Педология. Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей Русское народное творчество способствует

Творческий отчет из обобщения опыта по теме:

« Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности » .

Воспитателя Александровой Н.Ф.

План творческого отчета

Народное творчество, одно из средств воспитания гармонической личности:стр. 2

а) доступно ли детям народное творчество;

б) родная природа основной источник народного творчества.

Народное музыкальное творчество:стр. 6стр.4

а) песенное богатство;

б) народные пляски;

в) фольклорные праздники, концерты.

Изобразительное народное творчество:стр. 8

а) самостоятельная художественная деятельность;

б) декоративная лепка;

в) декоративная аппликация;

г) декоративное рисование.

Богатство родного языка, его влияние на ребенка:стр.13

а) загадки;

б) скороговорки;

в) сказки.

V. Сказка-средство нравственного развития ребенка.стр.17

а) образность, как важная особенность сказок;

б) развитие творческих способностей, развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

I. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось, да и закаляться»?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность значит, человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность. Решение нашлось само собой познакомить детей с русским народным творчеством, во всей его широте и разнообразии, воспитывать на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Каждый народ имеет свой язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; своё художественное мастерство; свой быт и традиции.

Русское народное творчество имеет многовековую историю развития. Народное творчество призвано украшать, облагораживать мир вокруг нас.

Народное творчество одно из средств эстетического воспитания помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Именно поэтому я и выбрала эту тему, как приоритетную в своей работе.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.

а) Ещё я взяла эту тему потому, что русское народное творчество наиболее доступно детям. В народных играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.

Устное народное творчество- это настоящая сокровищница народной мудрости, полная образами и меткими сравнениями, а главное исключительно насыщена образцами языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его души.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки мастерства изготовления художественных предметов.

Самое первое знакомство ребенка с народным творчеством происходит с первых дней жизни, когда он слышит колыбельную. Позднее ребенку становится доступен мир сказок, игр. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловил оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

б)Особое место в своей работе я отдаю знакомству детей с природой родного края, неиссякаемым источником для народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря – это целый мир переживаний. Летом как здорово побегать босиком под грибным дождем, дети выскакивают со мной на улицу, протягивают руки к небу, просят дождик не прекращаться веселой попевкой:

Дождик, дождик, пуще

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку

Хлебай по – немножку.

А зимой дети радуются снегу, восторгу нет предела, мы и играли в снежки, и устраивали соревнования: кто больше слепит снежков, у кого ком получиться больше, сооружали снеговиков. Ставили эксперименты со снегом и льдом: на ладонях снег таял, превращаясь в воду, а вода в лужах к вечеру замерзала, превращаясь в лед, а кто- то тайком пробовал снег на вкус. Катаемся на санках и грозя морозу приговариваем:

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Весной пробуждается природа, и дети становятся живее, энергия бьет ключом. После частых дождей образуются лужи, а как здорово сделать кораблик и пустить его в плаванье, а самое любимое занятие просто походить по лужам и померить у кого лужа глубже.

Осень – все говорят, что грустно, но ведь сколько интересных занятий. Убирали на участке листву, получилась огромная куча, тут же напрашивается игра «Перепрыгни через листья». А как интересно мы прощались с последними листьями, сначала мы кружились, танцевали, а потом подбрасывали и ветер уносил их прочь до следующего года.

Я стремлюсь приблизить детей к природе, путем непосредственного общения с ней. Даю возможность почувствовать воду (мы проводили эксперименты: как вода влияет на рост растений; вода замерзая превращается в лед, а лед и снег, тая превращаются в воду; землю сравнивали со снегом и песком; температуру: на солнце температура выше чем в тени, зимой и летом разная температура, как со сменой температуры меняется облик природы). Важно не только чтобы дети почувствовали природу, но и смогли увидеть красоту природы, замечать что-то необычное, интересное (так дети расковыряли пень и нашли огромных гусенец-древоточцев, они обратили внимание на то, что они всеравно симпатичные; наблюдали за богомолом, обратили внимание на то, как он двигается; смотрели за муравьями, как они работают, каждый при деле). Огромную помощь в знакомстве детей с природой мне оказывает художественное слово, оно эмоциональней и доходчивей помогает воспринимать природу (в парке мы подошли к берёзке и дети вспомнили песню «Ай да березка», поводили хоровод вокруг неё, а подошли к ивушке девочки вспомнили песню «Ивушки», под которую танцевали танец с платками: Ивушки, вы Ивушки,

Деревца зеленые,

Что же вы наделали,

На любовь ответили…).

