В чужой монастырь со своим уставом не ходят. "Cо своим уставом в чужой монастырь не ходят" Со своим караваем в чужой монастырь

Есть поговорка: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Раньше мне она казалась весьма хорошей, и я её часто применяла к своей жизни. За последнее время дважды о ней вспоминала. Это были ситуации в противоположных вариантах: я пришла в одно сообщество и меня стали просить навести там свои порядки, но я этого не стала делать; а в другое сообщество, где я общаюсь довольно долго, пришли новые люди и просто с первого же момента указали, что нужно всем делать. На всё это, конечно же, отреагировало моё сознание.

Сама всегда стараюсь относиться к другим так, как хотела бы, чтобы отнеслись ко мне. Но вот что мне точно не нужно — так это влиять на выбор других людей: человек сам решает, как ему поступать, и как относиться ко мне или к кому бы то ни было. И в момент, когда другой поступает по отношению ко мне не так, как поступила я (а у меня уже есть ожидание, что раз я сделала хорошо, то и мне должны сделать хорошо), вот тут, когда не сбываются ожидания, можно лишь выбрать свою реакцию на его поступок. Ведь то, как со мной поступили, кажется нечестным и несправедливым. Но кому “мне” в этот момент? И кто я? Появляется понимание, что каждый делает свой выбор, за который потом будет нести ответственность.

Если я поддаюсь мыслям, что поступок нечестен и несправедлив — значит верю сознанию, его самости и эгоцентризму… Но ведь в сознании никогда не возникает ничего хорошего, оно из всего пытается сделать какого-то внешнего врага, создать тысячу напряжений и быть всегда готовым к атаке и/или существовать нераздельно со страхом… А я? Кто же я, и где же я в эти моменты?

Ведь я настоящая — это Личность, которая является светом, исходящим из портала Души — то есть Светом от Бога. И как раз именно Личность наделена правом Выбора — Выбора мыслей, состояний, реакций, возможностью Выбора Жизни или смерти!

Ведь можно выбрать Любовь в каждом моменте и прийти к Жизни, а можно выбрать эмоции и кучу мыслей, навязываемых системой в потоке сознания. Всё это предлагает система, а решает — принимать или не принимать — только Личность.

Как бы тот другой человек ни поступал, он считает, что так правильно и, может быть, считает, что так честно… Правда ведь у каждого своя, а вот истина одна на всех.

И в один из таких моментов я поняла, что поддалась желанию от гордыни управлять, и чтобы соблюдали «мой устав в моём монастыре». Но ведь нам ничего не принадлежит в этом мире, и слава Богу!

И мне отвечать лишь за свои поступки и реакции. Так нужен ли мне этот другой человек и управление им? Нужен ли мне этот «монастырь», «устав», и «соблюдение другими» этого устава? Или мне просто нужна Любовь, Жизнь в Любви , постоянная и неразрывная связь с Богом, с самым родным и близким? Тогда и в любом человеке, как бы тому ни противилось сознание, можно увидеть частичку того же единого Бога, увидеть и плевела, и старания, стремления к этому же Богу… Просто каждый идёт по своему пути, и никто не лучше и не хуже. Каждому даны его обстоятельства, и они лучшие для этого человека на данный момент, чтобы он мог сделать свой выбор.

«Татьяна: …Но если выйти из точки сужения сознания, то ты уже видишь глобально ситуацию, в которой нет места твоей гордыни. А ситуация заключается в том, что ты понимаешь, как система вообще шаблонно действует в веках. Она таким вот способом через человеческие хочучки от гордыни, через желание власти внедряется в привнесённые Учения, в то, что едино от Мира Духовного. И система всё это разделяет, разделяет единое на множество и превращает в подконтрольные ей течения, религии со своими авторитетами, со своими запятыми и всё той же своей жаждой власти. Вот как Вы и говорили, что всё фрактально повторяется.

