площадке своего агрессивного сына отец, когда тот отбирает игрушку у плачущего карапуза. На самом деле это не лидерство, а невоспитанность, детская агрессия, диктатура и капризы.


Нужно уметь отличать проявление лидерских качеств и обычную капризность

Ребенок просто хочет иметь все, что находится в зоне его досягаемости. Доля лидерства в этом есть, потому что он проявляет силу воли и подавляет желания детей, но делается это в ущерб другому человеку - мы можем назвать явление «псевдолидерством».

Лидер – это человек, который пользуется авторитетом в определенном социуме, будь то детский сад или школа. Лидер не бывает бесталанным, он умеет и знает, когда нужно проявлять свои таланты и способности. Сверстники уважают его не за диктаторские качества, а за силу воли, способности, находчивость и изобретательность. Дети-лидеры нередко манипулируют своими ведомыми товарищами, поэтому могут легко перерасти в диктаторов. Дело родителей – не дать своему сыну или дочери испортить характер. Его лидерство должно уравновешиваться в семейной и других сферах жизни, малыш должен понимать, что он не идеален и не имеет права никем манипулировать.

Как воспитать лидера в школьнике?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Чаще всего вопросом «как воспитать в своем чаде лидерство?» задаются родители школьников младших классов, когда отношения в коллективе только формируются, дети начинают жить по-взрослому, беря ответственность за свои поступки, проявляя активность, учась и обнаруживая свои сильные и слабые места. Большую роль в этом играет учитель.

Давайте крохе возможность проявлять свою активность. Хорошо, если учитель будет уделять часы обучения не только прописным буквам и математике, но и знакомству детей, рисованию на вольные темы. Дать ребенку возможность рассказать о своем таланте или попробовать его найти – вот задача педагога младших классов.

Случается, учитель даже не знает, что ребенок свободно читает книги по целым главам или лепит из пластилина уникальные фигурки, хорошо поет или умеет готовить блинчики.


Родителям и школе нужно попытаться выявить уникальный талант ребенка, направить силы на его развитие

Советы по воспитанию лидерских качеств:

  1. Учите ребенка ставить четкие цели и вырабатывать план. В этом главный помощник – мама или папа. Это поможет малышу стать целеустремленным и разовьет силу воли.
  2. Развивайте моральную сторону маленького человека. Проявляйте милосердие и доброту сами, прививайте ребенку понятие, что это есть норма жизни. Любить животных и помогать тем, кто попал в беду, заниматься благотворительностью, делиться игрушками и сладостями – нормально.
  3. Уделяйте внимание духовному. Водите ребенка в театр и на выставки, развивайте его таланты. Религиозное воспитание, хотя в настоящие годы общество значительно секуляризировано, не бывает лишним.
  4. Учите ребенка брать ответственность на себя, не лгать и не переваливать вину на других. Главная черта лидера – это сила воли и душевная сила.

Определить лидерство малыша можно и во время игры. Психологическая игра «Адаптация»:

  1. Разделите несколько человек на две команды. Играть может школьный класс, просто группа приятелей. Одна команда получит красные жетоны - это будут те, кто отдает распоряжения. Другая получит желтые жетоны – те, кто будут выполнять распоряжения.
  2. Команда с красными жетонами определяется после проведения разминки. Задание – ребенок должен представить окружающим своего соседа справа, предварительно поговорив с ним пару минут. Яркие личности и наделяются красными жетонами. Остальные получают желтые.
  3. Вокруг каждого лидера формируется микрогруппа. Задание – нарисовать дружеский шарж, идею подает лидер, рисуют обладатели желтых жетонов.
  4. Готовые шаржи должны попасть в разные группы. Задание – придумать смешную подпись под рисунком.
  5. Задание «трех Д»: «друг для друга». Микрогрупы дают друг другу задания.
  6. Заключительное задание, одно для всех групп от ведущего игры.

Психологические игры улучшают отношения в коллективе и помогают выявить лидеров

Игра на скорость «Начали!»:

  1. Первое задание. Группа детей должна организованно и быстро закричать слово «Начали!». Какая группа быстрее и слаженнее выполнит задание – та и победила. В выполнении обнаруживается наиболее активный ребенок.
  2. Второе задание. Исходное положение – дети сидят на стульях или на земле. Группа детей должна быстро встать по команде «Начали!».
  3. Третье задание «Полет на Марс». В группе нужно распределить роли капитана, штурмана, механика, пассажиров и «зайца».
  4. Четвертое задание. Экипажи прилетели на Марс. Нужно распределиться в марсианских гостиницах. Номера в гостиницах разной вместительности – от трехместных до одноместного. Тот ребенок, который окажется в процессе игры в одноместном номере, либо лидер, либо отверженный.