В своей работе я стараюсь не навязывать детям ту или иную песню или стихотворение, чтобы все это происходило естественно, по желанию детей.

II. а) Великое песенное богатство русского народа основа русской музыкальной культуры. Народная песня входит и в жизни ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы- характерные черты русского народного песенного творчества. Песня переплетается с играми, сказками, выступа в самых разнообразных связях, первоначально входя в игры, потешки, сказки, песня со временем начинает занимать и самостоятельное место в жизни ребенка. Дети очень любят петь. Они поют песни, которые не только выучили на занятиях, а услышали от взрослых. Им очень нравится слушать народные песни, когда исполняют взрослые, они приходят в восторг, слушают открыв рот. Во многих семьях поют родители, в средней группе проводили тестирование, что помогло мне узнать в каких семьях поют и какие песни. Потом это помогло мне в подборе репертуара для детей. Многие песни сопровождаются хороводами, пританцовыванием. В средней группе я еще танцевала с детьми, а со старшей дала возможность больше импровизировать. У девочек это получается лучше, чем у мальчиков, но постепенно и они активнее принимают участие, например: раньше, поздравляя своего товарища с днем рождения, мальчики старались отсидеться, а сейчас они спорят кто первый поздравит. Русские народные песни ещё интересны тем, что их можно инсценировать: «Комара женить мы будем», «Как на тоненький лужок», «Пошла млада за водой», «Во кузнеце». Дети с удовольствием имитируют движения, переживая их вместе с героями. Я предлагаю маленькие соревнования, у кого получиться изобразить героя выразительней.

б) Со средней группы мы впервые попробовали использовать русские народные пляски, хотя элементы народных танцев и брались в младших группах, в средней эта работа усложнилась весь танец был построен на русских народных движениях. В старшей группе я стала вводить элементы русского танца на физкультурных занятиях, танцевальный шаг, хороводный и т.д. Составила комплекс утренней гимнастики под р.н.м. «Фонарики», планирую ещё составить комплексы. Детям очень нравятся эти занятия, они с огромным удовольствием выполняют упражнения.

в) Вся деятельность по развитию музыкального народного творчества отражается в утренниках: «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Весенние гулянья», «Яблоневый спас», в развлечениях «Смех, да веселье» , которое полностью было составлено на основе народного творчества, с элементами кубанской культуры. Дети пели народные песни, водили хороводы, исполняли веселые частушки, танцевали: девочки с платками, мальчики танец наездников. В этом развлечении объединились все элементы народного творчества. У детей остались неизгладимые впечатления. Долго дети вспоминали и воспроизводили элементы в повседневной жизни (исполняли танцы, водили хороводы, пели задорные песни, частушки, даже придумывали новые, играли в игры.) В старшей группе я продолжила работу с детьми, старалась разнообразить жизнь детей, ввести песню и танец в повседневную жизнь, как сопровождение использовали народные инструменты (ложки, трещотки, бубен, треугольники, колокольчик.) Я стараюсь, чтобы народное искусство стало неотъемлемой частью детской жизни, привычным и родным. Провели развлечения: «Дед и баба», «Путешествие в сказку», «Смехота-смехота».

В старших группах мы проводили концерты в свободное время, но мне кажется надо больше показывать концертов детям других групп, это помогает детям познать широту русской души, раскрепоститься, чувствовать себя свободней.

III. Естественная потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть удовлетворена введение в жизнь детей предметов русского народного изобразительного искусства. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители устойчивой, целостной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства, формируют художественный вкус. Предметы народного творчества многообразны: это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Мастера хохломской росписи умело составляют

Орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы. Мастер глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим узором: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям.

