Какого числа будет отдание пасхи. Что такое «отдание праздника»? Что такое Отдание праздника

Накануне такого большого церковного праздника, как Вознесение Господне, православные отмечают Отдание Пасхи, которое празднуется в 2018 году 16 мая. В этот день богослужения будут совершаться по пасхальному чину в последний раз: споют пасхальный канон, стихиры и часы. Даже в пасхальную ночь богослужение не такое торжественное, как на Отдание Пасхи.

Церковь рассказывает, что такое отдание Пасхи. Пасху Христову отмечают дольше, поскольку это самый большой, главный христианский праздник. Накануне Вознесения Господня, в 2018 году припавшем на 17 мая, начинается Отдание Пасхи.

Что такое Отдание Пасхи, и когда его будут праздновать в 2018 году

Отданием Пасхи называют последний день попразднества великих двунадесятых праздников. В храмах проводят праздничную службу, сильно похожую на ту, что проходит в пасхальную ночь. В 2018 году Отдание Пасхи празднуется 16 мая, и в этот день верующие собираются на торжественное богослужение, прощаются со Светлым Воскресением. Отдание Пасхи припадает на 16 мая, но петь пасхальный канон, стихиры будут сегодня вечером, 15 мая.

Отдание Пасхи празднуется с IV века: в те времена многие воспринимали его в качестве великого праздника, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество. Вскоре Церковь решила отмечать Отдание после великих праздников. Завтра, 16 мая, завершится празднование Христова Воскресения, продолжающегося 40 дней (именно столько Иисус Христос пробыл на земле после воскрешения, явился Матери Божией и апостолам). День Отдания стал последним для Него.

Сегодня вечером и завтра в храмах православные христиане простятся с пасхальными песнопениями до следующего года. Отдание Пасхи – особенное торжественное богослужение, соединяющее пасхальные песнопения с песнопениями Недели о слепом, а также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Священнослужители в день Отдания Пасхи надевают белые ризы, а в день Светлого Воскресения были облачены в красные. На богослужении они становятся в центр храма. Этот день является последним, когда при встрече православные говорят друг другу «Христос Воскрес» и отвечают «Воистину Воскрес». По окончании литургии священнослужителями снимается Плащаница, кладется в ковчег.

Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги состоялось последование вечерни и утрени пасхальным чином, которое возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Коновалова.

В среду 28 мая в праздник отдания Святой Пасхи в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги была совершена Божественная Литургия Пасхальным чином с Крестным ходом, который возглавил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма иерея Димитрия Новикова и иерея Максима Коновалова при диаконе Димитрии Маркове. Этим торжественным богослужением завершился цикл Пасхальных праздников в текущем году и в последний раз в этом году прозвучало Пасхальное «Христос Воскресе!». Затем о. Алексей произнес проповедь и пожелал всем верующим, чтоб в их сердцах так же как и у преподобного Серафима Саровского, Пасхальная радость сохранялась всегда.

Отдание праздника Пасхи.

Отданием называется последний день попразднества великих или двунадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения.

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.

Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников. Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием. В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!».К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон.С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период. После литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Царские врата закрываются. По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный Крестный ход. Но каждый из нас продолжает хранить в душе радость о Воскресении Господа и Его Вознесении, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века». А для того, чтобы в будущей вечной блаженной жизни мы стали причастниками светлой Пасхальной радости в Царствии Небесном, ныне, в жизни земной, нам нужно добрыми делами и благочестием нести людям свет веры Христовой .

Патриарх Пимен (Извеков)
Произнесено в храме во имя пророка Илии, что в Обыденском переулке в Москве.

Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, с праздником! Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года.Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим...

Воскресение Христово видевше - так Святая Церковь изобразила перед нашим внутренним взором страдания, которые принял и победил Господь и Спаситель ради нас, человеков, и ради нашего спасения. Святая Церковь изобразила в своих песнопениях и великие страдания Пресвятой Девы Марии, Которая была первой мироносицей и первая, конечно, среди жен-мироносиц шла к погребенному Телу Христа Спасителя. Лишь по Ее великому смирению святые апостолы об этом не упоминают, но мы верим, что иначе быть не могло. И Святая Церковь поэтому поет: Ангел вопияше Благодатней, Чистая Лево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба... Святая Церковь верит в то, что первой не Марии Магдалине, а Богоматери сказал Ангел о Воскресении Ее Сына и Бога.

Святая Церковь сосредоточивает наше внимание и на повествовании о великих страданиях, которые перенесла Дева Мария, о Ее волнениях в продолжение жизни Ее Божественного Сына и, в особенности, в дни Его страданий, в дни Голгофы. Святой Церковью написан и читается перед Плащаницей канон, который называется "Плач Пресвятой Богородицы". Церковь выражает в нем, как страдает Дева Мария и как Она рыдает: О Сыне Мой Возлюбленный, куда же Ты идешь и на кого Меня оставляешь?