То есть какая разница, какие люди это делают?! Они просто в данный момент служат прихотям своего сознания, а значит, исполняют волю системы. Но ты-то где в этот момент? У системы сегодня одни проводники, завтра — другие, те, которые на самом деле жаждут власти и называют себя, к примеру, святыми (во всяком случае, они очень хотят, чтобы люди считали их таковыми). Но глобально-то суть не в конкретных людях, а в системе, в том, как она действует.

И зная об этом, ты уже понимаешь и обращаешь внимание на собственное сознание, на свои реакции. Ты во внешнем? В конфликте? В разъединении? Тебе сознание рисует очередного врага? Или ты чувствуешь Правду, видишь глобально проявления системы и не поддаёшься на её провокации? Вот ты задаёшь себе вопрос, а кому ты сейчас служишь? Где сейчас твоё внимание? Чувствуешь ли ты Духовный мир в себе? Что ты сейчас в себе взращиваешь?»


Вот и я была в суженном состоянии сознания, и под его властью, то есть рабом. И только когда мне сначала удалось успокоиться, я смогла вспомнить, почувствовать, что я — Личность, и мне весь этот театр не нужен.

Какой бы ни была пословица о монастыре и его уставе, если пришедший не соблюдает этот самый устав, это ещё не значит, что он неправ или что он плохой. Также это не значит, что монастырь или устав плохи, это вообще ничего не значит. Когда отбросила в себе наносное и выбрала Любовь в каждом мгновении, лишь тогда я смогла понять, что это был урок мне. Только благодаря помощи Мира Духовного я смогла вернуться в состояние Любви и всё осознать. Через призму Любви я сумела пройти этот урок. И если бы я, Личность, не очнулась, пришла бы ещё тысяча людей в «мой» монастырь, чтобы нарушить «мой устав». А когда я, как Личность, в Любви, в постоянном контакте с Богом, и когда Выбор мой окончателен, то мне уже неважно, где быть. Ко мне уже никто не будет приходить, чтобы нарушить что-то моё, потому что моего-то тут ничего нет! В Мире Бога мы все едины, и кого бы я на пути ни встретила, каждый несёт частицу Его в себе, даже если об этом не ведает. И моя задача на своём примере показать, что в каждом есть частица Бога, и что каждый человек может Жить в Вечной Любви.

«Людям, желающим следовать духовным путём, не стоит терять время на ожидание, что кто-то когда-то придёт и их искренне полюбит. Им надо учиться раскрывать Любовь внутри себя — Любовь к Богу, к Душе — и тогда она отразится на окружающем мире, позволит увидеть людей в ракурсе их духовной красоты. Всё на самом деле ближе, чем человек себе может представить».

И снова мы окунаемся в прошлое, ведь это выражение пришло к нам оттуда. Когда-то на Руси монастырей было очень много и у каждого из них были свои правила, которые соблюдались только в нем, свой устав поведения и даже устав судебный, по которому человека судили за его прегрешения.

Уста́в. Общеславянское слово от глагола уставити (ставити, ставить). Буквально - «установленное».

Монахи частенько переходили из монастыря в монастырь, и порой им приходилось очень тяжко, так как привыкнув к одним правилам, приходилось подчиняться другим, свой же устав сюда не принесешь.

Поэтому, никто не сомневается, что это выражение идет от монахов.

Значение его просто:

В любой среде, обществе, будь то коллектив, семья, страна есть свои правила, устои, привычки и нормы поведения. Люди привыкли жить так, а не иначе, и как бы вам что-то не нравилось, вы не имеете права с налету устанавливать свои порядки. Что для вас норма, для них может быть неприемлемо и наоборот. Так что оставьте свои правила при себе и присмотритесь к другим.