Знакомство детей с народным искусством проходит в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, самостоятельной деятельности и на праздниках и развлечениях. В игре я учу детей не просто шаблонно выполнять какие-то действия, а развивая сюжет, меняя обстановку вокруг себя, делать её уютной, удобной для себя и красочной. Например, девочки, играя в кукол, просто ставят цветы на стол, красиво расставляют мебель, посуду. От части это получается, но в основном у девочек, мальчики как-то не обращают на это внимание. В группе есть маски, костюмы для игр-драматизаций. Дети очень любят показывать друг другу маленькие театрализованные представления, используя различные виды кукольных театров. Я работаю над тем, чтобы ещё больше разнообразить виды кукол, учить детей водить их правильно и выразительно.

а) В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы или индивидуально, в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной деятельности, например Андрей М., Кристина, очень любят лепить, Таня Ш, Даша К., Алеша больше любят рисовать. Весь материал предоставлен детям. Часто они повторяют понравившееся занятие. Большой отклик у детей нашла работа с природным материалом, потому что на их глазах простая шишка оживает, превращаясь в человечка или животное. С детьми мы изготавливали героев сказок: зайца из сказки «Заяц – Хваста», «Волшебную птицу». В этих работах я показывала детям что и из какого материала можно сделать: голова-желудь, хвост и крылья перья или семена с ясеня. Но в декоративном панно я предложила детям самостоятельно делать выбор материала. Самостоятельная художественная деятельность широко связана с музыкой, литературой, театрализацией, рисованием, лепкой, аппликацией. Дети самостоятельно готовят персонажей сказок, так мы слепили медведей для сказки «Три медведя» и в свободное время обыграли её. Ещё я использую в своей работе такой интересный момент как совместное оформление группы к праздникам (к новому году вырезали снежинки, фонарики, составляли гирлянды-цепочки, к осеннему утреннику вырезали и расписывали листья и т.д.)

б) На занятиях декоративной лепкой, дети создают посуду, декоративные пластины, барельефы, различные фигуры на тему народных игрушек, а так же сувениры к праздникам, атрибуты к играм. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов, в узоре и расположении их на поверхности предметов, например: в лепке пластины дети выполняли узор путем налепа, выделяя стекой контур. Особый интерес у детей возник, когда они выкладывали узор на пластине из природного материала. Дети самостоятельно выбирали материал для изображения и фантазировали над изображением. Посуду дети лепили также разными способами: из целого куска пластилина, путем сплющивания, вдавливания, ленточным способом. Также я предлагала ни просто сделать посуду, а украсить её, предлагая детям рассмотреть на примерах, как украшена посуда. Ещё очень детям понравилось изготавливать посуду из киндер-сюрприза, путем доделывания недостающих деталей и украшать её.

Самая интересная тема в декоративной лепке – это лепка народных игрушек. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого я знакомила детей с игрушками разных промыслов (матрешками, дымковскими, богородскими игрушками), с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными через творческие и дидактические игры, рассматривание иллюстраций. Знакомство с дымкой у нас началось ещё со средней группы. Дети рассматривали игрушки, иллюстрации, играли в «Дымковское лото», «Магазин игрушек». Так же дети лепили «Дымковских барышень» из пластилина и из глины, сами расписывали их. Вся работа по лепке в средней группе вылилась в итоговое занятие-выставку, где дети рассказывали сами и знакомились с керамической посудой (кувшинами, тарелками, вазами, горшками), показывали весь путь прохождения глины от куска до красивого изделия, как она обжигалась, расписывалась, покрывалась глазурью. Во многом помогали родители, приносили изделия народных мастеров, а что-то и выполненное своими руками.

В старшей группе я продолжила работу над знакомством с дымкой. Дети лепили барышень, но с усложнением, кто-то «Водоноску», кто-то танцующую, а кто-то с детками на руках. Также дети познакомились с лепкой дымковских животных: петуха, коня, собаки. Особый интерес у детей вызывала лепка из соленого теста, а затем фигурки выпекались и пробовали расписывать их. Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов работ, отчего изделия становятся более выразительными по замыслу и по оформлению. В конце старшей группы прошло итоговое занятие-выставка, на котором дети показали насколько они усвоили народные промыслы, что относится к каждому из них, из чего изготавливают, какие используют элементы узора, какие цвета.