Дорогие братья и сестры, когда мы слышим слова: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу... мы должны воспринимать сердцем все те события: и Голгофские, и Воскресение Христа Спасителя, и душевное состояние Богоматери.

Воскресл Иисус от Гроба, яко же прорече, даде нам Живот Вечный и велию милость - так поет Святая Церковь, напоминая, что Воскресший Господь через воскрешение нашей души даровал нам великую Свою милость - Вечную Жизнь. Сейчас мы готовимся встретить другой великий праздник, когда Господь сказал, что Он дарует всем Свое благословение, и на Елеонской горе, во время Вознесения, это благословение Он всем ниспослал. Таким образом, все мы будем воспоминать события Воскресения Господа и Его Вознесение, а также Его слова о том, что Он будет с нами "во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20). Будем же непрестанно молиться первой Мироносице - Пресвятой Деве Марии, дабы Она возносила Свои молитвы о каждом из нас, помогала нам идти добродетельным христианским путем. Аминь!


Красота пасхального быта

…Пасха прошла… уже «отдание»…

Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена ша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…

Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней…

Попразднество Пасхи

«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.

До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе…»

«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже – празднуемой недели.

Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова – тридцать девять дней! Это – совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.

Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.

Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии – прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».

А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».

Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, совершается,- в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…».

Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать на службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

И этот день отводится также делам милосердия.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», – согласно повелению апостола Павла – и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).

Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, – с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.

И почему этот день – способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего – гораздо большего – благородства. Святой Златоуст – великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары…

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним,- если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово – истина!.. И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это – глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот – Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

«Бедные – врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

«… Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами – и даже прежде них – творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше – милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня – важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). – Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!

Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007

В преддверии православного праздника Вознесения Господнего в церкви проходит церемония Отдание Пасхи. В 2018 году этот день выпадает на 16 мая. В ночь среды совершается последнее в этом году богослужение с пением пасхальных канонов, стихр и часов Пасхи.

Традиционно в РПЦ само богослужение торжественнее, чем в Пасхальную ночь.

В православии «отданием» именуют последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, которые длятся не один день.

Традиция отмечать известные события христианской жизни несколько дней корнями уходит еще во времена Ветхого Завета. Понятие отдания многодневных праздников встречалось еще в IV веке и касалось только Пасхи, Пятидесятницы и Рождества. Немного позднее отдание стали отмечать сразу за всеми великими праздниками.

Суть Отдания праздника Пасхи

Отдание праздника Пасхи происходит в среду шестой седмицы. В этом году день, когда прекращается сорокадневное празднование Светлого воскресения Христова, приходится на 16 мая.

Христиане считают, что на протяжении всех этих сорока дней до момента своего Вознесения воскресший Иисус был на земле. Согласно преданиям, в свой последний день мирской жизни воскресший Иисус пришел к своим ученикам-апостолам, чтобы рассказать им напоследок о царствии небесном.

Как празднуют Отдание Пасхи

Для проведения службы храм полностью освящается по пасхальным традициям, проводят пасхальные вечерню и утреню. Службы проходят со свечами, кадилом, под пение стихир и великое славословие. Облаченные в белые ризы священнослужители проводят богослужение в центре храма.

Под звуки пасхальных песнопений при открытых Царских вратах проходит литургия во время которой звучат пасхальные приветствия «Христос воскрес!».

Все верующие сходятся в храм на последние в этом году пасхальные песнопения. Мероприятие проходит в виде торжественного богослужения, во время которого звучат также предпразднственные песнопения Вознесения Господня.

Начиная с этого момента, верующие уже не приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Воистину воскрес!». Согласно традициям, последний раз в этот день проходит пасхальный Крестный ход.

Что можно делать в праздник Отдания Пасхи

В день отдания праздника по возможности советуют не работать или делать богоугодные дела во имя милосердия. Это время лучше всего посвятить критическому самосозерцанию собственной веры, найти в ней слабые места. Необходимо держать свои мысли чистыми.

Следует для себя четко определить насколько настоящая или же, напротив, формальная собственная вера, чтобы осознав это, стремиться к лучшему и в назначенный час достойно отдать земную жизнь и воссоединиться со Спасителем.

В наши далеко не апостольские времена, не каждому удастся в завершение попразднства поприсутствовать на службе и совершить причастие. Но церковь велит отдание хранить в сердце, как и память о празднике.

В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднуется наиболее торжественно, затем – в меньшей степени. И как раз в 39-й день мы празднуем отдание Пасхи по аналогии с двунадесятыми праздниками, попразднство каждого из которых (кроме недели Ваий и иногда Благовещения) завершается днем отдания, когда повторяется все богослужение праздника, кроме паремий, литии, полиелей и антифонов (для Господских праздников). Однако насколько сам праздник Пасхи отличается от двунадесятых праздников, в аналогичной степени и его отдание отличается от отданий других праздников.