В русском языке есть и множество других поговорок, закрепляющих эту мудрость:


Примеры из художественного текста:

- «Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь» (Герасимов «От Вильсона до Рейгана»)

Со своим уставом да в королевский монастырь…

Из книги Диана была такой! автора Войцеховский Збигнев

Со своим уставом да в королевский монастырь… Первые месяцы жизни Дианы в качестве супруги наследного принца были для нее полны разочарований. И в своих воспоминаниях, и в официальной биографии отмечается это, причем делается попытка найти истинную причину этих

Конституция, именуемая уставом

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Конституция, именуемая уставом 1848 год в Турине начинается всеобщей дискуссией о висящей в воздухе войне. Всех интересует политика: критикуются уставы, выдвигаются проекты, оглашаются прокламации.30 января становится известно, что в Неаполе король Фердинанд дал согласие

Из книги Наблюдая за корейцами. Страна утренней свежести автора Кирьянов Олег Владимирович

5. Про корейский монастырь и чужой устав

Из книги Корея и корейцы. О чем молчат путеводители автора Кирьянов Олег Владимирович

5. Про корейский монастырь и чужой устав В каждой стране есть свои уникальные особенности и обычаи, которые кажутся местным жителям само собой разумеющимися, но впервые попавших в страну гостей в лучшем случае удивляют, а в худшем – служат причиной непонимания и

5. Про корейский монастырь и чужой устав

Из книги автора

5. Про корейский монастырь и чужой устав В каждой стране есть свои уникальные особенности и обычаи, которые кажутся местным жителям само собой разумеющимися, но впервые попавших в страну гостей в лучшем случае удивляют, а в худшем – служат причиной непонимания и

Со своим уставом в чужую синагогу не ходят

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

Со своим уставом в чужую синагогу не ходят Согласно великому каббалисту рабби Ицхаку Лурия Ашкенази (XVI в.), следует «соблюдать в Песах все строгости, какие только возможны», так как «тот, кто тщательно оберегает себя от хамеца во время праздника Песах, может быть уверен,

Часть 3. В чужой монастырь со своими дыхательными практиками не лезь!

Из книги Дышим и выздоравливаем. 33 лучших упражнения автора Блаво Рушель

Часть 3. В чужой монастырь со своими дыхательными практиками не лезь! Буддийский монастырь И действительно, как только Мессинг продекламировал это стихотворение, я заметил, что на душе, на сердце стало как-то сразу легче, спокойнее. С годами я научился ценить спокойствие,

Правило № 23 Не пытайтесь войти в новый коллектив со своим уставом

Из книги Как стать своим на новой работе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 23 Не пытайтесь войти в новый коллектив со своим уставом В новом коллективе вы получите совершенно иной опыт, не похожий на ваш предыдущий. Безусловно, это вовсе не значит, что ваша память должна полностью отключиться и вы не можете больше руководствоваться

В чужой монастырь со своим уставом: можно ли жить на Западе, оставаясь русским?

Из книги Как жить в Западной Европе автора Зубцов Сергей Васильевич

В чужой монастырь со своим уставом: можно ли жить на Западе, оставаясь русским? В России жить проще. Здесь, к примеру, шеф ваш прекрасно знает, что каждый понедельник вы страдаете сильным обезвоживанием организма, или что вы являетесь активным участником какой-нибудь

С БОЛЬШЕВИСТСКИМ УСТАВОМ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

С БОЛЬШЕВИСТСКИМ УСТАВОМ Горький как никто знал русские пословицы и поговорки, знал и такую: «В чужой монастырь со своим уставом не суйся». И совался со своим, ленинским уставом в жизнь далекого государства, навязывая свой образ мышления, свои понятия о ценностях,

В чужой монастырь: русские на Афоне

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

В чужой монастырь: русские на Афоне – Сегодня во многих греческих монастырях на Афоне живут русские монахи. Как проходит адаптация русского человека в греческом монастыре?– Вообще, на Святой Горе, когда слышат от кого-то «русский монастырь», «греческий монастырь», их

Часть 3 В чужой монастырь со своими дыхательными практиками не лезь!