В подготовительной группе я продолжила работу по декоративной лепке, познакомила детей с другими видами народных промыслов: богородской игрушкой, каргопольской, с разными видами матрешек, с изделиями из Полхов-Майдана и с посудой Гжели; пользоваться в своей работе разными материалами: тесто, глина, пластилин. В планах изготовить посуду из папье-маше.

в) В декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях дети учатся стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В средней группе продолжила работу над составлением узоров на квадрате, затем на круге, используя геометрические формы, чередуя их по форме и цвету, украшая середину листа и края; соединяя формы получался растительный мотив круглая ягода, овальные листья, лепестки цветов. Каждая из форм, украшенная детьми, преподносилась в виде символа, определенной вещи, предмета: шарф, дорожка, свитер, фартук, платок, тарелка.

В старшей группе усложняются сами формы элементов узора: цветы с тремя лепестками-тюльпаны; усложняются цвета используемые детьми, сочетание цветов, предлагала детям самим подбирать цвета, относящиеся к тому или иному виду промысла. В подготовительной группе я разнообразила и усложнила работу: добавили различные формы для аппликации – овал, ваза. А также выполнять узоры по мотивам дымки – «Украсить барышню, петуха», городецкой росписи- « Укрась доску». Эта работа трудная и кропотливая, поэтому я хочу больше уделять внимания индивидуальной работе.

г) Но больше всего я проводила занятий по декоративному рисованию. Со средней группы дети учились выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые и волнистые линии, присущие данному виду искусства. Так, например, в рисовании дымки дети составляли узор на квадрате, чередуя круги и полосы, точки и волны, а затем переносили на платье барышни.

На ряду с традиционными методами рисования, я использовала и элементы ТРИЗ, например: ягоды изображались пальцем, завитки заостренной спичкой. Показывала различные приемы рисования кистью, если только прикоснуться концом кисти, получается точка или тонкая линия, а если положить плашмя, получается лепесток или листик. На мой взгляд самое большое затруднение у детей вызывает симметричность расположения узора, если на квадрате они легко заполняют сначала углы, а затем середину, то в круге и овале они терялись.

Я часто задумываюсь о том, что надо брать в рисовании темы больших, крупных предметов, например: нарисовать большой лист платана, показать все оттенки цвета, прожилки, это поможет детям отойти от шаблона в рисовании, разовьет умение видеть детали в общем рисунке.

Дети очень любят смотреть как я рисую, обращая внимание, что все аккуратно, тонко и красиво, я предлагаю им садиться рядом со мной и рисовать. Пусть пока что-то не получается, это только начало пути в ознакомлении детей с народным искусством.

IV. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития детей процесс приобщения к языку своего народа, овладению этим языком. Дети усваивают родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку. Дети перенимают от меня поговорки, пословицы какими я пользуюсь чаще всего, особенно им нравятся те, которые произношу с юмором, с особой интонацией, например:

Семеро одного не ждут;

Поспешишь, людей насмешишь;

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда;

Если долго мучиться, что – нибудь получится.

Детей впечатляет необычность и непонятность некоторых фраз, я объясняю их привожу примеры: Игорь Г. Очень долго всегда одеваться, поэтому мы ему говорим: « Семеро, одного не ждут». Пословицы и поговорки открывают перед ребенком некоторые правила поведения, моральные нормы: ломать- не строить. Издавна на Руси воспитание детей сопровождалось припевками, приговорами, особенно с самыми маленькими, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Такие процессы в жизни детей, как одевание, купание требуют сопровождения словом и здесь русское народное творчество незаменимо. Оно создает своеобразность языка, и ребенок делает простые действия с удовольствием. Взрослея, дети стали переносить все эти действия в игры с куклами, расчесывая куклу девочки приговаривали: Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони, ни волоса!

Расти, коса, не путайся….

Дочка, маму слушайся!

Купая куклу повторяли:На море-то утица,

Она мылася, купалася,

Бело умывалася,

Хорошо снаряжалася,

На ножки сапожки,

Белые чулочки.