Мини-игры

Игра в «семейную фотографию»:

  • ребята должны расположиться таким образом, словно готовятся к семейной фотографии;
  • выбирается «фотограф» - лидер, который и будет всех рассаживать, назначать роли «дедушки», «бабушки», «мамы», «папы» и т.д.

Модели для семейного фото должны подчиняться «фотографу»-лидеру

Игра в «день рождения»:

  • Предлагается группе малышей написать на листе бумаги, кого бы каждый пригласил к себе на день рождения, причем не более 3 человек.
  • Несколько человек, которые оказываются самыми популярными из приглашенных, становятся «именинниками».
  • «Именинники» приглашают в себе в гости всех ребят. Ребята в свою очередь выбирают, к кому хотят пойти в гости.

Помогаем малышу стать лидером

Как помочь ребенку развить ранние лидерские качества.

С самого раннего детства в ребенке начинает формироваться лидерский потенциал. Задача родителей – помочь своему малышу стать лидером.

Для начала попросим вас вспомнить свое детство, походы в детский сад или школу. Вспомните свой класс в школьные годы. Были ли в классе те, кого, мягко говоря, не любили? Нет, мы сейчас даже не про хулиганов, срывающих уроки. А про ябед, которые бесконечно жаловались, ныли, а в конфликтных ситуациях еще и перекладывали вину за содеянное на плечи других ребят? Скорее всего, с такими детьми мало кто дружил, к их мнению не прислушивались. А за кем шли, чье мнение было авторитетно? Ответьте себе, какими были такие ребята? Они старались найти выход из любой ситуации, не теряли веру в себя, свои силы, проявляли стойкость, силу воли, характер и достигали цели.

Во взрослой жизни все то же самое. Кто успешен в коллективе на работе, кто из вашего окружения счастлив или умеет хорошо заработать? Это такие же сильные и волевые личности.

И конечно же, любые родители желают, чтобы их ребенок стал именно таким успешным человеком, лидером, а не нытиком. Очень важно, чтобы взрослый понимал, что речь идет вовсе не о становлении ребенка великим оратором или «капитаном команды», не о том, как научить ребенка идти по головам к своей цели.

Кто же такой лидер? Лидер – это тот, кто умеет управлять жизненными процессами, это целеустремленный и волевой человек, а еще лидер не боится брать на себя ответственность.

Лидерские качества не обязательно проявляются в умении вести за собой толпу, лидерство имеет много видов. Лидер может быть организатором, инициатором, эрудитом, умельцем и даже эмоциональным центром. Они могут выступать как вдохновителями, предлагающими идеи, так и исполнителями уже выбранной программы. Часто лидеры являются вдохновителями и организаторами одновременно. Ваша задача – увидеть в ребенке такие задатки и не пытаться дрессировать свое чадо, не стремиться к тому, чтобы он без лишних слов подчинялся вам во всем. Поступая таким образом, вы можете подавить в нем личность. Беспрекословное послушание может сделать из податливого ребенка несчастного взрослого в будущем.

Для того, чтобы стать лидером, ребенку не обязательно быть круглым отличником в школе или побеждать всех соперников на спортивных соревнованиях. Самое главное, чтобы ваш отпрыск не боялся проявлять инициативу, нес ответственность за свои действия и с раннего возраста принимал решения сам. Мы предлагаем вам ознакомиться с работающими решениями, которые помогут воспитать в ребенке уверенность и самостоятельность.

Поддерживайте инициативу

В определенном возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру и процессам в нем. Конечно же, для каждого ребенка этот возраст индивидуален. Вот только реакция родителей не всегда бывает правильной: это не трогай, то опасно, и, пожалуй, фраза, хуже которой ничего быть не может «у тебя все равно не получится».

Именно поэтому, не рубите инициативу ребенка на корню, не ругайте, даже если у него не получилось что-то сделать. Наоборот, поддержите детскую инициативу – это станет первым шагом на пути к воспитанию в ребенке лидерских качеств. Она проявляется в мелочах, вы можете даже не заметить этого. Приведем пример. Ребенок решил сам погулять с собакой, помыть посуду, помыть пол. Даже если что-то он сделал не очень хорошо, похвалите его за то, что он решил помочь. Он молодец, ну а в следующий раз получится еще лучше! Если результат совсем плох, например, потерялась собака или ребенок залил полы, необходимо с ребенком сделать выводы из результата, а затем дать ему инструкции и подсказки.

Предложите ребенку вместе выполнить дело. Вы разделяете инициативу с ребенком, но не в коем случаете не делаете дело целиком за него. Если вы поощряете самостоятельность своего малыша, то в будущем ребенок не побоится быть ответственным.

Чаще интересуйтесь мнением ребенка, предлагайте ему выбор. До того, как ребенок примет решение, расскажите малышу о последствиях этого самого решения и оцените их стратегически. Это помогает развивать в ребенке критическое мышление, умение видеть причинно-следственные связи и делать выводы.