Из книги 33 лучших дыхательных упражнения из всех методик и практик автора Блаво Мишель

Часть 3 В чужой монастырь со своими дыхательными практиками не

9.4.3. В чужой монастырь со своим стриптизом

Из книги Как раскрутить "клиента" на деньги автора Андреева Юлия

9.4.3. В чужой монастырь со своим стриптизом Через призму авантюризма. А. Смир Не только законы принятые в чужой стране, но и обычаи во многом разительно отличаются от того к чему мы привыкли. Подчас именно не знание основных, базисных норм поведения делают нас в чужом мире

В чужой монастырь со своим уставом…

Из книги Отжимать – это нормально. Как получать максимум от сотрудников автора Осадчук Оксана Михайловна

В чужой монастырь со своим уставом… Во-первых, КАЖДОМУ работнику обязательно нужно задавать «правила игры». Ведь если вы трудоустраиваете человека без опыта, пусть и способного, – в самом начале он не будет на сто процентов знать, как правильно выполнять порученную ему

Глава двадцать вторая Чужой монастырь

Из книги Финанс-романс. В дебрях корпоративной Европы автора Афанасьева Яна

Глава двадцать вторая Чужой монастырь Ежегодный слет финансовых директоров ArcelorMittal проходит очень эмоционально. Манера индусов вести беседу похожа на русскую: спорщики из зала перебивают тех, кто на трибуне, каждый считает себя правым, выступающие грешат красочными

… и все довольны

В чужой монастырь со своим уставом не ходят — в гостях, на чужбине следует придерживаться тех правил и норм поведения, что приняты там, уважать их. Судить других по своим законам, привычкам тем более навязывать им свое мнение — в лучшем случае невежливо, в другом — глупость

Английский синоним поговорки «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» When in Rome, do as the Romans do когда в Риме, делай, как римляне

Аналоги поговорки «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»

  • От учтивых слов язык не отсохнет
  • Маланьина изба не беседа
  • В передний угол посоха не ставят
  • Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
  • В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив
  • В чужом доме не указывают
  • Гость — невольный человек, где посадят, тут и сядет
  • Когда играют, тогда и пляши
  • Когда торг, тогда и с возом
  • Не холостому на женатого баню топить
  • Против обыка не спорь! Что годится, то и твори!
  • Что город, то норов, что деревня, то обычай
  • Где город, тут и вера
  • Что двор, то говор
  • У всякого попа свой обиход
  • Дурак головой вертит, умный смирно сидит
  • У Сидора обычай, а у Карпа свой
  • Дома, как хочу, а в людях, как велят
  • Гость у хозяина в руках

Применение фразеологизма «в чужой монастырь со своим уставом не ходят»

- «Тебе, мой друг, не следовало не в свое дело соваться, в чужой монастырь со своим уставом не ходят» (Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»)
- «Европа Европой-с, - у нас в России тоже свой смысл имеется, и даже пословица такая есть: со своим, мол, уставом в чужой монастырь не ходи…» (Маркевич «Бездна»)
- «В чужой монастырь со своим уставом не ходят: когда он у вас, вы можете не советовать ему пить, а когда он у меня, я советую ему…» (Писемский «Люди сороковых годов»)
- «Пьёте? — перебил Ножина Борейко, наливая водку в стаканы. — Пью, но только рюмками. — В чужой монастырь со своим уставом не суйтесь! На Залитерной рюмок и в заводе нет, поэтому прошу…» (Степанов «Порт-Артур»)
- «В чужой монастырь со своим уставом не ходят… Всех здесь в скиту двадцать пять святых спасаются, друг на друга смотрят и капусту едят. И ни одной-то женщины в эти врата не войдёт» (Достоевский «Братья Карамазовы»)
- «..нельзя ли здесь где-нибудь покурить?
— Нет, здесь вам нельзя покурить, а к тому же вам стыдно и в мыслях это содержать. Хе… чудно-с!
— О, я ведь не в этой комнате просил; я ведь знаю; а я бы вышел куда-нибудь, где бы вы указали, потому я привык, а вот уж часа три не курил. Впрочем, как вам угодно, и, знаете, есть пословица: в чужой монастырь…»
(Достоевский «Идиот»)
- «Претензии на собственную правоту не могут быть оправданием для навязывания другим своих порядков. Русская поговорка советует не соваться со своим уставом в чужой монастырь» (Герасимов «От Вильсона до Рейгана»)

Пословицы и поговорки – это отражение народной мысли, установок, моральных ценностей. Обычно они имеют аналоги в других языках, поскольку воспроизводят “простые истины”, свойственные любому человеку каждой нации. Пословица может иметь другие образы, но будет доносить тот же смысл:


Но есть высказывания, которые вообще не имеют эквивалента в русском языке. Такие пословицы в наибольшей степени отражают отличия менталитета , поэтому составляют для нас особый интерес.