В припевках и приговорах, ребенок отражает своё эмоциональное настроение.

а) Но, на мой взгляд, наиболее большое признание в работе с детьми получили загадки. Загадка- полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на опыт, на знания детей, явлений, их качеств, признаков. С загадками дети познакомились ещё в младших группах, они с удовольствием отгадывали их, находя в образности связь с натуральным предметом, явлением: лежал, лежал, да в речку убежал./ Снег./ В средней и старшей группе загадки стали более сложными:Рассыпался горох

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица./Град./

Но ребята начали и сами сочинять загадки, сначала в прозе, но потом пробовали, и рифмовать, но это пока еще не очень хорошо получается:

Маленький, беленький, пушистенький,

Прыгает ловко, боится волка./Заяц. Рома К.

Уши длиннее головы,

Впереди ноги короткие, сзади длинные.Мила Г.

Бурый ходит, косолапый

И живет в берлоге.Вика К.

Мягкая, пушистая,

Лежат на ней. Даша К.

Загадки раскрывают особенности родного языка его образов, приучают к острой и живой мысли.

б) С большим воодушевлением и интересом дети заучивают скороговорки чистоговорки, служащие незаметно для детей гимнастикой языка: «Коси, коса, пока роса», «ра-ра-ра-высокая гора». В старшей группе дети сами стали придумывать чистоговорки, мне стоит только их побуждать к этому, а дальше они сами варьируют и сочиняют:

Да-да-да- я уеду навсегда./Диана/

Со-со-со- укатилось колесо./Даша/

Ша-ша-ша- наша Маша хороша/Даша/

Жи-жи-жи- я поеду в гаражи/Мила/

Са-са-са- укусила в нос оса./Намик/

Ня-ня-ня- я уеду на три дня./Алёша/

Ка-ка-ка- длинная река./Серёжа М./

Сы-сы-сы- рыжие усы/Андрей С./

в) Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы раскрывают доступно ребёнку понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Взрослея, ребенок не только слушает сказку, но и начинает сам рассказывать. Рассказывая сказку, он вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит сказочным, красочным языком: серый волчище, зайчик-попрыгайчик, красна-девица. Сначала требовалась помощь при рассказывании, где-то я напоминала сюжет, а где то красивое, выразительное слово. Далее я предложила придумать свою сказку. Я заметила, что лучше у детей получаются сказки, в которых они сами придумывают героев, а не я предлагаю.

Например, Игорь М. придумал сказку с предложенными героями: Жили-были старик со старухой. У них жил кот, он играл, бегал за мышами и царапал собаку, а она убегала от него. Потом ушел в лес и потерялся. Старик со старухой пошли его искать, но не нашли. А он залез на дерево и сидел там. Кот спрыгнул и побежал домой, когда старик со старухой вернулись домой, он уже был дома и все очень обрадовались.

Рома К. придумал сказку со своими героями:

Жил на свете домовой, у него все домовые были друзьями. Как-то у него не было дров и он отправился в лес за ними. Он нашел дерево, бил, бил не разбил, оказалось это железо. Потом на него свалилось бревно. Его кто-то грыз, когда домовой пришел домой он долго не мог понять кто это там, а потом оказалось -это была мышь. Домовой позвал всех друзей на ужин. Все домовые собрались за столом, поели и поблагодарили за ужин. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры драматизации, они приучают переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащают словарный запас ребенка, развивают его память. Мы с детьми драматизировали такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Семеро козлят» и другие. Самая любимая сказка «Теремок». Дети используют маски, элементы костюмов, атрибуты (репка, колобок, яичко, корзинка, напольный конструктор.) Я старалась основываться на выборе сказки самими детьми. В играх драматизациях дети овладевают особенностями выражений русского языка, его звучанием, гармонией, словесными формами- вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Здесь есть у некоторых детей затруднения, например Рома К. очень хорошо изображает образ героя, а рассказ от автора у него не получается, А у Андрея С. Наоборот. Поэтому я стараюсь Андрею давать больше образные роли, а Роме слова автора.