Интересно в этом ключе сравнить службу на отдание Пасхи с отданиями двунадесятых праздников. С одной стороны, если в отдания большинства двунадесятых праздников совершается богослужение, посвященное исключительно празднику, то про отдание Пасхи мы такого сказать не можем. Здесь совмещается несколько служб, так что пасхальные песнопения составляют только часть изменяемых песнопений данного дня. Получается, что в этом аспекте отдание Пасхи несколько уступает в своей торжественности отданиям других праздников. С другой стороны, кое в чем отдание Пасхи выгодно отличается от отданий других праздников. В пользу такой позиции говорит совершение в отдание Пасхи праздничной полунощницы, а также добавление на вечерне, утрене и литургии пасхального начала по полному чину. Получается, что отдание Пасхи «проигрывает» отданиям других праздников только в том, что в этом день поются многие «посторонние», т.е. непасхальные песнопения, тогда как в других аспектах служба этого дня превосходит богослужения в отдания двунадесятых праздников.

В современной богослужебной практике присутствуют две совершенно разные традиции совершения службы в отдание Пасхи. С одной стороны, есть уставной чин, зафиксированный в нашем Типиконе и Цветной Триоди, согласно которому в отдание Пасхи совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием, причем совмещаются 3 службы: пасхальная, попразднства Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Этот вариант мы далее рассмотрим в первую очередь (вариант А). С другой стороны, очень популярна греческая практика (вариант Б), согласно которой в отдание Пасхи повторяется пасхальная служба (почти в том виде, как она совершается в Неделю Пасхи). Очевидно, появление такой практики связано с желанием «возвысить» статус отдания Пасхи, придать ему бóльшую торжественность.

Какому варианту отдать предпочтение? В современных греческих богослужебных книгах излагаются оба варианта, здесь выбор остается за настоятелем. Безусловно, более торжественно воспринимается богослужение в соответствии с вариантом Б (греческая практика). К тому же не следует думать, что совершение служб по пасхальному чину является «новшеством» последних веков; в русских рукописных и старопечатных Триодях и Уставах засвидетельствован чин, который можно назвать «промежуточным». Так, согласно печатной Триоди 1635 года, вечерня и утреня совершаются по чину, близкому к варианту А (с добавлением песнопений Недели о слепом и канона предпразднства Вознесения), однако про часы и литургию сказано, что они совершаются пасхальным чином (в частности, на литургии поются пасхальные антифоны!). Так что тяготение к совершению службы пасхальным чином в отдание Пасхи наблюдается уже в русских средневековых богослужебных книгах. Однако в современной редакции Типикона и Триоди отражен только вариант А, потому если исполнять Устав буквально, то предпочтение следует отдать уставной службе. В пользу варианта А можно привести еще такой довод: среда 6-й седмицы – день постный. Но пост со службой по пасхальному чину несовместим (вспомним, что Светлая седмица, когда совершаются пасхальные службы, сплошная). Потому, если мы хотим совершить службу по варианту Б, нам желательно пересмотреть правила о посте в среду 6-й седмицы. Но так как мы, следуя общецерковной норме, соблюдаем в этот день пост, торжественная пасхальная служба в таком случае выглядит несколько искусственной. Впрочем, этот аргумент - весьма условный, ибо ограничение в качестве пищи нисколько не может и не должно мешать духовной радости, вызываемой торжественным богослужением. К тому же наш Устав предписывает на трапезе в день отдания Пасхи «утешение великое, сиречь елеем, рыбою и вином», подразумевая, что трапеза все равно будет праздничной.

Таким образом, практический выбор между вариантами А и Б остается на усмотрение настоятелей. Можно разве что посоветовать каждому попробовать оба варианта служения (естественно, в разные годы), чтобы итоговый выбор был основан на реальном опыте, а не на априорных предпочтениях.

Вариант А: уставной чин.

Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.

Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.

Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.

Вечерня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).

Кафисма рядовая (9-я).

На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.

На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).

Повечерие

Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).

По Трисвятом : кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».

Полунощница

- 1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);

- 2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.

Утреня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

По «Бог Господь...» :тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

По кафисмам : седальны Триоди.

Канона три: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.

Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.

Катавасия «Спасителю Богу…».

По 3-й песни : кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.

По 6-й песни : кондак и икос Пасхи.

9-я песнь: Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.

По 9-й песни :светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» - светилен праздника Триоди.

На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.

По славословии : «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.

На часах

Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).

Литургия

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.

Антифоны изобразительные.

«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.

По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».

Прокимен, Аллилуиа ипричастен -Пасхи.

Апостол и Евангелие рядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).

Задостойник Пасхи.

По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.

Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331] .

После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298] .

Вариант Б: повторение пасхальной службы.

В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.

Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).

Вечерня.

Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа - соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:

На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».

Прокимен великий «Кто Бог велий…»

На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).

Утреня.

Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:

Диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.

Каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.

После стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.

- «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.

Часы совершаются пасхальные без изменений.

Литургия.

Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.


Top