Кстати, сегодня мы узнаем не только смысл этих английских пословиц, но и связанные с ними занимательные истории.

Обрати внимание: если вдруг ты не согласен с описанным примером и точно знаешь русский аналог, то обязательно пиши об этом в комментариях – подискутируем! 🙂

Уникальное наследие: пословицы на английском языке с переводом

1. If you can’t be good, be careful.

Дословный перевод: Если не можешь быть хорошим, будь осторожен.

Если ты собираешься делать безнравственные вещи, убедись, что они не опасны для тебя или общества. Когда ты планируешь сделать что-то аморальное, удостоверься, что об этом никто не узнает .

Первое упоминание именно этой формулировки датируется 1903-м годом, но смысл выражения намного старше и берет свое начало из латинской пословицы “Si non caste, tamen caute” (если не целомудренно, то по крайней мере осторожно).

2. A volunteer is worth twenty pressed men.

Дословный перевод: Один доброволец стоит двадцати принужденных.

Значение пословицы по сути прямое: даже маленькая группа людей может быть полезнее, если у нее есть энтузиазм, стремление и т.д. Зародилась эта пословица в начале 18-го века.

В то время Королевский флот имел группу матросов, вооруженных дубинками, чья цель была “насобирать” моряков на флот. Они могли делать это, рассказывая о небывалых преимуществах службы, или же просто силой (все же вооружены дубинками они были неспроста).

Такое стечение обстоятельств не делало принужденного хорошим моряком. Отсюда и “вытекло” это умозаключение.

Заметь, что в этой пословице можно менять соотношение цифр:

100 volunteers are worth 200 press’d men.

One volunteer is worth two pressed men

3. Suffering for a friend doubleth friendship.

Дословный перевод: Страдание за друга удваивает дружбу.

Значение этой шотландской пословицы понятно без особых объяснений. Казалось бы, в русском языке есть довольно похожая пословица “друг познается в беде” . При этом очень интересен сам смысл “страдания за друга” . Если в русском варианте говорится о том, чтобы не отвернуться от друга и помочь ему в трудной ситуации, то здесь именно страдать вместе с ним, тем самым усиливая дружбу.

Еще одна интересная с точки зрения образов английская пословица о дружбе: Friends are made in wine and proven in tears (дружба рождается в вине, а проверяется в слезах).

4. A woman’s work is never done.

Дословный перевод: Женский труд никогда не заканчивается.

Ну вот и о нашей нелегкой женской доле английские пословицы позаботились 🙂 Выражение пошло от старинного двустишия:

Man may work from sun to sun,
But woman’s work is never done.

Получается, значение пословицы в том, что женские дела (в отличие от мужских) длятся бесконечно . Видно это из примера:

“A woman’s work is never done!”, said Leila. She added: “As soon as I finish washing the breakfast dishes, it’s time to start preparing lunch. Then I have to go shopping and when the kids are back home I have to help them with their homework.”

(“Женский труд никогда не заканчивается!”, – Сказала Лейла. Она добавила: “Как только я заканчиваю мыть посуду после завтрака, приходит время готовить обед. Потом я должна идти по магазинам и, когда дети возвращаются домой, я должна помогать им с домашним заданием”.)

5. Comparisons are odious / odorous.

Дословный перевод: Сравнения отвратительны / воняют.

Люди должны оцениваться по их собственным заслугам, не стоит кого-либо или что-либо сравнивать между собой.