Чтобы у детей получались лучше роли, я ввожу в их жизнь русские народные игры. Они имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней с глубокой старины, предавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью и удальству. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Народные детские игры отличают простота, предельная законченность, завершенность. Песня, слово, движение органически связаны в них: «Каравай», «Заинька», «Гуси-гуси», «Два мороза», «Краски», «Жмурки», «Золотые ворота». Эти игры помогают развитию речи, выразительности, дети не просто играют, а стараются выразить себя в образах. Наиболее любимые детьми игры с элементами соревнований: «Горелки», «Пустое место», «Третий лишний», «Бег волотов».

V. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом – бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или де вочки) .

Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы – В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

а)Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

б) Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Работа со сказкой мною строится следующим образом:

чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению. 2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; 3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя “исцеляющую” роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Каждый этап обсуждается, т.к. очень важны чувства ребенка.

Основным моментом сказкотерапии является добровольность участия детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию . В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. В своей работе я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение к себе со стороны взрослого, но не все дети могут сразу включиться в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у низ возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. Учитывая индивидуальные особенности детей я сказкотерапию начинаю с теми детьми, кто быстрее откликается на приглашение, но при этом я дополнительно мотивирую на включение в игру и остальных ребят.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой, это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующий внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении, эмоциональное состояние персонажа.

При проведении сказкотерапии мною большое внимание уделяется двигательной активности детей для снятия эмоционального напряжения, дети располагаются на стульчиках лишь небольшую часть времени.

При проведении игры поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, я побуждаю детей рассказать о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Проводя такие сеансы сказкотерапии , я обращаю внимание на поведенческие реакции детей, их эмоции, т.е. если ребенок замкнут, то ему предлагается исполнить роль героев с сильными чертами характера (сильный мишка, храбрый заяц) и наоборот, дети склонные к упрямству, капризам изображают персонажей с положительными чертами характера (добрый волк, беззащитный цыпленок). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

При проведении сказкотерапии я использую подгрупповой метод работы с детьми. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты подгрупповой сказкотерапии проявляются особенно ярко. В состав каждой подгруппы я стараюсь включить детей (или ребенка) способного составить связные и грамматически правильные предложения, умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Такие дети (или ребенок) не только увлекают других детей своим артистизмом, но и в то же время оказывает, можно сказать. Помощь своим сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма.

Сеансы сказкотерапии мною планируются и проводятся один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность сказкотерапии 15- 20 минут, в старшем возрасте продолжительность сеанса может достигать 25 – 30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка, но следует также учитывать, что детям нравятся повторения., поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии , сопровождая показом кукольного театра, фланелеграфа , теневого театра, пальчикового театра, театра перчаток, театра ростовых кукол, настольного театра, направленного на словесное комментирование ситуаций, в которых большей частью используются творческие игры с элементами поиска . В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, надо предоставить ребенку возможность удовлетворить его стремление к активности или же отвести больше времени на упражнения для снятия напряжения под музыку.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, в зависимости от ситуации сложившейся в группе. Иногда случается так, что дети данного возраста, сами подсказывают своим поведением темы для сказкотерапии , придя в группу Миша Т. (4,5 г .) принес с собой игрушки, которыми не хотел делиться с детьми. Дав возможность детям самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации я рассказала детям, придуманную мною, сказку «Жадный король», после которой сам Миша, осознавая смысл сказки, стал раздавать свои игрушки.

Таким образом:

ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Он усваивает следующий подход к жизни: “ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности”, т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

Время показывает, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии , ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима

Актуальность темы:

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.

«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два - три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово» (К.Д. Ушинский.)

Раннее детство - исключительно важное время для развития речи детей. То, что упущено от одного года до трёх лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Третий год жизни является особенно чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малыша.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Произведения народного творчества - это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки - всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».

И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Большое внимание развитию речи уделял Л.С. Выготский. Его идеи продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л.М. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Эльконеным).

Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и именно через фольклор. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В работе с детьми я использую разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.

Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Русское народное творчество способствует:

  • Развитию образности речи детей.
  • Развитию связной речи.
  • Формированию словаря.
  • Развитию речевой среды.
  • Развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл.
  • Развитию фонематического слуха.
  • Формированию творчества у детей.
  • Формированию самостоятельности мысли.
  • Нравственному развитию

Цель, задачи, методы, приёмы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей раннего возраста.