Важно: дети, за которых все решают их родители, становятся безынициативными и, вырастая, живут по чужим сценариям.

Ответственность – основа лидерства

Итак, ваш ребенок проявил инициативу и вы поощрили это. Теперь нужно научить малыша нести ответственность за совершенное действие, сделанный выбор, принятое решение. Ребенок-лидер должен уметь справляться с последствиями.

Последствия принятых решений могут быть как позитивными, так и негативными. Поэтому, с детства ребенка нужно учить принимать результаты своих решений.

Например, необходимо объяснить, что если вы купите ребенку конфету сейчас, то вечером на десерт он ее уже не получит. Или: ваше чадо может пойти гулять с собакой, не надев на нее поводок, но тогда она убежит. В любом возрасте у ребенка должна быть хоть и маленькая, но зона ответственности.

Процесс исправления ошибок – это тоже ответственность. Вы направляете ребенка, подсказываете как поступить, но не делаете за него все целиком. Он должен исправить свои ошибки сам.

Чем старше ребенок становится, тем серьезнее обязанность можно доверить ему. От помощи по хозяйству, до чистки клетки попугая или поливки цветов.

Помогите ребенку организовать собственное время

В настоящее время модно использовать такой термин как тайм-менеджмент. Он подразумевает под собой умение управлять, организовывать и распоряжаться своим временем, повышая эффективность его использования. Успешные люди владеют тайм-менеджментом в совершенстве.

Кроме самого тайм-менеджмента успешный человек умеет планировать, обладает самодисциплиной. Важно воспитывать эти качества в ребенке с самого детства, начиная с самых простых вещей: соблюдение режима дня, планирование занятий и физической активности. Сам распорядок дня лучше всего составлять вместе с ребенком, с учетом его пожеланий. Но и вы должны сами соблюдать режим и выполнять обещания. Иначе перед глазами ребенка будет пример, что можно нарушать запланированное, а так быть не должно.

Не стремитесь записать ребенка на всевозможные кружки. Пусть ребенок посещает только те, которые ему действительно интересны. Но занимательный досуг и интересы у ребенка быть должны обязательно, так как они обогащают личность.

Когда ребенок учится в начальной школе, уже можно ставить небольшие цели и планировать их. Купите ему красивый органайзер или веселые канцелярские принадлежности, которые также станут мотивацией для записей и планов. Во всем должен быть элемент игры или творчества.

Опять же, не делайте за ребенка то, что у него не получается. Только преодолевая препятствия, ребенок приобретет силу духа, целеустремленность и настойчивость. Направляйте, помогайте, но справиться ребенок должен сам.

Физическая активность и спорт

Физическая активность необходима и взрослым и детям. Речь идет вовсе не о профессиональном спорте, ведь там ребенка больше загоняют в жесткие рамки. Выберете с малышом что ему интересно: танцы, плавание, единоборства, гимнастика, теннис. Но обязательно в умеренных количествах. Любой спорт, какой бы вы ни выбрали, развивает множество полезных для жизни качеств, таких как: настойчивость, воля, выносливость, концентрация, самодисциплина, терпение, умение понимать потребности своего тела.

Доказано, что спорт не только укрепляет иммунитет, но и помогает развитию умственных способностей и снятию напряжения. Также, ребенок научится принимать поражения, а из победы не делать самоцель. Иными словами, ваше чадо наладит адекватные отношения с собственным эго.

Не зря родителям советуют привлекать к спорту гиперактивных детей, ведь именно в спорте они учатся направлять свою энергию в нужное русло.

Станьте хорошим примером

В воспитании ребенка прежде всего нужно начать с себя. Глупо рассказывать отпрыску о вреде курения, если сам куришь.

Огромную роль играют семейные устои и традиции, распределение домашних обязанностей между родителями, личные отношения между папой и мамой.

Если отец является достойным человеком, сын будет подражать ему. Если мать уважает себя, самодостаточна, умеет быть чуткой, нежной и имеет гибкий ум, дочь будет подражать ей. Дети как губка – впитывают все. Поэтому, прежде чем воспитывать ребенка, начните с себя.

На этот счет имеется даже английская пословица: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Согласны?

Правила общения с ребенком

Баланс контроля со стороны родителей и свободы ребенка как личности очень важен. Правильное общение с ребенком начинается с выполнения некоторых пунктов.

  • Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
  • Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
  • Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
  • Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз. Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем. В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
  • Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
  • Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
  • Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.

И помните, ваша цель – это не воспитание управленца. Цель – воспитание самодостаточного счастливого человека. Не забывайте проявлять любовь к ребенку, верить в него, ведь если ваш малыш будет знать, что дома его всегда поддержат, он вырастет успешным!


Top