Два варианта пословица имеет не просто так. Первый вариант (Comparisons are odious ) очень древний, и впервые он был запечатлен еще в 1440 году. А вот измененный вариант (Comparisons are odorous ) был “создан” Шекспиром и использован им в пьесе “Много шума из ничего” .

6. Money talks.

Дословный перевод: Деньги говорят (сами за себя).

Значение – деньги решают все. Происхождение выражения является предметом споров среди лингвистов. Одни считают, что пословица зародилась в Америке 19-го века, другие – что в средневековой Англии.

Кстати, пословица использована в названии песни австралийской рок-группы AC/DC.

7. Don’t keep a dog and bark yourself.

Дословный перевод: Не держи собаку, если лаешь сам.

Значение этой английском пословицы: не работай за своего подчиненного . Высказывание очень древнее: первое упоминание зафиксировано еще в 1583 году.

По поводу отсутствия аналога: в разных источниках дана разная информация. Кто-то согласен с тем, что аналогов в русском языке нет, другие в качестве эквивалента предлагают пословицу:

За то собаку кормят, что она лает.

Однако, в Большом словаре русских пословиц такой пословицы о собаке нет вообще. Возможно, то что предлагают нам в качестве альтернативы, это адаптированный перевод именно английской пословицы (такое бывает).

8. Every man has his price.

Дословный перевод: У каждого есть своя цена.

Согласно этой пословице, подкупить можно любого, главное предложить достаточную цену. Наблюдение впервые зафиксировано в 1734 году, но, скорее всего, имеет и более давнюю историю.

9. Imitation is the sincerest form of flattery.

Дословный перевод: Подражание – самая искренняя форма лести.

Значение пословицы прямое. Эта формулировка восходит к началу 19-го века. Но сама мысль еще древнее и встречалась в текстах 18-го века, например, в 1714 году у журналиста Юстаса Баджелла:

Imitation is a kind of artless Flattery (Имитация является своего рода бесхитростной лестью).

10. It’s better to light a candle than curse the darkness.

Дословный перевод: Лучше зажечь свечу, чем проклинать темноту.

Вопрос об аналоге снова спорен: в некоторых источниках, где даны английские пословицы с переводом на русский, эквивалентом называют:

Лучше пойти и плюнуть, чем плюнуть и не пойти.

Хочу с этим поспорить. Значение русской пословицы: лучше сделать, чем жалеть, что не сделал. Смысл английской – лучше исправить положение, чем жаловаться на него . Лично мне смысловая составляющая про жалобы кажется первостепенной, поэтому приравнивать эти пословицы я бы не стала.

11. Stupid is as stupid does

Дословный перевод: Глуп тот, кто глупо поступает.

На самом деле это не совсем “народная пословица”, а фраза, которой Форест Гамп отбивался от назойливых вопросов о своем интеллекте:


Фраза ушла в народ 🙂 Прародитель этого выражения – пословица “Handsome is as handsome does” (красив тот, кто красиво поступает) , уже имеющая аналог в русском языке: “Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож”.

12. You can’t make bricks without straw

Дословный перевод: Нельзя сделать кирпич без соломы.

Опять же в некоторых источниках в качестве аналога указывается русское “без труда не вытащишь и рыбку из пруда” . При этом английская пословица говорит не о трудолюбии, а о невозможности выполнить задачу без необходимых материалов.

“It’s no good trying to build a website if you don’t know any html, you can’t make bricks without straw.” (Не пытайся создать веб-сайт, если ты не знаешь HTML: ты не можешь делать кирпичи без соломы).

Согласно википедии выражение берет начало из библейского сюжета, когда Фараон в наказание запрещает давать израильтянам солому, но приказывает делать то же количество кирпичей, как и раньше.

Где искать пословицы и поговорки на английском языке по темам?

Возможно, это не все высказывания, не имеющие русских аналогов, ведь английских пословиц (и их значений) огромное множество. Кстати, ты вполне можешь поискать их самостоятельно в нашей , чтобы насытить свою английскую речь чудесными выражениями. Успехов! 🙂


Top