Цель: «Прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы»

Задачи:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством.
  • Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.
  • Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя фольклор

Направления в моей работе:

  • Использование фольклора на занятиях по развитию речи.
  • Использование фольклорных произведений в повседневной жизни

Методы и приемы: Они приносят результат в тех случаях, если применять их системно, учитывая общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого ребёнка.

1. Игровые методы и приемы :
- внесение игрушек,

Создание игровых ситуаций

Обыгрывание игрушек, предметов

Сюрпризность, эмоциональность

Внезапность появления, исчезновение игрушки.

Изменение местонахождения игрушек

Показ предметов в разных действиях

Интригующие обстановки.

2.Словесные методы и приемы:
- показ с называнием игрушек, предметов

Просьба произнести, сказать слово

Подсказывание нужного слова;

Объяснение назначения предмета

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым словом

Договаривание слова в конце фразы

Повторение слова за воспитателем;

Пояснение;

Напоминание;

Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3.Практические методы:
- упражнения (оказание помощи).
- совместные действия воспитателя и ребенка.
- выполнение поручений.
4.Наглядные методы и приемы:
- показ предметов, игрушек.
- наблюдение явлений природы, труда взрослых.
- рассматривание живых объектов.
- показ образца.
- использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
- диафильмы.

Непосредственное восприятие предмета, игрушки;

Показ с называнием (это кролик);

Приближение объекта к детям;

Включение предметов в деятельность детей

Условия, способствующие развитию речи детей, используя малые фольклорные жанры

  • Содержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи.
  • Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.
  • Общее психофизическое благополучие ребенка
  • Педагогическая грамотность взрослых
  • Обеспечение ребёнка дидактическим материалом
  • Опора взрослого на предпочтительный интерес ребёнка при действиях с предметом.

Формы совместной деятельности с использованием фольклора.

  • Наблюдения
  • Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.
  • Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.
  • Сценарии развивающего общения.
  • Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Бытовые и игровые ситуации.
  • Элементарное экспериментирование.

Для реализации поставленных задач разработала перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомлению с произведениями русского народного творчества в соответствии с темами познавательных занятий.

При составлении плана руководствовалась следующими принципами:

  • Принцип активности и посильной самостоятельности. Создаю все условия речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.
  • Принцип познавательной активности. Достигаю его эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей.
  • Принцип наглядности. Использую наглядные средства (игрушки, картинки, пособия).
  • Принцип поэтапности. Меняю части занятия.
  • Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.
  • Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.
  • Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.
  • Активное включение детей в повседневную деятельность.

К специально организованной деятельности относятся занятия. Я эмоционально настраивала детей перед занятием, проявляла искренний интерес к их действиям, поощряла малышей за инициативность, старание, аккуратность, радуюсь результатам, которые они достигли. Обеспечивала достаточную умственную, мышечную нагрузку. Оценивала их работу с позиции творчества, умелости, проявления старания, терпения.

На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием как объяснение, сопровождения определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения, разговор, интонации обращения и ответа. При последующих повторениях, соответствующие тексту потешки, старалась передать текст по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новые подгруппы детей. Например, показывая на фланелегрефе эту же потешку, предлагала малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.

Использование мною игровых моментов помогли малышу осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка- рябушечка», я внесла большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.

На предложение поиграть многие из малышей вызвались быть курочками, цыплятками, которые пожелали расспрашивать «курочку», где она была, куда пошла и т.д. Дети, подражая моему голосу, предавали и своему голосу интонацию вопроса. Так у них формировались первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре вселяло в детей уверенность, сближало их друг с другом, помогало преодолеть нерешительность, робость в общении. Для поддержания интереса к уже знакомой потешке применяла разнообразные приемы. Например, после очередного занятия выставляла новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяли содержания потешки. Увидев игрушку курочку - ведерко, переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки (подобно проведенному раннее заданию). После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например дети, надевают на голову шапочки курочек, берут ведерки в руки, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.

Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Привлекала детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят, а я - курочку. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминали хорошо знакомую потешку. Например, на занятии по конструированию дети строили разнообразные домики - теремки, затем по моему предложению малыш выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку - обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своими представлениями придумывали для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекала малышей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки « Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действовали с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны меня. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально - выразительной.

С целью закрепления навыков использовала дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовала словесные игры по мотивам народного творчества, например, « Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, предлагала отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.

В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.

Для решения поставленных задач в группе создала соответствующую развивающую среду, которая способствует возникновению интереса к устному народному творчеству.

Выбрала достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором разместила:

  • разработанные мной картотеки: «Художественное слово», «Сказки», «Пословицы, поговорки, припевки, заклички», «Хороводные игры».
  • Иллюстрации и картинки к стихам, сказкам, песенкам, потешкам;
  • книги с произведениями русского фольклора и фольклора народов мира.
  • фигурки для фланелеграфа - для ознакомления и заучивания произведений.
  • оформленные мною дидактические игры для развитию речи «Машенька пошла гулять» (подбор одежды, обуви соответственно сезону), «Кто как кричит», «Кто где живёт», «Расскажи сказку» и др.

Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы, лекции, так и нетрадиционные: анкетирование, занятия, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, театральные развлечения с родителями.

  1. Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».
  2. Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Заклички, пестушки, песенки - для детей»
  3. Оформила консультации «Пальчиковые игры в развитии речи», «Как использовать русское народное творчество дома»
  4. Привлекаю родителей к созданию теневого театра, пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».
  5. Провожу совместные развлечения родителей с детьми

Результаты работы:

  • У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;
  • Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;
  • Пополнился словарный запас детей;
  • У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.

План по самообразованию:«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовил воспитатель 2-й младшей группы

Максикова Татьяна Петровна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • - Знакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы) ; с укладом жизни и быта русского народа.
  • - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

· Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

· Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетамипосредством театральной деятельности.

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Перспективный план работы

Сентябрь

Составление перспективного плана

Подготовка материала, литературы

Консультация для родителей " Что такое фольклор?"

Октябрь

- Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Консультация для родителей "Театральные игры для детей"

Декабрь

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Дидактические игры с использованием фольклора

Пальчиковая гимнастика

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

« Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Консультация для родителей "Пословицы и поговорки"

Февраль

- Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры

Развлечение «Широкая Масленица»

Консультация для родителей "Детский фольклор"

Март

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация для родителей "Баю-баюшки-баю..."

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Используемая литература.

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Ольга Прутовых
Отчёт о работе по теме самообразования «влияние фольклора на развитие речи дошкольников»

Отчёт по теме самообразования "Влияние развитие речи детей 3-4 лет "

В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет ».

Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора , развить творческие , познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно , так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек, колыбельных, загадок.

Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение , слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте .

В малом дошкольном возрасте (2-3 года, 1 мл. гр) потешка имеет особую роль. Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи . Так же у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.

Во-вторых, в потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи , развитие монологической и диалогической речи .

Важнейшую роль в потешке играет ритм, который сопровождается движением рук. Общеизвестный факт прямой связи между речью ребенка и двигательной функцией.

Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к лучшему запоминанию текста, развитию воображения и активизации мыслительной деятельности малыша. Наряду с этим совокупность мелкой моторки рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп и формирует правильное произношение.

Также у ребенка развиваются такие качества как дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Малыш продолжает учиться распознавать радость, тревогу, сожаление, грусть, нежность.

Подводя итог вышесказанному в период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством , которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства .

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста . Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Русские народные сказки ежедневно присутствовали в жизни нашей группы. М ы не только читали, но и инсценировали, обыгрывали, разбирали характеры персонажей, рассматривали картинки.

Для родителей были оформлены информационные уголки : "Как заучивать стихотворение", "Для чего мы читаем детям", "Сказкотерапия"

В результате работы по теме самообразования

У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

Обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка ;

Расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

Публикации по теме:

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум) «Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар – практикум) Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она.

Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.

Хорошая книга - мой спутник, мой друг. С тобой интересней бывает досуг! Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.


Top